разделы   рассылка  распечатать Федор Гайда Февральская революция: почему Церковь поддержала Временное правительство? Источник:  Нескучный сад События февраля 1917 года по-прежнему остаются предметом ожесточенных споров. Сегодня некоторыми историками найден новый главный революционер и борец с самодержавием – Русская Церковь. Воззвание Синода о поддержке Временного правительства трактуется ими как одобрение происходившего тогда в стране. На чьей же стороне была Церковь в действительности? Убежденные монархисты и горячие республиканцы Накануне русской революции 1917 года политическое положение Церкви было нелегким. Либеральная оппозиция воспринимала ее придатком государственного аппарата, архиереев – " синодальной бюрократией " и " распутинцами " , требовала перестройки всего церковного здания на началах демократии. Часто случавшееся в дореволюционное время активное вовлечение Церкви в политику, например в думских избирательных кампаниях, лишь усугубляло положение, давало дополнительные поводы для критики. Февральская революция изначально имела антимонархический характер. Конечно, как и во всякой революции, большинство населения страны не принимало в ней активного участия. Революции совершаются в столицах. Но кто выступил наиболее активно? Петроградский гарнизон, набранный из вчерашних крестьян и пока не нюхавший пороху. Одетые в шинели мужики-крестьяне оказались распропагандированы оппозицией. Тыловые батальоны, а зачастую и перебившие своих офицеров солдатские толпы стекались к Таврическому дворцу – резиденции Государственной думы, потому что именно с ней ассоциировались антимонархические настроения. Главным желанием этих горе-солдат было скорейшее завершение войны, а с сохранением монархии это было несовместимо. Большинство думцев не были сторонниками республики, но ситуация в столице очень быстро выбила их из колеи. Появление в Таврическом дворце " Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов " создавало постоянную угрозу умеренным думцам, которые вынуждены были действовать под его контролем. Ко времени царского отречения председатель Государственной думы " убежденный монархист " Михаил Родзянко уже стал сторонником Учредительного собрания. Когда-то многочисленные монархисты-черносотенцы давно не играли активной роли, а некоторые в начале революции стали горячими республиканцами. Уже 2 марта 1917 года, в день отречения императора, в официальных заявлениях Временного комитета Государственной думы и Временного правительства говорилось о " низвержении старого государственного строя " . При обсуждении вопроса о принятии верховной власти великим князем Михаилом Александровичем 3 марта лишь два политических деятеля выступили за сохранение монархии – кадет Павел Милюков и октябрист Александр Гучков. Но ведь именно они были активными участниками, если не лидерами самой революции. Впрочем, она уже вышла из-под их контроля...

http://religare.ru/2_99987.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ключ к возрождению России – покаяние в измене Царю в феврале 1917 года и в цареубийстве Общественное Движение «ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ» призывает к Всенародному покаянию 01.03.2016 4485 Время на чтение 43 минут И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Книга Исход 34:6,7 Воззвание общественного движения «Возрождение России» ко всем православным Общественное Движение «ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ» призывает к всенародному покаянию в грехе измены царю Николаю Второму и царской династии Романовых в дни февральской революции 1917 года, в грехе непротивления и поддержки заточения и убийства царя, царевича и царской семьи и обращается ко всем православным провести 5 марта, накануне 99-летия начала февральской революции, покаянный молебен по соглашению каждому у себя дома (кто может в Храме) в 20-00 по московскому времени. Для этого Движениемопределены молитвы для этого покаянного молебна по соглашению и создана группа в социальной сети «Вконтакте», в которых записаны эти молитвы: Также молитвы записаны в конце этого обращения. Отцы, братья и сестры! Приближается скорбная дата 6 марта по новому стилю (21 февраля по старому стилю). В этот день в 1917 году в столице Российской Империи - Петрограде - начались хлебные бунты. Эти бунты переросли в подлую февральскую революцию, которая привела к насильственному свержению Царя Николая Второго и ниспровержению самодержавной власти династии Романовых, в верности которой в 1613 году был принесен обет за все последующие роды. Вспомним, как это было, и какие сословия населения участвовали в изменнической революции, каким образом наши предшественники, жители столицы России Петрограда, и находившиеся там воинские части из разных регионов России, взяли на себя и на всех нас грехи измены царю- Помазаннику Божию (а за это анафема), отвержения обета 1613 года в верности царской династии Романовых (а за это в обете указано наказание). В процессе февральской революции к ней присоединились Москва и другие города России...

