В 354 г. Н. В. созвал Аштишатский Собор Армянской Церкви, который принял решение открыть в Армении приюты для нищих, сирот и больных, богадельни. Тогда же были осуждены и запрещены мн. языческие традиции, такие как похороны с показными плачами и раздиранием одежды, поскольку христианин должен верить в спасение в буд. мире. Были запрещены браки между близкими родственниками. Собор увещевал князей быть милосердными к своим слугам, не обременять народ тяжелыми налогами, не пьянствовать и не прелюбодействовать. Важными начинаниями Н. В. были открытие школ в мон-рях, учреждение новых храмов. Он приложил много усилий к образованию клира. Н. В. считается первым великим реформатором Армянской Церкви. Он вел непримиримую борьбу с язычеством и маздеизмом (зороастризмом), уничтожал языческие храмы, выступал противником персид. культурного и политического влияния в Армении, будучи представителем грекофильского течения среди арм. правящего класса. Как и свт. Григорий Просветитель, Н. В. сделал многое для распространения христианства. Он был известен добротой к неимущим. Как свидетельствует арм. летописец Фавст Бузанд (Павстос Бузандаци; V в.), Н. В. никогда не садился за стол без нищих, незрячих, больных и убогих, сам прислуживал им, лечил их. В 359 г. недовольный политикой царя Аршака II, склонного к союзу с персами, Н. В. был отправлен в ссылку. Однако в 364 г., после заключения мира между Персией и Римской империей, по просьбе Аршака II Н. В. вернулся на престол и снова отправился в К-поль с арм. князьями, чтобы вновь разрешить противоречия между Арменией и империей, однако безрезультатно. После смерти Аршака II в 367 г. Н. В. добился освобождения его сына Папа, к-рый был заложником в империи. По настоянию Н. В. и спарапета Мушега Мамиконяна рим. имп. Валентиниан I объявил Папа царем Армении (368-374). Однако вскоре из-за религ. споров Валентиниан арестовал Н. В. в Риме и выслал его на остров в Средиземном м. Во время правления Папа Н. В. смог вернуться на родину и принять действенное участие в армяно-персид. противостоянии. В 371 г. во время Дзиравской битвы Н. В. лично вдохновлял арм. воинов, поднялся на вершину горы Нпат и молился там до тех пор, пока арм. войско, поддержанное римлянами, не одержало победу над персами.

http://pravenc.ru/text/2565078.html

Н. В. укрепил церковную власть. Со времени его католикосата Армянская Церковь стала важной политической и экономической силой, однако царская власть начала противостоять этому растущему влиянию. Царь Пап закрыл мн. учреждения, созданные Н. В., отменил нек-рые принятые им законы, сократил владения Церкви, укрепляя светскую власть и притесняя духовенство. По свидетельству арм. историков Мовсеса Хоренаци и Фавста Бузанда, Н. В. был отравлен по приказу царя Папа. Согласно др. версии, Н. В. умер от сердечно-легочной болезни, к-рой страдал большую часть своей жизни. Фавст Бузанд и Мовсес Хоренаци написали также о предсмертных пророчествах Н. В. о будущем Армении, об усилении христианства и о бесславной кончине его врагов. По смерти Н. В. на престол католикоса был возведен Шаак Маназкертци. Армянская Церковь отмечает память Н. В. в июне-июле, в следующую субботу после праздника св. Эчмиадзина. Если свт. Григория Просветителя называют «просветителем душ», то Н. В. именуют «просветителем сердец» - как инициатора нового этапа религиозных и морально-этических реформ в истории Армении. Сын Н. В. Саак I Партев продолжил дело отца и в арм. традиции считается «просветителем умов» - как один из основоположников арм. письменной культуры. Ист.: Мовсес Хоренаци. История Армении/Пер. с древнеарм., введ., примеч.: Г. Саркисян. Ер., 1990; Фавстос Бузанд. История Армении. Ер., 1953; Месроп Ерец. История св. Нерсеса Армянского Католикоса//Армянские малые сочинения. Венеция, 1853. Т. 6. С. 1-80 (на арм. яз.). Лит.: Овнанян Г. Великий Нерсес и его влияние на Армению. Венеция, 1851. С. 1-84 (на арм. яз.); Малахия Орманян, патр. История нации. К-поль, 1913 (на арм. яз.); Garsoian N. G. Quidam Narseus?: A Note on the Mission of St. Nersзs the Great//Armeniaca: Melanges d " études arméniennes. Venece, 1969. P. 148-164; eadem. The Arsakuni Dynasty, A. D.//Armenian People from Ancient to Modern Times. N. Y., 1997. Vol. 1: The Dynastic Periods: From Antiquity to the XIVth Cent./Ed. R. G. Hovannisian. P. 63-94; Hewsen R. H. The Successors of Tiridat the Great: A Contribution to the History of Armenia in the IVth Cent.//REArm. 1978/1979. Vol. 13. P. 99-126; АрмСЭ. Т. 8. С. 252 (на арм. яз.); Христианская Армения: Энцикл. Ер., 2002. С. 779-780 (на арм. яз.); Тер-Саркисянц А. История и культура арм. народа. М., 20082.

