Разделы портала «Азбука веры» Схиигумения Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), родилась 1 апреля 1868 года в Грузии. После кончины родителей она приняла постриг в монастыре святой равноапостольной Нины в Бодби с именем Ювеналия. В 1905 году указом Святейшего Синода она была назначена настоятельницей Покровской женской обители в Москве. В 1910 году ее заботами началось строительство Серафимо-Знаменского скита под Москвой, где в 1915 году она была пострижена в великую схиму с именем Фамарь. В 1924 году скит был закрыт. В 1931 году схиигумению Фамарь с двумя сестрами ее обители арестовали и приговорили к ссылке в Иркутскую область. После окончания срока ссылки она, уже тяжело больная туберкулезом, вернулась в Москву и 23 июня 1936 года отошла ко Господу. 22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинского Патриархата принял решение о канонизации преподобноисповедницы Фамари (Марджановой). 28 декабря 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить имя святой в месяцеслов, с определением празднования ее памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузинской Церкви. Схиигумения Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанова, родилась в конце шестидесятых годов прошлого столетия. Она происходила из богатой грузинской семьи, получила очень хорошее воспитание и образование. В семье князей Марджановых атмосфера была более светская, чем церковная: благочестие носило, очевидно, традиционный характер, как во многих светских семьях того времени. Отец Тамары Александровны умер, когда она была еще совсем маленькой, мать умерла, когда ей было двадцать лет. У Тамары Александровны были большие музыкальные способности, хороший голос; она готовилась к поступлению в Петербургскую консерваторию, когда судьба ее изменялась и приняла совершенно другой оборот. Уже после кончины матери, летом, она с сестрой и двумя младшими братьями гостила у своей тетки, сестры матери, в городе Сигны, недалеко от недавно основанного женского монастыря во имя св. Нины в Бодбе.

http://azbyka.ru/way/pre-po-dob-no-is-po...

