Девятый день. Поуч. 4-е. Свят. Феодосий Черниговский. (Образец истинного пастыря, представляемый жизнью святителя). I. Между другими наставлениями, какие заповедал своему ученику-епископу ефесскому Тимофею святый апостол Павел, содержится и такое наставление: будь образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте ( 1Тим. 4, 12 ). Этот завет апостольский епископы, как предстоятели церквей, старались осуществлять в своей жизни. И воспоминаемый ныне великий святитель, архиепископ черниговский Феодосий, воплощал в себе образец истинного пастыря. II. а) Слово его было мудро, растворено благодатию. Он назидал своими речами своих пасомых при жизни; назидает всех нас и теперь. В своих видениях он нередко наставлял людей верующих на путь спасительной жизни: научал ходить в храмы Божии, говеть, исполнять уставы святой Церкви, слушать в храмах молебные и акафистные пения, молиться пред чудотворными иконами, чтить праздники церковные, исповедываться в своих согрешениях и приобщаться святого тела и крови Господней. Был святитель Феодосий правдив и говорил только слова правды. б) Подавал собою святитель Феодосий образец «в вере и в житии». Сильна и непоколебима была вера святителя в живого Господа Бога и в Его святой Промысл. Всею душею и сердцем святитель Феодосий был предан Господу и Его заповедям. Жил он так, как велит закон христианский. С юности святитель отличался смирением, терпением, воздержанием и трудолюбием. С раннего возраста он начал жизнь подвижническую, святую, – был инок в истинном смысле этого слова. Любя иночество сам, святитель Божий старался проводить иноческое житие и среди других: как игумен сперва Корсунской обители, потом Выдубецкой, а по переходе в Черниговъ – Елецкой обители, святитель Феодосий много заботился об устройстве в них жизни на строгих иноческих началах. Святая, подвижническая жизнь Феодосия Углицкого доставила ему великое уважение сначала со стороны киевлян, а потом и от жителей черниговской области. Ему давали важные поручения, например, отправляли в Москву к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с ходатайством об утверждении епископа луцкого Гедеона на кафедре митрополита киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Арсения Великого Память 8 мая Преподобный Арсений родился в Риме от благочестивых родителей – христиан, которые воспитали его в страхе Божием и обучили его наукам. Арсений был мужем не только добродетельным, но и весьма мудрым: он изучил сочинения всех риторов и философов и хорошо знал как греческий, так и латинский языки. Однако он оставил суетную жизнь мирскую и пренебрег эллинским любомудрием; он вступил в сонм клириков, посвятив себя на служение Богу, так как искал премудрости истинной, восхваляемой святым апостолом Иаковом, той премудрости, которая «чиста, мирна, скромна», послушлива, преисполнена «милости и добрых плодов» ( Иак.3:17 ). Арсений, приняв на себя сан диакона великой римской церкви, проводил жизнь целомудренную, стараясь соделать из себя достойное жилище святого и всеосвящающего Духа. В это время восточною частью Римской империи управлял Феодосий Великий 3018 , а западною – Грациан 3019 . Феодосий, имея двух сыновей – Аркадия и Гонория, искал для них такого учителя, который бы научил их не только человеческой, но и божественной мудрости; Феодосий хотел, чтобы дети его были обучены не только философии и другим эллинским наукам, но и добродетельной богоугодной жизни христианской. С этою целью Феодосий приказал искать по всей империи своей такого человека, однако, найти не мог, потому что посланные его находили много умных и ученых людей, проводивших жизнь не богоугодную, и, наоборот, встречали людей жизни благочестивой, но совершенно не обученных светским наукам. Поэтому Феодосий вынужден был написать к западному императору Грациану о том, что ему для обучения детей нужен такой именно человек, как сказано выше. Грациан же, посоветовавшись об этом с папою Дамасом 3020 , сказал ему: «Стыдно будет царству нашему, если мы не найдем в нем человека добродетельного и мудрого, какого просит император Феодосий. Нам нужно найти такого человека, который мог бы сыновей его и философии научить, и наставить страху Божию не только словом, но и примером своей добродетельной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Строгий подвиг ради Господа: Схииеродиакон Феодосий (Никольский). День памяти — 10 ноября Строгий подвиг ради Господа: Схииеродиакон Феодосий (Никольский). День памяти — 10 ноября Лукавый искушал его тем, что где-то есть еще более строгий устав и есть еще более высокая духовность. Он решил перейти в монастырь Есфигмен, который действительно славился своим строгим уставом. И вот 14 января 1895 года он оставил Старый Руссик и поступил в монастырь Есфигмен. Но многоопытный старец быстро понял, что попался в дьявольские сети. Пав на колени перед игуменом Андреем, просил прощения и милости. Схииеродиакон Феодосий (в миру Федор Васильевич Никольский) родился 13 июня 1841 года в городе Туле в семье местного священника Василия Степановича и его супруги Екатерины Федоровны. Детство он провел в селе Рыхотке Тульской губернии. Учился в Тульской духовной семинарии в философском классе, но по болезни не смог закончить учебу. После выздоровления, взяв благословение у родителей, поступил в Почаевскую Успенскую Лавру, где принял монашество с именем Феофан и был рукоположен. Прожив в Лавре почти 25 лет, он решается поехать на Афон и там продолжить свою подвижническую деятельность. В 1886 году отец Феофан прибыл на Афон и поступил в монастырь святого великомученика Пантелеимона, где 15 сентября 1888 года был пострижен в схиму с именем Феодосий. Послушание он проходил на Старом Руссике, который отличался особо строгим уставом. Отец Феодосий был безгранично рад, что отец Макарий определил его именно туда, так как жаждал строгого образа подвижничества, через которое он надеялся обрести чистоту сердца и приобрести благочестие. «Человек рождается в мире, — пишет он в своем дневнике, — чтобы жить по образу и по подобию Божию в правде и истине Господа нашего Иисуса Христа, чтобы достигнуть вечного спасения и жизни райской в Царствии Небесном с Господом нашим Иисусом Христом и избегнуть вечных мучений в аду, уготованном дьяволу и ангелам его, а также всем не покаявшимся грешникам, которые будут мучиться там вечно! Вечность и ад непостижимы уму человеческому при его жизни на земле, хотя Царство Небесное, по Евангелию, внутри нас есть!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=273...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Феодосия Великого Память 11 января Преподобный Феодосий родился в селении Могарионском, в Каппадокии 437 , от благочестивых родителей – отца Проересия и матери Евлогии – и был воспитан в благонравии и книжном обучении. Когда отрок пришел в совершенный разум и хорошо изучил Божественное Писание, ему приказано было читать в церкви назначенные для чтений места из богослужебных книг, и он был чтецом сладкогласным и искусным, как никто другой. Читая поучительные слова на пользу слушающих, он еще более пользы извлекал из этого сам для себя. Внимая Господу, то повелевающему Аврааму выйти из земли своей и от родства своего ( Быт. 12:1 ), то убеждающему в Евангелии оставить, ради вечной жизни, отца, мать и братьев ( Мф. 19:29 ), он пылал сердцем и горел духом, желая, оставив все, последовать за Христом путем тесным и прискорбным. Помышляя об этом, он молился Богу: «Наставь меня Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей» ( Пс. 85:11 ). Потом, возложив упование на Бога, он отправился в Иерусалим. Сие было в царствование Маркиана 438 , под конец жизни его, когда в Халкидоне 439 собирался Четвертый Вселенский собор 440 на Диоскора и Евтихия 441 . Проходя чрез Антиохию 442 , блаженный Феодосий пожелал видеть преподобного Симеона и сподобиться от него благословения и молитв. Он пошел к нему и, когда был близ столпа, то услышал голос преподобного: – Добре пришел ты, человек Божий Феодосий! Услышав, что его назвал по имени тот, который никогда не видел его и не знал, Феодосий удивился и, упав на колена, поклонился прозорливому отцу. Потом, по приглашению его, он взошел на столп к святому и припал к честным его ногам. Тот же, обняв, поцеловал богодухновенного юношу и предсказал ему, что он будет пастырем словесных овец и спасет многих от мысленного волка 443 ; предсказал ему еще многое и, благословив его, отпустил. Феодосий, подкрепленный благословением преподобного и имея его святые молитвы вместо сопутствующего наставника и хранителя, пошел предлежавшим ему путем и достиг Иерусалима; это было в патриаршество Ювеналия .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