http://pravenc.ru/text/2565078.html

1 Анахореты — христианские отшельники, монахи-пустынники, жившие в полном уединении. 2 Порфирий (Успенский), архим. Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского в 1850 году. СПб., 1856. С. 220-222. 3 Basilius Magnus. Homilia XVIII. In Gordium martyrem//PG. 31. Col. 496BC. Рус. пер.: Василий Великий, свт. Беседа 18. На день святого мученика Гордия//Василий Великий, свт. Творения. Т. 2. СПб., 1911. С. 224-225. 4 Келлиоты жили в небольших постройках-келлиях, иногда в пещерах — по два или три инока в одной келлии, причем неподалеку от того монастыря, которому эти келлии принадлежали; они обычно вместе окормлялись у общего духовника, старца; по субботам, воскресеньям и большим праздникам келлиоты собирались вместе в монастырском храме за богослужением. 5 Лавры — крупные монастыри (по преимуществу палестинские), сочетавшие в своих уставах элементы общежительного монашества и отшельничества. 6 Подробнее см.: Pena I., Castellana P., Fernandez R. Les reclus syrien. Recherches sur les anciennes formes de vie solitaire en Syrie. Studium biblicum franciscanum. Collectio Minor. 23. Milano, 1980. S. 74. 7 Фавст Византиец. История Армении. VI. 16//Фавстос Бузанд. История Армении. Ереван: Академия наук Армянской ССР, 1953. С. 208-209. 8 Eusebius Hieronymus Stridonensis. Epistola XXII. Ad Eustochium, Paulae filiam. De custodia virginitatis//PL. 22. Col. 398-399. Рус. пер.: Иероним Стридонский, блаж. Письмо 21-е. К Евстохии о хранении девства//Творения блаженного Иеронима Стридонского. Т. 1. Киев, 1880. С. 106-107. 9 Hesychius Hierosolymitanus. Homilia I de sancta Maria Deipara//Aubineau M. Les homélies festales d’Hésychius de Jérusalem: Les homélies I-XXI. Vol. 1. Bruxelles: Société des Bollandistes, 1978. P. 162. 10 Hesychius Hierosolymitanus. Homilia I in sanctum Lazarum. 3//Ibid. P. 406. 11 Sophronius Hierosolymitanus. Homilia in Nativitatem Christi//Usener H. Weihnachtspredigt des Sophronios. Bd. 41. Bad Orb: Rheinisches Museum für Philologie, neue Folge, 1886. S. 505.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6111617...

