иеродиакон Тихон (Зайцев) Предисловие Преподобный Феодор Студит – один из величайших подвижников и учителей православного монашества. Плодом его аскетической ревности явились многочисленные поучения, слова и письма, полные духовной мудрости, отеческой любви, искренней преданности монашеству. Их ценность не только для инока, но и для каждого христианина самоочевидна. Знакомясь с ними, каждый сможет найти полезные для своей души ответы на самые разнообразные вопросы духовной жизни. В них показана духовная опытность святого Отца и глубокое понимание им человеческой души в её положительных и отрицательных явлениях, а равно и средства к уврачеванию последних; отражены пламенные стремления Преподобного помочь всякому человеку в достижении им Царства Небесного. Всё это неоспоримо свидетельствует о том, что эти творения не потеряли своего руководственного значения в спасении христианина и до настоящего времени. Святитель Феофан Затворник , трудившийся над переводом поучений для IV тома «Добротолюбия», отметил, что «для монахов эти поучения все сокровища суть» 1 . Святой Феодор, – говорит святитель Феофан, – на высоту почти не заходит, а ходит по монастырю..., на всякую мелочь даёт урок одухотворять её…» 2 . Прежде чем приступить непосредственно к нашей работе, дадим краткий обзор имеющимся трудам о преподобном Феодоре Студите . Особый интерес представляют следующие работы: 1 . Гроссу Н. , священник. Преподобный Феодор Студит , его время, жизнь и творения. Этот труд состоит из двух частей. Первая посвящена «церковно-общественно и монастырской деятельности преподобного Феодора». После краткого введения даётся жизнеописание святого Отца (гл. I–IV). Попутно приводится характеристика иконоборческого движения VIII века (с. 8–18), оценка поведения Феодора в михианских спорах (с. 61–68) и оценка его как реорганизатора монашества вместе с описанием порядков Студийского монастыря в его время (гл. III, с. 69–117). Первая часть заключается общей характеристикой святого Отца, краткой историей прославления его имени по смерти и гонения на студийских иноков при патриархе Мефодии (с. 158–162). Вторая часть посвящена литературной деятельности преподобного Феодора (гл. I–V). Даны изложение, анализ и оценка учения святого Отца об иконах и иконопочитании (с. 198–205), характеристика его огласительных поучений инокам (с. 206–239), а также изложение его взглядов по общественно-бытовым и церковно-каноническим вопросам – о втором браке, о смертной казни еретиков, о преимуществах римского епископа (с. 275–295). В конце труда приложен указатель собственных имён (с. 307–310).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Феодор Бородин " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Мы, христиане, должны свидетельствовать миру о подлинной норме, о вечных ценностях Протоиерей Феодор Бородин В Избранное ( 7  голосов:  4.7 из  5) Протоиерей Феодор Бородин для «Азбуки супружества» Протоиерей Феодор Бородин родился в 1968 году в Москве, был крещен в 9 лет. В 1986–1988 гг. служил в армии, после армии поступил в Московскую духовную семинарию, окончил ее в 1992 году. Рукоположен в диаконы, а затем в священники в 1992 году. Служил в храме святителя Николая в Кленниках , с осени 1993 года настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке . Женат, отец восьмерых детей. – Отец Федор, у каждого времени свои вызовы, но всё-таки в течение многих веков люди, несмотря на все сложности, трагедии, росли и жили в каких-то традициях. Даже люди, жившие совсем неблагочестиво, грешившие, предававшие, имели представления о том, что есть норма. В том числе представления о нормальной семье. Сегодня многие этого просто не понимают. Жизнь и общественные представления о норме меняются стремительно. На мой взгляд, некоторые изменения можно приветствовать, потому что они по духу христианские. Например, гуманизацию пенитенциарной системы, отмену смертной казни. Но очевидно, что современные представления о браке сильно противоречат христианскому пониманию брака. – Да, очень многие вызовы перед нами как христианами стоят впервые. Например, я всегда, чтобы объяснить, как Бог относится к человеку, брал притчу о блудном сыне, но теперь, особенно в беседах с подростками, приходится сначала объяснять им, что такое настоящий отец. Раньше это все понимали, а сегодня не понимают, потому что большинство живет либо только с мамами, либо с мамами и отчимами. Все нормы и смыслы разрушаются так стремительно, что мы оказались в каком-то ценностном хаосе. Смешались традиции разных эпох, разных народов, разных культур, имеющие самые разные исходные основания, и всё это предлагается как возможная норма. В каком-то смысле мы сейчас похожи на христиан Римской империи, которые ищут и пытаются понять, каков христианский брак, находясь в совершенно нехристианском окружении. Потому что в Римской империи связь мужа с другой женщиной вообще не рассматривалась как измена. (Даже в Древнем Израиле сексуальные отношения с рабыней были в порядке нормы, что отражено в Ветхом Завете). И разводы там были разрешены. И если человек становился христианином… Например, патриций уверовал во Христа. Раньше у него был целый гарем, жена об этом знала, и это считалось нормой. Но если он становился христианином, начинал понимать, что это не норма.

