В.В. Каширина Жизнь, юность и студенчество святителя Феофана, Затворника Вышенского Семья, место и дата рождения Родиной святителя Феофана является Российское Черноземье – плодородные лесостепные территории юго-западной России, имевшие стратегическое значение для Московского царства. Борис Годунов основал в этих местах линию крепостей для защиты от набегов крымских и ногайских татар. К таким военизированным поселениям принадлежал Усть-Чернавский острог (впоследствии город Чернавск или Чернавск-на-Сосне), позволявший русским держать контроль над бродом через медлительную полноводную реку Сосну при впадении в нее мелкого и быстрого притока – Большой Чернавки. Этот брод, как часть Кальмиусского шляха, служил вратами в русские земли для татар во время их опустошительных походов до середины XVII в. 1 В следующем столетии Чернавск утратил значение уездного города, и в 1779 г. за ним официально был закреплен статус села. Ближайшими уездными городами были Елец и Ливны, расположенные в 38 и 28 верстах соответственно. При образовании в 1796 г. Орловск ой губернии село Чернава оказалось в ее границах в составе Елецкого уезда 2 . В XIX в. Чернавск был довольно большим и многолюдным селом на оживленном тракте, соединявшим губернские центры Орел и Воронеж. Через него проходило множество богомольцев, совершавших паломничество в Задонский монастырь. В то время в Чернавске было три действующих храма. Один из них – тот, что располагался на месте упраздненного при Екатерине II Владимирского мужского монастыря – был освящен в честь иконы Божией Матери «Владимирская» 3 . В этом храме служил родитель святителя Феофана – священник Василий Тимофеевич Говоров. Предыдущие поколения предков святителя по мужской линии, как минимум, с первой половины XVIII века 4 проживали в другом уезде, также вошедшим в состав Орловской губернии – Малоархангельском, в селе с двойным названием: Богоявленское или Фошни (Фошня). Многие поколения церковно- и священнослужителей Говоровых служили в этом селе в храме Святого Богоявления. По данным последних исследований, прямая родословная святителя Феофана прослеживается в следующих клириках и причетниках Богоявленского храма: священник Андрей Говоров (1655–1720), дьячок Петр Андреевич Говоров (род. 1687), священник Петр Петрович Говоров (1713–1744), диакон Петр Петрович Говоров (род. 1730) и, наконец, дед святителя – пономарь Тимофей Петрович Говоров (род. 1750) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 3 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 Инок-богослов святитель Феофан Затворник за святость своей жизни и за бессмертные труды свои может быть назван учителем Русской Церкви. Родился святитель Феофан, в мире Георгий Васильевич Говоров, 10 января 1815 года в селе Чернавске, Елецкого уезда, Орловской губернии, в семье священника. Первоначальное обучение дано ему было в родительском доме и в духовном училище в городе Ливнах. Затем в 1829 году он поступил в Орловскую духовную семинарию. Отлично окончив семинарию, Георгий Говоров в 1837 году поступил в Киевскую Духовную академию. 15 февраля 1841 года студент Говоров был пострижен в монашество с именем Феофан ректором Академии архимандритом Иеремией 1 . 6 апреля того же года ректор Иеремия, в то время уже епископ Чигиринский, викарий Киевского митрополита, рукоположил инока Феофана в иеродиакона, а 1 июля — в иеромонаха. В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил Академию со степенью магистра богословия за курсовое сочинение “Обозрение подзаконной религии” и был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища. 7 декабря 1842 года отец Феофан определен инспектором Новгородской Духовной семинарии и преподавателем психологии и логики, а в конце 1844 года его перевели в Петербургскую Духовную академию на должность бакалавра нравственного и пастырского богословия. С 22 марта 1845 года на иеромонаха Феофана возложена должность помощника инспектора Академии, а 3 июля он был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов. 21 августа 1847 года отец Феофан назначен членом Русской духовной Миссии в Иерусалиме, возглавляемой архимандритом Порфирием (Успенским), известным церковным археологом. В 1854 году Духовная Миссия была отозвана из Иерусалима в Россию. За свои труды и заслуги в Миссии иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита и назначен в Петербургскую Духовную академию бакалавром канонического права, а через полгода — на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии. В 1856 году архимандрит Феофан был послан в Грецию на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе.

