Святейший Патриарх Кирилл ЦВ 11 (432) июнь 2010 /  11 июня 2010 г. Патриаршие дни в Санкт-Петербурге 28–31 мая состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Санкт-Петербургскую и Ладожскую епархию. В эти же дни Санкт-Петербург посетил Патриарх Константинопольский Варфоломей. В рамках визита 29 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Морской собор во имя Свт. Николая Чудотворца в Кронштадте и принял участие в заседании общественно-попечительского совета по возрождению собора. В этот же день в Кронштадт прибыл Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, находящийся с официальным визитом в Русской Православной Церкви. У входа в восстанавливаемый Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви встречали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий. Святейшего Патриарха Варфоломея приветствовала супруга Президента России Светлана Медведева, являющаяся членом Попечительского совета по реконструкции Никольского Морского собора. Она рассказала высокому гостю о ходе реставрации храма — памятника морской славы России. Святейший Патриарх Кирилл совершил в соборе краткий молебен Святителю Николаю Чудотворцу. Выйдя на соборную площадь, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся жителям города и военнослужащим кронштадтского гарнизона с Первосвятительским словом.Затем на площади состоялся торжественный марш почетного караула. Днем Святейший Патриарх Кирилл посетил Большеохтинское Георгиевское кладбище в Санкт-Петербурге и совершил заупокойную литию на месте погребения своих родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых. После богослужения Святейший Патриарх Кирилл направился в Иоанновский женский монастырь на Карповке, где посетил нижний храм-усыпальницу святого праведного Иоанна Кронштадтского, освященный в честь пророка Божия Илии и святой царицы Феодоры. Предстоятель поклонился честным мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского и совершил молитву.

http://e-vestnik.ru/church/patriarshie_d...

     Церковное служение святителя Фотия, Патриарха Константинопольского, пришлось на вторую половину IX века — период, когда была окончательно побеждена ересь иконоборчества, но на смену ей пришла смута политическая: перевороты следовали один за другим, сын предавал мать, друг убивал друга… В этом водовороте земных страстей византийский Патриарх должен был защитить православную веру от еретических нововведений Рима, который в результате длительной иконоборческой смуты потерял духовную и культурную связь с Византией. Для этого святителю Фотию понадобились все его блестящие дарования ученого, политика и богослова. Память этого святого мы отмечаем 19 февраля. От чтеца до епископа за шесть дней 856 год. Славное правление императрицы Феодоры увенчалось полным восстановлением иконопочитания, но закончилось печальным образом: ее сын Михаил сверг свою мать с престола и, получив неограниченную свободу, предался пороку пьянства, за что и получил неблагозвучное прозвище Пьяница. Подлинным правителем империи стал его дядя — Варда. В результате всех этих драматических событий был низложен в 858 году Патриарх Игнатий — императору Михаилу III и стоящему за ним Варде нужен был свой ставленник на Константинопольской кафедре. Патриарха Игнатия оклеветали, обвинив в заговоре, и вынудили — по некоторым сведениям, самыми жесткими мерами — подписать отречение от патриаршества. Будущий святитель Фотий — блестящий ученый, преподающий в университете логику, диалектику, историю философии, математику и богословие, чиновник и дипломат, в то время не помышлял о духовном поприще и даже не имел священнического сана. Однако выбор пал именно на его кандидатуру, и ему пришлось за шесть дней пройти путь от чтеца до епископа. Интронизация состоялась 25 декабря 858 года. Конечно, столь странные обстоятельства возведения на престол нового Патриарха усилили раскол в обществе. И хотя святитель Фотий обладал большим авторитетом, часть верующих встала на сторону гонимого прежнего Предстоятеля. По примеру борцов с ересью иконоборчества «игнатиане» в поисках истины стали искать поддержку в Риме.

