Глава вторая. Уставные чтения по записям Студийского Устава I. ΥПОТΥΠΩΣΙΣ ΤΗΣ ΚΑΤΑΣΤΑΣΕΩΣ ΤΗΣ ΜΟΝΗΣ TΩN ΣΤΟΥΙΔΙΩΝ Творения св. Феодора Студита дают лишь самые общие указания об богослужебном строе, введенном Феодором в монастыре Студийском. Самим св. Феодором строй этот не был запечатлен в форме подробного писанного устава. Некоторое, и немалое, время по смерти Феодора введенный им богослужебный порядок хранился в монастыре Студийском в виде предания и обычая и в этом же виде распространился в большинстве лучших монастырей. Только после этого в монастыре Студийском составлена была краткая запись богослужебного порядка, преданного от св. Феодора. Эта запись дошла до нас в виде «Υποτπωσις τς καταστσεως τς μονς τν Στουδων», и является непосредственным, после творений св. Феодора, памятником, освещающим историю развития «Уставных Чтений». ‘Υποτπωσις сохранился в трех редакциях, из которых одна издана кардиналом Mai в «Nova Patrum Bibliotheca (t. V, 1849 an. pag. 111–125) и перепечатана Migne в Patrologiae cursus competus (t. 99 col. 1704 и след. 96 ): другая (с вариантами из первой) – проф. А. Дмитриевским в «Описании литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» (т. I, Τυπικ, стр. 224–238) 97 : и третья представлена в памятнике, известном под именем «Ιατπωσις το αου κα μακαρου πατρς μν Λθανασου» (το ν τ ‘Aθi), изданном тем же проф. Дмитриевским и в том же «Описании» (стр. 238–256), а несколько ранее – на Западе Меуег-ом в Die Haupturkundes für die Geschichte der Athosklöster (Leipzig. 1874. ss. 130–140) 98 . Чтобы понять истинную ценность данных ‘Υποτπωσις-а в отношении практики «Уставных Чтений», равно как и литургической практики вообще, необходимо иметь в виду характер всех трех редакций. Ни одна из этих редакций не дает текста ‘Υποτπωσις-а, в его первоначальном виде, но все три представляют следы постепенного нарощения и видоизменения первоначального текста. Невозможность представлять одну какую-либо из наличных редакций за основу другой несомненна. С одной стороны, первая из этих редакций, включая некоторые особенности другой редакции, свидетельствующей, что автор первой имел перед глазами текст второй, в то же время включает и некоторые особенности третьей редакции, свидетельствующей, что автор первой пользовался одновременно и текстом третьей. К таким особенностям принадлежит прежде всего наличность некоторых новых указаний, касающихся новых предметов и моментов литургической практики. Первая редакция имеет около шести такого рода указаний, общих со второй 99 , и около 12, общих с 3-ей 100 . Затем, первая редакция имеет тирады, тождественные то лишь со 2-ой 101 , то лишь, с 3-ей 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В CXXI слове второй части Великого Оглашения св. Феодор убеждает братию «подражать житиям преподобных отцов наших (τος τν σων μν πατρων βους) и исполнять их наставления (τς διδασκαλας), которые она слушает и читает (κα δ κος κα δι στματος προφρομεν) почти каждый день (χαθ’ κστην, ς επεν) " 17 . В слове CXXIV той же второй части Великого Оглашения Феодор заявляет братии: «разве вы не слушаете боговдохновенного писания (οκ κοετε τς θεοπνεστου Γραφς)? разве ваш слух не оглашается постоянно спасительными учениями (οχ νηχονται μν τ τα κασττε τ σωτρια δγματα)? Что вопиют к вам святые отцы (τ μβοοιν ο γιοι πατρες)? Что они возвещают (τ ναγγλλουοι)?.. Но мы слушаем все это как пустые слова (λλ’ οον πλος λγους κα διακτους κοομεν) и ослушничаем» 18 . «Увы, – говорит Феодор в другом месте, – сколько всего мы слышим (πσα σμν κηκοτες)! Сколько сообщает нам священное писание (πσα πδουσιν μν а Γραφα), сколькому научают (διδοκουσιν) нас богоносные отцы, и, несмотря на это, мы все-таки забываемся... Отцы постоянно говорят (διαλγονται) нам о целомудрии, мужестве, праведности или о какой-либо другой добродетели, а мы тотчас же после чтения (εθς μετ τν κραοιν 19 ) делаем совершенно противоположное, как будто ничего и не слышим (ς οδ κηκοτες). Говорят (διηγονται), например, о суде, о слезах, а мы по выходе (ξιντες) начинаем смеяться и хохотать. Укрепляют наши души речами (λγοις) о чистоте, а мы сейчас же после слышания (μετ τν κρασιν) 20 впадаем в похотливость» 21 . «Не