Фаворского света



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Причастие Фаворского света / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Причастие Фаворского света Есть события, как бы несвоевременные, но святые. Так преподобный Серафим предсказывал, что при переносе его мощей Пасху будут праздновать летом. И действительно, принося мощи святого в Дивеево, не могли многотысячные толпы богомольцев сдержать в груди Пасхальные песнопения. Подобным образом сейчас, когда на дворе март, нам нужно мыслями перенестись в август, в число 19-е по новому стилю. По одиночке шли и парами Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по-старому Преображение Господне (Пастернак) Задуматься о Преображении нас понуждает память святого Григория Паламы, чья память совершается во вторую неделю Четыредесятницы. Житие Григория может привлечь интерес самыми разными подробностями и событиями. Он, например, был избран на кафедру Фессалоников по прямому ходатайству покровителя города – великомученика Дмитрия. «Этого я беру в свой город архиепископом», - сказал Дмитрий святому Георгию, и будущий архиепископ был удостоен слышать разговор славных великомучеников в сонном видении. Григорий был представителем той части архиерейского чина, который стремится больше к келье и книгам, чем к славе и суете. Лишь за послушание и для пользы ... текст полностью ...
Причастие Фаворского света / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... одиночке шли и парами Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по-старому Преображение Господне (Пастернак) Задуматься о Преображении нас понуждает память святого Григория Паламы, чья память совершается во вторую неделю Четыредесятницы. Житие Григория может привлечь интерес самыми разными подробностями и событиями. Он, например, был избран на кафедру Фессалоников по прямому ходатайству покровителя города – великомученика Дмитрия. «Этого я беру в свой город архиепископом», - сказал Дмитрий святому Георгию, и будущий архиепископ был удостоен слышать разговор славных великомучеников в сонном видении. Григорий был представителем той части архиерейского чина, который стремится больше к келье и книгам, чем к славе и суете. Лишь за послушание и для пользы народа Божия, со скорбью такие люди берут на себя иго управления паствой и ответственность за многих. Архиерейство было крестом тем более тяжелым, что епископов, как и басилевсов, нередко низлагали, изгоняли, заточали в ссылки и тюрьмы. Григорию же пришлось год провести в плену у турецких пиратов, где он проповедовал им Евангелие и где пришел к выводу, что греки должны незамедлительно (!) начать обращение турок в ... текст полностью ...
Статья. Свет Фавора : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... святителя Григория Паламы о Преображении Господнем и наследие преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина При всей оригинальности и своеобразии учения святого Григория Паламы о Фаворском свете и о Преображении Господа Иисуса Христа, в творениях Фессалоникийского святителя хорошо заметно его стремление выстроить свои богословские интуиции на твердом основании святоотеческого наследия. Говоря о таинственном явлении обоживающего Фаворского света, Палама постоянно обращается к трудам своих святых отцов-предшественников – святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, преподобных Максима Исповедника, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, – а также к содержанию Ареопагитского корпуса. При этом, размышляя о природе Фаворского света как о зримом явлении апостолам нетварных Божественных энергий, святитель Григорий ставит вопросы, которыми до него задавались лишь немногие из святых отцов: чем же было Преображение для Самого Христа и Его апостолов? Только ли внешним и зримым явлением Божественного достоинства Спасителя Своим ученикам, свидетельством Богосыновства Господа – в преддверии Его будущих Крестных страданий? Безусловно ... текст полностью ...
Искусство эпохи Сергия Радонежского. Феофан Грек ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... сохранились, хочется назвать портретными. Мы помним, что в это время в Италии рождается портрет. Икона не портретна, икона уходит от портрета, но вот эти лики хочется назвать портретными. И главное, они очень отражают действительно характер именно каждого отца, потому что изображая, художник точно настраивался на личность именно этого отца. Мы увидим, что в разные эпохи было по-разному. Иногда стремились к унификации ликов, это особенно мы увидим в позднем русском Средневековье. Но в этот момент и на Руси, и в Византии личность человека под лучами этого божественного, преображающего фаворского света расцветает и обретает свою неповторимость. Глядя на эти фрески, хочется представить себе, что именно так и выглядел Феофан Грек. Потому что Феофан Грек, пламенный византийский художник, именно под влиянием исихазма творил свое искусство. Феофан Грек в Новгороде Он прибыл на Русь в конце XIV в., вполне возможно, в свите митрополита Киприана, потому что это негласное перемежение на Руси (митрополит греческий – митрополит русский, как мы знаем, такая традиция была) несло с собой устоявшуюся уже систему, что каждый греческий митрополит привозит с собой художников. Прямых ... текст полностью ...
