Рубрики Старец Кирилл (Павлов): история солдата, который стал духовником нескольких патриархов 9 мин., 09.05.2023 Поделиться Жизнь архимандрита Кирилла (Павлова), несколько десятилетий несшего послушание духовника Троице-Сергиевой лавры, старца, принимавшего исповедь у трех патриархов, человека, через келью которого прошло бесчисленное множество людей, долго оставалась сокровенной. Лет десять назад тогдашний наместник Лавры, архиепископ Феогност (Гузиков) благословил собирать материалы для книги о старце (книга воспоминаний «Мы все были у него в сердце» вышла в издательстве Троице-Сергиевой лавры в 2019 году к 100-летнему юбилею отца Кирилла). Сам отец Кирилл был уже тяжело болен, но монахини, которые за ним ухаживали, рассказали, что еще раньше спрашивали: «Вот начнут о вас писать, издавать книги, как к этому относиться?» На что отец Кирилл ответил: «Пусть пишут. Только пусть пишут так, как было, без искажений и, главное, без преувеличений» (из доклада иеромонаха Пафнутия (Фокина) на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Воин Христов. Духовный облик и жизненный путь архимандрита Кирилла (Павлова)» ). «Порой это было хуже ада» О том, что отец Кирилл — участник Великой Отечественной войны, что он был несколько раз ранен, воевал в Сталинграде, потом с боями дошел до Австрии, было известно давно. Он и сам в своих проповедях и разговорах с духовными чадами часто вспоминал войну. А однажды сказал : «Кто там не был, тот ничего не знает. Порой это было хуже ада. Пережить такое крайне тяжело...». Он говорил, что особенно трудно было переносить подлость и трусость. Ведь война — это не только массовый героизм, это еще и предательство, и «сотрудничество с органами», и стремление улизнуть с передовой в тыловые службы. И человек все время словно в круговой обороне — без чувства надежного тыла: «Враг был прямо перед тобой, но рядом все время появлялись новые люди, и ты не знал, не был уверен в них. Это и было хуже ада. В аду все страдают одинаково, там не выслужишься. Ад — это и страшное духовное страдание здесь, на земле...».

http://foma.ru/starecz-kirill-pavlov-ist...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Состоялся ряд мероприятий направления XXV Рождественских чтений «Древние монашеские традиции в условиях современности» 27.01.2017 26 января 2017 года начало свою работу направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия». Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы в этот день возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) . Затем в Центре оперного пения им. Г. Вишневской на Остоженке состялось пленарное заседание направления форума, куратором которого являлась игумения Иулиания (Каледа) . В президиуме собрания, прошедшего под председательством архиепископа Феогноста, присутствовали: митрополит Святогорский Арсений, наместник Святогорской Успенской лавры; митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь); митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия (Кипрская Православная Церковь); архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий. Открывая пленарное заседание, архиепископ Феогност обратился к участникам мероприятия с кратким вступительным словом. Приветствовав докладчиков и слушателей Чтений, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ознакомил собрание с основными этапами работы направления. Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Церкви МГУ им. М.В. Ломоносова Г.М. Запальский в своем докладе «Монашество перед вызовами революционной эпохи» ярко описал историческую ситуацию, в которой находилось монашество Русской Православной Церкви перед 1917 годом и в первые годы советской власти. Докладчик подробно рассказал о преобразованиях, которые пыталось проводить монашеское сообщество, о комплексе мер, вынесенных на обсуждение Поместного Собора 1917-1918 гг., о том, какой отпечаток наложили на принимавшиеся решения бурные революционные процессы.

http://drevo-info.ru/news/21900.html

Очередное заседание Священного Синода РПЦ МОСКВА. Очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) состоялось в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 12-13 марта. Официальную информацию о его итогах распространила Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП). Заслушав доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, Священный Синод, во исполнение соответствующего Деяния Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 2000 года, постановил включить в состав Собора новомучеников и исповедников российских имена пострадавших во времена гонений на Церковь подвижников веры, материалы о которых были представлены Ивановской, Московской, Рязанской, Сыктывкарской и Ярославской епархиями. Изучив доклад епископа Орехово-Зуевского Алексия (Фролова), председателя Синодальной богослужебной комиссии, Священный Синод утвердил и рекомендовал к богослужебному употреблению в РПЦ службу Новомученикам и Исповедникам Российским. Рассмотрев отчет митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), председателя ОВЦС МП, о работе возглавляемого им Синодального Отдела в 2001 году, Священный Синод одобрил внешнецерковную деятельность, осуществлявшуюся Отделом. Священный Синод имел суждение о замещении Нижегородской кафедры, вдовстующей после кончины митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). Правящим архиереем Нижегородской епархии определено быть архиепископу Тамбовскому и Мичуринскому Евгению (Ждану), с сохранением за ним Тамбовской кафедры. Викарием Нижегородской епархии, епископом Ветлужским, благословлено стать архимандриту Феодосию (Васневу), начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме, по совершении в Москве его наречения во епископа и архиерейской хиротонии. Священным Синодом благословлено, по предложению Патриарха Алексия II, возвести наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Феогноста (Гузикова) в сан епископа. Наречение архимандрита Феогноста во епископа Сергиево-Посадского, викария Московской епархии, и его архиерейская хиротония будут совершены в Москве.

http://sedmitza.ru/text/394008.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святейший Патриарх возглавил Епархиальное собрание города Москвы (комментарий в русле истории) Богоявленский Елоховский собор Московская епархия Московская епархия, учреждена в 1326 г. Объединяет приходы и монастыри на территории Москвы и Московской обл. Кафедральный город – Москва. Кафедральные соборы – храм Христа Спасителя (Москва, настоятель – Патриарх Московский и всея Руси Алексий II), Богоявленский в Елохове (Москва). Правящий архиерей: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер), на кафедре с 10 июня 1990 г. Викарии Святейшего Патриарха Московского: архиеп. Верейский Евгений (Решетников), председатель Учебного комитета, ректор МДАиС, на кафедре с 16 апреля 1994 г.; еп. Дмитровский Александр (Агриков), на кафедре со 2 сентября 2001 г.; еп. Егорьевский Марк (Головков), на кафедре с 14 января 2004 г.; еп. Зарайский Меркурий (Иванов), управляющий Патриаршими приходами в США, на кафедре с 6 февраля 2000 г.; архиеп. Истринский Арсений (Епифанов), курирует приходы и духовенство Москвы, на кафедре с 20 июля 1990 г.; архиеп. Каширский Марк (Петровцы), управляющий Патриаршими приходами в Канаде, на кафедре с 1 ноября 1993 г.; архиеп. Клинский Лонгин (Талыпин), представитель РПЦ в Германии, на кафедре с 23 декабря 1992 г.; еп. Красногорский Савва (Волков), на кафедре с 12 сентября 1995 г.; еп. Люберецкий Вениамин (Зарицкий), на кафедре с 14 августа 2003 г.; архиеп. Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), председатель Богослужебной комиссии, Синодальной комиссии по делам монастырей и Комиссии по экономическим и гуманитарным вопросам, на кафедре с 19 августа 1995 г.; архиеп. Раменский Николай (Саяма), на кафедре с 16 мая 1996 г.; еп. Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), наместник Троице-Сергиевой лавры, на кафедре с 31 марта 2002 г., епископ Бронницкий Амвросий, на кафедре с 19 июля 2006.

http://sedmitza.ru/text/412727.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зосима (Давыдов), еп. Якутский и Ленский. Фотография. 2008 г. (Давыдов Игорь Васильевич; 12.09.1963, Красноярск - 09.05.2010, Якутск), еп. Якутский и Ленский. В 1968 г. переехал с родителями в Москву. В 1980 г. поступил в Московское художественное уч-ще. Одновременно исполнял послушание чтеца и пономаря в храме вмч. Феодора Стратилата на Антиохийском подворье. В 1985-1987 гг. служил в Советской Армии. С 1987 г. принимал участие в восстановлении Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря . В 1988 г. поступил в Московскую ДС, по окончании к-рой продолжил обучение в МДА. В нояб. 1990 г. зачислен в братию ТСЛ. 16 дек. 1991 г. наместником лавры архим. Феогностом (Гузиковым ; ныне епископ Сергиево-Посадский) был пострижен в монашество с наречением имени Зосима, в честь прп. Зосимы Соловецкого (см. ст. Зосима и Савватий ). В апр. 1992 г. рукоположен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во диакона. С июня того же года переведен в братию Данилова мон-ря, где проходил послушание зав. канцелярией и главного редактора изд-ва «Даниловский благовестник». 13 дек. 1992 г. рукоположен Патриархом Алексием II во иерея. С авг. 1998 по окт. 2000 г. З. был командирован на пастырское послушание в Рус. духовную миссию в Иерусалиме, где принял участие в подготовке и проведении празднования 2000-летия Рождества Христова. После возвращения в Данилов мон-рь исполнял послушание зав. монастырскими художественными мастерскими, а с авг. 2001 г.- ризничего мон-ря. 12 сент. 2003 г. Истринским архиеп. Арсением (Епифановым) возведен в сан игумена. 28 авг. 2004 г. Святейшим Патриархом возведен в сан архимандрита. 27 сент. 2004 г. хиротонисан во епископа Якутского и Ленского. Хиротонию в Христа Спасителя храме в Москве возглавил Святейший Патриарх Алексий II. При З. в епархии продолжилось строительство храмов и часовен, к 2007 г. их было соответственно 26 (12 каменных и 14 деревянных) и 17.

http://pravenc.ru/text/200035.html

Троице-Сергиева Лавра   Троице-Сергиева Лавра. Фото - С. Мотылев Троице-Сергиева Лавра - мужской монастырь Русской Православной Церкви, основанный преп. Сергием Радонежским в XIV в. Является одной из наиболее почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В 1688 г. получила статус ставропигии. 8 июня 1744 г. указом императрицы Елизаветы получила статус лавры. В 1920 г. была закрыта. В 1946 г. возвращена Церкви. Наместник - еп. Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков). Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра.   Василий Ключевский ЗНАЧЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ ДЛЯ РУССКОГО НАРОДА И ГОСУДАРСТВА (Текст приводится по изданию: Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990, с. 63-76) Когда вместе с разнообразной, набожно крестящейся народной волной вступаешь в ворота Сергиевой Лавры, иногда думаешь: почему в этой обители нет и не было особого наблюдателя, подобного древнерусскому летописцу, который спокойным неизменным взглядом наблюдал и ровной бесстрастной рукой записывал еже содеяся в русской земле, и делал это одинаково из года в год, из века в век, как будто это был один и тот же человек не умиравший целые столетия. Такой бессменный и неумирающий наблюдатель рассказал бы, какие люди приходили в течение 500 лет поклониться гробу преподобного Сергия и с какими помыслами и чувствами возвращались отсюда во все концы русской земли. Между прочим, он объяснил бы нам, как это случилось, что состав общества, непрерывною волной притекавшего ко гробу Преподобного, в течение пяти веков оставался неизменным. Еще при жизни Преподобного, как рассказывает его жизнеописатель-современник, многое множество приходило к нему из различных стран и городов и в числе приходивших были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, " на селе живущие " . И в наши дни люди всех классов русского общества притекают ко гробу Преподобного со своими думами, мольбами и упованиями: государственные деятели приходят в трудные переломы народной жизни, простые люди - в печальные и радостные минуты своего частного существования. И этот приток не изменялся в течение веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены в строе и настроении русского общества: старые понятия иссякали, новые пробивались или наплывали, а чувства и верования, которые влекли сюда людей со всех концов русской земли, бьют до сих пор тем же свежим ключом, как били в XIV в. Если бы возможно было воспроизвести писанием все, что соединилось с памятью Преподобного, что в эти 500 лет было молчаливо передумано и перечувствовано пред его гробом миллионами умов и сердец, это описание было бы полной глубокого содержания историей нашей всенародной политической и нравственной жизни.

http://sedmitza.ru/text/414362.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святейший Патриарх Алексий совершил хиротонию наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Феогноста (Гузикова) во епископа Сергиево-Посадского 31 марта Святейший Патриарх Алексий совершил в Храме Христа Спасителя Божественную литургию, во время которой вместе с другими архиереями рукоположил архимандрита Феогноста (Гузикова) во епископа Сергиево-Посадского, викария Московской епархии. В хиротонии также принимали участие: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Солнечногорский Сергий, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, архиепископ Верейский Евгений, епископ Тульский и Белевский Кирилл, епископ Дмитровский Александр. Обращаясь к новопоставленному епископу, Святейший Патриарх Алексий II призвал преосвященнейшего епископа Феогноста быть достойным подражателем Самого Пастыреначальника Христа и святителя Григория Паламы, память которого воспоминалась в этот воскресный день. Епископ Феогност стал первым наместником этой древней обители, имеющим архиерейский сан. По окончании богослужения Святейший Патриарх вручил новому епископу архипастырский жезл, а затем епископ Феогност преподал верующим первое в своей жизни архипастырское благословение. Справка Епископ Феогност ( в миру Гузиков Игорь Михайлович) родился 6 октября 1960 г. в пос.Селиваново Селивановского района Владимирской обл. в семье рабочих. В том же году крещен с именем Игорь в честь великого князя Черниговского и Киевского Игоря. В 1978 г. закончил среднюю школу в пос.Красная Горбатка Селивановского района. С 1979 по 1981г. служил в Вооруженных силах. В 1981-1982гг. нес послушание в храме Спаса Нерукотворенного в с.Спас Железино Селивановского района, в 1982-1983г. - в храме свт. Николая г.Киржач Владимирской области.

http://sedmitza.ru/text/416514.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност освятил храм в честь Собора Архангела Михаила в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни 17.03.2014 16 марта 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, совершил великое освящение нижней церкви в честь Собора Архангела Михаила храма святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского в Иоанно-Предтеченском скиту Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь . В конце XIX века первоначально планировалось построить каменную пристройку к скитскому храму в честь Собора Иоанна Предтечи. Однако этот проект не был утвержден Калужской духовной консисторией «ввиду того, что подобные пристройки не разрешаются строительным уставом». Тогда было принято решение воздвигнуть новый каменный храм. Инициатива строительства принадлежала благотворителю скита екатеринбургскому купцу Михаилу Ивановичу Иванову, впоследствии облеченному в рясофор. Работами руководил другой рясофорный монах скита — Виктор Вейденгаммер. В скитской братии были разные мнения о необходимости строительства двухэтажного каменного храма, который плохо вписывался в архитектурный ансамбль скита. Чтобы разрешить недоумения, в феврале 1901 г. рясофорный монах Иоанн (келейник скитоначальника старца Иосифа) был отправлен в Кронштадт, для того чтобы спросить благословение на постройку нового храма у почитаемого всем православным народом о. Иоанна Кронштадтского. Св. прав. Иоанн Кронштадтский дал благословение и обещал посетить скит осенью того же года, впрочем, этот приезд так и не состоялся. После этого было преподано благословение на строительство храма Преосвященного Макария, епископа Калужского и Боровского. В марте 1901 г. началось подготовительные работы, а в апреле иеромонах Нектарий (будущий старец) совершил чин освящения и закладки храма. Строительство шло быстро, и уже через год основные работы были завершены.

http://drevo-info.ru/news/16804.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БЕЛЛИНСГАУЗЕНСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Троицкий храм на антарктической станции " Беллинсгаузен " С идеей создать постоянный храм в Антарктике в 1990-х годах выступили начальник Российской антарктической экспедиции (РАЭ) Валерий Лукин и капитан женской полярной команды «Метелица» Валентина Кузнецова. Идея строительства получила поддержку патриарха Алексия II . Тогда же был создан фонд «Храм в Антарктиде». Место расположения будущего храма освящено 20 января 2002 года. Храм был срублен бригадой плотников из Горно-Алтайска в селе Кызыл-Озек из древесины кедра и лиственницы. Архитектор храма - Светлана Густавовна Рыбак, конструктор - Александр Борисович Шмидт. Зданию храма дали «отстояться» почти год, затем разобрали, перевезли на грузовиках в Калининград, а оттуда в Антарктиду, где его вновь собрала бригада из восьми человек за 60 дней. Деревянный резной иконостас создали подмосковные мастера из г. Дмитрова под руководством художника Валерия Гришанова. Возле храма построен жилой домик для священнослужителей. 15 февраля 2004 года храм был освящен в честь Святой Троицы наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископом Сергиево-Посадским Феогностом (Гузиковым) в сослужении духовенства, в присутствии паломников и благотворителей. Первым настоятелем антарктического храма стал 30-летний иеромонах Каллистрат (Романенко) , бывший в то время насельником Троице-Сергиевой лавры. Он провел больше года на антарктическом острове, отбыв в Россию в марте 2005 года. С тех пор лаврские насельники менялись в храме каждый год, примерно по такому же графику, как и работники антарктических научных станций. В число обязанностей священника входит духовное окормление персонала российской и других близлежащих станций, в том числе поминовение 64-х российских полярников, погибших в ходе изучения Антарктиды. 14 февраля 2014 года освящение храма совершил епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков (Тисленко) . В престол храма были заложены привезенные из России мощи одного из новомучеников .

http://drevo-info.ru/articles/13674080.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Георгий (Данилов), еп. Нижегородский. Фотография. 2003 г. (Данилов Василий Тимофеевич; род. 14.08.1964, г. Жлобин Гомельской обл., Белоруссия), митр. Нижегородский. Из многодетной верующей семьи. По окончании в 1981 г. средней школы работал водителем, с мая 1984 по июнь 1986 г. служил в рядах Советской Армии. После демобилизации поступил в Московскую ДС и в нояб. того же года вступил послушником в братию ТСЛ. 22 дек. 1989 г. наместником ТСЛ архим. Феогностом (Гузиковым) пострижен в монашество с наречением имени в честь вмч. Георгия Победоносца. По окончании в 1990 г. Московской ДС продолжил учебу в МДА. 9 окт. 1990 г. еп. Викентием (Морарем) рукоположен во диакона, 9 апр. 1991 г. Патриархом Алексием II - во иерея. С нояб. 1992 г. нес послушание зав. свечной мастерской ТСЛ, 20 янв. 1993 г. назначен экономом лавры. 6 мая 1994 г. возведен в сан игумена. В июне 1995 г. окончил МДА со степенью канд. богословия за соч. «Житие и Патриаршее служение свт. Тихона (Белавина)». Преподавал общецерковную историю и византологию в Московской ДС, одновременно продолжая нести послушание эконома ТСЛ. 24 апр. 1998 г. возведен в сан архимандрита. В авг. 1999 г. назначен директором Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в ТСЛ. Под рук. Г. были проведены масштабные реставрационные работы на территории лавры, начата реставрация колокольни и восстановление колоколов. 31 мая 2001 г. назначен экономом Объединенного хозяйства ТСЛ и Московских духовных школ. 26 дек. 2002 г. определен быть епископом Нижегородским и Арзамасским. Хиротонию Г., состоявшуюся 2 февр. 2003 г. в храме Христа Спасителя в Москве, возглавил Патриарх Алексий II. В авг. 2004 г. назначен ректором Нижегородской ДС. При Г. продолжилось возрождение храмов и мон-рей Нижегородской епархии, начато активное использование совр. информационных технологий в миссионерской и просветительской работе. Стараниями и при непосредственном участии Г. были подготовлены и проведены торжества по случаю 100-летия со дня канонизации (2003) и 250-летия со дня рождения прп. Серафима Саровского (2004), в ходе к-рых был накоплен уникальный опыт взаимодействия Церкви, гос. власти и различных общественных структур по организации всероссийских церковно-общественных торжеств.

http://pravenc.ru/text/164259.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010