Н.К. Гаврюшин Часть II. Портреты. Раздел 2 Антропология в свете гносеологии: В. А. Снегирев и В. И. Несмелов Осенью 1883 года в аудиторию XXVIII курса Казанской духовной академии, которому предстояло прослушать лекции по психологии, вошел профессор Вениамин Алексеевич Снегирев (1841–1889). Сын сельского священника, выпускник Нижегородской семинарии, он окончил Казанскую академию в 1868 году и был оставлен там для преподавания логики и психологии; в 1870 году утвержден в степени магистра за сочинение историко-догматического характера «Учение о Лице Господа И. Христа в первых трех столетиях». В дальнейшем его интересы из сферы догматики и метафизики вполне объяснимо перешли в сферу конкретно-психологическую: ведь Христос же явился на земле не призрачно – будучи божественным Лицом, Он, воплотившись и вочеловечившись, стал исторической личностью… Дело догматистов разбираться с соотношением личности и ипостаси, но предел их ухищрениям кладет ересь докетизма. Представлять Христа не имеющим исторической личности означает мыслить его «призрачным человеком»… А психология личности вполне может быть предметом изучения науки. Снегирев уже не застал в Казанской академии архим. Феодора (Бухарева), но предание о нем и, не исключено, акцент на понятии личности мог подхватить у других преподавателей… В сравнении с античной и средневековой, психология к середине XIX века продвинулась не слишком далеко… И Снегирев взялся за изучение ее истоков – перевел сочинение Аристотеля «О душе». Это первая русская интерпретация знаменитого сочинения – на латинском оно появилось уже в XII веке… В то же время Снегирев отдает дань проблематике, которой с увлечением занималось поколение его наставников, а именно – бессознательным и паранормальным проявлениям человеческой психики. Итогом этой работы явились книга «Спиритизм как религиозно-философская доктрина» (1871) и фундаментальное исследование «Сон и сновидения» (1875–1886), но они, скорее, обозначили рубеж, к которому Снегирев более не хотел возвращаться… Психологов-бессознательников он резко критиковал. Студентам он прежде всего попытался раскрыть суть понимания психологии как естественной науки, ее задач и границ, цитируя авторов на нескольких европейских языках… Среди неравнодушных слушателей Снегирева был и В. И. Несмелов. На этих лекциях созревала проблематика и методология «Науки о человеке»…

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Сын священника шацкой округи, Вениамин, в мире Василий Ант. Благонравов, родился в 1825 г. Пройдя шацкие училища и тамбовскую семинарию, он в 1846 г. поступил в казанскую академию, которую и окончил в 1850 г. В академии он выделялся из среды товарищей своим благочестием, исполнением всех требований тогдашней дисциплины, талантливостью и редкою любовью к наукам, преимущественно историческим. Еще на студенческой скамьей он поражал обширностью эрудиции и широтой исторического образования. Окончив курс первым магистром, иеродиакон Вениамин был оставлен при академии бакалавром по церковной истории. В качестве бакалавра, а потом профессора он обнаружил большое усердие и немалую ученую производительность. В немногие годы он успел скомпоновать полный курс лекций, составляющий три больших фолианта (хранятся в библиотеке казанской академии). Его лекции, богатые фактическими данными, и его пример оживили в студентах заглохнувший было интерес к изучению истории. При своем «ученом трудолюбии и весьма живых дарованиях с течением времени он мог бы сделаться для казанской академии (по выражению ее историка, П. В. Знаменского ) таким же дорогим профессором истории, каким для Московской академии был известный профессор А. В. Горский, если бы он не был лицом монашествующим и, следовательно, более или менее кратковременным гостем на своей кафедре». Но и помимо непродолжительного пребывания на кафедре (1850–1858), архим. Вениамин был отвлекаем от прямого дела второстепенными и побочными должностями – библиотекарством (1854–1858), преподаванием немецкого языка (1855–1856) и нравственного богословия (1858), ревизией вятской и уфимской семинарии (1856), редакторскими, цензорскими и особенно – инспекторскими обязанностями. В вакат 1851 г. он исправлял должность помощника инспектора академии, летом 1852 г. и в начале 1858 г. – инспектора, а с 30 сентября 1852 по 3 июля 1856 г. был помощником инспектора. Верный исполнитель правил академической инструкции еще на студенческой скамье, архим. Вениамин с неуклонною строгостью держался их и после, работая над проведением их в студенческую жизнь. При таком его отношении к делу, ему приходилось тратить много сил, когда академическая дисциплина стала падать, отчасти под влиянием духа времени, отчасти благодаря противоположным ему взглядам на нее новых инспекторов, в роде известного архим. Феодора Бухарева. «Гроза формализма», и в тоже время человек очень добрый, с характером вовсе не тяжелым, Вениамин должен был много страдать при своих столкновениях со студентами, постигшими уже сладость свободы 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Григорий Котошихин. О Московском государстве в середине XVII столетия Глава I. О царех, и царицах, и о царвичах, и о царвнах, и о женитбе царской – каким обычаем бывает веселие 1 . Великий князь Иван Васильевич Московский Гордый со многими своими князи и з боляры ходил войною со многими войски под Казанское, и Астараханское, и Сибирское царствы и Божиим изволением пленил тех царств царей с их государствы и з землями и поселил в тех государствах и землях многих людей християн для укрепления. И с того времяни учинился он великий князь над Московским государством и над теми взятыми царствы и над прежними княжствы царем и великим князем Иваном Василевичем всеа Русии. И таковым обычаем в Росийской земле началося царствование. Княжествовавше же той великий князь и потом царствова, правивше государство свое в ярости и во злобе силне, тиранским обычаем, и имеяй со окрестными государствы войну и розвратие. Когда ж ему не случися быти со окрестными государствы в розвратии, и тогда пленил подданных своих, единоверных християн, и многи мучителства над князи, и боляры своими, и простыми людми показа; понеже и сына своего смири на оный свет, пробиша его осном 4514 своим, и единаго митрополита повеле задушити подушкою. 4515 Царствова ж той царь, преставися. 2 . По смерти же того царя на Московском царстве учинился царем сын его царевичь Феодор Ивановичь; а другому сыну его, царевичю Димитрию, с материю его дан был в удел город Углеч с уездом. Бысть же той царь и великий князь Феодор Иванович всея Русии на Московском государстве зело тих и боголюбив, не таков, яко отец его, и некоторого велможу, зовомаго Борис Годунов, перваго конюшего боярина, учинил над государством своим во всяких делах правителем, а сам предался смирению и на молитву. Той же боярин, правивше государство неединолетно, обогатися зело. Проклятый же и лукавый сотана, искони ненавидяй рода человеча, возмути его разум: всем бо имением, богатством и честию исполнен, но еще несовершенно удоволен, понеж житие и власть имеяй царскую, славою ж несть. И дияволим научением мыслил той боярин учинитись царем, и чрез какой бы обычай. И сь единомышленными своими умыслил послати некоторых людей во град Углечь, обещая им великую честь и богатство, чтоб они царского брата царевича Димитриа убили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зарин, Евфимий Феодорович, публицист, поэт, переводчик, родился в 1829 г. в Пензенской губернии. Воспитание и образование получил в духовных учебных заведениях: среднее – в Пензенской духовной семинарии, высшее – в Казанской духовной академии. Литературная деятельность З. началась с конца 50-х годов, когда он поселился в Петрограде. Первая его литературная работа, перевод драматической поэмы Байрона «Манфред», была напечатана в августовской книге журнала «Библиотека для Чтения» за 1858 год. В том же журнале З. поместил в переводе отрывок из трагедии Байрона «Марино Фальеро» (1860 г., кн. 2), трагедии «Сарданапал» (1860 г., кн. 12), «Двое Фоскари» (1861 г., 11) и несколько стихотворений (1861 г., кн. 4, 6). С 1862 г. З. делается постоянным сотрудником «Библиотеки для Чтения», редактором которой в это время на место А. В. Дружинина стал сперва А. Ф. Писемский, а затем П. Д. Боборыкин. З. пишет ряд публицистических и критических статей, ведет полемику с Чернышевским и подробно останавливается на освещении назревающих реформ. В 1865 г. З., уже под псевдонимом «Incognito» и «З-н», работал в журнале «Отечественные Записки», выходившем под редакцией А. Краевского и С. Дудышкина. С переходом «Отечественных Записок» в руки Некрасова З. перестал в них работать. С этого времени его литературная деятельность не носила уже характера постоянного сотрудничества в определенном органе. Он работал в следующих газетах и журналах: в «С.-Петербургских Ведомостях» при редакции А. А. Краевского (литературная летопись), газете «Русский Мир» (под редакцией М. Г. Черняева), газете «Голос», когда она держалась умеренного направления, в «Литературной Библиотеке» Ю. М. Богушевского (помещал стихи, писал в критическом отделе), в журнале «Изящная Литература» (помещал переводы) и в газете «Театральный Мирок»; в литературном приложении к газете «Гражданин» напечатал отрывок из поэмы Байрона «Гяур» (1884 г., кн. 6). Последние годы З. служил по министерству путей сообщения. Переутомленный работою, он в начале июля 1892 года взял отпуск, а 20 июля умер скоропостижно от паралича сердца и похоронен на Смоленском кладбище. Смерть его была мгновенна: он не успел даже сказать своим близким последнего «прости».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