http://pravmir.ru/zhizn-i-deyatelnost-sv...

В январе 1974 года исполнилось 80 лет со дня кончины инока-богослова епископа Феофана Затворника , который за святость своей жизни и за бессмертные труды свои может быть назван учителем Русской Церкви. Родился святитель Феофан, в мире Георгий Васильевич Говоров, 10 января 1815 года в селе Чернавске, Елецкого уезда, Орловской губернии, в семье священника. Первоначальное обучение дано ему было в родительском доме и в духовном училище в г. Ливнах. Затем в 1829 году он поступил в Орловскую духовную семинарию. Отлично окончив семинарию, Георгий Говоров в 1837 году поступил в Киевскую духовную академию. 15 февраля 1841 года студент Говоров был пострижен в монашество с именем Феофан ректором академии архимандритом Иеремией 1 . 6 апреля того же года ректор Иеремия, в то время уже епископ Чигиринский, викарий Киевского митрополита, рукоположил инока Феофана в иеродиакона, а 1 июля – в иеромонаха. В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со степенью магистра богословия за курсовое сочинение «Обозрение подзаконной религии» и был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища. 7 декабря 1842 года отец Феофан определен инспектором Новгородской духовной семинарии и преподавателем психологии и логики, а в конце 1844 года его перевели в Петербургскую духовную академию на должность бакалавра нравственного и пастырского богословия. С 22 марта 1845 года на иеромонаха Феофана возложена должность помощника инспектора академии, а 3 июля он был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов. 21 августа 1847 года отец Феофан назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, возглавляемой архимандритом Порфирием (Успенским) , известным церковным археологом. В 1854 году Духовная Миссия из Иерусалима была отозвана в Россию. За свои труды и заслуги в Миссии иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита и назначен в Петербургскую духовную академию бакалавром канонического права, а через полгода – на должность ректора Олонецкой духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Феофан, затворник Вышенский (+ 1894) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 10 янв. Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское, Елецкого уезда, Орловской губернии. Его отец, Василий Тимофеевич, был священником Владимирской церкви села Чернавского и всю жизнь отличался глубоким благочестием. Мать святителя, Татьяна Ивановна, происходила из священнической семьи и имела тихий, кроткий нрав и любвеобильное сердце. Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме. Благочестивые родители старались дать ему воспитание в духе христианской любви и церковности. Уже в детстве у Георгия стали проявляться яркие черты его характера: от отца он унаследовал живость и чистоту ума, от матери — нежное, любящее сердце, кротость, скромность и впечатлительность. В 1823 г. отрок Георгий поступил в духовное училище, легко прошел шестилетний курс и в 1829 г., в числе лучших учеников, был переведен в Орловскую семинарию. Георгий Говоров с большим прилежанием изучал преподаваемые науки, но особый интерес возбудили в нем уроки психологии. В годы учебы, после паломничества в Задонский монастырь, где почивали мощи святителя Тихона Задонского, в то время еще не прославленные, у Георгия появилось необычное, все более возрастающее благоговение к святителю Тихону Задонскому. (В 1861 г., уже в сане епископа, он принял участие в торжественном открытии мощей святителя Тихона.) Отлично окончив семинарию в 1837 г., Георгий Говоров получает назначение в Киевскую Духовную академию, которая в те годы находилась в цветущем состоянии. Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров), прозванный за святость жизни Филаретом Благочестивым, уделял большое внимание развитию внутренней, духовно-религиозной жизни студентов академии. Это было время ее расцвета как по доброму, нравственному направлению жизни академии, так и по обилию талантов в профессорской корпорации. В академии завершилось образование и ясно определилось общее направление нравственной жизни Георгия Говорова.

http://sedmitza.ru/lib/text/436775/

§1. Начальный период жизни и воспитание преосв. Феофана (1815–1841 гг.) Всяко древо доброе плоды добры творить. Матф. 7, 17 . «Даровитость с трудолюбием дают полезных и великих деятелей». Преосв. Феофан. «Мысли на каждый день года». Преосвященнейший Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года 3 , в селе Чернавске, Елецкого уезда, Орловской губернии. Отец его, Василий Тимофеевич Говоров, был священником при Владимирской церкви этого большого села, бывшего некогда городом 4 . Будучи родом также из Орловской губернии (из села Фашни, Малоархангельского уезда), отец Василий и супругу, по имени Татьяну Ивановну, имел также родом из этой губернии (она была дочь священника из села Паниковца, Елецкого уезда). Он был человек весьма выдающийся по своему уму и образованию, окончив курс наук со званием студента в Севской духовной семинарии 5 , и по окончании в ней курса, был при ней же оставлен в качестве сениора, на каковой должности прослужил два года; а затем, в самом начале истекающего столетия, епископом Орловским и Севским Досифеем был рукоположен во священника с назначением на праздное место к означенной Владимирской села Чернавска церкви. Как человек, выделявшийся в среде других своих собратий по священству и умом, и образованием, и строго-благочестивой жизнью, отец Василий немного спустя по назначению на священническое место назначен был благочинным и несколько десятилетий пробыл в этой важной и ответственной должности. В Чернавске же, или в большем или меньшем отдалении от Чернавска, вообще в той же Орловской губернии, в Елецком и других уездах, было (и доселе еще осталось) много и более или менее близких сродников преосв. Феофана, из коих некоторые получили известность в том или другом отношении. Таковы, прежде всего, сродники из поколения самого отца В.Т. Говорова, который имел многочисленное семейство, состоявшее из четырех сыновей и трех дочерей, в числе коих Г.В. Говоров был далеко не из первых по старшинству лет. Старше его в семействе о.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

из Афонского архива святителя Феофана Затворника ЖМП 3 март 2012 /  16 марта 2012 г. 01:01 Афонский архив святителя Феофана Затворника Ядром архивной коллекции Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника является личный фонд святителя, находящийся в Архиве Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон (АРСПМ).  О том, что на Афоне в Новом Руссике находятся рукописи святителя Феофана, исследователям было известно еще при начале работы над изданием. На это указывали и некоторые дореволюционные биографы, рассматривавшие жизнь и труды святителя Феофана, изучение которых началось после его смерти в 1894 году. Однако не было достоверной информации о том, какие именно документы святителя хранятся на Афоне, невозможно было оценить объем, а главное, ценность этой коллекции, определить сохранность рукописей. Ситуация изменилась после двух экспедиций сотрудников Издательского Совета в Свято-Пантелеимонов монастырь, состоявшихся в мае и октябре 2011 года. Первую экспедицию возглавил автор этих строк, вторую – заместитель Председателя Издательского Совета игумен Евфимий (Моисеев). После получения благословения священноначалия русской обители на Афоне членам экспедиций были переданы цифровые копии рукописей святителя Феофана. С некоторыми наиболее важными манускриптами удалось ознакомиться непосредственно. Первое, что хотелось бы отметить, это хорошее состояние рукописей, а также разработку подробной аннотированной описи личного фонда, сделанную с учетом достижений современной археографии. В этом великая заслуга священноначалия обители, а также заведующего библиотекой и архивом монастыря монаха Ермолая.  Сразу после того, как перед глазами исследователей предстали первые архивные сокровища из фонда святителя Феофана, возник закономерный вопрос: каким образом этот фонд, аккумулирующий в себе, очевидно, значительное количество рукописей из затворнической кельи святителя в Вышенском монастыре, оказался на Афоне? Известно, что святитель тесно сотрудничал с издательством Пантелеимонова монастыря, особенно в последние годы жизни. После его смерти часть прав на наследство получил его племянник А. Г. Говоров, но в 1896 году он умер, и наследство перешло к его четырем детям, которые через своего опекуна диакона Василия Сахарова продали рукописи творений святителя Феофана и право на их издание Свято-Пантелеимонову монастырю за 10000 рублей серебром1. Еще до заключения этой сделки о намерении опекуна детей А. Г. Говорова продать архив святителя Феофана Руссику по причине их тяжелого материального положения говорится в письме принявшего заведование делами А. Г. Говорова после его смерти священника Михаила Хитрова насельнику Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаху Владиславу (Попову)2, проживавшему в то время на подворье обители в Москве.