 ПРИМЕЧАНИЯ 1 Анахореты — христианские отшельники, монахи-пустынники, жившие в полном уединении. 2 Порфирий (Успенский), архим. Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского в 1850 году. СПб., 1856. С. 220–222. 3 Basilius Magnus. Homilia XVIII. In Gordium martyrem//PG. 31. Col. 496BC. Рус. пер.: Василий Великий, свт. Беседа 18. На день святого мученика Гордия//Василий Великий, свт. Творения. Т. 2. СПб., 1911. С. 224–225. 4 Келлиоты жили в небольших постройках-келлиях, иногда в пещерах — по два или три инока в одной келлии, причем неподалеку от того монастыря, которому эти келлии принадлежали; они обычно вместе окормлялись у общего духовника, старца; по субботам, воскресеньям и большим праздникам келлиоты собирались вместе в монастырском храме за богослужением. 5 Лавры — крупные монастыри (по преимуществу палестинские), сочетавшие в своих уставах элементы общежительного монашества и отшельничества. 6 Подробнее см.: Pena I., Castellana P., Fernandez R. Les reclus syrien. Recherches sur les anciennes formes de vie solitaire en Syrie. Studium biblicum franciscanum. Collectio Minor. 23. Milano, 1980. S. 74. 7 Фавст Византиец. История Армении. VI. 16//Фавстос Бузанд. История Армении. Ереван: Академия Наук Армянской ССР, 1953. С. 208–209. 8 Eusebius Hieronymus Stridonensis. Epistola XXII. Ad Eustochium, Paulae filiam. De custodia virginitatis//PL. 22. Col. 398–399. Рус. пер.: Иероним Стридонский, блаж. Письмо 21-е. К Евстохии о хранении девства//Творения блаженного Иеронима Стридонского. Т. 1. Киев, 1880. С. 106–107. 9 Hesychius Hierosolymitanus. Homilia I de sancta Maria Deipara//Aubineau M. Les homélies festales d’Hésychius de Jérusalem: Les homélies I–XXI. Vol. 1. Bruxelles: Société des Bollandistes, 1978. P. 162. 10 Hesychius Hierosolymitanus. Homilia I in sanctum Lazarum. 3//Ibid. P. 406. 11 Sophronius Hierosolymitanus. Homilia in Nativitatem Christi//Usener H. Weihnachtspredigt des Sophronios. Bd. 41. Bad Orb: Rheinisches Museum

http://e-vestnik.ru/analytics/nebesnye_p...

Иногда в конце молебна предстоятель осеняет народ иконой святого. С момента К. останки святого именуются св. мощами, в положенный день или дни предписывается ежегодно совершать его память. Все новые богослужебные тексты в честь святого получают одобрение Богослужебной комиссии при Свящ. Синоде. В Болгарской ПЦ готовится составление особого чина К. святых. Предполагается, что одним из элементов этого чина станет использование белого освященного плата, к-рый будет закрывать икону нового святого до прославления. Затем этот плат должен быть разорван на мелкие кусочки, к-рые раздадут верующим - такая практика существует в Болгарии и относительно платов, покрывающих храмовые престолы перед их освящением. Почитание и К. святых в древних Восточных Церквах В Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) почитание святых, гл. обр. мучеников, получило широкое распространение с начала христианизации Армении в IV в. Первыми арм. почитаемыми святыми были мученицы Рипсимия (Рипсиме), Гаиания (Гаяне) и 35 святых дев († 313), казненные по приказу царя Трдата III , обращенного позже ко Христу свт. Григорием Просветителем . Древнейшие армянские хроники V в. свидетельствуют о почитании мощей святых и сооружении т. н. мартириев (, vkayarank " ). Так, «Агафангел» описывает строительство часовни в Вагаршапате, где произошло мученичество Рипсимии и Гаиании ( Agathangelos. History of the Armenians/Transl. R. W. Thomson. Albany, 1976. P. 160-161), а также упоминает о ежегодном совершении в Армении памяти св. Иоанна Предтечи и сщмч. Афиногена (Ibid. P. 348-349). Фавст Бузанд (Фауст Византийский) упоминает о священных местах Вел. Армении, почитаемых патриархами и царями, между к-рыми особо выделяется могила сщмч. Григория Просветителя (The Epic Histories Attributed to P " awstos Buzand/Transl. N. G. Garsoian. Camb. (Mass.), 1989. P. 67). Царь Трдат, святые Григорий Просветитель и Рипсимия. Хоругвь. 1441 г. (мон-рь Эчмиадзин, Армения) Особый интерес армян к агиографии наблюдается в X в. Киликийский католикос Григор II Вкаясер (Мучениколюбец) († 1105) активно занимался сбором сведений о жизни арм.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

