Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЫСЕНИН Тимофей Матвеевич († после 1720), идеолог старообрядческого дьяконова согласия (могло называться лысеновщиной), писатель и полемист. Жил в Москве, ок. 1708 г. переселился на Керженец , где принял участие в спорах по поводу писем протопопа Аввакума Петрова . Л. не разделял воззрений Аввакума, обличал его последователей на Керженце, в т. ч. старца Онуфрия, к-рому Л. 22 июня 1708 г. послал письмо, убеждая «отложить спорные и нецерковные» мнения Аввакума, особенно о Св. Троице и о Кресте Христовом (осуждение 4-конечного креста). Аргументы Л. убедили керженского старца Никодима оставить Онуфрия. Никодим написал Л. письмо, в ответном послании от 18 окт. 1708 г. Л. одобрил поступок Никодима. В сочинениях Л. получили письменную фиксацию основные положения учения дьяконовцев. Автор относил работу над сочинениями к 1706-1713 гг. Ок. 1709/10 г. Л. закончил труд, состоящий из 51 главы, к-рый он называл «Книги». 9-я и 49-я главы сочинения посвящены «честному кресту», утверждается в отличие от мнения Аввакума святость 4-конечного креста наряду с 8-конечным. «Книги» содержат также главы, посвященные Св. Троице, воплощению Сына Божия, поклонению честным иконам, «нововерцам» - почитателям учения Аввакума. П. С. Смирнов отождествил рукопись РНБ. Погод. 1256 с «Книгами» Л. Сборник Погод. 1256 состоит из 4 частей. 1-я ч.- «Книги», 3-я ч.- «Сказания о распрях, происходивших на Керженце из-за Аввакумовых догматических писем», составленные в 1710 г., автором к-рых, как доказал Смирнов, также был Л. «Сказания...» содержат подробный рассказ о начале догматических споров в Пустозерске между Аввакумом и Феодором , о продолжении их на Керженце вплоть до собраний против Онуфрия. «Книги» и «Сказания...» известны в одном списке, «Книги» не опубликованы. Согласно наблюдениям Е. М. Юхименко, «Книги» содержат пометы и приписки Л. Старец ветковского (см. Ветка ) Покровского монастыря Феодосий (Ворыпин) , являвшийся духовным отцом многих керженцев, вызвал Л. и других дьяконовцев, в т. ч. Александра диакона , на собор с целью «Книги» Л. «досмотрить и с Божественным писанием сличить». Л. не представил своих сочинений, на соборе спорил с Феодосием о формах Креста Христова, остался при своем «мудровании», в связи с чем собор постановил не иметь с ним общения.

