Феодосии Яновском



Одна страница


печать библиотека Т. 6, С. 587-588 опубликовано: ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Портрет. XVIII в. (РГИА) (Вонатович [Ванатович] Василий, в схиме Василий; ок. 1680, г. Ярослав Галичский - 17. 01. 1751, г. Тихвин) , архиеп. Киевский и Галицкий. Род. в семье мещанина. В 1692-1700 гг. обучался в Киево-Могилянской коллегии до класса философии, в 1701-1704 гг. - в Московской Славяно-греко-латинской академии. Монашеский постриг принял в московском в честь Богоявления Господня мон-ре (по др. сведениям, в тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре) . В 1716 г. вызван в Александро-Невскую лавру в С. -Петербурге, где состоял духовником при архим. Феодосии (Яновском) , являлся флотским обер-иеромонахом. 2 февр. 1719 г. определен архимандритом тихвинского Успенского мон-ря. 11 мая 1722 г. назначен и 14 мая хиротонисан во архиепископа Киевского и Галицкого в Успенском соборе Московского Кремля, хиротонию возглавил Псковский архиеп. В. пытался возвратить епархии статус митрополии и себе - сан митрополита. Возбудил вопрос о подчинении ему в качестве коадъютора Переяславского епископа, получившего перед этим самостоятельность. С приходом на кафедру ходатайствовал о выдаче ему архиерейской ставленой грамоты, а также грамот на вотчины и ... далее ...
Киев, Православная Богословская энциклопедия или ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Епархиальным управлением ведала в это время духовная консистория, а ставленников посвящал епископ переяславский Кирилл Шумлянский, коадютор киевской митрополии, или же греческие архиереи, проживавшие тогда в Киеве. 4 (Варлаам Ванатович, архиепископ киевский и галицкий) 1722–1731 г. (, родился в Ярославле, находившемся в Западной Руси, бывшей под польским владычеством. Образование свое он получил в киевской Академии, где учился до „философии» а монашеское пострижение принял в Тихвинском монастыре новгородской епархии. Впоследствии он служил духовником при новгородском архиепископе Феодосии Яновском и флотским обер-иеромонахом. Из обер-иеромонахов флота был сделан 2 февраля 1719 г. архимандритом Тихвинского монастыря, откуда в начале 1722 г. был избран и 14 мая того же года посвящен в сан киевского архиепископа. Предоставление Варлааму только архиепископского, а не митрополичьего сана было обидно не столько ему, сколько всей киевской митрополии и даже всей вообще Малороссии. Это дело устроил, кажется, Феофан Прокопович, который сам желал занять киевскую митрополичью кафедру, но его не желал отпустить из Петербурга император Петр I. Из-за этого, или же по другим ... далее ...
Очерки по истории Русской Церкви. Том 2, Период ...Искать в Источникеazbyka.ru
... ставит его во главе новооткрытого с широкими просветительными и реформаторскими перспективами Петербургского Александро-Невского монастыря. Петр облек Феодосия своим полным доверием в делах церковных и не считаясь с каноническими формальностями, назначил его администратором всех церковных дел петербургской области. Особенно нравились Петру демонстративно светские замашки польского стиля этого светского князя церкви. Для оформления его в роли церковного начальника края, по смерти митр. Иова в 1716 г., Петр приказал назначить Феодосия митрополитом Новгородским. В конечном счете Петр ошибся в Феодосии Яновском. Уже по смерти Петра, Феодосий трагически закончил свою жизнь в лагере противников петровского духа. Его заменил в сердце Петра и, с достаточными основаниями, другой, подлинно великий киевлянин, Феофан Прокопович. Феофан, по указанию самого Петра, в том же 1716 г. был вызван в Петербург, как впоследствии стали выражаться, «на чреду», т. е. для выдвижения на архиерейство, из Киевской Академии. Монастырь Александро-Невский должен был стать по плану Петра рассадником нового по духу и ученого епископата. В Феофане эти качества имелись в высшей и блестящей степени. Родившийся ... далее ...
Иов, митрополит новгородский, Православная ...Искать в Источникеazbyka.ru