http://pravoslavie.ru/101154.html

В.Л. Задворный (католик) Вигилий (Vigilius) 44 29. III. 537 г. – 7. VI. 555 г. Вигилий происходил из знатной римской семьи, его отец Иоанн был консулом (Liber Pontificalis. Vita Vigilii, 1), а брат – сенатором. Получивший хорошее образование, воспитанный в аристократическом духе своей семьи, Вигилий, став клириком Римской Церкви, лелеял мечты о стремительной и блестящей карьере. Будучи диаконом Бонифация II, Вигилий добился того, чтобы Папа назначил его своим преемником. Но затем, как говорилось выше, Бонифаций II отменил свое решение, выступив принципиально против такого способа замещения епископских кафедр. Честолюбивый диакон, переживший тяжелый удар судьбы, решился тогда взойти на кафедру апостола Петра с помощью императорской власти. Направленный апокрисиарием Апостольского Престола в Константинополь, он для исполнения своей мечты вошел в близкое окружение императрицы Феодоры, от которой в империи зависело очень многое, пообещав, что став Папой, он будет благосклонно относиться к ее друзьям монофизитам. Расположение императрицы не замедлило сказаться, когда византийские войска взяли Рим: Папа Сильверий был арестован и сослан, а Вигилий по распоряжению Велизария занял его место. Но став епископом Рима, Вигилий не мог ожидать для себя лучшей участи лишь потому, что сначала зарекомендовал себя преданным рабом прихотей Константинопольского двора. Ведь в то время он был только диаконом, искателем епископской кафедры, теперь же, заняв место низложенного Сильверия, он сам в любой момент мог сделаться объектом интриг (21, с. 91). Напряженность во взаимоотношениях с Константинополем возникла в 544 г., когда император Юстиниан издал свой знаменитый указ, получивший в дальнейшем название «Трех глав». Его появление было вызвано, в сущности, теми же причинами, что в свое время и издание Генотикона – разделением и ожесточенной борьбой среди византийского духовенства из-за отношения к догматическим определениям Халкидонского Собора. В разгар полемики вокруг халкидонских догматов вдруг возник вопрос о православности трех лиц, а именно Феодора епископа Мопсуэстского, Феодорита епископа Кирского и Ивы епископа Эдесского. Все они умерли в V в., но память о их некоторых, сомнительных высказываниях, которые можно было истолковать в несторианском духе, не изгладилась и в веке следующем, а так как Халкидонский Собор не осудил их, хотя мог это сделать, то монофизиты стали разглашать будто Церковь держится несторианской ереси (24, с. 15 – 16). В указе Юстиниана каждому из этих трех лиц была посвящена отдельная глава или параграф, соответственно таких глав или параграфов было три. Отсюда и произошло название указа – «О трех главах», но вскоре этот смысл забылся и главами стали называть собственно лица Феодора Мопсуэстского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Луи Дюшен (католик) Глава VI. Император Констант Наследники Константина. – Возвращение Афанасия. – Козни евсевиан: соперник Афанасия Пист. – Обращение к папе по александрийскому вопросу. – Вторжение Григория. – Афанасий в Риме. – Восточные епископы и папа Юлий. – Римский собор 340 г. – Отмена постановлений восточных соборов против Афанасия и Маркелла. – Констант – единый повелитель Запада. – Собор «на обновление (храма)» в Антиохии в 341 г. – Смерть Евсевия никомидийского. – Павел константинопольский. – Собор в Сардике; раскол на Востоке. – Переговоры. – Осуждение Фотина. – Возвращение Афанасия в Александрию. – Африканские дела. – Циркумцеллионы. – Миссия Павла и Макария. – Восстановление единства: собор при еп. Грате. У Константина было три брата, дети Констанция Хлора от Феодоры: Далматий, Юлий Констанций и Ганнибалиан. Несочувственно настроенные по отношению к императрице Елене, как это легко понять, они долго жили в удалении от двора. Сперва они жили в Тулузе, но в конце концов сблизились с императором и после смерти Елены достигли высоких почестей. Дельмаций в 333 г. был назначен консулом и даже облечен особым званием цензора, в силу которого ему пришлось разбирать обвинения, взведенные на Афанасия. Юлий Констанций в свою очередь получил в 335 г. почетное звание консула. О третьем, Гапнибалиане, ничего подобного не известно; можно думать, что он умер в молодости, во всяком случае ранее Константина. У Юлия Констанция было четверо детей – два сына и дочь от первого брака и сын от второго брака с Василиной. Этот последний стал впоследствии императором Юлианом; из других двух один, Галл, был кесарем в царствование Констанция. Эти дети были еще слишком малы в момент смерти Константина, чтобы он мог считаться с ними в своих распоряжениях относительно государственных должностей. Но два сына Далматия были старше. Один, тоже Далматий по имени, был назначен кесарем в 335 г.; другой, Ганнибалиан, был облечен властью вассального владетеля соседних с Арменией провинций под именем царя Понтийского. На место объединенной империи Константина опять выдвигалась тетрархия. На Западе Константину II была поручена Галлия, Британия и Испания; на Востоке Констанций с вассальным владетелем Ганнибалианом должен был управлять Малой Азией, Сирией и Египтом; Италия, Африка и области Верхнего Дуная были назначены Константу, третьему сыну Константина; все прочее до Босфора составило удел кесаря Далматия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых Свт. Геннадий II, патриарх Константинопольский и султан Мехмед II. Мозаика Особое место в ряду византийских произведений, посвященных полемике с исламом, занимает житийная литература. В житиях византийских святых находит место ряд тем, так или иначе касающихся ислама. Прежде всего, в них отображены те испытания, которым подверглись христиане из-за нападений мусульман на Византию. Так, святая Феодора Фессалоникийская († 892) вместе с мужем оказывается вынуждена покинуть родной остров Эгину, на который напали арабы. Сообщается, что мусульмане при захвате острова взяли в плен многих жителей, немало их было убито, в том числе и брат святой Феодоры . Преподобный Иосиф Песнописец в детстве вместе с родителями бежал с Сицилии из-за нашествия арабов, а уже в зрелом возрасте он был захвачен пиратами и провел много лет в мусульманском плену . То же нашествие арабов на Сицилию вынуждало дважды покидать родные края другого святого Х века – преподобного Савву Младшего . И в «Житии преподобного Феодора Студита», написанном Михаилом Студитом, говорится, что святому Феодору вместе с другими братиями пришлось оставить Саккудионский монастырь и переселиться в столицу, «так как в то время безбожные агаряне опустошали верхние области и наводили страх смерти на души ближайших жителей» . Преподобная Феоктиста Лесбосская (VIII в.) в 18-летнем возрасте была захвачена в плен арабскими пиратами, напавшими на Лесбос, но смогла убежать, когда корабль сделал временную остановку у необитаемого острова Парос. Здесь святая и подвизалась 35 лет в отшельничестве . В «Житии святого Евфимия Нового» говорится о том, что на остров Неон «диавол напустил сарацин» и часть подвижников оказались в плену у арабов, но спаслись чудесным образом . Также и в житии святого Филарета Милостивого, составленном Никитой Пафлагонским, арабы-мусульмане предстают как орудия диавола, и из-за их набегов святой теряет большую часть своего имущества . Преподобный Феодор Киферский († 961) поселился на острове Кифера, когда тот стал совершенно безлюдным после рейдов Критских арабов, и на протяжении многих лет был его единственным обитателем . Год в турецком плену провел святитель Григорий Палама.

http://pravoslavie.ru/4484.html

Окружное послание патриарха Фотия Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 27 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 От переводчика. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский в 858–867 и 877–886 гг. — одна из крупнейших фигур в истории Византийской империи. Видный церковный и политический деятель, образованнейший человек, прекрасный знаток классической литературы, он проявил себя как разносторонний ученый, богослов и писатель. Рождение Фотия относят к периоду от 800 до 827 г. (современные ученые склоняются к 810 г.). Семья его отличалась знатностью, благочестием, образованностью и богатством: отец, спафарий (меченосец; придворный офицерский чин) Сергий, приходился племянником знаменитому патриарху Тарасию (784–806), восстановителю иконопочитания на VII Вселенском Соборе (787), а мать, Ирина, была в родстве с августой Феодорой, при которой состоялось окончательное торжество Православия (843). Во время гонений иконоборца императора Феофила (829–842) родители Фотия как ревностные иконопочитатели были подвергнуты анафеме и отправлены в ссылку (ок. 832/33 гг.), где и умерли. После воцарения малолетнего Михаила III и его матери Феодоры Фотий начинает преподавательскую деятельность в Константинополе; среди его учеников были Арефа Патрский и равноапостольный просветитель славян Константин-Кирилл. Вскоре Фотий и его братья удостаиваются высших придворных чинов: Тарасий становится патрикием, Сергий и Константин — протоспафариями, сам Фотий в чине протоспафария занимает важную должность протоасикрита (начальника императорской канцелярии). В 845 (или 855) г. Фотий участвует в посольстве к халифу, отправляясь в которое он составляет знаменитое послание брату Тарасию (известное как “Мириовивлион” или “Библиотека”) —  более или менее подробное описание 280 прочитанных им книг. В 855–856 гг. во главе правительства, оттеснив Феодору, встает ее брат Варда (с апреля 862 г. — кесарь). Выдающийся государственный и военный деятель, покровитель наук и устроитель высшей школы в Магнавре, он не слишком считался с церковными канонами.

http://pravmir.ru/okruzhnoe-poslanie-pat...

