> Дело дня: Помогите ребёнку <

Фаворского света

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Причастие Фаворского света / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Причастие Фаворского света Есть события, как бы несвоевременные, но святые. Так преподобный Серафим предсказывал, что при переносе его мощей Пасху будут праздновать летом. И действительно, принося мощи святого в Дивеево, не могли многотысячные толпы богомольцев сдержать в груди Пасхальные песнопения. Подобным образом сейчас, когда на дворе март, нам нужно мыслями перенестись в август, в число 19-е по новому стилю. По одиночке шли и парами Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по-старому Преображение Господне (Пастернак) Задуматься о Преображении нас понуждает память святого Григория Паламы, чья память совершается во вторую неделю Четыредесятницы. Житие Григория может привлечь интерес самыми разными подробностями и событиями. Он, например, был избран на кафедру Фессалоников по прямому ходатайству покровителя города – великомученика Дмитрия. «Этого я беру в свой город архиепископом», - сказал Дмитрий святому Георгию, и будущий архиепископ был удостоен слышать разговор славных великомучеников в сонном видении. Григорий был представителем той части архиерейского чина, который стремится больше к келье и книгам, чем к славе и суете. Лишь за послушание и для ... далее ...
Потаённый Пластов : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... сразу по возвращению с церковных служб. «Венчание» ( 1960-е ) , «Свадьба в старой Прислонихе» (1968) – память о собственном венчании в Германовском храме Симбирска и об уже к моменту создания картины окончательно разрушенной церкви [2, 127]. Естественным подспорьем служила изученность рукой, глазом пластики и обличья русских людей в их «трудах и днях». Но вот сам образ церковного служения доносился в мастерскую как свеча в пасхальную ночь. Основа большинства церковных композиций – образ света. Света не только наблюдённого, «свечного», но света, одолевающего мрак (вспоминается определение «фаворского света» Св. Григорием Паламой – «сверхсветлая тьма») . В какой-то мере церковные композиции А. А. Пластова являются чистым воплощением «идей», живших в душе лишь одного художника – ведь никто из талантливых современников не обращался к ним напрямую в 1940-50-е годы. А. А. Пластов оставался последним звеном, соединяющим церковные сюжеты в дореволюционном искусстве с современной нам тематикой, возродившейся в конце 60-х – начале 70-х, вернее, принятой, как теперь очевидно, из холодеющих рук уходившего великого художника. Обратим внимание на холст «Рисующий у окна. (Портрет сына) ... далее ...
Причастие Фаворского света / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Причастие Фаворского света (; " width=+pic_width+ height=+pic_height } Есть события, как бы несвоевременные, но святые. Так преподобный Серафим предсказывал, что при переносе его мощей Пасху будут праздновать летом. И действительно, принося мощи святого в Дивеево, не могли многотысячные толпы богомольцев сдержать в груди Пасхальные песнопения. Подобным образом сейчас, когда на дворе март, нам нужно мыслями перенестись в август, в число 19-е по новому стилю.) По одиночке шли и парами Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по-старому Преображение Господне (Пастернак) Задуматься о Преображении нас понуждает память святого Григория Паламы, чья память совершается во вторую неделю Четыредесятницы. Житие Григория может привлечь интерес самыми разными подробностями и событиями. Он, например, был избран на кафедру Фессалоников по прямому ходатайству покровителя города – великомученика Дмитрия. «Этого я беру в свой город архиепископом», - сказал Дмитрий святому Георгию, и будущий архиепископ был удостоен слышать разговор славных великомучеников в сонном видении. Григорий был представителем той части архиерейского чина, который стремится больше к келье и книгам, ... далее ...
Праздник Преображения Господня в 2020 годуИскать в Источникеazbyka.ru
... двух свидетелей... состоится всякое дело» ( Втор. 19: 15 ) . Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события. На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках " Скрижали завета " – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей. Преображение: единичное событие и ежегодный праздник Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования? Выдающийся отечественный историк, проф. С. -Петербургской ... далее ...
Что пользы миру от исихаста?Искать в ИсточникеИсточник
... Примечания [] Митрополит Ка́ллист (англ. Metropolitan Kallistos, в миру Ти́моти Ри́чард Уэ́р, англ. Timothy Richard Ware; 11 сентября 1934, Бат, Сомерсет) – епископ Константинопольской Православной Поместной Церкви с титулом митрополит Диоклийский, викарий Фиатирской архиепископии. [1] Иси́хия (др. -греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») . От этого слова происходит термин «исиха́зм» – духовное мировоззрение и особого рода мистическая практика православного аскетизма, преимущественно практикуемая монахами, в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света, который исходил от Христа при Преображении на горе Фавор) . Крупнейший современный исследователь исихазма о. Иоанн Мейендорф ( 1926-1992 ) выделяет несколько значений этого термина: · Отшельническое монашество анахоретов-молчальников; · Особая школа и техника («умное делание») , ядром которой является непрестанное творение в уме молитвы Иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а целью – уподобление Христу, ви́дение Фаворского света и обо́жение; · Догматическое учение св. Григория Паламы и его последователей; · Явление в ... далее ...
