Празднования в честь Феодоровской иконы Царицы Небесной проходят, в соответствии с церковным календарем, 27 марта и 29 августа. В день празднования явления иконы, 29 августа, после Божественной литургии совершается общегородской крестный ход: от Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора он выходит на центральную Сусанинскую площадь города, где служится молебен – и затем крестный ход направляется к Спасо-Запрудненской церкви, на место явления святыни в XIII веке. 29 августа 2002 года торжества в честь чудотворного Феодоровского образа Богоматери впервые в истории Костромы возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 2001 года по благословению церковного священноначалия чудотворная Феодоровская икона Божией Матери приносится в различные епархии Русской Православной Церкви для поклонения верующих, участвует в общецерковных торжествах и значимых событиях. В 2009 году пред ликом костромской святыни, принесенной в московский Храм Христа Спасителя, состоялись избрание на Патриарший престол и интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 2003 году был начат сбор пожертвований для восстановления золотой ризы, украшавшей икону до 1922 года. Благодаря усердию верующих из многих городов и селений России и зарубежья, прилагавших для украшения святыни и свои средства, и ювелирные изделия, уже в 2006 году золотая риза была вновь изготовлена по ее сохранившимся изображениям. Ныне, как и в прежние времена, она возлагается на Феодоровский образ Богоматери в праздничные дни. С 2014 года ежегодно в конце сентября чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносится в Ипатьевскую слободу Костромы, расположенную вблизи Святого озера, места славных битв 1262 и 1609 годов. В Иоанно-Богословской церкви Ипатьевской слободы архиерейским чином совершается Божественная литургия с сугубым заупокойным поминовением героев-воинов минувших веков, а затем крестный ход с чудотворной иконой отправляется на берега Святого озера к сохранившейся там часовне. Еще недавно это озеро официально именовалось Некрасовским, но в 2019 году по представлению администрации Костромской области правительство Российской Федерации возвратило озеру его древнее название – Святое.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/ya...

Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. Памятник св. влкм. Феодору Стратилату на территории Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора г. Костромы      На следующий день, 16/29 августа, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской. В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса на Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году. 14/27 марта 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. После его вступления на престол Феодоровская икона Пресвятой Богородицы стала покровительницей царствующего Дома. Призвание на царство Михаила Романова (Григорий Угрюмов, ок. 1800)      В честь этого была установлена вторая дата празднования иконе – 14/27 марта. Однако в церковном календаре этот праздник закрепляется не сразу, а лишь начиная с 1620 года, что связывают с возвращением из польского плена Святейшего Патриарха Филарета, царского отца. Этим образом благословлялись на царство все представители династии Романовых, сугубо чтившие святыню. Члены царской семьи считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель Дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.

http://pravoslavie.ru/129746.html

Фактически, приверженцы старого обряда оспаривали покровительство Феодоровской иконы правящей династии. В их глазах власть, поддержавшая неоправданные церковные реформы, перестала быть законной. Одним из духовных центров ревнителей " старой веры " стал Городец, как место пребывания Феодоровского образа до его явления в Костроме. Со временем, он превратился в неофициальную " столицу " поволжских старообрядцев различных толков и согласий. Сердцем старообрядческого Городца была возведенная при Екатерине II в 1786 году знаменитая часовня (храм Успения Божией Матери), равная по своему значению московскому Рогожскому кладбищу. В ней поочередно проводили службы беглопоповцы и безпоповцы. По их согласному убеждению, часовня стояла на том самом месте, где находилась Феодоровская икона в XII веке и одновременно на месте монастырской кельи, в которой в 1263 году скончался принявший схиму св. князь Александр Невский. Согласно городецкой легенде, одинаково признаваемой господствующей Церковью и старообрядцами, святой князь на смертном одре молился перед чтимым списком Феодоровского образа Богоматери. Этот легендарный список был сделан в " утешение " жителям Городца после явления иконы в Костроме. Трудно сказать, какова его подлинная судьба, но до середины 1980-х годов, одному из городецких старообрядческих согласий принадлежала ветхая Феодоровская икона с резной надписью на обороте: «ИСТИННОЕ UЗOБPAЖEHIE ЧЮДОТВОРННЫЯ ИКОНЫ ПРСТЫЯ БЦЫ ФEOДOPOBCKIЯ НАПИСАСЯ ОТ АДАМА В ЛЕТО 6747 ГОДА». Уверенность староверов в своей правоте в противостоянии властям подпитывалась и другой легендой, дожившей до конца XIX века. Она гласит, что костромская святыня «раз в году чудесно переносится в Городец и здесь, " на месте святе " , источает слезы о своем заключении в никонианской церкви» Со временем прежнее почитание иконы почти изгладилось у старообрядцев. Но все же кое-что сохранилось. Замечательная Легенда о граде Китеже ( " Книга глаголемая летописец " ), из которой мы узнаем о бытии и почитании Феодоровского образа в XII веке, вышла именно из старообрядческой среды. В современном календаре Русской Православной Старообрядческой Церкви костромская святыня отмечена ТРИЖДЫ: «Празднование Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы совершается 27 марта (14 марта ст. ст.) и 29 августа (16 августа ст. ст.). Также во второе воскресенье Великого поста старообрядческая церковь совершает службу явлению Феодоровской иконы Божией Матери " по уставу Успенского собора Московского Кремля 1627 г. " »

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

В других именах, санах и титулах также множество ошибок. Мы встречаем и русские имена у духовных лиц: Алексей вместо Алексий (даже у митрополита Московского — с. 225, 482), ошибки в именах: Виниамин (с. 209), Андриан (с. 553), Алиппий вместо Алипий (с. 327, 328), и наоборот: Агрипина вместо Агриппина (с. 342); Преосвященнейший владыка стал Преосвещеннейшим (с. 473), Екатеринодарский — Екатеринедарским (с. 98), Петропавловский и Камчатский — Камчатским и Петропавловским (с. 153); иеромонах Епифаний (Славинецкий) назван просто Е.Славинецким (с. 223). Даже приснопоминаемый Патриарх Алексий II назван Алесксием II (с. 127), что уж там говорить о Беллинсгаузене, который именуется Беллинснаузеном (с. 195). Есть ошибки и в названиях икон Божией Матери: Феодоровская икона становится Федоровской (с. 105), Абалацкая — Абалакской (с. 19), а в именовании иконы «Всех скорбящих Радость» второе слово почему-то пишется с прописной (с. 126, 129). Немало ошибок и в названиях епархий, монастырей, храмов: здесь мы найдем и Уфимкую епархию (с. 5), и монастыри: вято- Успенский (с. 171), Александра- Невский (с. 455), Адреевский (с. 618); храмы: Алексанро- Невский (с. 113), Вокресенский (с. 473), Всехсвятой (вместо Всехсвятский) (с. 322); едесский мученик Самон превратился в наименовании храма в Симона (с. 191), а епархиальный паломнический центр из Вертограда стал Ветроградом (с. 327). В книге много раз говорится о храмах Воскресения Словущего; однако слово «словущего» означает «так называемого» («слывущего»), поэтому писать это слово надлежит со строчной буквы. Указание городов, стран, областей также не обходится без многочисленных ошибок, о чем свидетельствуют слова Санкт- Перербург (с. 610), Аргангельск (с. 10), Вологоград (с. 61), Преславль- Залесский (с. 478, 622), Азейбарджан (с. 597), Беларуссия (с. 452, 610) и др. Кстати, не следует коверкать русский язык, заменяя исконные названия стран, некогда входивших в Россию, их новыми именованиями: Беларусь, Молдова, Кыргызстан, Ашгабат, Алмата, Таллинн и др.; для справки см. официальный «Православный церковный календарь», где титулы архиереев даны по русским орфографическим нормам: Патриарший Экзарх всея Белоруссии (не Беларуси), Астанайский и Алма-Атинский (не Алматинский), Кишиневский и всея Молдавии (не всея Молдовы), Таллинский и всея Эстонии (не Таллиннский).

http://e-vestnik.ru/reviews/putevoditel_...

Икона Богородицы Православные отмечают память иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» Евфимия исполнила сказанное, и после совершения перед иконой водосвятного молебна получила исцеление. С тех пор многие болящие и скорбящие, обращаясь к Богородице через Её чудотворный образ, стали получать исцеление и избавление от бед. Казанская икона Божией Матери: справка об иконе Празднование Божией Матери 8 июля (сегодня этому дню соответствует 21 июля по гражданскому календарю) в честь Ее Казанской иконы имеет своим началом чудесное явление ее в Казани в 1579 г. Через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога». Церковь чтит память иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу - сжатое поле, а на нем среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи. Старец Амвросий сам указал день празднества - 15 октября и назвал образ " Спорительница хлебов " , указывая этим, что Пресвятая Богородица - " Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного " . Донская икона Богоматери. Камень нерукосечный и драгоценный Галька с острым краем сменилась бронзой и железом. Появились луки, колесницы, доспехи, мечи… Но по-прежнему останавливался взгляд жестокосердного человека на драгоценном камне, сияющим своими гранями, и человек хотел забрать его себе навсегда — чтобы согреть свое сердце, замерзающее под кожаной ризой. Феодоровская икона. Христос – Тот, Кого не удержать никому На иконе Младенец шагает вперед, недержимый и неудержимый Богоматерью, чья стройная фигура напоминает очертания церкви. Под ногами Его — очертания мафория, напоминающие чрево земное, великую бездну смертную. От чистого чрева Богоматери пришел Бог на землю, пришел на смерть...

http://pravmir.ru/tag/ikona-bogorodicy/p...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Феодоровская " Описания иконы Описание иконы Феодоровская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Феодоровская – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продо[...] Икона Феодоровская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников По преданию, Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Кем и когда она принесена в Россию – неизвестно, но уже в XII веке икона находилась в часовне недалеко от города Городца и считалась чудотворною. В 1164 году псковским князем Георгием Всеволодовичем на месте часовни был устроен монастырь, названный Городецким. В нашествие Батыя обитель сгорела. Все думали, что в огне погибла и икона. В 1239 году, 16 августа, в день праздника Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа, костромской князь Василий Юрьевич во время охоты увидел на сосне икону. Когда он попытался взять её в руки, икона поднялась в воздух. Поражённый этим чудом, князь пригласил духовенство и народ. После всеобщей молитвы икону сняли с дерева и отнесли в главный собор Костромы. А накануне жители города видели, как по городу с иконой в руках прошёл какой-то воин в богатой одежде, очень схожий со святым великомучеником Феодором Стратилатом, в честь которого в Костроме был построен собор. П[...]

http://pravicon.com/icon-342

Список Порт-Артурской иконы Божией Матери в курганском храме, 26 июля 2013 г. Можно сказать, что образ «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской) не столь известен по сравнению с другими каноническими Богородичными иконами, однако факты говорят, что почитание Порт-Артурской иконы ширится и ширится, охватывая не только Приморье и Приамурье, но и европейскую часть Православного мира. Акафист Пресвятой Богородице в честь этой иконы гласит: «Покровом Своея благости покрывающей пределы земли Дальнероссийския», а также «избавляющую нас от хинских нашествий», однако народ русский верит, что защитительный омофор Богородицы укрывает всю Русь – от Дальневосточья до Западных пределов. Новейшая история свидетельствует, что и православная Сербия видит себя под этим Покровом – образ Порт-Артурской иконы почитаем и там. В календаре нашей Церкви упоминается более двух с половиной сотен чтимых и чудотворных икон Богородицы, а всего насчитывают уже близко к девяти сотням наименований Ее икон. Порт-Артурская икона промыслительно вернулась к русскому человеку через 100 лет после ее написания. Наша Церковь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II объявила 16/29 августа днем общецерковного почитания иконы «Порт-Артурской» (празднуется с 2009 г.). Символично, что это один из двух дней празднования Феодоровской иконы Божией Матери (1239), как мы помним, судьбоносной для нашей державы. Порт-Артурская икона промыслительно вернулась к русскому человеку через 100 лет после ее написания В чем тут дело? Быть может, следует согласиться с ревнителем памяти этого Богородичного иконографического канона, жителем Кургана Николаем Павловым, не столь давно ушедшим из жизни, но собравшим за десятилетие, похоже, всю возможную информацию об истории этого образа, об известных списках. Н. Павлов считал Порт-Артурскую икону метафизически знаковой даже среди прославленных Богородичных образов русского патриотического круга, связанных с Первой Мировой войной и последовавшим Октябрьским переворотом 1917-го – Державной, Августовской, явленных при царствовании государя-страстотерпца Николая II. Исследователь приводил даже реплику гонителя Русского Православия, если не сказать, главного русского беса, Ульянова-Ленина, который в своей статье 1905 года «Падение Порт-Артура» полагал, что капитуляция русского форпоста на Дальневостчье стала прологом падения Российской Империи. В самом деле, об этом пункте русской истории следует поразмыслить и в таком ключе. К тому же, провиденциальность явления русских Богородичных икон нам всем очевидна. Следует понимать, что воспоследовавшие за этим трагические события русской истории были, в том числе, или в первую очередь, следствием неисполнения прямых указаний Богородицы.

http://pravoslavie.ru/141365.html

В Саратов прибывает чудотворная Феодоровская икона Божией Матери 5 марта 2007 г. 12:16 5 марта в 16.00 великая православная святыня — чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери будет доставлена в Покровский храм Саратова. Молебен Божией Матери перед чудотворной иконой отслужит епископ Саратовский и Вольский Лонгин . В дни пребывания образа в Саратове — с 5 по 12 марта — Покровский храм будет открыт с 8 до 24 часов. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери считается покровительницей рода Романовых. Именно этим образом в Костроме (именно там проходил в 1613 году Земской собор) благословили на царство юного Михаила Феодоровича Романова. Это событие стало завершением Смутного времени в России. В период с 1914 по 1918 годы образ потемнел и остается таким до сих пор, возможно, в напоминание о мученической кончине святых царственных страстотепцев. После революции 1917 года на Православную Церковь начались гонения, которые отразились и на судьбе чудотворного Феодоровского образа. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году с иконы была снята драгоценная золотая риза, выполненная в 1891 году. Летом 1922 года святыня оказалась в руках у представителей обновленцев — раскольнической церковной группировки. С 1944 г. икона находилась в разных храмах Костромы. Удивителен тот факт, что, несмотря на все трудности советского богоборческого периода российской истории, Феодоровская икона не покидала города и всегда была доступна для верующих людей. С 18 августа 1991 года чудотворный образ пребывает в Богоявленско-Анастасиином соборе — кафедральном храме Костромской епархии . Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя: лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева (Пятница), покровительница Полоцкого княжеского дома. Феодоровская икона особо почитается верующими как покровительница семейного благополучия, перед ней молятся Божией Матери о даровании чад и просят у Нее помощи в их воспитании. Пресс-служба Саратовской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/207723.htm...