С. Девятова Скачать epub pdf Схиигумения Фамарь (Марджанова)(†1936) Схиигумения Фамарь (в миру княжна Тамара Александровна Марджанова) родилась в конце шестидесятых годов прошлого столетия. Она происходила из богатой грузинской семьи, получила хорошее образование. Отец Тамары умер, когда она была маленькой, мать умерла, когда её было двадцать лет. Музыкально одарённая  девушка  мечтала поступить в Петербургскую консерваторию, но после смерти матери многое изменилось в её жизни и жизни её младших братьев и сестры.  Когда летом она с сестрой и братьями гостила у сестры матери в городе Сигнак, у неё появилась возможность посмотреть новый Бодбийский женский монастырь во имя св. Нины. В тот день в храме шла будничная служба; на клиросе игумения Ювеналия читала канон, сестры пели и прислуживали. Благодатная атмосфера храма, душевное пение монахинь произвели неизгладимое впечатление на Тамару. Она испытала удивительное благодатное чувство, и в её душе родилось желание  оставить суетный мир и посвятить всю оставшуюся жизнь служению Богу. После службы, она попросила игуменью Ювеналию принять ее в монастырь. Игуменья была рада  принять Тамару, но родственники девушки пытались воспрепятствовать этому. Её увезли в Тифлис, стали водить по театрам, пытаясь отвлечь её. А юная подвижница, сидя в театре, про себя молилась, перебирая четки, спрятанные в кармане.   (В Российской империи город именовался Сигнак и входил в Тифлисскую губернию. В настоящее время этот город на востоке Грузии называется Сигнаки )         Мирская суета стала ей чужда на столько, что она была вынуждена самовольно уйти из дома.   Родные нашли Тамару в монастыре, но увезти её обратно им не удалось – игуменья уговорила их не препятствовать Тамаре, а отнестись с уважением к её решению. Так в её лице они обрели молитвенницу за весь род.      Послушница Тамара очень привязалась к своей мудрой духовной матери, всегда старалась добросовестно выполнять все послушания, чтобы ничем не огорчить игуменью. Хотя юной княжне в монастыре приходилось делать впервые. Через 12 лет она была пострижена в рясофор, а затем в мантию с именем Ювеналии. (Владыка Арсений (Жадановский) рассказывал, что кто-то из  верующих, находившийся в церкви во время пострига, видел белого голубя, вившегося над головой матушки.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Игумения Ювеналия (Марджанова) Схиигумения Фамарь, в миру Тамара Александровна Марджанова, рано лишилась родителей, сначала отца, а потом – девятнадцати лет – и матери. Тамара Александровна осталась вместе с младшей сестрой в своем родовом имении. Обладая прекрасным голосом и музыкальными способностями, она готовилась поступать в Петербургскую консерваторию, да и вообще ей намечался путь светской жизни. Но от Господа человеку стопы исправляются. Так было и с ней. Как-то раз ее родная тетя, единственная сестра матери, долго не видя племянниц, пригласила их к себе. Она писала: Вы забыли о нас и не хотите навестить; тогда, по крайней мере, приезжайте посмотреть на открывшийся русский женский монастырь у святой Нины; из Москвы сюда присланы монахини 1 . Известие это соблазнило молодых благонравных девиц. Они быстро собрались и через два дня были уже у родных, живших в городе Сигнах, в двух верстах от означенной обители. На второй день по приезде обе сестры поспешили отправиться в монастырь ко всенощной. Служба шла в маленьком домовом храме; пели три инокини; только что назначенная игумения Ювеналия читала канон. В такой обстановке и в таком обществе Тамаре Александровне никогда не приходилось бывать. Как только вошла она в церковь , моментально явилась у нее мысль: «И я поступлю в монастырь». В душе молодой девушки произошел какой-то внезапный переворот: ехала в обитель светской, а домой возвратилась по настроению инокиней. Во время службы Тамара Александровна тихонько подпевала клиросным. На приехавших юных богомолиц обратила внимание игумения. Прежде всего, она спросила, почему они в трауре. Те объяснили: «У нас недавно умерла мама». Потом, весьма удивляясь почти детскому их наружному виду, задала вопрос: «А где вы учитесь?» – и получила ответ: «Мы уже окончили курс». Итак, Тамара Александровна вернулась из монастыря с твердым намерением непременно туда попасть. Сказать же об этом своим близким (родным) боялась, потому что они, будучи людьми светскими, едва ли могли понять ее стремление; не решалась она и заговорить с настоятельницей, думая, что от нее потребуется большой вклад.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Татьяна Петрова Архиепископ Феодор (Поздеевский) – духовный сын преподобного Гавриила Седмиезерного Скачать epub pdf Преподобный Гавриил (Зырянов) – духовный наставник, оказавший влияние на целое поколение пастырей Русской Православной Церкви конца XIX – начала ХХ века. Духовным руководством преподобного пользовались сщмц. Великая княгиня Елисавета Феодоровна, сщмч. Игнатий (Лебедев), студенты и преподаватели Казанской Духовной Академии, будущие архиереи священномученики Анатолий (Грисюк) , Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Красноперов), Петр (Зверев) , архиепископы Варлаам (Ряшенцев) , Гурий (Степанов) , Иннокентий (Ястребов), Стефан (Знамировский), епископ Гавриил (Абалымов), а также схиигумения Фамарь (Марджанова) и др. Среди чад преподобного Гавриила Седмиезерного были и будущие насельники Даниловского монастыря – архимандрит Симеон (Холмогоров), автор книги о старце Гаврииле «Един от древних», епископ Варнава (Беляев) , автор книги «Тернистым путем к небу», и отец настоятель архиепископ Феодор (Поздеевский) . Архиепископ Феодор (Поздеевский) окончил Казанскую Духовную Академию в 1900 г. В этом же году был пострижен в монашество с именем Феодор, в честь великомученика Феодора Стратилата, затем рукоположен во иеромонаха. В 1902 – 1903 гг. вновь вернулся в Казань – был инспектором Казанской Духовной Семинарии. Преподобный Гавриил стал духовным наставником будущего владыки Феодора во времена его учебы в Казанской Духовной Академии, и потом на протяжении всей жизни старца владыка обращался к нему за духовной помощью и поддержкой. В те годы студенты Казанской Академии были наиболее частыми посетителями старца. «Им давно не доставало такого руководителя в духовной жизни – любвеобильного, простого и опытного, – писал в книге о старце архимандрит Симеон (Холмогоров). – Иногда приезжали к нему и из простого любопытства, а уезжали верующими»… В книге приводится один из таких случаев, который произвел большое впечатление на владыку Феодора и отца Симеона и во многом послужил для них, будущих духовных воспитателей и наставников, неким нравственным ориентиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Имя преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) включено в месяцеслов Русской Церкви 28 декабря, 2017. Новостная служба Ранее она была канонизирована Грузинской Церковью 28 декабря. ПРАВМИР. Священный Синод постановил включить имя преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) в месяцеслов Русской Православной Церкви. На заседании Синода был заслушан доклад митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о канонизации преподобноисповедницы, совершенной в Грузинской Православной Церкви (журнал 123) . Принято решение включить имя преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) в месяцеслов Русской Церкви с определением празднования ее памяти 10/23 июня, как это установлено в Грузинской Православной Церкви. Схиигумения Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), родилась 1 апреля 1868 года в Грузии в дворянской семье. После кончины родителей она приняла постриг в монастыре святой равноапостольной Нины в Бодби с именем Ювеналия. В 1905 году указом Святейшего Синода она была назначена настоятельницей Покровской женской обители в Москве. В 1910 году ее заботами началось строительство Серафимо-Знаменского скита под Москвой, где в 1915 году она была пострижена в великую схиму с именем Фамарь. В 1924 году скит был закрыт. В 1931 году схиигумению Фамарь с двумя сестрами ее обители арестовали и приговорили к ссылке в Иркутскую область. После окончания срока ссылки она, уже тяжело больная туберкулезом, вернулась в Москву и 23 июня 1936 года отошла ко Господу. 22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинского Патриархата принял решение о канонизации преподобноисповедницы Фамари (Марджановой). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 июня, 2022 7 июня, 2022 23 июня, 2011 5 марта, 2010 2 августа, 2012

