Я сравнительно быстро освоился в новой, непривычной для меня обстановке: познакомился с учащимися и преподавателями, с громадным интересом слушал и конспектировал лекции, выступал в семинарах, часами просиживал в библиотеке, осваивая богатейшее духовное наследие корифеев православной богословской мысли. Во время моей учебы в Московских духовных школах там преподавали такие выдающиеся ученые, как доктора богословия Николай Петрович Доктусов, Старокадомский, Иван Иванович Шабатин, профессор Георгиевский. Они и многие другие преподаватели, не жалея сил, раскрывали нам неисчерпаемое богатство богословия, щедро делились с нами своим многолетним духовным опытом. Благодарная память о многих наставниках Московских духовных школ навсегда сохранится в душе моей. Разумеется, во второй половине 50-х годов XX века преподаватели не могли рассказывать нам об истинной, трагической истории нашей Святой Православной Церкви в советское время. Но эти пробелы в нашей академической подготовке восполнялись беседами с жертвами и очевидцами жестоких гонений на Церковь. Так, в 1956 году я поехал на Рождественские каникулы в г. Архангельск, куда был переведен Черновицкий епископ Феодосии (Коверницкий). Он рукополагал меня в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха в Черновицком Свято-Духовском Соборе. Владыка Феодосии принял меня с отеческой любовью. Он попросил меня поехать на Рождественские дни в село Матигоры, Холмогорского района, Архангельской области, отдаленное от Архангельска на более чем 200 км. Вокруг этого прихода в радиусе более 100 км не было действующего православного храма. Настоятель прихода, 80-летний старец, заболел и служить уже не мог. Я охотно поехал туда. Храм села Матигоры находится на вершине кручи, над рекой. Прихожане шепотом рассказывали мне о том, что во времена сталинизма на эту кручу приводили узников — группу за группой — и расстреливали их. Мертвых и полуживых сбрасывали с этой кручи в бурлящую реку, воды которой неслись в холодное Белое море. Тяжкие телесные и душевные муки претерпевали в это время исповедники наших православных народов в Соловецком, Валаамском, сибирских и других монастырях — Святынях нашей земли, превращенных гонителями веры в лагеря смерти. Но слугам сатаны не приходило в голову, что эти узилища станут для истинных христиан Алтарями священнодействия наших православных народов. Как невозможно счесть песчинки на берегу морском, так невозможно счесть и святых подвижников на наших славянских православных землях. И эти Святые подвижники у Престола Божьего непрестанно молят за нас Христа, Бога нашего.

http://pravmir.ru/mitropolit-nikodim-rus...

Нафанаил (Соборов; 23.05.1879 - 6.03.1882), еп. Серапион (Маевский; 6.03.1882 - 16.02. 1885), еп. Нафанаил (Соборов; 16.02. 1885-1890, повторно), еп. Александр (Закке (Заккис); 3.06.1890 - 16.04. 1893), еп. Новгород-Северский Сергий (Соколов ; 30.09.1892 - янв. 1893, временно управлял епархией), еп. Никанор (Каменский ; 16.04.1893-1896), еп. Иоанникий (Надеждин ; 10.02.1896 - 7.02. 1901), еп. Иоанникий (Казанский ; 7.02. 1901 - 31.10.1908), еп. Михей (Алексеев ; 31.10.1908 - 17.04.1912), еп. Нафанаил (Троицкий; 17.04.1912-1921), еп. Пинежский, вик. Архангельской епархии, сщмч. Павел (Павловский; 1919-1920, временно управлял епархией), еп. Антоний (Быстров; 1921-1922), еп. Софроний (Арефьев ; 1924-1926, временно управлял епархией), архиеп. Антоний (Быстров; 1926 - 16.07.1931, повторно), еп. Аполлос (Ржаницын; 3.11.1931-1933), архиеп. Никон (Пурлевский ; 19.10.1933 - 23.05.1937), еп. Иоанн (Соколов ; 23.05. 1937-1939), еп. Михаил (Постников; назначен в февр. 1944, от назначения отказался), архиеп. Леонтий (Смирнов; 6.05.1944 - 28.01.1953), еп. Вологодский Гавриил (Огородников ; 28.01.1953 - 4.12. 1953, временно управлял епархией), еп. Феодосий (Коверницкий ; 4.12.1953-1956), Никандр (Викторов ; 17.03.1956-1961), архиеп. Иннокентий (Зельницкий; 16.03.1961 - 16.11.1962), еп. Поликарп (Приймак ; 16.11.1962 - 27.01.1966), еп. Никон (Фомичёв ; 18.02.1966-1977), еп. Исидор (Кириченко; 18.06.1977 - 12.05.1987), еп. Пантелеимон (Долганов; 17.05.1987 - 27.12.1995), еп. Тихон (Степанов; с 4.02.1996 - 20 окт. 2010), митр. Даниил (Доровских; с 24 дек. 2010). Ист.: Акты Холмогорской и Устюжской епархий//РИБ. 1891. Т. 12; 1897. Т. 14; 1916. Т. 25; Материалы для истории Архангельской епархии/Сообщ. Н. А. Попов//ЧОИДР. 1880. Кн. 2. С. 1-22; Синодик Холмогорской епархии. СПб., 1878; Материалы по истории епархии//Тр. Архангельского стат. комитета за 1865 г. Архангельск, 1866. Лит.: Максимович Л. , свящ. Подробное описание Архангельской епархии//Любопытный месяцеслов. М., 1795; ИРИ. Ч. 1; Молчанов К.

