Фаворского света



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Причастие Фаворского света / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Причастие Фаворского света Есть события, как бы несвоевременные, но святые. Так преподобный Серафим предсказывал, что при переносе его мощей Пасху будут праздновать летом. И действительно, принося мощи святого в Дивеево, не могли многотысячные толпы богомольцев сдержать в груди Пасхальные песнопения. Подобным образом сейчас, когда на дворе март, нам нужно мыслями перенестись в август, в число 19-е по новому стилю. По одиночке шли и парами Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по-старому Преображение Господне (Пастернак) Задуматься о Преображении нас понуждает память святого Григория Паламы, чья память совершается во вторую неделю Четыредесятницы. Житие Григория может привлечь интерес самыми разными подробностями и событиями. Он, например, был избран на кафедру Фессалоников по прямому ходатайству покровителя города – великомученика Дмитрия. «Этого я беру в свой город архиепископом», - сказал Дмитрий святому Георгию, и будущий архиепископ был удостоен слышать разговор славных великомучеников в сонном видении. Григорий был представителем той части архиерейского чина, который стремится больше к келье и книгам, чем к славе и суете. Лишь за послушание и для пользы ... текст полностью ...
Как же Бог творил мир? О роли логосов, ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... «Этот свет иногда виден телесными очами, но не их тварной и чувственной силой, ибо видят они, преображённые Святым Духом [13] ». Это служит опытным подтверждением возможности для человека познавать хотя и не сущность Божию, но Его действия и свойства [XVII]. Варлаам же утверждал, что свет, созерцаемый исихастами (так же, как и Фаворский свет, виденный апостолами) , есть тварный (вещественный) свет или просто плод их (и, соответственно, апостолов) воображения; что этот свет не действие Божие, которое исходило бы из сущности Божией. Варлаам даже пытался доказать монахам тварность Фаворского света. По мнению Варлаама (как, в принципе, и римо-католического богословия) , Бог абсолютно непознаваем и, оставаясь Творцом, пребывает в бездействии относительно сотворенного Им мира, предоставляя ему полную самостоятельность (что уже близко к ереси деизма) . Далее Варлаам высказал мнение, что с Богом «общаться» можно лишь посредством получения знания о Нем из Писания и наблюдений за сотворенным им миром или путем получения исключительно мистических откровений; но действительного общения с Богом, по его словам, быть не может [14]. В конце концов, Варлаам, на основании догмата о ... текст полностью ...
Заметки по иконографии Преображения Господня / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... памятниках XIII–XIV веков – росписях церкви Благовещения в Грачанице (1321) и церкви Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.) . Преображение. Икона. Мастер круга Феофана Грека. Начало XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва На храмовой иконе начала XV века из Преображенского собора Переславля-Залесского (ныне в Третьяковской галерее) , приписываемой кисти Феофана Грека, в средней части иконы слева и справа изображены группы апостолов, следующих за Христом. В этом памятнике, как и в других произведениях, созданных после окончания богословских споров о природе Фаворского света [2], ощутимы особый динамизм и движение, пронизывающее всю композицию. Апостолы, ослепленные Божественным светом, изображены в резких ракурсах. Так, Иоанн и Иаков, закрывая лицо руками, представлены падающими. На новгородской иконе XVI века из собрания Государственного Эрмитажа все три апостола изображены в причудливых позах вниз головами. Под влиянием идей исихазма в иконографии Преображения происходит еще одно изменение – значительно усложняются формы мандорлы, окружающей Христа. В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование ... текст полностью ...
«Небесное гражданство»: не будем самоуверенны / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Проходя сквозь испорченную психологию, благое слово отклоняется от первоначального значения и используется человеком для самооправдания и фантазий о себе. Сказано, например: «Имеющие жен должны быть, как неимеющие; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим как не пользующиеся» ( 1 Кор. 7: 30–31 ) . И сколько раз можно было видеть неумные имитации и пародии по мотивам житий подвижников-мистиков, когда обычный семьянин живущий в условиях современного города, терял интерес к работе, к заботе о доме и детях, а денно и нощно молился и читал «Добротолюбие», ожидая явления Фаворского света! «Гражданство в Небесном Иерусалиме» – та же имитация, но на темы общественно-политические. Верующих самонадеянно зовут изображать людей духа и подражать в непреклонности мученикам. Последнее особенно смехотворно, ведь в нынешних условиях нет ничего, что напоминало бы обстоятельства гонений и казней. «Небесное гражданство» протекает в комфортной обстановке и не лишено даже некоей эпатажной приятности. С подвигом мучеников оно различается примерно так же, как прыжок с парашютом отличается от прыжка с табурета. Герменевтика (искусство толкования Священного Писания) состоит ... текст полностью ...
