Всего в ходе соборного обсуждения этого неоднозначного вопроса выступило 58 архиереев. Из них за автокефалию высказалось 6 епископов из 21 прибывших на Собор из Украины, но и они позже согласились с отрицательным отношением к дарованию автокефалии в сложившихся условиях. Активными сторонниками модели автокефализации, выбранной митрополитом Филаретом, были епископ Волынский и Луцкий Варфоломей (Ващук), епископ Львовский и Дорогобычский Андрей (Горак), архиепископ Ровенский и Острожский Ириней (Середний) и архиепископ Одесский и Измаильский Лазарь (Швец). Необходимость предоставления Украинской Православной Церкви автокефального статуса они обосновывали надеждой на то, что в этом случае раскольники вернутся в лоно канонической Церкви. В то же время были и другие, диаметрально противоположные высказывания. Епископ Кировоградский и Николаевский Василий (Васильцев) сообщал об угрозах со стороны своей паствы не допустить его назад в епархию в случае предоставления автокефалии УПЦ. О том же говорил и архиепископ Винницкий и Брацлавский Феодосий (Дикун), ранее – ревностный сторонник автокефалии. Свою позицию он изменил, после того как был переведен с Ивано-Франковской кафедры на Винницкую, на место отправленного на покой митрополита Агафангела (Саввина), не согласного с курсом церковной политики, проводимой митрополитом Филаретом. Одной из причин нежелательности провозглашения автокефалии в настоящее время была опасность «цепной реакции», о которой говорили многие владыки, епархии которых находились на территории других государств, возникших на постсоветском пространстве. По мнению архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова), положительное решение вопроса может спровоцировать под нажимом властей аналогичные требования о предоставлении самостоятельности и в других епархиях Русской Церкви. Сходные опасения за судьбу своих епархий высказывали епископы Таллинский Корнилий (Якобс) и Рижский и Латвийский Александр (Кудряшов). Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) отметил, что проблема независимости УПЦ более чем актуальна и для епископата Белорусской Церкви, в которой в период Великой Отечественной войны была предпринята попытка создания собственной «автокефальной Церкви» на националистических принципах.

http://pravoslavie.ru/5404.html

Посетивший Полтаву в 1845 г. поэт Тарас Шевченко изобразил монастырь на одном из рисунков и упомянул в повести «Близнецы» (1855). Строки об обители есть и в поэме Лины Костенко «Маруся Чурай» (1979) о полулегендарной полтавской певице сер. XVII в.: «Той монастир недавно збудували./Там дзвони на голоси./Його Пушкар з були там («Тот монастырь построили недавно./Звонят в нем на любые голоса./Он учреждался Пушкарем с Иваном,/а раньше были там леса… леса»). Описание [ править править код ] Территория обители протянулась с севера на юг (по оси мысовидного выступа холма), в виде узкого ромба с усеченными вершинами острых углов. Она опоясана кирпичной оградой 1-й пол. 1990-х гг. (на месте аналогичной ограды 1880-х гг.). В центре северного «торца» обители кольцо ограды включает 4-ярусную 47-метровую колокольню 1786 г. в стиле украинского барокко, напоминающую по отделке Великую колокольню Киево-Печерской Лавры. Западнее колокольни устроены св. врата. Севернее колокольни, вне монастыря, в 1991 г. сооружен памятный знак в честь монастырского некрополя, уничтоженного в советское время (исполнен в виде каменной трапеции с вмурованными фрагментами уцелевших надгробий). На юг от колокольни, по оси монастырской усадьбы, расположены (в порядке удаления) Крестовоздвиженский собор, храм Св. Троицы, храм св. прав. Симеона Богоприимца. Крестовоздвиженский собор возведен на стыке XVII–XVIII вв. в стиле украинского барокко и сочетает мотивы древнерусского (3 продольных нефа, 6 опорных столпов), деревянного украинского (5 основных куполов расставлены прямым, а не диагональным крестом) и западного (еще 2 купола воздвигнуты на углах притвора) зодчества. Между колокольней и собором находится могила монахини Антонии (Жартовской) (†1991), собравшей подписи в пользу возрождения монастыря. Между собором и храмом Св. Троицы сооружена ротонда над чтимым источником. Храм Св. Троицы построен в 1995-1999 гг. на месте снесенной в советское время одноименной церкви XVIII-XIX вв. (построена в 1750 г. и перестроена в 1864 г.), служившей, как и собор, местом погребения архиереев. В 2001 г. в крипте храма погребен митрополит Полтавский и Кременчугский Феодосий (Дикун).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Крестово...