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг. Книга I. Главы 1-2 02.09.2012 861 Время на чтение 29 минут Предлагаем вниманию читателей главы из книги Александра Ивановича Спиридовича «Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг». Нумерация страниц осуществлена по изданию нью-йоркского Всеславянского Издательства, 1960-62 гг. Обозначаются е в квадратных скобках [...]. Глава первая 1914 год. - Война. - Первые дни после объявления войны - Взрыв патриотизма. - Разгром немецкого посольства. - Присоединение Англии. - Около В. Главнокомандующего. - Прием Государем Г. Совета и Г. Думы. - Сплетни о шпионах. - Аресты немцев в Петергофе. - Отъезд Верх. Главнокомандующего в армию. - Поездка Царской Семьи в Москву . - Новое в охране. - Что омрачило пребывание Государя в Москве? - Посещение Троице-Сергиевой лавры. - Возвращение в Ц. Село. - Первые хорошие вести с войны. - Казак Кузьма Крючков. - Наша неудача в районе Мдава - Сольдау. - Сплетни. - Приезд из заграницы графа Витте. - Наши победы в Галиции и новый взрыв патриотизма. Возвращение Распутина. - Приготовления к путешествию Государя. - Организация охраны. - Моя поездка в Ставку Верх. Главнокомандующего. Взрывом патриотизма ответила Россия на объявление нам войны. Речь Государя в Зимнем дворце, как электрическая искра пронеслась по России и всколыхнула всех. Петербург кипел. В Петергофе было как-то особенно торжественно спокойно. Мой начальник, вернувшись из Зимнего дворца, затребовал сведения о составе императорских поездов. Государь думал лично стать во главе командования армией. Но Совет Министров отговорил Его Величество и Верховным Главнокомандующим был назначен В. Кн. Николай Николаевич (21 июля). В столице, в военных кругах, это назначение приняли как должное. Петербург еще больше забурлил. Объявление войны Францией вызвало манифестации перед французским посольством. Толпы народа всякого звания и положения ходили по улицам с царскими портретами и флагами и пели «Спаси Господи люди Твоя». Кричали бесконечное ура.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/03/...

Как французская революция стала предсказанием русской судьбы? Почему культ великих революций сформировался именно в России в XIX веке? Какое объяснение революционному террору находили российские либеральные мыслители? Автор программы «Русская идея» радио " Радонеж " , политолог и философ Борис Межуев беседует с известным историком, руководителем лаборатории  Института всеобщей истории РАН Александром Викторовичем Чудиновым. - Сегодня наша передача носит название: «Как революции становятся «Великими» Я помню ваше выступление, Александр Викторович, где Вы упомянули, что во Франции революцию не называют великой. А, как Вы знаете, у нас существует тенденция, стремление объединить февральскую и октябрьскую революции воедино и назвать это «Великая русская революция». Как и где французская революция стала Великой? -Эпитеты, которые даются революциям, зависят от того, как люди, дающие эти эпитеты, к ним относятся. В России XIX века среди оппозиционной интеллигенции сложился настоящий культ революции. Александр Герцен говорил, что  культ французской революции – это первая религия молодого русского человека. От будущей русской  революции ждали, что она повторит те события, которые происходили во Франции. Причем не те, что происходили реально: террор, война, резня в Вандее, где сотни тысяч крестьян были убиты за сопротивление революции – нет, революция – праздник. Этот   образ, который сложился стараниями  либеральных историков, широко тиражировался в России. И поскольку во французской революции видели как бы предсказание будущего России, ей придали термин «Великая французская революция». -Это сделал Петр Алексеевич Кропоткин? -Нет, не совсем. Петр Алексеевич действительно назвал свою книжку «Великая французская революция». Но еще до Петра Алексеевича, в 90-е годы XIX века,  ее называли «Великая» с большой буквы.   Кто первый сказал это слово – выяснить не удалось. До революции 1917 года ее называли великая французская революция – с маленькой буквы, а после революции- стали именовать «Великая» с большой буквы. До 30-х годов, когда в 1934 году Сталин определил, что Великой может быть только октябрьская революция, а французской присвоили название «Французская буржуазная революция». Так было до оттепели, а когда Сталин умер – вернулось понятие «Великая французская революция».

http://radonezh.ru/analytics/kak-revolyu...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Первая любовь революции» Александр Федорович Керенский (1881—1970) 26.09.2016 2486 Время на чтение 20 минут В рамках рубрики «Исторический календарь» мы продолжаем наш историко-популярный проект , посвященный приближающемуся 100-летию революции 1917 года. Проект, названный нами «Могильщики Русского царства», посвящен виновникам крушения в России самодержавной монархии профессиональным революционерам, фрондирующим аристократам, либеральным политикам; генералам, офицерам и солдатам, забывшим о своем долге, а также другим активным деятелям т.н. «освободительного движения», вольно или невольно внесшим свою лепту в торжество революции сначала Февральской, а затем и Октябрьской. Продолжает рубрику очерк, посвященный самому известному и самому яркому герою Февральской революции А.Ф. Керенскому, в считанные дни вознесенному на вершину славы и превращенного в «кумира», а уже через несколько месяцев ставшего объектом всеобщего презрения и насмешек. Александр Федорович Керенский родился в Симбирске 22 апреля 1881 года в семье директора мужской гимназии (той самой, в которой учился будущий «вождь мирового пролетариата» В.И. Ленин ). Отец Керенского Федор Михайлович, имевший репутацию либерального интеллигента, был сыном бедного сельского священника, но благодаря успешной карьере на ниве народного просвещения выслужил потомственное дворянство. Мать полковничья дочь Надежда Александровна Адлер была немецко-русского происхождения. Среднее образование Александр получил в Ташкенте, куда семейство переехало в связи с назначением Ф.М. Керенского главным инспектором училищ Туркестанского края, окончив местную гимназию с золотой медалью. По свидетельству знавших его в это время людей, гимназист Керенский был религиозен (сам он также вспоминал, что любил церковные праздники и «истово молился, выстаивая все заупокойные службы по случаю кончины царя [Александра III]»). «...В детстве я был глубоко религиозен, писал Керенский в мемуарах . ...Религия была и навсегда осталась составной частью нашей жизни. Эти ранние впечатления, образ замечательного человека, пожертвовавшего своей жизнью ради блага других и проповедовавшего лишь одно любовь, стали источником моей юношеской веры, которая впоследствии воплотилась у меня в идею личного самопожертвования во имя народа. На этой вере зиждился и революционный пафос...» «Церковь он продолжал посещать усердно, декламировал с чувством и большим успехом преимущественно патриотические стихотворения и неоднократно выступал в любительских спектаклях, проявляя недюжинный артистический талант. Так, например, он очень удачно выступил раз в роли Хлестакова. Роль эта казалась написанной как будто бы исключительно для него...», отмечал один из его учителей. В это время Саша Керенский мечтал об артистической карьере, подписав одно из писем родным словами: «Будущий артист императорских театров».

http://ruskline.ru/history/2016/09/27/pe...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Филипп Эгалите русской революции Великий князь Николай Михайлович (1859—1919) 03.10.2016 2197 Время на чтение 22 минут В рамках рубрики «Исторический календарь» мы продолжаем наш историко-популярный проект , посвященный приближающемуся 100-летию революции 1917 года. Проект, названный нами «Могильщики Русского царства», посвящен виновникам крушения в России самодержавной монархии профессиональным революционерам, фрондирующим аристократам, либеральным политикам; генералам, офицерам и солдатам, забывшим о своем долге, а также другим активным деятелям т.н. «освободительного движения», вольно или невольно внесшим свою лепту в торжество революции сначала Февральской, а затем и Октябрьской. Продолжает рубрику очерк, посвященный члену Императорской фамилии, известному русскому историку, внуку Императора Николая I Великому князю Николаю Михайловичу, возглавившему накануне Февральской революции «великокняжескую фронду». Великий князь Николай Михайлович родился 14 апреля 1859 года в Царском Селе. Его отцом был Великий князь Михаил Николаевич (18321909) младший сын Императора Николая I, генерал-фельдмаршал, наместник на Кавказе и председатель Государственного совета, положивший начало ветви Романовых, именуемой «Михайловичами». Мать Великая княгиня Ольга Федоровна (18391891) до принятия православия звалась Цецилией Августой, и была до замужества принцессой и маркграфиней Баденской. Являясь натурой темпераментной, в великосветских кругах Ольга Федоровна имела репутацию смелой женщины, не воздержанной на язык и даже не боявшейся перечить Императору Александру III, который как-то с досадой сказал о ней: «Ольгу Федоровну все признают умною женщиной. В чем же выражается этот ум? Сплетничает и читает пустейшие романы, а никаким серьезным делом заниматься не хочет». С.Ю. Витте отзывался об Ольге Федоровне крайне нелестно: « Красивая, умная, с волею, она обладала прескверным характером, имела постоянных фаворитов и была самой хитрой и бессердечной. Она совершенно держала мужа в своих руках. Молва говорила, будто действительный отец ее был некий банкир-еврей, барон Haber. Император Александр III иногда называл ее в интимном кружке " тетушка Haber " ».

http://ruskline.ru/history/2016/10/04/fi...

Сортировать по Исключить новости Людям главное, чтобы «Октябрь был великий» «Это была именно катастрофа, русская трагедия. Была потеряна тысячелетняя великая православная Россия. Что тут великого? Это ужас! И реки крови». Беседа протоиерея Александра Ильяшенко и профессора Владимира Лаврова. Две революции – эпоха великих потрясений Протоиерей Александр Ильяшенко: Мы продолжаем цикл бесед о русской катастрофе 1917 года. Возникает такой вопрос, правда, он носит несколько научный характер: возможно ли объединять Февральскую и Октябрьскую революцию в одну Великую российскую революцию? Сейчас есть подобные тенденции, что все идет в соответствии с какими-то историческими законами, все идет по плану, значит, это единые стороны одного процесса. Насколько это научно? Профессор Владимир Лавров:   Сейчас такой взгляд получил распространение в связи с новым образовательным, школьным стандартом, там говорится о Великой российской или Великой русской революции 1917-1921 годов. Однако мне представляется, что этот взгляд не точен. Если вернуться к Ленину, то Ленин говорил о Февральской революции, Ленин говорил об Октябрьской революции, то есть о двух революциях 1917 года; при этом он иногда говорил о том, что 1917-1918 годы – это одна революция. И одно, и другое одновременно. Я думаю, имеет место тот случай, когда, в принципе, это можно принять, потому что, действительно, это единый процесс, но не до 1920 или 1921 года, а именно до 1918-го. Результаты революции были закреплены в первой советской Конституции, а первая Конституция РСФСР принята в июле 1918 года. Тогда же начинается новый этап нашей истории – широкомасштабная гражданская война. Революция от февраля 1917 до июля 1918, а потом гражданская война. Но сливать всё воедино? Можно, в принципе, если назвать смутой, как называл Деникин. Конечно, была Февральская, конечно, была Октябрьская. В принципе, можно говорить и о единой революции. Тут ведь как? Октябрь по отношению к Февралю тогда в 1917 году зачастую определяли как контрреволюцию – это иная революция. Стоило Октябрю победить и утвердиться, и сторонников Февраля стали называть контрреволюционерами. Смотря кто удерживает власть, тот других обзывает контрреволюционерами.

http://pravmir.ru/russkaya-katastrofa-19...

2007 год – это год многих забытых юбилеев. 90 лет февральской и октябрьской революции. И, так сложилось что это юбилейный год и для 1937 года. Этот год – целая веха церковной истории, и всей мировой истории — одна из самых массовых волн расстрелов. Источник: www.martyr.ru Священнослужители и миряне, пострадавшие в Бутово 2007 год – это год многих забытых юбилеев. 90 лет февральской и октябрьской революции. И, так сложилось что это юбилейный год и для 1937 года. Этот год – целая веха церковной истории, и всей мировой истории — одна из самых массовых волн расстрелов. Исполняется 70 лет с года мученической кончины тысяч православных христиан, священников, епископов- расстрелянных только за то, что они не отреклись от Христа, не сняли крест, не предали на допросах http://www.pravmir.ru/article_400.html , не извергали ругательств http://www.pravmir.ru/article_1591.html … Только на Бутовском полигоне похоронены десятки тысяч http://www.pravmir.ru/article_1752.html верных чад Православной Церкви. Мы начинаем публиковать серию материалов о новомучениках, на чьей крови стоит возрождение Церкви в наши дни, чьей молитвой живы все мы… О, велицыи страстотерпцы Новомученицы Российстии, с любовию припадаем к вам, и прославляюще ваша подвиги, Благоговейно лобызаем раны ваша, молите спастися душам нашим. (Из службы святым Новомученикам и Исповедникам Российским) Незадолго до своего последнего ареста св. митрополит Серафим (Чичагов) говорил: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний… Сейчас многие страдают за веру, но это — золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства». (За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917 — 1956. Библиографический справочник. М. ПСТБИ. 1997. Книга вторая (готовится к печати). В России, как нигде в XX веке, проявилось противостояние Добра и Зла. Семьдесят лет, прошедшие с октября 1917 года, стали временем беспримерных гонений за веру, превзошедших даже гонения первых веков христианства. Сонмом мучеников преисполнилась Русская Православная Церковь, сохранившая в дни жестоких испытаний чистоту и крепость веры. Духовный опыт мучеников, их страдания, место их гибели святы для нас. «Русской Голгофой» назвал Патриарх Алексий II одно из мест массовых расстрелов — Бутовский полигон под Москвой.

http://pravmir.ru/k-70-letiyu-1937-goda-...

В.Лавров: Учебники надо делать так, как сделана эта книжка. Интересно, завлекательно, все основано на документах, много иллюстраций, фотографий. Только так молодые люди могут заинтересоваться. Это именно анализ, какой урок надо извлечь из Февральской революции. Книга издана большим тиражом в 40 тысяч экземпляров. Ощущение после ознакомления, что издать нужно в несколько раз большим тиражом, поскольку люди совершенно не знают, что там происходило. А ведь это важнейшее событие, которое повлекло за собой все остальные события 20 века. Я как преподаватель сталкиваюсь с тем, что многие не знают, когда была Октябрьская революция. И что революций вообще было две. Про Февральскую ничего не знают совсем. В книге это раскрывается в увлекательной форме. Такую книгу хорошо обсуждать в школах. Сейчас вводят какие-то странные уроки «Разговоры о важном», но боюсь, как бы это не были уроки политинформации. Я сам в брежневские времена был таким политинформатором. Если бы несколько человек прочитали, обсудили, что произошло в те годы, кто виноват. «Красное колесо» (термин Солженицына) покатилось не в октябре, но в феврале, начавшись свержением Николая II,  государственным переворотом. У Солженицына было 4 тома «Красного колеса», а потом отдельно еще статья о Февральской революции, но этот жанр неудачный, что-то вроде киносценария. Даже образованные люди не читали это сложное произведение, что уж говорить о более широкой публике. Солженицын разобрал вопрос досконально, глубоко, но жанр, который избрал владыка Тихон, оптимален, чтобы достучаться до широкой аудитории, чтобы люди поняли, что произошло. Подход к событиям у Солженицына и митрополита Тихона в одном – оба видят, что главную роковую роль сыграло образованное общество или передовое общество, - интеллигенция. Такое умопомрачение… Книга еще интересна тем, что дает эффективный анализ того, что представляла собой Империя перед 1917 годом. Мы видим факты, цифры, данные, которые приводит владыка, и они показывают, что страна хорошо развивалась и была на первом месте по темпам развития. По производству мы были на 5 месте, вышли на 4-е в 1916 году во время войны. Больше всех производили сельскохозяйственной продукции. Подумать только, в учебниках даже не говорится, что карточек у нас в Российской империи не было.

http://radonezh.ru/2024/03/11/gibel-impe...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг. Книга I. Глава 11 10.09.2012 502 Время на чтение 32 минут Главы 1-2; Главы 3-4; Главы 5-6 Главы 7-8; Главы 9-10 Глава одиннадцатая Июль и август 1915 г. - Настроение Императрицы Александры Феодоровны. - Твердость Государя в перемене курса. - Отношение общества к новым министрам. - Молебны 8 июля. - Годовщина войны, приказ Государя. - Открытие Государственной Думы. - Назначение комиссии для расследования непорядков по снабжению армии - День 30-го июля, производство гардемарин. - Назначение Наследника шефом Новочеркасского казачьего военного училища - Государственная Дума в начале августа. - Доклад генерала Джунковского о Распутине и его последствия. - Неблагополучие на фронте и мнение о нем Поливанова. - Паническое настроение генерала Алексеева. - Отступление. - Хаос в тылу. - Нарекания на Янушкевича и Николая Николаевича - Настроение в Государственной Думе - Слухи о регентах. - Интриги против Их Величеств. - Женская вражда. - Царица борется за мужа и за Наследника. - Отношение к интригам Государя. - Решение Государя заменить собою Вел. Кн. Николая Николаевича. - Отправка Поливанова с письмом к Великому Кн. - Отправка графа Шереметева с письмом к Воронцову-Дашкову. - Отношение Думы, правительства и общества к намерению Государя. - Ходатайство о непринятии командования. - Твердость Государя. - Увольнение Джунковского от должностей. - Пресса и Распутин. - Ответ графа Воронцова-Дашкова - Перемены в Ставке. - Заседание Совета Министров в Высочайшем присутствии 20-го августа. - В Охранном Отделении. - У информатора - Государь у Императрицы-Матери - Несогласия в Совете министров. - Коллективное письмо восьми министров к Государю - Открытие Государем Особых Совещаний 22-го августа. - Отъезд Государя в Ставку. - Опала князя Орлова. - В поезде. Императрице Александре Федоровне нездоровилось. Она очень нервничала. Она была против только что совершившейся поездки Государя в Ставку, против всего того, что сделал там Государь, против нового политического курса, против новых министров. Назначение Самарина и Щербатова доводило Царицу до слез. Верившая в Распутина, как в Бога, Царица считала с его слов, что все, что было сделано в Ставке - все от дьявола. Весь новый курс и новые назначения придуманы, чтобы повредить «старцу» и прока из них не будет.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/11/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010