Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН КАНТАКУЗИН [греч. Ιωννης Καντακουζηνς] (ок. 1295-15.06.1383, Мистра, Пелопоннес), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 26 окт. 1341-4 или 10 дек. 1354), гос. деятель, богослов, писатель (лит. псевдоним Христодул, Χριστδουλος). Отец И. К., возможно, также Иоанн, упомянут лишь в «Истории» И. К. ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 85). В 21 год он получил должность наместника Пелопоннеса и занимал ее 8 лет до своей смерти. После смерти отца воспитанием И. К. занималась его мать Феодора Палеологина Ангелина Кантакузина, тетка Андроника Младшего (впосл. имп. Андроник III Палеолог ; 1328-1341). И. К. не только был двоюродным братом Андроника Младшего, своего сверстника, но и, как предполагает Ф. Дёльгер ( Dölger. 1938), совершил с молодым Андроником чин братотворения . И. К. женился на Ирине Асанине, дочери Андроника Палеолога Комнина Асана (наместник Мореи в 1316-1321 и Фракии в 1341-1343), сестре Мануила Комнина Рауля Асана. Тем самым И. К. породнился с могущественным кланом Асанов, родственников царей Болгарии. В браке родились сыновья Матфей (ок. 1325-1383 или 1391; соправитель И. К. в 1353-1357, деспот Мореи в 1361-1382), Мануил (ок. 1326-1381; деспот Мореи с 1349), Андроник (ок. 1334-1347); дочери Мария († после 1379; с 1339 замужем за правителем Эпира Никифором II Орсини), Феодора († после 1381; с 1346 замужем за эмиром Орханом), Елена (1333-1396; с 1347 замужем за визант. имп. Иоанном V Палеологом ). И. К. получил обычное для юношей имп. крови классическое образование при дворе имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), воспитываясь вместе с буд. имп. Андроником III; наставником обоих юношей был сенатор Константин Палама, отец свт. Григория Паламы . Возможно, что свт. Григорий (род. в 1296) также обучался вместе с И. К.; если это так, то их учителем мог быть и Феодор Метохит . В любом случае И. К. и свт. Григорий Палама были знакомы с юности. Стиль исторического произведения И. К., написанного под псевдонимом Христодул, обнаруживает знакомство с греч. классикой, ограниченное популярными авторами: Аппианом, Плутархом, Еврипидом, Фукидидом, а также греч. мифами и пословицами. Правда, визант. историк Никифор Григора противоречит сам себе, отмечая то склонность И. К. к образованию, то его недостаточную образованность ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 919, 966). Тем не менее И. К. знал отлично «Историю» Фукидида, к-рый, вероятно, сильно повлиял на формирование его мировоззрения и политической культуры.

http://pravenc.ru/text/471274.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Никифор Григора. Гравюра Дж. Д. Кука. 20-е гг. XIX в. [Греч. Νικηφρος Γρηγορς] (между 1290 и 1295 (вероятно, июнь 1293), Ираклия Понтийская - между осенью 1358 и кон. 1361, К-поль), визант. богослов, историк, ученый, агиограф, представитель поздневизант. гуманизма, противник учения свт. Григория Паламы . Источники Основные сведения о Н. Г. содержатся в его сочинениях, прежде всего в обширной переписке. Критическое издание писем Н. Г. включает 159 посланий нач. 20-х - сер. 50-х гг. XIV в. Идентифицировано ок. 70 адресатов Н. Г. Среди них - императоры Андроник II Палеолог , Андроник III Палеолог , Иоанн VI (см. Иоанн Кантакузин ), ученые Феодор Метохит , Никифор Хумн, Иосиф Ракендит , Георгий Лапиф , богослов Григорий Акиндин , митр. Эфесский Матфей (Мануил Гавала). Послания Н. Г., по свидетельству Григория Акиндина, их адресаты зачитывали и обсуждали в лит. салонах в кругу интеллектуалов-единомышленников ( Greg. Acind. Ep. 2; см.: Медведев. 1997. С. 15-35). Сохранились ответные послания к Н. Г. Григория Акиндина, Георгия Лапифа, богослова Димитрия Кидониса ( Leone. 1982-1983. Vol. 2. P. 383-426). В рукописях, созданных при жизни Н. Г. при его непосредственном участии (Vat. gr. 116, 1085, 1086, 1898), послания перемежаются с др. сочинениями. Хронологический принцип группировки посланий не соблюдается, а принцип распределения по адресатам выдерживается только частично ( Leone. 1976). В ряде случаев издатели расходятся во мнении, чем считать то или иное сочинение - посланием или научным трактатом ( Manolova. 2015). Многочисленные автобиографические сведения вошли также в главное сочинение Н. Г.- «Ромейскую историю». Для реконструкции биографии и взглядов Н. Г. исключительно важны сочинения его противников патриарха Каллиста I (9 гомилий против Н. Г.), Георгия Факрасиса («Диспут свт. Григория Паламы с Григорой Философом», 1355), св. Николая Кавасилы («Слово против нелепостей Григоры», 1355), свт. Григория Паламы (4 слова «Против Григоры», 1355-1357), Иоанна VI Кантакузина («История», после дек. 1354), патриарха Филофея Коккина (12 слов «Против Григоры», созданных предположительно уже после смерти Н. Г.). Произведения последователей Н. Г., в особенности Иоанна Кипариссиота (PLP, N 13900), не менее важны, но изучены значительно хуже.

http://pravenc.ru/text/2565528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР КАЛЛИСТ КСАНФОПУЛ [Греч. Νικηφρος Κλλιστος Ξανθπουλος] (50-70-е гг. XIII в.- ок. 1335, К-поль), визант. церковный историк, агиограф, поэт, гимнограф, писатель. О его жизни известно крайне мало. Даты рождения и смерти Н. К. К. неизвестны и устанавливаются предположительно. Н. К. К. учился и большую часть жизни работал в патриаршей школе при соборе Св. Софии, был священником соборного клира; здесь же пользовался богатой б-кой (PG. 145. Col. 609). Расцвет его творчества приходится на 2-ю половину правления визант. имп. Андроника II Палеолога (1-я четв. XIV в.), к-рому Н. К. К. посвятил свой главный труд - «Церковную историю». Как преподаватель риторики для своей работы Н. К. К. составил прогимнасмы, сборник учебных упражнений ( Glettner. 1933) и др. Он был дружен с ученым и политиком Феодором Метохитом , к-рый посвятил Н. К. К. одну из своих поэм ( Cunningham, Featherstone, Georgiopoulou. 1983). Н. К. К. также состоял в переписке с крупными деятелями визант. культуры - Михаилом Гаврой, Никифором Хумном; ок. 1300 г. ему было отправлено письмо от Каллиника, архимандрита мон-ря Кузина в Иерусалиме. Визант. ритор Мануил Фил посвятил Н. К. К. неск. похвальных слов, Феодор Метохит - одно. Вероятно, незадолго до смерти Н. К. К. принял монашеский постриг с именем Нил. Писательское наследие Н. К. К. весьма значительно. Наряду с «Церковной историей» сохранилось много небольших сочинений Н. К. К., отражающих широту его профессиональных и научных знаний. Вместе с тем труды Н. К. К. изучены далеко не в полной мере: нет научно-критического издания «Церковной истории», многие прочие труды оценены фрагментарно, ряд работ не издан. Остается во многом неясным, существовала ли у Н. К. К. некая идея, объединяющая столь разнородные произведения, насколько их материал отражает личное мировоззрение автора, или же он работал, в основном лишь ориентируясь на вкусы своих заказчиков из ведомства К-польской Великой ц. и имп. двора. Сочинения « Церковная история»

http://pravenc.ru/text/Никифор Каллист ...

Мониторинг СМИ Храм Христа Спасителя монастыря Хора — Кахрие-джами — окончательно стал мечетью. Почему он важен для всех христиан? 10.09.2020 15:11 Мечеть Кахрие Джами. Около 1908 г. Через полгода после завоевания турками Константинополя в 1453 году монастырь Хора с храмом Христа Спасителя стал мечетью Кахрие-джами. Фрески и мозаики частично были сбиты, частично — замазаны. В 1948 году мечеть превратилась в «Музей Карийе», мозаики и фрески были отреставрированы, посмотреть на них могли все желающие. Еще в конце прошлого года Высший административный суд Турции постановил, что кабинет министров не имел права превращать стамбульскую мечеть в музей. И вот турецкое правительство официально и окончательно вернуло музею статус мечети. Почему этот музей важен не только для христианского мира, в чем его уникальность — рассказывает историк искусства и византолог Алексей Лидов. Второй — после Софии Константинопольской Монастырь Хора — один из главных памятников византийского искусства. По своему значению для христианского мира он стоит на втором месте после храма Софии Константинопольской. Монастырь основан в 11 веке, перестроен в 12 веке, но свой окончательный современный облик получил в 1315-1321 годах. Фото Димитрия Ковинова Это уникальный музей византийских мозаик и фресок был создан в начале XIV века, в эпоху названную по имени правящей императорской династии Палеологовской. Заказчиком выступил Великий логофет Феодор Метохит, главный советник императора Андроника II Палеолога, в реалиях нашего мира это как премьер-министр. Феодор Метохит — образованнейший человек своего времени, богослов и писатель, пригласил для украшения храма лучших константинопольских мастеров. Федор Метохит, подносящий отреставрированную церковь Хора Христу. Фото Алексея Лидова Храм Христа Спасителя монастыря Хора по праву включен в список культурного наследия ЮНЕСКО в числе важнейших памятников византийского искусства. Отстоял честь греческих мастеров Фото Guilhem Vellut Мозаики и фрески храма были грубо замазаны после захвата Константинополя, когда церковь стала мечетью. Когда в XIX веке часть мозаик и росписей храма раскрыли из-под турецкой штукатурки, исследователи не поверили, что это сделано греческими мастерами. Тогда существовал миф о некой вторичности греческого средневекового искусства, и мозаики приписали неизвестным итальянским мастерам. Но все оказалось ровно наоборот: именно это византийское искусство оказало влияние на искусство итальянского Проторенессанса, для которого было недосягаемой вершиной.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

“Во время намаза закроют занавесками”. Под ударом — два главных византийских памятника XIV века в Турции Кахрие Джами — станет ли музей мечетью, и чем это грозит фрескам и мозаикам 11 ноября, 2019 Кахрие Джами — станет ли музей мечетью, и чем это грозит фрескам и мозаикам «Высший Административный суд Турции постановил, что кабинет министров в 1945 году не имел права превращать в музей стамбульскую мечеть Кахрие Джами», — написал у себя в фейсбуке Сергей Иванов, доктор исторических наук, специалист в области истории Византии и древней истории славян. Профессор факультета гуманитарных наук ВШЭ. Что это означает для византийских фресок и мозаик XIV века, которые находятся в бывшей церкви монастыря Хора? Кахрие Джами – турецкое название византийской церкви монастыря Хора, расположенной в Стамбуле, которая сейчас представляет собой музей. Чем знаменит памятник, и что ему может грозить, если турецкие власти примут решение превратить музей в действующую мечеть, рассказывает Сергей Иванов.  Сергей Иванов — Сергей Аркадьевич, почему этот памятник важен для современного мира? — Это самый полный из имеющихся на сегодняшний день византийских столичных памятников XIV века, где сохранилась большая часть декораций, причем и в виде фресок, и в виде мозаик, и в виде каменной резьбы. Это высокое искусство Палеологовской  Византии: ктитором монастыря был Феодор Метохит, придворный советник и друг императора Андроника II Палеолога, обладавший практически неисчерпаемыми финансовыми возможностями. Понятно, что при украшении этого храма были собраны лучшие художественные силы. И получившийся результат определяет наше представление о поздневизантийском искусстве. — А если говорить о значимости памятника, в частности, для России? — Он важен нам еще и потому, что был открыт для науки русским искусствоведом Федором Шмитом — сотрудником Русского археологического института в Константинополе. Он был первым человеком, который еще в 1902 году написал книгу об этом памятнике — тогда Кахрие джами была действующей мечетью и изучать можно было лишь небольшую часть декораций. Уже  по стопам Шмита позднее пошел американский филантроп Томас Виттемор, друг президента Ататюрка, убедивший его превратить в музей Святую Софию, а потом и Кахрие джами. Он много занимался реставрацией, вообще в этот памятник вложены огромные усилия большого количества историков искусства и реставраторов. Будет ужасно, если этот процесс пойдет вспять и эта декорация снова начнет закрываться, при том, что столько усилий потрачено на то, чтобы ее раскрыть.

http://pravmir.ru/vo-vremya-namaza-zakro...

В Санкт-Петербургской духовной академии состоялась конференция по византинистике «Русско-византийский логос» 24 октября 2020 г. 18:20 20-22 октября 2020 года в рамках деятельности межкафедрального научно-просветительского проекта «Византийский кабинет» в Санкт-Петербургской духовной академии прошла II международная научно-богословская конференция по византинистике «Русско-византийский логос», цель которой — обсуждение вопросов русско-византийских идейных пересечений. В организации мероприятия приняли участие кафедра богословия, кафедра иностранных языков и кафедра древних языков СПбДА. Из-за непростой эпидемиологической ситуации конференция прошла в онлайн-формате. Открывая научное собрание, с приветственным словом к участникам обратились организаторы и модераторы конференции: кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, доцент кафедры богословия СПбДА священник Игорь Иванов и кандидат философских наук, доцент кафедры богословия СПбДА И.Б. Гаврилов. В первый день конференции состоялось пленарное заседание, на котором с докладами выступили представители учебных и научных центров России и Украины. Доктор философских наук, заведующий кафедрой общих гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского» Д.И. Макаров в докладе «Феодор Метохит о кризисе коммуникации в византийском обществе начала XIV века» раскрыл сущность девальвации иконичности слова из-за духовного и интеллектуального размежевания общества, члены которого утрачивают способность слышать и понимать друг друга. Размышления о базовых христианских культурологических архетипах продолжила доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств Г.В. Скотникова в докладе «Художественное воплощение " антропного принципа " в византийской традиции храмовой архитектуры». С докладом «Книга С.Л. Франка " С нами Бог " : неизвестные страницы» выступил доктор философских наук, профессор, сопредседатель Общества русской философии при Украинском философском фонде Г.Е. Аляев, который рассказал об обстоятельствах написания этого философски-исповедального сочинения выдающегося религиозного мыслителя ХХ века.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Мозаики и фрески Кахрие-джами (+ФОТО) Церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года. 18 февраля, 2013 Церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года. Церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие, входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия. Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы. Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески — непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения. Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города — икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.   Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы

http://pravmir.ru/mozaiki-i-freski-kaxri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИК III ПАЛЕОЛОГ (25.03.1297 - 15.06.1341), визант. имп. (с 24 мая 1328, коронован 2 февр. 1325), старший сын Михаила IX Палеолога и арм. царевны Ксении (в Православии Марии). Между 1308 и 1313 гг. (вероятнее всего, в 1312) стал вторым после своего отца соправителем деда, имп. Андроника II Палеолога . В 1321 г. между дедом и внуком началась междоусобная «война двух Андроников». В поддержку внука выступила коалиция во главе с крупнейшим фракийским феодалом, одаренным дипломатом и тонким политиком, буд. имп. Иоанном VI Кантакузином , в к-рую входили наместник Зап. Македонии Феодор Синадин, доместик Запада Алексей Апокавк и знатный полководец Сиргиан. На стороне Андроника II остались великий логофет Феодор Метохит и Никифор Хумн . Лишь в 1327 - нач. 1328 г. А. П. удалось заручиться полной поддержкой Фракии и Македонии, и 24 мая 1328 г. он вступил в К-поль. Андроник III Палеолог. Фреска в вост. части притвора собора Богородицы Хиландарского мон-ря. После 1325 г. (поновлена в 1804) Андроник III Палеолог. Фреска в вост. части притвора собора Богородицы Хиландарского мон-ря. После 1325 г. (поновлена в 1804) В течение всего царствования А. П. реальная власть в империи была сосредоточена в руках великого доместика Иоанна Кантакузина. Сам император проявил нек-рую самостоятельность лишь в военных кампаниях, к-рые возглавлял. Византии в ходе военных походов были возвращены отторгнутые еще в 1204 г. о-в Хиос (1329), Сев. Фессалия и Эпир (1337). Владельцы квасцовых рудников в Фокее также признали власть визант. императора. Однако на Востоке А. П. терял город за городом. В решающей битве при Филокрене (10 июня 1329) визант. армия была разбита османами. В марте 1331 г. сдалась осажденная Никея. Мир с османским эмиром Орханом (1324-1362) был достигнут ценой ежегодной уплаты 12 тыс. иперпиров. В 1332 г. А. П. вступил в антитур. союз с Венецией и родосскими рыцарями- иоаннитами , к к-рому в 1334 г. присоединились франц. и неаполитанский короли, а также Римский папа и дука Наксоса . Но совместная экспедиция так и не состоялась. В борьбе с османами император пытался опереться и на союз с тур. эмиратами Кареси, Сарухан и Айдын, но не достиг результата; в 1337 г. пала Никомидия . Последние малоазийские владения империи - Ираклия Понтийская и Филадельфия - были обречены.

