Сентябрь, книга 2-я Премудрость созда себе дом и утверди столпов селмь… Посла своя рабы, созывавши с высоким проповеданием. Притч.9:1–3 . Мы же проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость, 1Кор.1:23–24 . Темже, яко же глаголет Дух Св. днесь, аше глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших. Евр.3:7–8 . Определение Святейшего Синода о прославлении и открытии мощей святителя Феодосия углицкого, архиепископа черниговского//Миссионерское обозрение. 1896. 9. С. 115–119 По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имели суждение о порядке объявления во всенародное известие об открытии мощей святителя Феодосия углицкого, архиепископа черниговского. Приказали: для всенародного объявления о предстоящем, 9-го сентября сего года, в гор. Чернигове торжественном открытии мощей святителя Феодосия углицкого, архиепископа черниговского, напечатать в 30 «Церковных Ведомостей» нижеследующий указ: «Память преосвященного Феодосия углицкого, архиепископа черниговского, со дня его преставления, последовавшего 5-го февраля 1696 г., благоговейно чтима была в православном народе русском, стекавшемся во множестве из разных местностей Российской Империи в черниговский Борисоглебский собор к могиле иерарха, для принесения молитв о упокоении души его, с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом. К почитанию святителя влекли верующих и воспоминания о высокой подвижнической жизни его, и чудодейственные исцеления от различных недугов, совершавшиеся при его гробе. Ряд чудесных проявлений благодати Божией от мощей святителя Феодосия углицкого открылся исцелением от тяжкой болезни преемника его по черниговской кафедре, архиепископа Иоанна Максимовича , впоследствии митрополита тобольского. Благодарный за своё исцеление, архиепископ Иоанн составил в честь святителя Феодосия «похвалу», в которой называет его «земным ангелом и святым, пребывающим в Серафимской пастве». По распоряжению же архиепископа Иоанна, устроена была в фундаменте Борисоглебского соборного храма, над гробом святителя Феодосия, каменная пещера, в которую около 200 лет стекаются за благословением и дарами духовными усердные почитатели святителя Феодосия. И Господь Бог, дивный и славный во святых Своих, неоскудеваемо творил и ныне творит чудеса и являет Свои благодеяния, предстательством святителя Феодосия, с верою притекающим к его гробнице в тяжких и неизлечимых болезнях, в трудных обстоятельствах жизни, в душевных скорбях и нуждах житейских. Уверенность в святости сего святителя чрез совершавшиеся у гроба его чудесные исцеления в православном народе возрастала и утверждалась всё более и более. О такой уверенности народа засвидетельствовал, между прочим, черниговский губернатор во всеподданнейшем отчете о состоянии Черниговской губернии за 1889 г., на каковое свидетельство благоугодно было обратить Своё внимание в Бозе почившему Государю Императору Александру Александровичу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Александро-Невский монастырь под управлением архимандритов (1725–1742 годы) Глава первая. Александро-Невские архимандриты. Александро-Невский Монастырь в непосредственном ведении Святейшего Синода. Назначение Александро-Невским архимандритом архиепископа Феофана (Прокоповича) и его отказ. Архимандрит Петр (Смелич), «первейший архимандрит в Российской Империи; следственные дела и утрата первенства; назначение на Белоградскую кафедру. Архимандрит Стефан (Калиновский). Правовое положение Монастыря. Учреждение С.-Петербургской епархии. Через день после отрешения архиепископа Феодосия, 14-го мая 1725-го года, Святейший Синод, имея суждение о дальнейшей судьбе Александро-Невского Монастыря, объявил его «без бытности настоятеля принадлежащими непосредственно до синодального ведомства» и предписал Тихвинскому архимандриту Павлу взять у наместника и судии в Святейший Синод «с приходных и расходных книг и с прежних ведомостей о всем того Монастыря состояли обстоятельные на письме известия: колико во оном Монастыре денежные казны и всякого хлеба и материалов и в церковных ризницах всяких одежд и вещей и прочего ныне налицо обретается, и то все описать именно и, те ведомости взяв, подтвердить, чтобы то все объявлено было самою истиною, а наличное велеть хранить и смотреть, чтоб никакого напрасного истощения и похищения нигде ни от кого отнюдь не было» 1884 . 4-го июня судья Александро-Невского Монастыря Головачев «словесно доносил» Святейшему Синоду, что архитектор Швердфегер требует положенной ему по контракту выдачи 300-и рублей содержания за полгода, что контракт, оканчивается в декабре 1725-го года, что «при бывшем настоятеле, архиерее Феодосии» деньги эти он обыкновенно получал вперед и что «в посылаемых того Монастыря в вотчины указах и прочих письмах имя было писано его, Феодосия»; и «притом просил», «дабы учинена была резолюция», выдавать ли ныне деньги архитектору и «в указах и прочих канцелярских письмах, вместо того Феодосиева имени, как писать». Святейший Синод, «рассуждая о том, согласно приговорили: с выше помянутым архитектором учинить контракт, чтоб ему до окончания в том Монастыре всякого строения быть никуда неотлучно; а ежели от того станет он отрицаться, то заключить тот контракт с ним на 5 лет, или на 3 года, и по заключении того выше объявленные ему деньги, 300 рублей, выдать без умедления; а в посылаемых из Александро-Невского Монастыря в вотчины указах и в прочих канцелярских письмах писать, с будущего в тот Монастырь настоятеля, титул Ее Величества Государыни Самодержицы Всероссийской» 1885 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Александро-Невский монастырь под управлением епархиальных архиереев (1742–1797 годы) Глава первая. Преосвященные архимандриты Александро-Невского Монастыря Восшествие на престол Императрицы Елисаветы Петровны. Учреждение С.-Петербургской епархии. Преосвященный Никодим (Сребницкий), епископ С.-Петербургский и Шлиссельбургский. Архиепископ Феодосий (Янковский). Архиепископ Сильвестр (Кулябка), Архиепископ Вениамин (Пуцек-Григорович). Архиепископ Гавриил (Кременецкий). Архиепископ Гавриил (Петров) Восшествие на престол Императрицы Елисаветы Петровны последовавшее 25-го ноября 1741 года 2924 , внесло заметное оживление в церковную жизнь России. Это оживление отразилось и в положении Александро-Невского Монастыря. Возобновилось строение, улучшилось материальное положение, достигла расцвета Александро-Невская Семинария. Изменилось и внешнее положение Монастыря: Монастырь стал под главенство архиереев новоучрежденной С.-Петербургской епархии. С. Петербургская епархия учреждена в 1742-м году. В этом году Императрица и высшие правительственные установления, в их числе и Святейший Синод, – выезжали в Москву на коронацию, бывшую 25-го апреля 2925 , и после коронации довольно долго оставались в Москве. Только 30-го ноября 1742-го года Государыня повелела, чтобы высшие правительственные учреждения вернулись из Москвы в Петербургу причем Государыней назначен был и срок – 20-го декабря 2926 . 1-го сентября 1742-го года состоялся следующий высочайший указ: «Хотя в Регламент Духовном, в третьей части, в восьмом артикуле, положено Святейшему Синоду все дела, которые к суду патриаршу надлежали, управлять, между которыми делами обретаются монастыри и церкви, в разных местах Государства нашего обретающиеся, собственно патриаршей власти принадлежащие, которые ныне называются синодального ведомства; но понеже усмотрили Мы, что оные синодального ведомства монастыри и церкви без собственного архиереея в церковных делах довольного надзирания не имеют, – того для повелеваем. чтоб оные синодальной области церкви и монастыри управляемы были от собственного архиерея, к чему определяем ныне Иосифа (Волчанского), епископа Белорусского, которому писаться архиепископом Московским и Владимирским, и быть особливой Московской епархии. Тако ж поволеваем быть собственному ж в Санкт-Петербурге архиереею и к тому определяем, Никодима, епископа Черниговского, и писаться ему С.