http://e-vestnik.ru/docs/afonskiy_arhiva...

В. Баданов Скачать epub pdf Епископ Феофан Затворник (Говоров) (1815 – 1894) – крупнейший духовный писатель России второй половины XIX в., знаменитый православный подвижник, доктор богословия, переводчик церковной святоотеческой литературы (в том числе многотомного труда «Добротолюбие») – был официально причислен к лику святых только в год 1000-летия принятия Христианства на Руси (1988 г.), хотя еще при своей земной жизни он почитался верующими как угодник Божий. Георгий Васильевич Говоров родился 10 (23) января 1815 г. в семье священника Орловской губернии. После окончания школы и семинарии он поступил в Киевскую духовную академию, в стенах которой и принял монашество (1841 г.) под именем Феофан. С 1844 по 1847 г. он читал лекции в Санкт-Петербурге, будучи бакалавром кафедры нравственного и пастырского богословия столичной духовной академии. На основе этих лекций позднее вышла первая книга Феофана под названием «Путь ко спасению», принесшая автору большой авторитет среди православных христиан Российской Империи. Важнейшей вехой в жизни святителя Феофана стало шестилетнее пребывание его на Ближнем Востоке (1848 – 1854 гг.) в составе русской духовной миссии, возглавляемой о. Порфирием Успенским . В апреле 1855 г. Феофан был возведен в сан архимандрита и определен в Санкт-Петербургскую духовную академию бакалавром по кафедре канонического права. 12 сентября 1855 г. он получает новое назначение – на должность ректора Олонецкой духовной семинарии и отправляется в Петрозаводск. К моменту прибытия в столицу Олонецкой губернии Феофан уже сформировался как убежденный православный подвижник и христианский просветитель. Олонецкий период в жизни ректора Феофана до сих пор не получил достаточного освещения в исторической литературе. Между тем именно этот период особенно важен для всестороннего понимания особенностей личности и творчества святителя во время его затвора в Вышенской пустыни. Дело в том, что 1855 – 1856 гг. были весьма продуктивны для Феофана как педагога-воспитателя, духовного наставника и ознаменовались активной проповеднической деятельностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В.В. Каширина Святитель Феофан (Говоров) – архипастырь земли Тамбовской Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский В своем первом «Слове при вступлении на паству», произнесенном в городе Тамбове 5 июля 1859 г., святитель Феофан так обозначил главную задачу своей деятельности: «Начертать образ здравого учения христианского, которому надобно внимать» 186 . Как архипастырь Тамбовской земли, он являл своей пастве пример ревностного делателя на ниве церковной, проявляя свои разносторонние дарования во многих областях епархиальной жизни, заботясь о благочинии в храмах и монастырях, воспитании и образовании и т.д. В Тамбовской духовной семинарии святитель открыл класс иконописи, в котором обучалось до 100 воспитанников. Возможно, решение открыть иконописный класс он принял после первой поездки по епархии в июле – августе 1859 г., когда лично увидел, как расписаны храмы и какие иконы в иконостасах. В августе этого же года он потребовал от духовенства приобретать иконы для иконостасов, написанные в древнерусской традиции. 14 августа 1859 г. протоиерей Леонтий Кривополянский из города Борисоглебска сообщал в консисторию, «что во вновь выстроенной в г. Борисоглебске церкви настоящий иконостас еще не устроен» 187 . Святитель положил на прошении такую резолюцию: «Чтоб иконы были не италианской живописи, а православной церковной» 188 . Аналогичное требование он предъявил к священнику Гавриилу Гиляровскому, священнику Иоанну Введенскому и церковному старосте из села Дуплятого Кургана Тамбовского уезда, написав на их прошении об обновлении иконостаса: «Обязать их, – чин икон чтобы был писан сколько можно близко к византийскому штилю» 189 . 24 августа 1861 г. святитель обязал консисторию распространить по епархии циркуляр о том, «чтобы священноцерковнослужители, равно и прихожане, желающие устроять иконостасы, представляли планы иконостасов и рисунки икон тщательно отделанные и нарисованные не карандашом, а тушью или красками» 190 . Библиотеку духовной семинарии святитель Феофан пополнял лично.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