В Калининградскую епархию принесена Феодоровская икона Божией Матери 27 ноября 2013 г. 20:53 В ночь на 27 ноября 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Калининградскую епархию авиарейсом из Москвы доставлен чудотворный Феодоровский образ Божией Матери, хранящийся в Богоявленско-Анастасиином соборе Костромы. Святыню в калининградском аэропорту Храброво встречали губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов, мэр г. Калининграда А.Г. Ярошук, ключарь кафедрального собора Христа Спасителя протоиерей Вадим Дегтярев, духовенство Калининградской епархии. Икону сопровождала делегация священнослужителей Костромской епархии  во главе с временно управляющим Костромской епархией епископом Макарьевским Ферапонтом . По принесении Феодоровской иконы в кафедральный собор Христа Спасителя г. Калиннграда состоялся молебен, который возглавил епископ Ферапонт. По окончании богослужения владыка Ферапонт рассказал о Феодоровской иконе Божией Матери и поблагодарил всех собравшихся за совместные молитвы, несмотря на поздний час — богослужение завершилось в начале 4-го утра. Многие калининградцы приняли участие в молебне, который состоялся с задержкой на два часа из-за плохих погодных условий в аэропорту вылета. В кафедральном соборе Христа Спасителя Феодоровская икона Богородицы пробудет до 12.00 28 ноября, после чего она будет перенесена в храм Архистратига Божиего Михаила г. Черняховска. Затем состоится принесение  святыни в города Гусев и Советск, информирует сайт Калининградской епархии . В начале ноября 2013 года Феодоровская икона была принесена из Костромы в Москву на период проведения  выставки-форума «Православная Русь. Романовы» в ЦВЗ «Манеж». По окончании выставки 24 ноября чудотворный образ был перенесен в Донской ставропигиальный мужской монастырь столицы, где был доступен для поклонения верующих до 26 ноября. Феодоровская икона была написана не позже XIII века. По преданию именно этим чудотворным образом Богородицы в 1613 году юного Михаила Федоровича Романова, первого царя из династии Романовых, благословила на царство его мать. Икона была особо почитаема российскими самодержцами. Начиная с Николая I, все российские императоры и многие члены царской семьи считали своим долгом посетить Кострому  «колыбель Дома Романовых»  и помолиться пред иконой. В ее честь переходившие в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество Феодоровна. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3395967.ht...

Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы доставлена в Астрахань 1 октября 2008 г. 12:29 Вечером 30 сентября в Астрахань на самолете доставлена чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Как сообщили в пресс-службе губернатора Астраханской области, святыня пробудет в городских храмах до 5 октября. Ей уже поклонялись верующие Москвы, Твери, Саратова, Краснодара, Воронежа, Архангельска, Екатеринбурга, Дальнего Востока, Сахалина, Камчатки. В течении пяти дней поклониться иконе смогут и жители Астрахани. 30 сентября на пересечении улиц генерала Епишева и Богдана Хмельницкого стартовал крестный ход с иконой, проследовавший в храм равноапостольного князя Владимира. Утром 1 октября в этом храме архиепископы  Костромской и Галичский Александр и Астраханский и Енотаевский Иона совершили Божественную литургию. Позже в этот же день святыню перенесут в Успенский собор Астраханского кремля, где затем будет совершено Всенощное бдение. 2 октября в Успенском соборе состоится Божественная литургия, после вего икону вынесут на Соборную площадь, где пройдет молебен перед началом торжеств по случаю празднования 450-летия Астрахани. 2 октября с 16.00 и 3 октября икона будет выставлена в Покровском кафедральном соборе, 4 октября с 12.00 до 16.00 в храме Феодоровской иконы Божией Матери в пос. АЦКК. 4 октября с 16.00 и 5 октября в Иоанно-Предтеченском монастыре. Вечером этого дня икона будет возвращена в Кострому. Феодоровская икона Пресвятой Богородицы одна из древнейших русских икон. Написана евангелистом Лукой еще в I веке и стала подарком от Византии. До 1239 года икона пребывала в одном из монастырей волжского Городца, являясь моленным образом князя Александра Невского. Но после нашествия татаро-монгол на город она исчезла. Позже святыня явилась в Костроме. Ее обнаружил младший брат Александра Невского князь Василий Ярославович на ветвях дерева в 1263 году. В XIV веке князь Дмитрий Донской молился перед этим образом об упокоении душ православных воинов, павших в Куликовской битве. Перед ней в 1613 году был избран на российский престол юный Михаил Федорович Романов. С тех пор святыня стала семейной реликвией династии Романовых. С 1991 года икона находится в стенах Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы. Образ покровительствует семье, браку и рождению детей. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/468253.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010