(на к-ром говорит арм. население Турции и арм. диаспора на Западе) и вост. (гос. язык Республики Армения). Древнейшие произведения арм. церковной лит-ры Первыми оригинальными арм. церковными писателями были католикос Саак Партев и Месроп Маштоц. Трудами католикоса Саака было положено начало «Армянской книги канонов» ( (?)), Маштоцу приписывается авторство сборника гомилий и посланий «Частые речи» (Ачахапатум), а также ряда духовных песнопений. Биографом Маштоца выступил его ученик вардапет Корюн , чье «Житие Маштоца» является уникальным памятником национальной агиографии. Др. ученик Маштоца Езник Кохбаци известен как автор «Опровержения ересей философов и еретиков и религии персов» и др. произведений. Исторические сочинения Ранняя арм. историография не делилась на светскую и церковную, как, напр., в Византии. Практически все древнейшие арм. историки не делают различий между историей народа и историей Церкви (что привело к появлению в совр. науке особого термина «церковь-народ»). Повествование об обращении А. и жизнеописание св. Григория Просветителя излагает агиографическое соч. История Агафангела. Следующий памятник ранней историографии - эпическая летопись, именуемая «Бузандаран» (Эпические истории). История, автором к-рой считается Фавст Бузанд (Павстос Бузандаци), в дошедшей до наст. времени части описывает события 30-80-х гг. IV в.- эпоху становления Армянской Церкви. Автор кн. «Об армянской войне» («История Вардана») (454-464) Елише был, по преданию, воином и секретарем полководца Вардана Мамиконяна. «История Армении» мон. Лазара Парпеци (возможно, из рода Мамиконянов, в юности посетил К-поль) является продолжением «Бузандарана» и также прославляет знатный род Мамиконянов; сохранилось его послание «Против злоречивых монахов», свидетельствующее, что мон. Лазар претерпел немало бед от своих невежественных собратьев. Единственным известным сочинением VI-VII вв. является труд еп. Себеоса об истории А. до 661 г. Стиль Себеоса простой и легкий, однако считается, что историк, хронологически излагая события, не ищет им объяснения.

