> Дело дня: Помогите ребёнку <

Феодор Мопсуестийский

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Преподобный Исаак Сирин – православный или ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... редакции начинают появляться не ранее XIIIв., то очевидно, что две указанные рукописи X в. из Британской библиотеки, более чем предположительно, можно считать мелькитского, т. е. православного происхождения, которые, попав в несторианскую среду, подверглись восточносирийской редакции. Таким образом, если считать это предположение верным, перед нами вырисовывается первая известная трансляция православных (мелькитских) рукописей в восточносирийскую традицию.  3. Экзегетическая альтернатива преп. Исаака Сирина ( прпп. Марк, Макарий, Ефрем ) Поскольку нами было показано, что Феодор Мопсуестийский не являлся авторитетом для преп. Исаака Сирина как в догматической, так и в экзегетической области [123], то естественно у преп. Исаака должна была быть альтернатива. Такую альтернативу мы находим во 2-м трактате Первого тома. Комментируя слова апостола Павла " как в зеркале " ( 1 Кор. 13, 12 ) , Исаак пишет: «Но по истинному свидетельству истолковавших Писания оно есть умное действие Святого Духа» [124]. Здесь характерны два момента. Первый – то, что преп. Исаак не ссылается на Феодора «блаженного толкователя», второй –имеется противопоставление истинно и ... далее ...
О философско-богословском синтезе Иоанна Филопона ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... и Максима по этому вопросу нам встречать не приходилось. [35] Таким образом, Филопон по данному вопросу присоединяется к Платону) см. : Иоанн Филопон. Против Аристотеля 3; ср. : Он же, О вечности мира, против Прокла 13 (. [36] Суть которой, говоря кратко, в том, что предмет движется и продолжает движение вследствие энергии, сообщенной ему движителем, и прекращает движение, когда эта энергия иссякает. [37] См. предисловие Сорабжи к изданию: Philoponus.) Against Aristotle on the Eternity of the World. London, 1987. Pр. 18-24. [38] Эдикт Юстиниана против Трех глав, из которых главным был Феодор Мопсуестийский, датируется 543 г. [39] См. : Pearson С. Scripture as Cosmology... P. 151ff. По мнению Пирсона, последовательность событий была такой: Косма узнал в общих чертах (неизвестно, читал ли он сами сочинения Филопона) , с каких именно позиций Филопон вел полемику с языческой космологией и антропологией (Проклом и Аристотелем) , и не был удовлетворен тем, что тот при этом остался приверженцем многих положений языческой мысли, в частности, учения о сферичности небес и их вечном вращении. В полемике с Филопоном он написал «Христианскую топографию» где-то в сороковые годы VI в., ... далее ...
Тест на человечность: о проблеме ада в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... его сочинений, вдохновленных божественным Духом. Ибо мы не отвергаем слова его - да не будет! Напротив, как одного из апостолов мы принимаем, и всякий, кто противостоит словам его, кто вносит споры по поводу его толкований или сомневается относительно его произведений - такого считаем мы чуждым церковной общине и погрешающим против истины. Итак, хотя мы могли бы доказать на основании множества отрывков из многих томов его, тем не менее он излагает особенно ясно в конце первого тома, составленного им против тех, кто говорит, что грех присущ естеству. " Сноска: 18 " Блаженный Толкователь " - Феодор Мопсуестийский. " Поскольку, по слову Господа нашего, свидетельство двух человек истинно, 23 - и особенно в случае мужей столь чудных, просветленных и божественных, - подтвердим слово наше свидетельством другого, столь же истинного свидетеля, как и первый, из чьего источника пил и сам яснозвучный Феодор, - мудрейшего Диодора, великого учителя Церкви. 24 11. Святого Диодора, епископа Тарсийского. Также и блаженный Диодор, чудный среди учителей и наставник его, 25 соглашается с мнением и со властью излагает его в книге " О Промысле " , в Слове пятом, говоря так: " Награда за труды, ... далее ...
Экзегетические методы «θεωρία» и тропология в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... на Послание к Римлянам мы попытались продемонстрировать то, что св. Иоанн Златоуст не просто «сухой буквалист» как его пытаются представить ряд исследователей, а экзегет, использующий весь спектр экзегетических техник принятых в антиохийской школе. При этом трезво и рассудительно использующих их в том или ином случае, следуя общей мысли автора и логической связи его рассуждений. Именно св. Иоанну Златоусту, посредством удивительно трезвого взгляда на толкование Священного Писания, удалось сохранить золотую середину в толковании, не впадая в крайности, как это делал Ориген или Феодор Мопсуестийский. [1] «Когда смысл св. Писания определяется «κατἀναγωγήν», то истолкователю приходится возвышаться над простым историко-грамматическим смыслом и доходить до понимания духовного» - Леонардов. Д. Учение Святителя Иоанна Златоуста о боговдохновенности Библии Вера и Разум. 1912 №12 с. 626. Сам Златоуст под термином «κατἀναγωγήν» понимал любое объяснение в переносном смысле, в отличие от прямого, исторического смысла. При этом включал в этот переносный смысл и аллегорию, и типологию, и тропологию, и «теорию». См. напр. Толк на пс. 9, 43, 44, 46, 147, и др. [2] «Типологией» ... далее ...
Церковь в эпоху святителя Иоанна Златоуста и ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... христианские убеждения Иоанна и его рано сложившиеся аскетические устремления. Язычник Либаний сетовал впоследствии на то, что христиане похитили его лучшего ученика. В Священном Писании Иоанна наставлял предстоятель Антиохийской Церкви святитель Мелетий. В 367 году он крестил Иоанна и три года спустя поставил его в чтеца. После ссылки Мелетия, которой тот подвергся при императоре Валенте в 372 году, Иоанн изучал богословие под руководством антиохийских пресвитеров Флавиана и Диодора, позже поставленного на Тарсийскую кафедру. Вместе с ним у них учился и известный впоследствии богослов Феодор Мопсуестийский, который был осужден V Вселенским собором как главный виновник несторианской ереси. Иоанн Златоуст, воспитанник антиохийской богословской школы с ее библейским реализмом, неприязнью ко всякого рода отвлеченному теоретизированию и пассивной созерцательности, с ее обостренной чуткостью к нравственным проблемам, с ее всецелой приверженностью идеалу, начертанному в Нагорной проповеди, стал самым последовательным выразителем идей и установок этой школы. Рождество свт. Иоанна Златоуста. Фрагмент иконы «Свт. Иоанн Златоуст, со сценами рождества и перенесения мощей». ... далее ...
Святоотеческое наследие и церковные древности. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Такой «практический» настрой всего миросозерцания Златоуста, как иногда считают, имел следствием тот факт, что проповедник и моралист выступали на первый план в его личности, оттесняя «теоретика-догматиста» 1234. Однако, на наш взгляд, в подлинно христианском любомудре, каким был этот великий отец Церкви, вряд ли можно отделить догматиста от моралиста. Тонкое чувство реальности мистического опыта позволяло святителю быть чрезвычайно корректным в своих догматических посылках. Поэтому, разделяя основные положения антиохийской христологии 1235, он чуждался крайностей ее, к которым тяготел Феодор Мопсуестийский. Примечательно, что полемика против аполлинаристов, столь актуальная для Диодора и Феодора, практически полностью отсутствует в творениях св. Иоанна Златоуста 1236, а поэтому полемический задор, увлекающий порой их с «царского пути», совершенно не присущ ему. Также и «типично антиохийские трудности в толковании единства во Христе не существуют для Златоуста» 1237; придерживаясь антиохийской богословской традиции, святитель мудро избегает «христологического дуализма», гармонично подчеркивая и двойственность природ в Господе, и единство Богочеловеческой Личности Его ... далее ...
Единство Империи и разделения христиан, Глава 6 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Эфесский собор не установил какой-либо определенной христологической терминологии как таковой, кроме той, что Деву Марию следует именовать Богоматерью. Это позволило антиохийцам и Кириллу прийти к взаимопониманию, которое и было выражено в знаменитом письме Кирилла к Иоанну Антиохийскому в 433 г. Это согласие с Кириллом не означало, что все проблемы до конца разрешены во всей своей глубине. Действительно, с одной стороны, в Антиохии не исчезла та христология, которая сделала возможным несторианство и которой учили такие великие светочи антиохийской школы, как Диодор Тарсский и Феодор Мопсуестийский. Феодорит оставался верным ей, а выдающийся преподаватель Эдесской школы Ива, ставший затем епископом этого города, писал персидскому несторианину «Марису» (может быть, католикосу Селевкийско-Ктесифонскому Дадизо: слово «мар» по-сирийски означает «господин») , возвышая авторитет великого экзегета Феодора Мопсуестийского. С другой стороны, после смерти Кирилла (444) -некоторые из наиболее радикальных и обычно малопросвещенных его учеников стали говорить о человечестве Христовом как «естественно» (природно) соединенном с Божеством и «обоженом» немедленно и всецело с ... далее ...
