А.А. Половцов Шакловитый, Феодор Леонтьевич Шакловитый , Феодор Леонтьевич, окольничий, начальник Стрелецкого приказа (год рождения неизвестен, казнен 12-го сентября 1689 г.), был родом, по мнению одних, из села Новоселок, близ Брянска (по Устрялову, близ Курска), а по мнению других, из села Новоспасского, около Курска. Никаких определенных сведений о Шакловитом мы не имеем до 1673 года, когда он был взят в подьячие Тайного приказа. О прежней службе Шакловитого сохранилось лишь упоминание в повествовании XVII в. «О расстриге С. Медведеве», где говорится, что Шакловитый «первее получи малый чин, подьячих глаголемых площадных, потом бысть в приказе тайных дел, в том же чине и имени». В 1682 г. мы видим Шакловитого уже думным дьяком, читающим 17-го сентября в заседании Боярской Думы доклад по делу кн. Хованского, а 10-го декабря того же года царевна София назначает его начальником Стрелецкого Приказа. Поручение в то смутное время такой важной должности, где Шакловитый мог располагать грозной силой стрельцов и в то же время ведал тайную полицию (так как в Стрелецком Приказе часто бывали розыски по доносам и изветам), – показывает, каким доверием он уже тогда пользовался у царевны. Шакловитый быстро сумел обуздать распущенных Хованским стрельцов, удалив наиболее неспокойных из Москвы, а остальных приструнив крутыми мерами. Этим он дал Софье случай окончательно убедиться в его такте и энергии. В преданности же Шакловитого Софье нечего было сомневаться, так как в ее могуществе он не мог не видеть единственной опоры своего благополучия. Худородный подьячий, благодаря своим личным качествам достигший звания окольничего и высших служебных степеней и сделавшийся одним из первых лиц в государстве, Шакловитый искренно презирал тогдашнее родовитое боярство за его исключительную преданность местническим традициям и отзывался об нем, как о «зяблом дереве». Боярство же того времени тянуло к Нарышкиным, видя в партии Софьи продолжателей реформ царя Феодора Алексеевича. Поэтому Шакловитый, прекрасно понимая, что бояре его ненавидят как выскочку и не поцеремонятся с ним, если восторжествуют вместе с Нарышкиными, сделался верным приспешником Софьи и все свои силы отдал на служение ее делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

