Феодосий, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Бывальцев) † 1475; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых До епископской хиротонии был архимандритом Московского Чудова монастыря. 23 июня 1454 года хиротонисан во епископа Ростовского митрополитом Киевским и всея Руси Ионою († 1461; память 31 марта/13 апреля, 27 мая/9 июня, 15/28 июня) с возведением в сан архиепископа. В 1455 году владыка Феодосий был осуждён за нарушение церковного устава, которое заключалось в том, что в навечерие Богоявления Господня, случившееся тогда в воскресенье, разрешил мирянам вкушать мясо, а инокам рыбу и молоко, и сам вкушал, несмотря на предостережения со стороны некоторых священников и даже мирян. Митрополит Иона призвал его на Собор в Москву и едва не лишил сана. Однако полное раскаяние и смирение архиепископа Феодосия отвратили гнев митрополита Ионы. После этого случая владыка Феодосий стал чрезвычайно осмотрительным к самому себе, осторожным с паствою и требовательным к духовенству. В 1458 году архиепископ Феодосий прибыл в Белозерск и здесь написал ко всему местному духовенству окружную грамоту, приглашая их на Собор. «Как вы в продолжение уже четырёх лет моего архиепископства не приходили к соборной Ростовской церкви, чтобы поучиться истинному любомудрию, и от нашего смирения благословения не просите, и наставлений от Божественного Писания и правил святых отцов слышать не хотите, и о церковном исправлении и своём стаде небрежёте, и всячески заблудили от правого пути, то вот я сам, сознавая свой пастырский долг, подвигся прийти сюда к вашей любви ради вашего спасения. Поэтому я созываю Собор в городе Белозерске, в церкви святого Василия, и благословляю вас, чтобы вы все без всякого прекословия явились ко мне на тот Собор ко дню Крещения Господня. А кто не явится, тот будет лишён священства, а если и потом, несмотря на моё запрещение, дерзнёт священствовать, то будет проклят». 3 мая 1461 года архиепископ Феодосий был избран митрополитом Московским и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Концы и начала А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) Гибель Дмитрия Шемяки не означала еще конца борьбы Василия II за победу единодержавия на Руси. Устранен был только последний реальный претендент на великокняжеский престол, но не сама возможность появления новых искателей великого княжения из числа князей «гнезда Калиты». Ведь даже сын Дмитрия Шемяки находился еще в Новгороде. А можайский князь Иван Андреевич давно вынашивал честолюбивые планы овладеть великокняжеским престолом с помощью Литвы. Не было еще завершено объединение земель вокруг Москвы. Поэтому последние годы правления Василия II были заполнены стремлением привести к покорности тех княжат, которые, по его мысли, могли представить для него опасность. Помыслы великого князя были также прикованы к уже присоединенным землям, которые следовало прочнее объединить с московскими, утвердив в них великокняжескую власть. Наконец, для страны жизненно необходимым было обезопасить ее от вторжения казанцев и ордынцев с востока и юга. Все эти задачи нельзя было осуществить без строительства нового государственного аппарата (армии, управления, суда, финансов). Конец старой эпохи должен был сочетаться с началом новой. 1454 год начался в Москве получением известия о смерти ростовского архиепископа Ефрема (29 марта). Его место занял архимандрит Чудова монастыря в Кремле Феодосий Бывальцев. 23 июня он прибыл в Ростов. Ефрем, как мы помним, принадлежал к числу виднейших сподвижников митрополита Ионы. Не менее преданным митрополиту и великому князю был Феодосий. Его назначение архиепископом отражало общую линию подбора кадров представителей высшей церковной иерархии, которую настойчиво проводили светские и духовные власти в Москве. Членами епископата становились, как правило, архимандриты придворных монастырей или лица, персонально связанные с митрополитом, т.е. те, которые уже успели доказать свою преданность в борьбе с врагами великокняжеской власти. Тем временем тучи сгущались над князем-«перелетом» Иваном Андреевичем Можайским. 15 февраля 1454 г. в митрополичий дом сделал земельный вклад Петр Константинович Добрынский, один из ближайших к этому князю лиц, переметнувшийся на его сторону еще в феврале 1446 г. Это было предвестием опалы. Примерно тогда же «за приставы» под надзор введеного дьяка Алексея был взят в Москве его брат Никита, тот самый, что схватил Василия II в Троицком монастыре перед его ослеплением. Однако «Алексей великому князю изменил, сговоря с Никитою, да побежали ко князю Ивану Андреевичу в Можайск». Петр Константинович был боярином можайского князя уже в первой половине 1447 г. Владения Н.К. Добрынского в Бежецком Верхе были конфискованы и переданы верным сподвижникам Василия II князю С.И. Оболенскому и Ф.М.Челядне.