1990 г. в Москве был напрямую связан с осложнением религ. обстановки на Зап. Украине после легализации УГКЦ и возобновления автокефалистского раскола. Собор обратился к Правительствам СССР и УССР «с настоятельной просьбой способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатских экстремистов» (цит. по: Петрушко. 2008. С. 188). После Собора была создана 4-сторонняя комиссия, в к-рую вошли представители Московского Патриархата, Украинской Православной Церкви (УПЦ), Римско- и Греко-католических Церквей. 8-13 марта комиссия заседала во Львове, были выработаны взаимоприемлемые условия, на основании которых должно было произойти перераспределение храмов между православными и униатами. 12 и 13 марта 1990 г., во время работы комиссии, в Ивано-Франковске многочисленная группа униатов в сопровождении духовенства напала на здание правосл. ЕУ. 22 марта униаты объявили о недействительности решений 4-сторонней комиссии и вышли из ее состава, после чего кампания по захвату правосл. храмов на Зап. Украине развернулась с новой силой. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Рогатине. XIV - XV вв., 1637, 1827, 1896 гг. Фотография. 2007 г. (до нач. 90-х гг. XX в. в юрисдикции УПЦ) Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Рогатине. XIV - XV вв., 1637, 1827, 1896 гг. Фотография. 2007 г. (до нач. 90-х гг. XX в. в юрисдикции УПЦ) Сменивший на Ивано-Франковской кафедре 20 марта 1990 г. ушедшего на покой «до выздоровления» архиеп. Макария архиеп. Феодосий (Дикун) попытался активно выступить против притеснений правосл. верующих. Он был избран председателем общественного комитета защиты Православия. Усилиями комитета, в частности, была организована успешная оборона ц. Рождества Пресв. Богородицы в г. Самборе Львовской обл. от нападений униатов. Однако к тому моменту греко-католики получили практически неограниченную поддержку местных властей всех уровней, что стало следствием прихода в нач. 1990 г. в местные советы в зап. областях Украины представителей националистических движений, большинство к-рых декларировало поддержку униат.

http://pravenc.ru/text/200517.html

Как видим, верующие совершали настоящие подвиги для того, чтобы на их малой родине появился храм. Интересно, что часть мотивировок не изменилось с дореволюционных времен – большое расстояние от ближайшего храма и необходимость молитвы о живых и поминовения усопших. При этом верующие ссылались на конституцию. Отметим, что Г.Г. Карпов сам свидетельствует, что результаты этих усилий были не слишком впечатляющими: " Из всех, поступивших дл 1 июля с.г. (1945 г. – Н.С.) 5770 ходатайств об открытии церквей (не считая повторных) рассмотрено и удовлетворено советом ...414 ходатайств " . Иными словами, удовлетворялось менее 10 процентов просьб без учета тех заявлений которые подавались повторно. Местные уполномоченные по делам религий действовали с иезуитской находчивостью. Большинство отказов мотивировалось тем, что люди не смогут на свои деньги содержать и восстанавливать ветхие и полуразрушенные здания или тем, что в храмах находились склады. Такая ситуация сохранилась до самого конца СССР. Во время хрущевских гонений число храмов еще больше уменьшилось, а верующие и отдельные иерархи продолжали писать письма с просьбой об открытии храмов. Положение верующих и иерархов было столь плачевно, что они решались писать даже первым лицам государства. 26 октября 1977 года епископ Полтавский и Кременчугский Феодосий (Дикун) отправляет Леониду Брежневу письмо " о положении Православной Церкви в Полтавской епархии " , где рисует страшные картины положения верующих вр время хрущевских гонений " до 1958 года полтавская епархия насчитывала 340 храмов, а в 1964 году их осталось только 52 " . Центральная часть письма посвящена тому, как православные Глобинского района Полтавской области пытались отремонтировать 33 метровое частное здание, которое им разрешили арендовать для богослужений. После многомесячных мытарств верующие получили из Москвы устное разрешение на небольшой ремонт (обложить стены ветхого здания кирпичом). Но и после этих разрешений, гонители просто разгромили здание храма: " В полночь с 30 на 31 июля 1971 года явился преседатель сельсовета Кириленко С.А. в сопровождении милиционера и 20 комсомольцев, со специально полученными в колхозной кузне ломами " . Эти варвары полностью разрушили законно возведенные стены и повредили само глинобитное здание, в котором совершалось богослужение.