митрополит Климент (Капалин) Аннотация. В ноябре 1842 года иеромонах Феофан (Говоров) был назначен на должность инспектора Новгородской семинарии. Новгородская семинария была одним из старейших учебных заведений Русской Церкви, начало которой было положено в 1706 году. Она имела богатейший библиотечный фонд, что способствовало приобретению студентами навыков работы с книгами. Являясь инспектором, святитель Феофан осуществлял наблюдение за учебно-воспитательным процессом семинарии. Главным его принципом было раскрытие перед студентами глубины православного учения и добродетельной жизни на основе учений отцов Церкви. Не только во время лекций, но и вне занятий он учил юношей постоянному памятованию о Боге, умеренности в отношении к материальным потребностям и труду. В 1843 году в журнале «Маяк» была опубликована первая статья святителя Феофана, и с этого времени начались многолетние отношения с издателем журнала С.О. Бурачек. После окончания Киевской духовной академии иеромонах Феофан (Говоров) был назначен на должность руководителя и учителя Киево-Софийских духовных училищ 114–124]. Пребывание иеромонаха Феофана в Киеве и духовное укрепление у его древних святынь было непродолжительным. Менее чем через полтора года он был переведен в Новгородскую духовную семинарию. На заседании святейшего синода 13 ноября 1842 года обер-прокурор граф Н.А. Протасов назвал имена двух кандидатов на вакантную должность инспектора Новгородской семинарии, представленных митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Амфитеатровым) из числа наставников духовных школ, подведомственных Киевской духовной академии. Помимо смотрителя Киево-Софийских училищ иеромонаха Феофана предлагался также профессор Полтавской семинарии иеромонах Феодосий (Шаповаленко 1 1–2 об.]. Из этих двух кандидатов 27 ноября того же года инспектором Новгородской семинарии был утвержден иеромонах Феофан 3–3 об.], а 7 декабря состоялось его назначение, причем вместе с инспекторской должностью он получил место профессора психологии и логики 12–14; 31, 3; 23, 423].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Роман Катаев Скачать epub pdf 23 января – день памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского , бывшего преподавателем и ректором Санкт-Петербургской православной духовной академии. По свидетельству современников о. Феофан был «руководителем и отцом академических студентов и обращался с ними, как отец со своими детьми». При его ректорстве академию окончили И.Осинин, заслуженный профессор СПбДА; И.Нильский , расколовед, профессор СПбДА; И.Е.Троицкий , знаменитый церковный ученый, профессор СПбДА; митрофорный протоиерей А. Парвов, канонист, профессор СПбДА, председатель Учебного комитета; протоиерей Н. Верховский, духовный писатель; учился епископ Енисейский и Красноярский Акакий (Заклинский). 13 июня 1857 года на место знаменитого богослова и церковного историка, будущего митрополита Московского и Коломенского, ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Винницкого Макария (Булгакова) был назначен настоятель посольской церкви в Константинополе архимандрит Феофан (Говоров). Георгий Васильевич Говоров родился 10 января 1815 года в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. Выпускник Ливенского духовного училища, Орловской духовной семинарии и Киевской духовной академии, он был определен в 1841 году, по окончании академии, профессором Новгородской семинарии, а 1844 году переведен Санкт-Петербургскую академию бакалавром нравственного и пастырского богословия. По своей «религиозной склонности», как отмечает профессор И. Чистович , он в 1847 году отправляется в Иерусалим в Русскую Духовную Миссию. После прекращения действия миссии в 1855 году возвращается в академию бакалавром церковного законоведения, но опять ненадолго: через полгода его переводят ректором Петрозаводской духовной семинарии, а 21 мая 1856 года он назначается настоятелем посольской церкви в Константинополе. В новой должности ректора столичной академии архимандрит Феофан проявил себя человеком высоких духовных качеств. При ректоре Феофане студенты вздохнули после тяжелого режима ректора Макария – отметил составитель биографического словаря студентов академии А. Родосский .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010