Не без некоторого страха я выпускаю в свет эту книгу – так обширно и затруднительно изучение великого царствования Юстиниана, захватывающего почти половину VI-ro столетия и вполне господствующего над всем этим веком; так же трудно нарисовать картину той блестящей цивилизации, свидетелем которой было византийское общество того времени. Хотя появившиеся в последние годы важные работы снова привлекли внимание к этому темному периоду и пролили новый свет на некоторые стороны его, особенно на те, которые касаются истории искусства, однако до сих пор нет сочинения, которое обнимало бы эпоху Юстиниана в ее целом, нет такой книги, которая, опираясь на основательное, непосредственное и строго научное изучение первоисточников, воскресила бы в одной картине, интересной даже для тех, кто не обладает достаточной эрудицией, живописный образ исчезнувшего византийского общества. Такую именно книгу я и желал написать. Вокруг великого имени Юстиниана, столь известного даже и в настоящее время, вокруг загадочной фигуры Феодоры, такой умной, энергичной, с качествами настоящего государственного человека, я попытался представить некоторые стороны пышного константинопольского двора и изобразить несколько лиц, характеристических для этого исчезнувшего общества. Я старался уловить разнообразные проявления императорской деятельности и его великих и славных идей, огромное и разнообразное дело его колоссального честолюбия, отражавшегося в течение всего восточного средневековья и сказывающегося в некоторых отношениях даже на современном обществе. Наконец, чтобы придать этим портретам и картинам фон, который оживлял бы их, я попытался обрисовать некоторые из больших городов империи и в них, как представителях идей того времени, уловить преобладающие вкусы и господствующие страсти византийского народа. Не мне судить насколько удалось мне выполнить ту широкую задачу, которую я поставил себе, но полагаю, что, по крайней мере, при внимательном изучении некоторых документов, или недостаточно известных или только недавно опубликованных, я мог дать новую оценку некоторым обстоятельствам и, быть может, показать людей и события в новом свете, несколько отличном от того, в каком они нам обыкновенно представляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Михаил Ведешкин , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Самой яркой страницей истории VI века для Византийской империи, безусловно, стала правление императора Юстиниана, исключительно долгое и наполненное событиями как внутренней, так и внешней истории. Юстиниан происходил из фракийских крестьян. Семья его была неблагородной, первым человеком, который стал заметен на политическом небосклоне Византийской империи из этой фамилии был его дядюшка Юстин. Этот престарелый воин, не умевший читать и писать, в 518 году, после смерти императора Анастасия, довольно ловко распорядился выделенными ему средствами и смог занять престол. Понятное дело, что человек, не имевший должного образования и навыков для управления империей, сразу же приближает к себе своего ближайшего родственника. По сути, Юстиниан становится соправителем своего дядюшки. В 527 году, когда престарелый Юстин умирает, Юстиниан официально вступает на престол Восточной Римской империи в качестве единственного императора и правит очень долго – до 565 года. Этот император был необычайно трудолюбив, въедлив и вместе с тем жесток, завистлив и даже параноидален. Под стать этому противоречивому правителю была его супруга – Феодора. Происхождение ее было самое незавидное: отец ее был распорядителем звериных травель в константинопольском цирке. После его ранней смерти девушке пришлось выбрать позорное ремесло танцовщицы и куртизанки, для того чтобы пропитать себя. Однако природный ум, обаяние, красота и коварство Феодоры довольно скоро позволили ей забросить это занятие и заняться поисками богатых патронов. Последним в ряду таких покровителей и стал тогда еще наследник престола – Юстиниан. Брак этих двух незаурядных людей продолжался не очень долго, однако император и императрица истинно правили сообща. Юстиниан всегда опирался на мнение своей супруги, в то время как Феодора почти во всем поддерживала Юстиниана. Одним из главных принципов политики Юстиниана было поддержание единства империи. Это единство можно было обеспечить только составлением рычагов, которые смогут направлять эту империю в нужном направлении. И подобным рычагом для Юстиниана становится законодательство. В самом начале своего правления Юстиниан приказывает квестору Требониану провести великий пересмотр всего римского права. Пройдет три года, и на свет появится первая редакция свода гражданского права. Это была не первая попытка как-то кодифицировать, упорядочить римские правовые отношения, юридическую сферу. Подобные акции предпринимались в конце III – начале IV века, потом небезуспешно в середине V века императором Феодосием, который составляет «Кодекс Феодосия», но кодификация Юстиниана превосходит все.

