Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Святой морской дьявол 07.11.2005 933 Время на чтение 14 минут 190 лет назад, когда Россия подписала второй Парижский договор, передающий Ионические острова Англии, уволенный в отставку " вследствие душевной болезни " адмирал Федор Ушаков уже не мог защитить свое детище - созданную там республику. Она перестала существовать, строившийся его трудами Черноморский флот быстро приходил в упадок, а сам адмирал долгие годы жил в забвении вдали от столиц. Но совсем недавно адмирал Ушаков стал " святым праведным воином Феодором " , покровителем военно-морского флота. " Стоял на одной ноге, вертелся, краснел... " Федор Ушаков родился в Ярославской губернии в семье офицера Преображенского полка. Его юность проходила в условиях вполне спартанских, с розгами в качестве популярного педагогического средства. Во время учебы Ушакова флот был в таком состоянии, что нередко военно-морская практика ограничивалась освоением глобуса и морских карт Если верить семейным преданиям, Федор по большей части ходил босиком и участвовал в охоте на медведя. В 1761 году он окончил местную школу для дворянских детей. В свидетельстве об окончании значится, что Федор Ушаков " российской грамоте читать и писать обучен... и желает... в морской кадетский корпус, в кадеты " . Решение живущего вдали от моря молодого человека стать моряком трудно объяснить чем-либо, кроме романтической настроенности. Служба во флоте тогда казалась бесперспективной. Никаких войн на море не планировалось, военные моряки лишь сопровождали отплывающие из Санкт-Петербурга и Архангельска торговые суда. Зато на суше Россия воевала постоянно, и потому армейская служба представлялась дворянским детям куда более престижной. Ходили даже слухи, что Морской шляхетный кадетский корпус, куда поступил Федор Ушаков, будет объединен с " сухопутными " учебными заведениями. На первых порах служба выпускника Морского корпуса складывалась самым заурядным образом. Гардемарин, мичман, лейтенант, несколько плаваний на Балтике, сопровождение судов с грузами для строительства кораблей на Черном море. Правда, в 1775 году его назначили капитаном императорской яхты, стоявшей напротив Зимнего дворца. В екатерининские времена это могло бы дать толчок карьере, однако Ушаков оказался совершенно неприспособленным к столичной жизни, и это назначение ни к чему не привело. К тому же у него было немало странностей, о которых судачили петербуржцы. В появившейся в XIX веке книге о российских чудаках о столичной жизни капитана Ушакова рассказывается вполне в духе Хармса: " Федор Федорович Ушаков в частной жизни отличался большими странностями: при виде женщины, даже пожилой, приходил в страшное замешательство, не знал, что говорить, что делать, стоял на одной ноге, вертелся, краснел...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

В.В. Виноградов Покрыт мраком неизвестности ПОКРЫТ МРАКОМ НЕИЗВЕСТНОСТИ Изучение книжно-славянской лексической струи в составе русского литературного языка не должно ограничиваться только областью словообразования и историей разных словарных пластов или отдельных слов, как это было до сих пор. Оно не может быть полным и всесторонним без охвата фразеологических проблем. Выражение покрытый мраком неизвестности ныне воспринимается как ироническое. Оно носит на себе отпечаток как бы вывернутой наизнанку книжной риторики и шутливо применяется к тому, что остается неизвестным, о чем нет никаких сведений, что кажется почти недоступным человеческому познанию. Это выражение представляется естественным метафорическим развитием фразеологического сочетания – покрытый мраком (ср. мрак покрывал поля). Ср. также: мрак или тьма невежества. В словаре Д. Н.  Ушакова вместо фразы покрыт мраком неизвестности объясняется только: мрак неизвестности (ср. мрак невежества) (сл. Ушакова, 2, с. 271–272). Но это – неправильно. Выражение «мрак неизвестности» отличается по экспрессивной окраске от фразы покрыто мраком неизвестности. Своеобразие экспрессии – то подчеркнуто иронической, то глубокомысленно-ученой, педантской – спаивает фразу покрыто мраком неизвестности в самостоятельное целое, в особое фразеологическое единство. Каков генезис этого выражения? Кажется вероятным, что оно образовалось в высоком славянизированном слоге русского литературного языка. Но когда? Элементы его можно найти и в языке древнерусской письменности. Например, в Несторовом Житии Феодосия (II): «Омраченимь бсовьскымь сце покръвено имыи» (Срезневский, 2, с. 1119). Ср. Кан. молебн. Богор. п.  9: «свта твоего зарями... мракъ невднiя отгоняюще...» (Изв. ОРЯС, т. 18, кн. 2, 1913, с. 265). Акад. М.  И. Сухомлинов отметил в языке Вассиана, современника Ивана III, выражение: «покровенже сыи мрачным облаком срама» (Изв. Имп. АН по Отд-нию русск. яз. и словесности, т. 2, 1853, с. 194). В «Древней российской истории» М.  В. Ломоносова: «Возрастая до толикого величества Россия... коль многие деяния и приключения дать могла писателям, о том удобно рассудить можно. Из великого их множества не мало по общей судьбине во мраке забвения покрыто» (Ломоносов 1902, 5, с. 245). У М. В. Ломоносова в «Письме о пользе стекла»:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

И. Каподистрия. Портрет. Сер. XIX в. (?) (Национальный исторический музей, Афины) пришлось на то время, когда под натиском наполеоновских войск Венецианская республика, к-рой принадлежал о-в Корфу, прекратила существование. По Кампоформийскому мирному договору 1797 г. ее владения были поделены между Францией и Австрией. Ионические о-ва достались французам, чья политика вызвала недовольство населения. В кон. 1798 - нач. 1799 г. франц. оккупанты были изгнаны с островов соединенной эскадрой Феодора Ушакова и Кадыр-бея, действовавшей в соответствии с русско-тур. договоренностями. К. был назначен главным врачом военного госпиталя на о-ве Корфу. В соответствии с русско-тур. К-польской конвенцией 1800 г. на островах создавалась автономная Республика Семи Соединённых Островов под верховным суверенитетом Османской империи и под покровительством России. Это было 1-е греч. гос. образование Нового времени. В 1801 г. оно получило т. н. византийскую конституцию, составленную ионическими дворянами и одобренную царем и султаном. Однако население островов осталось ею недовольно по причине сохранявшегося господства аристократии. В результате пересмотра в 1803 г. была принята новая конституция. На о-ве Кефалиния ситуация осложнялась борьбой за власть между дворянскими фамилиями. К. был командирован туда для наведения порядка и успешно справился с этой задачей, активно сотрудничал с полномочным представителем России Г. Мочениго. Вскоре ионический Сенат назначил К. гос. секретарем по иностранным делам. В этой должности он оставался до 1806 г. Затем был директором основанной им же гос. школы и секретарем Сената и занимал этот пост вплоть до упразднения Республики в соответствии с Тильзитским договором (1807). Весной 1807 г. К. отличился в подготовке к обороне о-ва Лефкада, которому угрожал захватом албанский сепаратист Али-паша Янинский. После возвращения островов под власть Франции ген. А. Бертье предложил К. остаться на гос. службе, но тот отказался, ожидая более выгодного предложения от России. На службе России

