В.Г. Добронравов Предисловие Память о строителе иеромонахе Клеоне сохраняется и чтится в Введенской пустыни до настоящего времени. Богомольцы, посещающие пустынную обитель, считают всегда своим долгом помолиться у его могилы, отслужить, по нем панихиду. У надгробного камня почившего строителя всегда теплится лампада, и нередко возжигаются благочестивыми чтителями свечи. Нам приходилось наблюдать, с каким живым любопытством богомольцы расспрашивают о жизни и деяниях старца Клеопа и с каким глубоким и благоговейным вниманием выслушивают сообщаемое им иногда довольно скудные сведенья. Посему издание возможно полного жизнеописания иеромонаха Клеопы является насущной потребностью для обители, которой управлял в течение нескольких лет, особенно в виду приближающегося двухсотлетия ее существования. Первоисточником сведений об иеромонахе, Клеопе служат „Записки о. Феофана, архимандрита Кирилло-Новоезерского монастыря», бывшего келейника Митрополита С.-Петербургского Гавриила. О. Феофан (в мире Феодор Соколов) в 1774–75 г. поступил из Санаксарской пустыни послушником в Введенскую Островскую пустынь, когда строителем ее был иеромонах Клеопа, и оставался здесь до 1777 года. Таким образом, о. Феофан в течении двух слишком лет жил под руководством старца Клеопы и имел возможность хорошо познакомиться с ним. Свои воспоминания о Клеопе и характеристику его о. Феофан внес в свои „Записки, в которых он описывает свою жизнь 1 . Сведение о. Феофана, как современника Клеопы и свидетеля-очевидца, имеют, конечно, весьма важное значение, но это значение их ценно главным образом для характеристики нравственного настроения о. Клеопы, для характеристики его, как инока-подвижника. Что же касается фактических подробностей жизни о. Клеопы, то в сведениях о. Феофана есть значительные пробелы и неточности. Покойный профессор Московской Духовной Академии Н. И. Субботин в своей статье „Архимандрит Феофан, настоятель Кириллова-Новоезерского монастыря " 2 , излагая биографию Феофана, обработал и его сведение об иеромонахе Клеопе, но не привнес в них ничего нового.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сия вера отеческая Архиепископ Феофан (Быстров). Сия вера отеческая/Сост., предисл. Т. А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 285 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). В серии «Духовное наследие русского зарубежья» вышла книга архиепископа Феофана (Быстрова) «Сия вера отеческая». В книгу вошли избранные проповеди и наставления духовным чадам архиепископа Феофана (Быстрова; 1873-1940) - одного из главных идеологов Русской Православной Церкви Заграницей. Приводим предисловие из книги: Предисловие Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Такую эпитафию можно было бы начертать на надгробном памятнике высокопреосвященного Феофана, архиепископа Полтавского и Переяславского, столетие со дня рождения которого исполнилось еще в 1973 году, но, к сожалению, прошло неотмеченным, отчасти, быть может, потому, что скончался он в полной безвестности, далеко отойдя от современного мира, который был ему духовно слишком чужд. Самой характерной чертой его возвышенной личности была полная и всецелая преданность чистому, свободному от всяких примесей апостольскому и отеческому Православию, которым он только и жил и дышал и за исповедание которого готов был идти на всяческое самоотречение, самоотвержение, муки и самую смерть. Этим он был чрезвычайно близок по духу древним отцам Церкви, всю жизнь боровшимся за чистоту святого Православия против ересей, — тем святым отцам, которых Святая Церковь благоговейно именует «непоколебимыми столпами» Православия. Совершенно ни в чем не созвучный нашей мрачной эпохе все прогрессирующего отступления, владыка Феофан, эмигрировавший в 1920 году из России и проживавший затем сначала в Югославии, а потом в Болгарии, в начале 30-х годов ушел в затвор, подобно своему великому духоносному предшественнику святителю Феофану Затворнику, имя которого было дано ему при пострижении в иночество вскоре по окончании им курса Санкт-Петербургской Духовной академии, в 1898 году, как раз через два года после блаженной кончины приснопамятного святителя Феофана, носителем духа коего он и был всю свою жизнь, вплоть до своей праведной кончины.

