Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВИН [арм.- ], древний город в Армении. Здесь находились резиденции царей из династии Аршакидов (30-е гг. IV в.- 428), марзпана (иран. наместника) Армении (не позднее 481/2-633) и управляющего пров. Эрминиат (Арминия) Арабского халифата (683(?)-IX в.). В IX-XIII вв. Д.- центр Двинского эмирата. С 80-х гг. V по нач. X в. был резиденцией католикоса Армянской Церкви. В VI - нач. XIII в.- один из крупнейших торговых центров Закавказья и Ближ. Востока. Прокопий Кесарийский (VI в.; Procop. Bella. II 24. 6, 7; 25. 1-5) и ряд араб. географов и историографов (IX-X вв.) отмечают многолюдность города и окружающих его селений, плодородность земли, развитость ремесел и важность Д. для международной транзитной торговли. Излагая события 2-й пол. IX в., когда город был под властью арабов, католикос Ованнес V Драсханакертци (898-928) называет Д. городом-матерью ( Иоаннес Драсханакертци. 1996. С. 272, 273, 320, 321, 332, 333). План центрального квартала Двина План центрального квартала Двина Д. основан в 30-х гг. IV в. в гаваре Востан пров. Айрарат Вел. Армении. По Фавсту Бузанду ( Фавстос Бузанд. История Армении/Пер. с древнеарм. и коммент.: А. Малхасян. Ереван, 1987. С. 32-33 (на арм. яз.)), Д.- название холма, на к-ром был основан город, согласно Мовсесу Хоренаци ( Мовсес Хоренаци. История Армении/Пер. с древнеарм., введ. и коммент.: Г. Саркисян. Ереван, 1990. С. 152), название города по-персидски означает «холм», что принято совр. наукой (В. М. Варданян; см. в кн.: Товма Арцруни. 1985. Примеч. С. 127). Сведения о строительной деятельности в Д. (с момента основания новой царской резиденции до нач. VIII в.) содержатся в источниках, датируемых не ранее 2-й пол. V в. Сын Трдата III Аршакуни царь Хосров II Котак (ок. 330-338) велел высадить там 2 дубовых леса, вблизи одного возвел царский дворец. В сер. V в. в Д. существовал зороастрийский храм, но горожане, восставшие в 476 г. против персов, разрушили его и возвели на его месте собор св.

http://pravenc.ru/text/171488.html

Апостол согласился, и они посетили остров. Здесь у колонны Апостол заметил женщину, просившую милостыню. Из расспросов оказалось, что это была Маттидия – мать Климента. Апостол представил их друг другу. Это первая «встреча». Спутники с Маттидией прибыли в Лаодикию. Здесь Никита и Акила стали расспрашивать, что это за женщину они привезли с собой. Климент рассказал историю своего семейства и то, как он нашёл свою мать. Тогда Никита и Акила признались, что они братья Климента Фавстин и Фавстиниан; это вторая встреча. Ввиду такого чуда милости Божией Маттидия решилась, принять Крещение, которое и было совершено на следуюший день. Когда верующие по совершении тайнодействия расходились, Апостол заметил в стороне старика в оборванной одежде, который стал утверждать в беседе с ним, что все молитвы богам напрасны, что всё управляется роком и сочетанием звёзд и рассказал печальную историю своего друга, жена которого по течению звёзд должна была впасть в прелюбодеяние, убежать с рабом на корабле и утонуть в море, что и случилось. Апостол понял с кем имеет дело, и пригласил старика в свой дом. Здесь произошла третья встреча – отца с сыновьями и женой; старик после долгих расспросов в конце концов признался, что имя ему Фавст. После бесед с сыновьями о языческой мифологии и астрологии, Фавст решил принять Св. Крещение. Однако Симон своими чарами придал Фавсту своё лицо. Но Апостол использовал это ко вреду волхва. Он приказал Фавсту под видом Симона идти в Антиохию и здесь проповедывать против Симона, а затем сам торжественно вошёл в Антиохию и крестил Фавста. Здесь рассказ Recognitiones оканчивается. Но в приложенном к нему письме Климента к ап. Иакову, брату Господню, рассказывается, что ап. Петр незадолго до своей смерти в Риме поставил св. Климента Римским епископом. В мученических актах, возникших довольно поздно и, по крайней мере, не ранее IV в., ибо в них упоминается должность comes officiorum, учреждённая Константином Эти сведения не выдерживают исторической критики. Рассказ «Климентин», документа подложного и вышедшего из эвионитской среды и отвергнутого Церковью («Синопсис» свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Выключая 16 лет, имеем рождение Иусика в 312 году. Так как Григорис и Иусик были близнецы, то значит в Григорис родился не позже 312 года, а в таком случае в 340 г., когда Вертанес вступил на кафедру и мог поставить Григориса в епископы, последнему было по