http://pravenc.ru/text/76432.html

Феодосий (Ганецкий) 18.05.1920 хирот. во еп. Коломенского, вик. Московской епархии; с 1929 г. сведений нет. Феодосий (Дикун) 4.07.1967 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 7.10.1967 еп. Полтавский и Кременчугский; с 7.09.1978 в сане архиепископа; с 4.10.1979 архиеп. Вологодский и Великоустюжский; с 27.12.1979 архиеп. Астраханский и Енотаевский; с 19.02.1990 архиеп. Хмельницкий и Каменец-Подольский; с 20.03.1990 архиеп. Ивано-Франковский и Коломыйский; с сент. 1991 г. архиеп. Винницкий и Брацлавский; с 1992 г. архиеп. Полтавский и Кременчугский. Феодосий (Кирика) 14.10.1933 хирот. во еп. Николаевского, вик. Одесской епархии; с 23.05.1937 еп. Курский; с авг. 1937 г. еп. Костромской; с 26.08.1937 в заключении. Феодосий (Коверницкий) авг. 1945 хирот. во еп. Черновицкого и Буковинского; с 12.12.1947 еп. Кировоградский и Николаевский; с 21.10.1949 на покое; с 16.11.1953 еп. Архангельский и Холмогорский; с 17.02.1956 на покое; † 27.05.1980. Феодосий (Нагашима) 02.11.1969 хирот. во еп. Токийского; в наст. время архиеп. Токийский, мирт. всей Японии. Феодосий (Погорский) 22.06.1958 хирот. во еп. Калининского и Кашинского; с 22.03.1960 еп. Пензенский и Саранский; с 25.02.1964 в сане архиепископа; с 30.07.1968 архиеп. Ивановский и Кинешемский; с 16.10.1973 архиеп. Уфимский и Стерлитамакский; † 3.05.1975. Феодосий (Процюк) 2.12.1962 хирот. во еп. Черниговского и Нежинского; с 30.03.1964 еп. Полтавский и Кременчугский; с 7.10.1967 еп. Черновицкий и Буковинский; с 2.02.1972 еп. Смоленский и Вяземский; с 9.09.1978 в сане архиепископа; с 26.12.1984 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, экзарх в Средней Европе; с 29.06.1986 архиеп. Омский и Тюменский; с 26.01.1990 архиеп. Омский и Тарский; с 25.02.1997 в сане митрополита. Феодосий (Сергеев) 2.02.1923 хирот. во еп. Прилукского; с 1923 г. в обновленческом расколе. Феодосий (Феодосиев) с 1918 г. архиеп. Смоленский и Дорогобужский; с 1919 г. в эмиграции; с 1922 г. архиеп. Виленский и Лидский ПАЦ; с 1939 г. на покое; † 1942.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ответы свт. Нифонта Кирику (из " Вопрошания Кирикова " 12 в.) еще ближе к нам по духу времени. Воцерковляющаяся Русь. Масса языческих пережитков. Засилие прелюбодеяний и блуда. все как у нас сейчас, увы: " Спрашивал я (Кирик), стоит ли давать причастие тому, кто в Великий Пост соединяется со своей женой. Разгневался Нифонт: «Неужели вы учите, — сказал,— воздерживаться во время Поста от женщин? Грех ваш в этом!». Я сказал: «Написано, владыко, в уставе белого духовенства, что хорошо бы [правило] соблюдать, ведь это Христов Пост. Если же не могут, то в первую неделю или в последнюю [надо воздерживаться]. И Феодос, сказано, от митрополита услышав, так написал». — Так не написал,— сказал [Нифонт], — ни митрополит, ни Феодос. Только лишь [в] воскресенье Светлой Седмицы — праздник, а на Светлой неделе все дни как воскресенье. Если кто-то так сделает, запрети это делать снова. А если кто-то захочет причаститься в воскресенье, пусть омоется с утра в субботу и снова вечером в понедельник к жене. Вот насколько ценит святитель супружескую верность! Лишь бы не прелюбодействовали и не разжигались! А в жизни бывает вот как: супруга (или супруг) хочет причаститься на Светлой, а другая половина к концу поста изнемогает. И начинаются ссоры и взаимные обвинения: Я из-за тебя причаститься не могу, похотливый (похотливая!)! Меня батюшка не допустит! - А я из-за тебя начинаю волком выть, на других женщин заглядываться! И т.п., и т.д. Особенно так бывает по молодости. Но часто потом местами меняются: мужья успокаиваются, зато просыпается чувственность у женщин. И все по новой! И в заключение. Все эти " послабушки " - для слабых и молодых. Даже если они и нарушат пост, им обязательно нужно сказать это на исповеди. Так же, к слову, должны поступать и несовершенные в посте христиане, которые не могут понести всю меру уставного поста (единократное вкушение пищи, сухоядение и т.п.) и разрешают себя на рыбу и т.п. Те же, которые " могут вместить " и выдержать весь пост, получат такие радости и блага от Господа, что в другой раз у них даже и не встанет вопроса: " А можно ли вступать в супружеские отношения в пост? " Но, к сожалению, до этого надо дорасти. Говорю это из опыта нашей семьи. 15 лет супружества. 5 детей. Простите, если что не так, и благословите, о. Иов!

http://pravoslavie.ru/29586.html

И есть след и вид достоверный, яко восприял-было намерение, чтобы, вместо Синода, паки устроить патриарха, понеже когда Феодос, бывший тогда первоначальный синодальный член, новгородский архиерей, в соборе успенском представлял его величеству, дабы место патриаршее из собору выбросить, таковое представление благочестивейший монарх с великим негодованием вменил и за то жестокий напуск Феодосу дал, что аж принужден из собора бежать, а место патриаршее, по особенному высоко-монаршему разсмотрению, осталося в целости, как прежде было, и ныне настоятеля своего ожидает. А хотя и Синод, вместо патриарха, у нас имеется, однако тебе, врагу и сопернику церкви нашея, выторжка не обретается, понеже по твоему хотению не сделалося, дабы как ваш регент, так и пасторы ваши в Синоде присутствовали. Но как прежде патриарх российский, так и ныне Синод в той же церкви благодатию Божиею состоит, в которой четверопрестольные патриархи православно-восточные начальствуют». 8) «Егда возниче некое мнение от раскольников о пришествии антихриста неправомудрствованное, 1703 года против онаго книгу написал и самаго начальника, Григория Талицкаго, обличи и безгласна сотвори». – «Что до книги о антихристе касается, она довольно 6езсловием, баснословием, нежели письмом святым, злобою паче, нежели любовию, красноречием и софизмами, нежели истинным христианским учением, преисполнена, яко и сей Камень; не ведущим токмо писания, ни силы, может быть к суеверию во утверждение, другим же соблазн и гибель, как то сталось с бывшим капитаном, а потом чернцом Левиным, который паки ту ересь возобновил и, в Пензе городе пришествие антихристово проповедуя, из сея Яворскаго книги утверждал, яко же точно пред судом показал, еже оною в соблазн и заблуждение приведен, о которых словах сам Яворский, погрешение видя, простотою и недознанием извинялся и просил прощения, которое милостию его императорскаго величества ему отпущено. Что же до обличения Талицкаго надлежит, о том могут присутствующие тому еще свидетельствовать, что на прении Яворскому Талицкий ни мало не уступал, но ругательно пророком Вааловым и прочее называл, донележе, по прошению всех собранных, а паче слыша Яворскаго невозмогающа, пришед его императорское величество кратко явными Христовыми словами победил и в раскаяние привел, о чем точно при казни онаго еретика в обявлены, потом поучением от Яворскаго на день Петра и Павла, точно показано было».