http://academy.foma.ru/2017/01/12

59. ВИГИЛИЙ Римские Папы. Список 59. ВИГИЛИЙ. 537—555. Римлянин. Во времена Бонифация на него смотрели как на возможного преемника папы. В силу изменения решения папы он не получил согласия римского духовенства на занятие трона св. Петра и направился ко двору константинопольского патриарха в качестве папского представителя. Там он пользовался поддержкой энергичной супруги императора Юстиниана — Феодоры. Когда Велизарий вступил в Италию, императрица послала Вигилия в Рим, приказав византийскому полководцу посадить на папский трон своего протеже. Вигилий занял место живого Сильверия без формального согласия римского духовенства. Новый папа приказал перевезти Сильверия из Сирии на остров Пальмария (недалеко от Специи на Лигурийском море) и уговорил его отказаться от тиары. Вскоре Сильверий умер. Тогда римское духовенство признало Вигилия законным папой. Первые годы своего понтификата Вигилий провел в Риме. Судьба города была неопределенной, поскольку окруженные готами войска Велизария с трудом защищали свои позиции в Центральной Италии. В ноябре 545 г. по приказу императора Вигилий покинул Рим, чтобы направиться в Константинополь. Когда под прикрытием армии он садился на галеру, народ Рима осыпал его оскорблениями и камнями. Папское путешествие в Константинополь продолжалось более года. Император вызвал папу, чтобы использовать его авторитет для реализации своей примиренческой религиозной политики. Оппозиция монофизитов, противников постановления Халкидонского собора, нарушала политическое единство Восточной империи. Кроме того, необходимо было разработать компромиссную теологическую формулу, которую бы приняли все течения в христианской церкви. Папа Вигилий, не имевший достаточного богословского образования, к тому же нерешительный и трусливый, оказался полностью неспособным сыграть ту роль, какую предназначил ему император. В догматических вопросах он был несведущ и подписывал разные подсунутые ему декларации, а затем отзывал их. Почти 10 лет, проведенные Вигилием в Константинополе, были для этого папы бесконечной чередой нравственных страданий и попыток уйти от интриг двора и борьбы, которую вели епископы Малой Азии, Египта и Восточной Европы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441998/

Салоники (Θεσσαλονκη). Церковь Давида Солунского. Монастырь Латому Церковь. Действует.   Престолы: Давида Солунского Год постройки:приблизительно 450 - 550. Адрес: Epimenidou 17, Thessaloniki 546 33, Греция Координаты: 40.641764, 22.952228 Проезд:ближайшая к храму остановка автобусного маршрута N.22 Osios David; из центра Салоник сюда можно подняться пешком (около 20 минут) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь Латому основан в конце V — начале VI веков, в настоящее время имеет статус приходского храма, так как из всех строений осталась только церковь преподобного Давида. Однако в народе храм до сих пор именуется монастырем Латому. Будет ли восстановлена обитель, пока не известно. Принадлежит Фессалоникийской митрополии Константинопольской Православной Церкви. Свое название (Латому — каменщики, работники в карьерах) монастырь получил либо по находящимся неподалеку каменоломням, либо по кварталу каменотёсцев. Главный храм монастыря, церковь святого Давида, был построен на месте римского сооружения в конце V — начале VI веков. Своё название в честь святого Давида Солунского церковь получила только в XX веке, а ранее была посвящена Христу Спасителю. Существует следующая легенда, связанная с её строительством. У императора Максимиана была дочь Феодора — тайная христианка, которая попросила отца построить для неё баню, которую она втайне хотела использовать для христианских богослужений. Отец выполнил её просьбу. По заказу Феодоры в одной из ниш бани была тайно сделана мозаика с изображением Христа, которая закрывалась шкурой быка. Впоследствии Феодора претерпела мученическую смерть, мозаика была сокрыта при перестройке строения и была обнаружена после землетрясения в IX веке. В 1430 году храм был обращен в мечеть, фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ в XX веке. Тогда же под полом храма были обнаружены захоронения монахов. Архитектура церкви относится к периоду зарождения крестокупольных церквей — в центре сооружения, где арки образуют крест, устроен квадратный барабан, покрытый купольным сводом. В период турецкого владычества храм сильно пострадал: западная часть постройки была разрушена, вход был перенесен на южную стену.

http://sobory.ru/article/?object=46327

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010