По приведенному выше сообщению Н. К. Ксанфопула, первыми редакторами Постной триоди были – свв. Феодор и Иосиф Студиты. Но после того, как оказалось недостоверным другое известие этого писателя – о песнотворческой деятельности св. Иосифа, сомнительным представляется и его сообщение о первых редакторах, даже если бы его относить к одному только св. Феодору. триоди X-XI вв. по своему плану и составу представляют такое разнообразие, что вывести их генеалогически из одной редакции совершенно невозможно. Кроме того, некоторые из них сохранили ясные следы того, что, именно, вышло из рук св. Феодора Студита , а также – св. Иосифа Песнописца: вероятно, это были лишь собрания их трипеснцев, седальнов и стихир. Такими следами являются старые заголовки этих собраний, сохраняющиеся пред службой понедельника первой седмицы и совершенно неимеющие никакого смысла после заглавия, стоящего в начале триоди. Например, в ватиканской триоди 771 пред службой понедельника читаем: Τριδια σν Θε τς γας τεσσαρακοστς τσσαρα; δο το σου ωσφ: κα ν το μακαρου Κλμεντος. κα τερον το μεγλου Θεοδρου. В другой ватиканской триоди из собрания Pii II 30 на указанном месте стоит: Σν Θε τριδια ποημα ωσφ κα Θεοδρου. В триоди лавры св. Афанасия Г-15 тоже есть аналогичный заголовок: Τριδια τς γας τεσσαρακοστς ποημα ωσφ κα Θεοδρου. Против всего сказанного и в защиту редакторства св. Феодора можно возразить, что в IX веке могло появиться и существовать несколько различных редакции триоди, что редакция св. Феодора была лишь первою из них, и что между разнообразными по составу триодями может оказаться не­большая группа, в которой сохраняются остатки редакции св. Феодора. Но и такое предположение не оправдывается рукописями. От XI века мы имеем очень подробное, т. ск., инвентарное описание студийской триоди этого времени – в уставе патриарха Алексия. К нему довольно близко по составу подходит целый ряд рукописей, например, триоди: синайская 734–735, ватопедская 315–949, ватиканская 771, из славянских – Орбельская, синодальная 319 и др., но никаких следов редакции св. Феодора найти в них нельзя. По сообщению Н. К. Ксанфопула, св. Феодор собрал в своей редакии все песнопения предшествовавших ему песнописцев, по проверке же оказывается, что ни одна студийская триодь не содержит даже полного комплекта Иерусалимских самогласнов. В виду всего этого мысль о редакторстве св. Феодора следует оставить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРАВЛЕНИЕ ЦАРЕВНЫ СОФИИ Польские интриги для возмущения Малороссии. – Князь В. В. Голицын и его политика. – Священный союз против турок. – Россия приглашается вступить в него. – Вечный мир с Польшею и вступление в Священный союз. – Подчинение киевского митрополита московскому патриарху. – Сношения с гетманом Иваном Самойловичем по этому случаю. – Избрание в киевские митрополиты князя Гедеона Четвертинского. – Сношение с восточными патриархами по поводу подчинения киевской митрополии московскому патриарху. – Первый крымский поход. – Посольство Шакловитого в полки. Свержение Самойловича, избрание Мазепы в гетманы. – Лазарь Баранович. – Побуждение от турецких христиан к возобновлению военных действий. – Второй крымский поход. – Сношения с европейскими и азиатскими государствами в правление Софии. – Нерчинский договор с Китаем. – Внутренняя деятельность правительства. Московская смута отозвалась на юге, в странах козацких; вести о ней произвели движение и за границею, порадовали врагов России: в Польше возбудилась надежда воспользоваться смутою и оторвать Малороссию от Москвы. С этою целию по приказу королевскому гетман польский Яблоновский отправил прелестные листы к Григорию Дорошенку и к бывшему киевскому полковнику Солонине. Листы были подосланы с двумя монахами, которых отправил в Малороссию львовский епископ Иосиф Шумлянский, надеявшийся быть киевским митрополитом в случае отторжения Малороссии от Москвы. У тех же монахов найдена была инструкция, что разглашать в Малороссии: «1) Начать с Полтавы, потому что ее жители склоннее других к восстанию против Москвы. 2) Разглашать, что Самойлович хочет искоренить козаков и для того лучших полковников обратил в простые козаки. 3) Москва плавает в своей крови; это наказание божие за то, что не помогла ни императору, у которого султан отбирает теперь остальную Венгрию, ни Польше. Царь Феодор Алексеевич хотел подать помощь Польше, но бояре не позволили, а потом и жену его, которая носила польскую фамилию Грушевских, отравили, напоследок и самого царя извели и весь род царский истребить хотели, за это Бог и отомстил им жестоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОР (ПОЗДЕЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Феодор (Поздеевский) Родители архиепископа Феодора (Поздеевского) и его младшая сестра Прасковья. Конец XIX - начало XX века. Фото передано Л. И. Оперинской, племянницей вл. Феодора. Архив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии Архиепископ Феодор (Поздеевский) со своим отцом и братом Николаем Архиеп. Феодор (Поздеевский). Фото из архива КГБ, 1937 год Архиепископ Феодор (Поздеевский), одна из последних фотографий : " Поздеевский обвиняется как руководитель нелегального к/р " иноческого братства имени князя Даниила " ... По прямым указаниям руководителя организации Поздеевского в 1935г. был создан ряд контрреволюционных групп - ячеек организации, объединенных в т.н, " домашние нелегальные церкви " ( " скиты " , " обители " и т.д.)... По указаниям Поздеевского, Холмогоров и Коренченко проводили вербовку вербовку новых членов в к/р организацию церковников, тайные постриги ... По вопросам практической а/с деятельности беседовал и давал указания участникам организации архимандриту Поликарпу (Соловьеву), тайному монаху Коренченко, Михаилу Карелину, церковницам Марии Ганзиной, А.Ф.Туловской и др., приезжавшим к нему в Сыктывкар из Москвы... Создал в Сыктывкаре нелегальную к/р группу в составе Алексеева А.А. и Каретниковой А.А. Последняя была его послушницей и работала в организации по выполнению его заданий по связям... Встречался в 1936г. в к/р целях с епископом Германом (Ряшенцевым) , находившимся вместе с ним в ссылке в Сыктывкаре... " 22 октября 1937 года тройкой при УНКВД по Ивановской области был приговорен к расстрелу. Незадолго до своей кончины принял схиму с именем своего покровителя преп. Даниила Московского , оставаясь однако в оппозиции. Расстрелян 23 октября 1937 г. в Ивановской внутренней тюрьме УНКВД. Реабилитирован 1 марта 1989 года (по 1931 г. репрессий), 23 марта 1989 года (по 1937 г.), 21 июля 1989 года (по 1935 году), 7 мая 1992 года (по 1924 году).

