Митрополичьих людей ведал митрополичий приказчик. Грамота неоднократно подтверждалась в правление вел. кн. Василия III Иоанновича (в 1506, 1512 и ок. 1522 – Там же. 313. С. 269). 5 янв. 1585 г. от имени царя Феодора Иоанновича в Вологду была послана грамота губным старостам, городовым приказчикам и др. приказным людям о невзимании с вотчин митрополита (позднее Патриарха), с владений митрополичьих монастырей и детей боярских денежных пошлин. Данный акт был подтвержден в 1587, 1598, 1607 и 1613 гг. (Там же. Т. 3. Дополнения. С. 363–364). XVII в. В первые годы Смуты (1604–1608), оказавшись в стороне от основных событий, вологодское духовенство последовательно признавало власть царей Феодора Борисовича Годунова, Лжедмитрия I и Василия Иоанновича Шуйского. В 1607 г. Вологодский архиепископ Иоасаф получил от царя Василия Иоанновича несудимую грамоту на вотчины. В следующем году архиепископ Иоасаф под угрозой расправы был вынужден принести присягу Лжедмитрию II после занятия Вологды войсками самозванца. В нояб. 1608 г. тушинцы были изгнаны из города, что сыграло важную роль в борьбе с интервентами. По мнению Массы, признание Лжедмитрия II «пошло бы по всей стране, когда бы вологжане зимою следующего года снова не перешли (на сторону Москвы)». 22–25 сент. 1612 г. интервенты ненадолго захватили город, Вологда еще раз была разграблена и сожжена в 1613–1614 гг. войсками атамана Баловня. 1 мая 1614 г. из-за городов Шексны и Череповца со стороны соседнего Белозерского у. на территорию Вологодской епархии напали «воры казаки и черкасы», опустошившие волости, где находились владения архиерейской кафедры, а также Павло-Обнорский, Корнилиев Комельский и Николо-Катромский монастыри. В 1609–1612 гг. в Вел.

http://sedmitza.ru/text/412931.html

Царь Феодор Иоаннович 8 Борис Годунов Царь Феодор Иоаннович взошёл на престол в 1584 году, скончался в 1598 году, царствовал около 14 лет. Его имени вы не услышите никогда в числе великих государей, прославивших Россию; об его жизнеописании никто и не подумал. Но если России обязана помнить времена благополучия, данные ей Богом, если она должна помнить царей, при которых процветала в счастье и тишине, она должна помнить царя Феодора Иоанновича. Отец его был царь всей земли Русской, Иван Васильевич IV, которого снисходительный суд потомства прозвал Грозным; иностранцы-современники называли его кровопийцею; Русские молились Богу, чтобы Он переменил его сердце. Со временем вы узнаете подробности его царствования, годины испытания для России. У него был старший сын, такой же умный как отец, и такой же неукротимый. Царь Иван Васильевич воспитывал старшего сына своего для царствования над Россией; он учил его и наукам, и знанию государственной мудрости, и делу воинскому; но своим примером он учил его также разврату, необузданным страстям и жестокости. Видно, Богу было неугодно, чтобы преемник Грозного царя был ему подобен. Один раз пробудилось в сыне чувство сострадания к невинным жертвам гневного отца, и отец убил его в припадке бешенства, о котором сам после сожалел. О сыне своём, Феодоре Иоанновиче, мало думал державный отец; он не прочил его на царство, не видел в нём блистательных качеств, которыми сам гордился, и давал ему волю расти и воспитываться в уединении, если только может быть уединение при царском дворе и для царских детей. Фёдор Иоаннович был слабого сложения, невелик ростом, в лице худ и бледен; не было ничего величественного в его наружности, ничего отличного в его уме (как в отце его, Иване Васильевиче); но в нём были другие качества, которые лучше красоты наружной и лучше самого блистательного разума, – качества более угодные Богу и более полезные для государств и для народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