http://pravenc.ru/text/1470345.html

Краткие поучения старца 1. О человеке Вопрос. Хочу разуметь, для какой цели создал Бог человека, живущего на земле. Ответ. Бог создал человека, живущего на земле для вечной и бесконечной жизни, в усыновление и наследие Божественного царствия Своего: посему называем мы Бога Отцом, говоря: «Отче наш, иже еси на небесех»; и еще Евангельское слово: «елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» ( Ин. 1:12 ). Сам Спаситель Христос говорит к Отцу: «Отче святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы» ( Ин.17:11 ). То есть, да будут вместе с Нами и они. Еще Евангельское слово Господа: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» ( Мф. 25:34 ). Вопрос. Если для того создал Бог человека, чтобы быть ему сыном Божиим и наследником царствия Его, то почему отлучил от Себя, жить на земле в такой немощной плоти? Ответ. Как возлюбил Бог человека, его же создал, и в усыновление и вечное наследие царствия Своего восприял; так же и восхотел Бог , чтобы и человек показывал к Нему свою любовь: ради чего бренною и немощною плотию обложил и на землю жить его послал, дав ему Божественную Свою заповедь, и с врагом бороться повелел, чтоб усмотрев его труды и послушание к своему Творцу, узнать из того любовь человека к Себе. 2. О борьбе с врагом Вопрос. С каким врагом Бог повелел бороться человеку? Ответ: Дух Святой говорит в Апокалипсисе: «побеждающему дам сести на престоле со Мною» ( Апок. 3:21 ). Кого побеждать повелено человеку? Об этом слушай (говорящего) Самого Христа Спасителя, что Он есть первый победитель: сего ради и на землю пришел, и восприял плоть, подобную нашей плоти (кроме греха), чтобы показать нам образец трудов и любви к Отцу, победою своею на врага. Он говорит ученикам своим, а более и ко всем человекам: «в мире скорбни будете; но дерзайте, яко Аз победих мир» ( Ин.16:33 ). По этому слову Христову следует нам знать, что вместе с миром побежден и миролюбец – диавол: а потому и нам настоит с диаволом неотложная брань, о которой говорит Апостол: «несть наша брань к плоти и крови, но к началом и ко властем и к миродержателям тьмы века сего, духовом злобы поднебесным» ( Еф. 6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Надежность работы самой современной техники на военном корабле зависит от духовного состояния экипажа, - считает иеромонах Вениамин (Ковтун). Командир атомной подводной лодки, капитан 1-го ранга запаса сейчас занимает должность помощника командира бригады подводных лодок по работе с верующими военнослужащими на Беломорской военно-морской базе. - Отец Вениамин, вы служите в Северодвинске около года и, безусловно, вам ясна духовная обстановка в экипажах БВМБ. Каков же дух наших воинов? - За год укрепился в мысли, что формирование прихода здесь возможно только тогда, когда я, как священник, буду регулярно выходить в море вместе с экипажами. Тогда можно определить, кто из моряков более расположен к духовному общению, духовной жизни, и в дальнейшем на них опираться. В чем ценность этой паствы и важность воцерковления этих людей? В том, что они уже воины по определению, осталось «подкорректировать» мировоззренческую позицию. Ведь каждая душа по природе христианка, ноэто требуется раскрыть. - В чем заключается служение гарнизонного священника? - У меня широкий круг миссионерской работы, поле непаханое. По статистике, в российской армии 80 процентов крещеных в Православии. Но они никогда не молятся, не ходят в храм, ни разу не причащались. Правда, многие носят крест. На этом связь с Православной Церковью как началась, так и остановилась. Я провел анкетирование среди более половины личного состава бригады, и большинство ответило, что практически не молятся и по воскресеньям в храм на богослужения не ходят. Наверное, обстоятельства должны сложиться так, чтобы человек вспомнил, куда ему следует стремиться и к Кому обращаться. Ну, может, потому и говорят: кто в море не ходил, тот не молился. За этот год мы отработали «береговые элементы» - в день памяти праведного воина Феодора Ушакова, 15 октября, прошли крестным ходом по улицам Северодвинска. Теперь пришло время,выражаясьобразно, отработки «морских элементов» - общение с экипажами непосредственно в море. Вера происходит от слышанья. А где моряки могут услышать Слово Божие? На берегу распорядок дня у них очень напряженный, свободных минут почти нет и при этом не каждое воскресенье - выходной. В море, конечно, тоже большая занятость, но тем не менее 24 часа на борту будет находиться священник. Думаю, какие-то минуты ежедневно вполне можно выкроить и обеспечить морякам то слышанье, от которого укрепляется вера. Ведь без нее что ни прыжок - то мимо стремени.

http://pravoslavie.ru/64306.html

Я так люблю святителя Спиридона и столько раз чувствовала его любовь, защиту и помощь, что живо ощущаю его присутствие в моей жизни: молитвенно позовешь его — он откликнется. А теперь, здесь, в Керкире, приближаясь к его мощам и стоя перед ними в ожидании, когда их откроют, я испытываю радость ВСТРЕЧИ. Воистину: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых». Это — одно из самых поразительных откровений христианства. Считается, что это он в свое время не допустил на остров турок, которые захватывали вокруг все новые и новые земли: в 1531 году янычары, готовясь взять Корфу, обложили его изнурительной осадой. Казалось, падение Керкиры — его главного города — неминуемо. Но жители обратились за молитвенной помощью к святителю Спиридону, и турки были разгромлены, несмотря на их значительный численный перевес над защитниками — христианами. С 1386 по 1791 год здесь господствовали венецианцы, потом ненадолго сюда пришли французы, но в 1799 году русский флот, возглавляемый славным адмиралом Ушаковым, ныне причисленным к лику святых и особо почитаемым здесь, на Корфу, разбил их и освободил остров. А в 1814 году здесь установилось британское господство, воспоминанием о котором остался английский язык: им — уже традиционно — владеют местные жители. До сих пор чувствуется, что не турки, а венецианцы здесь задавали тон: столица Корфу Керкира напоминает и Венецию, и Геную, и Падую, и Мальту, а в главных православных храмах — Святителя Спиридона и митрополичьем, где хранятся мощи святой царицы Феодоры, — на греческом богослужении церковное пение сопровождается органом очень осторожным, очень деликатным, словно старающимся имитировать человеческий голос. Да и весь корфианский мелос свидетельствует о своей самобытности, о свободе, не знавшей мусульманских притеснений и веяний. И кажется, что здесь с незапамятных времен так и живут древние феаки, не ведавшие кровопролитий и катастрофического смешения кровей, народ христолюбивый и мирный… Ведь это именно они, феаки, во главе со своим царем Алкиноем приветили у себя уже почти отчаявшегося хитроумного Одиссея и доставили его наконец-то на родную Итаку.