http://pravenc.ru/text/115408.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Кто такие ктиторы и почему их изображают на иконах? 1 мин., 15.07.2021 Ктитор — греческое слово, означающее «основатель». Так называли тех, кто строил на свои средства храмы и обители, заказывал для них фрески, иконы, утварь. Сегодня мы называем таких людей благотворителями. Ктитор не просто жертвовал, а деятельно участвовал в жизни храма или монастыря. При византийском императоре Юстиниане I ктиторство оформили законодательно. В храмах Византии мы встречаем первые образы жертвователей, молящихся или подносящих храм Христу или Богоматери. Зачем ктиторы заказывали свои изображения? Так они выражали сопричастность к обустройству священного места. Жертвователи хотели сохранить память о своем вкладе, а также рассчитывали, что здесь будут молиться за них при жизни и после смерти. Портреты в храме выражают прежде всего религиозные чувства: крепкую веру, любовь ко Христу и надежду на спасение — вхождение в Царство Небесное. Христос с ктитором Феодором Метохитом. Монастырь Хора, 1316–1321 Интересны портреты ктиторов в монастыре Хора в Константинополе. На мозаиках, созданных b XIV веке по заказу Феодора Метохита, сохранилось его изображение. Феодор Метохит был великим логофетом, говоря современным языком — премьер-министром. На ктиторском изображении он преподносит модель церкви Христу. Феодор Метохит не забыл о своих предшественниках. В храме находится мозаичный деисус, где изображены всего две большие фигуры — Христа и обращенной к нему Богоматери. К их ногам припадают Исаак Комнин и Мария Деспина Монгольская — византийская принцесса, отданная в жены золотоордынскому хану. После возвращения в Константинополь Мария Деспина приняла постриг с именем Мелания. На ктиторских портретах видим молитвенное обращение обычных земных людей ко Христу, Богородице или святым. Эти образы притягивают и с чисто человеческой стороны: интересно узнавать, кем были эти люди, каким было их мировоззрение, как они мыслили себя в Церкви. Сегодня ктиторские портреты встречаются редко, современной церковной культуре они несвойственны. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kto-takie-ktitory-i-poche...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Основой изображения Первоверховных Апостолов является апокриф «Деяния Павла и Феклы» , датируемый вторым веком. Апостола Петра изображают человеком немолодым, с седой, нередко кудрявой, шевелюрой.  Одеяние его сине-желтое.В руках Апостол Петр обычно держит свиток  с Евангельским учением, иногда крест, как символ мученичества и победы над смертью, и ключи ( Мф. 16:19 ) Описание Еще раннехристианские времена была выработана устойчивая иконографическая традиция апостолов Петра и Павла. Они вполне узнаваемы внешне, а их взаимное расположение почти всегда напоминает зрителю о девятом члене Символа веры – догмате о Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Изображение апостола Петра расположено перед входом в наос. Святой Петр представлен в традиционном одеянии – в жёлтом плаще и синем гимати. Его фигура представлена очень мощной, черты лица классическими со спокойным и уверенным взглядом, правильными чертами лица. В левой руке Апостол держит ключи, а в правой свиток – знак учительства. В данной мозаике бросается в глаза архаизм: фигура Апостола отличается довольно приземистыми пропорциями, она лишена легкости и элегантности, столь типичных для образов палеологовской живописи. Создавшие эту мозаику мастера явно подражали каким-то более старым образцам. Цветовая палитра также кажется несколько скупой, архаизированной – здесь мы видим явное стремление использовать приемы, характерные для комниновского периода. Здесь лишний раз убеждаешься в том, насколько большую роль играли в византийском искусстве старые образцы, обычно толкавшие художников на путь канонических «иконных» решений. История Авторы мозаик неизвестны, но известен вдохновитель и заказчик. Феодор Метохит (1270–1332), писатель, поэт, ученый, тонкий знаток античной литературы и философии, человек широчайших интересов (он занимался, в том числе, и астрономией). Будучи близким другом императора Андроника II Палеолога, он занимал высокую должность великого логофета (придворного советника и казначея). Метохит покровительствовал монастырю, и в 1316—1321 годах по его заказу в церкви Хора были созданы мозаики. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/sv-apostol-petr/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010