6. Феодор и Иоанн Ласкариды и восстановление Византийской империи Последними государями Никейской империи были сын и внук Иоанна Ватаца Феодор II Ласкарь (1254–1258) и Иоанн IV Ласкарь (1258–1261). По словам источников, тридцатитрехлетний Феодор, “будучи, согласно обычаю, посажен на щит,” 554 был провозглашен императором с согласия войска и знати. Феодор II, несмотря на слабое здоровье, посвящал все свое время, до вступления на престол, занятию науками и литературной деятельностью. В этом смысле его просвещенный отец делал все возможное и окружил сына лучшими учеными людьми того времени во главе с Никифором Влеммидом и Георгием Акрополитом. Вступив на престол, Феодор II, подобно отцу, развил энергичную политическую деятельность, которая заставила его забыть занятия науками и даже его любимой философией. Понимая серьезность внешних политических отношений, он главное внимание обратил на создание сильной армии. Феодор писал: “У меня одна истина, одна цель, одно стремление – всегда собирать Божье стадо и охранять его от враждебных волков.” 555 Будучи убежден, что греки должны полагаться лишь на свои силы, Феодор, может быть, являлся чуть ли не единственным “византийским” государем, который обратил внимание на “эллинизацию” войска, вопреки укоренившемуся обычаю пользоваться наемными войсками чуждых народностей. 556 Несмотря на некоторые неудачи, Феодор II с честью вышел из трудной борьбы, которую ему пришлось вести с Болгарией и Эпирским деспотатом. В 1258 году молодой государь в цвете лет (ему было всего 36 лет) скончался, оставив своему преемнику в целости обширные завоевания Иоанна Ватаца. Этот деятельный, философски образованный государь, жил и работал с мыслью, что суд над ним произнесет история. В одном из его писем мы читаем: “Суд истории будет произнесен в последующие поколения.” 557 Новейший историк времени Феодора II (Паппадопулос), не без некоторого увлечения, пишет: “Феодор умер очень молодым; иначе эллинизм мог бы надеяться на лучшие дни под мудрым управлением императора, который приложил все усилия к тому, чтобы основать греческую империю на твердых и незыблемых основаниях.” 558 Однако это устремление Феодора оставалось в области идеального. В действительности отряды наемников, представленных разными национальностями, играли важную роль в жизни Никейской империи в целом и в правление Феодора в частности. 559

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Введение В сонме знаменитых мужей, которые, подобно звездам, ярко сияли на благодатном небе церкви Христовой в тяжелые для нее времена, одно из первых мест по справедливости занимает преп. Феодор Студит . Это был муж необыкновенной духовной силы и неистощимой энергии. С первых же шагов своей практической деятельности он сумел привлечь к себе внимание современников и в продолжение нескольких десятков лет был едва-ли не самым влиятельным лицом в византийской церкви и во всей империи. Обладая светлым, глубоким умом, несокрушимой волей, проникнутый искренним благочестием и любовью к церкви Православной и своему нарду, преподобный Феодор воспользовался всеми качествами своей души для развития удивительно-широкой церковно-общественной и монастырской деятельности. Он застал конец царствования Константина V Копронима (741–775 г. г.), выступал, как церковный деятель, при Ирине (780–802 г. г.), проявлял необычайную энергию в защите православия в царствование императоров: Никифора (802–811 г. г.), Льва Армянина (313–820 г. г.) и Михаила Косноязычного (820–829 г. г.) и окончил жизнь при последнем. Следовательно при нем состоялся Седьмой Вселенский собор, происходила борьба Ирины с Константином V за власть и деятельность первых иконоборцев. Преп. Феодор являлся выдающимся церковным деятелем. По словам Соколова, «он, можно сказать, был единственным борцом за православие и самым выдающимся защитником церкви и ее установлений в критический период церковно-исторической жизни, устроителем монашеских нравов и убежденным вдохновителем общества в делании добра и правды, лучезарный свет которых стал меркнуть под напором иконоборческих идей и открытого попирания евангельских заповедей и церковных канонов». 