крайней мере 23 лет. 8 По словам арм. историков, Иусик был воспитан при дворе Тирана и потом был женат на его дочери, а когда вступил на кафедру, то был еще очень молодым человеком. Все это по меньшей мере весьма сомнительно. Как мы видели выше, Иусик родился не позже 812 года и следоват. ко времени вступления на кафедру имел возраст более 40 лет. Сам Тиран едва ли был старше Иусика и не мог воспитывать его. Вероятно, Иусик был воспитан не Тираном, а Тиридатом и женат на дочери последнего. Это предположение подтверждается тем, что по Фавсту сын Иусика Атанагипес был женат на сестре Тирана. Воспитание внука св. Григория при царском дворе и выдача за этого внука царской дочери вполне согласуется с христианским увлечением Тиридата. 14 Чамчиан в своих хронологических таблицах говорит, что Нерсес сидел на кафедре 20 или 34 г. Brosset, Collect. t. II, p. 372 not. 6. 16 По Фавсту, впрочем, все население города погибло чудесным образом от страшной эпидемической болезни, как и предсказал Нерсес пророчески. 25 Об Исааке к его времени Моисей Хорен. кв. III, гл. 49–68; Lazare de Pharbe §§ 5–18; Kiracos, p. 12–17; Samouel d’ Ani y Броссе в Collect, t. II p. 379–385; Вардан, пер. Эмина, стр. 63–67. 26 Армяне говорят, что, когда была доставлена в Армению грамота Иоанна, то Исаак находился в заточении. Это не верно, так как известно, что Исаак был свергнут с кафедры один раз и притом гораздо позже, именно в 436 году. Но допустим, что Исаак был свергнут еще вместе с Хозроем IV в 400 г. и в момент доставления грамоты Иоанна находился в ссылке. В таком случае почему архиеп. константинопольский Аттик, делавший Исааку упрек по поводу непринятия грамоты Иоанна, не принял во внимание этого извиняющего обстоятельства? Во-вторых, почему не ответили ничего заместители патриарха Исаака, или собор армянских иерархов? В-третьих, почему Исаак, получивши в скором времени свободу и свою кафедру, не возвратился к вопросу о раздельном праздновании означенных праздников и не ответил ни Иоанну, ни его преемнику? Очевидно причиной неповиновения соборному определению и молчание на послание Иоанна Златоуста было не заточение Исаака, а сознание, что армянская церковь имеет право действовать по своему, а также и желание остаться при том порядке, который установлен предками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Славится ритор Назарий 329. Сын Константина Крисп и Ликиний младший, сын сестры Константина Констанции и вышеупомянутого Ликиния, умерщвляются жесточайшим образом на девятом году своего правления. В Никомидии совершено торжество в честь исполнившегося двадцатилетия царствования Константина, а в следующем году совершено и в Риме.   Хроника блаженного Иеронима Доселе пишет историю Евсевий, сотоварищ Памфила мученика, к которому мы присоединили следующее. 329. В Африке славится ритор Арновий. Когда он в городе Сикке учил юношей ораторскому искусству и, будучи еще язычником, сновидениями побуждался к вере, но от епископа не мог испросить присоединения к вере, против которой всегда восставал, то написал против прежней религии прекраснейшие книги и наконец, давши этот как бы некоторый залог благочестия, получил общение (с церковью). 330 Константин, Вифинский город Дрепан возобновив в честь почивающего там мученика Лукиана, по имени матери своей назвал этот город Еленополем. 331. В Антиохии начата постройкою так называемая Золотая Базилика. 332. Константин умертвил жену свою Фавсту. Получает известность Донат, от которого в Африке донатисты. После Тиранпа рукополагается в Антиохии XX епископ Виталий, а после него XXI Филгоний, которому наследует XXII Павлин, после которого XXIII Евстафий, и когда этот за веру был сослан в ссылку, то до настоящего времени овладели церковью ариане, т. е. Евлалий, Евсевий, Евфроний. Плакилл, Стефан, Леонтий, Евдосий, Мелетий, Евзоий, Дорофей, снова Мелетий. Времена их правления я не указал потому, что считаю их более врагами Христа, чем епископами. 332.Пресвитер Ювенк, родом Испанец, излагает евангелия героическими стихами. Порфирий, послав Константину прекрасную книгу, освобождается из ссылки. 333. Рукополагается XIX епископ александрийской церкви Афанасий который, будучи преследуем арианами, удаляется к Констанцию. 334. Освящается Константинополь, по обнажении почти всех городов. Получает известность философ Метродор. 