http://religare.ru/2_101565.html

В кон. 70-х - 1-й пол. 80-х гг. XX в. в епархии продолжалось закрытие церквей. В Кировоградской обл. были упразднены храмы: в с. Попельнастом Александрийского р-на (31 окт. 1977), в с. Скалевая Новоархангельского р-на (29 мая 1981, здание решено снести), в с. Покровском Кировоградского р-на (23 нояб. 1983, здание решено снести), в с. Панчеве Новомиргородского р-на (21 февр. 1985, здание решено снести), в пос. Елизаветградка Александровского р-на (26 дек. 1985, здание решено снести), в пос. Устиновка Устиновского р-на (26 дек. 1985, здание решено снести). В Николаевской обл. закрылись церкви: в с. Тридубы Кривоозерского р-на (21 дек. 1977), в с. Матвеевка (с 1987 поселок, ныне в черте Николаева) (июль 1981), в с. Новоалександровка Баштанского р-на (13 окт. 1981), в с. Троицко-Сафонове Казанковского р-на (25 июня 1984), 27 марта 1979 г. принято решение о сносе церкви в с. Лиманы Жовтневого р-на. Несмотря на эти процессы, еп. Севастиан посещал приходы епархии, совершал соборные богослужения, что вызывало негодование уполномоченных. В 1980 г. архиерей в сослужении мн. клириков освятил ц. во имя св. Космы и Дамиана в с. Салькове Гайворонского р-на Кировоградской обл. В 1981-1986 гг. по инициативе еп. Севастиана был произведен масштабный ремонт Рождество-Богородичного собора Кировограда, храм был расписан бригадой иконописцев под рук. А. И. Корецкого. В 1985-1987 гг. в Кировоградской епархии действовали 82 общины: 42 в Кировоградской обл., 40 в Николаевской обл. (В годовых отчетах еп. Севастиана за 1984-1986 гг. указаны др. сведения: 86 приходских и приписных храмов в епархии, из них в Кировоградской обл. 44 храма, в Николаевской обл. 42 храма. При этом в частных беседах еп. Севастиан в нач. 1980-х гг. сообщал, что в епархии действуют 80 приходов, из них 20 не имеют священников и находятся на грани закрытия, т. к. уполномоченный отказывается регистрировать молодых клириков, старые постепенно умирают. Об этом упоминает в дневнике беседовавший с еп. Севастианом митр. Феодосий (Дикун) ( Феодосий (Дикун), митр. Щоденник//Apxibu i документальна спадщина Полтавщини. Полтава, 2003. С. 398-400)).