каждый ли день (καθ’ κστην), – говорит Феодор в LIX слове Малого Оглашения, – мы беседуем (μιλομεν) с божественным Давидом и другими святыми отцами, внимая чтениям (δι τν ναγνωσμτων ναλψεως) 22 . В других местах св. Феодор прямо противополагает чтениям из св. отцов свои собственные оглашения, как необходимый дополнительный к ним момент назидания братии. «Если бы вы, – говорит он в LXXX слове Малого Оглашения, – если бы и весьма много (τ μλιστα) были утешаемы (παρακαλεσθε) чтением божественных отцов (πο τς τν θειν πατρων ναγνσεως), однако вы нуждаетесь во всяком случае и в нашем смиренном наставлении (κα τς μετρας ταπεινς διδασκαλας), и, осмеливаюсь сказать, – более в этом, чем в том, так как то читается в историческом порядке (στορικς ναγινωσκομνης), это же говорится В лице вам (ες πρσωπον λεγομνης) и предлагается для обличения (κα ες λεγχον ποκαθισταμνης) 23 . «Не нужно И говорить, что мы не выносим пользы из оглашений (κατηχομενοι) и что от поучений мы будто не двигаемся вперед (μηδ πλιν, τιο προκπτομεν διδασκμενοι)... Я открыто могу признаться, что благодаря слушанию боговдохновенных чтений (κ τν θεοπνεστων ναγνωσμτων), а до некоторой степени моим слабым оглашениям (μικρν τ κα κ τς ταπεινς μν κατηχσεως) вы поднимаетесь все выше и выше» 24 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Большая утрата для православной общины» На 52-м году жизни скоропостижно скончался протоиерей Всеволод Чаплин 26.01.2020 3389 Время на чтение 8 минут Сегодня на 52-м году жизни скоропостижно скончался настоятель храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот г. Москвы протоиерей Всеволод Чаплин, передает Патриархия.ru. По свидетельству одного из прихожан, около 16:30 отцу Всеволоду Чаплину стало плохо рядом с его храмом, передает Коммерсант. «Утром отслужил Литургию, угощал чаем с печеньем, был в хорошем настроении», - рассказала «Комсомольской правде» руководитель Центра АРТ'ЭРИА Нина Кибрик. По данным РЕН ТВ, прибывшие на место врачи пытались реанимировать священника около 40 минут, однако их усилия оказались безуспешными. Смерть застала священника во дворике его храма. «Мы поняли очень быстро, что он умер. Он сел на лавочку и закрыл глаза. Обычно он был очень энергичным, и мы поняли, что он ушел», - рассказали корреспонденту «КП» прихожане. В ожидании «скорой помощи» тело отца Всеволода лежало тут же, на земле, под покрывалом. В дворике храма звучала молитва «Со святыми упокой». Кто-то из прихожан принёс и положил букет белых хризантем. По предварительной информации, причиной смерти отца Всеволода стала внезапная остановка сердца, для установления более точного диагноза в ближайшее время будет проведена экспертиза. Знакомые священника отмечают, что он никогда не жаловался на здоровье. По некоторым данным, отец Всеволод страдал от астмы и пользовался ингаляторами, когда нервничал. В день своей смерти, отмечают очевидцы, священник был бодр, пребывал в хорошем настроении. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной протоиерея Всеволода Чаплина, передает Патриархия.ru. «Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Выражаю соболезнования всем вам в связи со скоропостижной кончиной настоятеля храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот г. Москвы протоиерея Всеволода Чаплина.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/26/in...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 170. 1) Сравнивает с уходом за виноградом уход за душой. – 2) Приглашает к такому уходу на радость виноградарю нашему Господу. – 3) Одобряет, что уже довольно потрудились в сем роде; но говорит, – еще и еще потрудимся, ходя непорочно в порядках обительских и трудах подвижнических. 104] 1. Вчера собирая виноград, вы благословляли розги, которые имели мног плод и скорбели о тех, на коих не было гроздов. Что этим означается? – То, что и вы, сделавшись виноградом Господа, когда имеете плоды духовные и как бы многогроздны бываете, то являетесь достойными удивления для Возделывателя душ наших; когда же нет, то-достойными клятвы и отсечения: «ибо,» как говорит Господь «всякая розга, не творящая плода посекается и в огнь бросается» ( Ин. 15, 6 ). Видите, что виноград, не как случится, плодоносен бывает; но сначала со многим трудом насаждается возращается, достигает зрелости, и тогда уже начинает приносить плоды; когда же принесет плод, тогда обрезается, окапывается, ограждается, отребляется от сухих ветвей и очищается от всего, что может мешать плодоносию, как это знают виноградари по опыту, – и таким образом вновь дает плод. – Не тоже ли можно видеть и на нас? Ибо кто когда принесет плод, не переживши подобного сему, т.