Исихазм и четыре эпохи русского возрожденияИскать в ИсточникеИсточник
... Но возвращение к национальным духовным истокам было неизбежным. Предвестником назревавших сдвигов явилось оживление исихастских традиций. Особая роль принадлежит в этом старцу Паисию Величковскому, осуществившему прорыв из XVIII века в XV и ставшему пря­мым продолжателем дела Нила Сорского (как будто бы между ними и не было трехвекового разрыва!) . Впрочем, на русское образованное общество, пожалуй, большое влияние оказал другой выдающийся исихаст XVIII в., Тихон Зодонский, не ушедший в XY век, а ставший мостом между ним и веком XIX, совместивший в себе утонченный мистицизм, видения Фаворского света, пафос преображения с глубо­ким интересом к современной жизни и даже к западной литературе. Все это отражало глобальный поворот в общественном сознании. Вос­питанные на концепциях французских просветителей, русские интел­лигенты открывают свое прошлое и самих себя. Так начинается третье Русское Возрождение, вершинами которого стали грандиозные фигу­ры великого русского святого Серафима Саровского и поэтического гения России Александра Пушкина. Будучи современниками, преподобный Серафим Саровский и Пушкин никогда не встречались друг с другом. Это два полюса нашей ... далее ...
“Тварная сущность” и “Божественная сущность” в ...Искать в Источникеpravmir.ru
... в русле которого развивалась греческая и византийская духовность от самых древних времен до святителя Григория Паламы. У преподобного Симеона отсутствует, конечно, строго выдержанная терминология святителя Григория, и язык его нередко совсем иной; у него можно даже встретить положения, противоположные учению святителя Паламы (например, о сопричастности и Божественной сущности) , но они “исправлены” иными утверждениями, высказанными категорично от имени Православия. С другой стороны, главные темы полемики паламитов и антипаламитов (простота Бога, характер различий в Нем, природа Фаворского света и так далее) не были актуальны в эпоху преподобного Симеона и лишь мимоходом затронуты им. Так и Иисусова молитва, которая есть основа паламитской духовности, не упоминается в подлинных произведениях преподобного Симеона. Тем не менее при всех этих оговорках преподобный Симеон с его экзистенциальным учением о скрытой oЩs…a Бога и о лучах Его славы, озаряющих нас, гораздо более близок к святителю Григорию Паламе, чем антипаламиты. Перевод с французского Т. Миллер 1 См. : A Patristic Greek Lexicon Ed. G. W. H. Lampe. Oxford, 1987. P. 980–988. 2 Критическое издание ... далее ...
О богословском персонализме протоиерея Иоанна ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Деметракополус. Так, в цитате, которую Вы изволили привести, а именно: «Антилатинская полемика, которой св. Григорий Палама отдал дань в переписке с Акиндином и Варлаамом в 1337–1339 гг. и, главным образом, в двух своих Аподиктических трактатах, основывалась у него на традиционном доводе о первичности ипостасей по отношению к сущности», речь у Мейендорфа, несмотря на ее " телеграфный стиль " , несомненно идет вновь именно об опытной первичности Ипостасей в процессе познания Бога-Троицы, поскольку споры с Акиндином и Варлаамом касались именно опытного богословия нетварных энергий, Фаворского света. Деметракополуса я успел прочитать, статья не очень большая, мнение мое о нем не голословное. Однако, я повторяю просьбу выслать мне упомянутые материалы, поскольку не закрываю глаза на его мнение, хотя оставляю за собой право иметь собственную оценку. Диалога у нас действительно, к сожалению не получается, но по-моему вина здесь не только на мне. Однако, давайте попробуем все же продолжить наши с Вами попытки и позвольте задать Вам еще пару вопросов. Как Вы полагаете, было ли в рамках онтологии языческих философий " онтологическое место " для того, что в христианстве ... далее ...
Свет Фавора / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... [23]. Конечно же, именуя Фаворский свет «чувственным», Палама не считает его тварным, подобным иным явлениям чувственного света в нашем сотворенном мире. Говоря о его одновременном и чувственном, и сверхчувственном характере, Палама подразумевает совсем иное. Он утверждает, что хотя Фаворский свет вне особого воздействия Божественных энергий на человека и не может быть воспринят обычным физическим зрением, но в то же время, благодаря преображающей благодати обожения, может оказаться увиденным именно физическим – чувственным – хотя и измененным зрением. Итак, по Паламе, подобное видение Фаворского света оказывается возможно благодаря дару обожения. «Дабы весь человек обожился» Важно подчеркнуть, что, говоря о Фаворской богопричастности апостолов нетварным Божественным энергиям, славе Христовой, святитель Григорий экстраполирует сам образ происходящего с учениками на Фаворе чуда Преображения и на всех христианских святых – независимо от тех стран или столетий, которым они принадлежат. Такого преображения во Христе и видения Фаворского света призван, по сути, сподобиться каждый верующий. Палама пишет, опять же цитируя «божественного Максима, учащего, что “для тех, кто может ... далее ...
Святитель Григорий Палама как святогорец, Глава 2 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... души. Святитель Филофей писал, что беседы святого Григория представляли собой просвещение душ, уврачевание нравов, изгнание греха, научение добродетели, мудрые наставления во всем благом. Его беседы исцеляли людей силой и сладостью слова, которое проходило в глубину души, подобно елею и меду, и пленяло ее. Благодаря этому души людей, внимавших святому Григорию, духовно преображались. Слова святого были целебны, ибо они исходили от преображенного сердца. В своих беседах святитель Григорий говорит о покаянии, обращении человека к Богу, о просвещении ума, о созерцании Бога и природе фаворского света, об умной молитве. Палама показывает, что необходимо человеку для духовного исцеления. Его слова, как и многих других афонских отцов, основаны на личном опыте, и именно поэтому они целительны. Однажды, когда святой плыл из Константинополя в Фессалоники, разыгралась сильная буря. Все находящиеся на корабле были на грани отчаяния. Но великий архиерей Божий ободрял и обнадеживал их, побуждая всех обратиться с теплою молитвою к Богу, «и сам как истинный ходатай Бога и человеков непрестанно творил умственные, неслышимые молитвы и посредством их, а также своим обычным к Богу ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Фаворского света
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера