Выступление председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви на отчетном заседании Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника 19 декабря 2011 г. 17:07 Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент возглавил ежегодное итоговое заседание Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Уважаемые члены и эксперты Научно-редакционного совета! Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех членов и экспертов Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, собравшихся сегодня на годовое отчетное заседание, чтобы подвести первые, предварительные итоги нашей большой работы. Более года прошло с тех пор, как был образован этот специальный научный орган, занимающийся изучением духовного наследия святителя Феофана Затворника, исследованием различных направлений его богословского творчества, а самое главное — научной и редакционной подготовкой первого в России и за рубежом академического Полного собрания творений святителя Феофана, в рамках которого будет представлено все письменное наследие этого великого учителя Русской Церкви. Минувший 2011 год стал временем активной и плодотворной работы по всем направлениям Феофановских исследований и издания текстов святителя. Кроме того, интенсивно развивалась научная, учебная и информационная составляющие проекта, благодаря чему удалось добиться существенного повышения интереса к проекту в обществе и в научных кругах. Был также решен ряд важных организационных и технических вопросов, что способствовало ускорению работы над изданием. В первую очередь хочу особо отметить постоянное внимание и поддержку, которые оказывает проекту издания Полного собрания творений святителя Феофана Затворника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Достаточно сказать, что кардинальные решения по важнейшим, принципиальным вопросам издания, как, например, структура издания, принимаются лично Святейшим Патриархом и реализуются в строгом соответствии с благословением Его Святейшества.

http://patriarchia.ru/db/text/1841187.ht...

Главная Новости Слово Председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на годовом итоговом заседания научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского 16.12.2011 Слово Председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на годовом итоговом заседания научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского Минувший 2011 год стал временем активной и плодотворной работы по всем направлениям Феофановских исследований и издания текстов святителя.Кроме того, интенсивно развивалась научная, учебная и информационная составляющие проекта. Уважаемые члены и эксперты Научно-редакционного совета! Дорогие братья и сестры!   Сердечно приветствую всех членов и экспертов Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, собравшихся сегодня на годовое отчетное заседание, чтобы подвести первые, предварительные итоги нашей большой работы.   Более года прошло с тех пор, как был образован этот специальный научный орган, занимающийся изучением духовного наследия святителя Феофана Затворника, исследованием различных направлений его богословского творчества, а самое главное – научной и редакционной подготовкой первого в России и за рубежом академического Полного собрания творений святителя Феофана, в рамках которого будет представлено все письменное наследие этого великого учителя Русской Церкви.   Минувший 2011 год стал временем активной и плодотворной работы по всем направлениям Феофановских исследований и издания текстов святителя. Кроме того, интенсивно развивалась научная, учебная и информационная составляющие проекта, благодаря чему удалось добиться существенного повышения интереса к проекту в обществе и в научных кругах. Был также решен ряд важных организационных и технических вопросов, что способствовало ускорению работы над изданием.   В первую очередь хочу особо отметить постоянное внимание и поддержку, которые оказывает проекту издания Полного собрания творений святителя Феофана Затворника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Достаточно сказать, что кардинальные решения по важнейшим, принципиальным вопросам издания, как, например, структура издания, принимаются лично Святейшим Патриархом и реализуются в строгом соответствии с благословением Его Святейшества. 

http://new.izdatsovet.ru/news/slovo-pred...

Главная Новости Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на научной конференции XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Традиции исихазма: от преподобного Сергия Радонежского к святителю Феофану Затворнику» 30.01.2014 Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на научной конференции XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Традиции исихазма: от преподобного Сергия Радонежского к святителю Феофану Затворнику» Митрополит Климент: " Пожалуй, нигде идеи афонских исихастов не были с такой любовью восприняты и с такой глубиной воплощены в практике подвижнической жизни, как в наших обителях " . Ваше Преосвященство, дорогой владыка Владимир, дорогие братия и сестры! Сердечно приветствую всех участников научной конференции «Традиции исихазма: от преподобного Сергия Радонежского к святителю Феофану Затворнику» и желаю всем плодотворной работы. Исихазм (покой, безмолвие, отрешенность) – важнейшая духовная практика, являющаяся основой православного аскетизма. Она имела широкое распространение в Византии и на Афоне, а вскоре после принятия нашими предками христианства стала распространяться и в монастырях Руси. Пожалуй, нигде идеи афонских исихастов не были с такой любовью восприняты и с такой глубиной воплощены в практике подвижнической жизни, как в наших обителях. Примерно со второй половины XIV столетия учение о молитве и связанное с ним представление о достижении священнобезмолвия – одного из высших состояний на пути к непосредственному Богообщению – проникает на Русь и становится основой отечественного подвижничества, во многом определяющей духовное направление развития русского монашества. Взгляды отечественных последователей исихастского учения этого периода нашли свое выражение в жизни и подвиге одного из величайших святых Земли Русской преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Развитие и последующее оформление русского исихазма связано, в частности, с «Уставом о жительстве скитском» преподобного Нила Сорского, который был создан во второй половине XV века. Далее, вплоть до конца XVII столетия, линия эта развивалась по восходящей, и значительная часть прославленных на Руси преподобных отцов этого периода были последователями и практиками исихазма.

http://new.izdatsovet.ru/news/slovo-mitr...

По окончании академического курса в том же 1841 г., в августе этого же года иером. Феофан был определён ректором Киево-Софийского духовного училища, при чём ему было поручено и преподавание латинского языка в высшем классе этого училища. В Киеве, однако, Феофан оставался недолго. В декабре 1842 г. он был переведён на должность инспектора и профессора философских наук в новгородскую семинарию, а через два года отсюда, в декабре 1844 года, был назначен бакалавром С.-Петербургской духовной академии по кафедре нравственного и пастырского богословия, а затем исполнял и должность помощника инспектора. В 1847 г., в августе, иеромонах Феофан с разрешения св. Синода оставил учебную службу и отправился в Иерусалим для поклонения св. местам, в качестве члена, отправлявшегося в Иерусалим духовного посольства, во главе с известным учёным археологом архим. Порфирием, для ознакомления с положением православия на востоке. Миссия, живя большею частью в Иерусалиме, посетила все свящ. места Палестины, Египта, Сирии. Иером. Феофан, исполняя свои обязанности, мог в то же время вполне удовлетворить и свои нравственные и научные потребности. Он изучал памятники жизни и писания древних подвижников; собрал много рукописей святоотеческой литературы. Вращаясь несколько лет среди православных греков, отчасти евреев и арабов, он хорошо изучил греческий язык и познакомился с еврейским и арабским. Посольство возвратилось на родину в 1855 г., при чём по случаю войны России с Турцией пришлось ехать через Европу. Здесь, по пути Феофан с интересом знакомился с художественными произведениями Италии, с немецкой богословской учёностью в Германии. По возвращении в Россию Феофан 12 апр. 1855 г. был определён снова в Спб. дух. академию бакалавром по церковному законоведению. Скоро он был возведён в сан архимандрита и в сентябре того же года назначен ректором Олонецкой семинарии. Отсюда в мае 1856 г. его перевели в настоятели посольской русской церкви в Константинополе, а через год, 13-го июня 1857 г., его опять назначили в Петербургскую академию уже ректором и профессором догматического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава третья. Преподавательская деятельность. Принятие монашества В биографии Владыки Феофана, составленной Архиепископом Аверкием (Высокопреосвященный Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский. К столетию со дня рождения: 1872–1972гг. Джорданвилль, 1974г.), есть некоторая неточность. Там указывается, что Архиепископ Феофан родился 1-го января 1872 года. Эта дата ошибочна. Да и сам биограф не уверен в ней. В другой работе Архиепископ Аверкий указывает иной год рождения Архиепископа Феофана, а именно, 1873 год. Но и обе эти даты ошибочны. В данном случае несомненной нужно считать ту дату, которую сообщает сам Архиепископ Феофан. А это прежде всего свидетельство официального документа, нансеновского паспорта, по которому он жил за границей. В его нансеновском паспорте, выданном в Софии, стояла дата рождения: 31 декабря 1874 года (по старому стилю). Переехав во Францию и переменив нансеновский паспорт на новый, выданный в Париже, Архиепископ Феофан снова указывает прежнюю дату своего рождения. Эту же дату подтверждает и мэрия Лимерэ-Амбуаз (Франция), где похоронен Архиепископ Феофан. Кроме того, на его гранитном надгробии стоят годы его жизни: 1874–1940. Помимо этого, сам Архиепископ как-то упоминал, что он окончил духовную семинарию в семнадцать (неполных) лет, перешагнув через три класса, о чем было уже сказано прежде. Как известно, он поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию в 1891 году, а окончил ее в 1895, на двадцать первом году жизни. Так Владыка Архиепископ и говорил: «В год моего окончания Академии, в возрасте двадцати одного года (в это время ему было 20 лет и 8 месяцев), я начал преподавать в той же самой Академии... » В 1896 году Василий Димитриевич назначается доцентом С.-Петербургской Духовной Академии по кафедре библейской истории и принимает монашество с именем Феофан, в честь преподобного отца нашего Феофана Исповедника , Епископа Сигрианского, и в благоговейную память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского . В том же году он полагается в сан иеродиакона и иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Святые Отцы о молитве и трезвении «Святые Отцы о молитве и трезвении. (Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу) — антология святоотеческих текстов о молитве, составленная Феофаном Затворником. В предисловии Феофан Затворник пишет о сборнике «Святые Отцы о молитве и трезвени»: «[в сборнике]все говорится о духе молитвенном. […] При всем том нельзя однако ж не дивиться, как так бывает, что целый век молимся, а молиться, как должно, все же не умеем. Предлагаемый сборник напомнит об этом, изображая достодолжную молитву, а кто возжелает достигнуть совершенства в ней, чтоб она и в его душе была достодолжною, того научит, как в сем успеть. Венец сборника составлять толкование молитвы Господней. […] По сознанию бессилия хорошо своим умом и словом сделать это, предположено собрать под каждое слово молитвы, что говорили о нем св. отцы, и предложить вниманию христолюбивых молитвенников. И предлагается. Так произошли две половины сборника.» В том же предисловии к «Святым Отцам о молитве и трезвении» Феофан Затворник пишет о несистематичности своего труда: » Иной, может быть, пожалеет, что сборнику не дана какая-нибудь система. — Об этом была мысль. Но спрошен был один из великих молитвенников, Святитель Божий теперь уже блаженной памяти, — не лучше ли дать систему сборнику? Ответ получен такой: не идет к сему делу система. Система производится такими силами, который находятся совсем в другой области, нежели в какой действуется молитва. Потому это будет смешение не сродных стихий. Сборник составляется для назидания, а не для умствования. Ищущему же назидания не система нужна, а указание дела. У него свой в сердце созидается молитвенный строй, — и всякое вычитанное указание тотчас в сердце, а не в голове, находит свое место. Система будет ему только мешать, — и даже охлаждать дело молитвы.» Святитель Феофан Затворник Сборник " Святые Отцы о молитве и трезвении " Предисловие к сборнику Феофана Затворника Предлагаемый сборник обязан своим происхождением следующему случаю. Некто из боголюбцев, любящих внимать себе и с Богом молитвенно беседовать, рассказывал о себе, что он, бывая вынужден иногда хлопотать много по хозяйству и по должности, всегда ослабевает во внимании и охлаждается в молитве. Как, говорит, ни скорбно это, но сладить с собою не бываю я в силах. Но потом, как только улучу свободное время, запираюсь в своей комнате и, положив конец всем делам и хлопотам, только молюсь, читаю и размышляю о Боге и вещах божественных. Милостив Бог, — прежнее настроение мирное опять возвращается. Читаю я в это время все только о молитве, то в одной, то в другой книге. Сказав это, он выразил желание, что хорошо было бы когда бы все это собрано было в одну небольшую книжку. Тогда не для чего было бы рыться в разных книгах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 27.12.2010 Состоялось рабочее заседание Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского 24 декабря 2010 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось рабочее заседание Научно-редакционного совета по изданию «Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского». Заседание возглавил Председатель Научно-редакционного совета, Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ. В заседании приняли участие: заместитель Председателя Научно-редакционного совета, заместитель Председателя Издательского Совета Русской Православной Церквиигумен Евфимий (Моисеев); заместитель Председателя Научно-редакционного совета, профессор Института мировой литературы им. А. М. Горького (ИМЛИ РАН), доктор филологических наук М. И. Щербакова; научный секретарь,преподаватель Петрозаводского государственного университета, член текстологической группы ПзГУ, доктор филологических наук Н. И. Соболев; ответственный секретарь, сотрудник секретариата тематического планирования Издательского Совета Русской Православной ЦерквиС. В. Лизунов; члены Научно-редакционного совета:профессор Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук Е. В. Николаева, доктор филологических наук В. В. Каширина; приглашенные эксперты: профессор Калужского государственного университета, доктор филологических наук Н. И. Пак; действительный член Московского и Санкт-Петербургского генеалогических обществ А. Е. Лукьянова; ведущий сотрудник Российского государственного архива древних актов (РГАДА) Е. Н. Горбатов. Заседание открылось общим молитвенным пением тропаря святителю Феофану, Затворнику Вышенскому. С приветственным словом к участникам заседания обратился Председатель Научно-редакционного совета, Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, Митрополит Калужский и Боровский Климент, который, в частности, рассказал о работе по формированию правил написания церковных терминов и выражений, которая ведется сегодня в Издательском Совете.