http://drevo-info.ru/articles/19110.html

А.А. Половцов Феодор Алексеевич, царь Феодор Алексеевич , царь (р. 30 мая 1661 г. † 27 апреля 1682 г.), сын царя Алексея Михайловича и супруги его, царицы Марии Ильинишны Милославской. Крестины произошли ровно через месяц; царь Алексей Михайлович присутствовал в этот день у обедни в церкви Спаса Нерукотворенного, а затем был стол в Грановитой палате. Кормилица Ф. А., Анна Ивановна, до смерти получала в виде пенсии 8 руб. в год (прежний оклад жалованья), да кормовых по 6 денег, или по 3 копейки, на день. Дядьками его были: боярин кн. Феод. Феод. Куракин и думный дворянин Иван Богд. Хитрово; мамой – верховная боярыня Анна Петровна Хитрово (вдова Степ. Тарас. Хитрово), пользовавшаяся большим влиянием при дворе, женщина умная, но злая. Второй мамой, по свидетельству И. Е. Забелина, была кн. Праск. Бор. Куракина, но в родословной кн. Куракиных таковой нет; единственная подходящая по годам и положению – кн. Марья Борисовна Куракина, жена кн. Григория Семеновича, могла быть весьма недолго, так как скончалась в 1661 г. Первым учителем царевича был подьячий Посольского приказа Памфил Беляников, а с 1672 г. воспитателем определен был знаменитый богослов и ученый того времени Симеон Полоцкий , ставший лично известен царю Алексею Михайловичу еще во время Польской войны 1655 г. Выбор Симеона Полоцкого в наставники царевича указывает на повышение требований, предъявляемых к учителю царских детей. Вот как в немногих словах П. Н. Полевой характеризует Симеона Полоцкого и его общественную и литературную деятельность в Москве. «Симеон Полоцкий не только представлял собой ходячую энциклопедию современной образованности, но еще при этом был большой мастер и легко передать, и красиво изложить знания свои и приохотить к науке. Занимаясь воспитанием царевича, он в то же время и беспрестанно успевал говорить проповеди, писал стихи по поводу каждого сколько-нибудь замечательного события, сочинял драмы для домашнего дворцового театра, вел полемику с раскольниками, заботился о распространении образованности в России – одним словом, не оставлял без ответа ни один из тех вопросов, разрешения которых настоятельно требовала живая современность».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Преподобный Алексий Зосимовский      Книга посвящена преподобному Алексию Зосимовскому (Соловьеву; 1846–1928), старцу-иеросхимонаху, затворнику Зосимовой пустыни, который на Всероссийском Поместном Соборе в ноябре 1917 года вытянул жребий избрания митрополита Тихона (Белавина) Патриархом Московским и всея России. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. В книге собраны фрагменты жития старца, его наставления, советы. Преподобный Алексий Зосимовский (в миру Федор Алексеевич Соловьев) родился 17 января 1846 года в Москве в многодетной семье священника. С самого раннего возраста отрок прислуживал в алтаре своему отцу. В 1866 году Федор Соловьев окончил семинарию, в 1867 году женился. Молодой выпускник семинарии был рукоположен в диаконы, и митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил отца Феодора служить в храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах. В 1868 году у отца Федора родился сын Михаил. Заметное влияние на судьбу и духовное возрастание отца Феодора оказал настоятель Толмачевской церкви протоиерей Василий Нечаев (будущий епископ Виссарион). Прихожане уважали его за благоговейное служение, доброе и чуткое сердце. Отец Василий занимался еще и литературным трудом — был редактором и основным автором известного тогда журнала «Душеполезное чтение», который издавался при Толмачевском храме. В 1873 году молодой диакон Феодор овдовел, и отец настоятель загрузил его работой в редакции. В отце Феодоре проснулся интерес к литературной деятельности, и он начал писать статьи в журнал, некоторые из этих статей были изданы отдельными брошюрами. Кроме богослужений в храме, отец Феодор участвовал вместе с отцом Алексием Мечевым, тогда еще диаконом, в народных чтениях. В мае 1895 года отец Феодор Соловьев после двадцативосьмилетнего служения покинул Николо-Толмачевский приход, а в июне он был рукоположен в священника и определен в штат Кремлевского Успенского собора. Уже через два года отец Феодор был единогласно избран духовником соборного причта, а еще через год, незадолго до ухода в монастырь, стал протоиереем.