http://pravoslavie.ru/6070.html

Александра Соколова - Две моих свечи. Дочь Иерусалима. Повесть о православном воспитании. [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ПОВЕСТЬ О ПРАВОСЛАВНОМ ВОСПИТАНИИ. ДВЕ МОИХ СВЕЧИ. Александра Соколова [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Глава 4. Наши молитвы В книге об афонском старце Силуане я нашла такие слова: " Нет на свете ничего труднее молитвы " . Прочитав это, я сочувственно вздохнула, но вздох этот относился даже и не ко мне лично, а к моим детям. Вот кого мне надо научить молиться, а это потруднее, чем преодолеть собственные леность, легкомыслие, гордыню, тщеславие. С детьми все становится намного сложнее, тем более если сама немощна и малоопытна. Об Иисусовой молитве я много читала, пытаясь писания святых отцов приложить к себе лично. Конечно же, преуспеть в этом я не смогла. Потому, во-первых, что у меня, недостойной, нет духовника, а без его благословения в этом деле никуда не двинешься. А во-вторых, от четок, даже если они у меня в кармане и я куда-то иду, начинаю просто-напросто засыпать, едва миную границу семидесятой молитовки, и это — стоя на ногах. И без четок впадаю в то же сонное состояние, сопряженное к тому же с каким-то испугом: становится мне почему-то страшно от многократного повторения молитвы " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную " . Много облегчило меня чтение святителя Феофана Затворника. Его объяснение того, как надо хранить памятование о Боге в течение дня, приложилось к моей жизни как нельзя лучше. Доля жены, матери такова, что от кучи мелких дел, забот, слов, которые надо сказать, мельчаешь характером, погрязаешь до самой до макушки в каком-то бездонном месиве: дела домашние делать не переделать, и конца им нет. Стала я приспосабливать к этому свою душу, стараясь держать ее повыше, и получилось это у меня так. О всех мелких-мелких домашних делах молюсь словами, по возможности самыми простыми, причем заметила, что о самых-самых незначительных вещах молитва получается едва ли не детской, какой-то очень уж простой...

http://zavet.ru/book/sokolova04.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕБЕДЕВ Василий Владимирович (1871, с. Никольское Нерехтского у. Костромской губ.- нач. 20-х гг. XX в., с. Покровское (Марфино) Тамбовского у. и губ.), свящ., учитель пения, автор духовно-музыкальных сочинений. Род. в семье псаломщика. Окончил костромские ДУ и ДС (1892), в последней учителями церковного пения были И. П. Правдин и Д. М. Яичков . Затем учился в регентском классе Придворной певческой капеллы , получил свидетельство со званием помощника регента. Некоторое время работал в ярославском во имя святителей Афанасия и Кирилла муж. мон-ре . Педагогическую деятельность начал учителем пения в Мариупольском ДУ (1893-1894), там же с окт. 1893 г. исполнял должность надзирателя-репетитора. В 1894-1896 гг. в С.-Петербурге окончил курс обучения в регентском классе капеллы (у Н. А. Соколова, М. Р. Щиглёва и др.), окончил курс со званием регента и свидетельством 2-го разряда. 16 июня 1896 г. рукоположен во иерея Троицкой ц. с. Высоково Костромского у. В 1896-1897 гг. являлся законоучителем Высоковского начального уч-ща. С 1898 г. жил в Тамбове, с авг. 1898 по сент. 1918 г. являлся учителем церковного пения и руководителем хора Тамбовской ДС. Также служил учителем церковного пения епархиального жен. уч-ща и образцовой школы при уч-ще (окт. 1898 - авг. 1900), священником и законоучителем Мариинского детского приюта (с нояб. 1899), законоучителем муз. уч-ща Тамбовского отделения ИРМО (сент. 1900-1912). Семинарский хор под упр. Л. (более 550 чел.) принимал участие в торжествах в честь 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина (исполнил, в частности, сочинение Л. на стихи Пушкина «Чеченец», 1899), 200-летия кончины свт. Димитрия Ростовского (1909), 100-летия свт. Феофана Затворника (исполнил гимн Л. памяти свт. Феофана на слова М. Н. Слепцовой, 1915), участвовал в собрании Церковно-археологического комитета, где исполнил написанное Л. переложение догматика «Прейде сень законная» (1913). На одном из собраний Попечительного совета семинарии (1913) хор исполнил песнопение Л. в честь свт. Питирима Тамбовского на слова К. А. Патина.