Свет Фавора / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Свет Фавора Учение святителя Григория Паламы о Преображении Господнем и наследие преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина Петр Малков Преображение Господне. Кипрская фреска При всей оригинальности и своеобразии учения святого Григория Паламы о Фаворском свете и о Преображении Господа Иисуса Христа, в творениях Фессалоникийского святителя хорошо заметно его стремление выстроить свои богословские интуиции на твердом основании святоотеческого наследия. Говоря о таинственном явлении обоживающего Фаворского света, Палама постоянно обращается к трудам своих святых отцов-предшественников – святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, преподобных Максима Исповедника, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, – а также к содержанию Ареопагитского корпуса. При этом, размышляя о природе Фаворского света как о зримом явлении апостолам нетварных Божественных энергий, святитель Григорий ставит вопросы, которыми до него задавались лишь немногие из святых отцов: чем же было Преображение для Самого Христа и Его апостолов? Только ли внешним и зримым явлением Божественного достоинства Спасителя Своим ученикам, свидетельством ... текст полностью ...
Свет Фавора / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Свет Фавора Учение святителя Григория Паламы о Преображении Господнем и наследие преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина Петр Малков Преображение Господне При всей оригинальности и своеобразии учения святого Григория Паламы о Фаворском свете и о Преображении Господа Иисуса Христа, в творениях Фессалоникийского святителя хорошо заметно его стремление выстроить свои богословские интуиции на твердом основании святоотеческого наследия. Говоря о таинственном явлении обоживающего Фаворского света, Палама постоянно обращается к трудам своих святых отцов-предшественников – святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, преподобных Максима Исповедника, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, – а также к содержанию Ареопагитского корпуса. При этом, размышляя о природе Фаворского света как о зримом явлении апостолам нетварных Божественных энергий, святитель Григорий ставит вопросы, которыми до него задавались лишь немногие из святых отцов: чем же было Преображение для Самого Христа и Его апостолов? Только ли внешним и зримым явлением Божественного достоинства Спасителя Своим ученикам, свидетельством Богосыновства Господа – ... текст полностью ...
Праздник Преображения Господня в 2016 годуИскать в Источникеazbyka.ru
... двух свидетелей... состоится всякое дело» ( Втор. 19: 15 ) . Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события. На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках " Скрижали завета " – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей. Преображение: единичное событие и ежегодный праздник Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования? Выдающийся отечественный историк, проф. С. -Петербургской ... текст полностью ...
Преображение ГосподнеИскать в Источникеazbyka.ru
... нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении («разрушении») им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея, смысл которого состоял в подготовке людей к окончательному Откровению Спасения. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события. На иконах праздника Иисус обычно предстаёт в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими религиозно-нравственными законами, У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей. Преображение: единичное событие и ежегодный праздник Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования? Выдающийся отечественный историк проф. ... текст полностью ...
Кто этот Палама и почему ему такое внимание? | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... мира Дух Божий носился над безводной землей. Дух водил народ по пустыне, почил на архитекторе Скинии Веселеиле, сходил на Моисея, делался видимым при горящей Купине и так далее. Но в целом явление Духа было штучным, связанным с чудом, а чудо – с крайней необходимостью. Дух являлся не всем, а избранникам. Специалистами по Духу были исключительно священники, а простой народ жил своей материальной жизнью, делегировав личное Богообщение избранникам при храме. И Варлаам повел себя как человек Старого Завета. Он не допускал мысли о непрерывном излиянии Святого Духа. Он утверждал, что природа Фаворского света временна и силы Божии были явлены один раз под особенный случай, и Божественный свет тут же растворился и исчез после его явления, и что в нем нет никакой ежедневной необходимости. Варлаам думал, что явление этого света равно явлению Бога. И если жизнь наша – сплошное явление Бога, то зачем она вообще нужна, если все и так в Боге. Если мы причастны сущности Бога, то Христос, опять же, пришел напрасно. Зачем было обоживать тех, кто и так в Боге? Зачем пантеизму воплощение Христа? Гениальность Паламы в том, что он постиг, что мы причастны Богу не по существу, а по благодати, ... текст полностью ...
«Я альпинист, но не могу без пива!» | Православие ...Искать в Источникеpravmir.ru
... которого апостолы не могли изгнать. Когда обратились к Нему ученики Его, сказали, что сами не могли его изгнать, на что Господь сказал: «О, род неверный и лукавый, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас? » А после – он изгоняет беса из этого мальчика-лунатика и еще спрашивает у отца: «Веруешь ли ты? » – «Верую, Господи, помоги моему неверию». Когда мы читаем тот или иной текст Евангелия, мы представляем, как это все происходило. Сколько раз я читал это место, я видел, как Господь раздражен и разгневан тут. Как же так? Он только спустился с горы Преображения, где был в сиянии Фаворского света, и вот опять эта толпа… «О, род неверный и лукавый! » Но в одном толковании я прочитал следующее: «Я так и вижу, как Господь прижал к своей груди этого отца страдающего мальчика и сказал: “О, род неверный и лукавый, доколе буду с вами? ”», – после этого исцелил. На самом деле эти же слова можно сказать совершенно с другой интонацией, с плачем, с сожалением. В общем-то, вполне мы можем допустить, что Господь никакого праведного гнева не испытывал, это все-таки было что-то другое. У святых отцов, в частности у аввы Евагрия, есть такие слова: «Нет праведного гнева на ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Фаворского света
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"