Архимандрит Пимен (Хмелевский) 1956–1957 Архимандрит Никодим (Ротов) 1957–1959 Архимандрит Августин (Судоплатов) 1959–1961 Архимандрит Варфоломей (Гондаровский) 1961–1963 Архимандрит Ювеналий (Поярков) 1963–1965 Архимандрит Гермоген (Орехов) 1965–1966 Архимандрит Антоний (Завгородный) 1967–1970 Архимандрит Иероним (Зиновьев) 1970–1972 Архимандрит Климент (Толстихин) 1972–1974 Архимандрит Серафим (Тихонов) 1974–1977 Архимандрит Николай (Шкрумко) 1977–1982 Архимандрит Пантелеимон (Долганов) 1982–1986 Архимандрит Павел (Пономарев) 1986–1988 Архимандрит Никита (Латушко) 1988–1993 Архимандрит Феодосий (Васнев) 1993–2002 Архимандрит Елисей (Ганаба) 2002–2006 Архимандрит Тихон (Зайцев) 2006 – по н. в. Приложение 5. Римские папы второй половины XIX–XXI веков п/п Предстоятель Годы правления 1846–1878 1878–1903 1903–1914 Бенедикт XV 1914–1922 1922–1939 Пий XII 1939–1958 Иоанн XXIII 1958–1963 Павел VI 1963–1978 Иоанн-Павел I Иоанн-Павел II 1978–2005 Бенедикт XVI 2005 – по н. в. Библиография Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. – Т. III. Ч. II. – М.: Издательский Совет РПЦ, – 672 с. Августин Блаженный , еп. Иппонский. Творения. В 4-х тт. – СПб, 1998. Аверкий (Таушев) , арх. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М., 1999. Агапит, архим. Жизнь св. Григория Богослова . – СПб., 1869. Агапит, архим. Жизнь св. Василия Великого . – СПб., 1873. Агапит, архим. Жизнь св. Иоанна Златоуста . – Сергиев Посад, 1902. Амвросий, еп. Медиоланский. Две книги о покаянии. – М., 1901. Амвросий, еп. Медиоланский. Избранные поучительные слова. – М., 1838. Амвросий, еп. Медиоланский. О девстве и браке. – Казань, 1901. Амвросий, еп. Медиоланский. О должностях священнослужителей Церкви Христовой. – Киев, 1875. Амвросий (Погодин) , архим. Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. – М., 1994. – 434 с. Античность и Византия. – М.: Наука, 1975. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о вере и Церкви. – М., 1991. Архиерейский собор РПЦ. 29 ноября – 2 декабря 1994 г. Документы. Доклады. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1995. – 208 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

митрополит Феодосий (Васнев) Аннотация. В статье содержится обзор основных событий и биографий лиц, связанных с деятельностью святителя Феофана Затворника на Тамбовской кафедре (1859–1863). Используя диахронный и идеографический (нарративный) методы исследования, автор создает целостную картину социального окружения епископа Феофана, устанавливает факты взаимного влияния правящего архиерея и взаимодействовавших с ним лиц. Автор приходит к выводу, что круг общения святителя был достаточно широк и включал государственных и общественных деятелей, священнослужителей, монашествующих, сотрудников духовной консистории, администрации, учащих и учащихся Тамбовской семинарии. Следуя благочестивому примеру молитвенного и духовного подвига архипастыря, эти люди внесли заметный вклад в деятельность епархии в целом и отдельных приходов, в устроение монастырского благочиния, в совершенствование духовного образования, в создание благотворительных заведений и общественно полезных проектов. Abstract. The article contains an overview of the main events and biographies of persons associated with the activities of St. Theophan the Recluse at the Tambov Department (1859–1863). Using diachronic and ideographic (narrative) research methods, the author creates a holistic picture of Bishop Feofan " s social environment, establishes the facts of the mutual influence of the ruling bishop and those who interacted with him. The author comes to the conclusion that the circle of communication of the saint was quite wide and included state and public figures, clergymen, monastics, employees of the spiritual consistory, administration, teachers and students of the Tambov Seminary. Following the pious example of the archpastor " s prayerful and spiritual feat, these people made a significant contribution to the activities of the diocese as a whole and individual parishes, to the establishment of the monastery deanery, to the improvement of spiritual education, to the creation of charitable institutions and socially useful projects.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  разделы   рассылка  распечатать Протоиерей Владимир Вигилянский считает, что православная журналистика пока не может конкурировать со светской Круглый стол «Современная православная журналистика: критерии качества и перспективы развития» состоялся 17 ноября в Центральном доме журналиста в рамках I фестиваля православных СМИ «Вера и Слово». На заседании председательствовал епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков). В работе круглого стола принимали участие архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин), епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий (Васнев), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, председатель клуба православных журналистов протоиерей Владимир Вигилянский и генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко. В переполненном зале обсуждались вопросы о роли православной прессы в информационном пространстве и в жизни общества, о взаимоотношениях и соотношении светской и православной журналистики, о восприятии православных изданий. Весьма оптимистичным было выступление о. Всеволода Чаплина: он с удовлетворением отметил, что верующих журналистов в светских СМИ становится все больше, они «реально влияют на самосознание народа». «Мы уже не бедные-несчастные, нас много, и мы хорошо звучим в светских СМИ», -- считает зампред ОВЦС. Это позволяет говорить о постепенном переходе от противопоставления Церкви и общества к другой модели: «общество воспринимается как часть Церкви, а Церковь – как часть общества, и эти «множества» становятся одним целым». Подчеркнув, что это – идеал, о. Всеволод отметил, что региональная пресса ближе к этому идеалу, чем центральная: «Голос Церкви из регионов должен «брать штурмом» Москву». Прямо противоположная оценка места и роли православных СМИ в современном информационном пространстве прозвучала в выступлении о. Владимира Вигилянского. Он считает, что «мы сами загоняем себя в «православное гетто», «наши газеты провинциальны, слог наш ужасен, и в массе своей мы не можем конкурировать с профессиональной светской журналистикой». По словам о. Владимира, если в Интернете еще можно заметить материалы о православии, то в поле печатных СМИ голос православия вообще «не существует».

