Неделя 5-я по Пятидесятнице. 12. Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Мчч. Прокла и Илария. Прп. Михаила Малеина. Прп. Симона Воломского. Прп. Арсения Новгородского. Иконы Божией Матери, именуемой «Самонаписавшаяся». Мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве. Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (А) , а также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина (без праздничного знака) (Б). А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, и Богородицы, глас 2-й и глас 4-й – 6. «Слава» – Богородицы, глас 5-й: «Радуются днесь...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На литии стихиры Богородицы, глас 1-й глас 2-й (см. на литии). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 3-й: «Да веселятся Небеса…» (см. на литии). На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 1-й: «Приидите, вернии…». По Трисвятом – тропарь Богородицы («Троеручицы»), глас 4-й (трижды) . Примечание. Тропари по Трисвятом можно петь следующим образом: «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь Богородицы («Троеручицы»), глас 4-й (единожды) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы («Троеручицы»), глас тот же. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом . «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Богородицы, глас 1-й: «Благодарственное пение…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас 2-й: «О Всепетая Дево Владычице…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее, глас 8-й: «Просвети нас…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…» (но не «Молитвами Богородицы…»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://patriarchia.ru/bu/2021-07-25/

Разделы портала «Азбука веры» Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский Рюрик (862 – 879), в Новгороде Равноапостольный Мефодий, учитель Словенский Олег (879 – 912), в Киеве Равноапостольная вел. кн. российская Ольга Святослав Игоревич (946 – 972) Первомученик Феодор варяг, Киевский Св. Владимир I Святославович (980 – 1015) Первомученик Иоанн варяг, Киевский, сын св. Феодора варяга Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси Равноапостольный блгв, вел. кн. Киевский Владимир-Василий Мученик блгв. кн. Борис-Роман Ростовский Святополк I Ярополкович (1015 – 1019) Мученик блгв. кн. Глеб-Давид Муромский Мученик Георгий Угрин, брат прп. Ефрема Новоторжского Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский Ярослав I Владимирович (1019 – 1054) Святитель Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский Преподобномученик Моисей Угрин, Печерский, в Ближних пещерах Ок. 1043 Блгв. кн. Анна Новгородская Блгв. кн. Ирина Киевская Блгв. кн. Владимир Ярославич Новгородский Преподобный Ефрем Новоторжский Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси Ок. 1053 Святитель Лука, епископ Новгородский Изяслав I Ярославич (1054 – 1073) Преподобный Варлаам, игумен Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Иларион схимник, Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Иеремия прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Дамиан пресвитер, целебник, Печерский, в Ближних пещерах Святитель Леонтий, епископ Ростовский Преподобный Антоний Печерский, первоначальник монашеского жития на Руси, в Ближних пещерах Преподобный Аврамий Ростовский, архимандрит Ок. 1073 – 1077 Святослав Ярославич (1073 – 1075) Преподобный Аркадий Новоторжский, Вяземский Ок. 1077 Изяслав Ярославич (1076 – 1078) Преподобный Матфей прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Всеволод Ярославич (1078 – 1093) Блгв. кн. Ярополк (Петр) Владимиро-Волынский Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах До 1088 Преподобный Никон, игумен Печерский, в Ближних пещерах Святитель Иоанн, митрополит Киевский Преподобный Симон варяг, Печерский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Они пострадали в Киеве за веру Христову накануне Крещения Руси 25 июля. ПРАВМИР. Православные отмечают память мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна, убитых в Киеве за веру Христову накануне Крещения Руси. Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х столетии, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и опирался на варягов, специально приведенных им из-за моря, в качестве военной силы. Видимо, к этому первому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира следует отнести гибель святых мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна. … Жил среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец, варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство.  «И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна. Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», старый воин решительно ответил: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам». Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, «стоял на сенях с сыном своим», мужественно, с оружием в руках, встречал врагов. Он спокойно смотрел на бесновавшихся язычников и говорил: «Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына». Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их…

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-svy...

     Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем. Мф 5, 19. Почему свят и наречен равноапостольным великий князь Владимир? Он обратился от языческой тьмы к свету Христову, крестился сам, крестил киевлян и послал крестить в другие города и области своего княжества. Он первый из всероссийских правителей стал христианином и положил начало христианскому устроению Русского государства. С него Русская держава начинает быть православной и христианство проникает во все области народной и государственной жизни. Действовал ли он при том только как правитель, являлись ли его действия, направленные к тому, только государственными деяниями? Нет, он сам в себе проявил истинного христианина и проповедовал Христа не столько словом, сколько личным своим примером. Воспитанный в язычестве, князь Владимир, хотя и слышал в самом раннем детстве о Христе от своей бабушки, блаженной княгини Ольги, был сначала ревностным язычником. Он усердно исполнял языческие обряды, старался угодить языческим богам, приносил им благодарения за успехи, потому что был убежден, что служит истине. Когда же произошло убийство толпой киевлян св. варяга Феодора и сына его Иоанна, на которого пал жребий быть принесенным в жертву Перуну в благодарность за одержанную победу, Владимир понял, что он ошибался. Он почувствовал разлад между законом нравственным и требованиями язычества и чуткой душой ощутил его неправоту. Искание истины и правды привело его к Православию, и, преодолев все внутренние и внешние препятствия, стоявшие на пути к нему, он принял святое крещение. Теперь, ставши христианином, он стал служить Христу еще ревностнее, чем раньше служил богам языческим. Ныне он уже всем существом приносил себя самого и все, чем обладал, в жертву Истине, ибо учение христианское открывает Божественные истины и выражает высочайший нравственный внутренний закон. Владимир стал иным после крещения. Он сохранил в себе все лучшие качества, которые имел прежде, отвергнув от себя все свои порочные наклонности и привычки. Из жестокого, не пожалевшего даже родного брата, убитого во время междоусобной войны с ним, он сделался настолько мягкосердечным, что не хотел казнить и преступников, делая то в исключительных случаях, чтобы пресечь злодеяния.

http://pravoslavie.ru/47781.html

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 9  голосов:  4.0 из  5) Разговор о детях-мучениках может вызвать у родителей протест. Все мы хотим для детей счастливой и долгой жизни, а не мученического венца. Однако ход времени непредсказуем, и все христиане, включая детей, могут пострадать за веру, за Христа.  Дети-мученики – семя Божие В православном христианстве почитание детей-мучеников особенно трепетно и прикровенно. Детей-мучеников можно разделить на две группы: осознанно принявших смерть за Христа в подражание Ему («Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих») и не осознававших своего мученичества. Фото: tatmitropolia.ru Первыми детьми, неосознанно отдавшими свои жизни за Христа, стали вифлеемские младенцы (от Матф. 2:16-18 ), убитые по приказу царя Ирода в городе Вифлееме и его окрестностях.  Ирод предполагал, что среди них окажется Мессия. Блаженный Иероним пишет, что в Вифлееме погибло «много тысяч» младенцев (Hieron. In Is.7,15 ), по церковному преданию, число жертв составило 14 тыс. Погибшие младенцы почитаются как святые мученики, их память совершается 29 декабря (11 января). Были и среди русских православных детей-мучеников совсем младенцы, как те, вифлеемские. 21 декабря мы чтим память благоверных князей Феодора и Евпраксии и сына их, младенца Иоанна, зарайских мучеников (1237), которые пострадали от монголов в Батыево нашествие. Встречаются в летописях упоминания и о святом мученике Димитрии, младенце, князе Владимирском, который в 1238 г. был сожжён монголами при штурме Владимира вместе с прочими горожанами в кафедральном соборе, память его вспоминается 3 февраля. Первым известным отроком-мучеником (первомучеником) на Руси стал сын киевского варяга Феодора Иоанн (983), пострадавший за веру вместе с отцом, память 25 июля по новому стилю. 

http://azbyka.ru/deti/deti-mucheniki-v-p...

Святой равноапостольный князь Владимир Если мы всмотримся в русскую историю, то увидим, что она чудесна и необычайна. Начнем с самых ее истоков – Крещения Руси , события весьма актуального для нас хотя бы в силу того, что в этом году мы празднуем 1000-летие со дня кончины святого равноапостольного князя Владимира . Летописный рассказ «Повести временных лет» показывает, что обращение святого князя Владимира и его народа было чудом. Действительно, всего за восемь лет до крещения Руси, в 980 году, князь Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась жертвоприношениями земля Русская и холм тот» . И это – после крещения святой Ольги , после начала созидания храмов на Руси. Более того, эти жертвы были человеческими. Вот как обошлись с христианином Иоанном, сыном варяга Феодора, на которого пал жребий быть принесенным в жертву Перуну: «Люди, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: “Дай сына своего, да принесем его богам”. Он же ответил: “Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?” И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили» . Из летописного рассказа мы видим, как до последнего момента в душе князя Владимира зверь борется с человеком: проникнувшись убеждениями некоего монаха-философа и послав посольство для испытания вер, он, тем не менее, идет походом на христианскую империю, на жителей Херсонеса, не сделавших ему никакого зла. И лишь целая цепь чудесных событий приводит ко крещению его и народ русский. Одно из них – временная слепота равноапостольного князя Владимира, которую, увы, ряд наших ослепленных лжеученостью современников считают простым агиографическим топосом, параллелью к деяниям апостола Павла, несмотря на то, что она засвидетельствована ранними западными агиографическими источниками .