http://izdatsovet.ru/news/detail.php?ID=...

Учение о молитве — важная часть христианской антропологии 24 октября 2014 г. 12:34 22 октября 2014 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви в Москве начались VIII ежегодные Феофановские чтения «Богословские аспекты учения о молитве святителя Феофана, Затворника Вышенского». С докладом выступил председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент . Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Позвольте от всего сердца приветствовать всех участников и гостей VIII Феофановских чтений, проводящихся в преддверии 200-летнего юбилея со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского, который будет отмечаться Русской Православной Церковью в 2015 году. Предстоящий юбилей — не только торжественное и радостное событие, которое свидетельствует о значении личности святителя Феофана, как учителя нашей Церкви, но и замечательный повод задуматься о том, что составляет сердцевину его учения, что нам нужно усвоить в первую очередь, в наше столь непростое, полное искушений и скорбей время. Безусловно, в центре внимания святителя — и это прослеживается во всем его творчестве — стоит христианская жизнь, понимаемая как подвиг воссоединения со Спасителем, разрыв с Которым вызван уклонением от Евангельских заповедей, укоренившимся в людях грехом, всецелой преданностью миру с его страстями и удовольствиями. Но и в этом систематическом описании основ христианской жизни, которое содержится, прежде всего, в таких фундаментальных трудах святителя, как «Путь ко спасению» и «Начертание христианского нравоучения», есть главные, определяющие положения, без следования которым путь к Богу закрыт. Так, одним из важнейших моментов, связанных с пробуждением человека от греховного сна, является, вслед за решимостью встать на путь исправления, покаянный призыв к Богу за помощью и поддержкой. У святителя Феофана выражение этого призыва — молитва, осознаваемая и как средство обращения к Богу, и как одна из самостоятельных целей христианской жизни (потому что молитва есть Богообщение, а ее высшая степень у совершенных подвижников — так называемое действительное Богообщение, непосредственно связанное с Боговедением). Сама горячая ревность о спасении души пробуждается не без участия молитвы. «Никто не думай сам собою родить такую силу жизни, — пишет святитель, — об ней должно молиться и быть готовым приять ее»

http://patriarchia.ru/db/text/3762639.ht...