А экспансивный воришка Фомка Рулек, выходя из зала, кричал, бешено жестикулируя: Вот это всамделишный уркаган! Фартовый в три доски! А мы – что? «Фартовый», в этом случае, означало – безудержно широкий, могучий, сверхчеловек, в его представлении. В обеих оценках звучала тоска по недостижимом. Мечта. О прошлом или о будущем – не все ли равно!.. Актер Кондратьев подарил им иллюзию ее осуществления. Предела своей глубинности он достиг в роли царя Феодора Иоанновича. Пьеса А. Толстого была сильно урезана, не по цензурным соображениям, а по недостатку актеров, но роль самого Феодора стала от этого еще выпуклее, ярче. А где его мощи лежать? – спросил меня после спектакля тамбовский мужик-повстанец. Чьи мощи? Какие? Вот этого царя, какого представляли... Так он же не святой. И мощей никаких от него нет. Коли не знаешь, скажи, что не знаешь, – вразумительно и веско ответил повстанец, – а врать зачем? Не могёт того быть, чтобы от него мощей не осталось!.. И Кондратьев, и я имели постоянный пропуск на выход из кремля. Это давало нам возможность уходить даже ночью на берег, устланного серебристым туманом, Святого озера, в суровую тишь, подступавшей к нему дебри. Так было и в ночь после постановки сцен из «Царя Феодора Иоанновича». Стояла средина мая. В укрытых лапами елей низинах и под раскиданными по дебре валунами еще лежали остатки колкого, покрытого льдистой корой снега. Солнце еще надолго пряталось за серой гладью, согнавшего лед, моря, но ночи уже бледнели. Зимнюю тьму сменял лиловатый сумрак. Сладко пахло липким березовым листом и талой сырой землей. Кондратьев остановился возле высокого креста, одного из многих, поставленных монахами на просекавших лес дорогах. На них, вопреки православному канону, тело Христово было не нарисовано, а вырезано из дерева какими-то безымянными трудниками-художниками. Когда я готовил роль царя Феодора, я приходил сюда, – тихо, боясь нарушить покой лилового сумрака, проговорил Кондратьев. – Я искал понимания ее до конца, до глубины у Него... именно, вот, у Этого, только у Него, а не у другого...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но переговоры ни к чему не привели, и Анна Иоанновна по-прежнему находилась в полной зависимости от строгого дяди и должна была переносить письменные и устные выговоры матери, любившей ее менее остальных дочерей и желавшей изменить некоторые не нравившиеся ей порядки при курляндском дворе. Старшая дочь царицы, царевна Екатерина Иоанновна, была любимицей и баловницей матери. Не будучи особенно красива, царевна привлекала к себе веселостью, беззаботностью и болтливостью и представляла совершенную противоположность сосредоточенной и угрюмой Анне Иоанновне и постоянно больной Прасковье Иоанновне. С самого детства она служила отрадой и утешением матери, и та насколько возможно дольше удержала ее при себе, выдав замуж сначала среднюю дочь. Но дошла очередь и до Екатерины Иоанновны, которую царь решил выдать за герцога Мекленбургского Карла-Леопольда, просившего руки вдовствующей герцогини Анны Иоанновны. Бракосочетание должно было произойти в Данциге, куда царица не в состоянии был ехать, вследствие нездоровья, а потому убедительно просила, чтобы царь лично присутствовал на свадьбе ее любимой дочери, что Петр и исполнил: свадьба состоялась 8-го апреля 1716 г. С 1720 года царица стала часто и сильно хворать и иногда по целым месяцам лежала в постели. Желание видеть дочь побуждало ее настаивать на приезде в Россию герцога Мекленбургского. В январе 1722 г. при царском дворе стали поговаривать о приезде его; летом пришла, наконец, весть, что Екатерина Иоанновна с четырехлетней дочкой, но без мужа, едет в Москву. Прасковья Феодоровна чрезвычайно обрадовалась, стала готовиться к приему дочери, которую не видала пять лет, то и дело посылала к ней навстречу гонцов и письма и боялась, что не доживет до ее приезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Феодор Борисович Годунов Феодор Борисович