http://religare.ru/2_12018.html

Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский (Васнев Сергей Иванович) Дата рождения: 26 января 1961 г. Дата хиротонии: 21 апреля 2002 г. Дата пострига: 22 августа 1987 г. День ангела: 16 мая Страна: Россия Биография: Родился 26 января 1961 г. в р.п. Пичаево Тамбовской обл. в семье священника. По окончании средней школы и службы в армии в 1981 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1984 г. В том же году стал студентом Московской духовной академии . В январе 1985 г. Священноначалием Русской Православной Церкви направлен в Чехословакию на Православный богословский факультет университета в Прешове, где получил высшее богословское образование, окончив факультет в 1988 г. со степенью магистра богословия за сочинение на кафедре церковной истории на тему «Крещение Руси». Летом 1985 г. в составе группы, представлявшей духовные школы Русской Православной Церкви, участвовал в работе Международного молодежного лагеря «Агапе-5», проходившего в Чехословакии и организованного в рамках Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» . По благословению Святейшего Патриарха Пимена 22 августа 1987 г. в Троицком соборе московского Данилова монастыря митрополитом Минским и Белорусским Филаретом , председателем Отдела внешних церковных сношений , пострижен в монашество с наречением имени Феодосий в честь прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского. 28 августа 1987 г. в храме свв. апп. Петра и Павла в Лефортове  в Москве  епископом Каширским Феофаном , заместителем председателя ОВЦС, рукоположен во иеродиакона. 6 сентября 1987 г. Блаженнейшим Митрополитом Пражским и всей Чехословакии Дорофеем удостоен награды Чехословацкой Православной Церкви — ордена свв. равноапп. Кирилла и Мефодия III ст. 1 января 1988 г. указом Святейшего Патриарха Пимена назначен диаконом на подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах (Чехословакия). Весной 1988 г. на Православном богословском факультете в Прешове принимал участие в работе международной конференции, проведенной «Синдесмосом» совместно со Всемирной федерацией христианских студентов (ВФХС).