25. Архиепископ Феодосий 286 (с 1542 по 1551 г.) На место архиеп. Макария, возведенного на Московскую и всея России первосвятительскую кафедру, в архиепископы Новгорода был избран Феодосий – игумен Новгородского Хутынского монастыря. О месте его рождения и о воспитании его нет никаких сведений; известно только то, что Феодосий, до возведения его в сан игумена, находился в Волоколамском монастыре, был учеником препод. Иосифа и пользовался вниманием в. к. Василия Ивановича, как по уважению к памяти знаменитого его учителя, так, вероятно, и за свои личные качества, что можно видеть из следующего обстоятельства: в 1532 г., когда в Хутынском монастыре не было настоятеля, в. к. Василий Иванович, «сам избрав старца духовна из Осифовы пустыни инока Феодосия, клирика чином», отправил его к архиеписк. Макарию и «повелел ему сего старца совершити по чину игуменом и послати его в монастырь всемилостиваго Спаса и чюдотворца Варлаама на Хутынь». Архиеп. Макарий, исполняя волю государя, «не замедля, ни помотча, постави сего смиреннаго инока Феодосия по священному чину в четцы, и в подьяконы, и в дьяконы, и соверши его в попы, также и сановную молитву над ним глагола, еже достоит игуменом, в соборней церкве святей Софеи в В. Новегороде, на праздник Введение святые Богородицы, месяца ноября в 21 день; и поучи довольно от духовных, еже пребывати в посте и молитвах и во бдениих и во всяких добродетелех, и попечение имети о своем спасенном стаде, елико Бог даст, также и во обитель посла Боголепнаго Преображения и великаго чюдотворца Варлаама с своими детьми боярскими и с крылошаны и с духовными песньми, почесть творя святей церкви и честной обители» 287 . Ревнуя о благолепии врученной обители, Феодосий в апреле 1585 г. заложил в Хутыне каменную церковь , во имя св. Григория, просветителя Великой Армении, против южных дверей большой церкви и против чудотворцева гроба. Церковь эта, по словам летописца, «поспешением св. Духа и молитвами Пресвятыя Богородицы и великаго чюдотворца Варлаама совершена была в два лета, о едином версе, велми чюдна, яко таковы несть делом в Новгородской области: яко околная стена, еже округ церкви, имея углов восмь, а двери пятеры, в высоту велми высока, на нейже в версе и колоколы уставиша, два колокола больших, егда начнут звонити яко страшным трубам гласящим, тако и прочие колоколы уставиша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Яковиты А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Мы прервали свой рассказ ο египетских делах на моменте царствования Юстиниана Великого и Феодоры, когда антихалкидонец монофизитский патриарх Александрии Феодосий под покровительством Феодоры сидел в заключении на Босфоре, в Деркосе. Это не помешало ему поставить в епископы Иакова Барадая (Бурд " оно) и тем создать монофизитскую, так называемую яковитскую, иерархию. Яковиты сирского языка создали кафедры в Эдессе, Амиде Мабуге (Иераполис). Их последователи группировались гуще всего среди сельского населения около Антиохии и Апамеи. Меньшинство было в Малой Азии (уже грекоязычное) и даже в самом Константинополе. Все они ориентировались на Александрийского папу, запертого в Деркосе, как на своего чаемого легального главу. Но Феодосий, находясь под арестом, не мог объединить всех монофизитов, среди которых к тому же начались внутренние споры. Об их богословских спорах речь была выше. По кончине Юстиниана и Феодоры и оздоровлении православно-богословской атмосферы при Юстине II супрута последнего София имела честолюбие подражать богословской роли, которую играла Феодора, тем более что и она сочувствовала веяниям монофизитства. Β такой атмосфере Феодосий и все сидельцы Деркоса были амнистированы и уже были торжественно приняты во дворце, как вдруг их глава, Александрийский папа Феодосий, внезапно скончался (566 г.). На его торжественных похоронах ученик покойного монах Афанасий публично поносил Халкидонский собор. Это было попустительство новой власти Юстина II. Началось повторение системы разговоров, диспутов эпохи Юстиниана Великого. Прибыл даже сам Иаков Барадай и даже был представлен императрицей Софией мужу, Юстину II. Но после года бесполезных переговоров монофизиты разъехались по домам. Однако императорская власть не могла остановиться в поиске путей воссоединения с диссидентами. Это была для нее неизбывная политическая задача, как хроническая болезнь. B следующем году (567 г.) Юстин II предложил яковитам соединение на условии принятия только трех первых вселенских соборов, без Халкидонского. Но яковиты-монахи подняли бунт против своих епископов - «соглашателей.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435281/