е., не будучи насажден и возращен, и не возмужав до полного во Христе духовного возраста, и для того не будучи окапываем, отребляем и ограждаем заповедями Христовыми? – Кто же не проходит всего этого, всегда оказывается недозрелым и бесплодным; и его обгладывают все, мимоходящие путем, всегубительные демоны. 2. Почему примемся, прошу, за возделание души и тщательный за нею уход; т.е. за подвижнические делания и обычные порядки аскетической жизни: тяготу воздержания, труд бдения, стыд исповедания внутренних худостей, раны епитимий, хранение уст, не мечтательное сердце, непоколебимую веру, невозмутимое установление помыслов. Кто всего этого не делает, тот плода приносить не может; и такому розгой Христовою именоваться не следует. – За чем мы пришли сюда, братие? Не за тем ли, чтоб приносить плод мног, и Господа питать своим духовным благоплодием? Алчет нашего спасения благой Владыка, и если найдет нас спасающимися, радуется, вкушая от плода сего, а если нет, то, как бесплодную смоковницу ставит под проклятие. Каждодневно приходит Он сюда, и надзирает, каковы мы. Потому потребны: подвиг, тщание, горячая душа, забота, смирение, послушание, внимание, песнословие, кротость, разумность, делолюбие, братолюбие, терпение, твердость, упование, да уготовим себя в сосуды избранные, в Духе Святом усовершенствованные.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 200. 1) Ублажив братий за строгую иноческую жизнь и указав в этом черты мученичества, убеждает продолжать так, обнадеживая, что в будущем станут вместе с мучениками. – 2) Уверяя, что в будущем все, что лишаем мы себя здесь произвольно, получим в совершеннейшем виде, убеждает радоваться всем лишениям, и крепко держаться пути своего. – 3) Помянув о смертности, приглашает готовиться к смерти; и просить молиться об умершем брате, не очистившем совести своей от любоимания (так как в келье его нашли два сребренника), – назначив поклоны. 36] 1. Благодарю вас, – чада, что, по теплейшей любви к Богу, день от дня преуспеваете вы в угождении Господу, непрестанно благоговеинствуя, благожелательствуя, подвизаясь, воздерживаясь, довольствуясь тем, что дается, хлебом в меру и малостью вина, между тем не отставая от других в подъятии труда по работе, в неоставлении правила, в скорейшем пробуждении и приходе в собрание, в терпеливом стоянии до конца службы, – являя кротость, незлобие, безропотность: ибо ропщет ли кто, грех ему есть. Таковы подвиги проводящих послушническую жизнь в отсечении своей воли: в их мученичестве, вместо огня, котлов с смолою, стрел, когтей, мечей и крестов служат выше названные подвиги и еще следующие: поношения, бесчестие, сухоедение, измождение плоти чрез воздержание, нуждение себя, терпение скудости во всем, в одежде, в обуви, в крове и во всем прочем, потребном для жизни. Поскольку венцы нам предлежат за претерпение прискорбностей и страданий, то будем мужественно проходить наш мученический подвиг о имени Господа нашего Иисуса Христа, чтобы там обрестись в одном чине со святыми мучениками, где вместо здешних скорбей, лишений и стенаний воздано будет нам: вечной жизнью, радостью неизглаголанной и веселием неописанным. 2. Нет у нас здесь града, по причине нашего отречения и от родины, но там мы будем гражданами вышнего Иерусалима; называть кого-либо отцом по плоти не следует нам, но за то в веке оном обретем Отца в Боге; безнаследны мы на земле, но там дастся нам наследие со Христом; в утешениях плоти пищей, питием и всеми другими чувственными удовольствиями мы отказываем себе, но вам известно, что там будете наслаждаться тем, чего око не видало, о чем ухо не слыхало и что на сердце человеку не восходило. Почему радуйтесь и, взирая на сие, не падайте духом, не разленивайтесь, не бойтесь ни настоящих, ни будущих трудностей, будь они еще тяжелее. – Но что я говорю? Хоть огонь, хоть меч, хоть смерть, все это ни во что вменяя, держитесь крепко пути своего.