... славянской школы – малостатейными. В славянской школе обучал Феодор Герасимов, в греческой – Лихуды. Преподавание в новгородской школе велось Лихудами по тем же самым учебникам, что? и в Москве, и по характеру своему ничем не отличалось от учительства в Заиконоспасской школе. На первых порах по открытии училища митроп. Иов предполагал, – помимо греческого, – ввести в своей школе изучение и латинского языка, но потом отложил это намерение и ограничился только „греческим и славяно-российским диалектом». Латинский язык был введен в программу новгородской школы уже впоследствии – при Феодосии Яновском. При внимательном отношении к нуждам школы ее покровителя, митроп. Иова, при искусстве и опытности наставников, новгородское училище пошло очень успешно, так что митроп. Иов в письмах к разным лицам не мог нахвалиться своими учителями и успехами школы. Благодаря успешной постановке основанная митроп. Иовом школа сделалась рассадником просвещения не только для всего новгородского края, но распространила свое влияние и за его пределы. Указом Св. Синода от 31 мая 1722 г. устройство учебной части в Новгородской школе для всех епархиальных начальств было поставлено за образец, ... далее ...
Глава I. Становление государственной церковности ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... «Апология, или словесная оборона, о возношении явственном и воспоминании в молитвах церковных святых православных патриархов на уложение печатное от Святейшего Правительствующего Синода в преизящный Правительствующий Сенат поданное, противоответствующая от смиренного Стефана, митрополита Рязанского, благоразумному рассуждению преименитного правительствующего Сената предложенное, лета Христова 721, июня 9». Характерно, что Стефан искал защиты именно в Сенате. [104] ПСПиР. 1. № 98; ср. Чистович. С. 106. [105] Тихонравов. Сочинения. 2. С. 156 и след. ; Есипов. Ук. соч. С. 3 и след. [106] О Феодосии Яновском: Морошкин И. Феодосий Яновский, в: Русс. ст. 1887. № 7, 10, 11; Титлинов. Феодосий Яновский, в: РБС; Рункевич. 1. С. 17; Есипов Г. Люди старого века. СПб., 1881. Много биографического материала приводит С. Г. Рункевич. Александро-Невская лавра. СПб., 1913; Яновский был архимандритом этого монастыря. У Чистовича) с. 74–87 (много ошибок в биографии Яновского. [107] О Феофилакте Лопатинском: Морошкин И. Феофилакт Лопатинский, в: Русс. ст. 1886. № 2; ПСПиР. 2. № 403, 418, 462; ОДДС. 2. № 695; Титлинов Б. Феофилакт Лопатинский, в: РБС. С. 457–466) библиогр. (; ... далее ...
Глава II. Церковь и Государство — Библиотека — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... прошлое. 2 (1923) ; Титлинов. Правительство Анны Иоанновны; Строев. Бироновщина; Корсаков. Воцарение Анны Иоанновны; Дитятин. Верховная власть; Латкин. Учебник (1909) . Кроме того: Соловьев. Т. 19–29; Stählin. Geschichte Rußlands. 2. «В XVIII столетии Россия была в полном смысле этого слова полицейским государством (Polizeistaat) , главным образом благодаря реформе Петра I, пересоздавшего древнерусский государственный и общественный быт по образцу западноевропейских государств» (Латкин. Учебник. С. 432) . [229] Платонов. Лекции. С. 543, 562. Ср. табл. 1. [230] Флоровский. С. 89, 90. О Феодосии Яновском: Титлинов, в: РБС; Чистович. Феофан Прокопович; Морошкин, в: Русс. ст. 1887; «Дело» Феодосия Яновского см. : Русс. арх. 1864. 2; ОДДС. 5. № 125. Дополнение 2. С. 25; о его критике в адрес Петра I и мероприятий последнего относительно церковных вотчин: Чистович. Ук. соч. С. 148; Феодосий очень редко посещал заседания Синода и уклонялся от подписания протоколов: Рункевич. История Русской Церкви (ук. лит. к § 2–4) . 1. С. 147, 167. См. также: Рункевич. Алекс. -Невская лавра. СПб., 1913, где собран большой материал о Феодосии. [231] Schtscherbatow. Über Sittenverderbnis. ... далее ...

Одна страница


Постоянная ссылка на эту страницу: Феодосии Яновском
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"