http://pravenc.ru/text/2463207.html

При моем поступлении в Новоезерский монастырь, в июне 1832 года, уже 6 год был настоятелем игумен Аркадий, живший в казначейских келиях, потому что настоятельские занимал предместник его, находившийся на покое, архимандрит старец, Феофан 19 . Он поступил в Новоезерский монастырь из настоятелей одного из Новогородских монастырей, а до того времени был келейником митрополита Гавриила (Санкт-Петербургского и Новогородского 1763 г.) и милостынедателем, и владыка заметил, что пока он раздавал милостыню, у него никогда не было недостатка в деньгах, а когда на место отца Феофана поступил другой, то митрополичья казна стала оскудевать. В Новоезерские настоятели он был назначен еще в конце прошлого столетия, в 1793 году, из настоятелей, на место игумена Гедеона, смененного за слабое правление и посланного в Кириллов Белоезерский монастырь, где он и умер. Он не был заранее предуведомлен о приезде отца Феофана, и так как вел жизнь ни чем не лучше прочей братии и подолгу отлучался из монастыря, то и на этот раз его также там не случилось, вся братия была в разброде, так что новый настоятель нашел монастырь почти пустым, в совершенном упадке: строения валились, а поддержать их было нечем. О жизни братии лучше ничего не говорить: до того велика была их распущенность. Помолившись угоднику Божию, преподобному Кириллу, и все осмотрев, отец Феофан поехал обратно в Белоезерск, потому что, видя, в каком положении находился монастырь по нерадению игумена Гедеона, он убоялся остаться, отчаяваясь в возможности восстановить обитель. Когда Белоезерские боголюбивые граждане узнали, что отец Феофан возвратился в город и какая была тому причина, они собрались к нему и стали его убеждать, чтобы он не отказывался от Новоезерского монастыря, к которому они имели великое усердие, хотя, к сожалению, оно совершенно не приносило для обители никакой пользы по милости настоятеля. Они было порадовались, что туда назначили человека, о котором слышали как о подвижнике, отличавшемся строгостью своей жизни, и вот вдруг все их надежды рушились. Убеждаемый Белоезерскими гражданами, обещавшими отцу Феофану дать средства возобновить запустелый монастырь, он должен был сдаться и, видя всеобщее желание и готовность помогать ему, решился возвратиться в монастырь, сопровождаемый туда едва ли не всем городом. Более всех пожертвовал Г. Маньков: он дал деньгами 5 000 рублей и обещал отдать свой дом в городе под монастырское подворье; глядя на него, жертвовали и все другие, кто что мог: кто муку, кто рыбу, лес, известь, холст, даже деревянную посуду; из Белоезерска потянулся целый обоз.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Архимандрит Феофан Новоезерский (1752–1832) Первые годы подвижничества старца Феофана (в миру Феодора Соколова) проходили в Саровской пустыни и Санаксарском монастыре. Здесь изучил он монашескую азбуку: терпение, строгость к себе, безусловное послушание. Вместе с другими он исполнял, после долгой церковной службы, разные послушания, в которых и настоятель принимал участие: рубил дрова, топил печи, готовил на кухне, пек хлебы, мел полы. Во время жизни в Санаксаре Феодор познакомился со святителем Тихоном Задонским , который приглашал его даже остаться в Задонске. В 1774 году преподобный Феодор Санаксарский , по наветам людей, гневавшихся на его нелицеприятие и заступничество за обижаемых крестьян, был сослан в Соловецкий монастырь. Большая часть учеников его тогда разошлась по другим обителям. В числе их и Феодор Соколов перешел, после трехлетней жизни в Санаксаре, во Введенскую Островскую (близ города Покрова, Владимирской губернии) пустынь и здесь находился под руководством настоятеля старца Клеопы, который был постриженник афонский и долго упражнялся там в высшем молитвенном делании с преподобным Паисием Величковским . Перейдя в Россию и, после некоторого времени, назначенный во Введенскую пустынь, старец Клеопа ввел в ней общежительный афонский устав, чинную службу. Сам он проводил жизнь в постоянной молитве и богомыслии, братией же управлял любовью кроткой и прощающей; заботился не столько об упражнении их в суровых постах и трудах, сколько о водворении смирения, незлобия, миролюбия. И здесь, у такого наставника, дополнено было иноческое воспитание Феодора и, уже привыкший в Санаксаре к суровому долгу иноческому, здесь научился он высшим добродетелям: чистоте помыслов, духу любви и смирения. Между тем рассказы старца Клеопы возбудили в молодом послушнике сильное желание наставиться у старца Паисия и видеть Афон. В 1777 году Феодор отправился в Молдавию вместе с молдавскими иноками, возвращавшимися в свой монастырь. Он надеялся побывать на Афоне, в Палестине и затем поселился у старца Паисия, но когда он пришел в Молдовлахию, в Тисманский монастырь, игумен Феодосий удержал его и немедленно постриг с именем Феофан. Тогда Феодору было двадцать пять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И.