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 30. 1) Во избежание переменчивости подчиняться уставу общежития, исключающему всякую отособленность в братиях, ровно всех держащему в деланиях, и тем обезопашивающему от падений. – 2) Бывали и прежде искушения с вами, но Господь помог: вы преодолели их; не поддавайтесь и теперь, и пройдет. – 3) Стоя как на суде пред Господом, держите себя в добродетелях иноческих, и все паче и паче преуспевайте в них. 341] 1. Видя ваше преуспеяние, прославляю Бога и радуюсь о Господе; но боюсь переменчивости и непостоянства человеческих решимостей по причине немощности воли и по легкомыслью. Ибо не начавший только доброе дело блажен, но тот, кто окачествовался им, пришедши в навыкновение и достигши совершенства в нем. Но как трудно быть всегда в одинаковом настроении и не подпасть превратностям всезлобного греха; то прошу и молю, будем шествовать истинным путем Божиим, путем царским – серединным, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе, но по уставу, заповеди и закону общежития, будем всегда совершать то, что предлежит нам в каждый момент жизни. Общежитие же требует, чтоб все на все одинаково смотрели, и все всего одинаково желали: нет в нем особных желаний и единичных стремлений, нет самоумничаний и особно-избираний, нет скрытных ухищрений и многолукавствия, нет любопытных подсматриваний и всеразведываний, нет увлечения многим и на многое устремлений, доводящих до изнеможения и истощания сил; любит оно воздержание, молитву, сокрушение, спание на голой земле с приложением и других деланий, но во всем держится одного правила блаженного послушания, им все обнимая и во всем руководствуясь, как заповедают отцы. 2. Молю вас, стойте бодренно на камне веры и непреткновенно шествуйте стезею добродетели; и да не узрят очи мои кого-либо из вас добычею дьявола по причине какого-нибудь греха, по похоти ли плоти, или по болести любоначалия или по надмению гордыни, или по тщеславию, или по другой какой страсти. Потрудились вы и собрали в сокровищницы душ ваших богатство добродетелей. Помнит каждый из вас, каким и коликим подпадал искушениям, со времени поступления в монашество, как изнемогал, падал духом, нечаял остаться живым, уловляемый и уязвляемый сатанинскими помыслами, или общежительскими трудностями и тяготами; и как благой Бог наш, как чрез волнения некие, одно на другое устремляющиеся, перенес вас чрез все сие, избавил от угрожавшего вам крушения и дал вам стяжать подобающее терпению воздаяние. На подвиги оные взирая, – и на все претерпенное и стяжанное, – не забудем обращать очи свои и на предлежащее в настоящем, и чаемое в будущем, – и да не отторгнет нас от благого намерения нашего никакая случайность скорбная, от людей ли она, или от лукавых бесов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 80. 1) Хвалю послушливость вашу: и пребудьте таковы; и раздаятели потреб и послушаний, – и получатели их действуйте богобоязненно. – 2) Богатитесь делами милости, подражая Богу, не гордясь, если успеем, что сделать, и не унывая, если не успеем. 2] 1. Смотрите, как вы возрастаете, как возвышаетесь, как совершенствуетесь, какие плоды приносите Богу и нам, и как благоустрояясь в добром жительстве вашем, послушанием стяжаете души ваши. Во смирении своем вы возвысили рог жития вашего, в послушании вашем показали свидетельство совести вашей, что без лукавства и лицемерия проходите послушание. И всегда пребудьте таковыми. – Когда назначается, например, один на одну, другой на другую потребу, да совершается сие, прошу, ни пристрастно, ни враждебно, ни небрежно; но как пред лицом Бога всевидящего, один пусть дает назначение, а другой приемлет благорассудно, добросовестно, и достохвально, чтоб услышать в день оный: «добре, рабе благой и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» ( Мф. 25, 21 ). Такого гласа, простите мне, недостойны те, которые не Богобоязненно, а пристрастно, или выдают потребное братиям, – одежду, обувь, – или раздают послушания; но вот какого: «проклят всяк творяй дело Божие с небрежением» ( Иер. 48, 10 ). Ибо отсюда сколько порождается зла? С одной стороны раболепство, с другой ропот и расстройство мирных отношений. Говорю сие не с тем, чтоб получающие восставали на раздающих, но чтоб вы, раздаятели, в страхе Божием и по любви братской, наилучшим образом действовали в порученной вам части управления. Если будете так действовать, то благоустроение, мир и тишина паче и паче будут крепнуть и укореняться в достолюбезном братстве нашем. 