К трехсотлетнему юбилею Астраханской епархии: (Житие и подвиги первого архиепископа астраханского Феодосия) Источник Во второй половине наступающего мая месяца Астраханская епархия, с разрешения Св. Синода, торжественно празднует трехсотлетие своего существования. Несмотря на то, что до этого знаменательного юбилея остается всего несколько недель, местные историки, поседевшие в изыскании прошлых судеб своего родного края и с замечательною любовью и добросовестностью немало потратившие усилий для точного установления хронологических дат в событиях его, хотя и важных, но покрытых забвением отдаленного прошедшего, все еще не могут успокоиться и примириться с официально установленными датами для предстоящих юбилейных празднеств. По их мнению, ни 1902 год, ни тем более 1903 год не могут считаться юбилейными в истории Астраханской епархии. По завоевании Астраханского царства царем Иваном Васильевичем Грозным и после покорения в 1557 году Астрахани, все низовье Поволжья в духовном отношении было подчинено казанскому архиерею. В настоящее время, если с положительностью и нельзя утверждать, что первые святители казанской епархии свв. Гурий (1555–1564), Герман (1564–1568) и др., в титуле своем именовались астраханскими архиепископами, то уже достоверно известно, что знаменитый Гермоген, в последствии патриарх московский, официально назывался «митрополитом казанским и астораханским». 1 Титул этот убедительным образом свидетельствует о том, что до начала XVII столетия Астраханская епархия самостоятельного значения не имела. С какого же времени следует начинать историю самостоятельного независимого существования этой епархии? Вот вопрос, который естественно, сам собою, напрашивается на решение, в виду предстоящих юбилейных празднеств. К глубокому сожалению, категорическое решение этого вопроса едва ли возможно даже и в отдаленном будущем, в виду того, что исторические документы начала XVII столетия большею частью погибли в московских пожарах в смутную эпоху нашего отечества. В распоряжении историков имеются данные мало надежные, а поэтому и мнения по занимающему нас вопросу в исторической литературе существуют весьма различные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

22-е Святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского Аверкий был третьим епископом города Иераполя, бывшего недалеко от нынешнего Турецкого Бамбук-Каласи, и которого теперь не осталось и следов. Многими трудностями сопровождалась его ревностная деятельность в городе, где христиан было очень мало; тем не менее он содействовал к распространению веры, в чём поддерживал его Бог многими чудесами. Однажды во время одного языческого празднества во время епископства его, когда он сильно скорбел об ослеплении народа и усердно молился, чтобы Бог помог ему в деле просвещения язычников, увидел он, заснув после молитвы, знаменательное сновидение. – «Иди и сокруши жезлом начальников заблуждения!» – сказал ему светлый юноша, подавая жезл. Уразумев смысл видения, Аверкий, встав, поспешил в языческое капище и разбил в куски множество бывших в нём драгоценных идолов. Как только узнал об этом народ, то с яростью бросился к дому Аверкия, чтобы убить разрушителя его святыни. Епископ не уклонился от опасности, но, выйдя на площадь, наставлял народ, в Кого он должен веровать вместо идолов своих... В это же время, именем Того, Кого он проповедовал, совершил он в глазах всей толпы исцеление трёх больных юношей. И внезапно ярость народа против христианского епископа обратилась в почитание человека Божьего. – Истинно Тот – Бог, Которого проповедует Аверкий! – прозрела толпа и устремилась к нему, прося поведать ей о Том Боге, одним именем Которого больные получают исцеление. Весь тот день епископ поучал язычников и на другой день приняло от него святое крещение 500 человек. Но не в одном только своём городе Аверкий приводил народ к вере во Христа; он путешествовал с целью проповеди и в других странах, был в Сирии, Киликии, Месопотамии, Риме, почему и получил наименование равноапостольного. Кончина его полагается около 167 г., когда ему было около 72-х лет. Мощи св. Аверкия видели в Константинополе, в храме Спаса Милостивого, Стефан Новгородец и иеродиакон Зосима в XIV и XV столетиях. † Память о преп. Феодоре и Павле Ростовских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