§11. Характеристика преосв. Феофана Лице разумно мужа премудра. Притч. 17, 24 . Муж разумный едва тихо осклабится. Сирах. 21, 23 . «Во всем – мера». Преосв. Феофан, Мысли на каждый день года. «Любезный и привлекательный характер тем более располагает к себе, чем менее обнаруживает самоуверенности. Застенчивость в таком умаляет, может быть, широту влияния, но не силу его». Преосв. Феофан, там же. «С характерами рождаются; а иные характеры вырабатываются течением жизни. Последние, если окажется нужным, может изменить благоразумие; первые же изменяет одно лишь благодатное перерождение». Преосв. Феофан, там же. Происходя от родителей, из коих отец обладал и отличался преимущественно сильным умом, а мать, – особенно, – нежно любящим сердцем, преосв. Феофан унаследовал то и другое в высшей степени, а со стороны внешнего вида унаследовал, по свидетельству его ближайших сродников 553 , преимущественно черты матери, ее облик, цвет лица и волос, манеры, голос и проч. Но эти, унаследованные от природы, характеристические черты, частью под влиянием условий времени, обстоятельств и личной настойчивости самого преосв. Феофана, а главным образом благодатной силой, в значительной мере изменились у него впоследствии. Прежняя излишняя живость заменилась сдержанностью, шутливость – серьезностью и т.д. Об этих то, внешних и внутренних чертах характера преосв. Феофана, также, как и о характеристических особенностях его, как писателя, мы и скажем теперь несколько слов, прежде нежели заключить наш настоящий биографический очерк описанием последнего времени жизни, кончины и погребения святителя-затворника. В преосв. Феофане, по устроению Господню, обилиие даров духовных соединялось и с обилиием внешних, телесных добрых качеств. «Внешний вид его, – пишет один из его близких сродников, – был приятный и красивый: роста небольшаго, темно-русые жидкие волосы скромно лежали на голове, борода длинная полуокладистая, лицо чистое, взгляд веселый и улыбающийся, особенно в разговоре, брови нависшие. В общем представлял приятное впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

§12. Последнее время жизни, кончина и погребение святителя Феофана Честна пред Господем смерть преподобных Его. Псал. 115, 6 . «Не тот блажен, кто начал благое житие, но кто пребудет в нем до конца». Преосв. Феофан, Сборник аскет. пис. «Кому страшна смерть? – Тому, у кого она отнимает все и провожает на тот свет ни с чем. Кто успел запастись нетленным богатством, того надежда утешает в час исхода». Преосв. Феофан, Мысли на каждый день года. «В час смерти, в сознании чередою проходят деяния жизни, отражая в очах и лице умирающаго или утешение, или сокрушение, соответственно представляющимся делам. Живущим, пока живут, хорошо приводить это почаще на память». Преосв. Феофан, там же. «Вот о. Серафим, – читаем у преосвящ. Феофана в его Письмах о христианской жизни, 584 – всю жизнь стоял пред Господом, и горел как свечка. Так и другие». Так, между прочим и святитель Феофан, который всю жизнь свою стоял пред Господом и как свеча горел пред Ним, пламенея горячей любовию к Нему и к ближним, непрестанной молитвой славословия, благодарения и прошения о себе и о людях, богомыслием и доброделанием, светя и все вокруг себя освещая своим богомудрым учением и любодобродетельной, истинно-христианской жизнью и согревая наполнявшей в преизобилии его собствннное сердце любовью и благодеяниями вещественными и особенно духовными. И эта свеча догорела, светильник угас; пламень потух: очи, в которых светилось так много добра, любви и ума, смежились; сердце, горевшее любовью и молитвой и невольно вызывавшее к себе взаимную любовь и доверие, перестало биться. Не непредвиденна была кончина святителя-затворника и не неожиданна для него самого. Тихо догорала свеча жизни его земной, и он уже давно готовился и хорошо приготовился к смерти, не страшась ее, а ожидая ее как дорогую гостью, как разрешительницу от уз многострастной плоти для вожделенного соединения со Христом, для блаженного богообщения. Ибо кому страшна смерть? – Тому, у кого она отнимает все и провожает на тот свет ни с чем. Кто успел запастись нетленным богатством, того надежда утешает в час исхода».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010