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

Лекция 15 Как уже отмечалось, Русская Церковь обрела свою автокефалию с поставлением на первосвятительское служение митрополита Ионы. Интронизацию нового митрополита Киевского и всея Руси совершил Собор русских епископов, отказавшихся от мысли искать благословения для своего Первоиерарха у Константинопольского патриарха-униата. Св. Иона стал первым Предстоятелем автокефальной Русской Православной Церкви, но в то же время и последним митрополитом, чья юрисдикция распространялась на всю Русь, как Литовскую, так и Московскую. Последовавшее вскоре поставление на митрополию Западной Руси униата Григория Болгарина стало событием, которое на долгих три столетия разделило прежде единую Русскую Церковь. С этого времени на Руси существуют две митрополии – Московская автокефальная и Киевская, которая вскоре порвала с унией и вновь вошла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Эти масштабные перемены положили конец т. н. монгольскому периоду в истории Русской Церкви. От сей поры более трех веков независимыми историческими путями следуют две половины Русской Церкви, которым суждено будет вновь воссоединиться в одно целое лишь к исходу XVII столетия. Для Московской митрополии со времени св. Ионы начинается новый исторический период ее бытия – эпоха становления автокефалии Русской Церкви, которая завершится возведением ее Предстоятелей в Патриаршее достоинство в 1589 г. Первым по времени преемником св. Ионы на Московской митрополии стал митрополит Феодосий (Бывальцев), прежде бывший архиепископом Ростовским и Ярославским. Избрание митрополита Феодосия имело совершенно исключительный и необычный для Русской Православной Церкви характер. Еще при жизни св. Ионы были собраны в Москве несколько епископов, в присутствии которых великий князь Василий Темный просил у митрополита Ионы определить, кому быть преемником святителя на Московской кафедре. Иона благословил Феодосия. Была заготовлена грамота от имени митрополита Ионы, явившаяся своего рода его духовным завещанием, где в качестве преемника Первосвятителя указывался именно Феодосий. Эта грамота была положена на престоле Успенского Собора московского Кремля. После кончины Ионы собрался Собор русских архиереев, и грамота была распечатана. Собор фактически лишь подтвердил выбор почившего митрополита. Было ли это нарушением канонов церковных? Отнюдь. Каноны не были попраны: нового митрополита утверждал Собор, и он вполне мог не согласиться с кандидатурой, названной Ионой. Однако этого не произошло по одной единственной причине: духовный авторитет, которым обладал св. Иона, был столь велик, что ослушаться святого старца невозможно было даже после его кончины. Отцы Собора сочли, что если святитель назвал своим преемником Феодосия, то это согласно с волей Божией, и никто этого решения оспаривать не стал.

http://sedmitza.ru/lib/text/436272/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА († 8.11.1470, г. Усть-Вым, ныне с. Усть-Вымь Усть-Вымского р-на Республики Коми), свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых пПермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), еп. Пермский. Хиротонисан во епископа Пермского между 19 авг. 1455 г. (дата мученической кончины его предшественника на кафедре священомученика Питирима ) и 13 дек. 1459 г., когда И. впервые упомянут как Пермский архиерей в послании рус. архиереев к западнорус. епископам о верности святителю Ионе , митр. всея Руси, и о непризнании униата Григория (АИ. Т. 1. С. 502-503, 272; РИБ. Т. 6. Стб. 631-634, 84). Согласно рус. практике XV в., архиерейская хиротония должна была совершаться при достижении ставленником 40 лет (РИБ. Т. 6. Стб. 461, 52). Все Пермские епископы XIV - 1-й трети XVI в., о к-рых сохранились биографические сведения, были связаны с севернорус. землями либо рождением, либо служением в сев. мон-рях (как правило, Ростовской епархии). Можно предположить, что И. не был исключением. По мнению ряда исследователей, И. участвовал в составлении присяжной грамоты архиереев Московской митрополии на верность митрополиту всея Руси свт. Ионе (дек. 1459-1460), хотя в грамоте И. не упоминается (АИ. Т. 1. С. 108-110, 61; РИБ. Т. 6. Стб. 627-631, 83; РФА. Вып. 1. С. 92-94, 14; Абеленцева. 2009. С. 268-270). И. перечислен среди рус. владык, от имени к-рых было отправлено послание Тверскому еп. Геннадию (Кожину) с приглашением прибыть в Москву для участия в избрании на митрополичий престол преемника свт. Ионы Феодосия (Бывальцева) . Приглашение составлено на малом соборе («совете») архиереев, состоявшемся весной 1461 г. Из послания следует, что на соборе И. отсутствовал, но прислал повольную грамоту и поэтому был включен в число авторов послания («с соединением брата нашего Ионы, епископа Пермьскаго») (АИ. Т. 1. С. 121, 69; РИБ. Т. 6. Стб. 685-688, 93; РФА. Вып. 1. С. 78-79, 8).