42. Сотрудник Братства св. Гурия. 22 августа 1910 года Колебания русского правительства во взглядах на миссионерскую деятельность православной русской церкви. (Доклад Казанскому Миссион. Съезду 1910 г.). Систематическая миссионерская деятельность в Казанском крае была начата при первом Царе Московском, Иоанне IV, после покорения Казани и присоединения татарского Казанского царства к России. Первым миссионером в ново-завоёванном крае был св. Гурий, которому была дана особая инструкция, рекомендовавшая при обращении с иноверцами и ново-крещёными меры кротости и участливое отношение к их нуждам 34 . В то же время, в зависимости от века и согласно с господствовавшим настроением тогдашнего русского общества, «для поддержания успехов вновь водворяющегося религиозного учения» признавалось полезным разрушение мечетей, изгнание магометан из местностей, населённых вновь крестившимися и вообще ограничение татар, как в отношении избрания ими места жительства, так и относительно постройки мечетей поблизости русских храмов. Необходимо при этом иметь в виду, что поход Царя Uoahha IV на Казань проф. Знаменский характеризует, как крестовый поход против магометан. Поэтому и при Царе Феодоре Иоанновиче было повелено разметать мечети, которые стали было снова воздвигать татары в неузаконенных местах. Такая система в отношении татар-магометан продолжалась в течение всего XVII столетия, а в 1742 году был издан вновь запретительный указ, повелевавший разрушить незаконно построенные мечети. Это даёт право предлагать, что предыдущие запретительные указы по отношению к мечетям не всегда исполнялись и в разных местах обходились. С современной точки зрения нельзя было бы оправдать упомянутые меры, но в то время (XVI–XVII века), при тогдашнем настроении победителей и покорённых, – других, более гуманных мер нельзя было ожидать от русского правительства, тем более, что в то время никто не изучал ислама, как религиозную систему, и никто не думал о мерах чисто просветительных. Поэтому указанная, односторонне-суровая система, в отношении магометан, действовала в течение более полутораста лет и, вероятно, не содействовала сближению магометан с русскими. Кроме того, деятельность первых Казанских миссионеров не объединялась общим органом и не отличалась последовательностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Половцов Лопухин, Илларион Дмитриевич Лопухин , Илларион Дмитриевич, думный дворянин; происходил из незнатного дворянского рода, предки его, как видно из его челобитной, поданной царю Михаилу Феодоровичу, искони служили в городах по выбору, и сам он начал службу в жильцах, а затем попал в приказные дьяки; считая эту службу для себя унизительной, он просил царя отставить его от дьячества. Михаил Феодорович, очевидно ценивший способности Лопухина, отставки ему не дал, но приказал «вперед ему в бесчестье, упрек и случай того, что он в дьяках, его братье дворянам не ставить», так как взят он в дьяки «по государеву именному указу», а не своим «хотеньем». Ввиду того что в данном случае Лопухин, вероятно, больше всего озабочен был интересами своего рода, то он вполне и удовлетворился подобной резолюцией и всю последующую жизнь проработал в московских приказах. В каком именно приказе началась служба Лопухина, неизвестно, но, начиная с 1647 г., в течение с лишком двадцати лет, он почти беспрерывно входил в состав приказа Казанского Дворца. В 1652 г. он был пожалован в думные дьяки, а в 1653 г. назначен ведать Посольский приказ как раз в то время, когда в Москве велись переговоры с Богданом Хмельницким относительно принятия малороссийских казаков в московское подданство. Осенью того же года, в посольстве боярина В. В. Бутурлина и окольничего Алферьева, Лопухин был послан в Переяславль приводить к присяге днепровское казачество; с тою же целью 14 января 1654 г. посольство из Переяславля отправилось в Киев, где митрополит Сильвестр долго не соглашался привести к присяге царю свою шляхту, слуг и дворовых людей, как не принадлежащих к Софийскому дому и служащих по найму. Наконец и это дело было улажено, а в конце января Бутурлин с товарищами отправился назад в Москву. В Калуге их встретил стольник Головин, посланный к ним с «государевым милостивым словом» за успешное выполнение данного им поручения. Вскоре по возвращении из этой поездки Лопухин вновь покинул Москву, на этот раз вместе с царем Алексеем Михайловичем, лично выступившим (18 мая 1654 г.) в поход против польского короля Яна-Казимира; Лопухин отправлялся думным дьяком посольского шатра; в качестве такового он скреплял все царские грамоты, шедшие из похода.