29 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Феоктист Студит — византийский агиограф и гимнограф XIV века. Часть 3 В третьей части из цикла статей, посвященных Феоктисту Студиту, рассматривается литературный метод работы византийского монаха как агиографа. В основе данного исследования — житие святителя Афанасия, составленное Феоктистом. Статья 3.1 Круг источников Феоктист Студит был учеником св. Афанасия; он пишет его житие, во многом сам являясь свидетелем описываемых событий. Он неоднократно говорит о том, что сам патриарх рассказывал ему нечто из своей жизни. Несомненно, существовало и устное предание о жизни св. Афанасия; оно хранилось в первую очередь учениками святого, проживавшими в Ксиролофском монастыре– центре почитания святителя после его смерти, но также и в других местах. Некоторых из своих информантов Феоктист называет поименно (возможно, они могли быть известны читателям его произведений), например монаха Илариона из монастыря Воскресения Христова, Иосифа, вратаря монастыря Перивлепта, двух студийских монахов – пресвитера Иерофея и Курупис Агафона, Христодула и Иакинфа – учеников Афанасия. Тот факт, что житие патриарха Афанасия было написано Феоктистом вскоре после кончины патриарха, делает его уникальным независимым историческим источником, чья подлинность подтверждается другими параллельными источниками, иногда обнаруживая поразительное сходство вплоть до мельчайших деталей . Кроме того, житие является единственным источником по раннему периоду жизни св. Афанасия, до его призвания на патриаршество.

http://bogoslov.ru/article/4298866

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОР СТУДИТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Феодор Студит Феодор Студит ( 758 - 826 ), игумен , преподобный . Неутомимый борец с иконоборчеством , автор догматических сочинений и богослужебных канонов и трипеснцев. Память 26 января (перенесение мощей), 11 ноября (успение) Родился в 758 году в Константинополе в семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты, благочестивых христиан. Серьезное и систематическое образование преподобный Феодор получил у лучших риторов, философов и богословов столицы. В то время в империи широко распространилась ересь иконоборцев , которую поддерживал злочестивый император Константин Копроним (741 - 775). Взгляды императора-иконоборца и его двора решительно противоречили религиозному чувству Фотина, ревностного сторонника Православия, и он оставил государственную службу. Затем родители святого Феодора, по обоюдному согласию, раздав свое имение бедным, расстались и приняли монашеский постриг . Их сын Феодор вскоре стал широко известен в столице, участвуя в многочисленных тогда диспутах об иконопочитании. Совершенное ораторское искусство, свободное владение терминологией и логикой философов и, самое главное, глубокое знание христианской догматики, буквы и духа Священного Писания неизменно приносили победу в диспутах святому Феодору - ревностному обличителю иконоборческой ереси. Церковные раздоры умирил VII Вселенский Собор , созванный по инициативе и под покровительством благочестивой императрицы Ирины . Своими установлениями Вселенский Собор как высший авторитет в жизни Церкви навсегда обличил и отверг иконоборчество . Среди отцов Собора был блаженный Платон , дядя преподобного Феодора, долгое время подвизавшийся на Олимпе . Старец высокой жизни, блаженный Платон по окончании Собора призвал племянников - Феодора с братьями Иосифом и Евфимием - к иноческой жизни в пустыне. Братья с благодарностью приняли указание опытного в духовной жизни родственника.

http://drevo-info.ru/articles/12153.html

2. Присвоить данному научному журналу номер Издательского совета – ИС Р21-023-0602 8 .         Заявитель: Московская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги С. В. Бурмистровой «Русская литература XIX века. Курс лекций. Часть первая: Жуковский, Пушкин, Гоголь» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги С. В. Бурмистровой «Русская литература XIX века. Курс лекций. Часть первая: Жуковский, Пушкин, Гоголь». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р21-023-0603 9 .         Заявитель: Московская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги священника Иоанна Кечкина «История Древней Церкви: учебно-методическое пособие» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги священника Иоанна Кечкина «История Древней Церкви: учебно-методическое пособие». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р21-023-0604 10 .       Заявитель: Московская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «Феоктист Студит. Житие святителя Афанасия I, патриарха Константинопольского» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Феоктист Студит. Житие святителя Афанасия I, патриарха Константинопольского». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р21-023-0605 11 .       Заявитель: Московская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «Дискриминация христиан в XXI веке: юридический дискурс» , предлагаемой к изданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Феодор Студит. Письмо к Феоктисту Магистру Письмо написано по поводу разрешения в служении пресвитера Иосифа, запрещенного ранее за венчание прелюбодейного брака императора Константина VI. Константин в 795 г. заставил насильно постричь свою жену Марию и женился вторично на своей любовнице Феодоте. Св. патриарх Тарасий не стал венчать этот брак, но когда прелюбодейную пару повенчал пресвитер Иосиф, один из столичных клириков, патриарх не наложил никаких церковных прещений ни на Константина с Феодотой, ни на Иосифа, боясь, что император может возобновить иконоборческое гонение. Св. Феодор, его духовный отец преп. Платон и прочая братия их монастыря, вместе с другими ревнителями канонов, стали в оппозицию к патриарху, считая подобную икономию непозволительной. И хотя они подверглись гонению за свой протест, но в конце концов добились того, что Иосиф был запрещен в священнослужении. Однако, когда на престол вступил император Никифор, он потребовал от тогдашнего патриарха св. Никифора разрешить Иосифа от запрещения и с позволения патриарха собрал в 806 г. собор епископов, которые разрешили Иосифу служение. Св. Феодор со своими монахами и братом, архиепископом Солунским Иосифом, вновь встали в оппозицию патриарху и собору, потом к ним стали присоединяться и другие, и в Константинопольской Церкви возникла большая смута и противостояние между сторонниками икономии и акривии в деле об Иосифе. Противники решения собора, в т. ч. студиты, подверглись довольно жестокому гонению. Примирение наступило только с началом иконоборческих гонений, когда все православные объединились в борьбе с ересью. Показательно, что многие «икономисты» пали во время гонений (в т. ч. и пресвитер Иосиф), дав подписку иконоборцам (см. ниже, прим. 4; см. также: Две Церкви. Недоуменные вопросы русской церковной действительности и ответы преподобного Феодора Студита//Вертоградъ-Информ 2 (47) (1999) 1, 8-18, особ. 10-17).

http://sedmitza.ru/text/443805.html

А.И. Никольский Службы 759. Служба 1-го августа Всемилостивому Спасу , в четверхку, 19 лл., полууставом XIX в., с недурною заставкою, без переплета. 760. Служба пред Господем нашим Иисусом Христом , творение Феоктиста инока обители Студийской, в восьмушку, без конца, 13 лл., полууставом XVII–XVIII вв., в парусинной обложке. 761. Служба пред Господем нашим Иисусом Христом , творение Феоктиста инока Студийской обители, в четвертку, 4 л., полууставом XIX в., в бумажной обложке. 762. Служба Софии Премудрости Божией , в четвертку, 13 лл., плохим новейшим полууставом, без переплета. 763. Служба Пресвятей Богородице Одигитрии , в четвертку, 16 лл., полууставом XIX в., с заставкою, без переплета. 764. Служба во вторник Светлой седмицы Пресвятей Богородице и «Приснодевы Марии Одигитрии , яже толкуется крепкая помощница», в четвертку, 22 л., полууставом XIX в., без переплета. 765. Служба Пресвятей Богородице Себежской , в четвертку, 27 лл., полууставом XVIII в., с виньетками и разрисованными буквами, в коленкоровой обложке. На л. 1 об. запись полууставом: «Сия книжица служба Пресветей Богородицы Умилениа Себежския написана по обещанию града Опочки воеводы Герасима Феодотовича Лазылева Стонищева 7190 (1682) году. Ныне тщанием опочец мещанина Мины Ефставева сына Куколкина переписана 1778 году маиа 2 день». Вторая часть этой записи приведена на лицевой стороне 1 л. с изменением фамилии «Куколкина» на «Какулина». На полях внизу листов 2–27 приписка скорописью XIX в. «Сия книга Опочец Преображенского собора, о чем свидетельствую оного собора иерей». За службою на 22–27 листах приводится «Оказание о чудеси от образа Пресвятыя Богородицы Умиления Себежские во граде Опочки». Начало: «В лета 7189 (1681) марта в 14 день на память преподобного отца нашего Венедикта в понеделник пятыя недели святыя Четыредесятницы и в среду тояж недели бысть знамение от образа Пресвятыя владычицы нашея Богородицы и за весь род христианский излия слезы яко струи изо обу оку». В этом же сказании читаем: «Тойже образ Пресвятыя Богородицы принесен из Себежа, како той град Себеж при державе царства вели государя царя и вели князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержце по воли цареве отдан бысть Литве и утвари церковные принесены быша на Опочку и той образ принесен тогдаж и поставлен в церкви соборной града Опочки боголепного Преображения». Служба поетея 14-го марта. Сказание имеет не малый исторический интерес, тем более, что в месяцеслове архим. Сергия (т. II. Часть III. M. 1876 г. Приложение 1, стр. 7) икона Себежской Богородицы отнесена к тем иконам, коих время явления и дни празднества неизвестны, а известно одно наименование.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феоктист Студит Скачать epub pdf Введение В современном месяцеслове Русской Православной Церкви не так много святых, просиявших в Константинопольской Церкви поздневизантийского периода (XIII – 1-я пол. XV в.). Знакомый с церковным Преданием читатель, конечно, вспомнит имена свт. Григория Паламы и других выдающихся исихастов, чьи творения вошли в «Добротолюбие»: прп. Григория Синаита , свт. Феолипта Филадельфийского , свт. Филофея Коккина, патр. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, а также прп. Максима Кавсокаливита, св. прав. Николая Кавасилы и некоторых других. Но в целом святые этого периода церковной истории не столь многочисленны и блистают не так ярко на небосводе Православной Церкви, как, например, святые эпохи мучеников или Вселенских Соборов. Вместе с тем именно поздневизантийская эпоха является ключевой во многих отношениях. Недаром Православная Церковь постановила праздновать память свт. Григория Паламы во вторую Неделю Великого поста. Свт. Григорий стал точным выразителем Предания Церкви, которое в ту пору начало подвергаться нападкам со стороны «просвещённых» гуманистов Запада. Именно он высказал с предельной полнотой учение об обожении как цели христианской жизни, о нетварных божественных энергиях и Фаворском свете. А сформировавшаяся в этот период в законченном совершенстве практика умного делания стала общим достоянием Вселенской Православной Церкви и обусловила её духовное возрождение по всем миру, в том числе и на Руси. Сведения о святых поздневизантийской эпохи часто скудны из-за недоступности источников. Часть житий известны нам лишь в поздних греческих переработках и их переводах (например, «Афонский Патерик»). Это помогло сохранить память о многих святых, однако их оригинальные жития представляют гораздо больший интерес как с агиологической, так и с литературной точки зрения. Несомненно, поздневизантийская агиография, создававшаяся в эпоху великого расцвета церковного искусства («Палеологовского Возрождения»), представляет собой достойный предмет для исследования, позволяя читателю приобщиться к православной духовности и великой христианской культуре, создаваемой в течение многих веков ромеями, как называли себя византийцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Послание 24. К Феоктисту, магистру 36 То, что твое высокопревосходительство заботится о делах наших по своему величайшему благочестию, доказали слова, переданные благоговейнейшим игуменом, а также и слова, теперь переданные братом нашим в ответ на посланные заявления и возражения. За такое доброе расположение твое к общей пользе Бог, распределяющий все «мерой и весом» ( Прем.11:21 ), конечно, воздаст тебе награды и без наших прошений. Но, господин, может ли быть икономия 37 с нашей стороны более той, какую соблюдали мы? Ибо и я, и архиепископ до настоящего времени уклонялись от речей, сохраняя молчание, так как есть «время говорить и время молчать» ( Екк.3:7 ), принимая