Православное богословие на рубеже столетий, Часть ...Искать в Источникеazbyka.ru
... образцов. Однако в 420 году мар Киора, один из преемников преподобного Ефрема на посту ректора школы, принял решение перевести на сирийский язык библейские комментарии Феодора Мопсуестийского, охватывавшие, в отличие от комментариев Ефрема, практически все книги Библии. После того, как перевод был закончен, толкования Феодора Мопсуестийского вытеснили в учебной программе все прочие толкования, а сам Феодор стал главным авторитетом в области богословия и экзегетики во всей восточно-сирийской традиции: его называли не иначе как «Блаженным» или «Вселенским Толкователем». Как известно, Феодор Мопсуестийский был представителем крайне диофизитского направления в христологии, впоследствии отождествленного с несторианством. После осуждения Нестория на Ефесском Соборе 433 года на всю восточно-сирийскую традицию легло подозрение в ереси. Споры между монофизитами и диофизитами захлестнули и Эдесскую школу. В 489 году школа была объявлена очагом несторианства и по приказу императора Зенона закрыта. За несколько лет до этого ее руководитель мар Нарсай вместе с учениками переселился в Нисибин. К концу V века Нисибийская школа становится одним из главных духовных и богословских ... далее ...
Толкование Священного Писания у отцов Церкви. Том ...Искать в Источникеazbyka.ru
... чтобы разрешиться в соответствующее время, обнаруживая свой смысл с явлением истины, поскольку само по себе оно (древнее – прим. пер.) было недостаточно» 1179. Древние прообразы обретают свой полный смысл и связность с их настоящим исполнением. Полная истина принадлежит только «настоящему состоянию» (παροῦσα κατάσταση) , т. е. исполнению во Христе, тогда как все прежнее, Ветхий Завет в его совокупности, умаляется и «лишается», подобно тени истины. Здесь идет речь о превосходстве «настоящего состояния» над будущим, которое уже встречалось в учении Феодора о Божественном домостроительстве. Феодор Мопсуестийский видит в истории Ветхого Завета многочисленные прообразы, которые предызображают и «подражают» (μιμούνται) «в тени и в тайне» (ἐν σκιᾷ καί μυστηρίῳ) многие события из жизни Господа и Церкви. Достаточно часто эти прообразы связаны с тематикой книги Ионы 1180. Исход пленных евреев из Египта и помазание их домов кровью означает наше освобождение во Христе от греха и смерти, многочисленные наказания народа в пустыне являются прообразовательной педагогикой, чтобы мы боялись греха ( со ссылкой на 1Кор. 10: 11 ) , кровавые жертвы животных указывают на превосходные жертвы, ... далее ...
Духовная традиция восточного христианства - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... chez saint Grégoire de Nysse, ce. 59–93. 360 Отечник, Даниил 7, PG 65, 157b. 361 Panarion 70, 2, 7; GCS 3, с 234. 362 См. Климент Александрийский, Протрептикос 10, 98, 4, GCS 1, с. 71; Строматы VI, 9, 72, 2 и 14, 112, 4, GCS 2, с. 133, 23 слл. 363 Против Цельсия VI, 63, GCS 2, с. 23 слл. 364 См. Толкован, па Быт, 26–27, PG 12, 93Ьс. 365 Против ересей V, 6, 1–2, PG 7, 1136–1139; см.. Псевдо-Клементин, Том. III, 20, 3; IX, 3, 1 и X, 3, GCS 1, ее. 64, 132 слл., 142 слл. ; а также Евсфахий Антиохийский, Евсевий Эмесский, Севериан Гавальский, Дио- дор Тарсийский, Иоанн Златоуст и отчасти Феодор Мопсуестийский ( текст см. в DS 6, 818 ) . 366 Ambigua, PG 91, 1181–1185. 367 A limage et à la ressemblence de Dieu, Paris 1967, с 137. 368 См. H. Fischer, Fond de lâme chez Eckhart, DS 5 (1964) , coll. 650 слл. 369 См. Théophane le Reclus, c. 296. 370 H. Crouzel, Théologie de limage de Dieu chez Origène, с 157. 371 H. Crouzel, op. cit., с 157. 372 См. W. Burghardt, The Image of God in Man according to Cyril of Alexandria, Maryland 1957, cc. 65 слл. 373 Григорий Нисский, О сотворении человека 16, PG 44, 184Ь. 374 Там же, col. 137b. 375 См. Максим Исповедник, Diversa capita ad ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Феодор Мопсуестийский
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера