Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 V ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru V Вселенский Собор. Роспись Успенского храма Любостинского монастыря, 1402-1405 гг. Император Юстиниан Великий , вступивший в 527 году на императорский престол, желал присоединить монофизитов к Церкви. В Египте православные составляли меньшинство и такое разделение представляло опасность для Церкви и государства. Его жена, императрица Феодора , была тайной монофизиткой, и под ее влиянием он иногда действовал в ущерб Православию. Например, под ее влиянием, в 533 году он сделал уступку монофизитам, допустив прибавление в трисвятой песне : распныйся за ны, хотя строгие последователи Халкидонского собора считали такое прибавление монофизитским. В 535 году Юстиниан возвел на константинопольский патриарший престол Анфима , тайного монофизита. В 536 г. в столицу прибыл папа Агапит , в качестве посла остготского короля Теодориха Великого . Узнав о еретичестве Анфима, Агапит, несмотря на угрозы Феодоры, донес о нем царю. Юстиниан тотчас же низложил Анфима, а на его место поставил пресвитера Мину . Под председательством Мины был составлен небольшой собор из епископов православных и монофизитских, на котором обсуждался вопрос о присоединение монофизитов. Но вследствие их упорства рассуждения ни к чему не привели. Патриарх снова их осудил и император подтвердил прежние строгие законы против них. Монофизиты бежали в Великую Армению , где упрочили свою ересь. Между тем Феодора продолжала вести интриги в пользу монофизитов. По ее проискам, после смерти папы Агапита (+ 537 ) на Римскую кафедру был поставлен римский диакон Вигилий , давший ей еще прежде обещание с подпиской помогать монофизитам. Потом она нашла себе еще двух усердных помощников, проживавших при дворе епископов — Федоре Аскиде и Домициане, которые были тайными монофизитами. Оба они советовали императору заняться обращением монофизитов и даже предложили для этого план. Именно, что они смогут присоединиться только тогда, когда Православная Церковь осудит учителя несторианства Феодора Мопсуестийского и его последователей — блаженного Феодорита и Иву Эдесского . Так как их сочинения не осуждены, то это служит соблазном для монофизитов, и они подозревают православную Церковь в несторианстве. План это был составлен в пользу монофизитов и во вред православным: в случае его исполнения Церковь оказалась бы в противоречии сама с собой, осудив Феодора и Иву, признанных православными на Халкидонском соборе .

http://drevo-info.ru/articles/16124.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Варсонофий Великий Икона преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка Учеником, другом и сподвижником прп. Варсонофия был прп. Иоанн Пророк , писавший о прп. Варсонофии: " Старец в Боге и я с ним… мы двое составляем единое целое " . Оба старца стали " соавторами " сборника поучений т.н. " Вопросоответов " . Прп. Иоанн в Ответах именуется " другим старцем " . Преподобный Варсонофий и монофизиты В латинской версии жития говорится о том, что лишь однажды преподобный Варсонофий нарушил свое уединение и отправился в Константинополь ходатайствовать перед имп. Юстинианом I (527-565) о монахах своей области, не согласных с оригенизмом . По мнению архиеп. Филарета (Гумилевского) , речь шла о несогласных с афтартодокетизмом , на которых император воздвиг гонение . Греч. патролог П. Христу, напротив, полагает, что преподобный ходатайствовал не за противников, а за сторонников оригенизма или, по крайней мере, за тех, кто обвинялся в нем , то в их пользу (под влиянием Феодора Аскиды , митр. Кесарии Каппадокийской), вплоть до осуждения оригенизма на Вселенском V Соборе, позволяют допустить как ту, так и др. т. зр. Из своего затвора, скорее всего в связи с оригенистскими спорами, прп. Варсонофий, чувствуя неуверенность императора, советовал ему не бояться сильных мира сего и поступать по воле Божией: " И если истинно то, что сердце царево в руце Божией, то если пожелаем поступать право, Бог преклонит его к нам (ср.: Притч 21, 1 ) " . Варсонофия Великого иногда путали с акефалом Варсануфием (см. Варсонофиты ), и делались предположения, что прп. Варсонофий был монофизитом - акефалом . Впервые это было высказано неким " нечестивым Памфилом, восточного происхождения " . На первый взгляд, данное предположение может найти некоторую поддержку, если принять во внимание совет преподобного, данный Павлу Отшельнику , следовать Никейскому Собору без упоминания о Халкидоне : " ...держись царского пути, говорю, веры трехсот осмнадцати отцов, в которую ты и крестился: она заключает в себе все с точностью для тех, кто имеет совершенный образ мысли " .

http://drevo-info.ru/articles/13676559.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВСТОХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евстохий (греч. Εστχιος: + 580 ), б. патриарх Иерусалимский (552/553 - 563/564) До восшествия на патриарший престол Иерусалимской Церкви Евстохий был монахом и экономом Александрийской Церкви . Некий авва Агафон, брат св. Аполлинария, патриарха Александрийского , прибыл в Александрию для сбора налогов и проверки счетов Церкви. По неизвестной причине он приказал посадить Евстохия под стражу, но тому удалось бежать в Константинополь . Годы, последовавшие за смертью прп. Саввы Освященного (+ 532 ), были отмечены в истории Иерусалимской Церкви обострением борьбы с ересью оригенистов , распространившейся в среде монашества Новой лавры . Когда в 552 году умер патриарх Петр Иерусалимский , крайней оригенистской группе, т. н. исохристам из Новой лавры, при помощи своего сторонника при дворе еп. Кесарии Каппадокийской Феодора Аскиды удалось поставить на Патриаршую кафедру сочувствовавшего им патриарха Макария II Иерусалимского , что привело к крупным беспорядкам в Иерусалиме . Противник исохристов, глава др. оригенистской группировки - протоктистов Исидор, возвратившийся в Православие, а также настоятель Великой Лавры Конон подали представление императору Юстиниану I , который приказал низложить Макария и поставить Евстохия, пребывавшего в то время (декабрь 552 ) в Константинополе. Конон побудил Евстохия исходатайствовать у императора повторное издание эдикта против оригенистов, с которым бы он отправился в Иерусалим . Евстохий составил сочинение, в котором излагал все " безбожные мнения " оригенистов. В помощь Евстохию из Иерусалима прибыла группа правосл. монахов во главе с тремя епископами и вручила императору соответствующее прошение, которое легло в основу письма императора V Вселенскому Собору , и в окончательный вариант формулировки постановления, осуждающего оригенизм.

http://drevo-info.ru/articles/13673786.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДОМЕТИАН АНКИРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Дометиан (Домициан) ( VI в.), епископ Анкирский Был палестинским монахом , игуменом лавры Фирмина, бывшей оплотом оригенизма В 536 году прибыл в Константинополь , где участвовал в Константинопольском Соборе 536 года . В это время он познакомился через Леонтия Византийского с пресв. Евсевием, советником имп. Юстиниана I , который в свою очередь представил его императору. В 540 году Юстиниан, благоволивший ему, сделал его епископом Анкиры (Галатия). Дометиан Анкирский был близким другом Феодора Аскиды , одного из главных проводников императорской политики времени Спора о " Трех Главах " (539-553). Вместе с ним Дометиан ходатайствовал перед императором за патриарха Петра Иерусалимского , разорвавшего общение со патриархом Ефремом Антиохийским , когда тот первым осудил оригенизм (542). Их усилия не имели успеха, поскольку имп. Юстиниан, которого патриарх Петр настоятельно просил разрешить это дело, издал эдикт, осуждавший оригенизм (не позднее 542). Дометиан и Феодор Аскида смирились с этим, приняв активное участие в деле осуждения " Трех Глав " , инициированном императором. Со спором о " Трех Главах " было связано и единственное сочинение Дометиана Анкирского " Книга к папе Вигилию " (Libellus ad Vigilium papam), о котором имеется сообщение в сочинении еп. Факунда Гермианского " В защиту Трех Глав " . Кирилл Скифопольский в Житии Саввы сообщает, что Дометиан Анкирский умер от водянки, прекратив общение с православными и глубоко сожалея о том, что ему пришлось подписать эдикт имп. Юстиниана против Оригена, в то время как многие оригенисты смогли этого избежать. Литература CPG, N 6990; Facundus Hermianensis. Pro defensione Trium Capitulorum IV//PL. 67. Col. 627; Kyrillos von Skythopolis. Vita Sabae/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. P. 85, 188-189, 191-192. (TU; Bd. 49. H. 2). Diekamp F. Die origenistischen Streitigkeiten im 6. Jh. und das 5. allgem. Konzil. Münster, 1899. S. 52-54; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 384; Perrone L. La chiesa di Palestina e le controversie christologiche. Brescia, 1980. P. 204-207; Dizionario patristico e di antichità cristiane/A cura di A. di Berardino. Casale Monferrato, 1983. Vol. 1. P. 1013; Carcione F. La politica religiosa di Giustiniano nella fase iniziale della seconda controversia origenista//Studi e ricerche sull " oriente cristiano. R., 1985. Vol. 8. P. 6-7, 14; Domiziano di Ancira//Patrologia. Genova, 2000. Vol. 5: Dal Concilio di Calcedonia (451) a Giovanni Damasceno († 750)/A cura di A. di Berardino. P. 163.

http://drevo-info.ru/articles/13679235.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТОХИЙ [греч. Εστχιος], патриарх Иерусалимский (552/3-563). В позднейших источниках часто его имя ошибочно передается как Евтихий (см., напр.: Ioan. Mosch. Prat. spirit.//PG. 87. Col. 8; Eutych. Annales. P. 204. 21-22). До восшествия на патриарший Иерусалимский престол Е. был монахом и экономом Александрийской Церкви. Некий авва Агафон, брат св. Аполлинария, патриарха Александрийского, прибыл в Александрию для сбора налогов и проверки счетов Церкви. По неизвестной причине он приказал посадить Е. под стражу. Е. удалось бежать в К-поль. Годы, последовавшие за смертью прп. Саввы Освященного (532), были отмечены в истории Иерусалимской Церкви обострением борьбы с ересью оригенистов, распространившейся в среде монашества Новой лавры. Когда в 552 г. умер патриарх Петр Иерусалимский, крайней оригенистской группе, т. н. исохристам из Новой лавры, при помощи своего сторонника при дворе еп. Кесарии Каппадокийской Феодора Аскиды удалось поставить на Патриаршую кафедру сочувствовавшего им патриарха Макария II Иерусалимского, что привело к крупным беспорядкам в Иерусалиме. Противник исохристов, глава др. оригенистской группировки - протоктистов Исидор, возвратившийся в Православие, а также настоятель Великой Лавры Конон подали представление имп. Юстиниану I , который приказал низложить Макария и поставить Е., пребывавшего в то время в К-поле (дек. 552). Конон побудил Е. исходатайствовать у императора повторное издание эдикта против оригенистов, с к-рым бы он отправился в Иерусалим. Е. составил сочинение, в к-ром излагал все «безбожные мнения» оригенистов. В помощь Е. из Иерусалима прибыла группа правосл. монахов во главе с 3 епископами и вручила императору соответствующее прошение, которое легло в основу письма императора Вселенскому V Собору , и в окончательный вариант формулировки постановления, осуждающего оригенизм. Е. отбыл в Палестину до 6 янв. 553 г., поскольку его подпись отсутствовала под исповеданием веры, составленным свт. Евтихием , патриархом К-польским, для папы Вигилия , которое подписали присутствовавшие в К-поле свт. Аполлинарий Александрийский и Домн III Антиохийский. Будучи занят борьбой с оригенистами в своей провинции, Е. не смог присутствовать на V Вселенском Соборе в К-поле в 553 г. и отправил 3 епископов своего Патриархата: Стефана Рафийского, Георгия Тивериадского, Дамиана Созусского, а также игум. Евлогия из лавры прп. Феодосия Великого, игум. Кириака из лавры Источника (Πηϒ) и столпника Панкратия. 2 последних вместе с игум. Великой Лавры Кононом во время проведения V Вселенского Собора передали имп. Юстиниану челобитную против оригенистов.

http://pravenc.ru/text/187501.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСОХРИСТЫ [греч. σχριστοι, букв.- «равные Христу»], наименование одного из направлений в среде палестинских монахов-оригенистов VI в. Основным источником сведений об И. служит Житие прп. Саввы Освященного, написанное Кириллом Скифопольским . После смерти Нонна, предводителя оригенистов Новой лавры и распространителя оригенизма в Палестине (547), между монахами-оригенистами Новой лавры и лавры Фирмина произошло разделение по догматическим вопросам. В соответствии с особенностями богословских воззрений первые получили от своих противников название «исохристы», вторые - «протоктисты» (πρωτκτιστοι, букв.- «сотворенные от начала», «первозданные») или «тетрадиты» («четверичники», т. е. вводящие вместо Троицы четверицу,- название, обычно усваиваемое в это время монофизитам) ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 89; о протоктистах см.: Лурье. 2006). О сущности учения И. можно судить из самого их названия. Исходя из христологических и антропологических взглядов Оригена , они считали, что при апокатастасисе (всеобщем восстановлении) все станут «равны Христу», т. е. смогут восстановить свой ум в первоначальном созерцании Бога, подобно не претерпевшему грехопадения уму, ставшему в боговоплощении душой Христа. К сторонникам И. принадлежал Феодор Аскида (до 537 игумен Новой лавры, затем епископ Кесарии Каппадокийской). По его словам, «если ныне апостолы и мученики чудодействуют и пользуются столь великой честью, то, если предположить, что при восстановлении (ν τ ποκαταστσει) они не будут равны Христу (σοι τ Χριστ), каково будет восстановление их (ποα ποκατστασις ατος στιν)?» ( Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 38). В соответствии со взглядами Евагрия Понтийского , придавшего догматическому учению Оригена характер аскетической практики, такое восстановление возможно благодаря одной лишь молитве («умному деланию»). В этом смысле И. можно рассматривать как крайних оригенистов и твердых последователей Евагрия.

http://pravenc.ru/text/исохристы.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ II († 574/5), патриарх Иерусалимский (окт.-дек. 552, 563/4 - ок. 574/5). О жизни М. до избрания на Патриарший престол ничего не известно. Вероятно, М. стал преемником патриарха Петра сразу после кончины последнего ( Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1949. T. 2. P. 394, 655; Grumel. Chronologie. P. 451; Grillmeier. 2013. P. 10). Нек-рые исследователи датируют смерть или низложение Петра 544 г. (см.: Fedalto. Hierarchia. P. 1001), однако в этом случае престол должен был оставаться вакантным в течение длительного времени, что не находит подтверждения в источниках. В период правления имп. св. Юстиниана I (527-565) в среде палестинского монашества по-прежнему было широко распространено учение Оригена о предсуществовании душ и всеобщем спасении (см. ст. Апокатастасис ). Одним из центров оригенизма была Новая лавра прп. Саввы Освященного . Даже издание в 543 г. эдикта, осуждавшего оригенизм (CPG, N 6880), не привело к его искоренению в Палестине. Так, лидер оригенистов Новой лавры Нонн отказался принять данный эдикт. После смерти Нонна (547) сторонники Оригена разделились на 2 группы: протоктистов (греч. πρωτκτιστοι, «первозданные»), представленных насельниками лавры Фирмина, и исохристов , объединившихся вокруг Новой лавры ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 89). Последние, будучи крайними оригенистами, испытали также значительное влияние богословия Евагрия Понтийского ; они учили, что во время апокатастасиса все люди станут равны Христу (σοι τ Χριστ) ( Evagr. Schol. Hist. eccl. 4. 38); протоктисты же говорили о предсуществовании души Христа как первого творения (отсюда др. их название - «тетрадиты», т. е. вводящие четверицу вместо Троицы). При поддержке Феодора Аскиды , архиеп. Кесарии Каппадокийской, игравшего важную роль при к-польском имп. дворе, исохристам удалось возвести на Патриарший престол М., кандидатура к-рого не была согласована с имп. Юстинианом. Кроме того, находившаяся в К-поле группа правосл. монахов палестинской лавры прп. Евфимия Великого во главе с игум. Кононом подала императору прошение о низложении М. и об избрании патриархом бывш. эконома Александрийской Церкви мон. Евстохия (дек. 552), к-рый ранее бежал в К-поль ( Theoph. Chron. Р. 242) и был лоялен к властям. Евстохия также поддерживал бывш. глава протоктистов Исидор, обратившийся в православие. В итоге М. был вынужден оставить престол. Опираясь на арм. традицию, М. ван Эсбрук высказал предположение, согласно которому после низложения М. не утратил своего влияния на церковную жизнь ( Esbroeck. 1968; i dem. 1985).

http://pravenc.ru/text/2561416.html

Церковь на пути к V Вселенскому Собору. Часть 2 История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие части, относящиеся к эпохе святого императора Юстиниана: Святой император Юстиниан и его эпоха Часть 1. 518–532 годы Святой император Юстиниан и его эпоха. Часть 2. Восстанавливая целостность империи и утверждая законы Святой император Юстиниан и его эпоха. Часть 3. Внутренняя политика императора Церковь в правление Юстина I и святого Юстиниана Церковь на пути к V Вселенскому Собору. Часть 1 Споры о богословии Оригена Ориген В начале 540-х годов неожиданно, казалось бы, обострилась еще одна богословская проблема, послужившая камнем преткновения и ставшая причиной разделения: в центре пререканий, увлекших многих, вновь оказался Ориген . В монастырях Палестины, где влияние его идей во все времена было особенно значительным, спор об учении Оригена велся с начала V века. А в 507 году часть монахов Великой лавры Саввы Освященного покинула эту обитель, потому что преподобный Савва отвергал заблуждения Оригена, и основала Новую лавру, которая и стала оплотом оригенистов, среди которых своей эрудицией и полемическим искусством выделялся Феодор Аскида, со временем возглавивший Новую лавру. Его влиятельным единомышленником был настоятель монастыря святого Мартирия Домициан. Полемика сфокусирована была на учении Оригена об апокатастасисе – конечном восстановлении творения в его первозданном совершенстве, вплоть до очищения самих падших духов от скверны греха. Отстаивая мысль о спасении всех, оригенисты ссылались, помимо Оригена, на святителя Григория Нисского и Дидима Слепца. При этом оригенисты разделились на две фракции: крайних, которых называли изохристами, и умеренных – протоктистов. Изохристы «считали, что в будущей жизни души человеческие будут уравнены с душой Христа. Вторые… признавали превосходство души Христа как первого творения» . После преставления преподобного Саввы влияние оригенистов в Палестине усилилось. В 536 году оригенисты Феодор Аскида и Домициан участвовали в Константинопольском соборе, своими способностями они обратили на себя внимание императора Юстиниана. На следующий год Феодор был поставлен на первенствовавшую в Понтийском диоцезе кафедру Кесарии Каппадокийской, а Домициан – на Анкирскую. Споры о наследии Оригена распространились и на его родине – в Египте, а также в Сирии и Малой Азии.

http://pravoslavie.ru/65039.html

Минувшее воскресенье Церковь посвятила памяти святых отцов шести Вселенских соборов. В связи с этим уместно было бы подробнее обсудить одно из соборных решений, которое доныне вызывает в некоторых кругах жаркие споры. О Пятом Вселенском Соборе можно услышать три различных утверждения: 1) что Ориген не был осужден; 2) что Ориген был осужден, но не было осуждено учение о конечности адских мук; 3) что было осуждено учение о конечности адских мук, но не вообще, а именно и только в интерпретации Оригена. Рассмотрим, насколько состоятельно каждое из этих утверждений. В 553 году в Константинополе святым Юстинианом Великим, императором Византии, был созван собор, который Церковь признала как Пятый Вселенский. Он осудил Феодора Мопсуэстийского, отдельные творения блж. Феодорита Киррского и Ивы Эдесского, а также Оригена, Дидима и Евагрия Понтийского. Церковный историк Евагрий Схоластик (†594) пишет, что в то время в Палестине возникла большая смута из-за монахов-оригенистов, которым покровительствовал епископ Феодор Аскида, приближенный к императору. Патриарх Иерусалимский Евстохий предпринял меры к тому, чтобы сподвигнуть императора к новому, более масштабному осуждению оригенизма, чем то, которое было за десять лет до того по инициативе св. Юстиниана на поместном Константинопольском соборе. Чтобы отвлечь внимание от оригенизма, Феодор Аскида стал говорить о необходимости осуждения Феодора Мопсуэстийского и про-несторианских писаний Феодорита и Ивы. В результате, как замечает Евагрий Схоластик, «так все устроил ко благу Всесвятой Бог, чтобы [на созванном соборе] нечистое было изглажено и там и здесь» , то есть, последовало осуждение и «трех глав» с одной стороны, и Оригена с другой. Церковный историк пишет, что сначала было осуждение «трех глав», а «потом, когда монахи — Евлогий, Конон, Киприан и Панкратий подали [императору] письменное донесение против учения Оригена… и против последователей его нечестия и заблуждения, Юстиниан спросил у отцов Собора и об этом, предоставив им копию с того донесения и свое послание к [папе] Вигилию о том же предмете. Из всего этого можно было уразуметь, что чистоту апостольских догматов Ориген старался наполнить эллинскими и манихейскими плевелами. Посему, вслед за восклицаниями в укоризну Оригену и его вымыслам, на Соборе составлен был Юстиниану доклад, которого иные места изложены так: “избегли мы, избегли этого; ибо не признали гласа чуждых, но такого человека (Оригена), как татя и разбойника, связавши крепко узами анафемы, извергли вне священной ограды”. Потом немного ниже: “Силу наших деяний вы узнаете из чтения их”. К этому присовокупили они и все главы, которые обыкновенно защищаемы были почитателями Оригенова учения, и из которых явствовало, в чем они соглашались [с православными], и в чем разногласили и многообразно заблуждались… С великим тщанием избрали они и выставили на вид много и других богохульств Дидима, Евагрия и Феодора» .

http://pravoslavie.ru/put/63080.htm

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Церковь на пути к V Вселенскому Собору. Часть 1 Церковь на пути к V Вселенскому Собору. Часть 2 Пятый Вселенский собор. Отцы православной Церкви и еретики; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.      V Вселенский Собор открылся 5 мая 553 года в зале, соединявшем храм Святой Софии с патриаршим дворцом. В нем участвовали 153 епископа, которые, как и на прежних Соборах, представляли Поместные Церкви не равномерно и не пропорционально числу епископских кафедр. Более половины отцов Собора составляли епископы Константинопольского Патриархата – их было 83. Антиохийский Патриархат представлен был 39 епископами, Александрийский, опустошенный отпадением значительного большинства египетских христиан в монофизитство, – десятью, Иерусалимский – пятью. Присутствие Римского Патриархата на Соборе в лице девяти епископов Восточного Иллирика не соответствовало его масштабам и влиянию. Папа Вигилий, находившийся во время соборных деяний в Константинополе, несмотря на приглашения, которые ему неоднократно направлялись от лица Собора, уклонился от участия в нем, а следовательно, и от председательства. Западную Церковь представляли также семь африканских отцов. Святой Юстиниан, инициатор созыва Собора, предложивший его программу, в центре которой оказался возбужденный им вопрос о «трех главах», и предвосхитивший своим «Исповеданием» основные богословские идеи, сформулированные Собором, прямого участия в нем, не в пример своим предшественникам, не принимал, передавая свою волю отцам Собора через посланцев, которые, выполнив порученное им, тотчас покидали соборную палату. Со стороны императора это было проявлением деликатности и должно было способствовать нестесненному обсуждению богословских тем преемниками апостолов. Патриарх Константинопольский святой Евтихий Председательствовал на Соборе патриарх Константинопольский святой Евтихий, президиум составили патриархи Александрийский Аполлинарий и Антиохийский Домн, а также замещавшие отсутствовавшего Иерусалимского патриарха Евстохия епископы Раифский Стефан, Тивериадский Георгий и Созитанский Дамиан. В списке соборных отцов следующие за ними места занимают епископ Гераклеи Пелагской Бенигн, замещавший отсутствовавшего архиепископа Фессалоникийского Илию, Феодор Аскида – архиепископ Кесарии Каппадокийской, архиепископ Эфесский Андрей, епископ Тунийский Секстилитан, представлявший примаса Африки Примоза Карфагенского, и архиепископ Гераклеи Фракийской Мегефий. За ними по диптиху следовали митрополиты либо представлявшие их по причине их отсутствия епископы.

http://pravoslavie.ru/66460.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010