http://pravoslavie.ru/80944.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Первомученики Феодор и Иоанн Варяжские (+ 983) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 12 июля Сохранилось предание, что киевские князья Аскольд и Дир были христиане и потому языческий народ выдал их язычнику князю Олегу, который и велел убить их. Во всяком случае, в Киеве были христиане при князе Игоре и существовала церковь Св. пророка Илии. Св. княгиня Ольга крестилась. Чувствовалась близость православной Греции. Но незадолго до крещения Руси произошла последняя вспышка умиравшего язычества. Поставили идолов — Перуна, Белеса и других богов — и стали им приносить человеческие жертвы, как это делалось у других языческих народов. На Руси этого раньше не было. В 983 г. жребий быть принесенным в жертву пал на юного Иоанна, сына православного варяга Феодора. Отец отказался выдать его язычникам. Он сказал им: «Если ваши боги всемогущи, пусть сами придут и возьмут моего сына!» Разъяренная толпа подрубила столбы их дома, и отец с сыном были убиты. Летопись называет их первыми русскими мучениками. Их мужественная смерть поразила языческого князя Владимира. Может быть, в это время и начал брезжить в сердце его свет благодати Христовой. На Руси занималась заря христианства. Впоследствии князь Владимир, уже христианин, на месте убиения св. мучеников Феодора и Иоанна воздвиг первую созданную им Десятинную церковь. • Св. Феодор принял крещение в Константинополе, в период своего пребывания в Византии на военной службе. • В Киеве на месте мученической кончины св. Феодора и сына его св. Иоанна поставлена Десятинная церковь, в которую были перенесены святые мощи равноапостольной Ольги и где нашел упокоение св. князь Владимир. В 1908 г., во время раскопок в Киеве, у алтаря этой церкви был обнаружен нижний деревянный сруб дома варягов-мучеников, которых один из создателей Киево-Печерского Патерика, свт. Симон (память его 10 мая), назвал первыми «русскими гражданами небесного града». Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437444/