-Петербургским и Шлютельбургским, и притом быть архимандритом в Невском Монастыре и жить в оном, и быть особливой епархии Санкт-Петербургской» 2927 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Мужской монастырь Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, д. 1. Уже весной 1704 года Петр Великий выбрал место для будущего петербургского монастыря. Оно, как и все пространство нынешнего Петербурга, было покрыто болотами и лесом и требовало для своего устройства затраты большого труда и времени. В 1710 году, 13 июня, был взят Выборг и таким образом была достигнута безопасность столицы со стороны ближайших границ. После этого государь, будучи в Петербурге, в июле 1710 года, «осматривал место, где быть строениям». Тогда и указано было «непременно на том месте быть монастырю». Определено было именовать монастырь «Живоначальныя Троицы и Святого благоверного великого князя Александра Невского» и быть – по правую сторону Черной речки каменному монастырскому строению, а по левую – деревянному партикулярному. Место, выбранное для Александро-Невского монастыря , имело историческое значение. Предания связывали с ним историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. Однако знаменитая битва произошла не в устье Черной речки, а в устье реки Ижоры, сорока верстами выше по Неве, где еще в XVI веке была срублена деревянная церковь в память победы над шведами. Когда обитель несколько обстроилась, ее стали населять монашествующими. Предложено было сосредоточить в Александро-Невском монастыре лучшие монашеские силы всей России. По спискам, составленным архимандритом Феодосием, царским и сенатским указами вызывались монашествующие из монастырей почти всех епархий. Александро-Невский монастырь был задуман Петром как образцовый. Здесь он желал претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру – он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, душевнобольных, устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки, а так же учредить лечебно-исправительное заведение для принудительного лечения пьяниц. Эти намерения так и не были осуществлены, к счастью для обители, так как осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества – молитва. Со временем в обители открывались службы и подразделения, вызванные жизненной необходимостью распространения служения не только сугубо для монастыря, но и для всей Церкви и тогдашнего общества. В Александро-Невском монастыре в 1720 году возникла типография.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Том 2. Книга 1 Том 2. Книга 2 Том 3. Книга 1 Том 5 Содержание Предисловие I. Слово при открытии Таврической духовной семинарии в городе Симферополе II. Речь в день открытия Таврической духовной семинарии III. Слово при погребении Симферопольского кафедрального отца протоиерея М. К. Родионова 28 января 1874 года IV. Слово на Новый Год V. Слово в день трёх святителей VII. Слово в день Рождества Христова VII.Cлobo на день Трёх Святителей VIII. Слово в день Рождения Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича – 17 апреля 1876 г. IX. Слово на день св. Благоверного и Равноапостольного князя Владимира – 15 июля, о бедствиях славянских народов под игом турок, и приглашение к пожертвованиям на помощь страждущим X. Слово, произнесённое в Феодосийском Александро-Невском соборе в день годового поминовения директора московского исправительного приюта малолетних В. В. Рукавишникова, 8 Августа 1876 г. XI. Слово на Успение Пресвятой Богородицы XII. Слово в день Святителя Николая Чудотворца XIII. Слово в неделю св. Жён Мироносиц XIV. Слово в день Святителя Николая Чудотворца – 6-го декабря и в день годичного собрания Симферопольского Александро-Невского братства XV.Cлobo в день Трёх Святителей XVI. Слово в Великий Пяток над Плащаницей XVII. Слово в день введения в храм Пресвятой Богородицы XVIII. Слово в день годичного общего собрания Симферопольского Александро-Невского братства. 4 ноября 1879 года XIX. Речь по случаю события 5 февраля 1880 г. в зимнем дворце XX. Слове в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича и в день двадцати пятилетия Его царствования (19-го февраля 1880 года) XXI. Речь пред освящением часовни Симферопольского Александро-Невского братства XXII. Слово в неделю Ваий XXIII. Слово в неделю 12-ю по Пятидесятнице XXIV. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы XXV. Слово в день Трёх Святителей XXVI. Слово на Сретение Господне XXVII. Слово в день погребения в Бозе почившего Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича XXVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

«В ряду монументальных построек Петербурга, где встречаются неизгладимые следы трудов Петра Великого, первое место занимает Невский монастырь». («Старый Петербург») «Радуйся земли Российстей похвало, радуйся славному граду Святого Петра утверждение, радуйся Императору Православному помощниче, радуйся отечеству твоему заступниче, и молитвенниче о душах наших». (Служба Св. Александру Невскому, стих на хвал.) I Наименование Лавры дается по высочайшему повелению тем монастырям, которые особенно прославились и оказали важные заслуги родине. В России много монастырей. Есть между ними очень выдающиеся и дивно прославленные. Но четырем только обителям присвоено почетнейшее имя Лавр. Первая и самая древняя Лавра – Киевская, иначе–Киево-Печерская, в г. Киеве. Выдалась эта обитель тем, что с первых веков начала христианства на Руси она разливала свет Христова учения на юге родины нашей. Имена великих подвижников святых Антония и Феодосия связаны тесно с началом этой обители. Затем следует Лавра под Москвой – Троицкая, или Троице-Сергиевская. На Севере России обитель эта имела такое же значение, какое Лавра Киевская имела на юге. И имя великого основателя обители преподобного Сергия Радонежского так же тесно связано с историей этой обители, как имена препод. Антония и Феодосия – с историей обители Киевской. На юго-западной окраине обширного отечества нашего находится знаменитая Лавра – Почаевская. Эта обитель основалась и благоустроилась там, где русской народности и православной вере больше всего угрожала опасность, благодаря близости к западной границе и соседству с миром католическим. Начало и устроение этой обители неразрывно связано с именем её игумена – преподобного Иова. Кто желает ближе познакомиться с этими святилищами русской земли, тот может обратиться к описаниям их, сделанным нами же особо, а именно: 1) Киево-Печерская Лавра, 2) Троице-Сергиевская и 4) Почаевская («Живописное обозрение русских святых мест», Одесса, 1873–1894 гг.). В настоящей же книжке мы познакомим нашего читателя с Лаврой Александро-Невской, находящейся в царственном граде Санкт-Петербурге и достойной полного внимания каждого русского человека. Говоря же об этой Лавре, мы должны будем подробно остановиться на жизни и подвигах того, чьей памяти посвящена обитель, именно – на житии и подвигах Святого благоверного Князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Киевский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1913 г. Киевский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1913 г. (Княгинин), находится в г. Киеве (Украина). Основан в 1889 г. вел. кнг. Александрой Петровной Романовой (см. мон. Анастасия Киевская ), супругой вел. кн. Николая Николаевича, брата имп. Александра II . История основания К сер. XIX в. на месте К. м. находился большой сад, в к-рый любил удаляться на молитву иеросхим. прп. Феофил (Горенковский) , насельник Китаевской киевской пустыни . По преданию, однажды подвижник сказал содержателю сада Иосифу Никифоровичу Диковскому, что здесь будет основан мон-рь, чьей строительницей и правительницей станет «Царственная жена». Действительно, основательницей К. м. стала вел. кнг. Александра Петровна, с 1879 г. страдавшая от тяжелого заболевания и подвизавшаяся в посте и молитве. В окрестностях Киева она подыскивала место для создания обители, в которой сочетались бы монашеское делание, благотворительность и бесплатная медицинская помощь нуждающимся больным. Дочь Диковского Феодосия продала кнг. Александре Петровне сад, в котором подвизался иеросхим. Феофил. Примечательно, что к тому времени Феодосия забыла о предсказании преподобного и даже не осознала, что исполняет его слова, а вспомнив, рассказала об этом вел. княгине. По просьбе Александры Петровны на могиле прп. Феофила была отслужена панихида. Приобретение данной усадьбы с садом обошлось княгине в 50 тыс. р. Кроме земли, выкупленной кнг. Александрой на собственные средства, в 1889 г. К. м. получил от города безвозмездно еще ок. 2 дес. земли в Дионисьевском пер. Мон. Анастасия (вел. кнг. Александра Петровна). Фотография. 90-е гг. XIX в. Мон. Анастасия (вел. кнг. Александра Петровна). Фотография. 90-е гг. XIX в. Одновременно вел. кнг. Александра Петровна обратилась к митр.

http://pravenc.ru/text/1684551.html

Миголощи. Церковь Иоанна Воина. Карта и ближайшие объекты В селе Миголощи стояла деревянная церковь во имя иконы Владимирской Божьей Матери 1787 года постройки и каменная церковь во имя Иоанна Война 1813 года постройки. В каменном здании церкви во имя Иоанна Война, где расположен алтарь, с правой стороны, сохранилась небольшая надпись на стене, но после восстановления церкви она вряд ли сохранилась, как и старая роспись. «………………………..св. храма сего произведена При священстве………….Цветаеве и псаломщике Василие Богословском, старосте Феодосе Александрове и представителе Василие Федоровиче Чистякове, мастером Бежецкого уезда. ………………………………в 1900 и 1901 годах, в продолжении двух месяцев». Цветаев – фамилия без инициалов, предположительно отец Николая Яковлевича Чистякова, которому в ту пору было 11 лет. Богословский Василий Иванович – родился около 1860 года, псаломщик Миголощецкой церкви. С 1914 по 1920 годы являлся счетоводом Миголощецкого кооператива и два года секретарем в Миголощецком земельном отделе. Чистяков Василий Федорович – родословная Чистяковых в Миголощах была самая многочисленная. Судя по всему, в ремонте или в росписи церкви самое непосредственное участие принимал Чистяков В.Ф., обучавшийся по какой-то специальности и временно проживавший в Бежецком уезде граничившим с Боровичским уездом. В 1928 году он являлся членом Миголощецкого сельсовета Кончанской волости. О старосте Феодосе Александрове ничего не удалось узнать. Из акта описи церковного имущества от 16 мая 1926 года: «Церковь во имя Владимирской Божьей Матери, здание холодное, деревянное, покрыто железом, окрашено медянкой, но последние сильно выцвели, и имеется местами ржавчина, стены здания обшиты тёсом, окрашены жёлтой краской, изнутри не отштукатурено, размер здания от алтаря до выхода 10 сажень (1 сажень равна 2,16 метра), высота от фундамента до карнизов 4 сажени, и от карнизов до креста 3 сажени. Кроме крыши требуется ремонт, исправление обшивки над фундаментом». «Церковь во имя Иоанна Война каменная, с таковою же колокольней, тёплое. Купол покрыт железом и окрашен медянкой. Изнутри оштукатурено и окрашено, снаружи выбелено известью. Размер здания от алтаря до паперти 10 сажень. Оценочная стоимость 7000 рублей. Церковь обнесена оградой из железных решёток с кирпичными столбами в количестве 15 штук. Стоимость ограды 150 рублей. За церковью значилось три часовни: при церкви, на кладбище и Преподобного Марка Пустынника. В составе внутреннего убранства церкви иконостас столярной работы с шестью образами святых и 23 изображениями по верху иконостаса. Икон по описи значилось 11». «У коллектива верующих, для охраны церковных зданий, имеется один сторож, жалование которому уплачивается деньгами в сумме 4 рубля в месяц, договор со сторожем не заключён, в соц. страх. кассе не застрахован».

http://sobory.ru/article/?object=09520

Закрыть itemscope itemtype="" > Монахиня Мария (в миру Анна Александровна Танеева-Вырубова) В основу статьи положены главы 16 и 19 книги «Верная Богу, Царю и Отечеству» с дополнениями 01.08.2013 1961 Время на чтение 62 минут Благодарю : - наместника Спасо-Преображенского монастыря епископа Троицкого Панкратия (Жердева), благословившего предоставить фотокопию свидетельства о постриге Анны Танеевой; - архивариуса Спасо-Преображенского монастыря Веру Феодосьевну Киселькову за доброе расположение, ценную информацию и рекомендации; - скульптора Кирилла Протопопова за дружеское участие и обсуждение, а также действенную помощь при поиске и подготовке материала. I. Изгнание. Слово правды о Царской Семье. II. Монахиня Мария. III. Иеросхимонах Ефрем. Смоленский скит. IV. Териоки. Выборг. Лишения и невзгоды. V. Фотоальбомы Анны Вырубовой. Брюстер. Ледбрук. Вихерьююри. VI. Смерть матери. Вера Запевалова. VII. Бегство в Швецию. Королева Луиза. Возвращение в Хельсинки. VIII. Фельдмаршал Г. Маннергейм. IX. Схиигумен Иоанн. Духовная жизнь. X. Последние годы жизни. Кончина. I. Изгнание. Слово правды о Царской Семье. Оказавшись в 1920 году вместе с матерью в Финляндии, и поселившись в Выборге, ощутив себя в безопасности, Анна Александровна, наконец, могла бы пожить тихо и безмятежно, вдали от житейских бурь и невзгод, по крайней мере, могла бы постараться сделать все, чтобы никогда не возвращаться к переживанию тех страшных картин и ужасов, всего того, что было вымучено и выстрадано ею в России. Но... этого не произошло. Практически сразу она приступает к написанию своих воспоминаний «Страницы моей жизни». В тех обстоятельствах, в которых она находилась, совершить нечто подобное означало совершить подвиг, причем подвиг духовный, так как, не будучи глубоко верующим человеком, не черпая духовной поддержки из небесных источников, не питаясь обильно Божественной благодатью, немощная врачующей, а оскудевающая восполняющей и умудряющей, невозможно совершить сей труд. Почему? Да потому только, что посвящены воспоминания Помазанникам Божиим.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/02/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА (С.-Петербургской митрополии), первый мон-рь С.-Петербурга, расположен у впадения Чёрной речки (р. Монастырки) в р. Неву. Впервые упомянут в записке «О начале Невского монастыря» в июле 1710 г., когда царь Петр I Алексеевич , осмотрев место близ Чёрной речки, повелел основать здесь мон-рь в память о победе в 1240 г. войска св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского над шведами. 20 февр. 1712 г. Петр I назначил первым архимандритом обители администратора духовных дел столицы Феодосия (Яновского) , «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Средства на строительство давал состоятельный валдайский Иверский Святоезерский муж. мон-рь , приписанный в 1712 г. с вотчинами и доходами к новой обители, а также имения Александро-Невского мон-ря (А.-Н. м.) в Олонецком крае. Земельные владения строящегося мон-ря включали 5 тыс. кв. саженей на обоих берегах Невы. Офиц. датой основания А.-Н. м. принято считать день освящения первой деревянной Благовещенской ц.- 25 марта 1713 г. (разобрана в авг. 1787), хотя уже с 1712 г. в мон-ре жили иноки по общежительному уставу и началось строительство обители. Летом 1712 г. сформировался штат «монастырских слуг и всякого чина служителей» и на левом берегу Чёрной речки началось возведение келий и др. работы, для к-рых была проложена дорога, соединившая место постройки с С.-Петербургом (ныне Невский проспект). А.-Н. м. стал одним из первых крупных архитектурных ансамблей сев. столицы. За период строительства сменилось неск. архитекторов, однако основная идея была заложена в «Генеральном плане строения» архит. Д. Трезини, по проекту к-рого в 1717 г. началось строительство из кирпича всего комплекса мон-ря. К 1727 г. мон-рь имел 4 храма, колокольню с 5 колоколами, 5 каменных корпусов, деревянные кельи, сад. В 1756-1765 гг. по проекту М. Д. Расторгуева были возведены юж., в 1760-1773 гг.- сев. линии лаврских построек с угловыми башнями (Семинарский и Просфорный корпуса). В 1780 г. архит. И. Е.Старов , устроив главный въезд со стороны города, включил в ансамбль мон-ря левобережье Монастырки, охватив ее низкими каменными стенами.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРО-НЕВСКА...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010