Васильков. Собор Антония и Феодосия Печерских. Собор. Действует.   Престолы: Антония и Феодосия Печерских Архитектурный стиль: Украинское барокко Год постройки:Между 1756 и 1758. В конце XIX в. с запада к нему пристроен деревянный притвор, разобранный во время реставрации 1974-1980 г.г.. Архитектор: С.Д. Ковнир Адрес: Киевская обл., г. Васильков Координаты: 50.180358, 30.320308 Проезд:от м. " Лыбедская " 303 авт. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор построен в середине XVIII века крепостным мастером Киево-Печерской лавры С. Д. Ковниром на заказ лаврского архимандрита (по легенде , от васильковского собора в лавру проложен подземный ход). Размеры храма 20 х 20 метров , высота центрального купола в интерьере 28 метров. Четыре боковых купола венчают квадратные помещения между рукавами апсид . Окна украшены фигурными наличниками. Характерной деталью архитектуры считаются фронтоны с карнизами двойной кривизны (скульптор С. Тальянец). Здание собора внешне напоминает Козелецкий собор Рождества Богородицы . В интерьере сохранились росписи В. Бибибкова. В 1961 году советская власть закрыла храм. До 1990 года его помещения или использовалось не по назначению, либо вообще были без всякого ухода. В 1990 году, после предыдущих реставрационных работ, продолжавшихся 8 лет, храм возобновил свою деятельность. Главная святыня - чудотворная икона Божией Матери Троеручницы. До нас дошло ее описание, сделанное в середине XVII столетия. В далеком 1653 году, путешествуя в Москву, наш город посетил антиохийский патриарх Макарий. Его сопровождал архидиакон Павел Алепский, который и оставил описание тогдашнего города Василькова и соборной церкви в честь Антония и Феодосия Печерских. Итак, храм находился на территории Детинца. Павел Алепський так описывает соборную церковь: «Это церковь красивая, высокая; иконостас её очень велик, подобно иконостасам греческим, но икона Владычицы там большая, великолепная, поражает удивлением умы; подобной мы и раньше не видывали и после никогда не видали.

http://sobory.ru/article/?object=19788

Д.К. Робертсон (протестант) Сочинение Джеймса С. Робертсона каноника Кентерберийского, покойного профессора церковной истории в Королевской коллегии в Лондоне перевод с английского издания. Содержание Предисловие Книга первая. От гонения церкви при Нероне до указа Константина Великого о веротерпимости (64–313 гг.) Глава 1. Апостольский век Глава 2. Царствования Траяна и Адриана (98–138 гг.) Глава 3. Царствования Антонинов (138–180 гг.) Глава 4. Ранние еретики Глава 5. От восшествия Коммода до смерти Элагабала (180–220 гг.) Глава 6. От Александра Севера до Валериана (220–260 гг.) Глава 7. От восшествия Галлиена до дарования веротерпимости Константином (261–313 гг.) Глава 8. Дополнительная 1. Успехи распространения христианства 2. Иерархия 3. Обряды и обычаи 4. Нравственный характер христиан – Аскетизм – Безбрачие Книга вторая. От Константина Великого до смерти Феодосия Великого (313–395 гг.) Глава 9. Константин Великий – Донатизм – Арианство (313–337 гг.) Глава 10. Сыновья Константина Великого (337–361 гг.) Глава 11. Юлиан (361–363 гг.) Глава 12. От смерти Юлиана до конца второго вселенского собора (363–381 гг.) Глава 13. От конца Второго Вселенского собора до смерти Феодосия – Св. Амвросий (381–395 гг.) Глава 14. Дополнительная Книга третья. От смерти императора Феодосия I до папства Григория Великого (395 –590 гг.) Глава 15. Аркадий и Гонорий – Оригенистический спор – Св. Иоанн Златоуст Глава 16. Бл. Августин – Донатизм – Пелагианство Глава 17. Несторианство Глава 18. Евтихианство – Собор Халкидонский – Возвышение римской кафедры Глава 19. Падение Западной империи – Обращение варваров. Вандальское гонение в Африке Глава 20. Монофизитство – Юстиниан – «Три главы» (451–566 гг.) Глава 21. Полупелагианство – Миссии – Упадок арианства на Западе Глава 22. Дополнительная Книга четвертая. От избрания Григория Великого до смерти Карла Великого (590–814 гг.) Глава 23. Григорий Великий (590–604гг.) Колумбан (589–615 гг.) Глава 24. Магомет – Монофелитский спор (610–718 гг.) Глава 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Меню Закрыть Викторина Римская империя и Новый Рим (до 1453г.) Кто был инициатором Первого Вселенского собора? О каком византийском императоре писал Данте? И что такое агиография?   