В разные годы были сделаны дополнения, несколько изменившие первоначальный внешний и внутренний облик здания. С обеих сторон он был расширен пристройками. Пол был углублен на полметра и перенесен престол. Храм, украшенный луковичными главами, большими и малыми гранеными куполами, казался современникам " величественным " . Оригинальная архитектура, " удачно соединившая византийский и московский стили " , и сегодня выделяет его среди кишиневских храмов.Бессарабия знала строителя Феодоро-Тироновской церкви и по другим крупным пожертвованиям " во благо ближнего " . В завершение своего земного пути А. Чуфли составил духовное завещание, согласно которому весь капитал, нажитый собственным трудом, " благоразумным ведением торговых дел " , отказу от многих жизненных благ, должен был быть употреблен (кроме сумм, назначенных немногим родственникам и частным лицам) на исключительно благотворительные цели в Греции (две трети доходов от имущества) и в Бессарабии (одна треть). На доходы от недвижимого имущества Чуфли и проценты с положенного в банк капитала были учреждены в Кишиневе:- именные стипендии для бедных гимназистов и студентов,- оплачивались места для неимущих больных в городской больнице,- содержалось приходское училище,- выдавались пособия различным учебным заведениям. На ремонт церкови назначалось ежегодно 150 руб. серебром и 50 руб. - причту на поминание ктиторов.Кроме того, душеприказчиками выдавались по мере надобности денежные средства на обновление иконостаса, реконструкцию помещения. В церковной ограде был установлен мраморный памятник с изображением ктитора. За пожертвования местным учреждениям Чуфли был награжден орденом св. Станислава 3-й степени и званием потомственного почетного гражданина. " Имя его никогда не умрет для края " , писалось в некрологе Чуфли. Фраза оказалась пророческой. Источник информации - «Молдавские Ведомости» (16 июля 2008). Комментарии и обсуждение В 2002 году при соборном храме Феодора Тирона был учрежден женский монастырь, получивший статус ставропигии Православной Церкви Молдовы.

http://sobory.ru/article/?object=17676

В доуниат. период, до 1596 г., во Львове известны по меньшей мере 10 правосл. храмов, настоятели которых состояли во Львовском клиросе: Никольский, Благовещенский, Богоявленский, Феодоро-Тироновский, Параскево-Пятницкий, Воскресенский, Крестовоздвиженский, Вознесенский, Преображенский и Покровский в предместье Голоско. Отдельно учитывались кафедральный собор св. Георгия с архимандритией, Успенский Братский храм, львовский Онуфриевский мужской монастырь, львовский женский монастырь св. Екатерины Александрийской и еще один неизвестный по названию женский монастырь. В Каменце-Подольском на 1565 г. насчитывалось 8 приходских церквей, в Галиче в 1585 г.- 7. Всего же во Л. е. к 80-м гг. XVI в. действовало не менее 1043 приходов. Продолжил свою деятельность духовный суд, существование которого известно из судебных бракоразводных дел (в основном разрешения, полученные львовянами в 60-х гг.) и постановления об отмене еп. Ионой (1 февр 1575) незаконных браков. Важнейшей стороной деятельности еп. Гедеона стали развитие в епархии печатного дела и унификация богослужебной лит-ры. Упадок церковной жизни и глубокий внутренний кризис в Церкви вызвали и резкое снижение уровня литургической культуры. Существование разных рукописных копий и переводов богослужебных книг множило количество ошибок, одновременно шло широкое распространение лит-ры др. конфессий. В 1583 г. католики предприняли попытку насильственного внедрения григорианского календаря, что по сути являлось одним из инструментов латинизации, т. к. нарушало богослужебную практику правосл. Церкви. На активное противодействие православных власть ответила жестокими притеснениями во Львове и в епархии, закрытием церквей, избиениями верующих и арестами. Во Львове со времени выхода в свет в 1574 г. «Апостола» диак. Ивана Фёдорова регулярно печатались учебники, богословские и полемические труды, богослужебная лит-ра. После смерти печатника его переданную в залог типографию по инициативе владыки Гедеона выкупило Львовское братство . Патриарх Антиохийский Иоаким V во время пребывания во Львове 15 янв. 1586 г. обратился к верующим с призывом помочь пожертвованиями «братчикам», к-рые «купили друкарню писма словенского и греческого». На Брестских Соборах 1591-1594 гг. обсуждалась необходимость исправления и издания книг, осуществление этой задачи было поручено еп. Гедеону. Епископ понимал, что основание епархиальной типографии во Львове может вызвать резкое сопротивление со стороны лат. иерархии и вызвать обвинения в нарушении цеховых монополий, поэтому типографии были основаны в Стрятине и Крылосе (1602-1606), в частном шляхетском имении и под наблюдением племянника епископа - Ф. Балабана. После издания неск. книг (Служебника, Требника) Стрятинская типография просуществовала недолго. После смерти епископа и его племянника ее выкупило Киевское братство, она была перевезена в Киев, где начал книгопечатание архим. Елисей (Плетенецкий) .

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Адрес: Каприяна, Молдова Телефон : +373 237 22 365 Подробнее... Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий мужской монастырь [ править править код ] Ново-Нямецкий монастырь является преемником традиций Нямецкой Лавры, находившейся на территории Молдовы (современной Румынии). Большое место в истории Нямецкой Лавры занимала жизнь и деяния ее незабвенного игумена преподобного Паисия. Этот удивительный святой возродил духовное старчество на земле молдавской, установил в Нямецком монастыре устав и чин общежительной жизни, " верных на учил " непрестанной Иисусовой молитве. Нямецкая Лавра, будучи большим религиозно-нравственным и просветительским центром своей страны, обладала огромными богатствами: имениями, угодьями, скотом и прочим имуществом - не только в Молдове, но и в Бессарабии. Многих тайно привлекало это богатство. Адрес: ул. Ленина 2, с. Кицканы, Приднестровье, Молдова, 3300 Наместник монастыря архимандрит Паисий (Чекан): (+373) 691 55 271 ; (+373)777 19 19 6 Электронная почта: noulneamt@yandex.ru Подробнее... Феодоро-Тироновский женский монастырь (Кишинев) [ править править код ] Соборный храм обители был построен на окраине Кишинёва, тщанием купцов Анастасия и Феодора Чуфля в 1858 году. Церковь была построена как приходская, и начата в 1854 году. До конца строительства Феодор не дожил. Храм был посвящен великомученику Феодору Тирону, но по фамилии чтимой купеческой семьи ктиторов за ним закрепилось название Чуфлинского. Вначале храм следовал простому типовому плану каменной церкви, разработанному русскими архитекторами в начале XIX века. Со временем, по мере умножения прихожан, храм был расширен и перестроен. Близ церкви устраивали народные гулянья на Пасху и другие праздники. Вплоть до 1962 года оставался приходским храмом, после чего, в связи с закрытием Рождественского кафедрального собора, получил статус кафедрального собора Кишинёвской епархии. В начале 1970-х в Чуфлинском соборном храме начался капитальный ремонт, который контролировали старосты. Реставрацией росписей, выполненных в стиле Васнецова, занимался художник А. Бурбела. В ходе ремонта был сооружен южный придел в честь Покрова Божией Матери. В начале 1980-х годов позолотой были покрыты центральный и четыре маленьких купола. Реставрация собора затянулась на целых 18 лет. Он был взят под охрану государства как памятник архитектуры.

http://azbyka.ru/palomnik/Молдова_(монас...

Феодоро-Тироновский женский монастырь (Кишинев) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Святого Феодора Тирона (Чуфлинский монастырь, монастырь Чуфля рум. Mnstirea Ciuflea) — женский монастырь Молдавско-Кишинёвской митрополии Русской православной церкви в черте города Кишинёва. Содержание История [ править править код ] Соборный храм обители был построен на окраине Кишинёва, тщанием купцов Анастасия и Феодора Чуфля в 1858 году. Церковь была построена как приходская, и начата в 1854 году. До конца строительства Феодор не дожил. Храм был посвящен великомученику Феодору Тирону, но по фамилии чтимой купеческой семьи ктиторов за ним закрепилось название Чуфлинского. Вначале храм следовал простому типовому плану каменной церкви, разработанному русскими архитекторами в начале XIX века. Со временем, по мере умножения прихожан, храм был расширен и перестроен. Близ церкви устраивали народные гулянья на Пасху и другие праздники. Вплоть до 1962 года оставался приходским храмом, после чего, в связи с закрытием Рождественского кафедрального собора, получил статус кафедрального собора Кишинёвской епархии. В начале 1970-х в Чуфлинском соборном храме начался капитальный ремонт, который контролировали старосты. Реставрацией росписей, выполненных в стиле Васнецова, занимался художник А. Бурбела. В ходе ремонта был сооружен южный придел в честь Покрова Божией Матери. В начале 1980-х годов позолотой были покрыты центральный и четыре маленьких купола. Реставрация собора затянулась на целых 18 лет. Он был взят под охрану государства как памятник архитектуры. После возвращения Рождественского собора Церкви, Феодоро-Тироновский наименование собора не утратил, но кафедральным быть перестал. В 2002 году при соборном храме Феодора Тирона был учрежден женский монастырь, получивший статус ставропигии Православной Церкви Молдовы. Описание [ править править код ] Храм отмечен чертами русско-византийского стиля начала XX века. Доминирующее положение в композиции здания занимают девять луковичных граненых куполов на восьмигранных барабанах. Над западным притвором расположена высокая восьмигранная колокольня с четырьмя проёмами, крытая высоким шатром. Пластика следует формам Московской архитектуры: арки под сводами и опорные арки, русские барочные карнизы над окнами и дверями. Церковь имеет богатое убранство. Старые и новые части храма, претерпевшего значительную перестройку, хорошо согласованы и создают цельный образ. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Феодоро-Тироно...

16) преобразование Важеозерского Спасо-Преображенского женского монастыря в поселке Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелии в мужской монастырь (3.04.2001), 17) преобразование архиерейского подворья в честь Спаса Нерукотворенного Образа в селе Клыкове Козельского района Калужской области в мужской монастырь Спаса Нерукотворенного Образа пустынь (17.07.2001), 18) преобразование Николаевского Клобукова мужского монастыря в городе Кашине Тверской области в Николаевский Клобуков женский монастырь (17.07.2001), 19) преобразование Богородично-Албазинского Свято-Никольского женского монастыря в городе Зея Амурской области (6.10.2001), 20) преобразование прихода во имя преподобного Серафима Саровского на острове Русском в городе Владивостоке в Свято-Серафимовский мужской монастырь (6.10.2001), 21) открытие Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском в Ставропольской епархии (6.10. 2001), 22) преобразование Богородичного Щегловского женского монастыря в Туле в мужской монастырь (6.10.2001), 23) преобразование Богородице-Рождественского мужского монастыря в поселке Горелки в Туле в женский монастырь (6.10.2001), 24) открытие Свято-Казанского женского монастыря в селе Папоротка Богородицкого района Тульской области (6.10.2001), 25) открытие Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря в Смоленске (26.12.2001), 26) открытие Свято-Сретенского женского монастыря в городе Гороховце Владимирской области (26.12.2001), 27) открытие Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря в Суджанском районе Курской области (26.12. 2001), 28) открытие Свято-Михаило-Афонской Закубанской общежительной пустыни (мужского монастыря) в поселке Победа Майкопского района Республики Адыгеи (26.12.2001), 29) открытие Ильинского женского монастыря в Тюмени (12-13.03.2002), 30) преобразование бывшего кафедрального собора Кишинева с храмом во имя святого великомученика Феодора Тирона в Феодоро-Тироновский женский монастырь в Кишиневе (17.07.2002), 31) открытие Покровского женского монастыря в селе Шаморга Шацкого района Рязанской области (17.07.2002),

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207720...

После возвращения Рождественского собора Церкви, Феодоро-Тироновский наименование собора не утратил, но кафедральным быть перестал. В 2002 году при соборном храме Феодора Тирона был учрежден женский монастырь, получивший статус ставропигии Православной Церкви Молдовы. Адрес: Молдавия, г. Кишинёв, ул. Чуфля, 12 Подробнее... Успенский женский монастырь (Коада Язулуй) [ править править код ] Свято-Успенский женский монастырь в селе Коада Язулуй расположен в 118 км от Кишинева, недалеко от села Биличений Векь. Святая обитель была основана в 1999 году благодаря совместным усилиям верующих из окрестных сел и монахинь. Монастырь с престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы был первоначально основан как скит монастыря Фрумоаса. Церковь с элементами русской церковной архитектуры (особенно купола в форме маковки), находящаяся на вершине холма, доминирует над ландшафтом. Адрес : Республика Молдова, Сынжерейский район, к. Старые Биличены, с. Коада Язулуй Подробнее... Свято-Никольский мужской монастырь (Кондрица) [ править править код ] Согласно историческим документам Кондрицкий Свято-Никольский заштатный общежительный мужской монастырь был основан в 1783 году, как скит, иеромонахом Иосифом на земле, принадлежащей Каприяновскому монастырю, к которому и был приписан, и они вместе подчинялись Святой Горе на Афоне. Легенда скита гласит, что гайдук Кондря, прося прощения и очищения души в молитве, получил ответ - ежедневно поливать сухой пень, водой, принесённой во рту. Через три года пень ожил. Первая каменная церковь «Святого Николая» была построена экономом Рафаэлем в 1820 году, а летняя церковь «Успение» была построена в 1895 году экономом монастыря Феофаном Урсу. Вследствие исторических событий 1918 года, скит Кондрица получил независимость и первым старцем становится иеромонах Даниил Грозаву. Это был пик расцвета монастыря, где проживало 45 братьев. В 1947 году монастырь был закрыт, тогда в нем проживали почти 60 монахов. Часть монашествующих расселили по еще действующим монастырям, немощных отправили в дома престарелых, молодежь определили на работу в колхозы. На месте монастыря была организована лесная школа, зимняя церковь превращена в клуб, летняя - в склад ядохимикатов. Через 12 лет здесь открыли пионерский лагерь имени Зои Космодемьянской.

http://azbyka.ru/palomnik/Молдова_(монас...

     В горной части Крымского полуострова на головокружительной высоте, почти на вершине горы Мангуп, расположен Свято-Благовещенский мужской монастырь древнего происхождения. В наше время по благословению митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря, начиная с 2002 года, здесь ведется восстановление обители. Игумен монастыря Иакинф (Телега) и небольшое число братии не только совершают богослужения, возрождают скальные храмы, налаживают иноческий быт и благоукрашают территорию. Свою миссию они видят и в том, чтобы помочь людям соединить в восприятии современно мира связь времен: перекинуть мостик от древней столицы некогда мощного и процветающего православного княжества Феодоро, или, как его еще называют историки, Мангупского княжества к дню сегодняшнему. Примерами героизма и стойкости в вере пропитана наша история      Отец Иакинф, человек теплый в общении – как правило, он встречает путников сердечным обращением «родной человек», «роднулечка» – о славном прошлом этого святого места готов рассказывать и рассказывать. Есть у него боль, что современные православные христиане не уделяют должного внимания важным историческим сведениям. О Херсонесе как о колыбели русского Православия и местопребывании святого апостола Андрея Первозванного, именуемого в апокрифах «просветителем южных, восточных и северных берегов Черного моря», многие, правда, знают. Однако о «последнем осколке» Византии – православном княжестве Феодоро, которое существовало на Крымской земле в XIII-XV веках и в эпоху своего расцвета имело широкие международные связи, в том числе и с Московским княжеством, далеко не все слышали. И мало кто знает, что символом княжеского рода, правившего Феодоро, был двуглавый орел. Он достался ему в наследство от Византии, а впоследствии, через родство с восточноевропейскими правителями, оказался на российском гербе. Столицей княжества Феодоро был город-крепость Мангуп, построенный на высоком плато. Много чего интересного связано с той давней исторической эпохой, но особо в ней выделяются такие «узловые» моменты, как замужество Марии Мангупской, ставшей женой благоверного Стефана Великого, господаря Молдавского, и его помощь княжеству Феодоро при защите Мангупской крепости от турецкого нашествия.

http://pravoslavie.ru/134140.html

об. пола), немцы и по 2–3 семейства русских. Православных 646+623=1269. Дух. 3+3. Занятия: хлебопашество, огородничество, садоводство, табаководство, извоз и поденная работа. Почва большею частью камениста, и только низменные места удобны для посева хлеба. 2. Мазанки – в 7 верстах от Зуи. Церковь , каменная, построена прихожанами и освящена 6 декабря 1863 г. во имя святителя Николая. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 188 р. 16 к. и от прихожан 300 р. и 33 д. земли. Помещение – в церковных домах. Приход – Мазанки и 5 деревень: Даир, Карнауч, Петрова, Соловьева и Тарнаир. Прихожан 671+634–1305. Духов. 3+7. 3. Саблы – 12 верстах от Симферополя, в имении Петра Васильевича Давыдова. Селение раскинуто улицами на низменном пространстве. От Саблов к деревне Бешуй, расположенной при р. Альме, все больше и больше встречается гор и растительности. Но лучшая местность – дача землевладельца Давыдова. – В окрестностях селения находят много окаменелостей вроде морских раковин, и найдена плита с тремя анаграммами; в первой – крест, в средней – имя Алексия, владетеля города Феодоро, а в последней – двуглавый орел с короною – византийский герб. На плите – греческая надпись такого содержания: «Довершен храм сей с благословенною крепостью, которую ныне видите, во дни господина Алексия, владетеля города Феодоро и приморского берега и ктитора святых, всеславных, благоверных, великих царей и равноапостольных Константина и Елены месяца октября, индикта 6, лета 6936», следов. 1427 г. по Р. Хр. – Из этой надписи видно, что в XV в. был в Крыму город Феодоро, принадлежавший независимому владетелю приморского берега Алексию. Между тем в деревне Партенит, лежащей на берегу моря, у подошвы горы Аюдаг, в 1869 г. открыты были развалины древнего трехпрестольного храма 579 и в нем найдена греческая надпись о том, что храм св. апостолов Петра и Павла построен архиепископом Феодоро и всей Готфии Иоанном исповедником и возобновлен митрополитом Феодоро и всей Готфии Дамианом в 6936 г., индикта 6, 10 сентября, – Отсюда догадываются, что в Саблах находится другая плита этого же храма, перенесенная отсюда в Саблы бывшим таврическим губернатором Бороздиным, который имел дачу близ Партенита, но чаще жил на даче в Саблах.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Анастасий, приступив в 1854 году к исполнению обещанного, церковь решил возвести в Кишиневе. По согласованию с тогдашним гражданским и военным губернатором Бессарабии П.И.Федоровым и архиепископом Кишиневским и Хотинским Иринархом, было определено место на окраинной части города, именуемой Пески или Кавказ. Большинство населения этого предместья, состоявшего из мелких торговцев, ремесленников и городской бедноты, относилось к приходу Свято-Георгиевской церкви, расположенной на отдаленном расстоянии, и особенно нуждалось в православном храме. По проекту городского архитектора Л.Заушкевича место было выбрано в начале Московской улицы (пр. Штефан чел Маре), на возвышенности обширной площади, впоследствии названной Чуфлинская. Строительство контролировал А.Чуфли лично вместе с областным архитектором Н.Голиковым. Здание храма обошлось в 30 тысяч рублей серебром. По завершении строительства Чуфли был пожалован " благотворительный " орден св. Анны 3-й степени. Преобразивший городскую окраину, храм стал одной из архитектурных доминант Кишинева XIX-haчaлa ХХ вв. Современники отмечали, что по своему расположению, по внутреннему и наружному виду Феодоро-Тироновская церковь была одной из красивейших в городе. Построена она в византийско-русском стиле, в форме " греческого креста " , с тремя большими куполами с крестами. Здание было сложено " из самого лучшего и прочного материала: стены толщиною в два аршина (более одного метра) построены из котельцов, своды - из каменных плит и жженного кирпича, внутренняя штукатурка сделана под мрамор, кровля железная. Над притвором - колокольня, на которой пять колоколов - самый большой и самый звонкий - 25 пудов. Выше колокольни находятся часы. Церковь обнесена каменною оградою с деревянною решеткою, окрашенною зеленой краской и обсажена деревьями в два ряда " . В течение многих десятилетий купола традиционно окрашивались в зеленый цвет. Иконы были расписаны в византийско-русском стиле. Особенное внимание привлекал очень красивый иконостас и царские врата с изящною реьзбою. " На парусах в церкви со всех четырех сторон изображены лики пророков евангелистов и других распространителей христианства " . По свидетельству первого священника и настоятеля Феодоро-Тироновской церкви Иоанна Бутука, до ее постройки " нравственное и умственное состояние прихожан находилось в большом упадке, на самой низшей степени своего развития. Вся жизнь их была связана бесчисленными суевериями и предрассудками " . Новый храм имел огромное благотворное влияние " на уничтожение нравственной порчи " . В середине 1870-х годов, как писал Иоанн, " все прихожане с особенным усердием посещают церковь, внимательно слушают поучения и делают посильные пожертвования " .Число прихожан Феодоро-Тироновской церкви росло быстро и к концу 1870 годов возникла необходимость в большем помещении.

http://sobory.ru/article/?object=17676

на территории хазар. 1994 Ср.: Герцен А.Г. Крепость Дорос: византийско-хазарское пограничье в Таврике. – С. 1 8Герцен А.Г. Между Боспором и Херсоном: Хазары в Доросе. – С. 62. 1995 См.: Константин Багрянородный. Об управлении империей. – С. 369, комм. 7; Gregoriou Ioannidou М. Parakme kai pcose tou thematikou memou. – Thessalonike, 1985. – S. 165. 1996 Византийский военный трактат «De castrametatione»/Пер. В.В. Кучмы//ВВ. – 2002. – Т. 61 (86). – Гл. 1, С. 285, комм. 17: гл. 19, С. 301, гл. 20, С. 304. 1997 См.: Пигулевская Н.В. Законы химьяритов//Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая историография: Исследования и переводы. – СПб., 2000. – С. 44. 1998 Житие Иоанна Готского. – С. 416–417, гл. 5. А.Ю. Виноградов и A.B. Комар трактуют текст источника таким образом, что хазары оставили гарнизон именно в клисурах, которые покинули из-за «...слухов о поднятом Иоанном возмущении готов против хазар» ( Виноградов А. Ю., Комар A.B. Институт тудуна... – С. 49). 1999 Пиоро И.С. Крымская Готия. – К., 1990. – С. 89; Πορο I.C. Kpuмcki готи в cbimлi icmopuko-apxeoлoriчhux та emhoлoriчhux дослиджень//Apxeoлoriя. – 2000. – – С. 23; Сидоренко В.А. «Готы» области Дори Прокопия Кесарийского и «длинные стены» в Крыму//МАИЭТ. – 1991. – Вып. 2. – С. 114–115; Науменко В.Е. К вопросу о характере визатийско-хазарских отношений... – С. 546; ср.: Византийский военный трактат... – Гл. 15. С. 299. комм. 73; гл. 19–20, С. 301–304. 2000 Рассказ о городе Феодоро. Стихи Матфея, недостойного и ничтожного жреца//Герцен А.Г. Описание Мангупа-Феодоро в поэме иеромонаха Матфея//МАИЭТ. – 2003. – Вып. 10. – Приложение 1. С. 580.13–25; Герцен А.Г. Рассказ о городе Феодоро: Топографические и археологические реалии в поэме иеромонаха Матфея//АДСВ. – Екатеринбург, 2001. – Вып. 32. – С. 261–262. 2003 См.: Айбабин А.И. Этническая история... – С. 209,227; Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 71 ; Науменко В.Е. К вопросу о характере византийско-хазарских отношений... – С. 545; Могаричев Ю.М. О некоторых вопросах истории Крыма... – С. 170.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010