иером. Макарий Симонопетрский Память святителя Феофана Начертанного, творца канонов, епископа Никейского, исповедника 571 Св. Феофан родился в 778 г. в Палестине, в семье благочестивых родителей, особо отличавшихся добродетелью странноприимства. Получив достойное образование, Феофан в возрасте двадцати двух лет поступил в монастырь Святого Саввы вместе со старшим братом, прп. Феодором. Попечение о них доверили святому монаху Михаилу дек.], который наставил их в грамматике, философии и поэтическом искусстве. Когда наставник постриг братьев в монахи, он также приобщил их к искусству искусств и науке наук 572 . Феофан во всем следовал примеру брата и не меньше Феодора блистал смирением и послушанием, так же как мудростью и даром сочинения священных песнопений. Когда св. Михаил был назначен синкеллом 573 Иерусалимской патриархии, он поселился вместе с двумя учениками в монастыре Спудеев, возле храма Воскресения (811). Немного позже патриарх Фома рукоположил обоих братьев и отправил их, вместе со св. Михаилом и монахом Иовом, с духовной миссией в Рим для утверждения истинной веры и поддержки Иерусалимской Церкви, угнетаемой арабами. Их путь лежал через Константинополь. Прибыв туда, они поселились в монастыре Хора 574 , где обычно принимали монахов из Палестины. В это время умер император Михаил I Рангаве, к власти пришел Лев V и незамедлительно начал гонения на почитателей святых икон (815). Принятые императором, св. Михаил и его ученики не колеблясь порицали его и призывали вернуться к Православию. В ответ Лев V приказал подвергнуть четырех монахов бичеванию и заключить в тюрьму, называвшуюся Фиал. В темнице исповедники отказались принимать пищу из рук еретиков. Они мужественно противостояли попыткам подчинить их, которые предпринимал Иоанн Грамматик, будущий иконоборческий патриарх. Тогда их разделили: св. Михаил и Иов остались в тюрьме Фиал, а братья были сосланы в крепость, находившуюся в устье Босфора. Ее наместник получил приказ обращаться с пленниками грубо и лишить самого необходимого для существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сортировать по Исключить новости Жизнь и творения Преподобного Феофана Начертанного Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 26 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 1 Преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский (или Никийский), столько прославляется святою Церковью как творец канонов, сколько же ублажается как исповедник Христов. “Писанием твоего всечестнаго и чистаго, мудре, лица, — говорится в каноне на день его памяти, — безбожных писания измазуеши” 2 . Не случайно, говоря о трудах преподобного Феофана, архиепископ Филарет Черниговский пишет: “Великий подвиг его для Церкви должен был начаться не в пустыне; этот подвиг был подвиг исповедничества” 3 . Ту же мысль находим в светильне службы святому, где наряду с признанием его песнописцем говорится о его мученичестве: “Феофане, Церкви явился еси песней сиянием и светом лица твоего, на немже Христовы язвы носил еси” 4 . Так входит этот исповедник Христов, носящий начертание Христовых язв на своем лице, в число песнопевцев Православной Церкви, составляющих основу ее богослужебно-литургиче­ского чина и являющихся оплотом литургического богословия. Преподобный Феофан и его старший брат преподобный Феодор Начертанный были детьми благочестивых родителей родом из Аравии 5 , в доме которых получили основательное образование. Биографы преподобного Феофана указывают, что родители его отличались особенным страннолюбием. В Минее есть канон на 22 сентября (его положено читать на повечерии), прославляющий память “преподобного Ионы пресвитера, отца Феофанова, творца канонов, и Феодора Начертанного”. Таким образом, Церковь не только совершает память обоих братьев, но ублажает и их отца. В 3-й песни этого канона говорится о детях преподобного Ионы: “Привел еси семя твое Господу” 6 . Нужно заметить, что у жизнеописателей преподобного Феофана мы не находим ссылок на этот канон, свидетельствующий об отце преподобных братьев. Однако архиепископ Филарет Черниговский указывает, что преподобные Феофан и Феодор продолжали свое образование в лавре “у одного пресвитера, сколько благочестивого, столько же и ученого” 7 . Вопрос о родителе преподобных, очевидно, нуждается в дальнейшем уточнении и исследовании. Был ли их отец пресвитером, или “благо­честивый пресвитер” был только учителем братьев?