http://pravenc.ru/text/76104.html

С мученичеством апостола Фаддея были знакомы уже авторы V в. Павстос Бузанд, Агатангехос, Мовсес Хоренаци (см.: Г. Мелконян. Из истории армяно-сирийских отношений. Ереван, 1970; на арм. яз.). Апокрифическое сказание о Варфоломее, имеющееся также у других народов, было известно Мовсесу Хоренаци, который в своем сочинении «Сказа­ние о преставлении Богородицы и ее образе, написанное евангелистом Иоанном» приводит подробности, которых нет в сохранившемся варианте мученичества (см.: Мовсес Хоренаци. Сочинения: Ответ на послание Саака. Венеция, 1865, с. 283–296; на древнеарм. яз. В русск. пер.: Переводы и статьи Н. О. Эмина, с. 13–16). 29 Житие Григория Просветителя и Мученичество Рипсимэ и Гаянэ не дошли до нас как самостоятельные произведения, а были использованы Агатангехосом как первоисточники по истории крещения армян и как составные час­ти вошли в его «Историю», которая послужила источником проложных редакций названных памятников. 30 См.: Соперк, т. X. Венеция, 1853, с. 46–72. Жития и мученичества сыновей и внуков Григория Просветителя частью изложены Павстосом Бузандом, частью – Мовсесом Хоренаци. Источником проложных мученичеств и житий этих деятелей являются труды упомянутых авторов (см.: История Армении Павстоса Бузанда. Пер. М. Геворкяна. Ереван, 1953, гл. II, III, V, VI, на арм. яз. История Армении Моисея Хоренского. Пер. Н. Эмина. М., 1893, кн. II, § 91, кн. III, §§ 2, 3.). 31 Здесь мы не касаемся длинных молитв Рипсимэ и Гаянэ, которые органически не вплетаются в повествование и кажутся поздними дополнениями. 32 См.: E. Тер-Минасян. Историко-филологические разыскания. Ере­ван, 1972, с. 119–208 (на арм. яз.); Л. Тер-Петросян. Мученики Востока. Ереван, 1976 (на арм. яз.). 33 Интересно, что с утверждением царства Багратидов в Армении (886 г.), способствовавших экономическому и культурному расцвету страны, и вплоть до их падения (1045 г.) в армянской литературе почти нет мартирологов. 34 См.: Г. 3арбаналян. Библиотека древнеармянских переводов (IV–XIII вв.). Венеция, 1889, с. 664 (на арм. яз.). 36 См.: К. Тер-Давтян. Армянская житийная литература XI–XV вв. Ереван, 1980, с. 105–126 (на арм. яз.). 37 См.: А. А. Казинян. Панегирик в средневековой армянской литературе. – В кн.: Армянская и русская средневековые литературы. Ереван, 1986, с. 258–282 47 К. Мелик-Оганджанян, основываясь на соответствии композиции «Жития Маштоца» Корюна канонам «Книги хрий», заключает, что последняя была известна адептам армянской литературы до 40-х годов V века (там же, с. 27) 52 Эти же явления наблюдаются в русской житийной литературе XIV- XV вв. См.: Д . Лихачев. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970, с. 72–92; его же: Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого . М.-Л., 1962, с. 40–94

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Езником Кохбаци был создан один из самых интересных образцов армянской церковной литературы и первое оригинальное богословское произведение на армянском языке- «Опровержение ересей» (441–449 гг.) 37 , в котором он выступал против дуалистического зороастрийского понимания добра и зла как двух субстанциальных начал всего существующего, против персидского маздеизма, против греческого политеизма, против стоического пантеизма, против атеизма Эпикура и др., против гностического дуализма (вечное существование материи наряду с Богом), против ереси Маркиона и т.д. Переводчик Егише обучался в Александрии, совершил паломничество к святым местам в Палестине, принимал участие в Шаапиванском соборе 444 г., автор множества произведений, самыми известными из которых являются повествование «О Вардане и войне армянской» (454–464) – один из шедевров художественной исторической литературы, а также толкования Бытия, Иисуса Навина, Судей, «Явления Господне на горе Фавор», «Учения о Страдании, Распятии, Погребении и Воскресении Христа», «О душе человека» и т.д. Агатангехос создал историю обращения Армении в христианство, в которую включено также обширное «Учение Просветителя». Павстос Бузанд (Бузандаци) в 70-х годах V в. создал «Историю Армении», в которой была описана политическая и церковная жизнь Армении в 330–387-х годах. Это произведение является ценным источником сведений по истории Армянской церкви описываемого периода. Мовсес Хоренаци, ученик Саака и Маштоца, изучив греческий язык и философию в Александрии, Греции и Риме, вернулся в Армению в 440 г. Его главное произведение – «История Армении» вплоть до XIX в. являлось учебником во всех армянских школах и высших учебных заведениях. Мамбре Верцанох считается младшим братом Мовсеса Хоренаци. Ему приписывается несколько сохранившихся гомилий 38 : «О воскрешении Лазаря», «О Рождении Спасителя», «О входе Господнем в Иерусалим» и др. Лазар Парпеци в V в. написал «Историю Армении», которая явилась продолжением «Истории Армении» Павстоса Бузандаци – от 387 до 485 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем не менее, оценка этого произведения не может быть однозначной. Произведение Корюна – первое армянское похвальное житие – обладает признаками, свойственными раннему периоду армянской литературы. Оно носит синкретический характер. Будучи похвальным житием, памятник сочетает в себе характерные черты и исторической прозы и отчасти античной биографии. Изобретение армянской письменности и связанные с ним события Корюн описывает довольно обстоятельно, в исторической и хронологической последовательности, упоминая все существенные моменты, многих современников главного героя: князей и всех тех деятелей, которые принимали непосредственное участие в изобретении письмен, основании армянских школ и создании армянской литературы. Этим нарушается также характерная для жития одноплановость – повествование об одном герое, и сочинение приобретает присущую историческим произведениям многоплановость. «Житие Маштоца» бросается в глаза и другой примечательной для агиографии раннего времени особенностью. Здесь весьма активна роль автора, рассказчика, что свидетельствует о преемственности традиций античной биографии. В более позднее время, в связи с дальнейшим развитием житийного жанра, роль рассказчика ограничивается декларацией о себе, и то лишь в житийно-формальном аспекте, а еще чаще о нем вообще не упоминается, даже в тех случаях, когда агиограф является учеником и современником «святого» 58 . Лишь в житиях типа памятных записей роль автора продолжает оставаться ролью соучастника и действующего лица. Если в произведении Корюна наблюдается в основном сплетение двух стилей – житийного и исторического, то у Агатангехоса, Павстоса Бузанда к житийному и историческому добавляется также фольклорно-эпический стиль. Павстос Бузанд в агиографических фрагментах своего сочинения использовал художественные выразительные средства и приемы, присущие народному направлению жанра агиографии. В его «Истории» легенды о сирийских и греческих пустынниках полны рассказами об их чудотворениях. Здесь святость, совершенство героя выражаются лишь в его даре чудотворения и в пророческих видениях. Подобно Христу, святой Даниил, Шагита, Эпифан и другие идут по морю, как по суше, в одно мгновение перемещаются куда захотят, воскрешают мертвых, лечат больных и диких зверей, безбедно пребывают с ними во рву.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

