ΙV. Летучие отряды. Одним из существеннейших недочётов нашей противо-сектантской полемики является то, что мы до самых крайних размеров сузили район нашей деятельности. Мы боремся с сектантами только в сёлах, городах и местечках. Мы устраиваем миссионерские беседы и чтения только там, где появились религиозные отщепенцы. Мы оберегаем своих пасомых от „хищных волков в овечьей одежде” только около себя. Но разве это всё? Разве сектанты действуют и совращают наших прихожан только на наших глазах, в наших приходах, около нас? О, нет. Сектанты слишком широко раздвинули рамки своей агитаторской деятельности. Они не ограничиваются только сёлами и городами. Они пошли гораздо дальше. Они проникли туда, где нас нет, и где мы никогда не бываем. Так, они пропагандируют на фабриках, на заводах, на железной дороге, на пароходах, во флоте, в шахтах, в рудниках, даже в кабаках, в публичных местах и так далее, и так далее. Нет ни одного места, более или менее благоприятного для пропаганды, где бы не было сектантов. Нет ни одного подходящего случая, которого бы они не использовали в своих целях и интересах. Словом, нет ничего такого вне поля нашего внимания и нашей деятельности, чего бы не захватили и не утилизировали сектанты. Чтобы наши читатели не подумали, что мы намеренно сгущаем краски и преувеличиваем размеры надвигающейся со стороны сектантов опасности, мы приведём соответствующие справки. Вот, например, что пишет бывший херсонский уездный миссионер, священник Феодосий Кирика: „Почти в каждом портовом городе существуют особые „портовые” миссионеры, на обязанности которых лежит распространение сектантской литературы среди портовых рабочих и пропаганда сектантского лжеучения. Они же, под видом книгонош, совершают постоянные поездки на пароходах, совершающих постоянные рейсы между приморскими и приречными городами, ведя в пути на пароходах усиленную открытую пропаганду между пассажирами и пароходной прислугой, едущие по торговым делам на волжских пароходах и многочисленные паломники, отправляющиеся на богомолье в Киев и Чернигов по Днепру, всю дорогу, буквально осаждаются сектантскими проповедниками” 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Глава V. Церковное управление и преимущества духовенства Русское церковное законодательство получило дальнейшее развитие 1 .в ответах Новгородского епископа Нифонта и других духовных лиц на вопросы черноризца Кярика; 2 .в постановлении Новгородского архиепископа Илии и 3 .в уставной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича, данной Смоленской епископии. Иеромонах Кирик, живший в Новгороде, предлагал свои вопросы о предметах канонических разным духовным особам устно и, получая от них устные ответы, записывал все это. Вероятно, он записывал только для себя, но вскоре записки его внесены в Кормчую книгу и сделались руководством если не для всей Русской Церкви, то для Новгородской епархии 1922 . В записках Кирика три части. В первой, самой обширной, содержатся вопросы его и ответы на них преимущественно Нифонта, епископа Новгородского († 1156), и отчасти какого-то Клима, вероятно Климента Смолятича, тогдашнего митрополита Киевского, игумена Аркадия, бывшего преемником Нифонта на епископской кафедре, игуменьи неизвестного монастыря Марины и какого-то епископского чернца Луки – Евдокима; все эти вопросы и ответы изложены без всякого порядка и в большей части рукописей не разделены на главы 1923 . Во второй части помещены ответы неизвестного епископа Саввы в 24 Главах, или правилах. В третьей – ответы Новгородского владыки Илии, преемника Аркадиева, в 28 правилах 1924 . Но, предлагая свои вопросы современным пастырям, Кирик несколько раз приводит правила и древних святых отцов, вошедшие в состав Кормчей, именно: Тимофея Александрийского, святого Василия Великого и святого Иоанна Постника , и тем показывает, что Кормчая книга тогда у нас употреблялась; ссылается также на правила наших древних пастырей – митрополита Георгия и преподобного Феодосия Печерского и еще на какие-то заповеди неизвестного происхождения, о которых Нифонт заметил, что их следовало бы сжечь 1925 . Немногие ответы, встречающиеся между ответами Нифонта, повторены в правилах Саввы и Илии, конечно потому, что повторены были Кириком самые вопросы. Принимая все эти ответы, данные разными лицами, но записанные одним, за одно целое, как внесены они были и в состав Кормчей, мы рассмотрим их вместе, совокупив однородные и расположив их для удобности обозрения в определенных Главах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Приложения 1. Свидетельства о существовании у нас славянской кормчей в домонгольской период Свидетельства эти троякого рода: 1) Свидетельства митрополитов Uoahha II и Никифора и епископа Смоленского Мануила, из которых первый в своих Ответах Иакову черноризцу, второй – в послании к Владимиру Мономаху , а третий – в грамоте об учреждении Смоленской епископии то ссылаются на некоторые правила, соборные и отеческие, то даже приводят их буквально. Но названные святители, как греки, могли пользоваться греческими правилами и переводить только те из них, какие находили нужными для своих славянских сочинений. 2) Свидетельства Новгородского епископа Нифонта и иеромонаха Кирика. Нифонт привел сполна два правила святого Василия Великого в своих ответах Кирику, а Кирик говорит о себе: «И прочтох ему (Нифонту) правило св. Тимофея». Это действительно показывает, что, по крайней, мере в Новгороде существовала и употреблялась при епископе Нифонте Книга правил на славянском языке, хотя нельзя сказать, заключала ли она в себе все церковные правила или только правила некоторых святых отцов. 3) Свидетельство новгородского монаха Зиновия. В своем сочинении против ереси Феодосия Косого Зиновий в главе 52-й говорит, что он видел Книгу правил древнего перевода, писанную еще при великом князе Ярославе и первом Новгородском епископе Иоакиме, и приводит из нее слова Символа веры Второго Вселенского Собора о Святом Духе, а в главе 56-й, сославшись на правила Собора Неокесарийского и VI Вселенского, замечает: «Правила, яже предложих ныне вам, имут оправдание истине, понеже писана книга «Правила» на кожах при Изяславе князе, Ярославли сыне, при внуке великаго Владимира, крестившаго Русскую землю» (Зинов. Истины показание. С. 955, 993. Казань, 1864 (284)). Но кроме того, что этот свидетель жил уже в XVI столетии, он не выразил ясно, почему он относил виденные им списки правил ко времени великого князя Ярослава и Изяслава, по своим ли только соображениям и догадкам или потому, что в самих списках с точностию означено было время их написания. Если только по соображениям, то не мог ли он обмануться и пергаменные списки Кормчей XIII или XIV в. признать за списки XI в.? И если у него под руками действительно находился список Кормчей времени еще Ярославова, то почему же не на этот древнейший список сослался наш автор в оправдание изложенных им правил, а уже на список времени Изяслава? Кажется, что один и тот же список, который в 52-й главе по догадке автор отнес ко времени Ярослава, в главе 56-й он отнес ко времени Изяслава. Наконец, из слов Зиновия не видно, все ли церковные правила заключались в виденных им древних списках или только некоторые.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Афон (θως). Монастырь Дионисиат. Дионисиат Карта и ближайшие объекты Монастырь Дионисиат посвящён Предтече и Крестителю Господню Иоанну. Он считается одной из наиболее строгих обителей Святой Горы. Устав Дионисиата стал образцом для многих монастырей. Обитель была основана прп. Дионисием в XIV веке при посредстве его брата Феодосия, митрополита Трапезундского, и императора Алексия III Комнина. На место, где следовало построить монастырь, прп. Дионисию указал столп света. В обители хранится трёхметровый царский хрисову - хартия с императорской золотой печатью. Благочестивый самодержец, кроме других пожертвований, передал прп. Дионисию и чудотворную икону «Похвала Пресвятой Богородицы», по