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Прихожанка. Скажите, а насколько авторитетным был этот новгородский духовник Кирик? Пресвитер. Профессор Смирнов дает ему достаточно сдержанную характеристику 60 , говоря только, что он отличался любознательностью, но не обширной начитанностью, тогда как другие позволяли себе и более резкие высказывания в его адрес. К примеру, профессор Павлов называл Кирика одним «из сонма тех малограмотных попов, в среде которых и обращались все худые номоканунцы» 61 . Во всяком случае, Кирик мог пользоваться такими книгами, которые, по мнению его епархиального архиерея, подлежали сожжению 62 . Он также пользовался сомнительного происхождения епитимейниками, апокрифическими правилами Георгия и Феодоса. Интерес к этим сомнительным источникам, по объяснению исследователей, мог быть связан с тем, что в них он находил прямые ответы на те вопросы, которые не предусматривались канонами Церкви 63 . Прихожанка. Ну и характеристика! Пресвитер. Мало того, что он не обладал обширными знаниями святоотеческой традиции, похоже, не отличался и большим умом. Иначе как объяснить эту доверчивость к разного рода поверьям, известиям из вторых рук, которые во множестве приводятся профессором Смирновым и которые так часто можно наблюдать и в наши дни среди невежд духовного звания? Весь календарь половой жизни, разработанный иеромонахом Кириком и его последователями, не только не разделялся образованными иерархами нашей Церкви, но и прямо осуждался. Прихожанка. Вы кого-то конкретно имеете в виду? Пресвитер. В первую очередь его епархиального архиерея святого Нифонта, по своему уму и начитанности выгодно отличавшегося от Кирика, задававшего ему вопросы. Он, к примеру, хорошо знал порядки Царьграда и Греческой Церкви, на которые ссылался 64 . Но самое главное его преимущество в том, что владыка умел критически отнестись к источникам 65 . Прихожанка. И что же он сказал? Пресвитер. Когда иеромонах Кирик спросил его, можно ли причащать того, кто не воздерживается от жены Великим постом, то услышал такие гневные слова владыки: «Что вы учите воздерживаться от жен в говенье? Грех вам за это». Когда же Кирик стал в свое оправдание ссылаться на мнения митрополита Георгия и Феодоса, то святой Нифонт все это отверг, сказав, что ни митрополит, ни Феодос этого не писали 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Деревянная, на камен. фунд., крыта жестью, крепка; отдельно от неё – дерев. на кам. фунд. колокольня, построенная в 1856 году (6 колоколов, в большем весу 23 п. 6 ф.) и починенная в 1885 г. Проводы бывают в Фомино воскресенье. Метрич. книги хранятся с 1761 г. Земли: усад. с огород. и церк. погост. 3 дес. 1,030½ саж., пахот. в 3 см. 55 дес. 1,213½ саж., сенок. 6 дес. 453 саж. и неудоб. 1,520 саж. – всего 65 дес. 1,817 саж. На эту землю имеются эрекция князя Сангушко от 1742 года, а также план и проект от 1851 года. По качеству грунта земля доброкачественна. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 р. и псаломщ. – 50 р. Для свящ. дом новый, построен на его собственные средства, а хоз. постройки ветхи. Для псаломщ. новый дом и хоз. постройки составляют его собственность. Церк.-проход. школа сущ. с 1878 года, учеников – 20 чел. м. п. Крупный землевладелец – Иван Хойнацкий (р.-кат. вероисп.). Прип. деревня – Манн. Дворов – 102, прихожан – 804 д. об п.; р.-кат. 95 д. об. п., евр. 18 д. об. п. Свящ. – Адриан Троф. Левицкий (с 1867 г.) и псаломщ. – Иван Феодос. Фирлиевич (с 1842 г.). 259. с. Суемцы (при рч. Смолке) волости Смолдыревской, от Житомира 100 вер., от Новоград-Волынска и ближ. почт. ст. 20 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Полонное 37 вер., от ближ. приход. Смолдырева 2 вер. и с. Радулина – 5 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Построена в 1775 г. на средства прихожан. Деревянная, крыта жестью, темна и крайне невместительна; иконостас резной, старый, на подпорках; иконы старинные, но благолепные. Отдельно от неё дерев. колокольня. Кроме того, имеется кладбищенская церковь во имя святого великомученика Георгия. Она построена в 1862 г. на средства чиновника Михаила Евтихиевича Морачевича. Деревянная, крыта гонтом, крепка. Земли: усад. 3 дес. 284 саж., пахот. и при ней сенок. 