704 Эту ремарку Д. Флюссер предположительно связывает с тем, что в X в. часть балтийских славян находилась под властью датчан. 705 В библейской традиции глава колена Иудина, родоначальник царской династии. Риторическое введение к письму – традиционное обращение к Всевышнему. 706 В рецензии на английское издание книги Н. Голба и О. Прицака (Schwarzfuchs S.//Revue de l’Histoire de Religions. 1984. Vol. 201. P. 433–434) указывалась возможность иного прочтения: «...мы извещаем вас, община Киева, о причиняющем беспокойство деле...» – в таком случае письмо было отправлено некоей еврейско-хазарской общиной в Киев, а не из Киева. 709 По Н. Голбу – аббревиатура, передающая традиционную формулу надежды на спасение или благословение читающим письмо. 713 См. введение к изданию письма о значении имени Гостята; Н. Голб полагает, что наименование Коген, обозначающее принадлежность к жреческому сословию, появилось в хазарской семье со смешанной традицией после обращения хазар, когда традиционные жрецы («камы») восприняли новое иудейское обозначение священнического сана. Этому предположению отчасти противоречит мотив письма царя Иосифа (см.: II.4.2) о его предке Булане, который изгнал «из страны гадателей и идолопоклонников»; традиционное жречество сопротивлялось религиозным реформам. 714 А. Торпусман предлагает чтение «Северята» – возможно, имя обозначает принадлежность к славянскому племенному союзу северян в Левобережье Днепра, платившему дань хазарам. 717 О. Прицак интерпретирует имя MNR как тюркское; сочетание имен свидетельствует о смешении традиций (ср. сноску 713). 718 Традиционное еврейское имя; Левит означает принадлежность к жреческому сословию помощников когенов. 721 Чтение О. Прицака основано на орхонской традиции тюркской рунической письменности, несвойственной Европе (см. анализ В. В. Напольских во втором русском издании книги Голба и Прицака). 722 Из-за отсутствия начала фразы неясно, в каком контексте упоминается Армения. По Н. Голбу, евреи бежали из Армении от преследований язычников. Армянский историк IV в. Фавстос Бузанд писал о переселениях десятков тысяч еврейских семейств из Армении персидскими шахами, но не поминал хазар.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010