«Если бы победили противники Паламы...» / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... им против католического учения о Filioque (учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына) . Варлаам считал: если Бог непостижим, значит, и суждения о Боге недоказуемы. То есть невозможно в точности сказать, что именно происходит между Лицами Святой Троицы. Святитель Григорий раскритиковал агностицизм Варлаама. И только после этого начинается собственно исихастский спор, когда Варлаам, познакомившийся с практикой молитвенного делания монахов, нашёл ее неправославной и обвинил монахов в ереси. Варлаам критиковал и способ молитвы, и само учение о в и дении Нетварного Божественного (или Фаворского) света. По его мнению, речь шла не о выражении духовного опыта познания Бога, а о состоянии прелести, самообольщения. Святитель Григорий, будучи афонским монахом, встал на защиту монашеской молитвенной практики и объяснил, в чем именно заключается учение о в и дении Нетварного Фаворского света (или божественных энергий) . В защиту монахов-исихастов Палама написал сочинение под названием — «Триады в защиту священно-безмолвствующих». Оно делится на три части по три раздела в каждой (отсюда и название — Триады) . Первая Триада посвящена вопросу о познании Бога. Святитель Григорий ... текст полностью ...
Свет Фавора / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Свет Фавора Учение святителя Григория Паламы о Преображении Господнем и наследие преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина Петр Малков Преображение Господне. Кипрская фреска При всей оригинальности и своеобразии учения святого Григория Паламы о Фаворском свете и о Преображении Господа Иисуса Христа, в творениях Фессалоникийского святителя хорошо заметно его стремление выстроить свои богословские интуиции на твердом основании святоотеческого наследия. Говоря о таинственном явлении обоживающего Фаворского света, Палама постоянно обращается к трудам своих святых отцов-предшественников – святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, преподобных Максима Исповедника, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, – а также к содержанию Ареопагитского корпуса. При этом, размышляя о природе Фаворского света как о зримом явлении апостолам нетварных Божественных энергий, святитель Григорий ставит вопросы, которыми до него задавались лишь немногие из святых отцов: чем же было Преображение для Самого Христа и Его апостолов? Только ли внешним и зримым явлением Божественного достоинства Спасителя Своим ученикам, свидетельством ... текст полностью ...
Что такое Божья благодать, и как она ...Искать в Источникеazbyka.ru
... примером в данной связи служит икона Преображения Господня, представляющая Спасителя в белом облачении (а не в традиционном сине-красном, указывающем на двойство естеств: Божественное и человеческое) , окруженного сиянием благодати, изображаемым либо при помощи светлых, либо даже при помощи темных тонов (что указывает на «неприступность», «невидимость» и «непознаваемость» Бога: « единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ») 1 Тим. 6: 16 () . Белизна облачений Мессии подчеркивает необыкновенную блистательность Фаворского света: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали ... текст полностью ...
Преображение ГосподнеИскать в Источникеazbyka.ru
... нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении («разрушении») им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея, смысл которого состоял в подготовке людей к окончательному Откровению Спасения. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события. На иконах праздника Иисус обычно предстаёт в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими религиозно-нравственными законами, У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей. Преображение: единичное событие и ежегодный праздник Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования? Выдающийся отечественный историк проф. ... текст полностью ...
Православие и Запад: богословие разделения | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... мы должны, по мере возможности, давать ясные и точные формулировки и избегать одностороннего подхода в интерпретации фактов, воздерживаться от упрощений и чрезмерных обобщений [4]. По моему мнению, начиная с XV века, сменявшие друг друга мыслители христианского Востока не соглашались с Западом в вопросах сущности и методов схоластики. Споры между Востоком и Западом на Ферраро-Флорентийском соборе и в более позднее время сфокусировались на конкретных догматических вопросах, таких как filioque, папская власть, чистилище, непорочное зачатие или учение Григория Паламы о нетварной природе фаворского света. Но есть основания полагать, что с XV века, если не раньше, некоторые представители греческой церкви осознали, что католики заблуждаются, и не только в тех или иных догматических вопросах, но в целом, в самом подходе к богословской науке и способах аргументации. Что есть богословие? Какие вопросы мы можем задавать в теологическом исследовании, и каких ответов нам следует ожидать? Каково должно быть направление развития мысли в богословских рассуждениях? Вот что волновало греческих мыслителей, столкнувшихся с западной схоластикой. Ясно, что эти вопросы были ... текст полностью ...
«Я альпинист, но не могу без пива!» | Православие ...Искать в Источникеpravmir.ru
... которого апостолы не могли изгнать. Когда обратились к Нему ученики Его, сказали, что сами не могли его изгнать, на что Господь сказал: «О, род неверный и лукавый, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас? » А после – он изгоняет беса из этого мальчика-лунатика и еще спрашивает у отца: «Веруешь ли ты? » – «Верую, Господи, помоги моему неверию». Когда мы читаем тот или иной текст Евангелия, мы представляем, как это все происходило. Сколько раз я читал это место, я видел, как Господь раздражен и разгневан тут. Как же так? Он только спустился с горы Преображения, где был в сиянии Фаворского света, и вот опять эта толпа… «О, род неверный и лукавый! » Но в одном толковании я прочитал следующее: «Я так и вижу, как Господь прижал к своей груди этого отца страдающего мальчика и сказал: “О, род неверный и лукавый, доколе буду с вами? ”», – после этого исцелил. На самом деле эти же слова можно сказать совершенно с другой интонацией, с плачем, с сожалением. В общем-то, вполне мы можем допустить, что Господь никакого праведного гнева не испытывал, это все-таки было что-то другое. У святых отцов, в частности у аввы Евагрия, есть такие слова: «Нет праведного гнева на ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Фаворского света
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"