Было время, при православных царях, от времен Равноапостольного Константина до дней Ираклия, когда, как передают древние летописи, в праздничный Христов день звон церковных колоколов непрерывною цепью шел от Антиохии до Синая, на расстоянии слишком 800 верст. Те же древние записи, в одной Палестине, которая, как вам известно, по пространству не больше самой маленькой из Русских губерний – Тульской, сохранили название до 130 монашеских обителей. В то время эти обители и пустынные дебри Иудейские населяли десятки тысяч, по выражению тех же летописей – ангелоподобных человек. Настали иные времена, прошли над многострадальною страною многие и многие бедствия от землетрясения, от нашествия иноплеменных и, что еще хуже, иноверных, от междоусобной брани. Умолк звон колоколов, прекратилось торжественное возношение бескровной жертвы, исчезли молитвенники за мир православный и тем, которые, несмотря на все претерпенное, сохранили еще в Святой Земле веру Христову, приходится молиться в храмах, подобных тому, изображение которого вы видите перед собою. Провалившийся потолок, напротив, в углублении прислоненный к восточной стене престол, сложенный из камней, вместо иконостаса железный прут с завесою на нем. В таком, по истине ужасном для сердца всякого верующего, положении находится ныне православие в той стране, откуда для всего мира воссияло некогда Солнце Правды. Предметом нынешней нашей беседы будут именно те древние Святые обители, который, как мы выше говорили, некогда наполняли Святую Землю. Местонахождение значительного большинства из них даже неизвестно, большая часть их лежит в развалинах и только одна лавра Св. Саввы Освященного, по молитвам Святого основателя ее, доселе, с самого основания, в течение 14 веков непрерывно существовала и существует, как единственный свидетель давно прошедших лучших дней и которому, может быть, будет дано дожить до того времени, когда православие вновь широкою волною разольется по лицу Святой Земли. В лавру Св. Саввы Освященного мы прежде всего и пойдем с нашими Русскими богомольцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

Скачать epub pdf В издательстве ПСТГУ вышли в свет две новые книги протоиерея Олега Давыденкова , доктора теологии, заведующего кафедрой Восточно-христианской филологии и Восточных Церквей ПСТГУ, – научная монография «Богословие Феодора Абу Курры , епископа Харранского» и книга переводов «Арабские сочинения Феодора Абу Курры , епископа Харранского» . В связи с этим мы побеседовали с отцом Олегом об этом выдающемся арабоязычном богослове, его литературном наследии, особенностях его богословской мысли и о мире, в котором он жил – Не могли бы Вы вкратце описать деятельность епископа Феодора Абу Курры , чтобы читатель мог понять исторический масштаб этой личности? – Феодор Абу Курра – самый значительный мелькитский, то есть православный арабоязычный писатель, живший во второй половине VIII – начале IX вв. Предположительно он умер ок. 830 г. Феодор был уроженцем города Эдесса (ныне город Урфа в Турции). Скорее всего, он был монахом в лавре преподобного Саввы Освященного, в Палестине, а затем стал епископом города Харран (в настоящее время небольшой поселок на территории Турции недалеко от турецко-сирийской границы). Абу Курра был весьма плодовитым писателем. Большая часть его обширного литературного наследия была создана и сохранилась на арабском языке. Кроме того, он был автором нескольких десятков небольших богословско-полемических трактатов (опускул) на греческом языке. Таким образом, Феодор был последним мелькитским автором, писавшим по-гречески, а также первым известным христианским писателем, который начал составлять богословские сочинения на арабском языке. В одном из своих арабских сочинений Абу Курра сообщает, что он составил также около 30 богословских трактатов на сирийском языке, однако ни одно из этих произведений до нас не дошло. Несколько сочинений Харранского епископа сохранились только в переводах на грузинский язык. – Каковы основные направления писательской деятельности Абу Курры? – Сфера интересов епископа Феодора была очень обширна. У него много размышлений на общефилософские темы: рациональные доказательства бытия Бога, природа религиозной веры, предпосылки и способы богопознания, вопрос о свободе воли человека. В нескольких своих работах Абу Курра пытается обосновать превосходство христианства над другими религиями (более всего он полемизирует с иудаизмом и манихейством), а также доказать истинность и богооткровенность Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Изъяснение псалма 64-го. Пс.64:1 .  