все меры к тому, чтобы это дело не обнаружилось. Но Судящий судил и не солгал Сказавший: «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» ( Мк.4:22 ), – так что и без нашего желания, по самому свойству своему, эти дела не могли долго казаться чем-нибудь иным по сравнению с тем, что они есть. И теперь мы, пользуясь икономией, утверждаем следующие два положения: или пусть перестанет священнодействовать низложенный, и мы тотчас войдем в общение со святым патриархом, что вообще было бы полезно, или, если это не будет принято, мы останемся такими же сдержанными, как прежде, предоставив суд об этом предмете Господу. А что больше этого, то будет, прости, уже не икономия, а вина беззакония и преступления божественных правил. Ибо предел икономии, как ты знаешь, состоит в том, чтобы и не нарушать совершенно какое-нибудь постановление, и не вдаваться в крайность, и не причинять вреда важнейшему в том случае, когда можно сделать малое послабление по времени и обстоятельствам, чтобы таким образом легче достигнуть желаемого. Этому мы научились из апостолов от св. Павла, который очистился и обрезал Тимофея ( Деян.21:26, 16:3 ), а из Отцов – от свт. Василия Великого , который принял приношение Валента и до времени не провозглашал Духа Богом. Но и ап. Павел не продолжал очищаться, и Василий не продолжал принимать дары от Валента и не называть Духа Богом 38 ; напротив, видно, что они оба готовы были принять смерть за истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Преп. Феодор Студит принадлежал к числу самых замечательных деятелей Православия в VIII и IX веках. Студитом он назван по имени знаменитого в Византии Студийского монастыря, который всецело был обязан преп. Феодору своим образцовым благоустройством и процветанием, историческим значением для монашества и выдающимися заслугами перед Православной Церковью . Во время преп. Феодора течение исторических событий в православной Византии выдвинуло для обсуждения и практического решения ряд жгучих принципиальных вопросов, которые тесно переплетались с существенными сторонами церковной жизни и неизбежно должны были так или иначе влиять на судьбу византийско-восточной ортодоксии. Преп. Феодор Студит был, можно сказать, единственным борцом за Православие и самым выдающимся защитником Церкви и ее установлений в критический период церковно-исторической жизни, самым страстным и убежденным вдохновителем современного ему общества в делании добра и правды, лучезарный свет которых стал меркнуть под напором иконоборческих идей и открытого попирания евангельских заповедей и церковных канонов, самоотверженным организатором византийско-восточного монастырского строя, клонившегося к упадку под воздействием политически вольнодумного, светско-либерального иконоборчества. Своей разнообразной и плодотворной церковно-общественной деятельностью этот святой отец дал содержание целой исторической эпохе (в VIII–IX веках), обозрение которой в некоторых деталях вызывает глубокий научный интерес. Глава первая. Юность преподобного Феодора и первоначальная его деятельность в Саккудионском монастыре Преп. Феодор Студит родился в 759 году в Константинополе, в богатой и знатной семье. Его отец Фотин занимал должность царского казначея при дворе византийского императора Константина V Копронима (741–775). 1 Фотин находился в родстве и дружбе со многими членами столичной аристократии и пользовался всеобщим уважением за добросовестное исполнение обязанностей, за просвещенность и твердость религиозных убеждений. 2 Мать преп. Феодора, Феоктиста, также происходившая из видной византийской фамилии, была сестрой известного византийского подвижника Платона, игумена обители Символов на вифино-мизийской (в Малой Азии) горе Олимпе. Искренняя вера и горячая любовь к Богу, безукоризненная чистота нравов, наклонность к аскетизму, строгое и ревностное исполнение религиозных обязанностей, любовь к своим и чужим, добросовестное следование долгу – вот некоторые из свойств Феоктисты, выделявшие ее среди женщин современной ей Византии. В своей семье Феоктиста пользовалась большим авторитетом и оказала в высшей степени благотворное влияние на старшего своего сына Феодора. Признательный сын по смерти Феоктисты произнес в честь ее красноречивое, проникнутое искренней любовью похвальное слово, в котором ярко охарактеризовал нравственный облик матери и ее выдающуюся моральную деятельность. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Феодора Студита, исповедника Св. Феодор родился в 759 г. и по происхождению принадлежал к высшим кругам константинопольской аристократии. Его отца звали Фотин, он был хранителем императорской сокровищницы и министром финансов. Мать звалась Феоктистой. В смутные времена, когда император Константин V Копроним преследовал защитников святых икон, родители постарались привить Феодору твердость в православной вере и любовь к добродетели. Получив превосходное образование и в светских науках, и в священных, Феодор под влиянием матери приобрел ревностное стремление к подвижничеству и молитве, а также большую склонность к монашеской жизни. После смерти Константина V и краткого правления Льва IV 139 императрица Ирина получила регентство и с помощью св. патриарха Тарасия фев.] восстановила иконопочитание и вернула из ссылки исповедников Православия. Так в 780 г., после десяти лет игуменства в монастыре Символов в Вифинии, вернулся в Константинополь прп. Платон ап.], дядя Феодора по матери. Снова увидевшись с членами своей семьи, он сумел внушить им такую любовь к монашеской жизни, что склонил Феодора, его родителей, братьев, сестру, слуг и некоторых из их друзей избрать ангельское житие. Фотин продал все свое имущество и раздал вырученные деньги бедным, за исключением одного поместья в районе горы Олимп в Вифинии – Саккудиона. Благодаря местоположению и благоприятным условиям оно могло быть легко превращено в монастырь. И вскоре под мудрым руководством Платона эта благочестивая община преобразовала имение в общежительный монастырь. В тот период создание новой обители приобретало особое значение, потому что после гонений иконоборцев большая часть монастырей пришла в запустение. Феодор быстро делал успехи в иноческой жизни. Он выказывал великое рвение, чтобы победить любое, даже малейшее действие, которое проистекало от его собственного произволения, победить путем полного послушания и откровения всех помыслов игумену. Несмотря на хрупкое телосложение и утонченное образование, он брал на себя самые тяжелые работы, чтобы помочь братии. Он доставлял воду и дрова, вскапывал сад, а ночью вставал и переносил на своих плечах навоз – тайно, чтобы его не увидели братия и он смог бы избежать похвал. Феодор постоянно размышлял о бесконечном снисхождении Христа к людям ради их спасения и жил уже не для себя, но для Бога и братьев. Так он быстро достиг вершины святого смирения. Соединяя размышления о Боге с памятью о смерти, он стяжал дар слез столь изобильных, что вплоть до своей смерти не проводил ни одного дня, не пролив во время молитвы сладких слез сокрушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Великий пост и его роль в жизни христиан обсудили на подкасте «Собрались с мыслями» В очередном выпуске подкаста «Собрались с мыслями», который на Первом канале ведет председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда, его участники обсудили наступивший Великий пост и его место в жизни христиан. Гостями нового выпуска подкаста стали – епископ Переславский и Угличский Феоктист и актриса Виктория Богатырева…. 26.03.2024 О страхах и надеждах молодежи поговорили участники подкаста «Собрались с мыслями» Участники очередного выпуска подкаста «Собрались с мыслями», который на Первом канале ведет председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда, обсудили страхи и надежды современной молодежи. Гостями этого выпуска стали – кандидат психологических наук мать семерых детей Лариса Суркова и священник Павел Островский. Вместе с Владимиром Легойдой гости студии поговорили о том, как помочь молодому человеку в наши дни найти свое место в жизни, быть любимым и принятым вне зависимости от достижений. Также участники подкаста рассказали о том, как заботливым родителям в этот период важно научиться не просто задавать правильные вопросы, но… 15.03.2024 Праздник Сретения Господня и его смыслы обсудили участники подкаста «Собрались с мыслями» Участники подкаста «Собрались с мыслями» на Первом канале, который ведет председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда, поговорили о празднике Сретения Господня и его смыслах. Гостями нового выпуска подкаста стали – Заслуженная артистка России Олеся Железняк и кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии архимандрит Симеон (Томачинский). Вместе с Владимиром Легойдой гости студии обсудили не только сам праздник, но также поговорили о самых значимых встречах своей жизни, главная из которых у каждого – встреча с Богом. Программа главного редактора журнала «Фома» Владимира Легойды «Собрались с мыслями» выходит в эфире Первого…

http://foma.ru/tag/podkast-sobralis-s-my...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010