Нужно проводить целенаправленную деятельность в вопросах миссионерства. Интервью с епископом Полтавским и Кременчугским Филиппом ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск НУЖНО ПРОВОДИТЬ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОПРОСАХ МИССИОНЕРСТВА ИНТЕРВЬЮ С ЕПИСКОПОМ ПОЛТАВСКИМ И КРЕМЕНЧУГСКИМ ФИЛИППОМ Епископ Полтавский и Кременчугский Филипп (в миру Осадченко Роман Альбертович) родился 2 июля 1956 года в г. Днепропетровске в семье военных. По окончании средней школы в 1973 году поступил на биологический факультет Харьковского университета, который окончил в 1979 году. В сентябре 1980 года был рукоположен архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом в сан священника и назначен клириком кафедрального собора в г. Курске. Здесь же исполнял обязанности заведующего канцелярией Курского епархиального управления, а в дальнейшем - его секретаря. С 1985 года - секретарь Иркутского епархиального управления. С 1986 года - клирик Полтавской епархии. В 1988 году окончил Московскую Духовную Семинарию. С 1990 года - настоятель Свято-Николаевского собора в г. Комсомольске Кременчугского района Полтавщины. В 1993 году пострижен в монашество с именем Филипп в честь священномученика Филиппа, митрополита Московского, и, при сохранении должности настоятеля Свято-Николаевского собора в Комсомольске, назначен наместником Спасо-Преображенского монастыря в с. Мгарь Лубенского района Полтавской области, а также благочинным Кременчугского округа Полтавской епархии. В 1997 году, продолжая нести все возложенные на него церковью труды, вступил в должность ректора Полтавского Духовного училища. В 1999 году окончил Киевскую Духовную Академию. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 21 декабря 2001 года определен быть епископом Полтавским и Кременчугским, преемником почившего 1 октября 2001 года митрополита Полтавского и Кременчугского Феодосия (Дикуна).

http://pravoslavie.ru/guest/epfilipp.htm

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир В своих действиях, внося вышеизложенные изменения и дополнения в Устав «Об управлении Украинской Православной Церкви», Архиерейский Собор руководствовался пунктом 2 раздела XIV действовавшего ранее Устава и гласившего: «Право внесений исправлений к этому Уставу имеет Собор епископов с последующим утверждением Собором Украинской Православной Церкви». Основным деянием Харьковского Собора было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с поста предстоятеля Украинской Православной Церкви и зачисление его за штат в связи с неисполнением клятвенного обещания уйти с поста предстоятеля Украинской Церкви, данного на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 марта – 5 апреля 1992 г . Данное деяние совершилось в отсутствие митрополита Филарета, отказавшегося прибыть на Архиерейский Собор Украинской Церкви и проигнорировавшего неоднократно посылаемые ему вызовы. За учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил митрополиту Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора кириархальной Церкви. После этого  на основании пунктов  12 и 13 раздела V Устава «Об управлении Украинской Православной Церкви» состоялось избрание нового состава  Синода: тайным голосованием не менее чем из 3 выдвинутых Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви кандидатов». Этим обеспечивалась свобода и демократичность выбора. Каждый член Собора подавал записки с именами трех кандидатов. В первом  туре за митрополита Харьковского Никодима было подано 7 голосов, за митрополита Ростовского Владимира (Сабодана) – 13, за архиепископов Полтавского Феодосия (Дикуна), Житомирского Иова (Тывонюка), Ровенского Иринея (Середнего) – по 4 голоса, за архиепископа Черниговского Антония (Вакарика) – 3 голоса, за митрополита Винницкого Агафангела (Саввина) и архиепископа Одесского Лазаря (Швеца) – по 2 голоса. Перед вторым туром митрополит Харьковский Никодим взял самоотвод. Во втором туре митрополит Владимир получил 16 голосов и был избран митрополитом Киевским и главой Украинской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/5464.html

Ранее, 14 мая 1992 года, митрополит Никодим послал тогдашнему митрополиту Филарету письмо, в котором просил его выполнить свое обещание, собрать и провести Архиерейский Собор " ради мира в нашей Церкви " . Но ответа не последовало. Первоначально Собор предполагалось провести в Киеве. Но Филарет, во время очередного звонка владыки Никодима, настаивавшего на созыве Собора, продолжал угрожать: " Имейте в виду, если вы приедете в Киев, вас побьют камнями, вы ног не унесете из Киева " . Именно это обстоятельство и послужило единственной причиной тому, что было принято решение собраться епископам в Харькове. Исходившие из Пушкинской угрозы были не безосновательны. Все хорошо помнили события первого Софийского побоища, которое показало, что для политиков-националистов, водворившихся в Киеве, нет ничего святого. Зная о тесных связях Филарета с политическими структурами и соответствующими государственными службами, от него можно было ожидать любых провокаций. Каждый член Собора 1992 года подавал записки с именами трех кандидатов. В первом туре за митрополита Харьковского Никодима было подано 7 голосов, за митрополита Ростовского Владимира (Сабодана) - 13, за архиепископов Полтавского Феодосия (Дикуна), Житомирского Иова (Тывонюка), Ровенского Иринея (Середнего) - по 4 голоса, за архиепископа Черниговского Антония (Вакарика) - 3 голоса, за митрополита Винницкого Агафангела и архиепископа Одесского Лазаря (Швеца) - по 2 голоса. Перед вторым туром митрополит Харьковский Никодим взял самоотвод. Во втором туре митрополит Владимир получил 16 голосов. О своем избрании на Киевскую кафедру митрополит Владимир узнал в Финляндии, где возглавлял делегацию Русской Православной Церкви. Поздно вечером 27 мая на затянувшееся заседание конференции прибыл президент Финляндии с букетом цветов. Он приехал поздравить нового предстоятеля Православной Церкви в Украине. Сам митрополит Владимир о своем избрании узнал из вечернего выпуска новостей. Митрополит Владимир стал первым свободно и соборно избранным предстоятелем Украинской Православной Церкви. Определение Архиерейского Собора УПЦ о его избрании было с одобрением принято всеми Поместными Православными Церквями. Их предстоятели свидетельствовали об этом телеграммами, в которых выражали поддержку решений Харьковского Собора и признавали митрополита Владимира единственным законным Первоиерархом УПЦ.

http://zavet.ru/news/0206/n03.htm

 На антирелигиозный пропагандистский фронт были брошены большие силы специалистов высших учебных заведений, школ, врачей, лекторов общества «Знание», которые трудились не покладая сил, читая лекции, тиражируя брошюры и другие материалы, разоблачая «религиозный дурман». Например, только в Ярославском районе «при 12 клубах и домах культуры работают лектории по научному атеизму, организовано 6 кинолекториев. Атеистическую пропаганду в районе ведут 32 лектора, имеющих специальную подготовку. В 1973 году по вопросам атеизма прочитано 149 лекций. В районной газете «Ленинское знамя» регулярно печатаются материалы и ведутся беседы по атеистической пропаганде. Ежемесячно дается обзор журнал «Наука и религия». «Вопросы атеистической работы исполкомов сельских, поселковых советов и культурно-просветительных учреждений, внедрение новых советских обрядов систематически обсуждаются на заседаниях исполкомов Советов» . Продолжали существовать карательные меры в отношении верующих людей. Например, в Ярославской области из Ярославского пединститута были уволены муж и жена за то, что их ребенок был крещен в церкви, в Некрасовском районе были исключены из состава учащихся два школьника, носившие нательные крестики .  Церковь не молчала. Конечно, в отличие от обращения в вышестоящие инстанции «Христианского комитета по защите прав верующих», возглавляемого подмосковным священником Г. Якуниным, писем Патриарху рязанского мирянина А. И. Солженицына, кировчанина Б. Таланова, писем Л. И. Брежневу епископа Полтавского и Кременчугского Феодосия (Дикуна), епархиальные архиереи Центральной России не поднимали своего голоса в защиту прав верующих и Церкви. Следует учесть, что они находились под неусыпным контролем как гражданских властей, так и своего окружения, представители которого сотрудничали с властями. Духовная дочь митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Венланда) рассказывала о том, что в дневниках его сестры, монахини Ефросинии, после ее смерти прочитали запись: «Бедный владыка! Как тяжело ему, что близкие люди предают его». И дальше назывались имена из окружения владыки, которые доносили в «органы» всю информацию о том, что делает, говорит и с кем встречается митрополит Иоанн .