1 Преп. Феодор служил душой оппозиционной партии, боровшейся за свободу церкви от византийского деспотизма государственной власти, стоял во главе православных в борьбе за иконопочитание, нередко выступал, как учитель-моралист, ратовавший за точное соблюдение евангельских принципов и церковных правил; и, что удваивает наш интерес к нему в данном случае, это то, что он был самоотверженным организатором византийского монашества, клонившегося к упадку и разрушению под воздействием политически-вольнодумного и светски-либерального иконоборчества, был противником идиоритического монастырского строя и ревностным сторонником общежития. Последнее он ввел в Студийском монастыре, который впоследствии сыграл большую роль в церковно-монастырской и общественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Г. И. Беневич Полемика с монофизитами VIII-IX веков Феодор Абу-Курра (Ф. Г. Беневич) Феодор Абу-Курра – один из наиболее выдающихся христианских богослов VIII-IX вв., живших за пределами Византийской империи, но тесно связанный с византийским богословским наследием. Первые издания его произведений в Новое время датируются началом XVII в., когда впервые были опубликованы некоторые его греческие сочинения с переводом на латынь 530 , в дальнейшем также вышли в свет и остальные opuscula, так что их число, т. е. число греческих текстов, подписанных именем Абу-Курры, достигает 43 – все они опубликованы в PG 97. В конце XIX в. были обнаружены и постепенно изданы 14 сочинений Абу-Курры, составленных на арабском языке; особенно примечательно среди них издание Басха 531 , в котором было опубликовано сразу 10 произведений. Следует отметить, что несколько трактатов, опубликованных ранее на греческом языке, оказались переводами с арабского 532 . Также известны, но, к сожалению, по-видимому, утрачены сочинения Феодора Абу-Курры на сирийском языке, о которых он сам упоминает в своем трактате «На смерть Христа» 533 . Несмотря на то что творчество Феодора Абу-Курры исследуется уже давно и его значение в истории христианской литературы весьма велико, о его жизни мы знаем черезвычайно мало, а все, что мы знаем, подвергается сомнениям теми или иными учеными. Нет его полного жизнеописания, и даже в своих произведениях он не дает практически никаких автобиографических сведений. Большинство исследователей, занимавшихся составлением биографии Абу-Курры, склоняются к мысли, что он родился в городе Эдесса 534 . В поддержку такого предположения можно привести несколько аргументов. Во-первых, Феодор Абу-Курра в сочинении монофизитского хрониста Михаила-сирийца упоминается как «халкидонит из Эдессы» 535 ; во-вто-рых, в своем трактате в защиту икон он сам пишет «наш город, благословенная Эдесса» 536 . Дата рождения Абу-Курры также точно неизвестна, однако существует предположение, что он родился около 750 г. Такое предположение основывается на соотнесении жизни Абу-Курры и Иоанна Дамаскина , а также на том, чт о, как известно, одновременно с тем, как Фома был патриархом Иерусалима, Феодор Абу-Курра был уже епископом города Харран.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Преп. Феодор Студит принадлежал к числу самых замечательных деятелей Православия в VIII и IX веках. Студитом он назван по имени знаменитого в Византии Студийского монастыря, который всецело был обязан преп. Феодору своим образцовым благоустройством и процветанием, историческим значением для монашества и выдающимися заслугами перед Православной Церковью . Во время преп. Феодора течение исторических событий в православной Византии выдвинуло для обсуждения и практического решения ряд жгучих принципиальных вопросов, которые тесно переплетались с существенными сторонами церковной жизни и неизбежно должны были так или иначе влиять на судьбу византийско-восточной ортодоксии. Преп. Феодор Студит был, можно сказать, единственным борцом за Православие и самым выдающимся защитником Церкви и ее установлений в критический период церковно-исторической жизни, самым страстным и убежденным вдохновителем современного ему общества в делании добра и правды, лучезарный свет которых стал меркнуть под напором иконоборческих идей и открытого попирания евангельских заповедей и церковных канонов, самоотверженным организатором византийско-восточного монастырского строя, клонившегося к упадку под воздействием политически вольнодумного, светско-либерального иконоборчества. Своей разнообразной и плодотворной церковно-общественной деятельностью этот святой отец дал содержание целой исторической эпохе (в VIII–IX веках), обозрение которой в некоторых деталях вызывает глубокий научный интерес. Глава первая. Юность преподобного Феодора и первоначальная его деятельность в Саккудионском монастыре Преп. Феодор Студит родился в 759 году в Константинополе, в богатой и знатной семье. Его отец Фотин занимал должность царского казначея при дворе византийского императора Константина V Копронима (741–775). 1 Фотин находился в родстве и дружбе со многими членами столичной аристократии и пользовался всеобщим уважением за добросовестное исполнение обязанностей, за просвещенность и твердость религиозных убеждений. 2 Мать преп. Феодора, Феоктиста, также происходившая из видной византийской фамилии, была сестрой известного византийского подвижника Платона, игумена обители Символов на вифино-мизийской (в Малой Азии) горе Олимпе. Искренняя вера и горячая любовь к Богу, безукоризненная чистота нравов, наклонность к аскетизму, строгое и ревностное исполнение религиозных обязанностей, любовь к своим и чужим, добросовестное следование долгу – вот некоторые из свойств Феоктисты, выделявшие ее среди женщин современной ей Византии. В своей семье Феоктиста пользовалась большим авторитетом и оказала в высшей степени благотворное влияние на старшего своего сына Феодора. Признательный сын по смерти Феоктисты произнес в честь ее красноречивое, проникнутое искренней любовью похвальное слово, в котором ярко охарактеризовал нравственный облик матери и ее выдающуюся моральную деятельность. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

До 1448 года Русская Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата и жила по византийским   законам. Эти законы были объединены в Номоканон, который появился на славянском языке под именем Кормчей книги. Поскольку Церковь и государственная власть Византии (как и Руси) не были разделены, Номоканон включал в себя как постановления церковных соборов, так и указы императоров. Греческий патриарх ставил митрополита в Киев, а тот посвящал епископов в разные княжества, границы которых первоначально совпадали с границами епархий. Это приводило к тому, что нередко чисто церковные вопросы переплетались или даже подменялись вопросами церковной и княжеской политики или просто борьбой за власть, как, например, в деятельности ростовского епископа Феодора в XII веке, одного из первых, осужденных на Руси за ересь. Ставленник владимирского князя Андрея Боголюбского, священник Феодор добился посвящения в епископский сан в Константинополе, минуя киевского митрополита (князь Андрей хотел видеть Феодора независимым от греков владимирским митрополитом всея Руси). Феодор (которого стали звать Федорец — белый клобучок) обосновался в Ростове и не захотел ехать в Киев за митрополичьим благословением, к чему призывал его прежний покровитель, Андрей Боголюбский. Киевский митрополит Константин (по происхождению грек) распорядился никому в Церкви не признавать Феодора. Возмущенный Феодор, по свидетельству летописцев, впал в неистовство, захватывая всех, кто отказался его признавать, и люто их мучая. Вскоре он был схвачен князем Андреем Боголюбским и отправлен в Киев. Отказавшись каяться, изрекая хулы на всякую святыню, Феодор, по повелению киевского митрополита, был казнен «как злодей и еретик». Вряд ли несостоявшийся епископ был вправду еретиком, скорее речь шла о крайней степени душевного помрачения вследствие гордыни. Однако ее следствием явилось и уголовное преступление — истязание ни в чем не повинных людей. Кроме того, он богохульствовал, а за это по греческим законам полагалась смерть. Для Руси это было необычно: смерти предавали обычно возмущавших народ язычников, но не христиан, причем их судила не Церковь, а сам князь или воевода и даже народ самосудом (см. «Повести временных лет»). Вместе с тем полномочия церковного и светского (княжеского) судов не были на Руси четко разделены. Церковь принимала участие в рассмотрении множества дел, в том числе семейных и даже чисто уголовных. Ведению исключительно церковного суда подлежали волхвование, чародейство, кощунство, еретичество, совершение христианами языческих обрядов. Наказания полагались следующие: отлучение от причастия разной продолжительности и штрафы. Если, например, муж не мог отвадить жену от чародейства, то был обязан платить за нее постоянный штраф епископу, жена же отлучалась от Церкви.