http://pravenc.ru/text/578252.html

Филипп I, святитель, митрополит Московский и всея Руси † 1473; память 5/18 апреля, 27мая/9 июня, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых В 1452 году хиротонисан во епископа Суздальского. В феврале 1459 года был участником хиротонии Новгородского архиепископа Ионы († 1470; память 5/18 ноября). В 1461 году участвовал в возведении на Московскую митрополию архиепископа Ростовского Феодосия (Бывальцева; † 1475, память в Соборе Московских святых). В числе русских архиереев, участвовавших в посвящении архиепископа Феодосия, епископ Филипп упоминается одним из первых. В 1464 году митрополит Феодосий (Бывальцев), вынужденный покинуть митрополичий престол, благословил на своё место преосвященного Филиппа. Иван III и Собор единодушно избрали его митрополитом Московским и всея Руси. 11 ноября 1464 года Филипп был возведён на митрополичью кафедру. Как первое лицо на Руси после великого князя и первое лицо в русской духовной иерархии, митрополит Филипп принимал участие не только в церковных делах, но и в делах внутренней политики великого князя Московского. В 1471 году Филипп выступил на борьбу с усилившимся в Новгороде польско-литовским влиянием. Он увещевал новгородцев не отдаваться под покровительство Польского короля Казимира и не признавать над Новгородскою архиепископией власти западно-русского митрополита Киевского Григория (Болгарина; † 1473). В конце концов, Новгород остался верен Московской митрополии. Когда состоялся первый поход князя Uoahha III на Новгород после заключения новгородцами договора с Польским королём, митрополит Филипп, перед битвою при реке Шелони, ходатайствовал перед князем о помиловании новгородцев, если они принесут повинную. С апреля 1472 года заботы митрополита сосредоточились главным образом на сооружении главного храма страны Успенского собора, который митрополит хотел построить таким же величественным, как собор Успения во Владимире. Однако святитель не успел осуществить своё желание. 4 апреля 1473 года в Кремле начался пожар, который истребил и митрополичий дом. Во время пожара митрополит Филипп удалился в монастырь Николы Старого. На другой день, когда огонь стал утихать, он пришёл во временно построенную церковь Успения и пел молебны у гроба святителя Петра. Прибывший туда же великий князь, желая утешить владыку Филиппа, говорил: «Бери у меня, отче, сколько хочешь хором и запасов». Но митрополит, изнемогая телом и почувствовав, что у него ослабела одна рука и нога, сказал князю: «Богу так угодно, отпусти меня в монастырь». Но великий князь не согласился, а приказал перевезти святителя на время болезни в Богоявленское подворье Троице-Сергиева монастыря. Прибыв туда, митрополит Филипп позвал к себе духовника, приобщился Святых Тайн, попросил соборовать себя. Великого князя просил только об одном – достроить соборную церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Киевские митрополиты Михаил (988 - 992) Леон(тий) (992 - 1008) Иоанн I (упоминается в 1020-е гг.) Феопемпт [Кирилл] (упоминается в 1039) Иларион (1051 - до 1055) Ефрем (упоминается в 1055; умер, предположительно, после 1061) Георгий (в 1062 прибыл в Киев, упоминается в 1072 - 73) Иоанн II (до 1077/78 - 1089) Иоанн III (1090 - 91) Николай (упоминается в 1097 - 1101) Никифор I (1104 - 21) Никита (1122 - 26) Михаил I (1130 - 1145/46) Климент Смолятич (1147 - 59; в 1155 - 58 был изгнан из Киева, признан не во всех епархиях) Константин I (признан не во всех епархиях, рукоположен в 1155, прибыл в Киев в 1156 - 59) Феодор (1160 - 1161/62) Иоанн IV (1163 - 66) Константин II (упоминается в 1167 - 69) Михаил II [прибыл на Русь в 1171 (?)] Никифор II (упоминается в 1183 - 98) Матфей (по другим данным, 1200 - 20)] Кирилл I (II) (рукоположен в 1224, настолование 1225 - 33) Иосиф (1236 - ?) Кирилл II (III ?) (поставлен до 1242/43, рукоположен ок. 1246/47, на Руси упоминается в 1250 - 81) Киевские и всея Руси митрополиты Максим (рукоположен в 1283, прибыл на Русь в 1285, в 1299/1303 перенёс резиденцию во Владимир Суздальский, умер в 1305) Пётр (1308 - 26) Феогност (1328 - 53) Алексий (1354 - 78) Киприан (рукоположен в 1375, до 1378 и в 1382 - 90 в Киеве; в 1381 - 82 и в 1390 - 1406 в Москве) Михаил (Митяй) (наречённый митрополит с 1378, умер в 1379, не рукоположен) Пимен (рукоположен в 1380, принят в Москве в 1382; низложен 1384/85) Дионисий (рукоположен в 1384, умер в 1385) Фотий (рукоположен в 1408, прибыл на Русь в 1409; умер в 1431) Герасим (рукоположен в 1433, сожжён в 1435 литовским князем Свидригайлом) Исидор (рукоположен в 1436, прибыл на Русь в 1437, в 1441 бежал из Москвы в Литву, а затем в Рим) Иона (наречённый митрополит с 1442/43, рукоположен Собором русских епископов в 1448; умер в 1461 Московские и всея Руси митрополиты Феодосий (Бывальцев) (1461 - 64) Филипп (1464_73) Геронтий (1473 - 89) Зосима (Брадатый) (1490 - 95) Симон (1495 - 1511) Варлаам (1511 - 21) Даниил (1522 - 39) Иоасаф (Скрипицын) (1539 - 42) Макарий (1542 - 63) Афанасий (1564 - 66) Филипп II (Колычев) (1566 - 68) Кирилл III (1568 - 72) Антоний (1572 - 81) Дионисий (1581 - 86) Иов (1586 - 89; с 1589 патриарх) Патриархи Московские и всея Руси Иов (1589 - 1605) Игнатий (1605 - 06, 1611 - 12) Гермоген (1606 - 11) Филарет (Романов) (1619 - 33) Иоасаф I (1634 - 40) Иосиф (1642 - 52) Никон (1652 - 66) Иоасаф II (1667 - 72) Питирим (1672 - 73) Иоаким (Савелов) (1674 - 90) Адриан (1690 - 1700) Тихон (Белавин) (1917 - 25) Сергий (Страгородский) (1943 - 44) Алексий I (Симанский) (1945 - 70) Пимен (Извеков) (1971 - 90) Алексий II (Ридигер) (с 1990)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1359...