А. Поляков, М.А. Смирнова Сочинение аббата Мишона «Новое решение вопроса о местах святых» 1852 г. и его перевод на русский язык членами первой Русской духовной миссии в Иерусалимев Иерусалиме Источник Статья посвящена работе членов первой Русской духовной миссии в Иерусалиме – архимандрита Порфирия (Успенского) , иеромонаха Феофана (Говорова) и студента Петра Соколова – над переводом сочинения французского аббата Ж.-И. Мишона. Публицистическая брошюра Мишона «Новое решение вопроса о местах святых» вышла в Париже в 1852 г. и содержала предложения по справедливому урегулированию спора между христианскими конфессиями за обладание святыми местами Палестины. В разгар Крымской войны перевод сочинения был поручен членам РДМ в Иерусалиме. В статье прослежена история работы над переводом, а также дана характеристика недавно обнаруженному подносному экземпляру перевода, хранящемуся в собрании П. Н. Тиханова в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. На основе текстологического анализа черновой рукописи из СПФ АРАН и беловой из ОР РНБ были исследованы этапы перевода и его редактирования. Ключевые слова: Русская Палестина, Русская духовная миссия, Иерусалим, епископ Порфирий (Успенский) , Ж.-И. Мишон, Крымская война, рукописные памятники. На протяжении всей своей истории Палестина была причиной религиозно-политических конфликтов между мировыми державами. В середине XIX в. результатом внешнеполитических противостояний за обладание христианскими святынями стала Крымская война, в которой Россия громко заявила о своих притязаниях на присутствие на Святой Земле. Помимо существовавших взаимоотношений, связанных с церковно-политическими вопросами, с середины XIX в. наблюдается активное научное и культурное «проникновение» на Восток русских писателей, ученых, художников. В 1847 г. с учреждением Русской духовной миссии в Иерусалиме постоянное проживание русских ученых и священнослужителей на Святой Земле получило законное основание и создало предпосылки для систематического изучения истории, археологии, памятников культуры и традиций христианской Палестины. С этого момента начался новый этап в истории русского присутствия на Святой Земле, в последние годы ставший объектом пристального внимания отечественных и зарубежных ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Немчиновка. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Своим возникновением Немчиновка обязана Московско-Брестской железной дороге. В 1870 году был открыт участок Москва-Смоленск. После проведения железной дороги вдоль неё возникают пристанционные посёлки. В 1875 году М.А. Немчинов получает разрешение на строительство платформы на 16-й версте Московско-Брестской железной дороге. При станции возник посёлок. Храм в честь Рождества Христова был открыт в 1914 г., во время Первой мировой войны. Основатель поселка М.А. Немчинов передал жилой деревянный дом для устройства в нем церкви. Здание перестроили, и внешне церковь стала похожа на храм прп. Сергия Радонежского в Эммануиловке, где до недавнего времени находились мощи свт. Феофана Затворника. Храм имел колокольню с шестью колоколами. В 1924 г. силами прихожан построен церковный дом, в котором проживал настоятель храма Алексий Соколов с семьей и отцом — архиепископом Алтайским и Бийским Иннокентием, находившимся на покое. Отец Алексий был утоплен на барже при ликвидации Соловецкого лагеря, а диакон Елисей (Штольдер) расстрелян в 1937 г. в Бутове. В советское время храм был разрушен. Здание церкви было снесено, на её месте построен клуб. В 2002 г. была восстановлена приходская община церкви. Богослужения проходили во временном помещении поселкового клуба, который находился на месте разрушенного Христорождественского храма. 3 февраля 2005 года был утвержден эскизный проект и получено благословение Высокопреосвященного Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского на строительство трехпрестольного храма. Центральный престол храма был назван в честь Рождества Христова, боковой придел в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», придел в цокольном этаже с крестильным храмом – в честь священномученика диакона Елисея Штольдера. Первое богослужение в храме состоялось на праздник Рождества Христова в 2007 году. При недостроенном верхнем храме, в цокольном этаже был оборудован алтарь, временный иконостас, клирос.