335. Рукополагается XXXII епископ Рима Марк, управлявший 8 месяцев, после которого рукоположен XXXIII Юлий, правивший 16 лет и 4 месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Они не могли быть отменены сразу же, либо презираемы, но, по мере распространения благодати Христовой, верующие познавали то, что они спасаются ею одной, а не символами грядущей реальности (ep. 82,15). Теперь же, говорит Августин, я не позволяю иудею, приходящему к христианству, соблюдать древние обычаи (ep. 82,15.17). Он четко проводит границу допустимости соблюдения ветхозаветных установлений временем апостольского века (ep. 82,16), признавая, что в своем письме он должен был бы добавить фразу: «по крайней мере, в то время, когда впервые открылась благодать 37 », хотя, говорит он, эта мысль была выражена им ранее в Ответе Фавсту-манихею (ep. 82,17). Августин вновь возвращается к доказательству того, что Сам Господь и апостолы совершали древние обряды не притворно, указывая, в частности, на слова Господа прокаженному: «Пойди... и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им» ( Мк.1:44 ) (ep. 82,18). Августин отвергает допустимость «полезной» лжи в какой-либо форме, привлекая для доказательства этой точки зрения слова из Мф.5:37 («...Да будет слово ваше: да, да; нет, нет») и псалма 5.7 («Ты погубишь говорящих ложь») (ep. 82,21). Что касается авторитетных мужей, к которым Иероним прибегает для защиты своих взглядов, то, говорит Августин, некоторые из них либо покинули Церковь , либо были еретиками, а в учении Оригена и Дидима Иероним и сам нашел погрешности в важных вопросах. Остаются Евсевий, Феодор Гераклейский и Иоанн Константинопольский (ep. 82,23). Однако схожее с Августином говорили Амвросий и Киприан, «так что ты, вероятно, обнаружишь, что и на нашей стороне есть те, которым мы следуем в том, что защищаем» 38 . Однако главное в том, говорит Августин, что на его стороне канонические Писания. Можно было бы поискать и иных сторонников, но главный сторонник – это апостол Павел, сам свидетельствовавший пред Богом, что он не лжет (ep. 82,24). Если же думать (как полагал Иероним), что апостол Павел притворно совершал ветхозаветные обряды, а то, что он для язычников стал как язычник, заключалось в том, что он их допускал необрезанными к вере и допускал вкушать без разбора все, что иудеи осуждают, тогда почему не предположить, что он и это делал также притворно; но это абсурдно, поэтому верно утверждение Августина о мудрости апостола Павла в свободном служении (ep.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

С любовью молящийся за всех вас Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский, митрополит Пицундский и Цхум-Абхазский, Святейший и Блаженнейший Илия II Его доброта охватила всю Грузию. Интервью Воспоминания Беседы Митрополит Сенакский и Чхороцкусский шио (Муджири). Духовник Патриарха Особое влияние на духовное становление Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II (Шиолашвили) оказал один из виднейших подвижников благочестия Грузинской Церкви XX века архимандрит Шио (Дзидзава), принадлежащий к плеяде выдающихся духовных деятелей, вышедших из обителей мингрельского города Сенаки, расположенного в Западной Грузии. Святейший Патриарх Илия во время одного из своих пастырских визитов в Мингрелию в 2009 г. посетил и г. Сенаки, где им была совершена Божественная литургия в сослужении архиереев, многочисленного духовенства и при стечении большого количества верующих 53 . Святейший Патриарх Илия в своей воскресной проповеди подчеркнул, что «само название города Сенаки 54 уже говорит о том, что здесь подвизались выдающиеся подвижники – монахи» 55 . Далее он отметил: «Хотелось бы вспомнить проживавших и служивших в Сенаки великих подвижников: моего духовного наставника архим. Шио (Дзидзава), духоносного старца отца Константина (Кварая), матушек Фавсту и Акепсиму. Все они были святыми и великими людьми. И благодарю Господа, что сегодня мы находимся в намоленном ими уголке» 56 . Святейший продолжил далее: «Особо хочу вспомнить еще одного подвижника, которого я лично хотя и не знал, однако много о нем наслышан. Это был Утути (в постриге Онисифор. – митр. Шио) Пачулия. Здесь он трудился, имел свой дом с участком. Люди, приходя к нему, неизменно находили помощь и утешение». В заключение своего воспоминания о Сенаки Патриарх Илия сказал: «Одним словом, это – край, вскормивший и воспитавший плеяду великих подвижников, я всегда с любовью и особой радостью вспоминаю его». Архимандрит Шио, духовник Святейшего, как и иные названные им «великие сыны Сенакских обителей», – все были воспитанниками и духовными преемниками преподобного Алексия Сенакского (Шушания, 1852–1923), одного из крупнейших представителей грузинского монашества последних веков, аскета, исихаста, затворника, духовного писателя и поэта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр употребил на то, чтобы подробнее посвятить Климента в свое учение: Климент получил разрешение тех вопросов, которые давно занимали его ум. В ближайшие дни он почерпнул дальнейшее научение из состязания ап. Петра с Симоном Волхвом. Апостол разоблачил заблуждения еретика. Петр основал в Кесарии Церковь и послал Климента с другими учениками вперед, чтобы следить за убежавшим Симоном. Когда они пришли в Тир, Симон уже уехал в Сидон. Однако Климент встретился в Тире с грамматиком Аппионом, который давал языческим мифамчаллегорическое толкование, и в споре одержал над ним победу. Пришел ап. Петр, который вместе с Климентом поспешил в Сидон, затем в Берит, в Триполис — в последнем городе был крещен Климент. Но они нигде не заставали Симона. Они прошли еще другие города Финикии и Сирии. Климент нашел случай рассказать ап. Петру печальную историю своего семейства. Его мать Маттидия, — бывшая в родстве с домом кесаря, — когда Клименту было только пять лет, вследствие указания сновидения с двумя старшими сыновьями Фавстином и Фавстинианом оставила Рим. Отец — Фавст — отправился на поиски и с тех пор не возвращался. Из Антарада апостол вместе со спутниками посетил остров Арад и в лице бедной женщины, просившей милостыни, он из расспросов узнал Маттидию, мать Климента которую и привел к сыну. В Лаодикии оказалось, что ученики ап. Петра Никита и Ajauia оказались братьями Климента Фавстином и Фавстинианом. Наконец, в Лаодикии найден был и отец — Фавст. Петр защищал, вопреки Фавсту, учение о Божественном промышлении против языческой судьбы и показал, что продолжительное терпение физического и нравственного зла для высших целей может быть соединено с учением о Божественном промышлении. Между тем Симон появился в Лаодикии. Произошло религиозное состязание, длившееся четыре дня, во время которого раскрыто было учение о единстве, праведности и благости Божией, о зле и происхождении зла, об отношении Отца к Сыну. Фавст посетил в Лаодикии своего прежнего друга — Симона Волхва и возвратился от него, к ужасу своему и всех близких, с лицом Симона, которым маг наделил его своими чарами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Мы не знаем обстоятельств, сопровождавших II Оранжский собор, но кажется, в 528 г. имел место собор в Балансе 954 . Хотя материалы этого собора не сохранились, есть основания предполагать, что, по крайней мере, в двух отношениях этот собор представлял угрозу авторитету Кесария. Во-первых, собор был созван Юлианом, епископом Вьенны, и включал в число участников епископов, которые лишь за несколько лет до этого были переведены из юрисдикции Юлиана в юрисдикцию Кесария в результате территориальных приобретений остготов 955 . Во-вторых, свидетельства, содержащиеся в Житии (Vita) Кесария и в письме Бонифация II, утверждающем решения II Оранжского собора, показывают, что собор в Балансе подтвердил давнишние галльские настроения против предопределения и, таким образом, поставил под вопрос взгляды на благодать самого Кесария. В письме Бонифация II говорится, что «некоторые епископы Галлии... хотят, чтобы вера во Христа, которую мы имеем, была от природы, а не от благодати» 956 . Сам Кесарий не участвовал в этом соборе, сказавшись больным, но отправил туда от своего имени делегацию. Возглавлял ее Киприан, епископ Тулонский, который, ссылаясь на авторитет Св. Писания и Отцов Церкви, утверждал, что человек «сам по себе не может ничего постичь из Божественных совершенств, если прежде не будет призван предваряющей благодатью Божией» 957 . Если допустить, что слова Бонифация относятся к взглядам, превалировавшим на соборе, это означает, что позиция Киприана, а следовательно, и Кесария, была на соборе отвергнута. Собор, который Кесарий созвал на следующий год в Оранже, имел целью опровергнуть собор в Балансе и восстановить власть и авторитет Кесария, подтвержденные епископом Рима 958 . Одобрение собора епископом Рима должно было также свидетельствовать о согласии галльской церкви с римским учением о благодати. Такое одобрение, безусловно, имело большое значение, если вспомнить, как более раннее дело скифских монахов вызвало неодобрительное отношение к Фавсту и соборам в Арле и Лионе (473 – 474 гг.). Их отклонение от августиновского учения о благодати, с чем совпала и позиция собора в Балансе, теперь ставило под вопрос догматическое единство Южной Галлии с возникающей Западной традицией 959 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