Годунов (род. в 1589 г., 10 июня 1605 г.) – сын Бориса Феодоровича Годунова и жены его, Марьи Григорьевны, урожденной Скуратовой; царь московский с 13 апреля до 1 июня 1605 г. Положение, которое занимал Борис Феодорович Годунов при царе Феодоре Иоанновиче как его шурин и ближайший советник, с самого малолетства поставило Ф. Б. в исключительные условия. Эти исключительные условия, а равно известная склонность Бориса к иноземцам и западноевропейскому просвещению и последующая роль Ф. Б., когда отец его стал царем, дают несомненные основания для заключения, что Борис дал ему хорошее образование и тщательное воспитание. Доказательством того, между прочим, могут служить известия об основательном знакомстве царевича Феодора с географией Московского государства. По всему вероятию, книга Большого Чертежа, начатая при Иоанне IV, была дополнена в царствование Бориса Годунова как руководство для царевича. Кроме того, любопытным памятником географических сведений Феодора осталась ландкарта России, изданная под его именем в 1614 г. немцем Герардом. В конце мая 1597 г. приехал в Москву посол императора немецкого Рудольфа II, Авраам бургграф Донау; 22 мая он представлялся царю, а 25 заявил, что у него есть грамота императора к Борису Годунову. По докладу Бориса царь велел ему принять посла у него на дворе. 27 мая прием был устроен по посольскому чину: до сеней четыре встречи дворянами Годунова, среди сеней встретил посла Феодор (ему было 8 лет), подал послу руку и шел с ним в горницу; среди передней избы встретил уже сам Борис; проводы совершались так же, т. e. Борис довел посла до дверей передней горницы, а Феодор проводил в сени. Бургграф Донау привез дары не только Борису, но и сыну его, Феодору. Желая потешить мальчика, он подарил ему двух обезьян, четырех попугаев и «часы стоячие боевые, а приделан на них медведь». Принято было отдаривать; вследствие этого после царского отпуска посланы были дары от Бориса и от Феодора; от имени сына Борис подарил: серого кречета, сорок соболей, черную лисицу и двух живых соболей. Со всем этим ездил к послу дворянин Годунова, Михайло Косов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В первом: «нарекоша Иисусом именуемым равноухим»; во втором: «нарекоша Иисусом именуемый». Такое чтение нельзя допустить ни по смыслу «Пращицы» и «Розыска», ни по связи речи в самом послании. 3. Вероятно это послание писано в то время, когда в расколе появились именуемые «епископы». Из текста послания видно, что оно написано в ответ на «вопрошение» и что вопрошавший был «епископ». Так значится во всех трех списках и во всех читается одно и тоже обращение отвечавшего к вопрошавшему: в двух: «о, честнейший епископе», в третьем: «отче, святейший епископе». 99 Рукопись Черниговской семинарии вполне подтверждает исправность печатного текста. Рукопись Румянцевского музея, представляющая список с рукописи 7214 – 1706 года, исправнее рукописи Публичной библиотеки, которая, кроме мелких ошибок, имеет пропуск (стр. 247–8: лл. 165–6, ср. 175 об.–6). VI, 250: этого заглавия в обеих рукописях нет. VI, 255, пр. 8: в обеих очевидный пропуск. В последней, по времени, статье о сочинениях диакона Феодора – сказано, что у первого историка раскола протоиерея Иоаннова в «Полном историческом известии о раскольниках» приведены два отрывка из несохранившихся до нас писем Феодора к Аввакуму и Лазарю (Владимир. Епарх. Вед. 1895, 3, стр. 52). Это ошибка, потому что это – два отрывка из послания к Максиму (VI, 95–6, 107–8, ср. Иоаннов, Спб. 1799, стр. 83–4), как это уже было указано издателем сочинений диакона Феодора (стр. XXI, прим. 1). 100 Проф. Н. И. Субботин (Бр. Сл. 1875, 4, отд. 2, стр. 270). а за ним и другие (Влад. Епарх. Вед. 1895, 3, стр. 53), утверждают, что споры у Феодора с Аввакумом, о каковых говорится в послании, начались еще в Москве, до ссылки Феодора и Аввакума в Пустозерск.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