http://azbyka.ru/semya/my-hristiane-dolz...

А. Зотов Нравственное совершенствование христианства по творениям преподобного Феодора Студита (IV том Добротолюбия) Источник Введение «Надобно верно разыскивать пути монахов, подвизавшихся прежде нас, и по ним усовершать себя, ибо они сказали и сделали много хорошего» (Евагрий у Сократа) 1 Аскеты древней Христовой Церкви, удаляясь от мира, в молитвах и подвигах воспитывали себя в духе Христовой веры и доходили до такого ангелоподобного состояния, что совершенно забывали о своем «Я» и жили исключительно любовью ко Христу Спасителю и ближним. Уединение и весь подвиг христианского аскетизма, внимание к себе и духовное трезвение при помощи благодати Божией давали им способность глубочайшего понимания человеческой души, а любовь к ближним делала их лучшими нравственными руководителями и духовными врачами современного им общества по пути нравственного совершенствования. 2 Но так как духовные запросы христиан во все времена остаются неизменными, то поэтому нравственное руководство св. аскетов не потеряло своего значения для нас и до сего дня. Поэтому мы берем на себя посильный труд изложить учение о нравственном совершенствовании христианина, которое в конце VIII и начале IX века преподал преп. Феодор Студит инокам Саккудионского, а затем Студийского монастырей. Но прежде чем приступить к раскрытию взятой темы, мы кратко познакомимся с жизненной деятельностью преп. Феодора Студита . Автобиографические сведения о нем мы будем заимствовать из его же творений, а также из двух древних жизнеописаний преп. Феодора Студита – Малого и Большого, называемых так по своему объему. Малое житие было составлено во второй половине IX века монахом Михаилом Студитом и в наших примечаниях будет отмечаться «Vita B». Большое житие было составлено в начале X века Феодором Дафнопатом и в наших примечаниях будет отмечаться «Vita A». I. Краткий очерк жизни преп. Феодора Студита а) Детство и образование Преподобный Феодор Студит 3 родился в 759 году в Константинополе от знаменитых и благочестивых родителей Фотина и Феоктисты 4 . Отец преп. Феодора – Фотин занимал должность казначея при императоре Константине Копрониме 5 , а мать Феоктиста была сестрой знаменитого ученостью и подвигами благочестия преп. Платона, игумена монастыря Символов на горе Олимпе 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

диакон Феодор Цветков О вере Для спасения души, прежде всего, нужно правильно веровать в Бога. В. Что такое вера? О. Вера есть твердая увренность в том, что есть Бог , Который сотворил небо и землю и все видимое и невидимое, всем премудро управляет, всем подает все нужное для жизни и самую жизнь. В. Откуда христианин может научиться правильной вере? Правильной вере в Бога можно научиться из Священного Предания и из Священного Писания . Для удобнейшего же хранения в памяти данного в них учения веры, свв. отцы первого и второго вселенских соборов составили символ веры . В. Что такое символ веры ? О. Символ веры есть кратко и точно изложенное учение о том, как должен веровать каждый православный христианин для своего спасения. В. Как раздляется символ веры ? О. На двенадцать частей или членов. В. Кем он составлен? О. Св. отцами и учителями церкви, по внушению Св. Духа, на первом и втором вселенских соборах. В. Что такое Вселенский собор? О. Вселенским собором называется собрание пастырей и учителей Христианской Православной Церкви по возможности со всей вселенной для утверждения истинного учения о вере, в обличение ложных учителей и для рассуждения о церковных делах. В. Как называются те люди, которые неправильно учат о вере Христовой? О. Такие люди называются лжеучителями, еретиками, а их ложное учение называется ересью. В. Сколько было Вселенских соборов? О. Вселенских соборов было семь. 1. Никейский в 325 г. 2. Константинопольский в 381 г. 3. Ефесский в 431 г. 4. в 451 г. 5. Константинопольский (второй) в 553 г. 6. Константинопольский (третий) в 680 г. 7. Никейский (второй) в 787 г. В. Для чего был созван первый Вселенский собор? О. Первый Вселенский собор был созван по поводу лжеучения Ария о Сыне Божием. Арий неправильно учил, что Иисус Христос сотворен и не равен Богу Отцу. Для утверждения истинного учения о Иисусе Христе, в городе Никее в 325 г. собрались пастыри и учители Церкви со всей вселенной. Это был первый вселенский собор. На этом собор был Святитель Николай Чудотворец, особенно ревностно защищавший истинное учение о Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Я христианин, и думаю, что менять присягу грешно... " 22.06.2009 445 Время на чтение 13 минут Святой великомученик Феодор Стратилат 21 июня (8 июня ст. ст.) Православная церковь отмечает день великомученика Феодора Стратилата пострадавшего за Христа в царствование императора Лициния. В этот день уместно вспомнить и другого воина - Федора Келлера, небесным покровителем которого был Феодор Стратилат. Предлагаем вниманию читателей небольшой отрывок из книги «Граф Келлер» серии «Белые воины». 