После поставления Феодосия (Бывальцева) на митрополию на Руси была предпринята попытка обосновать новый порядок вещей, сложившийся в Русской Церкви в связи с переходом к самостоятельности. Суздальский священноинок Симеон написал так называемое «Слово об осьмом соборе», т. е. о Ферраро-Флорентийском соборе и заключенной на нем унии, в котором рассматривал церковную независимость Руси от греков именно как следствие отпадения последних от Православия. Русь предстает у Симеона в качестве единственной хранительницы истины Православия, что, надо сказать, на ту пору в общем-то соответствовало действительности. Ведь только стойкость русских в православной вере, а также отрезвляющий удар турок по Константинополю, привели к тому, что греки вернулись к Православию. В произведении Симеона уже оформляются те мысли, которые чуть позже выкристаллизуются в теорию Москвы – III Рима. Митрополит Феодосий возглавлял Русскую Церковь недолго, с 1461 по 1464 г.г. Еще до своего поставления на митрополию он был известен тем, что в 1455 г. находился в острейшем конфликте с св. Ионой. Дело было настолько серьезным, что Иона даже велел заковать Феодосия в железо и посадить в тюрьму. Причиной столь суровой реакции митрополита на действия Ростовского архиепископа было то, что однажды в навечерие Богоявления, которое совпало с воскресным днем, Феодосий своим указом разрешил свою ростовскую паству от поста: монахам позволил вкушать рыбу, яйца и молоко, а мирянам даже мясо. При этом и сам Феодосий нарушил пост. Иона так разгневался на него за это, что даже хотел лишить Феодосия кафедры. И только заступничество великой княгини, которая лично ходатайствовала перед Ионой, и раскаяние самого Феодосия смогли угасить гнев Первосвятителя. Однако в целом Феодосий был известен как подлинный подвижник монашеской жизни и ревнитель исправления нравов в своей епархии. Особое внимание он уделял соблюдению канонических установлений Церкви относительно брака. Удивительно, но всего через каких-то пять лет после упомянутого инцидента Иона выбирает своим преемником на Московской митрополии того самого Феодосия, которого недавно наказывал. Это, конечно, говорит об истинно духовном понимании вещей, которое отличало св. Иону. Прещение, наложенное на Феодосия, было следствием того трепетного отношения к аскезе, которое в целом было свойственно для русского монашества того времени, и к которому по своему внутреннему строю принадлежал сам Иона. Это очень показательно для понимания того, каким Православная Русь видела архиерейское служение. Оно не мыслилось здесь, в отличие от Запада, как некое феодальное бытие за счет Церкви. Владыки, принадлежавшие к Московской Церкви, при всей своей значимости в русском обществе того времени никогда не были по своему внутреннему облику горделивыми «князьями церкви».

http://sedmitza.ru/lib/text/436272/

Алексий, Митрополит чудотворец в лето 6873 (1365).» По-видимому, из этих слов можно бы заключить, что, среди всех разгромов и пожаров, уцелела первоначальная церковь в течение 136 лет, если б другие, не менее достоверные памятники отечественной писменности не свидетельствовали нам о чудесном ее падении, спустя 60 лет после кончины святого ее создателя. Поэтому вышеприведенные слова Временника (юже бе заложил и совершил) только отвлеченно указывают на первоначальное ее основание и на главного основателя. Так летописи и сказания говорят, что Успенский в Москве собор сооружен Св. Петром Митрополитом, хотя он неоднократно был не только перестроиван, но и вновь сооружаем преемниками Первосвятителя. Строение храма в Чудове монастыре, при Иоанне III, продолжалось с 1501 по 1504 год, а по Истории Российской Иерархии, с 1494 по 1501 год. Строителями его, вероятно, были Фрязины, вызванные тогда из Италии, или Немцы из Пскова, как показывают материалы, план, архитектурные линии, кладка и орнаменты из обожженной глины (terra cotta): искусство, коему Фиоравенти научил Русских. (10) Новую сию церковь , в самый день ее праздника 1504 года, освятил Всероссийский Митрополит Симон с Архиепископом Геннадием и другими Епископами. Что ж касается до св. мощей Алексия Митрополита, то они еще в 1483 году перенесены были из южного предалтария Михайловской церкви в новую, сооруженную Чудовским Архимандритом, потом Архиепископом Новгородскими Геннадием Гонзовым, в честь Святителя Алексия подле Михайловской церкви, как видно и в деяниях на древней иконе Святителя Алексия в трапезе Чудова монастыря. Там они поставлены были в раке на вскрытии и проявление свое ознаменовали многими чудесами, о коих засвидетельствовал нам Всероссийский Митрополит, а потом отшельник и труженик, Феодосий Бывальцев. (11) Когда же эта церковь , в конце XVII века, по ветхости, сломана и, по данному чертежу Царем Феодором Алексеевичем, начали сооружать новую обширнейшую: на то время св. мощи переставлены были в церковь Архангела Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Иначе обстояло дело с «жидовствующими»: архиепископ был убежден в их еретичестве на основании их воззрений, отрицающих Иисуса Христа и Богородицу. Такого рода идеологию нельзя считать православной, и значит, с точки зрения церковного права, она еретическая. О том, что открыватель и главный следователь по делу еретиков архиепископ Геннадий разделяет стригольничество и новгородскую ересь можно судить по тому, что о стригольничестве Захара он упоминает только в посланиях Зосиме и епископам отдельно от еретиков (1490). 