http://sobory.ru/article/?object=08810

Краткое сказание о жизни блаженной памяти отца Феофана, Кирилло-Новоезерской Пустыни священно-архимандрита, с присовокуплением нравственно-духовных его поучений Источник Путие праведных подобне свету светятся: предходят и просвещают, дóндеже исправится день ( Притч. 4:18 ). Сотове медовнии словеса добрая, сладость же их исцеление души ( Притч. 16:24 ) Яждь меде, сыне, благ бо есть соте, да насладится гортань твои: сице уразумееши премудрость душею твоею ( Притч. 24:13, 14 ). Блаженный Феодорит, приступая к описанию жития некоторых Святых подвижников Божиих, говорит: «хорошо самому видеть труды мужей доблестных и подвижников добродетели, хорошо собственными глазами усмотреть полезное для себя в жизни их. Как скоро увидишь что-нибудь похвальное, – оно начинает казаться тебе достойным приобретения, становится вожделенным, побуждает из зрителя быть обладателем. Но немало также пользы, если самовидец таковых подвигов пересказывает об оных не видавшим.... И если бы всякий рассказ твердо сохранялся в памяти и постепенное забвение не застилало его какою-то мглою, а наконец и вовсе не истребило из мысли: то, конечно, лишний и напрасный был бы труд записывать рассказываемое, так как польза рассказа и без письма весьма легко распространялась бы и на последующие роды. Поскольку же от времени как тело приходит к старости и смерти, так и добрые дела постепенно забываются: то никто не вправе осуждать нас за намерение описать жизнь угодников Божиих.... Прилично ли будет нам не озаботиться, чтобы не были преданы забвению мужи, которые в мертвенном и многострадальном теле показали бесстрастие и соревновали бесплотным? Не навлечем ли на себя строгого наказания, если попустим, чтобы помрачилась память о сих достойных удивления подвигах? Сами сии подвижники, подражая высокому любомудрию прежде живших Отцов, не на меди и не письменами начертали память их, но, напечатлев на себе самих все их добродетели, соделались как бы одушевленными их изображениями. К сему замечанию блаженного Феодорита присовокупить необходимо, что еще более неизвинительно предавать забвению памяти о тех подвижниках, которые не только сами себя устроили в духовной жизни и научали других Закону Божию, по частному желанию вопрошающих или по частному какому-либо случаю встречающихся, но и принимали на себя обязанность устроить общества благочестивых, давали сим обществам уставы жизни подвижнической, руководствовали ими, заботились и бдели, о вверенных им душах, яко слово воздати хотяще ( Евр. 13:17 ); ибо дающие уставы другим, без сомнения, сами опытно дознали важность и необходимость оных в духовной жизни; и в них с особенною действенностью должна проявляться сила вседействующего Духа Благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

П.С. Соколов Иоанн Арндт и его сочинение «Об истинном христианстве»: очерк из истории западных исповеданий Источник Скачать epub pdf § I. В западной богословской литературе, не много можно насчитать произведений, целые столетия оказывавших такое влияние на сотни тысяч миллионы умов, как «Истинное христианство » И. Арндта. После Библии и Фомы Кемпийского, трудно указать в богословской литературе другую книгу, которая выдержала бы такое количество изданий на всевозможных языках. Еще при жизни автора было до одиннадцати изданий «Истинного христианства»; у Фр. Арндта 1 до 1780 г. указано их 50, Пертц прибавляет к ним еще 3 и во второй четверти прошлого столетия насчитывает их до 31 2 . «Истинное христианство » переведено на множество языков, распространено по самым отдаленным частям земли. Пертц замечает, что излишне перечислять языки, на которые оно переведено, – сколько существует языков, на стольких существует «Истинное христианство». В России судьба «Истинного христианства» отличается превратностью: то оно пропускается цензурою и одобряется, то конфискуется и запрещается. Первый раз оно было переведено на русский 3 язык, по желанию Феофана Прокоповича , Симоном Тодорским 4 и в 1735 г. напечатано в одном томе в Галле под заглавием: «Чтири книги о истинном христианстве». Но не прошло и 10 лет, как именным указом от 9 декабря 1743 г. императрицы Елизаветы Петровны предписано было отбирать это сочинение. «По представлению Нашего Св. Синода», –говорится здесь, – «известно Нам учинилось, что книга, нарицаемая о истинном христианстве, автора Арндта, в 1735 г. в Гале и прочие, там же на российском диалекте напечатанные... произошли внутрь России и у многих православных находятся, имея титлу под видом ревности к Богу, аки бы о истинном христианстве добродетелей, а в Нашем Святейшем Синоде оные несвидетельствованы. Того ради Всемилостивейше указали Мы, чтобы всякого чина люди, кто у себя вышеупомянутая – именуемую о истинном христианстве и о начале христианского жития... и прочие подобный тем, с иностранных на российский язык переведенные и вне Российской Империи российским диалектом напечатанные, богословские термины в себе содержащие, а от Святейшего Нашего Синода несвидетельствованные книги имеются, оные бы без всякого у себя удержания не умедляя объявляли в Санкт-Петербурге в Синоде, в Москве в синодальной конторе, а в прочих губерниях и провинциях – в городах, где есть архиереи, архиереям, где нет – в Наш Св. Синод в синодскую контору» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010