После Святослава, который жил и умер упорным язычником, наступили междоусобия между тремя сыновьями его. Младший из них, Владимир, рожденный от наложницы Малуши, Ольгиной ключницы, с восьмилетнего возраста был отправлен Святославом в Новгород под присмотром дяди, Добрыни Любчанина, который, как грубый язычник, давал полную волю страстям своего воспитанника. По смерти отца Владимир с Добрыней завладел Киевом посредством измены, велел умертвить старшего брата своего Ярополка, взял себе насильно невесту его Рогнеду, княжну Полоцкую, и беременную жену его, гречанку. Сделавшись единовластителем русской земли, Владимир проводил свою молодость в необузданном сластолюбии: кроме пяти жен, у него было в разных местах до 800 наложниц. Он отличался также страстью к войне и отдаленным походам. В 983 году Владимир ходил на Ятвягов и покорил землю их (в нынешней Гродненской губернии). Возвратясь в Киев, он совершал жертвоприношения идолам. Старшины и бояре сказали ему: бросим жребий на отрока или девицу; на кого падет, того и принесем богам. Жребий пал на юного Иоанна, сына одного варяга-христианина, по имени Феодора, жившего в Киеве. Посланные сказали отцу: отдай сына богам; они выбрали его себе в жертву. Феодор отвечал: ваши боги – истуканы, сотворенные руками человеческими. Един Бог , которому поклоняются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам. Услышав этот ответ, Киевляне сбежались и разломали двор варяга. Он стоял с сыном на сенях. Ему кричали: подай сына твоего! он отвечал: пусть боги ваши сами придут и возьмут его. Язычники подрубили сени под ними и умертвили обоих. 12 Но приближалось уже время общего просвещения земли русской; ужасное братоубийство, сластолюбие грубое не могли не тяготить совести Владимира. Он думал облегчить душу тем, что ставил новых кумиров на берегах Днепра и Волхова, украшал их серебром и золотом, приносил тучные жертвы перед ними. Но все это, как чувствовал он, не доставляло покоя душе – душа искала света и мира. Владимир чувствовал тревогу, движения и сомнения в душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В настоящее время преп. Феодосию приписывают следующие произведения 52 : А) два общенародных поучения: 1) «поучение блаженного Феодосия, игумена Печерского, о казнях Божиих» (нач. «Наводит Бог , по гневу своему»), 2) «слово писано святым Феодосием мнихом – о тропарных чашах» (нач.: «И се ведуще, братия, обедне и трапезе», по другим спискам: «И се буди ведомо: на обедне и трапезе»); Б) пять поучений к братии: 3) «слово святого Феодосия о терпении и о любви» (нач.: «Что внесем, любимици мои, в мире сем...»), 4) «слово святого Феодосия о терпении и о любви» (нач.: «Многажды друзии отгоними много»), 5) «поучение святого Феодосия о терпении и милостыни» (нач.: «Возлюблении! Притчю приимите злострадания и терпения»); 6) «поучение святого Феодосия о терпении и о смирении» (нач.: «Подвизайтеся, трудници, да приимете венец терпения вашего»); 7) «поучение святого Феодосия о хожении к церкви и о молитве» (нач.: «Слышим убо Господа, пророком глаголюща»); В) 8) поучение к келарю; Г) два поучения, надписанные именем св. Феодора Студита ; 9) «в вторник 3 недели поста на часех святого Феодора игумена студийского·слово утешно к братьи о душевней пользе» (нач.: «Аз грешный и ленивый, погребыи талант свои в земли») и 10) «в среду 3 недели поста святого Феодора игумена студийского поучение о пользе душевней» (нач.: «Тем убо аз ныне дерзнух се писати вам»); Д) 11) несколько «отрывков» (обыкновенно их насчитывают четыре) из поучений преп. Феодосия, находящиеся в житии его, составленном преп. Нестором; Е) 12–13) два. ответных послания к князю Изяславу (Ярославичу): одно богослужебно-канонического характера («Впрошенье Изяслава князя, сына Ярославля, внука Володимира, игумена Феодосия Печерского монастыря», нач.: «Что возмыслил еси, боголюбивый княже, вопрошати мене» – о заклании животных в воскресный день и о посте в среду н пяток), и другое – о латинах («того же Феодосия к тому же Изяславу» – о латинах, нач.: «Аз, Федос, худый мних раб есмь»; в других списках начало иное); Ж) две молитвы: 14) «молитва святого Феодосия Печерского за вся крестьяны» (нач.: «Владыко Господи Человеколюбче! Иже суть вернии») и 15) «молитва св. Феодосия, написанная по просьбе Симона Варяга» (нач.: «Помяни мя, Господи, егда приидеши в царствии си, и вздати хотя»).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

В НС (Н1 мл.) о начале Русской земли рассказывается в статье 6362 (854) г. Этим временем датировано начало правления византийского императора Михаила III. В «Повести временных лет» стоит 6360 (852) г. Об императоре Михаиле русские летописцы знали из «Хроники» Георгия Амартола. Она была закончена в 866 г., но доведена только до известия о воцарении Михаила. При этом в тексте указана не дата 6350 (842) г., а срок его правления ко времени завершения «Хроники»: 24 года и 3 месяца. Далее следует продолжение, написанное Симеоном Логофетом, причем версии разных списков настолько серьезно отличаются, что ставился вопрос о разных авторах или, по крайней мере, редакторах. 41 Обе даты начала правления Михаила были указаны русскими летописцами неправильно, но исходили они из византийских источников. 42 Так как в Н1 мл. под 6362 г. говорится о начале Киева, а Новгород даже не упомянут, нет никаких оснований относить эту статью к творчеству новгородского летописца. Кий, Щек и Хорив названы в НС современниками Михаила III и его матери. Имя императрицы здесь приведено с ошибкой – не Феодора, а Ирина. Последняя была матерью Константина VI (780–797). Путаница произошла, видимо, потому, что обе были соправительницами своих сыновей, и обе восстанавливали иконопочитание: Ирина в 787 г. на VII Вселенском соборе, а Феодора в 842 г. В правление Михаила с матерью и Кия с братьями произошло нападение Руси на Константинополь. Об этом рассказывается в «Хронике» Георгия Амартола, а в НС этот текст вошел через посредство «Хронографа по великому изложению». 43 Ни в «Хронике» Амартола, ни в «Хронографе» дат не было, соответственно и в НС поход Руси не датирован. Далее летописец пишет: «По сихъ л т хъ братиа сии изгибоша», и сообщает, что после смерти Кия с братьями поляне были покорены хазарами. Затем у них начали княжить два пришлых варяга, Аскольд и Дир. Во времена Кия с братьями новгородские словене и их соседи кривичи, меря и чудь давали дань варягам, а затем изгнали их и начали воевать между собой. Устав от усобиц, они призвали Рюрика с братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010