http://pravenc.ru/text/1841105.html

14 мая 1990 г., день церковной памяти иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». 25. Почивший друг-однокурсник просит помолиться Речь пойдёт о недавно почившем – 1 октября 2001 года – Феодосии (в миру Митрофан Дикун), митрополите Полтавском и Кременчугском, моём друге, однокурснике, вместе со мной окончившем в 1955 г. Московскую Духовную Академию. В те полувековой давности суровые времена студенческая семья, как и преподавательский состав, отличались подлинно христианской сплочённостью. Это поистине была академическая семья, – так мы и называли. Чуждых её духу – «не своих» – было ничтожное число – их можно было, как говорится, пересчитать по пальцам одной руки. Я знаю таких только троих. Не следует их называть поимённо, но об одном из них я до сих пор скорблю, так как он был моим однокурсником, затем преподавателем Духовной Семинарии, игуменом, и не только ушел из Духовной Школы, но что страшнее всего, снял с себя сан и погрузился в мир суеты. Мне хочется надеяться, что он образумится и придёт «в себя» ( Лк.15:17 ), хотя бы в последний час своего земного пути. Митрофан был постоянно задумчив, но жизнерадостен, общителен, легко и просто сходился с людьми. В аудитории или спальне всегда что-нибудь читал – без дела увидеть его в помещении было невозможно. Любил выходить на прогулку, особенно во время снегопадов. Как только начиналась вьюга – Митрофан надевал пальто и исчезал, обычно в одиночестве. Все однокурсники были уверены, что Митрофан прежде всех женится и станет священником-семьянином. Эта уверенность нашла своё выражение и в написанной Лёней Остаповым (потом протоиерей, †1975) оде, посвящённой нашему седьмому выпуску. Помню в ней говорилось: «Пожелаем Дикуну поскорей найти жену». Дикун, слушая оду, улыбался, но ничего не говорил. А вскоре принял монашество, сан священнослужителя, и в 1967 г. был хиротонисан во епископа. Владыка Феодосий отдал всего себя делам епархиальным и потому на устраиваемые через каждые пять лет братские встречи однокурсников не приезжал. Встречался я с ним только в дни церковных торжеств – празднования 1000-летия Крещения Руси, во время его приездов на Архиерейские и Поместные Соборы. Эти встречи приносили мне много радости – мы по студенчески обнимались, лобызались, шутили...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  В 2001 г. «Дом обретения новых сил» отметил свой десятилетний юбилей. Издательство «Фир-Тюрме» , принадлежащее монастырю Мюнстершварцах, выпустило в честь этого события сборник под названием «Собери свои силы» . Туда вошли доклады Вунибальда Мюллера, о. Ансельма Грюна, Генри Й.М. Ноувена и других авторов, сообщающих о духовном и психотерапевтическом опыте деятельности этой организации, уникальной в немецкоязычных епархиях Католической Церкви. Беседовал о. Фома Диц Недавно появившийся вид спорта – быстрая ходьба широком шагом и с лыжными палками в руках, при которой руки совершают движения, как при ходьбе на лыжах (Прим. перев.). Книга Ансельма Грюна «Психоаналитическое толкование Писания» («Tiefenpsychologische Schriftausleung») (Прим. перев.). Ансельм Грюн (Anselm Grün) – монах-бенедиктинец, священник, автор более 300 книг, лектор и консультант по духовным вопросам, руководитель курсов по медитации, созерцанию, посту и пр., эконом монастыря Мюнстершварцах, в ведении которого находится более 20 монастырских предприятий и учреждений, а также миссионерская деятельность. Средства, получаемые от продажи его книг, являются для монастыря существенным источником доходов. Критикуется представителями Католической Церкви за излишнюю приверженность духу времени, а представителями Евангелической Церкви – за эзотерический синкретизм, т.е. смешивание христианства, психологии и иных вероучений вплоть до шаманизма (Прим. перев.). Комментарии ( 1): АРХИМАНДРИТ АВВАКУМ, КРЕМЕНЧУГ 09 ноября 2010г. 10:44 Проблемы духовной немощи священников реальны. Ученый богослов поднял серьезно вопрос. У нас на Полтавщине рукоположил митрополит Феодосий(Дикун) †2001 батюшку, он немного послужил, приехал в епархию и написал заявление: «Прошу освободить меня от должности настоятеля прихода и расстричь меня в «мерзкие!!!» люди». Писал плохо, вместо «С» написал «З» и получились не мирские, а мерзкие люди. Это не так смешно если б не было печально. На моей памяти уже человек восемь священников отошли от священнослужения и занимаются работой в миру, а некоторые вообще деморализовались и вообще нигде не работают и не служат. Трагедия выгорания насущная трагедия, как Церкви, так и отдельной личности. Наш сосед по Кременчугу владыка Софроний Черкасский направил священника служить на парафию. Через месяц тот приезжает и просится: «Отпустите, уезжаю…» «Чего? Почему?! Там же село хорошее и люди очень хорошие. Чего же не служить…» - недоумевает митрополит Софроний. «Да я знаю владыко и вижу, что село хорошее и люди в нем хорошие. Но, там одна проблема – там никто не умирает!!! А мертвое тело, для батюшки, то живая копейка!» Вот стоит уже освобожденный от священства этот горе батюшка в Ирклиеве(райцентр Черкасской обл.) стоит голову поднял высоко, как гусь, и не крестится. А настоятель о.Иван увидев это, аж заинтересовался и спросил: «Почему не крестишься? Хотя бы раз для приличия осенил себя!» «Та, мне с вместе с бабами стыдно креститься!» - парировал в ответ тот.