http://pravenc.ru/text/2110940.html

А.А. Половцов Феодосий (Ворыпин) Феодосий (Ворыпин), черный поп, наставник поповщинского старообрядческого согласия, ум. в 1710 или 1711 г. Родился в православии, рукоположен в иеромонахи самим патр. Иосифом (1642–1652 гг.) «в град Рыльский, в церковь Василия Неокесарийского, Никольского монастыря». Совратившись в раскол, он ушел в донецкие края, где сначала поселился в какой-то пустыни на устье реки Жеребец, а затем устроил себе новую пустынь при впадении в Донец реки Апдары, в 4-х верстах от Апдарской станицы. Здесь он свободно занимался проповедью раскола до половины 1686 г., когда был схвачен двумя беглыми попами с помощью казаков и представлен (29 июня) в Москву, в Посольский приказ. После суда у патр. Иоакима он был лишен сана и сослан в Кириллов Белозерский монастырь, в котором пробыл в заключении семь лет. В заключении он склонился было к «новотворным догматам» и получил некоторую свободу, но, «малому времени в том минувшу», был выкраден раскольниками и отвезен в Поморье. Отсюда он проехал на Керженец и жил там на реке Балмаше, пока не сделался настоятелем главного керженского скита – Смольянского и фактическим правителем всего раскольничьего Керженца. Деятельность его на Керженце сопровождалась таким успехом, что правительство признало необходимым разыскать и задержать его. Спасаясь от этих розысков, Ф-сий пробрался в Калугу, куда к нему в скором времени прибыл с Ветки из Польши посол от тамошних раскольников с просительными грамотами о приезде на Ветку для управления зарубежной общиной. Ф. поспешил принять приглашение и «прейде от Великороссии в польскую область, идеже радостными приветствы возблагодариша приход его…» и «вся увядшии печалию, весело хождаху». В этом положении начальствующего учителя на Ветке он и скончался. Раскольники почитают его своим святым. Ф. долгое время был настоящим главой всего поповщинского раскола. Он снабжал раскольников запасными дарами и миром своего изготовления, добывал им беглых попов, собирал соборы, установлял церковную практику, мирил возникавшие на Керженце и др. местах вероисповедные споры и проч. и пользовался непререкаемым авторитетом. От него сохранилось послание на Керженец, написанное в 1709 г. в опровержение диаконовщины. Кроме того, имеется запись прений его 9 июня 1709 г. с некиим мирянином Тимофеем Матвеевым о честнем кресте Господни. Прот. А. Иоаннов (Журавлев), «Полное историч. известие о раскольник.», СПб., 1831 г. – Лилеев, «Новые материалы для ист. раск. на Ветке», К., 1893 г. – Его же, «Из истории раск. на Ветке и в Стародубе», в. Киев, 1895 г. – Смирнов П., проф., «Внутр. вопр. в раск. в XVI в.», СПб., 1898 г. – Его же, «Споры и раздел. в рус. раск. в первой ¼ XVIII в.», СПб., 1909 г. – Дружинин В. Г., «Писания рус. старообрядцев», СПб., 1912 г. Н. Т. Читать далее Источник: Русский биографический словарь/изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913./Т. 25. : Яблоновский - Фомин. - 1913. - 493 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Ефремом (Потёмкиным) в 1662 г.; скит находился «от Нижнего верст з двести и болши за Волгою рекою в болших лесах меж болот, а те… леса пошли к Ветлуге, тех лесов будет верст с триста и болши, сел и деревень нет: все леса» (цит. по: Юхименко. Новое о старце Ефреме Потёмкине. 2010. С. 23). Старец был известен в округе своим неприятием богослужебных нововведений и учением о пришествии антихриста в лице патриарха Никона . Взгляды Ефрема получили широкое распространение среди населения, и в скит к нему «хаживали... на лыжах бортники и из далных... деревень крестьяня» (Там же. С. 34). В марте 1666 г. Ефрем был арестован в ходе экспедиции полковника А. Н. Лопухина «в суздальских, вязниковских, муромских, нижегородских, костромских и вологодских пределах» с целью поимки «церковных мятежников», скит был сожжен. Ефрема доставили в Москву на Большой Московский Собор 1666-1667 гг. , он повинился, составил «покаянное письмо», к-рое должен был зачитывать публично в тех местах, где он проповедовал свое учение,- в Н. Новгороде, Балахне, на Макарьевской ярмарке. После этого старец был отправлен в Новоспасский московский в честь Преображения Господня мон-рь . Шарпанский скит. Могила Февронии. Фотография М. П. Дмитриева Нач. XX в. (РГБ) Шарпанский скит. Могила Февронии. Фотография М. П. Дмитриева Нач. XX в. (РГБ) Особенностью К. было преобладание старообрядцев-поповцев (см. в ст. Беглопоповцы ). В 60-х гг. XVII в. здесь появился беглый священник из Шуи Дионисий, у которого был большой запас мира и Св. Даров, освященных при патриархе Иосифе . Это обстоятельство весьма способствовало росту авторитета К., в скит Смольяны к Дионисию приходило множество последователей «старой веры». Дионисий ввел на К. прием в «сущем чине» священников послениконовского поставления. Преемником Дионисия стал иером. Феодосий (Ворыпин) , рукоположенный патриархом Иосифом. Феодосий появился на К. ок. 1694 г. и пользовался большим авторитетом: он «в нуждах крещения, исповедания и постригания наставляше» жителей скитов.