http://bogoslov.ru/article/4847085

В 1979 и 1980 гг. члены комитета подверглись арестам. Наиболее серьезной акцией, предпринятой для защиты Православной Церкви ею самой, было письмо Л. И. Брежневу епископа Полтавского и Кременчугского Феодосия (Дикуна), составленное 26 октября 1977 г. В отличие от документов «Христианского комитета защиты прав верующих» епископ Феодосий избегает в своем письме широких обобщений и риторики, текст его основан на конкретных фактах и цифрах, автор письма волне благожелателен по отношение к адресату. Тем более страшное впечатление производят сообщенные им факты. Сдержанный и реалистический характер документа выражался в том, что по существу дела епископ Феодосий призвал в церковно-государственных взаимоотношениях вернуться к дохрущевской, послевоенной практике» 627 . Масштаб хрущевских гонений на Церковь епископ Феодосий иллюстрирует статистическими данными по своей епархии: «Чтобы иметь представление о размахе этого атеистического разгула, назову лишь один факт: до 1958 г. Полтавская епархия насчитывала 340 храмов, а в 1964 г. их осталось только 52... С уходом Н. С. Хрущева со своего поста первого секретаря ЦК партии,– продолжает владыка,– церковные дела несколько улучшились. Но ненадолго. Ибо цель уполномоченных как представителей безбожия осталась фактически та же, но к ней начали пробираться более деликатным путем. Говорю: более деликатным в сравнении с прошлыми годами, но в сущности далеко не деликатным» 628 . Вслед за тем епископ Феодосий приводит одну из многих печальных историй из жизни епархии, хорошо иллюстрирующих методы антирелигиозной борьбы представителей советской власти: «Глобинский район Полтавской области, насчитывающий 26 сельсоветов, имеет всего лишь один маленький глинобитный молитвенный дом... Ввиду его ветхости и рыхлости стен, верующие решили вышеупомянутое здание обложить кирпичом. Работа, как видим, самая необходимая и без претензий на роскошь, но для ее осуществления нужно было получить разрешение от местных властей. Многие мучительные месяцы церковная община мытарствовала по разным инстанциям, вплоть до Москвы, пока получила нужное (на словах) разрешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Предпринимались и другие попытки донести до государства свой протест. Мирным по духу было письмо епископа Полтавского Феодосия (Дикуна) Л.И.Брежневу (1977 г.). Архипастырь приводил статистические данные относительно закрытия храмов, описывал конкретную ситуацию в Полтавской епархии, где усилиями местного уполномоченного Церковь была обречена на умирание. Запрет рукоположений, запрет принимать духовенство из других епархий, всевозможные препятствия для ремонта молитвенных домов – все это было лишь частью общей антицерковной борьбы. Отмечая, что после ухода Хрущева ситуация несколько улучшилась, епископ констатировал, что это улучшение было недолгим, так как цель государства осталась прежней. Уничтожение Церкви продолжилось, но чуть менее агрессивно, чем при Хрущеве. В 1979 г. архипастырь был переведен подальше от раскритикованной им полтавской номенклатуры – в Вологду. Показательно и неслучайно, что в 1978 г. священноначалие возвело епископа Феодосия в сан архиепископа. Нападки на церковное руководство со стороны иных ревнителей были справедливыми далеко не всегда. Новые репрессии против Церкви были вполне вероятными, и компромиссной политикой Патриархия пыталась сохранять Церковь для совершения таинств и ведения проповеди. Имели место рукоположения без ведома уполномоченных. На практике многие пастыри совершали таинства без предписанной регистрации. Также на местах удавалось создавать и крепкие приходские общины, которым было суждено стать ядром в деле будущего возрождения Церкви. Тайное служение отдельных пастырей можно назвать формой сопротивления безбожному режиму. Таким подвижником был, например, священник Глеб Каледа . Тестем этого замечательного пастыря был священномученик Владимир Амбарцумов (†1937, память 5 ноября). Сам Глеб Александрович был известным ученым, доктором геолого-минералогических наук. В 1972 г. он был тайно рукоположен во диакона и иерея митрополитом Иоанном (Вендландом) , на протяжении долгих лет окормлял многочисленных духовных чад. Церковное руководство прилагало немало усилий для спасения монастырей и храмов. Например, в виду угрозы закрытия Почаевской лавры «Журнал Московской Патриархии» стал постоянно печатать материалы по истории монастыря с целью привлечь к нему международное внимание. То, что монастырь удалось сохранить, – совместная заслуга всех чад Церкви, начиная с монахов и прихожан и заканчивая священноначалием, отстаивавшим обитель перед высшим государственным руководством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1917 году из-за тяжелого финансового положения издание «Трудов» было приостановлено. И хотя Академии удалось просуществовать еще несколько лет, восстановить издание журнала так и не удалось… Возрождение «Трудов» Возрождение академического журнала состоялось ровно через восемьдесят лет — в 1997 году. Именно тогда вышел первый номер возрожденных «Трудов». Он был подписан в печать 25 июня 1997 года и напечатан тиражом 1 000 экземпляров. Формат издания — 60х90 1/16. На четвертой странице обложки указывалось, что издание возрождено к 2000-летию Рождества Христова. Первый номер журнала содержал лишь восемь материалов, среди которых предисловие ректора КДА протоиерея Николая Забуги, одна статья Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, одна — митрополита Полтавского и Кременецкого Феодосия (Дикуна-Ваколюка), три статьи преподавателей КДА и одна статья монахини Софии (Сеник). Кроме того, в первом номере возрожденных «Трудов» было издано сочинение преподобного Паисия Величковского «Предисловие о чине и уставех», подготовленное к печати монахиней Софией (Сеник). Общий объем номера — 176 страниц, т.е. 11 условных печатных листов. Таким был первый номер новых «Трудов». Уже в этом выпуске были заложены основные принципы издания, которые в значительной мере сохраняются и сегодня. Во-первых, в «Трудах» печатаются не только статьи профессоров, доцентов и преподавателей Киевской духовной академии и семинарии, но и исследования, подготовленные Предстоятелем и иерархами Украинской Православной Церкви, а также известными исследователями как из Украины, так и из заграницы. Начиная с третьего номера «Трудов» (вышел в 2001 году) в журнале также публикуются статьи студентов КДА. Во-вторых, если в дореволюционный период академический журнал издавался на русском языке, то с 1997 года «Труды КДА» — это двуязычное издание. Часть статей в нем печатается на украинском языке, часть — на русском. Кроме того (как и в — начале ХХ вв.), на страницах «Трудов» могут осуществляться публикации на древних языках (например, произведение преподобного Паисия дано на церковнославянском языке). Название журнала на первой странице обложки 1997 года было дано на украинском языке.

http://bogoslov.ru/article/2293473

В тот же день митрополит Филарет собрал в Киеве своих сторонников на конференцию, в которой участвовало несколько священнослужителей и мирян, но не присутствовало ни одного архиерея. Конференция отвергла постановление Священного Синода Русской Православной Церкви. «Все решения Московского Синода относительно Украинской Православной Церкви не имеют действенности, потому что они приняты вопреки действующему уставу и акту о независимости и самостоятельности в управлении Украинской Православной Церкви. Все епископы, которые, пренебрегая действующим уставом Украинской Православной Церкви, отошли от ее канонического главы – митрополита Филарета, есть предатели Церкви и православного народа Украины и согласно с церковными канонами подлежат прещению. Признавая Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в настоящее время нашим каноническим главой,– отмечалось далее в постановлении конференции,– мы заявляем о своем намерении каноническим путем получить полную независимость Украинской Православной Церкви. Единогласно поддерживаем в этом нашего канонического предстоятеля митрополита Киевского и всея Украины Филарета» 736 . Архиерейский Собор, созванный в Харькове 27 мая митрополитом Ни-кодимом в составе 17 архипастырей, но в отсутствие митрополита Филарета, не пожелавшего явиться на Собор, выразил недоверие митрополиту Филарету и уволил его с Киевской кафедры. Епископ Волынский Варфоломей из Польши выслал на Собор телеграмму, в которой заявил о своем согласии с решением большинства архиереев. За учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил митрополиту Филарету свя-щеннослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу архиерейского Собора кириархальной Церкви. После этого состоялось избрание нового предстоятеля Украинской Церкви тайным голосованием. Каждый член Собора подавал записки с именами кандидатов. В первом туре за митрополита Харьковского Никодима было подано 7 голосов, за митрополита Ростовского Владимира (Сабодана) – 13, за архиепископов Полтавского Феодосия (Дикуна), Житомирского Иова (Тывонкжа), Ровенского Иринея (Середнего) – по 4 голоса, за архиепископа Черниговского Антония (Вака-рика) – 3 голоса, за митрополита Винницкого Агафангела и архиепископа Одесского Лазаря (Швеца) – по 2 голоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Владыка Вениамин участвовал в заседаниях Священного Синода в Москве. Его подпись стоит среди подписей немногих архиереев в Томосах о даровании автокефалии Американской Православной Церкви и даровании автономии Японской Православной Церкви (1970 г). Он ежегодно направлялся в отпуск на Западную Украину, где не только искал кандидатов в священство, но и посещал своего духовника исповедника игумена Иоанна (Селецкого), жившего в Кременце под подпиской о невыезде. В 1960-70-е годы Владыка поддерживал близкое общение с такими архиереями Русской Православной Церкви, как исповедник архиепископ Ташкентский Гермоген (Голубев), находившийся с 1965 года по сути дела под домашним арестом в монастыре Жировичи, как митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов). На владыку Иосифа Иркутский архиерей тоже возлагал попечение о своей душе, исповедовался ему и духовно советовался. Общался владыка Вениамин и с архиепископами Новосибирским Павлом (Голышевым) и Свердловским Климентом (Перестюком). Все это были люди высокого духовного и культурного уровня, люди Церкви. В 1967 году, по благословению Святейшего Патриарха владыка Вениамин участвовал во Владимирском соборе Киева в хиротонии епископа Феодосия (Дикуна) – викария для Украинского экзархата. Примечательно, что в этой хиротонии также принимал участие давний друг и сподвижник владыки Вениамина в противостоянии польскому католицизму и немецкому нацизму в 1930-40-е годы архиепископ Эдмонтонский и Канадский Пантелеймон (Рудык). О смирении и скромности владыки Вениамина свидетельствуют две исторических фотографии, размещенные в «Журнале Московской Патриархии» после кончины Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) в 1970-м году. На одной фотографии, запечатлевшей заседание Комиссии по подготовке Поместного Собора, владыка Вениамин как старейший по хиротонии архиерей, сидит по правую руку патриаршего местоблюстителя митрополита Пимена (Извекова), то есть занимает одно из первейших мест. А следующая фотография запечатлела членов Комиссии, когда они вошли в кабинет покойного Патриарха Алексия и запели «Вечную память». Судя по второй фотографии, смиренный владыка Вениамин вошел в кабинет почившего Святейшего Патриарха с благоговением самым последним…

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/28/...

И. Брежневу от Полтавского и Кременчугского еп. Феодосия (Дикуна) , составленное в окт. 1977 г. Во взвешенной и документированной форме еп. Феодосий представил советскому руководителю картину бедственного положения клира и прихожан своей епархии, терпевших притеснение от местного уполномоченного Совета по делам религий. Практические предложения архиерея были вполне конструктивными: прекращение незаконной регистрации треб и тех священнослужителей, кто совершают их в храмах, предоставление права епископам на свободное рукоположение иереев, обеспечение обязательной в соответствии с законодательством нейтральности позиции уполномоченных Совета в вопросах веры, прекращение закрытия храмов, увеличение тиражей выпуска духовной лит-ры, предоставление свободы духовенству в выборе места жительства и служения, недопущение оскорблений религ. чувств в печати, избавление епископата от гнетущей опеки со стороны уполномоченных Совета. 17 дек. 1985 г. управляющий делами Московской Патриархии Таллинский и Эстонский митр. Алексий (Ридигер, ныне Патриарх Алексий II ) направил письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС М. С. Горбачеву , в к-ром поставил вопрос о пересмотре законодательства о религ. объединениях: «Вопросы морали и нравственности, здоровья и культуры нации, семьи и воспитания требуют объединения усилий государства и Церкви, равноправного союза, а не подчинения одного другому». Ответом властей стало отстранение митр. Алексия от должности управляющего делами Московской Патриархии. Члены Христианского комитета защиты прав верующих в СССР стремились к широкой международной огласке репрессивных акций против верующих. В задачи комитета входили сбор, изучение и распространение информации о положении верующих в СССР, консультационная помощь в случае нарушения их прав, составление апелляций в гос. инстанции, содействие совершенствованию религ. законодательства. Комитет действовал в сотрудничестве с Московской Хельсинкской группой, др. правозащитными объединениями, неоднократно присоединяясь к их протестным выступлениям.

http://pravenc.ru/text/178554.html

  001     002    003    004    005