http://azbyka.ru/fiction/nebesnyj-ogon-i...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 УШАКОВ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Адмирал Федор Ушаков. Портрет из Темниковского музея, нач. XIX в. Адмирал Феодор Ушаков. Худ. Петр Бажанов, 1912 г. За первый год русско-турецкой войны молодой Черноморский флот одержал решительную победу, приведя Оттоманскую Порту «в чрезвычайный страх и ужас». 45-летний Федор Ушаков, получив чин контр-адмирала, в начале 1790 года был назначен командующим Черноморским флотом. Князь Потемкин-Таврический писал императрице: " Благодаря Бога, и флот и флотилия наши сильней уже турецких. Есть во флоте Севастопольском контр-адмирал Ушаков. Отлично знающ, предприимчив и охотник к службе. Он мой будет помощник " . Через полгода недалеко от Керченского пролива произошло очередное сражение, в котором эскадра Ушакова вновь одержала блистательную победу над вдвое превосходящими силами турок. Потемкин докладывал Екатерине: «Бой был жесток и для нас славен тем паче, что… контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель». Турки жаждали реванша: к утру 28 августа турецкий флот стоял на якоре между Гаджибеем (впоследствии Одессой) и островом Тендра. Сюда же со стороны Севастополя вышла русская эскадра. Завидев русские корабли, турки, несмотря на превосходство в силе, стали спешно рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Всю мощь бортовой артиллерии Ушаков обрушил на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, а затем и с флагманом турецкого флота — 74-пушечной «Капуданией». И опять удача сопутствовала русским — взрыв «Капудании» стал завершающим звеном в победе при Тендре. Через четыре года русско-турецкая война завершилась четвертой блистательной победой контр-адмирала Ушакова у мыса Калиакрия, за которую ему был пожалован орден святого Александра Невского. Один из сильнейших по тем временам турецкий флот был полностью уничтожен, и 29 декабря 1791 года в Яссах турки подписали мирный договор. Российское государство «твердою ногою встало на завоеванных им берегах Черного моря».

http://drevo-info.ru/articles/13448.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Предстоятель Русской Церкви освятил храм праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове г. Москвы 22 декабря, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма праведного воина Феодора Ушакова — Патриаршего подворья в Южном Бутове г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. 22 декабря 2019 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день воспоминания зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы и празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма праведного воина Феодора Ушакова — Патриаршего подворья в Южном Бутове г. Москвы (Параскево-Пятницкое благочиние Юго-Западного викариатства Московской городской епархии ) и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: епископ Дмитровский Феофилакт , управляющий Юго-Западным викариатством г. Москвы, наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе — московского подворья Оптиной пустыни ; протоиерей Анатолий Кожа, настоятель храма великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове, благочинный Параскево-Пятницкого церковного округа г. Москвы; протоиерей Олег Воробьев, благочинный Даниловского церковного округа г. Москвы; игумен Дамиан (Залетов), настоятель храма праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове г. Москвы; столичное духовенство. На богослужении присутствовали: директор Федеральной службы безопасности РФ генерал армии А.В. Бортников; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков; префект Юго-Западного административного округа г. Москвы О.А. Волков; руководство Федеральной службы безопасности, ветераны Федеральной службы безопасности и Министерства обороны РФ, благотворители и строители храма.

http://sedmitza.ru/patriarch/2019-12-22/...