http://pravoslavie.ru/sm/91756.htm

(Соловьёв Фёдор Алексеевич; 17.01.1846, Москва - 2.10.1928, Сергиев (совр. Сергиев Посад)), прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых), схим., старец Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни . Род. в многодетной семье прот. А. П. Соловьёва, настоятеля ц. Симеона Столпника в Москве, в 8 лет потерял мать; с детства был серьезен и рассудителен, пел в церковном хоре, прислуживал отцу в алтаре. Окончил Андрониевское ДУ, в 1866 г.- Московскую ДС. Во время учебы в уч-ще в результате несчастного случая ослеп на левый глаз: когда юноша звонил в колокол, язык колокола ударил его по голове. Не чувствуя в себе призвания к богословской науке, Ф. Соловьёв решил не продолжать образование в ДА и служить Господу в сане диакона. 12 февр. 1867 г. он женился на А. П. Смирновой, старшей дочери друга их семьи, священника ц. св. Климента на Варварке, обучавшего Фёдора грамоте. 19 февр. свт. Филаретом (Дроздовым) Ф. Соловьёв был рукоположен во диакона к ц. свт. Николая в Толмачах, к-рой покровительствовал святитель. Обладая прекрасными вокальными данными, о. Феодор стал одним из самых знаменитых диаконов в Москве. Большое влияние на его судьбу оказал настоятель толмачевской церкви прот. Василий Нечаев (впосл. еп. Костромской и Галичский Виссарион ), редактор и основной автор ж. " Душеполезное чтение " , издававшегося при храме. В 1872 г. от скоротечной чахотки скончалась жена о. Феодора и на его руках остался двухлетний сын. Желая помочь молодому человеку пережить постигшее его горе, прот. Василий загрузил о. Феодора редакционной работой, вскоре тот начал писать для журнала статьи, отдельной книгой вышел его труд " Московская Николаевская в Толмачах церковь " (МДА, 1872). О. Феодор также участвовал вместе с прот. св. прав. Алексием Мечёвым в народных чтениях, преподавал Закон Божий в сиротском приюте, в частном приюте Смирновой и в домах прихожан, в т. ч. у известного славянофила Ю. Ф. Самарина . 5 июня 1895 г., после 28-летнего служения, диак. Феодор Соловьёв был рукоположен во священника к Успенскому собору в Кремле, где митр. Московский Сергий (Ляпидевский) решил восстановить древний столповой распев . Через 2 года о. Феодор был единогласно избран духовником соборного причта, в 1898 г. стал протопресвитером и был награжден камилавкой.

http://pravenc.ru/text/174604.html

Сортировать по Исключить новости Хоть день, да мой — и пред престолом Божиим! В дверь постучали. За спиной председателя колхоза стояли военные. Отец Феодор сразу все понял: «Вы, очевидно, за мной. Прошу детей не будить» 8 апреля, 2016 В дверь постучали. За спиной председателя колхоза стояли военные. Отец Феодор сразу все понял: «Вы, очевидно, за мной. Прошу детей не будить» Мы продолжаем вспоминать святых XX века — новомучеников и исповедников Российских. Это не просто дань истории — совсем недавней, если подумать, истории нашей Церкви. Это рассказы о людях, священниках и мирянах, обремененных бытом, семьями, переездами, проблемами — и тем не менее никогда не колебавшихся в выборе, жить ли бесскорбно или жить со Христом. В этом выпуске — рассказы о тех подвижниках, память которых празднуется в апреле. 10 апреля (здесь и далее — по новому стилю) — день памяти мученика Иоанна Чернова.Иван Алексеевич Чернов родился в 1880 году в деревне Алексеевка Калужской губернии в семье крестьянина. Окончив школу, Иван, как и отец, стал заниматься сельским хозяйством. После коллективизации он уехал из родных мест и устроился работать на Наро-Фоминскую фабрику, но когда администрации стало известно, что он исполняет в местной церкви обязанности псаломщика, с фабрики его тут же уволили, и пришлось вернуться в деревню. Все жители Алексеевки были прихожанами Введенского храма в соседнем селе Котово; к концу тридцатых годов священники, служившие там, были арестованы, и богослужения прекратились. Иван Алексеевич стал добиваться назначения в храм священника и возобновления жизни прихода. Составив соответствующее письмо, он ходил по домам крестьян, собирая подписи за открытие храма. В день выборов в Верховный Совет Иван Алексеевич, придя на избирательный участок, вместе с бюллетенем опустил в урну письмо на имя кандидата в депутаты от их района. «Добрый день, многоуважаемый наш помощник и посредник народа Михаил Петрович,— писал он.— Мы Вас посылаем все наши нужды рассказать перед высшими органами.