По восшествии своём на престол, царь Феодор Иоаннович решился прекратить многолетнюю войну и дать покой и отдых своему государству. Он начал переговоры добрым делом, отпустив без выкупа пленных Поляков и Лифляндцев. Кротость его имела благодетельное влияние на неприятелей, и вскоре, когда умер король Баторий, было заключено на 15 лет перемирие, не бесчестное для России, утомлённой войною и много пострадавшей не столько от оружия Польского, сколько от недоверчивости царя к своим подданным. Искренней дружбы тогда не могло быть между Польшей и Россией: слишком жива была память о взаимных оскорблениях и долгих распрях: особенно же сильна была вражда со стороны Поляков, беспрестанно поджигаемая властолюбивым духовенством Римским. Но, заключив мир, царь Феодор Иоаннович понимал святость договора и строго соблюдал его. Крымский хан предлагал ему вечный союз, с тем только, чтобы вместе напасть на Польшу; но Русский царь отказал ему в этом предложении и даже дал знать Польским правителям о намерении Крымцев напасть на Подольскую область, предпочитая вражду Крымского хана его союзу, который надо было купить нарушением мирного договора и честного слова государева. Ему было известно, что временные выгоды, доставляемые иногда двуязычною политикою, ничтожны в сравнении с тою силою, которую доставляет государствам строгое исполнение нравственных обязанностей. Шведы и Крымцы надеялись воспользоваться невоинственным духом государя; они не раз нападали на Русские области, но везде побеждала Россия. Шведы были принуждены просить мира и уступить несколько городов и Карельскую область. Многочисленное ополчение Крымцев доходило до Москвы, но от стен её бежало со стыдом, бросая обозы свои и даже оружие. Любовь народа к царю ограждала пределы России, пробуждая бесстрашие в воинах и воинскую доблесть в воеводах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

и 4) Паникадило в трапезе, в три яруса, о 21 свещнике, вверху двуглавый орел с кольцом, внизу гладкое яблоко медное же. У оных паникадил ныне некоторых ветвей и свещников недостает. Шапки 1. Шапка по малиновому бархату, переделанная из прежних шапок бывшим архимандритом Адрианом в 1769 году. На ней пять дробниц серебряных позлащенных с финитью разных цветов и с священными на них изображениями, обнизана жемчугом и разными каменьями – яхонтами и изумрудами. 2. Шапка по черному бархату. На ней четыре дробницы чеканные, серебряные, позлащенные киотцами, да восемь дробниц круглых серебряных же золоченых, с изображением на них святых, обнизана жемчугом и разными каменьями (яхонтами и изумрудами). Оная, как видно из вкладной книги, первоначально была пожертвована в 1698 году от княгини Евдокии Ивановны Урусовой по тетке её родной Пелагии Ивановне Проничевой, но в 1755 году при архимандрите Митрофане Шеинкове переделана. Ризы 1. Риза преподобного Пафнутия камчатая, белая оплечье по синей шелковой материи низанное мелким жемчугом и с плащиками серебряными. При ней Епитрахиль бархата темного цвета, на ней семь дробниц круглых, серебряных, чеканных, позолоченных, обнизанных кругом жемчугом в одну нить. – Пояс тканный в кресты, шелк красный у четырех кистей шесть варворок больших, обнизанных жемчугом по лазоревой тафте. 2. Риза парчевая, оплечье жемчужное с разными каменьями, данная во вкладе в 1596 году от царя Феодора Иоанновича и от супруги его царицы Ирины Феодоровны. около Иордани жемчугом мелким вышита надпись: «в лета 1596 государя царя и великого князя Феодора Иоанновича всея Руси и его христолюбивой царицы и великой княгини Ирины Феодоровны даны ризы преподобному Пафнутию Боровскому чудотворцу. 3. Риза парчевая, оплечье жемчужное с разными каменьями и запонами алмазными, изумрудами, яхонтовыми и золотыми по вкладной книге, данная во вклад в 207 (1699) году февраля в 24-й день от княгини Татианы Алексеевны Репниной, по мужу своему по князю Андрею Иоанновичу Репнину.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В Кашане князю З. были отведены хоромы вблизи шахова дворца, откуда принесли и ковры для украшения его жилища. Шигамет-ага с товарищами заявили князю З., что шах распорядился выслать под него и под бывших с ним посольских людей нарядных лошадей из собственной конюший, с драгоценными седлами, но посланные поехали, по-видимому, другой дорогой, вследствие чего и не поспели к нему навстречу. Узнав об этой неисправности, шах прислал Ази-Хосрова сказать князю З., что если он принял это «за досаду», то шах велит в его присутствии казнить Шигамет-агу. Кн. З. просил передать шаху, что он бьет ему челом на таком жалованье и просит не класть своей опалы на Шигамета. 5-го ноября явился к князю З. Ази-Хосров и сказал, что шах велел ему быть у себя на посольстве, на потешном дворе на майдане, в присутствии «турских и бухарских купцов и иных земель многих людей»; тут же должны были подноситься государевы поминки как привезенные князем З., так и присланные с Ази-Хосровом. Шах желал, чтобы «шаховы окольные недруги, турской и бухарской, пострашилися, что с ним такой великий государь ссылаетца». Князь З. сильно воспротивился выполнению этого намерения шаха и настаивал, чтобы Аббас принял его на своем дворе, не в присутствии недругов шаха и царя Феодора Иоанновича и чтобы «государевы поминки» не несли вместе с той рухлядью, какая прислана с Ази-Хосровом. В тот же день князь З. был на приеме у шаха, который согласился заменить персидские порядки московскими и дозволил князю З. «быть у себя у руки», а не у ноги, как это было в обычае при его дворе. Князь З. правил посольство по государеву наказу, поклон правил и грамоту подал, и поминки по росписи явил, сначала от царя Феодора Иоанновича, а затем от Бориса Годунова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Но самый важный из этих законов в то время необходимый, имел также для государства тяжёлые последствия. В то время крестьяне были, по большей части, людьми вольными: они переходили от одного помещика к другому, приискивая себе привольного жития и лёгкой работы. По мере распространения России, они переходили на пустопорожние новозавоёванные земли, строя новые поселения и деревни, не подведомственные никакой гражданской власти. Это неправильное кочевание, уже само по себе вредное, как для государства, так и для подданных, было в то время ещё вреднее, вследствие всеобщего расстройства, произведённого, без сомнения, упадком народной нравственности в царствование Ивана Васильевича Грозного. Феодор Иоаннович запретил переход и кочеванье крестьян. Напрасно многие писатели позднейшего времени думали, что этот закон был издан единственно по желанию одного сословия мелкопоместных владельцев. Закон был, очевидно, необходим, и доказательством этой необходимости служит то, что он не был вполне отменен ни одним из позднейших государей, ни одной из партий, поочерёдно властвовавших в России во время междоусобиц. России цвела и крепла, но Бог положил предел жизни доброго царя, Феодор Иоаннович скончался в 1598 году, после почти 14-летнего царствования. Современники утверждали, что перед его кончиною являлись ему святители Божии и невидимо для других присутствующих услаждали последние часы его жизни духовною беседою; другие утверждали, что умирающий царь, забывая себя, тепло и усердно молился за своё отечество, и что эта молитва была услышана и спасла Россию в годину её великих бедствий. Такие рассказы и предания свидетельствуют про глубокую любовь народа. Все историки согласны в том, что царствование Феодора Иоанновича было временем весьма счастливым для России, но все приписывают это счастье мудрости Годунова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010