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Со святыми упокой, Христе Боже… Отошла ко Господу схимонахиня Феодосия (Косоротихина) 15.05.2014 3867 Время на чтение 3 минуты Сегодня утром, около 9 часов 15 минут отошла ко Господу известная православной России старица схимонахиня Феодосия (Косоротихина). В знакомом многим домике в поселке Октябрьский, что неподалеку от города Скопин Рязанской области. 4 ноября 2013 года, в день Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Скопинской старице исполнилось 90 лет. И вот спустя полгода завершился ее земной путь. Одна из ее духовных чад (благодаря которой и я имел счастье познакомиться со схимонахиней Феодосией, получать ее благословение и духовные советы), как только вчера получила известие, что матушка совсем слаба, поехала из Москвы в Скопин и успела повидать матушку, получить ее благословение. Беседовала с нею, возможно, одной из последних. Мне довелось несколько раз бывать у матушки Феодосии. Не так часто, как хотелось, но достаточно, чтобы Матушка при последних встречах узнавала меня, а значит и я, грешный, был «записан» в ее молитвослов. Первый раз, помнится, я был у Матушки в конце 2012 года после выхода в свет пасквильной передачи «Максимум» на НТВ и фильма о Ванге на РЕН-ТВ. Тогда на «Русской народной линии» были опубликованы несколько статей с разоблачением кощунства тележурналюг, сравнивавших православную старицу с болгарской язычницей. Примечательно, что примерно в это же время была попытка возбудить судебное преследование РНЛ. А 2013 году мне довелось на себе ощутить силу молитв Матушки. Сейчас не место описывать подробности этой истории, она стала следствием кампании против РНЛ. Врачи прописали заурядные процедуры, толку от которых не было. В итоге мне предрекали угрозу слепоты на один глаз. Была операция, которая, по молитве Матушки, завершилась так, что не ожидал даже сам опытнейший хирург, ее производивший. Я знаю женщину, которой Матушка дважды спасала жизнь. Слышал много историй о других чудесах, совершавшихся по ее молитвам. Слышал о посещении ее Матерью Божией… Наверняка, об этом потом соберут свидетельства очевидцев, духовных чад Матушки.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/15/so...

История Северовосточной Церкви. Глава I 1 . Распространение христианской веры § 1. Распространение христианской веры в пределах России: в Корелии, у Заволоцкой чуди и Печеры, зырян, вогулов и вотяков, в Рязанском и Казан-ском крае, в Сибири Русское государство составилось из разноплеменного населения: здесь были славяне и инородцы. Чем позже последние входили в состав государства, тем живее были у них следы старой религии языческой или магометанской – и тем крепче симпатии к ней. Только по мере обрусения инородцев принималась ими государственная – христианская религия. К ней привлекало их как самое пребывание в пределах русского государства, так и строй государственной жизни, им сообщавшийся. Само собою разумеется, что всякое движение, ослаблявшее связи инородцев с этим строем, более или менее неблагоприятно отзывалось и на успехах христианской веры между ними, оживляя в них стремление к прежним порядкам и к прежней религии, или только мешая христианской миссии настойчиво действовать между ними. Таково напр. движение Стеньки Разина, затронувшее поволжских инородцев; таково отпадение Корелии от России под власть Шведов и т.п. В виду всего этого христианская миссия в настоящий период должна была больше всего трудиться в Корелии, Двинской земле, Пермской и Вятской области, Рязанском и Казанском крае, наконец в Сибири, то утверждая раньше насажденное здесь христианство и просвещая новокрещенных инородцев, то вновь насаждая семена христианской веры между покоренными или добровольно пришедшими в Россию инородцами. В том и другом случае принимала участие светская и церковная власть. Привилегии, оказываемые крещенным инородцам, строгие меры против упорных язычников и магометан, открытие среди инородцев епископских кафедр, монастырей и приходских церквей, заботы пастырей Церкви и миссионеров – вот что прямым образом способствовало успехам христианской проповеди. Рядом с этим сила русского оружия и влияние русской культуры продолжали свое косвенное содействие. В 1591 г. часть Корелии была отнята у Шведов и присоединена к России; вместе с этим, по повелению государя Феодора Ивановича, восстановлено здесь христианство : города Ям, Копорье и Иван – город «очищались от еллинских (языческих) богомерзких гнусов».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010