За этим ваша святость велела идти в монастыри известнейшим из почтенных клириков. Прикажите и им предстать и занести в памятники веры то, что они слышали от монахов. – Святейший архиепископ сказал: пусть скажут нотарии: кто был послан в монастыри, находящиеся в городе. – Нотарии сказали: почтеннейшие пресвитер Петр и диакон Патрикий; они здесь. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: пусть скажут, что слышали они от каждого из почтеннейших архимандритов. – Почтеннейший пресвитер Петр сказал: по повелению вашей святости и Святого собора, пришедши в монастырь почтеннейшего пресвитера и архимандрита Мартина, мы спрашивали его, получал ли он какую-то статью, посланную почтеннейшим пресвитером и архимандритом Евтихием? Он отвечал, что на прошлой неделе в пятницу, то есть, двенадцатого числа ноября месяца, он (Евтихий) присылал ему (статью) с каким-то диаконом Константином, прося подписать; но он не согласился, говоря: «подписывать дело не мое, а одних только епископов». И прося (об этом, Евтихий) говорил: «если вы не согласитесь теперь со мною, то епископ унизит меня, а после достанется и вам». Вышедши оттуда, мы отправились к почтеннейшему пресвитеру и архимандриту Фавсту. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: не говорил ли почтеннейший пресвитер и архимандрит Мартин, что содержала в себе статья, которую он не хотел подписать? – Почтеннейший пресвитер Петр сказал: он говорил, что деяния ефесския. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: читал ли он и узнал, или только слышал и так отвечал ему? – Почтеннейший пресвитер Петр сказал: хотя он не читал, а говорил, что это (писания) блаженного Кирилла и епископов, собиравшихся в Ефесе. Статья была подписана, но он скрывал подпись. Подобным образом и почтеннейший пресвитер и архимандрит Фавст говорил, что к нему была присылаема статья с Константином и Елевсинием для того, чтобы он подписал; и когда он спрашивал о содержании статьи, они сказали ему, что это изложение 318-ти епископов, собиравшихся в Ефесе. Он сказал им: списки с них хранятся у нас; дайте нам посмотреть, нет ли там каких прибавлений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

По сему предлагаю консистории: 1) сообщить совету нужные справки и указания на законы по означенным предметам; 2) отнестись от моего имени к г. генерал-губернатору о предписании тому же совету исполнить неукоснительно требование консистории; 3) объявить через местного благочинного протоиерею Прорвичу, что, в случае дальнейшего уклонения от обязанности возвратить удерживаемое им неправедно, подвергнется он не только запрещению от священнодействия, но и самому отрешению от места. Литовской консистории, от 25 марта за 1002, о переведении викарного епископа Михаила на архиерейскую кафедру в г. Минск На указе Святейшего Синода от 12 марта за 2211, о перемещении викария Литовской епархии Брестского епископа Михаила на архиерейскую кафедру в гор. Минск и о принятии от него сумм и имущества, состоящие в его ведении, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Предлагаю консистории принятие, по силе сего указа, от преосвященного Михаила сумм и прочего имущества возложить на смотрителя Жировицких училищ игумена Фавста, с требованием донесения о том, что будет принято, а с тем вместе поручить ему же, Фавсту, управление Жировицкого монастыря, впредь до дальнейшего распоряжения. Наместнику Виленского Духова монастыря архимандриту Антонию, от 25 апреля за 1319, с препровождением 500 руб. серебр. заимообразно на окончательное устройство фольварка Новых Жировиц Желая довершить устройство фольварка Новых Жировиц, принадлежащего архиерейскому дому и Святодухову монастырю, и имея ввиду недостаток ныне наличных средств того дома и монастыря, препровождаю при сём заимообразно к вам отец наместник ещё 500 рублей серебром к препровождённым при предписании от 4 апреля прошлого 1847 года за 954 и поставляю вам в обязанность: 1) деньги сии записать приходом по книге о суммах экономических; 2) употребить оные исключительно на окончательное устройство фольварка Новых Жировиц; 3) записывать оные по экономической книге расхода особою статьёй; и 4) возвратить мне оные, вместе с прежними 500 рублями, когда сие позволят средства монастыря и архиерейского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010