Начальнику хора. Псалом Давида для пения. «В конец, псалом Давиду, песнь Иеремиева и Иезекиилева, людий преселения, егда хотяху исходити». Сии слова: «песнь Иеремиева и Иезекиилева, людий преселения, егда хотяху исходити», – прилагаются в некоторых списках, но их нет в еврейском, нет у других переводчиков, даже у семидесяти в экзаплах. И кажется, надписание сие прибавил кто-нибудь, не вникнув в мысль псалма и не изучив истории. Ибо, во-первых, Иеремия не участвовал в плене, но, получив дозволение жить, где хочет, избрал пребывание в отечестве. Притом псалом сей приличен вовсе не отходящим в пленение, но живущим в плену. Будучи вдали от отечества и желая воспевать Бога, но воспящаемые законом делать сие (ибо разсуждали: «како воспоем песнь Господню на земли чуждей» ( Пс.136:4 ) в Вавилоне произнесли они, умоляя Бога: «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме. Услыши молитву мою: к Тебе всяка плоть приидет». И все изречения псалма приличны живущим в Вавилоне. Желая возвращения, возносили они песнопение сие Богу. К предречению же о них присоединяется в псалме пророчество о спасении язычников. Пс.64:2 .  Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет [в Иерусалиме]. «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва моя во Иерусалиме». В этом городе повелел Ты возносить Тебе песнь, посему умоляю, чтобы там была возсылаема Тебе молитва. Пс.64:3 .  Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть. «Услыши молитву мою». Приими моление мое и освободи меня от уз плена. «К Тебе всяка плоть приидет». Сие заключает в себе ясное предречение о Боговедении язычников. Теперь, говорит Пророк, умоляем о том, чтобы возвратиться и возносить песнь в освященном Тебе храме, а чрез несколько времени весь род человеческий, избавившись от прелести многобожия, притечет к Тебе, истинному Богу. Пс.64:4 .  Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши. «Словеса беззаконник премогоша нас». Симмах переводит так: «слова беззаконных возобладали мною», то есть, принужден я быть в рабстве у людей злочестивых и живущих в беззаконии. Потом Пророк открывает причину рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Содержание Информация о первоисточнике Житие Саввы Освященного — переводной памятник византийской агиографии, получивший широкое распространение в древнерусской книжности. Житие, написанное византийским агиографом Кириллом Скифопольским в VI b., было переведено на болгарский язык и не позднее второй половины XI b. стало известно на Руси: его текст в это время использовал преподобный Нестор Летописец при написании Жития Феодосия Печерского.    Маторина У. М. Жанрово-композиционное своеобразие византийского преподобнического жития Саввы Освященного)    1. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, побудивши ваше преподобие приказать моему ничтожеству описать и послать к вашему преподобию богоугодную жизнь, совершивших на земле путь свой, святых отцов наших Евфимия и Саввы. Бог по неизреченному своему милосердию источил чрез них мне бедному каплю слова и отверз уста моя для исполнения столь полезного вашего приказания: и я уже написал нечто о честном Отце нашем Евфимии, написал весьма немногое и несоответствующее величию его духа. Ибо я не мог найти много сведений о нем, ибо уже восемьдесят лет прошло, как отошел он к Богу. По сей причине и немногие сказания о нем с трудом мог я собрать воедино. Я ходил по разным местам, чтобы найти и собрать сии душеспасительные сказания, и таким образом извлекал оные из глубины долговременного забвения, дабы время не истребило их для нас совершенно.    2. Теперь время побуждает меня привести в исполнение и остальное из ваших приказаний, и написать нечто о славном Отце нашем Савве. Сведения о нем я тщательно и с трудом собрал от достоверных святых мужей, которые были его учениками и сподвижниками, и которые доныне подражают его жизни и освещают нам пути к Богу. Сделать сие я обещался еще в описании жизни св.Евфимия. Впрочем, я знаю собственное свое неведение и не достоинство. Но не смотря на сие, приступая к исполнению предприятия, превышающего мои силы, я делаю сие не по гордости, но потому, что знаю худое последствие непослушания и страшную угрозу, содержащуюся в сих словах: «раб лукавый и ленивый, надлежало тебе серебро Мое отдать купцам».» (Мт.25:26—27). И так я умоляю всех вообще, кому случится читать сии мои сочинения, особливо же умоляю твое преподобие; честнейший и чадолюбивейший отец Георгий, во первых молить Владыку Бога, чтобы Он простил меня бедного в моей порочной жизни и во многих грехах моих; потом умоляю верить всему, что мною уже сказано или будет говорено теперь. Для сего я с точностью упоминал о времени, местах, лицах и именах, дабы скоро можно было исследовать истину моего повествования. Будучи уверен, что Бог помогает и содействует мне, я начну повествование о Савве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3544...