12 В начале же своего послания архиепископу Иоасафу Ростовскому (1489) новгородский владыка, коротко сообщая об истории еретических движений от Константина Великого и «до сих мест», заканчивает сообщение словами: «А отнеле же князь велики Володимир Киевский крестил всю землю русскую, а тому 500 лет с летом, а того ни в слуху не бывало, чтобы бытии на Руси какой ереси» 13 . Между тем, стригольничество появилось в новгородских и псковских землях в конце XIV – начале XV вв. Непричастность Захара к новгородской ереси подтверждается также разными наказаниями, которым подверглись новгородские еретики после собора 1488 г. и Захар в 1487 г. В посланиях архиепископу Геннадию после собора 1488 г. великий князь Иван III и митрополит Г еронтий называют вину еретиков, признанную собором: хула на Иисуса Христа, Богородицу, иконоборчество и «жидовство». За это еретики достойны извержения из сана, отлучения от церкви и проклятия. Но те, которые покаялись в ереси, «достойны милости». Новгородский владыка должен наказать их в соответствии с церковными правилами («по святительским правилом и святых апостол и святых отец»). 14 Геннадий еретиков наказал: «велел есми им приходити да стояти перед церковью, а в церковь есми ходити не велел» 15 . В отношении Захара в 1487 г. владыка поступил иначе. Сначала архиепископ хотел сослать его «в Горнечно», а после, по просьбе великого князя, взял рукописание и отправил в «свой монастырь в Немчиново» и разрешил причастие 16 . Архиепископ прислушался к словам великого князя потому, что это был не первый случай ходатайства светской власти перед церковной о виновных в духовных преступлениях священнослужителей: супруга великого князя Василия Темного великая княгиня Мария Ярославна «отпечаловала» архиепископа Феодосия Бывальцева перед митрополитом Ионой 17 , а великий князь Иван III просил митрополита Геронтия за Геннадия Гонзова, бывшего в то время архимандритом московского Чудова монастыря. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Отношение митрополита к патриарху и к московским государям Кроме содействия к расширению внешних пределов церкви, усиление Московского государства было полезно для церкви и потому, что она могла теперь опираться на силу гражданской власти с большей уверенностью, чем в прежнее время слабости государства. Но, с другой стороны, усилившееся государство, вследствие уже знакомого нам своего религиозного характера, теперь вполне проявило ту власть в церковных делах, начало которых мы видели в предшествовавшее время. Развитию этой власти не препятствовала даже и прежняя слабая зависимость митрополитов от иноземной власти патриарха. Со времени митрополита Ионы митрополиты постоянно уже поставлялись своими епископами и сами вполне сделались своими людьми в России. После этого все связи России с Грецией по церковным делам стали ограничиваться почти одними только благотворениями страждущим восточным церквам. Все более и более усиливавшаяся подозрительность русских к чистоте православия Греческой церкви побуждала, их даже нарочно отстраняться от слишком близких отношений к грекам. Около 1480 года в архиерейскую присягу было включено клятвенное обещание не принимать греков ни на митрополию, ни на епископии, как находящихся под властью неверного царя. Но понятно, что, сделавшись независимой от внешней, заграничной власти, русская иерархия должна была очутиться в большем подчинении своей местной государственной власти. Митрополиты при Иоанне III и Василии Преемник митрополита Ионы, кроткий и благочестивый Феодосий (Бывальцев) был поставлен на митрополию уже без сношения с Грецией. Также поставлялись и последующие митрополиты времен Иоанна IIÏ Филипп I (с 1464 г.), Геронтий (1472), Зосима (1491) и Симон (1495). При таком порядке замещения митрополичьей кафедры великий князь имел сильное влияние на выбор первосвятителей, не стесняемое уже ни влиянием Константинополя, ни влиянием ослабевших удельных князей. Отношения его к митрополитам выражались в прежних формах: русский первосвятитель призывался на княжеские советы, скреплял княжеские договоры, ходатайствовал за опальных и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010