http://pravmir.ru/eres-prestuplenie-neug...

Закрыть itemscope itemtype="" > Критский собор 23.01.2017 1300 Время на чтение 13 минут Незаконный плод внебрачных отношений Совершая паломничество на Святой Горе Афон в междулетие 2016-17 годов в одном из монастырей познакомился с работой греческого богослова протопресвитера Феодора Зисиса, посвященной животрепещущей теме прошедшего Критского собора. Труды автора переводились в России, они пользуются определенным интересом и благодаря занимаемой им позиции защитника Православной веры, и в виду авторитета о. Феодора Зисиса на его родине. Протопресвитер Феодор Зисис родился в 1941 году на острове Tacoc в селении Панагия в семье священника. В 1965 году окончил богословский факультет Фессалоникского университета . Аспирантуру окончил также в Салониках , на кафедре исторического богословия, под руководством известного патролога П. Христу. В 1971 году за диссертацию «Человек и Вселенная в домостроительства Божием по учению святителя Иоанна Златоуста» ему была присвоена докторская степень, а в 1973 году за исследование «Искусство девства. Святые отцы Церкви в защиту безбрачия» его назначили доцентом богословского факультета. В 1972-1973 и 1979-1980 годах отец Феодор находился на повышении квалификации в Западной Германии (г. Бонн). Представив на кафедру вместе с другими публикациями большую монографию « Геннадий II Схоларий . Житие - Писания - Учение», в 1980 году он был избран штатным преподавателем патрологии. В 1982 году после разделения богословского факультета ФУА на два отделения, перешёл на отделение пастырского и социального богословия. Дважды был деканом этого отделения. Сразу после основания патриаршего Института патристических исследований при монастыре Влатадон, о. Феодор стал его научным сотрудником, затем выполнял обязанности директора Института (1977 - 1986), а также редактора и учёного секретаря (1968 - 1970) журнала «Наследие», издаваемого патриаршим Институтом. В 1970 году стал научным сотрудником Центра византийских исследований ФУА, затем заведующим отделом богословия (1988-1998), а впоследствии - директором самого Центра (1991-1995). Отец Феодор - член редакционной коллегии журнала «Византийское наследие» и других изданий Центра. В течение ряда лет был председателем Союза богословов Северной Греции и издавал журнал Союза «Богослов». Неоднократно был организатором и активным участником различных международных научных конференций.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/24/...

Преподобного и богоносного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского, слово похвальное на рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Подготовка текста, перевод и комментарии Е. Г. Водолазкина ФЕОДОРА, ИГУМЕНА СТУДИЙСКОГО, СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ НА РОЖДЕСТВО КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА Имя Феодора Студита – одно из самых значимых для древнерусской духовной жизни византийских имен. Уже в 1065 г. созданный им Студийский устав был введен в Киево-Печерском монастыре св. Феодосием Печерским . Творчество Феодора Студита , широко известное на Руси, помогало становлению оригинальной русской гомилетики. Преподобный Феодор Студит (759–826) вошел в историю как выдающийся аскет, церковный деятель и писатель. Приняв монашество в 22 года, он поселился в Саккудионском монастыре в Малой Азии и стал впоследствии его игуменом. В 798 г., спасаясь от набегов арабов на малоазийское побережье, преп. Феодор с учениками переезжает в константинопольский Студийский монастырь. С его деятельностью в этом монастыре связан знаменитый Студийский устав монашеской жизни. Судьба Феодора Студита складывалась весьма драматично. За обличение развода и нового брака императора Константина VI он был подвергнут истязаниям и ссылкам. Много бедствий пришлось претерпеть ему и за его борьбу с иконоборчеством. В истории церкви Феодор Студит остался как один из главных апологетов иконопочитания. Этой теме им посвящены три книги «Опровержений», затрагивается она и в иных его трудах. Отголоски полемики