Скачать epub pdf Имя Феодора Абу Курры , выдающегося и весьма оригинального православного богослова, фактически незнакомо российскому читателю, хотя среди книжников Древней Руси труды и взгляды Абу Курры были известны 1 , а в последнее время указания на необходимость исследования его богословского наследия стали звучать и в среде современных православных патрологов 2 . Феодор родился около 750 году в Эдессе, умер около 820 года. О его жизни до сих пор нет достоверных сведений 3 . Влияние, оказанное на него работами преподобного Иоанна Дамаскина († 749), позволяет предположить, что Феодор в молодости тоже был монахом в монастыре святого Саввы Освященного в Палестине, где он серьезно ознакомился с миром богословия преподобного Иоанна Дамаскина . Сам Феодор Абу Курра считал себя учеником преподобного Иоанна и продолжил, в частности, его борьбу с иконоборчеством. В одном из диалогов, где имя Абу Курры стоит в заголовке, специально упоминается, что Феодор написал его «с голоса Иоанна Дамаскина » – «техническое» выражение, означающее «в соответствии с устным учением» Иоанна Дамаскина. Установить, когда Феодор был рукоположен во епископа древнего города Карры (ныне Харан), в Месопотамии, не представляется возможным. Почетный титул «Абу Кура» (отец утешения), равно как и титулы философа и учителя, указывают на то, каким большим уважением пользовался этот православный богослов. Это подтверждается также и тем, что его труды, написанные по-гречески, вскоре же переводились на грузинский. Атмосфера города Карры, имевшего в VIII и IX веках большое экономическое и культурное значение, а также религиозное многообразие этой митрополии исключительно благотворно повлияли на продуктивность его литературного творчества. Абу-Курра свободно писал и на греческом, и на арабском, и на сирийском. До наших дней сохранились 43 работы, написанные им по-гречески, а также большое количество рукописей на арабском языке, автором двадцати из которых, несомненно, следует считать Абу Курру. Как указывает сам Феодор, им были написаны 30 трудов на сирийском языке, данные рукописи до сих пор считаются пропавшими. Из его коротких греческих трактатов большинство составлено в форме диалогов с еретиками, встреченными автором (несториане, монофизиты, оригенисты), а семнадцать – направлены против ислама . В своих сочинениях Феодор затрагивает широкий спектр богословских вопросов, от триадологии и христологии до сакраментологии и иконопочитания. Некоторые из его работ посвящены полемике с исламом, и нас в данной статье интересовать будут преимущественно они. Феодор Абу Курра является ранним представителем арабо-христианской литературы, обладающим яркой незаурядной индивидуальностью. Не менее значительно его воздействие на становление догматики ислама 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

диакон Феодор Цветков Литургия В. Что называется литургией? О. Литургией называется такое Богослужение, во время которого совершается таинство Св. Причащения. Таинство причащения установил Сам Господь Иисус Христос на тайной вечери. Взяв приготовленный хлеб, Иисус Христос благословил его, преломил и подавая ученикам сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов» ( Мф. 26, 26–28 ), а потом благословил чашу с красным виноградным вином и, подавая ученикам, сказал: «пийте от нее вси, сия бо есть Кровь Моя нового завета, яже за вы и за многие изливаемые во оставление грехов», и повелел ученикам, чтобы они совершали это таинство, сказав «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ). За литургией воспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа. По преданию, первоначальный порядок или чин литургии составил св. апостол Иаков. Но до 4 века порядок совершения литургии передавался устно от одного епископа к другому, а от них к священникам. В IV веке святый архиепископ Василий Великий записал чин литургии, каким он дошел от апостолов. Литургия эта была очень продолжительна и многие из верующих невыстаивали до конца. Это заметил св. архиеписком Иоанн Златоуст , живший тоже в 4 веке, снисходя к немощам верующих, сократил ее. Таким образом, появились два чина литургии: св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста , но оба эти чина литургии в существе своим одинаковы. В. Как называется иначе литургия? О. Литургия иначе называется обедней, потому, что за этим Богослужением верующим предлагается духовный обед святого причащения. В. Кто и где может совершать литургию? О. Литургию могут совершать архиереи и священники, в освященном храме на престоле, на антиминсе, освященном архиереем. В. За каждой ли обедней могут причащаться христиане? О. Каждый христианин может причащаться за каждой обденей, если он приготовился к – причащению. Но взрослые причастники у нас бывают великим постом и в другие посты, а в обыкновенное время причащаются архиереи, священники, диаконы и причащают еще младенцев. Литургия св. Иоанна Златоустого

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Борислав Милошевич: «Петербург всегда в моих поездках оставлял у меня хорошее впечатление» Своими размышлениями о Северной столице в канун дня рождения города делится сербский политик и общественный деятель 28.05.2010 387 Время на чтение 3 минуты Завтра, 29 мая, исполняется 307 лет со дня основания Санкт-Петербурга. 16 мая 1703 г., в день памяти прп. Феодора Освященного, Император Петр I заложил в устье Невы на Заячьем острове Петропавловскую крепость. Несколько дней спустя был поставлен деревянный домик Петра I, положивший начало городской застройке. В 1712 г. Государь принял решение перенести столицу Российской Империи в Санкт-Петербург. По недоразумению из-за ошибок в исчислении расхождения между юлианским и григорианским календарями день основания Санкт-Петербурга светскими властями отмечается не 29 мая, в день памяти прп. Феодора Освященного, а 27 мая. Своими впечатлениями о столице Российской Империи в интервью «Русской народной линии» поделился известный общественный деятель, политолог, бывший посол Югославии в России Борислав Милошевич . «Бывал я много раз и в Ленинг раде и в Санкт-Петербурге. Это были и командировки и частные поездки. Первый раз я побывал там в марте 1966 года. Видел разрушенные Павловск и Пушкин , где только-только начиналась реставрация. Был на Пискаревском кладбище... Поэтому первое мое воспоминание навсегда - это блокада, страшные страдания народа, жертвы и, одновременно, героизм жителей Ленинграда, героизм русского народа. С Санкт-Петербургом связано много знаменательных исторических событий. Это знает каждый. Петербург был столицей России, Российской Империи 200 лет, это город трёх революций, один из самых известных городов мира. Это город сильной индустрии. На «Электросиле», где я бывал не один раз, производили турбины для наших самых мощных гидроэлектростанций на Дунае. Для меня, конечно, как и для миллионов других людей в мире, Петербург уникальный, большой, очень красивый город. Его белые ночи, своего рода символ города, его архитектура, музеи - Эрмитаж, Русский музей, прекрасные места, связанные с его основоположником императором Петром Первым - нынешние, отреставрированные Павловск, Царское Село, Петергоф, - неповторимы, уникальны. Есть и новые сооружения и проекты в Петербурге, вызывающие не только уважение, но и восторг. Но, должен признать, что я никак не сторонник строительства «Охта-центра».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/28/bo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН гимнограф, мелод, автор стихир и канонов. Исторических сведений о жизни К. не сохранилось. О происхождении и времени творчества К. высказывались различные предположения. Г. Пападопулос считал, что К. жил в IX в., был насельником Студийского монастыря , учеником прп. Феодора Студита и состоял в дружеских отношениях с К-польским патриархом Игнатием ( Παπαδπουλος. 1890. Σ. 248). Этой т. зр. придерживался архиеп. Филарет (Гумилевский) (см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 259-260). И. А. Карабинов (см.: Карабинов. 1910. С. 168) разделял его мнение, хотя считал К. учеником не Феодора, а прп. Николая Студита . Др. исследователи допускали, что К. происходил из лавры прп. Саввы Освященного и расцвет его творчества пришелся на сер. VIII в. (см.: Θωκυλδης Ι. Η ερ Λαρα Σββα το Ηγιασμνου. Αλεξνδρεια, 1927. Σ. 401). Аргументацию в поддержку этой т. зр. предоставил Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский ( Σωφρνιος (Εστρατιδης) . 1935; Idem. 1936). В ее основе лежит атрибуция К. древней самогласной стихиры Οκος το Εφραθ («Доме Евфрафов» - см.: Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 281): авторство было установлено по данным из рукописи Vat. gr. 1531 XV-XVI вв. Эта стихира является прототипом мн. др. стихир (т. н. подобнов - см. ст. Стихира ), к-рые построены на ее мелодии и метрике. Митр. Софронию удалось найти в савваитских рукописях 2 стихиры, написанные на подобен «Доме Евфрафов». На основании акростихов (ΙΩΑΝΝΟΥ (Иоанново) и ΓΕΡΜΑΝΟΥ (Германово)) он атрибутировал их прп. Иоанну Дамаскину и свт. Герману I К-польскому . Т. о., эти гимнографы были знакомы с песнопением К. Учитывая, что все трое писали гимнографические каноны, а К. в своих песнопениях демонстрирует хорошее знакомство с географией Св. земли, митр. Софроний пришел к выводу, что К., как и прп. Иоанн Дамаскин, был монахом лавры прп. Саввы Освященного, современником свт. Германа I К-польского и прп. Иоанна Дамаскина и, возможно, учеником последнего (см.

http://pravenc.ru/text/1684744.html

Посещение священнослужителями больных коронавирусом Специальная группа  священников  Комиссии по больничному служению  при Епархиальном совете города Москвы со 2 апреля 2020 года по 21 января 2021 года совершила 1284 выезда к людям с коронавирусом, подозрением на коронавирус и умирающим без симптомов коронавируса. Динамика вызовов остается стабильно высокой. Священники всегда посещают больных коронавирусом в специальных костюмах и средствах защиты. С апреля священники специальной группы посетили 57 медицинских учреждений московского региона. В праздник Богоявления епископ Златоустовский и Саткинский Викентий посетил круглосуточный стационар 2 в Златоусте Челябинской области. Здесь расположено одно из ковид-отделений города. Епископ Викентий причастил Святых Христовых Таин 30 пациентов, совершил таинство Крещения. Также он окропил все палаты освященной водой и раздал более 100 бутылок крещенской воды и иконы. Больным коронавирусной инфекцией и медикам госпиталей благочинные церковных округов Пятигорской епархии доставят крещенскую воду. Ставропольская епархия передаст более 400 бутылок с освященной водой в краевую инфекционную больницу для медиков и больных. 10 января  епископ Шуйский и Тейковский Матфей посетил инфекционное отделение, в котором находятся на лечении больные COVID-19, и паллиативное отделение Центральной районной больницы Шуи. Епископ Матфей побеседовал с пациентами и вручил всем рождественские подарки. 14 января митрополит Житомирский и Новоград-Волынский Никодим поздравил с Рождеством Христовым врачей, вылечивших его от COVID. Митрополит в сопровождении священников епархии посетил инфекционное отделение больницы 1 г. Житомира. Каждый врач и сотрудник больницы, в которую ежедневно поступает от 30 до 60 больных коронавирусом, получили из рук митрополита Никодима иконы Божией Матери и рождественские подарки. Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор на Святочной неделе посетил медицинских работников ковидного госпиталя «Клиническая больница скорой медицинской помощи 15». Владыка и сопровождавшие его священнослужители передали от приходов Волгоградской епархии корзины с фруктами и коробки с конфетами в отделения для больных коронавирусом и для медработников, а митрополит Феодор вручил дополнительно индивидуальные подарки. Епископ Новокузнецкий и Таштагольский Владимир посетил ковидный госпиталь, больным принесли крещенскую воду. Синодальный отдел по благотворительности ранее передал в епархию СИЗы. Священнослужители будут посещать больницы и других городов Новокузнецкой епархии.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5756017...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Царствование благочестивейшего царя и великого князя Бориса Феодоровича Годунова всея России   Весь синклит двора и собор архиереев и весь народ великой Москвы и всей России, согласно с мнением и волею царицы и великой княгини Ирины, провозгласили царем и великим князем всей великой России великого боярина Бориса Годунова в женском монастыре за Москвою, где находилась царица Ирина, сделавшаяся монахинею, переименовавшись в божественной и ангельской схиме в монахиню Александру. В лето от создания мира 7107, от Рождества же Христова 1598, в сентябре месяце, в день воскресный, великий патриарх Москвы и всей России избранного Бориса Годунова, брата Ирины, царицы всея России, короновал в царя московского и всея России в патриархии, в соборном храме Пречистой Богородицы, в присутствии всех архиереев и архимандритов, и бояр, и всего синклита, и всего народа Москвы. Находились [при этом] многие архиереи и архимандриты из Константинополя: епископ Ериссо и Святой Горы кир Игнатий, который спустя некоторое время сделался архиепископом рязанским и патриархом Москвы и всей России, и архиепископ ахридский кир Нектарий, и митрополит видинский Феофан, и великий архимандрит иерусалимский кир Дамаскин из Эллады, и великий старец великой лавры святого Саввы Освященного в Иерусалиме Дамаскин, и многие другие иеромонахи святой Афонской горы и из других различных монастырей. И как только был венчан царь и воссел на царский престол, то особенно почтил бояр и всех придворных, дав им многие подарки и учинив производства их из одного достоинства в другое. Итак, он явился подражателем блаженнейшего и освященного отца своего царя Феодора и раздавал каждый день великую милостыню. Имел он во многих местах назначенных людей, которые раздавали повседневно милостыню не только по Москве, но и по всей России. Он роздал милостыню по монастырям, священникам и всем нуждающимся.

http://sedmitza.ru/lib/text/439011/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010