2. Прошу и молю вас, исполните сердца ваши всякого рода благими начинаниями, предайте себя взаимной друг к другу любви, радуйтесь о преуспеянии друг друга и скорбите о преткновении ближнего. «Яков перстный, такови и перстнии: и яков небесный, тацыи и небеснии,» говорит Апостол ( 1Кор. 15, 48 ). Бог же небесный «любит милостыню и суд» ( Пс. 32, 5 ), и «милости Его исполнь вся земля» (118, 64), поет св. Давид. Будем подражать Ему и мы, и ныне это совершим, завтра же простремся к другому чему, причем ни от неуспешности не будем малодушествовать, ни успехом тщеславиться. Но за последнее возблагодарим Господа: ибо сие есть «ни хотящего, ни текущего, но милующего Бога» ( Рим.9, 16 ); при первом же потерпим, и будет нам: ибо Господь уверяет, что «всяк ищай обретает и, толкующему отверзется» ( Мф. 7, 8 ). Таким образом, день ото дня будете вы совершать спасение душ ваших, восходя все к высшему и высшему. Ныне – время купли истинной, не гибнущей, – время бега (состязания), но духовного, – обогащения время, но благами вечными. Блажен текущий; треблажен терпящий; всеблажен огнь огнем вожделения Бога и любовью к Нему возжигающий в себе каждодневно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Сортировать по Исключить новости Причащал в ПНИ, приводил хиппарей в храм и был честным. Каким нам запомнился протоиерей Всеволод Чаплин 27 января, 2020. Редакция " Правмира " Мы собрали воспоминания о нем «Московские юродивые, поэты, художники, коты, голуби, любители Пушкина — все мы сегодня, кажется, осиротели». 26 января на 52 году жизни скоропостижно умер протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот. «Правмир» публикует воспоминания об отце Всеволоде. «Надо держаться, держитесь и вы» Священник Илья Соловьев : — Неожиданная скорбная весть пришла сегодня: в половине пятого вечера прямо около храма св. Феодора Студита, настоятелем которого он был, скончался о. Всеволод Чаплин. Ему только недавно исполнилось 50 лет… Я знал о. Всеволода еще со времени нашей совместной работы в Отделе внешних церковных связей. Помню, как молодой диакон в «модном» подряснике едва ли не в открытую курил в отделовской уборной. — Кто это? Как это он так? — спросил я у своего знакомого. — Оооо! Это — диакон Всеволод Чаплин. Ему многое позволяют. Потом состоялось наше более близкое знакомство. О. Всеволод был настроен в то время достаточно либерально. Иногда он был очень резким в суждениях. При этом он был человеком очень знающим, разбиравшимся отнюдь только не в сугубо церковных вопросах, но и в иных областях — в общей истории, политике, праве. О. Всеволод был не только однофамильцем нашего покойного настоятеля — протоиерея Валентина Чаплина, но и его другом. В качестве друга он посещал наше Крутицкое подворье. Бывал у него дома и я. После отрешения его от всех его высоких должностей он несколько изменился, как говорили, стал называть себя консерватором. Он по-прежнему выступал публично, хотя с отрешением его от власти к его словам прислушивались лишь немногие. Одна из последних наших встреч состоялась на отпевании о. Валентина Чаплина в храме на кладбище в Ракитках. Меня тогда очень порадовало, что он пришел. Некоторые присутствующие в алтаре клирики за его спиной кривились в недоброжелательной улыбке. Теперь это стало можно.

http://pravmir.ru/prichashhal-v-pni-priv...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Нужно вычистить НТВэшные Авгиевы конюшни Анатолий Степанов считает, что субботняя программа «Максимум» – пример цинизма, непрофессионализма и обычной человеческой подлости 15.10.2012 4372 Время на чтение 4 минуты О том, что на телеканале НТВ будет в субботу программа «Максимум», посвященная схимонахине Феодосии – православной старице, молитвеннице из Рязанской области, я знал заранее. Однако посмотреть её удалось только вчера в записи, поскольку эта подлая, не побоюсь этого слова программа, была ещё и поставлена в сетку телевещания подлым образом, – в 19 часов накануне Покрова, когда все православные люди находились в храмах. Я могу судить об этой программе и с профессиональной точки зрения, и как человек, которому лично посчастливилось быть у матушки Феодосии, беседовать с ней. Я вижу, что весь фильм и последовавшее затем его обсуждение в студии построены на подтасовках, лжи и подлости. Из фильма видно, что журналистов с НТВ не пустили к матушке, куда они явным образом прорывались, намереваясь снять фильм о «русской Ванге», как изначально, видимо, было задумано в их сценарии. Но бесовская хитрость и изворотливость не знает предела. И вот мы видим уже съемку скрытой камерой в комнате старицы. Иными словами, кто-то из них прошел к матушке Феодосии под видом человека, требующего молитвенной помощи, пристроив себе камеру на одежду. При этом видно, что их хитрость была посрамлена, – совет матушки был точен: обратитесь к психиатру, т.е. вам не нужна духовная помощь, вы не ее ищете. Фильм явно не получался, а заказ на скандальный фильм о православной молитвеннице отрабатывать было нужно, и вот эти проходимцы-журналисты нашли местного бомжа, которого они выдают, ничтоже сумняшеся, за «эксперта, изучающего жизнь матушки Феодосии». А жену этого человека (или женщину, которую они выдали за его жену) лукаво подговорили пойти на прием к матушке и задать ей свои вопросы. И опять матушка посрамила их лукавство, посоветовав женщине, которой не требовалась духовная помощь, сходить к врачу.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/15/nu...

Глава пятая. Древнейшая основа, второстепенные разветвления и заключительная стадия развития уставной регламентации «Чтений» в Греческой Церкви Установленный анализом строя и состава «Чтений» Иерусалимского Устава факт, что практика Уставных Чтений Иерусалимского Устава в своем основном и преимущественном содержании буквально совпадает с таковой же обоих константинопольских Уставов – Алексеевского и Евергетидского и, следовательно, с тождественными элементами общецерковной константинопольской монастырской практики начала XI – средины XII века дает исходный опорный пункт для выяснения, истории происхождения и отдельных стадий развития уставной регламентации «Чтений» в Греческой Церкви. Среди тождественных элементов иерусалимской и константинопольской практики мы встречаем три несомненно константинопольского происхождения, свидетельствующие о том, что тождество той и другой практики обязано, между прочим, влиянию константинопольской студийской практики на иерусалимскую. Первый из них и самый красноречивый, это чтение оглашений Феодора Студита в конце утреннего богослужения в каждую неделю (агрипнию) целого года и, кроме того, в два будних дня седмицы – среду, пяток – в четыредесятницу. Этот обычай специфически-студийского происхождения и в иерусалимскую практику мог попасть только из студийской литургической практики не ранее второй половины IX века. Второй элемент – чтение Завета Феодора Студита 11 ноября, введенное, конечно, впервые в студийской обители. Третий – это чтение житий в переработке Симеона Метафраста . Метафраст трудился над этой переработкой в Константинополе в последней четверти X века 1043 ; труды его, специально обусловленные в своем объеме и характере нуждами уже прочно утвердившегося уставного богослужебного института чтения за утренним богослужением житийно-повествовательных произведений соответственно памятям дня 1044 , вошли в церковное употребление сначала в Константинополе же в самом начале XI столетия, затем, после некоторого времени гонения на них со стороны императора Василия Болгаробойцы 1045 , не позже 30-х годов XI столетия, как свидетельствует об этом Алексеевский Устав, уже прочно утвердились в церковной практике, а к концу этого века «были приняты и читались преимущественно во всех греческих церквах» 1046 . Очевидно, здесь мы имеем второе заимствование из константинопольской литургической практики, сделанное не ранее начала XI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010