http://pravmir.ru/hot-den-da-moy-i-pred-...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Ртищев, Феодор Большой Михайлович Ртищев, Феодор Большой Михайлович, окольничий, «милостивый муж»; род. в апреле 1626 г., ум. 21-го июня 1673 г.; сын Михаила Алексеевича Ртищева, Лихвинского городового дворянина, и жены его Иулиании Феодоровны, урожденной Потемкиной. Детство Ф. М. Р. протекло, по всему вероятию, то в Москве, то в вотчине отца – селе Покровском, находившемся в 15 верстах от Лихвина и в 5 от древнего Покровского Доброго монастыря, а в 1635–36 гг. в Темникове, городе в Мордовской земле, куда его отец был назначен воеводой. К сожалению, неизвестны подробности того, как рос и воспитывался Р. вместе со своей старшей сестрой Анной и младшим братом, носившим тоже имя Феодора. Несомненно, однако, что, так как М. А. и И. Ф. Ртищевы были людьми благочестивыми и набожными, уделявшими от своего незначительного состояния и на благолепие храма, и на нужды братии, то и дети росли в страхе Божием и привыкли больше думать о своих ближних, чем о себе. По словам Н. Н. Кашкина, написавшего биографический очерк Ф. М. Ртищева, он «воплотил в себе идеал высшей нравственности русского мирянина XVII в.» Профессор В. О. Ключевский сравнил его с маяком: по его мнению, он принадлежал к тем людям, которые «из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь». По своей близости к Царю Алексею Михайловичу, поручавшему ему выполнение важных государственных дел, Р. занимал выдающееся место среди высшей придворной знати, но современники оценили его главным образом не с этой точки зрения. Он стоял для них на недосягаемой высоте вследствие того, что целью своей частной жизни поставил служение страждущему и нуждающемуся человечеству. Вскоре после его кончины было составлено: «Житие милостивого мужа Феодора, званием Ртищева» – явление чрезвычайно редкое для мирянина старинной Московской Руси, так как в те времена составлялись, главным образом, жизнеописания святых и духовных лиц, а не мирян. Р. рано лишился матери, и ее предсмертные наставления укрепили в нем желание угодить Богу. Усердное посещение церкви, созерцательная молитва , пост, служение сирым и убогим, проявление «смирения истинного, кротости незазорной» с одной стороны и удаление от игр и забав со сверстниками с другой – вот как рисуется нравственный облик отрочества Р. в его «Житии».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Сортировать по Исключить новости «Крестный имеет уникальный доступ к душе крестника». Каким я был подростком Священник Феодор Бородин – о приходе к вере и отпадении в андеграунд 5 июля, 2019 Священник Феодор Бородин – о приходе к вере и отпадении в андеграунд Они не ходили в воскресную школу, не чистили подсвечники в 5 лет и даже не всегда знали слова молитвы «Отче наш». Но когда они выросли, им пришлось искать ответы на самые сложные вопросы, которые только могут возникнуть в голове подростка. Иногда эти поиски выражались в бунте, протесте, отторжении всего, что навязывалось обществом. Хулиганские выходки, уход в себя, чтение взахлеб или тяжелый рок – их родители хватались за голову или просто укоризненно молчали. Тем не менее эти дети пришли к Богу, и когда выросли – стали священниками. Как? Рассказывают они сами – в серии историй «Каким я был подростком». Настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва) протоиерей Феодор Бородин рассказывает «Правмиру» об этой части своей жизни. Христос стал для меня конкретной личностью  У меня не было противостояния с родителями: отец жил в другой семье, а с матерью у нас как-то все было спокойно. Она мне давала достаточно много свободы. Я с детства хотел быть художником, много рисовал и каждый день после школы куда-то ехал – или в студию, или на урок к какому-то художнику. Так у меня не было времени «тусить», бузить и прочее. Я рос в абсолютно не церковной семье до определенного момента. Потом произошла резкая перемена, и я стал ходить в храм. Первый человек, который стал водить меня в храм, – моя крестная, Вера Алексеевна Горбачева . У нее не было своих детей, но она обладала настоящим миссионерским даром: у нее было около 30 крестников, из которых четверо стали священниками. Отец у меня был некрещеный, мать была очень далеко от Церкви, поэтому я как раз очень понимаю, что крестный имеет совершенно уникальный доступ к душе своего крестника и совершенно таинственные права на него – в смысле возможности воздействовать на его душу. Представьте, ребенок из семьи, далекой от Церкви, начинает участвовать в Таинствах, в нем это начинает прорастать и потом в какой-то определенный момент Промыслом Божьим сходятся какие-то разные нити…

http://pravmir.ru/krestnyj-imeet-unikaln...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010