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197743...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИЧУРИНСКАЯ И МОРШАНСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери в Мичуринске. 1873 г. Фотография. 2011 г. Кафедральный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери в Мичуринске. 1873 г. Фотография. 2011 г. РПЦ, образована решением Синода от 26 дек. 2012 г., отделена от Тамбовской епархии (см. Тамбовская и Рассказовская епархия ). В тот же день временно управляющим М. и М. е. был назначен Тамбовский еп. Феодосий (Васнев ; с 3 янв. 2013 митрополит). Епархия входит в состав Тамбовской митрополии , объединяет приходы в границах Мичуринского, Моршанского, Никифоровского, Первомайского, Петровского, Сосновского и Староюрьевского районов Тамбовской области. Кафедральные города - Мичуринск и Моршанск, кафедральные соборы - в честь Боголюбской иконы Божией Матери в Мичуринске и во имя Св. Троицы в Моршанске. Правящий архиерей - еп. Гермоген (Серый; 16 июля 2013 игум. Гермоген избран Синодом на Мичуринскую кафедру, 2 авг. возведен в сан архимандрита, епископская хиротония состоялась 27 сент. 2013). Епархия разделена на 6 благочиннических округов: Мичуринский, Моршанский, Богоявленский, Никифоровский, Сосновский, Староюрьевский. К кон. 2016 г. в М. и М. е. имелись 2 монастыря (мужской и женский) и 119 приходов; в клире состояли 58 священников и 10 диаконов. При ЕУ работают отделы: религиозного образования и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, миссионерский, по делам молодежи, юридический, информационно-издательский, по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными органами и тюремному служению, по монастырям и монашеству, православной культуры, по канонизации святых. Территория М. и М. е. входила в Рязанскую епархию (до 1682; см. Рязанская и Михайловская епархия ), в Тамбовскую епархию (1682-1701), в 1701-1720 гг. находилась под управлением патриаршего местоблюстителя Рязанского митр. Стефана (Яворского) , входила в Воронежскую епархию (1720; см. Воронежская и Борисоглебская епархия ), в Синодальную область (1720-1758) и вновь в Тамбовскую епархию (1758-2012).

http://pravenc.ru/text/2563844.html

митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий (Васнев), родился 26 января 1961 г. в р.п. Пичаево Тамбовской обл. в семье священника. После школы и службы в армии окончил в 1984 г. Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. В 1985 г. направлен в Чехословакию на православный богословский факультет университета в Прешове, где получил высшее богословское образование. В 1987 г. пострижен в монашество с наречением имени Феодосий, рукоположен в иеродиакона. В 1992 г. Святейшим Патриархом Алексием II к празднику Святой Пасхи удостоен сана игумена. В 1993 г. назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. 21 апреля 2002 г. в Москве возведен в сан епископа Ветлужского. 2002 г. назначен управляющим Тамбовской епархией. В 2012 г. назначен главой Тамбовской митрополии. 3 января 2013 г. на малом входе Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. Автор множества научных статей и публикаций, имеет церковные и светские награды. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — один из самых почитаемых святых, прославленных Русской Церковью на рубеже XX–XXI веков. Уважение и любовь народа он снискал своим ревностным служением Богу и людям, неустанной архиерейской деятельностью, самоотверженным врачебным трудом, проникновенными проповедями и глубокими научными исследованиями в медицине. Его неординарная личность гармонично объединяла в себе нравственные качества духовного лица и профессионализм хирурга, талант богослова и профессорский кругозор. Благодарные и теплые воспоминания о нем хранили тамбовчане, которые молились с ним в храмах, ассистировали во время операций, пересекались с ним на жизненном пути. митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий 10 июня 2020 г. 13:00 В конце июля 1914 года — в последние мирные дни перед вступлением России в Первую мировую войну — произошло событие огромного духовного и культурного значения для Тамбовского края и всей Русской Православной Церкви. Сто лет назад Бог, «дивный во святых Своих», через многочисленные случаи чудесного исцеления явил миру нового угодника — святителя Питирима. В Тамбове при большом стечении народа прошли торжества прославления, подготовка к которым длилась два с лишним века. митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий

http://e-vestnik.ru/persons/id8212/

Тамбовская епархия Дата создания: 1682 г. Описание: Входит в состав Тамбовской митрополии Тамбовская епархия основана в 1682 году по указу царя Феодора Алексеевича при Патриархе Иоакиме. Первоначально в ее состав входили города Тамбов, Козлов и Борисоглебск. 23 августа 1700 года Тамбовская епархия была закрыта и ее приходы перешли в ведение Рязанской епархии, с 1720 года — Воронежской епархии, а с 1723 года — Московской Синодальной конторы. В 1758 году по указу императрицы Елисаветы Петровны Тамбовская епархия была восстановлена. К 1803 году окончательно установились границы Тамбовской епархии, которые соответствовали административным границам Тамбовской губернии. С 27 сентября 1937 года по 26 декабря 2012 год границы Тамбовской епархии совпадали с границами Тамбовской области. Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 года ( журнал 127 ) из состава епархии выделены  Мичуринская  и  Уваровская  епархии. Тамбовская епархия включена в состав Тамбовской митрополии. Епархиальному архиерею Синод постановил иметь титул «Тамбовский и Рассказовский». Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Тамбовской области: Бондарский муниципальный район, Знаменский муниципальный район, Котовский городской округ, Мордовский муниципальный район, Пичаевский муниципальный район, Рассказовский городской округ, Рассказовский муниципальный район, Сампурский муниципальный район, Тамбовский городской округ, Тамбовский муниципальный район, Токаревский муниципальный район. Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: женские: Учебные заведения Епархиальные СМИ Страна: Россия Город: Тамбов Адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Набережная/А. Бебеля, 80/2 Телефон: (4752) 71-84-99 (дежурный), 75-99-89 (канцелярия) Web-caйm: www.eparhia-tmb.ru E-mail: tambov@mpatriarchia.ru Правящий архиерей: Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский (Васнев Сергей Иванович) Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг 17 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244185...

В 2006 г. предстоятелем Латвийской Православной Церкви митрополитом Рижским и всея Латвии Александром  награжден орденом сщмч. Иоанна, архиепископа Рижского, III ст. С 2006 г. — член Общественной палаты Тамбовской области. 25 января 2008 г. указом президента РФ В.В. Путина награжден орденом Почета. 27 июня 2008 г. Святейшим Патриархом Алексием II награжден памятной медалью «1020-летие Крещения Руси»; 28 июля  Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром  — памятной медалью УПЦ «1020-летие Крещения Руси». 8 октября 2008 г. Святейшим Патриархом Алексием II награжден орденом прп. Сергия Радонежского II ст. 24 марта 2010 г. в Московской духовной академии защитил диссертацию на тему «Тамбовская духовная семинария в период реформ духовно-учебных заведений в 1860-1870 гг.»; 7 июня решением Ученого совета МДА присуждена степень кандидата богословия. Летом 2010 г. президентом РФ Д.А. Медведевым  награжден памятной медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», памятным знаком и благодарственным письмом за активное участие в проведении юбилейных торжественных мероприятий, в сооружении и освящении в городах и районах области памятников, увековечивших имена воинов-тамбовчан, погибших в годы войны. В январе 2011 г. в связи с 50-летием со дня рождения Святейшим Патриархом Кириллом награжден орденом прп. Серафима Саровского II ст. В апреле 2011 г. президентом РФ Д.А. Медведевым объявлена благодарность. 16 мая 2011 г. в связи с 50-летием со дня рождения глава администрации Тамбовской области О.И. Бетин вручил епископу Феодосию высшую награду Тамбовского региона — медаль «За заслуги перед Тамбовской областью». Неоднократно участвовал в конференциях Международного форума «Диалог цивилизаций», проходивших в Греции, Чехии, на Кубе. Исполняя различные послушания Священноначалия Русской Православной Церкви, посетил Египет, Турцию, Иорданию, Италию, Польшу, Словакию. Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. ( журнал 169 ) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Казанского мужского монастыря г. Тамбова.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197743...

После архимандрита Серафима (Аретинского) духовную школу в Тамбове возглавил архимандрит Феоктист (Федор Аполлонович Попов), родившийся 6 февраля 1826 года в Харьковской губернии в семье священника. После семинарии он закончил Киевскую академию, преподавал в Воронеже и Киеве, был инспектором Киевской семинарии. В январе 1860 года стал ректором семинарии в Тамбове, но пробыл здесь всего девять месяцев. С 6 октября 1860 года он – ректор Киевской семинарии, с 25 мая 1869 года – епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии, с 1874 года – епископ Симбирский, с 1882 года – епископ, с 1885 – архиепископ Рязанский, где 2 декабря 1894 года скончался с. 1800]. Архимандрит Геннадий, в миру Иван Львович Левицкий, был третьим ректором при святителе Феофане. Он дольше вышеуказанных двух ректоров исполнял эту должность и, соответственно, больше них общался со святителем. Родился Иван Левицкий 25 мая 1818 года в Херсонской губернии в семье священника. Окончив семинарию в Харькове в 1839 году, Иван был рукоположен во диакона и священника, а после смерти супруги в 1841 году он стал студентом Киевской академии, где в 1844 году принял постриг. В 1845 году он был направлен преподавателем в родную Херсонскую семинарию, а через год его утвердили в должности ее инспектора. С 1852 года он архимандрит, с 1858 года – ректор семинарии в Самаре. В 1860 году Священный Синод поставил отца Геннадия во главе Тамбовской духовной семинарии. Через год, в 1861 году, епископ Феофан начал издавать «Тамбовские епархиальные ведомости». Их редактором Преосвященный назначил архимандрита Геннадия. 22 сентября 1868 года его хиротонисали в сан епископа Сарапульского, викария Вятской епархии. В 1872 году он стал епископом Кинешемским, а в 1883 году – Сумским. В 1886 году архипастырь ушел на покой в Желтиков Тверской монастырь, а в 1891 году был переведен в Козловский Свято-Троицкий монастырь Тамбовской епархии, где скончался 10 февраля 1893 года и был погребен с. 409–411]. При архимандритах Серафиме, Феоктисте и Геннадии в семинарии преподавал Виктор Певницкий, будущий протоиерей, и учился И.И. Дубасов, тамбовский краевед. Оба они оставили мемуары, позволяющие увидеть ректоров глазами семинариста и преподавателя. Архимандрита Серафима протоиерей Виктор характеризовал так: «Можно сказать, что он, будучи ректором, чрезвычайно добр был для воспитанников, особенно живших на казенном содержании. Заботился об улучшении их пищи и одежды и побуждал эконома не скаредничать по экономии» с. 546–547]. А вот как отзывался о ректорах И. Дубасов: «И Феоктист, и Серафим были в Тамбове недолго. Оба они являлись в наших классах и комнатах весьма редко и производили на нас впечатление неодинаковое. Серафим казался нам человеком добрым и ласковым. Феоктист – суровым» с. 391]. Протоиерей Виктор писал: «О Феоктисте нельзя сказать ничего – ни доброго, ни худого. Жил он совершенно отчужденно от всех в семинарии» с. 546–547].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В своих воспоминаниях об архимандрите Геннадии протоиерей В. Певницкий сообщает, что тот «со всеми сослужащими обращался по товариществу, и все его искренне за это уважали. Двери его всегда для всех были открыты, во всякое время можно было к нему идти и говорить, если была нужда. Умел вести дело управления семинарии по всем частям в порядке и целесообразно. С воспитанниками он всегда обращался отечески, – был к ним всегда близок, прост и они все любили его и уважали. Он умел и побранить их, и наказать вовремя, и пошутить, и повеселить» с. 546–547]. Дубасов видел в отце Геннадии талантливого педагога. Он писал: «Архимандрит Геннадий, несомненно, был человеком весьма гуманным и даровитым… Но еще более мы убедились в достоинствах Геннадия, когда стали слушать его уроки. Он умел придать семинарской догматике характер науки живой, занимательной, внес в эту науку элемент исторический и излагал свои мысли языком бойким и голосом внушительным» с. 392]. Святитель Феофан по служебной необходимости имел тесное взаимодействие со служащими Тамбовской духовной консистории, которая являлась органом епархиального управления в Синодальный период Русской Церкви. Консистория осуществляла свою деятельность под общим руководством епархиального архиерея, который утверждал все ее решения. Многое в деятельности консистории зависело от способностей и административного таланта ее секретаря, который организовывал текущую работу чиновников, следил за прохождением документов по делопроизводству, наблюдал, чтобы все постановления соответствовали церковным канонам и законам государства. Протоиерей В. Певницкий , дававший в своих мемуарах отрицательные и очень субъективные характеристики многим своим современникам, оставил заметки о некоторых лицах, служивших во время святителя Феофана в духовной консистории. О секретаре консистории Агафонике Радкевиче, присланном в Тамбов еще при епископе Макарии (Булгакове) , он писал, что Радкевич до того крепко взял в свои руки все делопроизводство, что ничто не делалось в консистории без его участия, ни одна бумага без его ведома не входила и не исходила из этого заведения. Это характеризует секретаря как ответственного и исполнительного чиновника, однако протоиерей В. Певницкий видел в нем только отрицательные черты с. 550–552]. Другой личностью, сильно влиявшей на дела в епархиальной канцелярии, был письмоводитель Егор Иванович Корсуновский, который, по мнению протоиерея Виктора, сильно мешал святителю Феофану в решении текущих епархиальных вопросов с. 550–552]. Можно предположить, что архипастырь знал об особенностях характера своих помощников, равно как об эмоциональности и резкости протоиерея Виктора Певницкого, но ко всем проявлял уважение, архипастырскую снисходительность и великодушие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008