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

В связи с именем этого гимнографа и его творчеством встает многолетняя проблема авторской и редакторской атрибуции Постной триоди. Традиционно считается, что в создании этой богослужебной книги самое активное участие принял Иосиф Студит, брат Феодора, тогда как Иосифу Сицилийцу нужно приписать минейные и октоишные каноны . Так, например, А.А. Дмитриевский безапелляционно заявляет: «Появление на страницах нашей Постной триоди произведений указанных песнотворцев, несомненно, оказало влияние на исчезновение в надписании названия главных авторов, святых братьев Студитов Феодора и Иосифа, но позднейшие редакторы этой книги сохранили, однако же, незабвенные для потомства имена в надписаниях при самих творениях их, содержащихся в Триоди. И достаточно просмотреть внимательно эту книгу, чтобы убедиться со всей очевидностью, во-первых, в громадном численном превосходстве здесь песнопений святых братьев Студитов пред произведениями прочих песнотворцев и, во-вторых, что древние рукописи, следовательно, не без основательных причин всю книгу надписывали их именами». Более того, он говорит: «Творения святых Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Феофана Начертанного, митрополита Никейского (каноны в неделю Православия на утрени и повечерии и в среду четвертой седмицы), Георгия Писидийского (акафист Богоматери в субботу пятой седмицы), Иоанна, митрополита Евхаитского (два канона святому мученику Феодору Тирону), Филофея, патриарха Константинопольского (служба святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, во вторую седмицу поста), Георгия, архиепископа Никомидийского (канон в неделю мытаря и фарисея) и некоторых других песнописцев хотя и входят в состав нашей современной Триоди постной, но составляют сравнительно незначительную часть ее содержания. К тому же, большинство этих произведений появилось на страницах данной книги уже в сравнительно позднее время, в XIV–XV веках, после того как Постная триодь окончательно сформировалась в особую церковно-богослужебную книгу и уже имела широкое применение в богослужебной практике Византийской Церкви» . Надо признать, что один только приведенный перечень авторов и их произведений несколько противоречит тезисам литургиста. Ср. следующее, более осторожное, высказывание: «Весь… строй этой богослужебной книги (Триоди постной. – Г.Б.) продуман преподобным Феодором, для нее им написаны стихиры, каноны и трипеснцы, и вместе со своим братом Иосифом, епископом Солунским, он признается составителем Триоди» .

http://pravoslavie.ru/put/34131.htm

Гимнография Скачать epub pdf – Что такое «гимнография»и какое она имеет для нас значение? – Слово «гимнография» – греческого происхождения, производится от двух слов: «имнос» – песнь и «графо» – пишу; это – песни, составленные церковными авторами для богослужебного употребления. Не все тексты, исполняемые за богослужением, относятся к гимнографии; есть и молитвословия других типов: библейские тексты, ектении, молитвы. Гимнография – собственно продукт деятельности церковных песнописцев. Если песнопения, взятые из Священного Писания , можно сказать, Церковь получила в готовом виде как дар (если угодно, наследство) от библейской эпохи, то гимнография – плод творчества самой Церкви, аккумулирование опыта ее многовековой истории и самой жизни. И хотя авторитет библейских песнопений всё равно остается де-факто более высоким, в современном богослужении гимнография занимает видное положение. Гимнографические тексты разных жанров присутствуют в любом богослужении, а на самых значимых службах суточного круга – вечерне и утрене (напомним, что в строгом смысле Литургия не является службой суточного круга) удельный вес гимнографического материала достаточно велик. – Когда были составлены употребляемые ныне песнопения? – Часть песнопений была составлена в V – VII вв. (тропари, кондаки преп. Романа Сладкопевца ), однако подавляющее большинство греческих песнопений, вошедших в наше богослужение, было написано выдающимися авторами VIII – IX вв, из которых можно особенно отметить преп. Андрея Критского , преп. Иоанна Дамаскина , преп. Косму Маюмского, свят. Германа Константинопольского , преп. Феодора Студита , преп. Иосифа Песнописца, преп. Феофана Начертанного. Есть и более поздние греческие песнопения, написанные вплоть до XIV века. Если же говорить о службах русским святым, то песнотворчество в нашем государстве возникает в XV веке и в XVI – XVII вв. достигает своего расцвета. Есть и песнопения, написанные уже в новейшее время; в основном это – песнопения служб новомученикам и другим святым Русской Церкви XX века (например, выдающийся литургист середины XX века священноисповедник Афанасий (Сахаров) , епископ Ковровский, составил службу всем святым в земле Русской, которую мы совершаем в первое воскресенье Петрова поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Глава I. Богослужение общественное и частное Богослужение общественное охватывает круг служб, совершаемых в течение суток, седмицы, месяца и года. В нем участвует вся полнота членов Церкви, приходя в многочисленные храмы. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Все другие службы: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы с включенными в них памятями празднуемых на каждый день святых и великих праздников – духовно готовят членов Церкви к достойному участию в Евхаристии. Богослужение частное выделяется из этого цельного круга богослужений, учитывая личные нужды каждого христианина и приспосабливаясь к обстановке и возможностям жизни каждого человека. Этот вид богослужений охватывает Таинства и обряды Церкви, во время которых пастырю приходится индивидуально воздействовать на жизнь каждого верующего человека, неся ему Божие благословение и духовно его обновляя. 1. Периоды в истории богослужений Русской Церкви История богослужений в нашей Церкви делится на несколько периодов и находится под непрерывным влиянием богослужения греческого.. Систематическое указание на порядок и образ совершения церковных служб находится в церковно-богослужебной книге, именуемой Типикон, или Устав. В первый раз церковный устав был начертан на письме преподобным Саввой Освященным в VI веке и получил название палестинского, или иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хозроя на Палестину. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, восстановил иерусалимский устав, дополненный в VIII веке трудами преподобных Иоанна Дамаскина  и Косьмы Маюмского. В таком виде устав скоро вошел в употребление в церквах греческих и особенно в Студийской обители в Константинополе. В этой обители он был снова восполнен песнопениями Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита , брата его Иосифа, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и Григория, митрополита Никомидийского. Из последующих дополнений устава особенно замечательны сделанные в X веке монахом обители св. Саввы Марком, впоследствии епископом Идрутским. Он внес в устав правила о песнопениях греческой Церкви, составленные в IX u X веках, и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников. В последующее время над обработкой церковного устава трудились Никон Черногорец (XI век) и Филофей, патриарх Константинопольский (XIV век). Некоторые статьи Филофеева устава вошли и в славянские списки устава. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Д.Г. Полонский В статье рассматриваются исторические обстоятельства создания и распространения в византийской, восточно- и южнославянской гимнографии церковной службы папе римскому Льву Великому , вошедшей в XII–XVII вв. в рукописи служебных февральских Миней. Содержание необычного для православной гимнографии канона папе Льву объясняется взглядами его автора Феофана Начертанного (Грапта), принадлежавшего к монашеской оппозиции иконоборческим властям Византии первой половины IX в. Теме притязаний римских епископов эпохи поздней античности и раннего Средневековья на высший духовный авторитет и верховную каноническую власть над другими церквами христианского мира посвящено немало обстоятельных исторических исследований 1 . Эти притязания, основанные на идее уникальной провиденциальной роли апостола Петра как первого епископа Рима, начали систематически проявляться в риторике и установлениях римского понтификата начиная со второй половины IV в. 2 В середине V в. концепция юридической преемственности папами римской кафедры как «апостольского престола» непосредственно у св. Петра была по-новому обоснована Львом I Великим, занимавшим эту кафедру в 440–461 гг. 3 В 451 г. более 300 епископов, созванных императором Восточной Римской империи Маркианом на IV Вселенский собор в Халкидоне, утвердили в качестве важнейшего вероучительного документа направленное против монофиситов догматическое послание папы Льва (известное также как Leonis Magni Tomus ad Flavianum, или Томос) о соединении в одном лице божественной и человеческой природы Иисуса Христа 4 . Участники собора сочли сформулированный понтификом догмат «столпом» христианской веры, которую, как решили епископы, через папу Льва провозгласил сам апостол Петр 5 . Папа Лев отсутствовал на IV Вселенском соборе, но посланные им легаты, а затем он сам и его преемники на римской кафедре не признали и активно оспаривали установленное тем же собором 28-е правило, согласно которому Константинополь, имевший статус имперской столицы на христианском Востоке, был уравнен в церковно-административных правах с Римом 6 . Несмотря на это, выдающаяся роль папы Льва Великого в ниспровержении доктринального господства монофиситов послужила причиной почитания римского понтифика в Византии. Начало такого почитания можно отнести к 518 г., когда император Юстин I предписал подданным исповедание принятой IV Вселенским собором христологии, повелев внести имя папы Льва в диптихи 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ СИНКЕЛЛ [Греч. Μιχαλ Σγκελλος] (760 или 761 - 4.01.846), прп., исп. (пам. 18 дек.), богослов; прозвище Святоградец (Αγιοπολτης). Источники Сохранилось пространное анонимное Житие М. С. (BHG, N 1296), составленное вскоре после смерти святого и сообщающее основную информацию о нем. Дополнительные сведения содержатся в исторических и агиографических источниках, из которых наибольшее значение имеет похвальное Слово Феодору Начертанному (BHG, N 1746), написанное Симеоном Метафрастом, в котором сохранились фрагменты подлинных документов IX в. с упоминанием М. С. Биография М. С. род. в Иерусалиме в знатной богатой семье. Он был персидского (Περσογενς - вероятно, подразумевается арабское или сиро-персидское) происхождения. У родителей М. С. долгое время рождались только девочки, пока его мать не дала обет посвятить мальчика в храм Воскресения (Гроба Господня). Когда ему было 3 года, родители во исполнение обета привели его в храм, где патриарх Феодор I посвятил его в чтецы. Затем М. С. проходил начальное обучение у частного учителя, а после этого по повелению патриарха изучал грамматику, риторику и философию, а также начатки поэтического искусства и астрономии. Этими науками М. С. овладел необыкновенно быстро, после чего посвятил себя постам и молитвам. После смерти отца мать и сестры постриглись в монахини. М. С. отдал часть имущества в их монастырь, остальное же распродал и, раздав деньги бедным, удалился в Саввы Освященного лавру (близ Иерусалима). Ему было тогда 25 лет. В лавре М. С. провел 18 лет в строжайшем посте. Через 12 лет Иерусалимский патриарх Фома I по просьбе игумена рукоположил его во пресвитера. Еще через 2 года игумен по прошению М. С. предоставил ему отшельническую келью. Настоятель препоручил его заботам буд. исповедников братьев Феодора и Феофана (впосл. известных как Начертанные), к-рым М. С. дал также и светское образование. Когда святому исполнилось 50 лет, патриарх Фома назначил его своим синкеллом (келейником), определив ему местом жительства мон-рь Спудеев в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/2563766.html

Отдел третий Несколько сведений, замечаний и наблюдений касательно хода развития церковно-исторической науки у нас, в России Глава первая Русская церковно-историческая наука: – Невысокая степень развития русской церковно-исторической науки; – позднее появление церковно-исторической науке в ряду других наук в России; – проект духовных школ Феофана Прокоповича (нач. XVIII в.) и место, отводимое здесь проектом, для указанной науки; – неудовлетворительное состояние той же науки в начале и середине XVIII века; – заботы московского митрополита Платона о насаждении церковно-исторической науки в семинарии и Славяно-греко-латинской академии во второй половине XVIII века и в начале XIX-ro; его распоряжения и инструкции, изданные по этому случаю; взгляд Платона на «просветительный» характер исторических наук, скромные размеры программы, начертанной Платоном в видах развития школьных церковно-исторических познаний. – Церк. историк Мефодий Смирнов, архиеп. Тверский, характеристика его, церковно-исторической его труд: Liber Historicus ei cer., награды, полученные историком за свой труд; – содержание этой книги, оценка её качеств. – Наступление лучших времен для церковно-исторической науки, устав духовных Академий и семинарий 1814 года, значение этого устава для рассматриваемой науки, появление взгляда на эту науку, как на «общее святилище», возникновение желания насадить «философию истории» в дух. Академиях, преждевременность подобного желания. – Церковный историк Иннокентий Смирнов еписк. Пензенский, биографические сведения о нем, сочинение его: «Начертание церковной истории», условия появления труда, источники автора «Начертания», достоинства и недостатки этого сочинения; 50-летняя служба «Начертания» на пользу науки, – Оценка устава 1814 года, благоприятное и неблагоприятное влияние его на успехи церковно-исторической науки, – перечисление лиц, оказавших услуги этой науке и воспитавшихся при действии устава 1814 года. – Церковный Историк профессор Чельцов, его сочинение: «История христианской церкви» (том I) содержание сочинения, несамостоятельность труда, предприятие – оказавшееся без продолжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Поиск по сайту Поступил в продажу 71-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 6 февраля 2024г. Источник: Седмица.Ru МОСКВА. Поступил в продажу 