http://bogoslov.ru/article/1228287

Евгений (Шерешилов; 26.07.1880 - 16.12.1889), еп. Павел (Вильчинский; 16.12.1889 - 21.11.1892), еп. Исаакий (Положенский ; 21.11.1892 - 19.12.1892), еп. Павел (Вильчинский; 19.12.1892 - 13.11.1893, повторно), еп. Митрофан (Невский; 13.11.1893 - 10.08.1896), еп. Сергий (Серафимов; 10.08.1896 - 13.04.1902), архиеп. Георгий (Орлов; 27.04.1902 - 11.06.1912), еп. Феофан (Быстров; 25.06.1912 - 8.03.1913), архиеп. Никодим (Боков; 8.03.1913 - 13.03.1914), архиеп. Филарет (Никольский; 20.03.1914 - 24.05.1916), сщмч. архиеп. Митрофан (Краснопольский; 6.07.1916 - 21.06.1919), еп. Палладий (Соколов; окт. 1919 - дек. 1919), в 1919-1920 гг. епархией временно управлял еп. Енотаевский Анатолий (Соколов), архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский; 1921 - 27.06.1927), в 1927 г. епархией временно управлял еп. Енотаевский Стефан (Гнедовский), архиеп. Иннокентий (Ястребов ; 1927 - 22.05.1928), еп. Филипп (Ставицкий; 13.06.1928-1929), с 1929 г. епархией временно управлял еп. Вольский, вик. Саратовской епархии, Андрей (Комаров), в 1930-1931 гг.- еп. Енотаевский Алексий (Орлов), архиеп. Андрей (Комаров; 30.09.1933-1939), в 1939-1942 гг. кафедра не замещалась, в 1942-1943 гг. епархией временно управлял архиеп. Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков), архиеп. Филипп (Ставицкий; дек. 1943 - 30.10.1947, повторно), еп. Николай (Чуфаровский; 30.10.1947 - 12.12.1947), архиеп. Филипп (Ставицкий; 12.12.1947 - 12.12.1952, в третий раз), 12.12.1952 - 7.06.1953 епархией временно управлял архиеп. Саратовский и Сталинградский Гурий (Егоров), еп. Леонид (Лобачёв; 7.06.1953 - 9.02.1954), еп. Сергий (Ларин; 9.02.1954 - 27.07.1959), архиеп. Гавриил (Огородников ; 27.07.1959 - 15.09.1960), архиеп. Павел (Голышев ; 15.09.1960 - 23.06.1964), еп. Иона (Зырянов; 5.07.1964 - 27.02.1968), архиеп. Михаил (Мудьюгин ; 30.07.1968 - 27.12.1979), архиеп. Феодосий (Дикун ; 27.12.1979 - 19.02.1990), еп. Филарет (Карагодин; 11.03.1990 - 13.08.1992), еп. Иона (Карпухин; 25.10.1992, с 2002 архиепископ, с 24 марта 2013 митрополит - 15 июля 2016); митр.

http://pravenc.ru/text/76736.html

К церковному диссидентству примкнуло и несколько священнослужителей. Репутацию диссидентов получили и те священники, которые в своей деятельности руководствовались не политическим расчетом, а искренней пастырской тревогой за положение Церкви, болью о духовном состоянии русского народа, о распространении в народе пьянства, о падении нравственных устоев, разрушении семьи. Частые нарушения законов со стороны органов власти по отношению к церковным общинам побуждали и высокопоставленных церковных деятелей к действиям, направленным на защиту Церкви. Так, 26 октября 1977 года епископ Полтавский Феодосий (Дикун) обратился к главе государства Л.И.Брежневу с письмом, в котором протестовал против оскорбительных действий многих представителей власти в их обращении с верующими людьми и потребовал прекратить практику регистрации треб, исполняемых приходскими священниками; предоставить возможность архиереям рукополагать столько священнослужителей, сколько нужно для нормальной жизни приходов; не препятствовать реставрации церквей и молитвенных домов; освободить Церковь от диктата уполномоченных, предоставить больше прав епископам церковных дел; не допускать печатного оскорбления религиозных чувств верующих, прекратить практику принудительного закрытия церквей; дозволить расширение церковно-издательской деятельности. В 1970-е годы укреплялись связи Русской Церкви с Церквами-Сестрами. В апреле и мае 1972 года Патриарх Пимен совершил паломничество в Святую Землю и другие страны Ближнего Востока, встретился там с Предстоятелями Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей. В этот период продолжалась подготовка к Всеправо-славному Собору. В сентябре 1976 года в Шамбези близ Женевы состоялось Первое Предсоборное Всеправославное Совещание; в нем участвовала и делегация Русской Церкви. На Совещании был уточнен каталог тем, которые предстоит обсудить на Соборе: 1) Православная диаспора; 2) Автокефалия и способ ее провозглашения; 3) Автономия и способ ее провозглашения; 4) Диптихи; 5) Календарный вопрос;