http://pravenc.ru/text/1684225.html

По народному преданию, сохранившемуся среди Макшеевцев, первоначально церковь находилась в лесу в местности, называемой «Ворыпавою», что подтверждается и письменными документами. В списке с писц. Коломенских книг 1578 г. упоминается «село Ворыпаево», ныне не существующее, в котором находилась «церковь Усекновение честныя главы Ивана Предтечи без пенья», при которой состояло «пашни церковные, худые земли перелогом 10 чети в поле, а в дву потому ж». Согласно преданию, упоминаемая в писцов. кн. Никольская церковь в с. Макшееве находилась позади дворов, занимаемых ныне священноцерковнослужителями, затем она перенесена была на то место, где находится и ныне существующая каменная церковь. Церковь эта в 1790 г. сгорела. Прошением, поданным 1 сентября 1791 г., подполковник Николай Захаров Апухтин с прочими приходскими людьми испрашивали у Коломенскаго преосвященного Афонасия дозволение на построение, вместо сгоревшей, вновь каменной церкви в то-ж храмонаименование - Св. Николая с приделом Иоанна Предтечи на прежнем месте, для чего и дана была храмозданная грамота 10 ноября того же года. Но, до построения каменной церкви, указом Коломенской Консистории от 6 августа 1791 г. дозволено было приисканную в с. Кругах деревянную церковь перенесть в с. Макшеево. В июле 1793 г. подполковник Апухтин доносил преосв. Афанасию, что перенесенная из с. Кругов церковь состоит к освящению в готовности, при чем просил о дозволении освятить оную во имя св. муч. Адриана и Наталии с. Дединова иер. Никите Варфоломееву. Церковь предписано было освятить Каширскому протопопу Василию Протопопову, которым она и освящена была 4 августа того же года. Существующая ныне в с. Макшееве ц. камен. Никольская с приделом Предтеченским начата постройкою в 1794, а окончена и освящена в 1800 г., на что указывает и надпись на камне, вделанном в колокольню, построенную одновременно с церковью; освящение придела в честь преподобн. Феодосия Тотемскаго и св. муч. Адриана и Наталии должно быть отнесено к позднейшему времени. В сентябре 1804 г. помещица Наталья Аркадьевна Апухтина испрашивала у епарх. начальства разрешения на переделку означеннаго придела по выданному рисунку; а в сентябре 1806 г. испрашивалось дозволение на его освящение.

http://sobory.ru/article/?object=46872

В 1708-1710 гг. выяснилось, что в керженских скитах нет единства и по вопросу о чине приема в старообрядчество священников из правосл. Церкви («беглых попов»). Дьяконовцы отстаивали прием 3-м чином (через покаяние), во мн. скитах принимали иереев 2-м чином (через миропомазание). Др. особенностью учения дьяконовцев было мнение о равной спасительности 2 вариантов Исусовой молитвы. В связи с нарастанием противоречий противники дьяконовцев направили жалобу Феодосию (Ворыпину) на действия диак. Александра, Л. и свящ. Димитрия. В 1710 г. на Ветке состоялся новый собор, на который Л. не приехал, явились диак. Александр и свящ. Димитрий, которые дали клятву от своего «мудрования» отстать, «и написанную книгу о том мудровании советника их Тимофея Лысенина сыскати, и тое книгу принести пред нижегородских отец на собор, и в той книге несогласное и противное мудрование чтоб до конца истребити» ( Смирнов. 1909. С. 268-280). Однако, вернувшись на Керженец, дьяконовцы продолжили прежнюю практику. По всей видимости, в 1716-1719 гг. Л. активно участвовал в работе над «Дьяконовыми ответами» на вопросы Нижегородского еп. Питирима , ставшими плодом коллективного творчества дьяконовцев и выговцев (см. Выголексинское общежительство ). Л. одним из первых обратился к планомерному сбору церковно-археологических свидетельств в защиту старых рус. обрядов. Эти свидетельства, почерпнутые из рукописных и старопечатных книг, икон, предметов церковного искусства в местах их непосредственного бытования, были им систематизированы и приведены в его сочинениях. Л. сумел охватить значительный круг вопросов, составляющих предмет полемики между сторонниками и противниками богослужебной реформы. Наиболее полно им были разработаны вопросы формы перстосложения при крестном знамении и иерейском благословении, «сугубой» аллилуии, написания имени Спасителя. Как свидетельствует «Житие Андрея Денисова», именно Л. обратился к Андрею Денисову (см. в ст. Денисовы ) за помощью при составлении ответов на вопросы еп. Питирима и передал выговскому киновиарху свои материалы. Установлено, что 2 дьяконовских сборника с подборками Л. (РГБ. Егор. 383, 1040) имеют вставки и пометы, выполненные ранними выговскими почерками, что подтверждает факт их раннего бытования на Выге. И в «Дьяконовых ответах», и в близких к ним «Поморских ответах» были использованы доказательства, собранные Л. Из «Книг» этого начетчика была заимствована большая часть ссылок на древние рукописи и иконы (в т. ч. знаменитая ссылка на Изборник Святослава 1073 г.); мн. доказательства перешли в «Дьяконовы ответы» в той же последовательности, в которой приводились в «Книгах» Л.

http://pravenc.ru/text/2110940.html

Преемником Иоасафа стал один из известных беглопоповцев рыльский иером. Феодосий (Ворыпин) . При нем В. достигла наивысшего расцвета. В 1695 г. Феодосий тайно отслужил литургию по старому обряду в заброшенной ц. Покрова Пресв. Богородицы в Калуге и освятил немало Запасных Даров. Из той же церкви ему удалось забрать древний иконостас (по старообрядческим преданиям, времен царя Иоанна Грозного) и привезти его на В. Феодосий сумел за неск. дней значительно расширить на В. храм, построенный при иером. Иоасафе. К освящению храма, состоявшемуся осенью 1695 г., и службе в нем Феодосий привлек 2 священников, рукоположенных архиереями правосл. Церкви: безместного московского свящ. Григория и своего родного брата Александра из Рыльска. По свидетельству нек-рых источников, он принял их в старообрядчество 3-м чином - через отречение от ересей, без Миропомазания (см.: Лилеев. Из истории. С. 211); др. источники утверждают, что Феодосий всех священников, приходивших на В., в т. ч. Григория и Александра, принимал 2-м чином - через Миропомазание ( Нифонт. С. 78). Поскольку старого мира не хватало, Феодосий в нарушение канонов сварил «миро» (по церковным правилам, это может делать только архиерей). " Наставник и суетной " . Гравюра из кн.: Иоаннов А. (Журавлев). " Известие о стригольниках и новых раскольниках " . СПб., 1795. Ч. 2, вкл. после 84 (РГБ) " Наставник и суетной " . Гравюра из кн.: Иоаннов А. (Журавлев). " Известие о стригольниках и новых раскольниках " . СПб., 1795. Ч. 2, вкл. после 84 (РГБ) Ветковский храм имел 2 придела, со временем его богато украсили иконами и утварью. Вскоре при нем возникли 2 мон-ря - муж. и жен., были открыты мощи, в первую очередь «тихого благоветного Иоасафа». В., где действовала единственная на весь старообрядческий мир церковь и были обретены мощи вождей старообрядчества, стала одним из главных центров беглопоповщины. Феодосий и принятые им в «старую веру» беглые иереи «исправляли» приходивших к ним священников и посылали их в старообрядческие общины во все концы страны. Под видом купцов насельники ветковских мон-рей расходились по России, развозили просфоры и воду, освященные в ветковской церкви, совершали требы, собирали пожертвования. Разносторонней была и хозяйственная деятельность ветковских поселений: старообрядцы вырубали леса, обрабатывали пашню, разводили скот, строили мельницы, вели широкую торговлю. Насельники скитов и мон-рей занимались традиц. монастырскими рукоделиями - книгописанием, переплетом книг, иконописанием; ветковские мон-ри являлись центрами обучения грамоте, хранилищами древних книг и рукописей.

http://pravenc.ru/text/158276.html

В течение 20 лет после Октябрьской революции 1917 г. большинство храмов и мон-рей были закрыты. Большой ущерб церковно-архитектурному наследию Калужского края нанесла Великая Отечественная война . В 1987-1988 гг. началось постепенное возрождение Православия в регионе. 17 нояб. 1987 г. Церкви была передана Оптина пуст. Большой общественный резонанс имело празднование 1000-летия Крещения Руси. После 1991 г. процесс возврата церквей и монастырских комплексов продолжился. Одновременно с восстановлением исторических зданий ведется активное строительство новых храмов и часовен в крупных населенных пунктах и экономически благополучных районах. Большое число паломников привлекают Оптина пуст. и Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы жен. мон-рь , а также Пафнутиев Боровский, малоярославецкий Черноостровский во имя свт. Николая Чудотворца мон-ри и Тихонова Калужская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. Старообрядчество. Значительная часть населения Калужского края не приняла богослужебную реформу сер. XVII в., сюда бежали мн. противники реформы из Москвы. Боровск стал крупным центром старообрядчества, основание к-рого заложил старообрядческий учитель Аввакум Петров , дважды сосланный в Пафнутиев Боровский монастырь в 1666-1667 гг. Условия его содержания были облегчены благодаря заступничеству сына калужского воеводы И. Б. Камынина. Успехом пользовалась проповедь ученика протопопа Аввакума свящ. Полиевкта, впосл. сожженного с 14 учениками. Кнг. Е. П. Урусова и боярыня Ф. П. Морозова содержались в Боровске в земляной яме, где умерли в 1675 г. В нач. XVIII в. старообрядцам давал приют игумен калужского Лаврентиева мон-ря Карион, много старообрядцев было и в монастырской Тихоновой слободе. В этот период в Калуге побывал один из видных деятелей беглопоповщины - Феодосий (Ворыпин) , который принял в старообрядчество калужского свящ. Бориса. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. старообрядцы жили в Боровске, Калуге и в Брынских лесах (на берегах р. Брынь), к кон. XVIII в. брынские скиты прекратили явное существование. (К рубежу XVII и XVIII вв. относят появление почитавшихся старообрядцами нетипичных захоронений в Калужском бору (ныне в черте Калуги) - под валунами. Вскрытые археологами захоронения датированы 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. Наличие валунов над могилами противоречит версии о тайном совершении погребения, особенность положения костяков археологи объясняют обрядом пеленания покойных.)

http://pravenc.ru/text/Калужской ...

Он справедливо усвояет в данном случае видную роль известному ветковскому попу Феодосию. В то время на Керженце возник диаконовский толк. Между прочим, по словам автора, поп Феодосий в июне 1709 года лично вступал в прение с неким Тимофеем Лысениным и учеником его Василием Власовым по вопросу о форме креста и затем там же, на Ветке, судил этих сторонников диаконовщины на соборе. Это – неизвестный еще в литературе факт, почему автор останавливается даже и на подробностях его. В «Материалах для истории раскола на Ветке» он напечатал по рукописи библиотеки Хлудова за 341 и самое «Описание прения старца Феодосия с некоим Тимофеем Матвеевым». Тем более странно, что автор занес это «прение» на Ветку и приписал его попу Феодосию (стр. 190–96). Из той же рукописи 341 видно, что прение происходило на Керженце: «а нижегородские отцы, читаем мы здесь, соборне о прении Тимофея Лысенина и учеников его... егда у них прение было со старцем Феодосием Ворыпиным, а именно в лето 7217 июня в 9 день» (л. 118). А из «описания» прения видно, с чего началось дело, – что некий Василий Власов был у «старца» Феодосия в келии и там впервые высказался о двучастном кресте, что «старец» по этому поводу пошел советоваться к другому старцу, что Тимофей Лысенин во многие времена при многих отцах называл Феодосия отметником креста Христова, что скитники-отцы собрались на собор, на который потребовали как Лысенина, так и Феодосия, что на соборе заставили «старца» давать «исповедание о кресте», что наконец лишь после того, как Феодосий по требованию «старейшего инока» подтвердил свое «исповеда- ние делом», отцы оправдали «старца» – видно одним словом, что «прение» говорит не о Феодосие ветковском попе: то был авторитетный и влиятельный «иерей», которому повиновались и на Керженце, кроме некиих «развратников», который сам всех «учил» и никому не дозволял «испытывать свое исповедание», которого, наконец, и «описание» не назвало бы простым «стар- цем». Поэтому попа Феодосия снова можно оставить, как он и оставался доселе, без фамилии Ворыпина, даннной ему г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Заслуга К.- в сохранении и копировании сочинений протопопа Аввакума, причем это была особая, отличная от поморской и выговской, рукописная традиция. Софонтиевщина и онуфриевщина являлись самыми многочисленными старообрядческими согласиями на К. Ок. 1709 г. из софонтиевщины выделилось дьяконово согласие («лысеновщина», «новокадильники»), созданное Александром диаконом , который в 1710 г. возглавил керженский Лаврентьевский скит. Др. лидером дьяконовцев считался свящ. Димитрий, а главным идеологом - мирянин, москвич Т. М. Лысенин , поселившийся на К. ок. 1708 г. Лысенин был известен как полемист и писатель. Одним из первых он стал собирать и систематизировать свидетельства в пользу старых обрядов, сведения он брал из рукописных и старопечатных книг, исследовал иконы и предметы церковного искусства. Эту работу Лысенин начал в Москве в 1706 г., продолжил и обобщил на К. в 1713 г. По предположению П. С. Смирнова , Лысенин ок. 1710 г. составил на К. «Сказание вкратце о брани протопопа Аввакума с Федором дьяконом». В отличие от софонтиевщины и онуфриевщины дьяконово согласие было немногочисленным. В переписях 1718-1723 гг. упоминаются ок. 200 дьяконовцев, проживавших на К. Несмотря на малочисленность, они отличались активностью, и, по нек-рым данным, в нач. XVIII в. «на Керженце поп Димитрий и дьякон Александр духовенством управляли» ( Иоаннов А. Полное историческое известие. 1799. С. 213). Иконы в керженском лесу. Гравюра с рис. А. П. Мельникова. Кон. XIX в. (ГПИБ) Иконы в керженском лесу. Гравюра с рис. А. П. Мельникова. Кон. XIX в. (ГПИБ) Споры и разделения среди керженских поповцев в 1-й четв. XVIII в. не прекращались. Софонтиевцы и дьяконовцы, согласно выступавшие против догматических построений Аввакума, разошлись между собой в вопросе о чине приема в старообрядчество священников из правосл. Церкви («беглых попов»): первые принимали через миропомазание (2-м чином), вторые - через отречение от ересей (3-м чином). В 1708-1710 гг. в керженских скитах состоялось несколько шумных соборов, на к-рых обсуждались мнения дьяконовцев о спасительности 4-конечного креста и о способе каждения. Для разрешения споров керженские старцы послали несколько писем и делегацию на Ветку, где взгляды дьяконовцев были признаны ошибочными. В послании на К. с Ветки Феодосий (Ворыпин) рекомендовал враждующим сторонам терпимее относиться друг к другу и не раздувать ссор, вызывающих «смех и укорение» противников «старой веры». Заволжские скитники понимали, что на К. «не благо чинится - многие раздоры, и свары, и разделения единоверно живущих» ( Иоаннов А. Полное историческое известие. 1799. С. 272).