71-й алфавитный том «Православной энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «Ф». Открывает настоящее издание статья об архиепископе Феодоре (племяннике преподобного Сергия Радонежского), основателе Московского Симонова монастыря и завершает 71-го том подробный материал о великом православном святом Феофане Затворнике, духовном писателе и богослове. Особенностью тома является его преимущественно биографический характер. В частности том содержит информацию об аскетическом писателе епископе Эдесском Феодоре; благоверном князе Феодоре Стародубском, убитом в Орде; преподобном Феодоре, игумене монастыря Хора в Константинополе; египетском подвижнике Феодоре, основателе нитрийского монашества; преподобном Феодоре Молчаливом, подвизавшемся в Киево-Печерском монастыре; преподобномученике Феодоре, умученном князем Мстиславом Святополчичем; пострадавшем при Юлиане Отступнике Феодоре Антиохийском; мученике Пергийском Феодоре, убитом при императоре Антонине Пие; преподобном Феодоре (Иване Ушакове), дяде адмирала Федора Ушакова, прославленном в Санаксарском монастыре. Том содержит статью и о самом выдающемся русском флотоводце Федоре Ушакове. Приводятся подробные биографические данные, рассказывается о канонизации и иконографии святого. В статье о епископе Мопсуестийском Феодоре рассказывается о предшественнике несторианства, выдающемся представителе Антиохийской школы, почитаемом в Церкви Востока. Подробно рассматриваются его сочинения, антропология, христология и мариология. Читатель сможет узнать о деятельности выдающегося византийского писателя Феодора Метохита, писавшего под влиянием Плутарха; византийского исповедника второго периода иконоборчества Феодора Начертанного; византийского церковного историка Феодора Чтеца. Российскому читателю вероятно будет знаком образ боярина Феодора, умученного в Орде вместе с князем Михаилом, а также благоверного княжича Феодора Ярославича, старшего брата Александра Невского. К числу сербских святых относится Феодор (Сладич), сожженный турками в Боснии в 1788 г. Сербскую тему продолжают биографии агиографа и гимнографа Феодосия Хилендарца и архиепископа Белградского и митрополита Сербского Феодосия (Мраовича), короля Стефана Драгутина (в монашестве Феоктиста). Болгария представлена известным исихастом, продолжателем дела преподобного Григория Синаита Феодосием Тырновским.

http://old.sedmitza.ru/text/10358846.htm...

Церковные песнотворцы «Церковные песнотворцы» монахини Игнатии — уже ставший классическим труд о литургических поэтах Православной Цекрви. «Церковные песнотворцы» блестяще совмещают объективность научного очерка, глубину духовного размышления и богословский анализ. Читатель найдет в книге монахини Игнатии очерки о творчестве Космы Маюмского, Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Германа Константинопольского, Кассии Константинопольской, Феофана Начертанного, Феодора Студита, Иосифа Песнописца, русских гимнографов. «Там, где профессиональные исследователи остановятся в сознании, что за этой гранью уже не работают их методы, монахиня Игнатия берется за перо. Имея форму научных статей, ее труды кардинально отличаются от них по сути, преследуют иные цели. Первая опубликованная статья монахини Игнатии, посвященная творчеству преподобного Космы Маиумского, имеет подзаголовок «Духовные размышления». Эти слова наиболее точно раскрывают специфику ее работ. Почему именно ее размышления над древними песнопениями ценны для нас? Прежде всего потому, что ее взгляд — это взгляд человека, укорененного в Предании. Прежде чем взяться за перо, монахиня Игнатия в течение 60 лет воспитывалась ежедневным чтением службы, вниманием к праздничному богослужению в храме. Она многократно ПРОЖИЛА весь церковный год, впитала в себя почти каждую строчку наших богослужебных книг. Церковные гимны перестали быть для нее сухими и слишком далекими, раскрылись во всей своей красоте и глубине. Их авторы стали ей близки и понятны, подлинно стали ее ДРУЗЬЯМИ. Поэтому большинство статей этого тома — творческие персоналии песнотворцев. Монахиню Игнатию интересует прежде всего духовный облик песнописца, неповторимые черты его души, нашедшей себя в предстоянии Богу и выразившейся в слове. Общее для всех песнописцев — устремление к Единому Богу и поэтический дар. Душа и путь каждого неповторимы, и слово их выражает одно стремление бесконечно многообразно. Антология монахини Игнатии поневоле выборочна. (Так, в нее не вошел разбор творчества замечательного византийского гимнографа Иоанна, митрополита Евхаитского.) Но близость автора, нашего современника, с великими песнотворцами прошлого, проникновенность их отношений делают и для нас ближе и яснее неизменный и вечно новый голос Предания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010