Сортировать по Исключить новости Адмирал Федор Ушаков — святой праведный воин Феодор После праведной кончины Феодора Феодоровича прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь, его добродетели не были забыты в родном Отечестве. Его заветами жили русские воины и флотоводцы, ученики и продолжатели его идей и идеалов преумножали славу русского флота. 5 октября, 2004 После праведной кончины Феодора Феодоровича прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь, его добродетели не были забыты в родном Отечестве. Его заветами жили русские воины и флотоводцы, ученики и продолжатели его идей и идеалов преумножали славу русского флота. Адмирал Федор Ушаков — выдающийся русский флотоводец, не потерявший в боях ни одного корабля. Об этом человеке мы подробнее поговорим в нашей статье! Адмирал Федор Ушаков (1745 — 1817) По благословению Блаженнейшего Владимира митрополита Киевского и всея Украины. Святой праведный Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Родителей его звали Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, и были они людьми благочестивыми и глубоко верующими. В послепетровские времена дворянских юношей обыкновенно определяли в гвардию, служил в ней и отец святого праведного Феодор Игнатьевич, но после рождения третьего сына Феодора он был уволен от службы с пожалованием сержантского чина лейб-гвардии Преображенского полка. Вернувшись в родное сельцо, он сменил царскую службу на хозяйственные хлопоты и воспитание детей. День рождения будущего адмирала Российского флота — 13 февраля — приходится между празднованием памяти двух воинов-великомучеников: Феодора Стратилата и Феодора Тирона (память 8 и 17 февраля), — а вся жизнь российского флотоводца, от младенчества до дня кончины, прошла под благотворным влиянием его родного дяди, преподобного Феодора Санаксарского — великого воина в духовной брани. Преподобный Феодор родился и вырос в том же сельце Бурнаково, отсюда ушел в юности служить в лейб-гвардии Преображенский полк, но затем, стремясь душою к иному служению, желая стяжать звание воина Царя Небесного, бежал из столицы в пустынные двинские леса, чтобы одному Богу работать, укрепляясь в подвиге поста и молитвы; был сыскан, доставлен к Императрице, которая, вняв Промыслу Божиему о молодом подвижнике, благоволила оставить его в Александро — Невском монастыре, где он принял монашеский постриг в 1748 году, — и это исключительное для дворянского семейства Ушаковых событие, вкупе с последующими известиями о его монашеском служении Богу, было постоянным предметом бесед среди родственников и служило им назидательным примером. Большое семейство Ушаковых состояло в приходе храма Богоявления-на-Острову, находившегося в трех верстах от Бурнаково на левом берегу Волги.

http://pravmir.ru/admiral-ushakov-fedor-...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Господь явил нам чудо» После ракетного удара по штабу Черноморского флота чудом уцелела деревянная икона святого праведного Феодора Ушакова 25.09.2023 735 В пятницу, 22 сентября, был нанесен ракетный удар по Севастополю. Оказалось повреждено историческое здание штаба Черноморского флота, один военный, по данным Минобороны, пропал без вести. После губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что в штабе Черноморского флота уцелела деревянная икона причисленного к лику святых русского флотоводца Феодора Ушакова. Он назвал чудом то, что деревянная рама полностью сгорела, а образ святого уцелел, и не тронут огнем. Также губернатор предложил 15 октября, в день памяти святого, совершить крестный ход с чудотворной иконой по всем населенным пунктам Севастополя, сообщает РИА Новости . В свою очередь благочинный Севастопольского округа Симферопольской и Крымской епархии Русской Церкви протоиерей Сергий Халюта заявил РИА Новости, что спасение иконы это «чудо и милость Божия». «С одной стороны это было потрясение, когда в штаб Черноморского флота попали вражеские ракеты, с другой стороны, мы увидели милость Божию, Господь явил нам чудо. Господь сохранил человеческие жизни и святыню: в пожарище не сгорела икона, написанная на холсте, наклеенном на листе фанеры, при том, что киот – рама, в которой находилась икона – сгорел дотла, а икон, сохранилась и не имеет повреждений», - сказал отец Сергий. Он добавил, что под завалом «тоже в неповрежденном виде» была также найдена лампада, которая висела перед сохранившимся образом. «Это не просто икона, там есть частица мощей святого Федора Ушакова, то есть он там тоже присутствует. Икона была написана в то время, когда Черноморским флотом командовал Владимир Комоедов, и была освящена ныне Патриархом, а тогда митрополитом Кириллом, который и принес частицу мощей Федора Ушакова для этой иконы», - рассказал священник. Спасение иконы после ракетного удара ВСУ по штабу Черноморского флота в Севастополе - чудо, посланное православным для утешения в нелегкое для страны время. Такое мнение в беседе с РИА Новости Крым выразил представитель Симферопольской и Крымской епархии отец Алексий Астапов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/25/go...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010