43 дес. 48 саж., сенок. с лесом 1,375 саж., и неудоб. 6 дес. 83 сажени. На эту землю имеется план от 1870 г. Кроме того, в 1878 г. Губерн. присутствием по обеспечению быта прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Дворов – 106, прихожан – 832 д. об. п., рим.-катол. 220 д. об. п., протестантов 4 д. об. п., евреев 38 д. об. п. и караимов 3 д. об. п. Свящ. – Михаил Феодос. Васькевич (с 1849 года) и псаломщ. – Осип Иван. Шендеровский (с 1840 года). К этому приходу приписана церковь в с. Котове в 7 вёрстах. 770. с. Котов 414 (Луцкого уезда) волости Романовской. Церковь во имя святой великомученицы Параскевы, именуемой Пятницею. Построена в 1816 году на средства помещика Кучинского и прихожан. Деревянная, с такою же колокольнею, обновлена в 1862 году. Утварью достаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1810 года, а испов. ведом. с 1823 года. Земли: усад. с огород. 1 дес. 250 саж., пахотной 8 дес. 555 саж. и сенок. 65 дес. 2,040 саженей. Документов на эту землю нет. Для свящ. дом и хоз. постройки сгорели в мае 1884 года. Владелец села – граф Миончинский, живёт в Галиции (рим.-катол. испов). Дворов – 54¾, прихожан – 446 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу села Хорлуп в 7 вёрстах. 771 . с. Ярославичи 415 (при р. Стыри) волости Ярославичской, от Житомира 265 вер., от Дубно 33 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Киверец 22 вер., от ближ. почт. ст. Млынова 18 вер., от ближ. приход. с. Падчиц 3 вер. и с. Малой Городинцы – 2 версты. Это небольшое село расположено на большом почт. тракте из г. Луцка в Дубно. До открытия шоссейной и железной дороги, этот тракт имел большое значение в сообщении Варшавы с Житомиром и Киевом. В селе этом была почтовая станция, закрытая в 1870-х годах, после открытия Киево-Брестской железной дороги, после чего и самая дорога эта заглохла. В с. Ярославичах в 1848 году случилось знаменательное событие. Император Александр I Благословенный, проезжая из Варшавы на юг России, ночевал с 20 на 21 апреля 1818 года в Луцке и затем утром 21 апреля отправился в г. Старо-Константинов, где была собрана значительная армия для смотра и манёвров, которые Государь имел производить по своём прибытии. Проехав вёрст 14–16, Государь под самыми Ярославичами был нагнан фельдъегерем, который вручил ему депешу, извещавшую о рождении в Москве 17 апреля 1818 года у великого князя Николая Павловича сына Александра, впоследствии царя Освободителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

6) Наставление священникам того же архиепископа Илии, написанное им вместе с неизвестным по имени епископом Белгородским, относительно двух особенных случаев, могущих иметь место при совершении литургии 804 . Упоминается ещё какой-то Феодос, написавший что-то каноническое 805 . Но какой и что – пока остаётся неизвестным. В позднейших сборниках немало статей канонического содержания, из которых многие, вероятно, русского происхождения и некоторые может быть из до-монгольского периода. Но последние, опять, тоже не могут быть отделены и указаны. (О новонайденном указанном поучении Новгородского архиепископа Илии, которое было предложено им священникам своей епархии в первое «сборное» воскресение по занятию им кафедры, см. ниже между приложениями к этой главе). Докончим речь о епископах до-монгольского периода. Мы сказали выше, что Андрей Боголюбский потерпел неудачу в своих стараниях учредить у себя во Владимире особую митрополию. Кандидатом в будущие митрополиты, как мы тоже говорили, у него был предназначен некий Феодор или, как ругательно называют его летописи, Федорец, по одним не вполне достоверным известиям – Русский из знатного боярского рода и постриженик Печерского монастыря 806 , по другим таким же известиям – Грек, племянник Смоленского епископа Мануила 807 . Об этом Феодоре или Федорце, после несостоявшегося дела об учреждении митрополии во Владимире, летописи 808 рассказывают следующее: Андрей Боголюбский решил поставить его в епископы Ростовские, но он, несмотря на все увещания великого князя, не хотел пойти на поставление к митрополиту в Киев, а пошёл в Константинополь, где и был посвящён патриархом; сев на кафедре, он оказался неистовым тираном и совершенным злодеем: «мнози, – говорят летописи, – пострадаша человецы от него, в держаньи его, и сел изнебывши и оружья и конь, друзии же и работы добыша, заточенья и грабленья; не токмо простцем, но и мнихом, игуменом и ереем безмилостив сый мучитель, другим человеком головы порезывая и бороды, иным же очи выжигая и язык урезая, а иныя распиная на стене и муча немилостивне, хотя исхитити от всех именье, именья бо бы не сыт, аки ад»; наконец он кончил тем, что повелел затворить во Владимире все церкви, со включением и своего кафедрального собора, так что «не бысть звоненья ни пенья по всему городу».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Федоров Алексий, свящ. 401 Феодос, чернец 268 Феодосий Великий 217 Феодосий, митроп. 456 Феодосий Перевалов, архим. 455 Феодосий Печерский , преп. 31, 34, 87, 88, 89, 97, 98, 99,101, 102, 103, 104, 106, 116, 118, 120 Феодосий, митроп. 64, 65, 204, 491 Феодосий, архиеп. 63, 64, 172 Феодосий Углицкий, святой 292 Феодосий Тотемский, преп. Феодосий Черниговский, святой 293 Феодосий Яновский, архиеп. 262, 266, 268 Феодосий, епископ 56 Феодосий, игумен 234 Феодосий Косой, 124 Феодосия 129, 157 Феодулия, княжна (Евфросиния) 129 Феоктист, архиеп. 129, 171 Феоктист, старец 206 Феолепт, патриарх 153 Феопемпт, митроп. 34 Феофан, патриарх 178, 198, 246, 248, 252 Феофан, митроп. 224 Феофан Прокопович , епископ 262, 263, 264, 266, 268, 269, 270, 271, 272, 301, 304, 312, 313, 314, 315, 319,324, 348 Феофан Быстров , епископ 285, 318 Феофан Говоров, епископ, затворник Вышенский 282, 317, 341 Феофан, епископ 468, 469, 473 Феофан Соколов , архим. 336 Феофан 89 Феофания Готовцева (урожд. Шулепина) 336 Феофил, митроп. 455, 486, 487, 488, 489, 490, 491 Феофил, епископ 485, 486 Феофил, преп. 100 Феофилакт Болгарский 183 Феофилакт Горский, епископ 313, 314 Феофилакт Лопатинский, епископ 266, 268, 269, 271, 277, 305, 313, 319,320, 346,348 Феофилакт Русанов , митроп. 374 Феофилакт, епископ 305 Ферапонт Белозерский, преп. 105 Фесенко 296 Фива 11 Филарет, патриарх 156, 177, 178, 179, 180, 181, 182, 185, 196, 198, 222, 232, 235 Филарет, митроп. 2, 4, 113, 166, 167, 168, 170, 171, 172, 173 Филарет Дроздов , митроп. 278, 279, 280, 307, 313, 320, 321, 323, 351, 352, 359 Филарет Амфитеатров , архиеп. 280, 336 Филарет Вахромеев, митроп. 450 Филарет Вознесенский , митроп., первоиерарх 445, 492 ФиларетГумилевский, архиеп.315, 317, 318, 262, 363 Филарет, архиеп. 123, 232, 251, 315, 329, 339, 342, 346, 355 Филарет, епископ 254 Филарет (Феодор)Никитич Романов 161, 178 Филарет, игумен 336 Филарет 197, 198 Филимонов Максим, протопоп 256 Филипп, митроп. 63, 183, 292 Филипп I, митроп. 65, 66 Филипп II, митроп. 80, 81, 82, 83, 84, 158

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005