Ответьте на эти и другие вопросы нашей викторины об истории Нового Рима Начать викторину 1. Кто из императоров был инициатором созыва Первого Вселенского Собора: Диоклетиан Константин Великий Юстиниан I Правильный ответ: Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никее по инициативе Константина Великого. Несмотря на спорные моменты жизни, например совершенное убийство родного сына, Константин Великий почитается в некоторых христианских церквях как святой, в лике равноапостольных. Правильный ответ: Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никее по инициативе Константина Великого. Несмотря на спорные моменты жизни, например совершенное убийство родного сына, Константин Великий почитается в некоторых христианских церквях как святой, в лике равноапостольных. Правильный ответ: Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никее по инициативе Константина Великого. Несмотря на спорные моменты жизни, например совершенное убийство родного сына, Константин Великий почитается в некоторых христианских церквях как святой, в лике равноапостольных. 2. Что такое «центон»: единица измерения форма правления литературный жанр Правильный ответ: Центон — это произведение, составленное из фрагментов классиков, но они соединены таким образом, чтобы рассказать о Евангельской истории. Считается, что центоны писала супруга императора Феодосия II Евдокия. Такое творчество предполагало образованность, начитанность и высокий уровень культуры автора. Правильный ответ: Центон — это произведение, составленное из фрагментов классиков, но они соединены таким образом, чтобы рассказать о Евангельской истории. Считается, что центоны писала супруга императора Феодосия II Евдокия. Такое творчество предполагало образованность, начитанность и высокий уровень культуры автора. Правильный ответ: Центон — это произведение, составленное из фрагментов классиков, но они соединены таким образом, чтобы рассказать о Евангельской истории. Считается, что центоны писала супруга императора Феодосия II Евдокия. Такое творчество предполагало образованность, начитанность и высокий уровень культуры автора.

http://europe.foma.ru/ds_quiz/rimskaya-i...

Скачать epub pdf Страдание святого великомученика Прокопия Память 8 июля Святой город Иерусалим возрастил славного великомученика Прокопия, который своими родителями был назван не Прокопием, а Неанием; имя же Прокопия святой получил после, от Самого Христа Господа, при крещении, как будет видно из последующего. Также и Иерусалим в то время именовался нечестивыми язычниками не Иерусалимом, а Элией. По разрушении Иерусалима Титом 4464 , сыном Веспасиана 4465 , когда прошло довольно много лет, римский император Адриан 4466 , которому при рождении было дано имя Элий, пожелав снова воздвигнуть город на месте разрушенного Иерусалима, наименовал его своим именем – Элия и воспретил эту Элию называть Иерусалимом. Он был весьма враждебен христианству и покушался не только истребить с земли пресвятое имя Христово, но хотел, чтобы предано было совершенному забвению и то самое место, где пострадал Христос. Поэтому он и назвал Иерусалим Элией. В том городе жил некоторый славный муж, сенаторского рода, по имени Христофор. Он был сам христианином, но супруга его, Феодосия, пребывала в язычестве. От них-то и родился Неаний, по рождении коего Христофор в скором времени отошел ко Господу. Феодосия, оставшись вдовою, воспитала отрока в языческой вере и научила его служить идолам, так как сама была усердною служительницей демонов. Отрок отличался быстрою сообразительностью и, будучи отдан матерью еллинским учителям, скоро прошел все светские науки. Когда он достиг юношеского возраста и уже стал переходить в возраст мужеский, мать захотела отдать его царю на военную службу. В это время нечестивый римский император Диоклетиан 4467 прибыл в Антиохию Сирийскую, при реке Оронте. Феодосия, узнав об этом, пришла с сыном своим в Антиохию и отдала его на царскую службу. Император, видя юношу красивого собою и высокого роста и кроме того узнавши о полученном им образовании, весьма полюбил его и повелел ему пребывать в своих царских палатах около себя, вместе с другими, ему подобными. Потом император в скором времени сделал его воеводою и послал его с войском в египетский город Александрию 4468 , чтобы там гнать, мучить и избивать христиан, а имения их отбирать в царскую казну. Неаний же сказал императору:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010