преданию, написанную св. евангелистом Лукой. Это тот самый образ, с которым в 626 году патриарх Сергий во время варварского нашествия совершил крестный ход по крепостным стенам Константинополя, вдохновляя защитников города. Позднее перед ним впервые был прочитан Акафист Божией Матери. В 1592 году пираты похитили из Дионисиата эту святыню. Их вожаку во сне явилась Сама Царица Небесная и приказала вернуть образ в обитель. Когда в Дионисиате вынимали икону из ящика, он был полон благоухающего мира. Это так поразило пиратов, что двое из них тут же приняли иночество. В XVIII веке после молитвы у чудотворной иконы от злокачественной опухоли излечился лидер традиционно-просветительского движения, выдающийся церковный деятель Евгений Булгарис. Празднование этому честному образу совершается во всех православных церквях в субботу Пятой седмицы Великого поста. Из других святынь следует упомянуть часть Животворящего Креста Господня, часть одежды Спасителя, часть пояса Богородицы, десницы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, частицы мощей апп. Иасона и Сосипатра, св. Дионисия Ареопагита, свв. Космы и Дамиана, сщмчч. Власия и Антипы, свтт. Иоанна Молчальника, Модеста Иерусалимского, Нифонта Константинопольского, Петра Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоустого и Фотия, патр. Константинопольского, вмчч. Артемия и Пантелеимона, сщмчч. Харалампия, Мины, Евстратия, Елевферия, Кирика, Мардария, Никиты, Димитрия Трипольского, мчч. Феодора Тирона и Феодора Стратилата, вмц. Варвары, мцц. Кириакии, Фомаиды, блгв. царицы Феофании, десницу св. Иоанна Милостивого, миро вмч. Димитрия Солунского, кровь вмч. Георгия Победоносца и узы первоверховного апостола Петра. В монастырской библиотеке хранится 1200 рукописей и уникальная реликвия – стул, на котором над своими книгами работал преподобный Никодим Святогорец.

http://sobory.ru/article/?object=28193

Нифонт , епископ Новгородский, уроженец города Киева и постриженец Печерского монастыря, во время игумена Тимофея; посвящен во епископа Новгородского 1131 года, в Киеве. Первым подвигом сего святителя было то, что он прекратил смиренным увещанием начинавшуюся в 1135 г. брань между Киевлянами, Черниговцами и Новгородцами. В 1147 году не хотел он признать митрополитом Климента, избранного в сей сан без благословения патриарха; осуждая за это епископов, как человекоугодников, он укорял Климента в нарушении правил церковных, и называл его не пастырем, а волком. – Ревностью к поддержанию прав патриарших, Нифонт заслужил благоволение Николая IV, который через несколько месяцев заступив место изгнанного Цареградского патриарха Косьмы II, написал к Нифонту одобрительную грамоту и сравнивал его в ней с первыми святыми отцами; но в.к. Изяслав Мстиславич заточил Нифонта, за непризнание Климента, в Печерский монастырь, откуда освободил его Георгий Владимирович, по вступлении своем на великокняжеский престол, возвратив ему и Новгородскую епархию. В 1156 г. Нифонт ездил в Киев на встречу митрополита Константина, посвященного в Константинополе; и там по 13-дневной болезни преставился 1157 года, по Новгородской летописи апреля 21, а по другим апреля 15 и 18. Память его совершается в Киево-Печерской лавре 8 апреля. Нифонт погребен был в Киеве, в Феодосиевых пещерах; потом (неизвестно когда) мощи его перенесены в Антониевские. Сей знаменитый добродетелями муж, друг Святослава Ольговича, имел завистников и не избежал клеветы, но современные летописцы опровергают нелепые выдумки врагов его. Новгородский летописец, хваля добродетели Нифонтовы, говорит: «мы только за грехи свои лишились сладостного утешения видеть здесь гроб его». В Воскресенском летописце назван Нифонт славным именем поборника всей Русской земли. Сей святитель украшал и строил храмы. В 1156 г. Нифонт соорудил близ Пскова церковь Преображения Господня и устроил при ней обитель между двух рек Великой и Мирожью, от которой и самая обитель приняла название Спасо-Мирожской. Там и поныне показывают чашу его, вырезанную из корня древесного и оправленную серебром. В Новгороде построил он церковь Богоматери; украсил Софийский собор и покрыл оный оловом. – Нифонт писал жития некоторых Киево-Печерских святых и, по мнению Татищева, продолжал Несторову летопись после Сильвестра, с 1116 до 1157 года. В Герберштейновых записках о России, напечатан Латинский перевод ответов Нифонта на многие казуистические вопросы, от некоего Кирилла или Кирика ему предложенные. А в Московской Патриаршей библиотеке при харатейном списке Кормчей книги XIII века находится приписанный и Славянский подлинник сих ответов под заглавием: «Впрашание Кириково, еже вопроша епископа Новугородскаго Нифонта и инех " 249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

отв. ред. Д. С. Лихачев Феодосий Грек Феодосий Грек (XII в.) – переводчик «епистолии» папы Льва I Флавиану, патриарху Константиноп., о ереси Евтихия (PL, Parisiis, 1846, t. 54, col. 756–780; Acta conciliorum œcumeniorum. Ed. E. Schwartz, t. 2, vol. 1, pars 1. Concilium universale Chalcedonense. Berolini et Lipsiae, 1933, p. 10–19) и автор предисловия и послесловия к этому сочинению. О том, что автор перевода – по происхождению грек, свидетельствует его обращение к патриарху («призываю же раб твой, инокый Феодосий, моего патриарха молитвы»). В предисловии к переводу («Сказании») в обычном самоуничижительном заявлении автор высказывает сомнения, достоин ли он браться за перевод, ибо «учившимся от млад ногот омирьскиим и риторьскыим книгам таково есть дело». Это «общее место» восходит к византийской литературе (Егунов А. Н. Гомер в русских переводах XVIII–XIX вв. М.; Л., 1964, с. 15) и отнюдь не характеризует круг чтения писателя, как утверждали некоторые ученые. Греческий оригинал «епистолии» получен был из Рима («Еже от Рима... прииде... богомудрая си и догматьская епистолия»). В «Сказании» переводчик говорит, что приняться за дело его побудил «кир» Николай, а в заключении пишет: «Христолюбивому и богородному Святоши вечная память». Из этого следует, что перевод сделан для черниговского князя Святослава (Святоши) Давидовича, который постригся в Печерском монастыре в 1106 г. под именем Николая и о благочестивых подвигах которого имеется подробный рассказ в Патерике Киево-Печерском (см. ПЛДР. XII век. М., 1980, с. 498–506). Видимо, князь-инок был любителем книг, поскольку в Патерике сказано: «Суть же и книгы его многыя и доныне». Из пожелания «вечной памяти» князю Святоше заключают, что перевод был закончен уже после его смерти (1142 г., день его смерти отмечается 14 октября); ср., впрочем, возражения А. Лященко. Все остальные сведения о жизни и творчестве Ф. Г. зиждятся на весьма шатких гипотезах и догадках. Ни на чем не основана догадка о том, что писатель приехал на Русь в свите Никифора, митрополита (1104 г.); малоубедительно отождествление Ф. Г. с игуменом Киево-Печерского монастыря Феодосием (1142–1156 гг.). И. П. Еремин опроверг атрибуцию Ф. Г. двух посланий князю Изяславу Ярославичу и обосновал их принадлежность Феодосию, игумену Киево-Печерского монастыря. Не доказано также тождество «Феодоса», упоминаемого в «Вопрошании» Кирика (РИБ. СПб., 1908, т. 6, ч. 1. 2-е изд. стб. 38), и Ф. Г. Нуждается в дополнительной аргументации предположение А. А. Шахматова о том, что Феодосий, переписавший «Поучение святаго Панкратия о крещении обеда и пития», есть Ф. Г.; предположение это основано на том, что христианское имя Святослава Давидовича (в миру) было Панкратий. Попытки приписать Ф. Г. некоторые другие сочинения – Житие князя Владимира (см. Память и похвала князю Владимиру), поучение «о казнях божиих» (см. Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря), поучение в субботу сыропустную – не выдерживают критики.