http://pravenc.ru/text/1684225.html

Ли- леевым, и возвратить ее по принадлежности. «Старца» Феодо- сия Ворыпина следует видеть в том «старце» Феодосие, ко- торого называет по имени поп Феодосий в своем послании на Керженец («Ист. взв. о расв.» стр. 272. Сиб. 1799), керженском жителе, как керженскими же жителями были и собеседники его – Лысенин и Власов. Говоря о начальной истории диаконовщины, нельзя обойти молчанием личность вышеупомянутого Тимофея Лысенина. Прежде всего можно установить, как бесспорное, что Лысенин был московский житель и что потом он переселился в нижегородские пределы – в Городец. В истории возвикновения диаконовщины он играл первенствующую роль, такую, какой историки раскола доселе не подозревали. Ведь недаром диаконовщина иначе и называлась, и нужно сказать – более правильно, лысеновщиной, как это видно, например, из книги «Пращица». По свидетельству Василия Флорова, автора «Обличения на раскольников», который в эпоху возникновения диаконовщины жил на Керженце и сам принадлежал к этому согласию, диакон Александр отделился от софонтиева согласия подущением Тимофея Лысенина 1 . Следует к этому добавить, что Лысенин был и первым литературным защитником диаконовского учения. «Описание прения» Феодосия Ворыпина говорит о «книге» Лысенина, в которой им было «собрано от Писания» о форме креста («Нов. мат.» стр.4. 8), – «Возобъявление» ветковцев против диаконовцев упоминает о «книге» Лысенина с «мудрованием» о каждении, поясняя, что распри и полемика в поповщине по вопросу о том, как кадить, возникли по поводу этой книги» (Ркп. Хлуд. библ. 340, л. 1. 2. 46). Нам удалось найти эту «книгу» – в ркп. сбор. Имп. Публ. библ. из собр. Погодина 1256, F, на 435 лл. «Оглавление» сборника разделяет его на четыре «книги». «Первая книга» (лл. 7–134), имеющая 51 «главу», и есть, по нашему мнению та «книга» Тимофея Лысенина, о которой упоминает «Описание» и «Возобъявление». Имеем в виду следующие на это соображения. Прежде всего «книга» Лысенина, как это видно из «Описания прения», стала известна на Керженце в 1709 году или несколько ранее, а «книга» по рукописи 1256 лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

  001     002    003    004    005