с иконоборцами находим и в публикуемом ниже Слове на рождество Иоанна Предтечи. Кроме того, Феодор Студит активно выступал против цезаропапизма за внутреннюю свободу церкви. Главным трудом Феодора Студита считаются написанные им Большой и Малый катехизисы, содержащие поучения к братии. Тексты из этих книг были известны на Руси уже в XI в. Перечисляя творения Феодора Студита , его жития (их два, и одно из них лежит в основе другого) говорят также о существовании «Похвальной книги», содержавшей слова к праздничным дням. Из этой книги в настоящее время известно 12 слов, в том числе Слово на рождество Иоанна Предтечи и Слово на усекновение главы Иоанна Предтечи. Возможно, особый интерес Феодора Студита к личности выдающегося пророка в определенный степени объяснялся наличием в Студийском монастыре великолепного храма Иоанна Предтечи. Но гораздо более важной нам представляется внутренняя связь этих двух подвижников. Не случайно одно из житий Феодора Студита, имея в виду обличение им безнравственности императора, прямо уподобляет его Предтече. Чтобы оценить всю меру мужества этого поступка, следует вспомнить, что новый брак Константин VI заключал с двоюродной сестрой Феодора Студита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Предисловие переводчика Феодор Анагност ( Θεοδρος ναγνστος, Theodorus Lector) – ранневизантийский автор первой половины VI столетия. Своё прозвище («Анагност», т. е. «Чтец») получил в силу того, что был чтецом в Церкви святой Софии в Константинополе. Известно, что он на основе сочинений Сократа Схоластика , Созомена и Феодорита Кирского составил Компендиум церковной истории, так называемую «Трёхчастную историю» (Historia Tripartita). Его собственная «Церковная история», служащая продолжение Компендиума, сохранилась, к сожалению, только в кратких извлечениях. Она делилась на две книги и охватывала события приблизительно 70-летнего периода от смерти императора Феодосия II (450 г.) и до коронации императора Юстина (518 г.). Извлечения из «Церковной истории» дошли до нас в двух рукописях: оксфордский codex Barroniacus и парижский codex Regius. Составление извлечений приписано средневековому византийскому историю Никифору Каллисту (XIII-XIV вв.), однако в настоящее время исследователи подвергают сомнению это утверждение. Предположительно, извлечениями из сочинения Феодора Анагноста пользовался уже Феофан Исповедник (VIII-IX вв.) для составления своей «Хронографии». Несколько небольших, но ценных фрагментов феодоровской «Церковной истории» сохранилось в сочинении Иоанна Дамаскина (VII-VIII вв.) «Об иконах», в «Деяниях» Седьмого Вселенского собора (787 г.) и в Свиде (X в.). По сохранившимся извлечениям видно, что Феодор Анагност написал своё сочинение с прохалкедонских и антианстасьевских позиций. При издании извлечений их принято делить на 102 параграфа: 37 для первой книги и 65 для второй. Однако, очевидно, что извлечения из второй книги ограничены 1–37 параграфами, остальные (38–59 и 60–65, соответственно, образующие «Дополнение первое» и «Дополнение второе») представляют извлечения из сочинений какого-то другого автора (или авторов). «Дополнение первое» (параграфы 38–59) – это пересказ некой «Церковной истории», написанной с проанастасьевских позиций. Возможно, это выдержки из недошедшего сочинения Иоанна Диакриномена (VI в.). На это указывает, в частности, совпадение сообщения параграфа 31 (из 2 книги), где Феодор Анагност ссылается на Иоанна, и сообщения параграфа 59 (из «Первого Дополнения»). Однако окончательно принятию этого предположение препятствует указание патриарха Фотия (IX в.), отождествлявшего Иоанна Диакриномена с Иоанном Эгейский, о том, что его сочинение было доведено до времён императора Зенона и северианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

Скачать epub pdf Протоиерей Феодор Зисис. Краткая биографическая справка Протопресвитер Феодор Зисис – профессор пастырского отделения факультета богословия Фессалоникийского Аристотелевского Университета (ФАУ). Родился в 1941 году в местечке Панагия на острове Тасос (остров в северной части Эгейского моря). Детские годы провёл в селе Меси близ города Комотини (город в западной Фракии, на северо- востоке Греции). Окончил богословский факультет ФАУ с учёной степенью магистра, затем продолжил учёбу в Западной Германии. Некоторые жизненные вехи: 1973 год – доцент; с 1980 года – штатный преподаватель патрологии на богословском факультете ФАУ, заведующий отделением византийского богословия Центра византийских исследований ФАУ; в 1991–1995 годах – директор того же Центра. На различных межправославных и межхристианских конференциях представляет Вселенскую Патриархию и Элладскую Православную Церковь . В недавнем прошлом – научный сотрудник и смотритель Патриаршего института патристических исследований, научный сотрудник Центра византийских исследований ФАУ, председатель Союза богословов Северной Греции. Издатель и редактор альманаха " Θεοδρμα« («Жизнь по заповедям»). Автор книг: «Человек и Вселенная в домостроительстве Божием по учению святителя Иоанна Златоуста » – 1971 год, «Искусство девства. О браке и безбрачии по творениям святых отцов» – 1973 год, «Геннадий II Схоларий» – 1980 год, «Научная технография. Как пишутся научные работы» – 1985 год, «Богословы Салоник» – 1989 год, «Оевропеизировались. Наше европейское рабство» – 1994 год, «Уния: осуждение и оправдание. Фрейсинг-Баламанд» – 2002 год и многих других (всего около 100 различных печатных изданий). Владеет немецким и французским языками. ПРЕДИСЛОВИЕ Утром 26 декабря 2004 года, на второй день Рождества Христова 1 всё человечество содрогнулось от небывалой катастрофы, происшедшей в приморских районах Юго-Восточной Азии и вызванной приливной волной вследствие сильнейшего землетрясения. Цунами повлекло за собой сотни тысяч жертв, материальный же ущерб вообще не поддаётся исчислению. За несколько минут неповторимые по своей природной красоте места, этот подлинный рай, превратились в пустынные болота с грудами развалин.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/b...

Том II Преподобный Феодор Студит , его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита О монашестве Иван Иванович Соколов (1865–1939) – выдающийся русский историк Церкви и канонического права, блестящий представитель отечественного византиноведения, церковно-политический деятель, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии. Его имя и труды уже достаточно хорошо известны современному российскому читателю. В настоящий том его сочинений вошли впервые издаваемые «Лекции по истории Греко-Восточной церкви», читанные знаменитым учёным студентам Академии в 1913–1914 учебном году и затрагивающие время от торжества Православия в 843г. до падения Константинополя в 1453г. На основе систематизации огромного церковно-исторического материала автор выстраивает стройную концепцию византинизма, наиболее подробно рассматривая отношения светской и церковной властей, духовное просвещение и богословскую науку в Византии. В приложении к «Лекциям...» печатаются работы И. И. Соколова , тематически прилегающие к основному тексту и дополняющие его: «Преподобный Феодор Студит , его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность», «Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита » и «О монашестве». Для всех интересующихся историей Церкви и историческими судьбами Православия. VII. Учёное богословское общество в Византии Наконец, оживлению научно-богословских интересов в разработке богословской науки в Византии немало содействовало «Учёное богословское общество». Это был кружок учёных византийских деятелей, группировавшихся обыкновенно при царском дворе и находившихся под покровительством византийских императоров. Известно, что басилевсы династий Македонской, Дук, Комнинов и Палеологов любили науки и просвещение, собирали к своему двору всех выдающихся учёных, вступали с ними в беседы по вопросам научного знания, организовывали как бы научные собрания. И, таким образом, содействовали возникновению учёного сообщества, существование которого можно проследить в течение почти всей нашей эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010