http://pravmir.ru/imya-prepodobnoispoved...

Состоялось обретение мощей основательницы Серафимо-Знаменского скита прписп. Фамари (Марджановой) 14 июня, 2018. Новостная служба Обретение состоялось на Немецком (Введенском) кладбище Москвы 14 июня. ПРАВМИР. Состоялись обретение и перенесение мощей основательницы подмосковного Серафимо-Знаменского скита преподобноисповедницы Фамари (Марджановой). Обретение состоялось на Немецком (Введенском) кладбище Москвы, сообщает пресс-служба синодального отдела по монастырям и монашествующим. Перед началом процесса обретения святых мощей председатель Комиссии епископ Луховицкий Петр возглавил молебен на начало всякого доброго дела. В ходе обретения святых останков служилась панихида по всем православным, погребенным на данном кладбище: монашеству, духовенству и мирянам. По завершении процесса обретения святые останки преподобноисповедницы были положены в гроб и перевезены в Серафимо-Знаменский скит.Там процессию встречали монахини. 23 июня, в день памяти преподобноисповедницы Фамари (Марджановой), митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии, в сослужении епископата Московской епархии и духовенства совершит в Серафимо-Знаменском скиту первое богослужение перед обретенными мощами святой. Священный Синод постановил включить имя преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) в месяцеслов Русской Православной Церкви в конце 2017 года. Схиигумения Фамарь , в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), родилась 1 апреля 1868 года в Грузии в дворянской семье. После кончины родителей она приняла постриг в монастыре святой равноапостольной Нины в Бодби с именем Ювеналия. В 1905 году указом Святейшего Синода она была назначена настоятельницей Покровской женской обители в Москве. В 1910 году ее заботами началось строительство Серафимо-Знаменского скита под Москвой, где в 1915 году она была пострижена в великую схиму с именем Фамарь. В 1924 году скит был закрыт. В 1931 году схиигумению Фамарь с двумя сестрами ее обители арестовали и приговорили к ссылке в Иркутскую область. После окончания срока ссылки она, уже тяжело больная туберкулезом, вернулась в Москву и 23 июня 1936 года отошла ко Господу.

http://pravmir.ru/sostoyalos-obretenie-m...