http://sedmitza.ru/lib/text/440013/

Киевское коадъюторство (викариатство) с 27.03.1785, паки. Самостоятельная с 16.10.1799. Упразднена 04.12.1803 (присоединена к новообразованной епархии Полтавской и Переяславской). Возобновлена в 1920-е гг. Киевское викариатство. Именовалась: Переяславская (упом. в 1036 г.); в 1269–1279 гг. – Переяславская и Сарайская; с 1698 г. – Переяславская и Бориспольская; 16 .10.1799–04.12.1803 – Малороссийская-Переяславская; с 1922 г. – Переяславская; c 1943 г – Переяславль-Хмельницкая. 1054 Николай Николай II 12.11.1105 16.09.1118 01.01.1119 12.04.1123 Николай III 04.10.1126 06.01.1134/1135(?) 06.01.1135 Макарий Антоний 1239 (?) 02.08.1239 Феодор 01.10.1700 28.08.1715 Захарий Корнилович 10.1715 30.11.1726 04.06.1727 08.06.1730 Иоаким Феодорович Струков 08.06.1730 13.04.1731 Варлаам Леницкий (Лейницкий, Ильницкий, Сеницкий) 28.01.1733 30.09.1735 Арсений Берло 03.01.1736 07.06.1744 02.02.1745 12.06.1751 07.03.1753 16.03.1757 27.07.1757 22.12.1769 31.10.1770 02.05.1776 17.07.1776 27.03.1785 Иларион Кондратковский 09.06.1785 12.04.1793 14.08.1793 01.05.1795 24.06.1795 01.07.1799 25.09.1799 17.12.1803 Петр II Киреев 27.01(09.02)1954 04.1954 29.10(11.11)1954 03(16)03.1961 Нестор Тугай 30.12.1961(12.01.1962) 17(30)03.1964 23.01(05.02)1965 12(25)05.1965 22.05(04.06)1967 24.09(07.10)1967 Феодосий Дикун 15(28)11.1968 07(20)03.1969 Владимир Сабодан 17(30)03.1969 20.01(02.02)1972 Савва Бабинец 28.09(11.10)1972 09(22)10.1972 в/у Варлаам II (Ильюшенко) 09(22)10.1972 16.02(01.03)1977 Варлаам II Ильюшенко 30.08(12.09)1985 29.09(12.10)1985 30.09(13.10)1985 17(30)12.1986 Антоний II Москаленко 17(30)12.1986 25.01(07.02)1987 26.01(08.02)1987 17(30)11.1988 Палладий Шиман 28.03(10.04)1989 09(22)04.1989 10(23)04.1989 10(23)04.1991 01(14)07.1992 14(27)07.1992 14(27)07.1992 09(22)06.1993 Антоний III Фиалко 29.11(12.12)1996 в/у Иоанн III Сиопко 30.11(13.12)1996 10(23) 07.2000 10(23)07.2000 16(29) 07.2000 17(30)07.2000 Переяславская (см. Переяслав-Хмельницкая) Пермская Основана в 1383 г., в Усть-Выми (по Словарю историческому... – в 1387 г); выделена из Ростовской еп. «..В глубокой исторической древности Пермь, или иначе сказать – Биармия, составляла из себя самую обширную и богатую страну. Это была страна, которую ныне занимают целых четыре губернии, притом,– самые обширные: Архангельская, Вологодская, Вятская и Пермская» ( Попов Е. Святитель Стефан Великопермский. M., 1885, С. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006