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Скачать epub pdf Нифоит, Епископ Новогородский Нифоит, Епископ Новогородский, постриженник Киево-Печерского Монастыря, был Игуменом в Волыни, как полагает Татищев; а во 2-м томе своей Истории на стр. 241, под годом 1130, он назвал его Игуменом уже Печерского Монастыря. Но поскольку в списке Киево-Печерских Настоятелей его нет, то должно разве положить, что Монастырь сего же имени был в Волыни, так как есть сего же названия Монастырь во Пскове и Нижегороде. Во Епископа Новугороду посвящен он в Киеве 1130 года. В 1147 году, за несогласие на избрание и поставление Киевского Митрополита Климента без отношения к Константинопольскому Патриарху, лишен был Епархии Великим Князем Изяславом и оставлен в Киево-Печерском Монастыре на пребывании, но по изгнании Изяслава паки отпущен в Новгород Великим Князем Юрием Владимировичем, а от Патриарха Константинопольского получил похвальную Грамоту. В 1156 году опять ездил он в Киев на встречу Митрополиту Константину, посвященному в Константинополе, но до прибытия его, там по 13-дневной болезни Апреля 13 (или, по Новогородской и Воскресенской Летописи, 21), скончался и погребен в Пещере Феодосиевской. В Воскресенской Летописи сказано о нем: бысть поборник всей Рустей Земли. Он, по мнению Татищева, продолжал Несторову Летопись, после Сильвестра, с 1116 до 1157 года. В Продолжении его находится много особенно Волынских происшествий, и он описывал обстоятельно Князей по возрасту, виду, лицу и проч., из чего можно замечать, что он знал живописное искусство. Некоторые, из повествования в сем Продолжении под годом 1147, где продолжатель говорит о себе, что он с Князем Игорем Ольговичем во Владимире Волынском на крылосе певал, заключают, что это был не Нифонт, ибо, де, тогда он был уже Епископом. Но сие сомнение можно разрешить тем, что тут говорится о прошедшем времени. В Герберстейновых Записках о России напечатан Латинский перевод Ответов сего Нифонта на многие по делам Церковным Вопросы, от некоего Кирилла или Кирика ему предложенные. А в Московской Патриаршей библиотеке при харатейном списке Кормчей Книги XIII века и во многих бумажных старописьменных Кормчих находится приписанный и полный подлинник сих Ответов, под заглавием Впрашание Кириково, еже впраша Епископа Новгородского Нифонта и инех.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В Омск доставлены мощи св. Марии Магдалины и частица Животворящего креста Господня. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 14 марта Пресс-конференция, посвященная началу Великого поста 14 марта Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов; 1824-1907). К 200-летию со дня рождения». Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости В Омск доставлены мощи св. Марии Магдалины и частица Животворящего креста Господня 22.09.2006 12:31 Версия для печати Омск, 22 сентября. В Омск в четверг 21 сентября самолетом прибыли святые мощи св. Марии Магдалины, св. мученика Кирика и частица Животворящего креста Господня, доставленные в Россию из монастыря Симонопетра на Святой Горе Афон, сообщает Седмица.Ru . Святыни первоначально доставили в Христорождественский кафедральный собор. Затем по случаю праздника Рождества Пресвятой Богородицы святыни были доставлены к строящемуся Успенскому кафедральному собору. После богослужения в приделе святой Марии Магдалины строящегося Успенского храма крестным ходом мощи были перенесены в Свято-Никольский Казачий собор. 22 сентября, в праздник святителя Феодосия Черниговского, в Свято-Никольском Казачьем соборе перед мощами совершена Божественная литургия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Новокайдская (Самарская) " Описания иконы Икона Новокайдская (Самарская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона эта является изводом АХТЫРСКОЙ иконы Божией Матери. Первое достоверное письменное свидетельство о местночтимой Новокайдакской иконе Божией Матери, принадлежащее перу Высокопреосвященнейшего Феодосия (Макаревского), епископа Екатеринославского и Таганрогского (1871 – 1885), содержится в Екатеринославских епархиальных ведомостях за 1872 год, 18-20. (Екатеринослав ­–­­ дореволюционное наименование города Днепропетровска). Вопрос