11 февраля 1917 года, накануне Февральского переворота, 3-го кавалерийский корпус, отведенный, наконец, с фронта на отдых, находился в районе города Оргеева Бессарабской губернии. Части корпуса после многомесячных беспрерывных боев приводили себя в порядок; шла напряженная каждодневная работа по подготовке вновь прибывшего пополнения. Военная цензура докладывала, что невзирая на все выпавшие на долю " келлеровцев " невзгоды " дух армии - превосходный " . В то же время многие чины жаловались на поведение румынских войск, из-за которого с ними неоднократно происходили вооруженные столкновения. Разлагающе на некоторых подействовало и легкодоступное в этих краях вино. Несмотря на наказания, его употребление воинскими чинами по-прежнему продолжалось, хотя в 3-м кавалерийском корпусе это явление носило лишь эпизодический характер. Военные цензоры подсчитали, что из 5149 писем " бодрыми " были 4640, или 90%1. Армия по-прежнему была готова выполнять приказы командования. События, разыгравшиеся в Петрограде в конце февраля 1917 года и приведшие к отречению Николая II от Престола, разразились для армии неожиданно. " Войска были ошеломлены быстротой совершившегося переворота " 2. Известно лишь два случая, когда высшие офицеры Русской армии высказались против отречения Государя: соответствующие телеграммы в Царское Село были отправлены командиром 3-го кавалерийского корпуса генералом Ф. А. Келлером и командиром Отдельного Гвардейского кавалерийского корпуса генералом от кавалерии ханом Г. Нахичеванским. Обе телеграммы были перехвачены и не дошли до своего адресата.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

27-е число Св. священномуч. Ферапонта За обращение язычников в христианство претерпел истязания от игемона Иулиана в Сарде Ливийской, Синаоне Фригийском и Анкире Галатской; скончался в области Фракийской в Лидии, близ реки Ермы, при Валериане, в 259 г., после многих истязаний – отсечением главы. Между прочими истязаниями он был привязан к четырём сухим кольям, вбитым в землю, и в таком положении ему наносили такие удары, что кости его обнажились и земля облита была его кровью. Колья те прозябли, произрастили ветви и листья и сохранились в виде деревьев, листья которых источали чудные исцеления... Св. мученицы Феодоры девицы и Дидима воина, страдавших в 304 г Не было пределов изощрению истязаний, которым подвергались мученики за веру Христову. Но ни перед чем не уступало их мужество. Господь бодрствовал над ними и проявлял чудное хранение там, где испытание превышало меру сил человеческих. Так и Феодору, молодую, прекрасную девицу знатного рода – защитил Он, когда слепое, беспощадное озлобление посягало на святейшую из святынь – её девическую честь... Преданная в жертву насилию за то, что твёрдо исповедовала веру в Евангельскую истину, Феодора была чудно избавлена от предстоявшего ей бедствия христианином – воином Дидимом, который, смело пробившись через толпу в позорный дом, куда насильно привели мученицу, предложил ей, переменившись с ним одеждой, скрыться под видом воина, а сам остался здесь вместо неё... Итак, не имевшую другого оружия, кроме молитвы – Господь защитил. Но когда обнаружился святой обман Дидима, то он был осуждён на смертную казнь. Узнав об этом, Феодора не пожелала быть виновницей его смерти и стала убеждать Дидима, что он не должен умирать за неё и что она сама должна и желает принять мученическую смерть за Христа. Но и Дидим не пожелал отказаться от мученического венца... – Если так, то всё же пусть я первая пойду под меч, – продолжала убеждать Дидима Феодора, – а ты после меня будь мучеником Христовым... Останься ты после меня, но не я после тебя... Ты сохранил меня от гибели, которая снова может предстоять мне... Предпошли же меня чистой ко Христу...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Града Ярославля Святыя 236. Святый и благоверный преподобный князь Феодор Ростиславичь и святыя и благоверныя князи чада его Давид и Константин Ярославския чудотворцы. Преставися Святый Феодор в лето 6807 месяца сентября в 19 день Сын Смоленского князя Ростислава Мстиславича, воспитанный в страхе Божием, Феодоп и в молодых летах был боголюбив, а вместе отличался воинскою отвагою и мужеством. У него были два брата, князья Глеб и Михаил. По смерти отца, братья поступили с Феодором несправедливо: дали ему из княжества один только малый город Можайск. Он вступил в брак с дочерью Ярославского князя Василия Всеволодовича, Мариею, единственною наследницею Ярославского княжества, и стал жить в ЯРославле, где Мария родила ему сына Михаила. В 1277 году он и некоторые другие князья, по воле хана Менгу-Темира, отправились с дружинами в Орду, чтобы вместе с войсками хана воевать против Яссов, не хотевших платить дани Татарам. Князья Русские доходили до Дербента и смирили Яссов, взяв богатую добычу и пленников. Воинские подвиги Феодора доставили ему благосклонность в Орде. Мужественная красота, высокий рост и такой же ум его так пленили царицу, что она предложила ему руку дочери своей. Феодор отвечал, что у него есть супруга, дочь князя, и он, как христианин, не может иметь другой. Но когда он с опасностию для жизни отклонял от себя лестное предложение могущественной ханши, теща его княгиня Ксения не пустила его, по возвращении из Орды в Ярославль и объявила, что есть законный князь Ярославский, Михаил. Даже посредничество ордынского посла не могло преодолеть упрямства тещи. Добрый князь не хотел призывать грозного гнева ханского на отчизну, и Господь послал ему другую помощь: смерть братьев доставила ему в 1280 году Смоленское княжество. Тогда он снова отправился в Орду и женился на ханской дочери, нареченной в крещении Анною. Через несколько лет сын его, юный князь Михаил умер. Тогда отец его отправился в Ярославль с супругою и ыновьями Давидом и Константином, родившимися в Орде. Жители Ярославля и теперь не хотели было принять его: но

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Двадцатый день. Поуч. 1-ое. Св. благоверный князь Михаил и боярин Феодор, Черниговские чудотворцы. (Подвиг исповедания веры в наше время и в нашем отечестве). I. К сонму святых Православная Церковь давно причислила двух мучеников земли Русской – черниговского князя Михаила и боярина его Феодора, подвиги которых в исповедании ими Христовой веры она и воспоминает в нынешний день. Почти шестьсот лет отделяют нас от мученической их смерти, но размышление о ней всегда сопровождается для нас, их потомков, великою нравственною пользою. Князь Михаил жил в то тяжелое для России время, когда ею владели татары – язычники. Получив приказание явиться в Орду, как данник хана, он отправился туда с твердою решимостью скорее умереть мучеником за св. христианскую веру, чем постыдно изменить ей, поклонившись идолам, на что решились некоторые князья, раньше его отправлявшиеся к татарскому хану. Одинаковых мыслей с князем был и сопутствовавший ему боярин его – Феодор. Хан Батый, враждебно расположенный к черниговскому князю за то, что тот, пылая любовию к святой вере и дорогой родине, побуждал своих соседей восстать против татарского ига, приказал не иначе допустить его к себе, как после того, как он пройдет чрез так называемый «священный огонь» и поклонится языческим богам татар – войлочным идолам. «Нет, мужественно отвечал Михаил, я могу поклониться вашему царю, которому небо вручило судьбу земных государств; но христианин не служит ни огню, ни бездушным идолам». Батый пришел в ярость, услышав такой смелый ответ от своего бессильного данника. Он велел передать на его выбор одно из двух: или поклониться его богам и получить жизнь, свободу и право на владение княжеством, или за сопротивление его воле умереть злою смертию. Итак на одной стороне – свобода и жизнь с ее удовольствиями, семейное счастие с супругою и детьми среди любимых подданных своего княжества, но за то измена I. Христу и Его св. церкви; на другой – мучение и смерть вдали от семьи и родины, но за то верность христианской вере. Выбор был непродолжителен и решителен: князь избрал последнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О воспитании детей и строительстве общин. Председатель Братства " Радонеж " Евгений Никифоров беседует с протоиерем Феодором Бородиным. 20.01.2014 10:58:50 Кульков Сергей Андреевич Председатель Братства " Радонеж "  Евгений Никифоров беседует с протоиерем Феодором Бородиным, настоятелем храма Святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке.  -Батюшка, храм старинный, намоленный. В нем присутствует ощущение церковной древности. Он маленький, но вместе с тем у вас большая община. Так много активных людей! Я даже поражаюсь, во-первых, тому, что их так много, ведь храм все-таки в центре Москвы, это не большие спальные районы, где людей обычно много. В Москве в центре практически никто не живет. Как вы смогли создать такую большую общину?  - Да, действительно храм вмещает немного народу, но иногда в нем собирается больше народу, чем он может вместить. Особенно в воскресные дни и в большие праздники. Мне кажется, что душа каждого христианина, помимо того, что она рвется и стремится к Богу, она еще стремится к общению, к жизни церковной. И вообще, приходы должны быть общинами. Вот известно, например, что святой праведный Алексей Мечев говорил о том, что в царствии небесном будет своя община, своя Маросейка. Любовь никогда не умирает, мы это знаем. Любовь между прихожанами, между священнослужителями и прихожанами. А это и есть основа общины. Она тоже никогда и никуда не денется. Она у Господа будет сохранена. Отблеск этого небесного единства, который нам пока дарован в возможность, он и отражается на лицах людей, которые составляют общину храма. И я в последнее время много об этом думаю, и я понимаю, что община нашего храма- это драгоценность, которая мне подарена Богом, и, конечно, очень благодарен. Это люди, которых я люблю. Я надеюсь, что и они ко мне неравнодушны. Это действительно мои братья и сестры.  -Но организовать общину это ведь не просто: полюбили батюшку, посидели с батюшкой за чашкой чая. Этого мало. Людей надо озадачить совместной работой, деятельностью, мероприятиями. Как вы справляетесь с этим? Как решаете эту задачу? Как вы организовали приходскую жизнь, и в чем она, эта жизнь?

http://radonezh.ru/text/o-vospitanii-det...

пер. с арабского и комментарий А.Р. Салимовской пер. с арабского и комментарий А.Р. Салимовской Аннотация : В публикации представлен литературный перевод молитвы об аббасидском халифе аль-Мамуне (813–833), приписываемой арабо-православному Харранскому епископу Феодору Абу Курре (ок. 750–ок. 830) и составленной с использованием рифмованной прозы (саджа). Хотя этот текст можно рассматривать как образец молитвы практически за любого правителя, некоторые формулировки свидетельствуют о том, что автор имел в виду именно историческую фигуру аль-Мамуна. Текст интересен как одно из свидетельств о популярности этого халифа у арабо-христианских авторов, пытавшихся создать его позитивный образ в произведениях разных жанров. Одна из арабских рукописей, хранящихся в монастыре святой Екатерины на Синае, Sinai. Arab. 447 (ок. XIII в.), в числе прочего содержит небольшой текст, приписываемый Харранскому епископу Феодору Абу Курре (ок. 750–ок. 830), первому крупному арабо-православному богослову 1 . Произведение занимает листы 128v–131r и представляет собой панегирик в честь знаменитого аббасидского халифа аль-Мамуна (813–833), завершающийся молитвой за него. Текст идентифицировал А. С. Атыйя 2 , а проанализировал и частично издал с английским переводом М. Свансон 3 . Хотя эта короткая молитва может быть адаптированна для любого мусульманского правителя, она очевидна была написана с учетом исторического портрета аль-Мамуна. Ее внимательное прочтение показывает, что, при всей риторической направленность текста, в нем, по всей видимости, нашли отражение некоторые черты исторического образа халифа, такие как: стремление к восстановлению единства халифата после изнурительной гражданской войны, попытка разрешить религиозные противоречия в государстве, открытость к другим религиям 4 . Молитва также свидетельствует о высоком авторитете, которым аль-Мамун поьзовался у христиан. Этот правитель занимает особое место в арабо-христианской литературе, о чем говорят такие памятники, как: диспут Феодора Абу Курры при дворе аль-Мамуна 5 , где последний выступает как инициатор и беспристрастный модератор религиозных дискуссий, «Чудо Богородицы в Атрибе» 6 , где представлена трансформация образа халифа из гонителя в покровителя христиан, и арабская версия жития Феодора Эдесского 7 с трансформацией его образа из мусульманина в христианина и мученика. Из этих источников видно, что находившееся под властью иноверцев христиане пытались создать положительный образ знаменитого мусульманского правителя и это стремление могло принимать разные формы – от мягких в апологетической литературе до более радикальных в агиографической. Перевод 8

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010