Грузия Грузинская Православная Церковь: Патриарх, народ, святые (+Видео) Я был совершенно потрясен. Впервые я слышал, чтобы тост говорился не только за священника, но и за его матушку. Какое теплое, глубокое и человечное отношение к простым людям! Он видел меня в первый раз, не знаю, увидимся ли еще — и такое тепло, радушие, внимание, широта человеческая… Джвари: монастырь Креста (+ФОТОРЕПОРТАЖ) Строительство на горе для Грузии традиционно: считается, что люди должны потрудиться ради Господа и подняться к храму пешком — этот обычай сохраняется и по сей день. Но у этого места есть и своя история... Схиигумения Елисавета (Орлова): Искали Бога — нашли старцев Мы искали Бога – нашли старцев. А сейчас люди ищут не Бога, а старцев, человеков ищут! Когда приезжали к отцу Виталию, то говорили иногда: " Отец Виталий, слава Богу, мы Вас нашли " . А он отвечал: " Не вы меня нашли, а я Богу молился, и Господь избрал вас " . Грузия Православная (ВИДЕО) Специально для программы своё интервью дал Святейший Католикос-патриарх всея Грузии Илия Второй. Успение в Тбилиси (ФОТО) Кажется, на Успение в старый тбилисский кафедральный собор Сиони собралась вся столица: представители прессы и творческой интеллигенции, ученые, политики и монахини... Народ стоит плотной стеной даже вокруг храма — большинство с молитвословами, готовятся ко Причастию. Успение в Первом уделе Божией Матери (+ ФОТО + АУДИО) Мариамоба (Успение Пресвятой Богородицы) — один из наиболее широко отмечаемых православных торжеств в Грузии. Этот день объявлен государственным выходным, в честь него каждый год совершается амнистия (специальная комиссия, рассматривающая кандидатуры осужденных преступников для помилования, собирается несколькими днями ранее). Грузия: страна любви, святости и простоты Здесь для чужих я почему-то всегда своя, и мне рады... странно! И я спрашиваю себя: что я делаю в Москве? Вроде много всего, но за этой суетой не вижу простых вещей. А в Грузии вновь открываю их для себя. Грузинская княжна и схиигумения Фамарь (Марджанова)

http://pravmir.ru/tag/gruziya/page/14/

Грузинская княжна и схиигумения Фамарь (Марджанова) Несколько страниц из жизни грузинской княжны-красавицы, а затем игумении. До и после революции. 23 июня, 2011 Несколько страниц из жизни грузинской княжны-красавицы, а затем игумении. До и после революции. О матушке Фамари из Серафимо-Знаменского скита в России известно не так много. Небольшая книжка о ней, содержащая воспоминания, письма… И ее портрет кисти художника Павла Корина. История ее удивительна, как пример из первых веков христианства: грузинская княжна, она оставила мир и последовала за Христом, став исповедницей Русской Православной Церкви. На станции Последним местом, где матушка нашла себе приют, был маленький поселок возле станции «Пионерская» Белорусской железной дороги. В маленьком домике она иногда еще принимала своих духовных детей и близких. В обстановке, скромной и аскетической, были заметны те же привычки, что и много лет назад: безукоризненная чистота, преобладание белого цвета, свежесть… В простом деревянном кресле она встречала приходящих и каждый раз старалась получше угостить, оделить вниманием. Уже очень больная, после перенесенной ссылки в Иркутск, она оставалась матушкой-игуменией, красивой той особой духовной красотой, которая и подсказала Корину название цикла его работ: «Русь уходящая». Там, в своей «келье», отделенной от остального пространства перегородкой, среди икон, она и отошла ко Господу 23 июня 1936 года, оставив у тех, кто ее знал, чувство сиротства и грусти. Тамара — Ювеналия В молодости случай изменил всю ее жизнь. Во время поездки в Бодбийский монастырь на Кавказе Тамара Марджанова вдруг ощутила, что ее место здесь. Вошла она под своды обители светской красавицей, а вышла инокиней. В миру ее не удерживало ничего: родителей они с сестрой потеряли, и личных обязательств у нее не было. Однако за дело принялись родные, не желавшие расставаться с ней, и, чтобы попасть назад, к матушке Ювеналии, с радостью принявшей ее в число сестер,  Тамаре пришлось совершить побег «из-под стражи».

http://pravmir.ru/sxiigumeniya-famar-mar...

Архив Пн В Москве состоялось обретение мощей преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) 15 июня 2018 г. 16:44 13 июня 2018 года на Введенском (Немецком) кладбище города Москвы члены епархиальной комиссии по обретению и перенесению святых мощей преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) обрели честные останки подвижницы (комиссия была образована 27 мая Патриаршим наместником Московской епархии митрополитом Крутицкий и Коломенский Ювеналий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла). Перед началом работ председатель комиссии епископ Луховицкий Петр совершил молебен преподобноисповеднице Фамари. В ходе работ сестрами Серафимо-Знаменского скита совершалось чтение Псалтири. Когда честные останки были обретены, епископ Луховицкий Петр совершил панихиду о упокоении всех православных христиан, погребенных на Введенском кладбище. В тот же день обретенные мощи были перенесены в основанный схиигуменией Фамарью Серафимо-Знаменский скит, где были очищены и освидетельствованы. 28 декабря 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить имя преподобноисповедницы Фамари в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением дня памяти в день ее кончины 10/23 июня ( журнал 123 ). Ранее, в декабре 2016 года, схиигумения Фамарь была прославлена в лике святых Грузинской Православной Церкви . Письмо митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Святейшему Патриарху Кириллу об обретении и перенесении мощей преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) Схиигумения Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), родилась 1 апреля 1868 года в Грузии. После кончины родителей она приняла постриг в монастыре святой равноапостольной Нины в Бодби с именем Ювеналия. В 1905 году указом Святейшего Синода была назначена настоятельницей Покровской женской обители в Москве. В 1910 году ее заботами началось строительство Серафимо-Знаменского скита под Москвой, где в 1915 году она была пострижена в великую схиму с именем Фамарь. В 1924 году скит был закрыт. В 1931 году схиигумению Фамарь с двумя сестрами ее обители арестовали и приговорили к ссылке в Иркутскую область. После окончания срока ссылки она, уже тяжело больная туберкулезом, вернулась в Москву и 23 июня 1936 года отошла ко Господу и была погребена на Введенском (Немецком) кладбище.

http://patriarchia.ru/db/text/5225399.ht...

Картина П.Д. Корина «Схиигумения Фамарь» Подводя итоги года, можно обратить внимание на одно отрадное событие: 14 июня состоялось перенесение ставших мощами останков схиигумении Фамари (Марджановой) с Введенского кладбища Москвы в основанный ею в 1912 году Серафимо-Знаменский скит (ныне Домодедовского района Московской области). Этот акт явился следствием причисления матушки Фамари Русской Православной Церковью к лику святых в конце 2017 года. Схиигумения Фамарь (1869–1936) – знаковая фигура Церкви и общества рубежа эпох: предреволюционного времени и последующих смутных лет. Будучи по происхождению грузинкой Марджанишвили (по матери – княжной Чавчавадзе), она благодаря духовному ее авторитету стала заметным деятелем Русской Церкви в начале ХХ века, ибо ее духовное становление происходило на плодородной, непотревоженной почве Святой Руси. Она была духовно близка к таким значительным фигурам нашей Церкви того времени, ныне святым, как праведный Иоанн Кронштадтский, великая княгиня Елизавета Феодоровна, иным новомученикам и исповедникам Российским, пока еще индивидуально непрославленным. В частности, она общалась с духовником обители, епископом Серпуховским Арсением (Жадановским), который до революции многие годы был наместником Чудова монастыря в Московском Кремле (расстрелян в Бутове в 1937 году). Серафимо-Знаменский скит матушка организовала с целью молитвенного уединения, спасения о Господе, обретения покоя и радости «о Дусе Святе». Перед этим горячо молилась перед иконой Знамения Матери Божией в Понетаеве, желая остаться в скиту рядом с этой обителью. Но дважды услышала глас как бы от Царицы Небесной: «Устраивай свою обитель не только для себя, но и для других». Сначала принимая все это за искушение, просила совета у старцев – о. Алексия Засимовского и о. Товия в Троице-Сергиевой лавре, которые настоятельно советовали ей последовать наставлению Божией Матери. — Где же мне устраивать скит? У меня ни места нет, ни средств, – вопрошала матушка. — Господь, Царица Небесная и место изберет, и средства даст. А вы будете только служкой, исполнительницей воли Божией, — отвечал, в частности, о. Алексий.

http://pravoslavie.ru/118205.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010