о происхождении иконы и её появлении в Новых Кайдаках остаётся открытым. До наших дней сохранилось только распространённое запорожское предание, которое свидетельствует о том, что эта икона была приобретена казаками-запорожцами где-то на Востоке и оттуда принесена в Сечь, как особая святыня. Известно, что из Сечи чудотворная икона была перенесена в Новые Кайдаки. Один из кайдакских старожилов, ктитор (староста) Семён Бардадим, оставил воспоминания, что около 1736 года местночтимая икона стояла в прежней, ветхой Новокайдакской церкви в притворе. Но ке[...] Описание иконы Пресвятой Богородицы Новокайдская (Самарская) Чудотворная икона Божией Матери Самарская Главная святыня Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря города Новомосковска, а также всей днепропетровщины - икона Божией Матери Самарская. В 1736 году запорожские казаки привезли с Востока икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Как великое сокровище хранилась она в Сечевой церкви, а около 1770 года была перенесена в местечко Новые Кайдаки вблизи Екатеринослава и стала именоваться Новокайдакской. После строительства храма на реке Самара икона получила название Самарской. Летом 1804 года святыню перенесли в Екатеринослав, а в 1807 году по благословению архиепископа Платона - в Самарский монастырь, основанный в 1672 году. Обитель очень своеобразна: под ней расположены подземные помещения, в частности, под Спасо-Преображенским храмом находится подземная церковь во имя святых мучеников Кирика и Иулиты. Все стены древнего сугубо монашеского храма, куда доступа мирянам не было, были расписаны. Корпуса и храмы в монастыре[...]

http://pravicon.com/icon-214

«Ильино вопрошание», по предположению, принадлежит Илии, священнику у святого Власия на Волосове улице, который был возведен потом в новгородские владыки и сделался первым архиепископом Новгорода. В истории Илия известен более своею архипастырскою деятельностью. Таким образом, в этих трех новгородских духовниках мы должны видеть выдающихся людей епархии, живших в самом Новгороде, вращавшихся около епископа и, наверно, хорошо знакомых между собою. Но из всех их для нас живее и отчетливее представляется фигура Кирика, «Вопрошание» которого гораздо обширнее, чем оба остальные вместе. Ответственное положение духовного отца обязывало Кирика интересоваться вопросами канонического порядка и считаться с нравами и бытом общества. Его духовная семья была разнообразна по составу и вопросы духовнической практики, а также жизнь окружающей среды нередко повергали Кирика в недоумение, что делать. Он принужден был искать ответа прежде всего в книгах. Но мало начитанный, неразвитой и благоговевший пред книгой, Кирик плохо различал достоинство книг. Он не раз ссылался на канонические послания Василия Великого , на ответы Тимофея Александрийского, на правило Иоанна Постника , в которых, впрочем, не все понимал вследствие темноты перевода или лаконичности статей, наконец – на древнейший славянский епитимейник «Заповедь святых отец». Но вместе с тем Кирик безусловно доверял таким произведениям, которые назывались «худыми номоканунцами»: апокрифическое правило митрополита Георгия или «устав белеческий», писание какого-то Феодоса, записавшего некоторые канонические постановления неизвестно какого митрополита, «некоторая заповедь» и другие епитимейники. Кирик усердно обращается с вопросами к живым авторитетам что было в обычаях времени. Чаще всего он ходил к своему епархиальному епископу – знаменитому Нифонту, задавал ему свои недоуменные вопросы, чтобы записать ответы владыки; спрашивал и многих других лиц, – начиная с киевского митрополита Климента Смолятича и кончая епископским чернецом Лукой – Овдокимом. Заинтересовавшись каким-нибудь вопросом, Кирик старался добиться его решения от многих компетентных лиц. Живые авторитеты для него были так же многочисленны, как и письменные. Его доверчивость и неразборчивость сказались и здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010