Скачать epub pdf Спор о природе Фаворского света, явленного Спасителем Своим ученикам, апостолам Петру, Иакову и Иоанну, совершался в Византии на соборах середины XIV столетия. «… И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» ( Мф. 17:2 ). Смысл Преображения стал главным предметом полемики между исихастами, во главе которых стоял святитель Григорий Палама , и гуманистами, возглавленными калабрийскими монахами Варлаамом и Анкиндином. Собственно, именно в тех спорах и сложилось окончательно то, к чему были предрасположены, что несли в себе, не всегда в проявленном виде, Православие и западное христианство . Гуманисты, поверженные в спорах и затем давшие своими рассуждениями мощный дополнительный толчок развитию возрожденческих идей, утверждали, что Фаворский свет есть свет физический, новоявленный преобразившимся Христом, доступный земному зрению. Исихасты же учили: Фаворский свет есть свет Божественный, недоступный обычному человеку. Этот свет по самой Божественной природе присущ Христу и был невидим в Его земном воплощении, ибо пребывал прикрытый плотью. В момент Преображения Христос отверз очи Своим ученикам, позволив им узреть то, что они земным зрением увидеть прежде не могли. Поистине не Христос преобразился, но по благодати Господней ученики Его, и преображенным зрением своим они узрели Истину. Смысл исихазма, его цель заключается именно в таком преображении человека, чтобы его духовному взору оказалось открытым вечно существующее, но по несовершенству человеческому его физическому зрению невидимое и неведомое. Если же Фаворский свет имел природу тварную, то преображения духовного, чтобы узреть его, от человека не требуется. Так полемика вокруг, казалось бы, чисто богословской проблемы оказалась связанной с пониманием смысла человеческой жизни. Два типа мировидения и мироосмысления в Православии и западных конфессиях явственно отразились в религиозной живописи, в самом отношении к иконе – и на этом следует задержать свое внимание, ибо это многое прояснит в наших дальнейших рассуждениях. Помимо этого, это же дает и единственно верный критерий в осмыслении злободневных эстетических проблем и теорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

Св. Григорий Палама, митр. Солунский, поборник православного учения о фаворском свете и действиях Божиих Источник Аз предъиду пред Тобою славою Моею. Невозможеши видети лица моего; не бо узрит человек лице мое и жив будет. ( Исх.33:13–23 ) «Аще очистиши прилежанием жития сотворшуюся на сердце твоем скверну, паки возсияет ти Боговидная доброта». (св. Григорий Нисский . Добротолюб. ч. 2 стр. 87.) «Возсияй ми Богоначалие Трисолнечное сиянми Твоих Богодетельных озарений, еже паче ума Богоначальная твоея светлости». (Октоих Троичн. Канон, гл. 1, песн. 4, троп 1.) «Палама доказывал свое мнение не умозаключениями и геометрическими выводами (ибо он и не мог того, что выше нас, доказывать тем, что у нас), но мнениями св. мужей и ученнейших богословов. Он пространно говорил, что свет, воссиявший на Фаворе ученикам, есть слава Божия, и величие, и свет Божества, и Божество, и природный и вечный свет Божий». Иоанн Кантакузен. Canmacuz. Vol. 1, pag. 552. Святой Григорий Палама, митрополит Солунский Святой Григорий Палама есть один из великих подвижников благочестия Христианского, учителей и ревностных защитников Греческой церкви в борьбе ее с папизмом за православие и свою самостоятельность. Но его высокие подвиги монашеские, его непоколебимая ревность по православию против Западной церкви, не уступающая ревности Фотия и Михаила Келуллария, многочисленные, во многих отношениях полезные для богослова творения этого отца Церкви доселе, к сожалению, не пользуются полной известностью и у просвещенных сынов православной Церкви. Ни один, можно сказать, поборник Веры и благочестия православной Греческой церкви вообще не испытал столько клевет и не справедливых обвинений в отступлении от православия и правил подвижничества, как святой Григорий Палама . Не только современные ему западные, но и восточные историки и богословы старались затмить высоту подвигов этого святого мужа, находить в его творениях много ересей, как следствие отделения Восточной Церкви от единства с Западной 1 . И в новейшее время, даже в некоторых общеупотребительных сочинениях нашего отечества, св. Григорий Палама и его сообщники называются сектой, под именем Паламитов и Исихастов, получившей начало свое будто еще в XI-м веке 2 . Само собой разумеется, что такие взгляды историков и богословов, особенно западных, на деяния и учение св. Паламы не только касаются его одного, но в его лице оскорбляют православие всей Восточной Церкви (14-го века), которого он был тогда главным защитником.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Свет Фавора Учение святителя Григория Паламы о Преображении Господнем и наследие преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина Петр Малков Преображение Господне. Кипрская фреска При всей оригинальности и своеобразии учения святого Григория Паламы о Фаворском свете и о Преображении Господа Иисуса Христа , в творениях Фессалоникийского святителя хорошо заметно его стремление выстроить свои богословские интуиции на твердом основании святоотеческого наследия. Говоря о таинственном явлении обоживающего Фаворского света, Палама постоянно обращается к трудам своих святых отцов-предшественников – святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, преподобных Максима Исповедника, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, – а также к содержанию Ареопагитского корпуса. При этом, размышляя о природе Фаворского света как о зримом явлении апостолам нетварных Божественных энергий, святитель Григорий ставит вопросы, которыми до него задавались лишь немногие из святых отцов: чем же было Преображение для Самого Христа и Его апостолов? Только ли внешним и зримым явлением Божественного достоинства Спасителя Своим ученикам, свидетельством Богосыновства Господа – в преддверии Его будущих Крестных страданий? Безусловно – и этим тоже. Но только ли этим? Произошла ли также и в Самом Христе – в Его преобразившемся человеческом естестве – в миг Преображения на Фаворе некая реальная перемена? Ведь мы традиционно говорим о Преображении Христовом, то есть о том, что как бы изменилось в Нем Самом. Приобрел ли в момент Преображения Господь нечто такое, чем Он прежде – до Своего восхождения на Фавор – не обладал? «Христос… всегда имел, всегда имеет и всегда будет иметь свет с Собою» Следует сразу же подчеркнуть, что Палама решительнейшим образом отвергает мысль о том, что в момент Преображения человечество Господа приобрело какую-либо б о льшую полноту обожения, новую меру Божественных энергий, нетварного света – в сравнении с той, которой оно уже было исполнено прежде.

http://pravoslavie.ru/105813.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Фаворский свет в горах Кавказа Заметки паломника 13.10.2022 1843 Время на чтение 17 минут Фото: Бельченко О.И., схиигумен Гавриил, Чернавский А.Ф. На подворье Валаамского монастыря В Успенский пост, перед праздником Преображения Господня мы с Олегом Ивановичем Бельченко — хранителем чудотворного образа Святого Царя Мученика и Страстотерпца Николая, вылетели в Сочи для встречи с его духовником — схиигуменом Гавриилом (Виноградовым–Лакербая), известным православным читателям, как Игумен N. Многие годы приходилось слышать восторженные отзывы читателей о книге Игумена N. «В горах Кавказа», а теперь предстояло побывать в описанной в книге среде. Хотелось, поднявшись над суетой, лежащего в кипучих страстях, мира пообщаться с монахами, продолжающими, по мере своих сил, традиции, известных еще в царские времена, кавказских подвижников. Да и взглянуть на свою жизнь с горных вершин. Поздним вечером о. Гавриил нас встретил в аэропорту Сочи и отвез к себе на Подворье Валаамского монастыря. После скрипа открывшихся ворот повеяло монастырской благодатью, особым духом тишины, покоя, умиротворения. Немного перекусив в трапезной, мы с Олегом Ивановичем пошли обустраиваться в архиерейской келье. Архиерейская келья, находилась рядом с тем зданием, где мы трапезничали, на втором этаже под сводами крыши одного из нескольких корпусов подворья. Она представляла собой просторную приемную с выходом на балкон, где свисали грозди винограда. Центральную часть приемной кельи украшал камин, справа от камина книжный шкаф, с духовной литературой. Слева от камина на стене в углу висел ростовой портрет Императора Николая Второго с Имперскими Флагами по бокам. Вдоль стен этой просторной комнаты стояли уютные диваны и глубокие кресла с обшивкой зеленоватого цвета. По углам слева и справа от камина двери в небольшие спальни. Олег Иванович разместился в архиерейской опочивальне с ванной комнатой, я в спальне с левой стороны от камина «для иподьякона», как мы шутили. Надо отметить, высокую византийскую культуру, с которой мы соприкоснулись, на подворье, и в дальнейшем, посещая монастырские скиты, как высоко в горах, так и ближе к городским селениям.

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/09/...

Слово в день Преображения Господня и день рождения Благоверной Великой Княжны Марии Николаевны 10 И преобразися пред ними, и просветися лице Его, яко солнце, ризы же Его быша белы, яко свет ( Мф. 17:2 ). Какое славное зрелище на горе Фаворской! Божество является в человечестве, и человечество преображается в славу Божества. Малый и рабский образ Сына человеческого претворяется в великий и славный образ Господа и Бога; лицо Его светит, как солнце, Божественною славою, и одежда Его сияет, как свет, необыкновенною лепотою. И преобразися пред ними, Петром, Иаковом и Иоанном, говорит Евангелист, и просветися лице Его, яко солнце, ризы же Его быша белы, яко свет. При сем зрелище радость и ужас объемлют души Апостолов. Взирая на просиявшее лицо Небесного своего Учителя, они не могли не ощущать сладости такого видения. Так один из них на Фаворе говорил к Иисусу: Господи, добро нам зде быти. Но входя в светоносное облако и слыша Отца Небесного, глаголющего: сей есть Сын Мой возлюбленный, они не могли взирать на Сына Божия безбоязненно и стоять на горе покойно. И слышавше, ученицы падоша ниц, и убояшася зело ( Мф. 17:4–6 ). Таково, христиане, зрелище на Фаворе! Подобное сему зрелищу может совершаться и в нас, когда Господь наш Иисус Христос посетит наш Фавор, наше сердце. Св. Апостол уверяет нас, что мы можем не только видеть славу Господню, но и сами приобщаться ее и постепенно преображаться в ее подобие. Мы же, говорит Он, вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа ( 2Кор. 3:18 ). Посему не одни только ученики Христовы, видевшие свет Божественной славы на Фаворе, блаженны, но блаженны и те, которые, не видев сего события, веруют в свет истинный, просвещающий всякаго человека: ибо всяк веруяй в Мя, говорит сам Свет, во тме не пребудет ( Ин. 12:46 ). Итак, благ. слуш., с воспоминанием славного Преображения Господня, соединим в честь настоящего торжества, совершаемого св. Церковью о рождении Благоверной Государыни, Великой Княжны Марии Николаевны, – соединим хотя малое некое размышление о духовном преображении своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Мысли об иконе Размышления выдающегося иконописца Русского Зарубежья и подвижника Григория (Круга) об иконе; её богословии; сюжетах; иконографии и т. д. «Почитание икон в Церкви — как зажженный светильник, свет которого никогда не угаснет. Он зажжен не человеческой рукой, и с тех пор свет его не истощался никогда. Он горел и горит и не перестанет гореть, но пламя его не неподвижно, оно горит то ровным светом, то почти невидимо, то разгорается и превращается в нестерпимый свет. И даже когда все, что враждебно иконе, ищет угасить этот свет, одев его покровом тьмы, не иссякает и не может иссякнуть. И когда от потери благочестия иссякают силы в создании икон и они как бы теряют славу своего горнего достоинства, и тут не иссякает свет и продолжает жить и готов опять явиться во всей силе и наполнить торжеством Фаворского Преображения. Думается, что и мы сейчас находимся в преддверии этого света, и хотя еще ночь, но приближается утро.» Об авторе Русский инок Григорий (в миру Георгий Иванович Круг) совмещал молитвенное предстояние Богу с послушанием иконописания. Он родился в Петербурге в 1909 году. В 1921 году переехал в Эстонию, окончил гимназию в Нарве, одновременно учился живописи и графике в Таллине, затем поступил в художественную школу в Тарту и наконец совершенствовался в этом искусстве в парижской Академии Художеств под руководством художников Милиоти и Сомова. Позднее у Георгия Ивановича определилось призвание к иконописанию. Технику его он изучал у известного в то время иконописца Федорова. Иноком Григорием за его сравнительно недолгую жизнь было написано очень много: несколько иконостасов, отдельные иконы, фрески в разных храмах. Он всегда придерживался лучших традиций древней иконописи. Его письму принадлежат фрески и часть иконостаса в храме Трехсвятительского Подворья в Париже, иконостасы в Святодуховском скиту в одном из православных храмов в Англии, в детском летнем лагере в Нормандии, в одном из православных храмов в Голландии. У нас в России находится образ Казанской Божией Матери, подаренный о. Григорием церковно-археологическому кабинету Московской Духовной Академии, несколько икон находится в России у частных лиц - образ Господа Вседержителя и другие. Таков далеко не полный перечень написанного о. Григорием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

  Слово в Неделю 2-ю Великого Поста Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (XIV) Всенощное бдение 9 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Второе воскресенье Великого Поста посвящено памяти святителя Григория Паламы - великого богослова XIV-ro века, который учил о нетварном Фаворском свете. Эта неделя называется Неделею светотворных постов. Постом, молитвою и покаянием мы должны узнать о том, что Господь призывает нас к жизни, где свет и радость и где мы делаемся причастниками Божественного естества. Мы призваны с вами вкусить и увидеть, что Господь благ. Мы призваны узнать, что эта благодать дается в Церкви Христовой не только для великих святых, но и для каждого, без исключения, христианина, и что все мы, приходящие в храм и молящиеся Господу в течение Поста молитвою преподобного Ефрема Сирина " Господи и Владыко живота моего... " , молимся именно в этом благодатном свете. Мы молимся о том, чтобы Господь избавил нас не просто от праздности, уныния и празднословия, а от духа зла, которым живы эти грехи. И чтобы он даровал нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви - тот свет, который нам дано было ощутить как новую жизнь, ради которой создан человек; как жизнь, ради которой Бог воплотился и принял все, что есть в нашей человеческой судьбе. Жизнь, ради которой Он постился сорок дней, чтобы через этот пост мы соединялись с Ним и приобщались Его Кресту и Воскресению. Этот свет, эта благодать дают нам понять, почему в нашей главной молитве Великим Постом Церковь молится словами, которые являются печатью всех прошений: " Господи, дай мне зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего " . - Чтобы понимать, что каждый человек призван Господом к вечности, и ради каждого из нас Господь воплотился и принял страдания. В духовной жизни существует порядок, и мы понимаем, что начинаем видеть свои грехи только тогда, когда в нашей жизни появляется хоть капля благодатного нетварного света. Когда этого света нет, нам кажется, что у нас все благополучно. Мы не видим грехов не потому, что их нет, а потому, что так темно, что мы не различаем уже свет от тьмы, и только по мере нашего приближения к этому свету начинаем видеть в себе ту страшную тьму, которая присутствует в каждом грешном человеке, в каждом из нас. Порядок духовной жизни, к которому призывает нас Святая Церковь Великим Постом, заключается в том, чтобы прежде, чем стремиться достигнуть благодати, света нетварного, мы научились противостоять всякой неправде, всякому греху, всякой праздности, всякому унынию, которое в нас есть; чтобы мы старались изо всех сил стяжать те главные качества, о которых напоминает нам Церковь. И только после этого можем мы надеяться, что нам будет дано приобщиться духу, стоящему за красотою нашей внутренней жизни.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_31...

Духовник Донского монастыря провел беседу о Рождественском посте Духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич) в молодежном клубе «Донской» провел беседу о Рождественском посте как предпразднестве Рождества Христова. Расширить возможности Мы знаем, что великие, двунадесятые праздники в Православной Церкви наступают не сразу, а им предшествуют предпразднства . Кроме того, не бывает и резкого перехода от праздника к будням, потому что за праздниками бывают послепразднства . Это так же, как в природе: не сразу после ночи наступает день, сначала утренняя заря, так же после дня – вечерняя заря, так же и зима, и лето – не сразу наступает лето после зимы. Так же и церковный устав сотворен с помощью Божией. Люди в сотрудничестве с Богом, в соработничестве с Богом создавали богослужения. И поэтому так же, как Господь Творец есть природы, так же он Творец есть и церковного богослужения, при посредстве человеческого творчества. Если мы посмотрим на Рождественский пост , который предшествует Рождеству , мы можем тоже назвать его таким предпразднеством. Вообще, как мы знаем, есть четыре продолжительных поста в Церкви, и каждый из них предшествует особому торжеству. Великий пост предшествует крестным страданиям и Пасхе , Успенский пост предшествует Успению Божьей Матери , Рождественский пост предшествует Рождеству Христову, и еще есть Петров – апостольский пост , который предшествует празднику апостолов Петра и Павла. Во время предпразднества уже начинают звучать песнопения и тексты богослужений, которые связаны с праздником. Так что верующие могут в течение предпразднества как-то приготовить себя, свой ум и сердце для того, чтобы наилучшим образом воспринять то духовное содержание, которое имеет отношение к этому празднику, к этому святому торжеству. И вот мы знаем, что в тропаре Преображения Господня говорится о том, что апостолы видели этот фаворский свет «якоже можаху», то есть в меру своих возможностей. И вот именно предпразднество позволяет нам расширить возможности своего ума и сердца для того, чтобы воспринять в наибольшей полноте вот этот вот свет торжества. А что касается Рождественского поста, то пост и молитва как раз и помогают наилучшим образом расширить возможности нашего восприятия, возможности ума и сердца для того, чтобы воспринять этот свет, свет Рождества Христова.

http://pravmir.ru/ieroshimonah-valentin-...

Протоиерей Александр Салтыков: Мы живем в прекрасное время! (+Видео) Одна праведная женщина, в страшном смятении, бывшем здесь, тихонько унесла Казанскую икону Божией Матери, которая была нам возвращена через много десятков лет. Это стало напоминанием — незаметным, но существенным. Закрытие храма было моментом страшного горя, искушения, несчастья — всех арестовали – настоятеля, святого Гавриила Меликесского, а икона спаслась и пришла к нам, чтобы мы видели, что Бог нас не оставляет, и все восстанавливает. 19 августа, 2013 Одна праведная женщина, в страшном смятении, бывшем здесь, тихонько унесла Казанскую икону Божией Матери, которая была нам возвращена через много десятков лет. Это стало напоминанием — незаметным, но существенным. Закрытие храма было моментом страшного горя, искушения, несчастья — всех арестовали – настоятеля, святого Гавриила Меликесского, а икона спаслась и пришла к нам, чтобы мы видели, что Бог нас не оставляет, и все восстанавливает. Предлагаем вашему вниманию проповедь настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова в праздник Преображения Господня , 19 августа 2013 года. Поздравляю вас с праздником Преображения Господня! Этот день причислен к величайшим праздникам Церкви, которые мы называем Двунадесятыми, таким, как Рождество Христово, Сретение, Троица и других. Эти события земной жизни Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы происходили перед лицом всего народа, но не все — Рождество Христово и Рождество Богородицы не могли быть публичными — это домашние события. Преображение также не имело характера всеобщности – только три ученика видели это явление, предназначенное для прославления Христа во всем мире. Уже древние писатели говорили, что, хотя это событие случилось на горе, на всеобщем обозрении, но видели его только три ученика. Божественный свет не всегда и везде может быть доступен людям. Господь открывает Свой свет только тогда и там, где это угодно Ему. Свое учение Господь распространил по всему миру и в этом спасительном учении говорится о Фаворском свете. Этот свет человеческая душа принимает во время Крещения, и на Божественной Евхаристии, во время причащения Святых Христовых Тайн. В таинствах Церкви каждый принимает этот незримый Божественный свет. В день, когда воспоминается это чудо, и мы ждем Преображения, просим, чтобы Господь его совершил, и верим, что оно таинственно совершается, то это чудо совершается в каждой душе. Каждая  молящаяся душа это чудо приемлет не явно. Поэтому так важно в этот день причаститься Святых Христовых Тайн.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-s...

Слово в день Преображения Господня 11 Егда моляшеся, бе видение лица Его ино ( Лк. 9:29 ) Господь наш Иисус Христос имел обыкновение удаляться в горы для молитвы; и ныне пред Своим Преображением взыде помолитися, как повествует св. Евангелист, на гору, именуемую Фавор. Он был на Фаворе не один. Туда взяты были три ученика Его. Поем Иисус Петра, Иоанна и Иакова, возведе их на гору ( Лк. 9:28 ). Туда призваны были из горнего мира два Пророка: явистася Моисей и Илия с ним глаголюща ( Мф. 17:2–3 ). – Те и другие, жители земли и обитатели неба, должны были присутствовать при преображении Господнем во свидетельство истины. Но Иисус молился на Фаворе один. Ученики не могли разделять с Ним молитвы, – бяху отягчены сном ( Лк. 9:32 ), а Пророки явились среди молитвы, и беседовали о последних днях и смерти Богочеловека: глаголаста же исход Его ( Лк. 9:31 ). Молитва Иисуса на Фаворе была из самых необыкновенных Его молитв. Среди нее последовало славное Преображение. Егда моляшеся, бе видение лица Его ино; Оно просветися, яко солнце, и ризы Его быша белы, яко свет блестящася ( Мф. 17:2 ); то есть Божество, сокрытое в человечестве Иисусовом, так раскрылось, что просияло в лице Его, яко солнце; преобразило одежду Его; озарило и восхитило учеников до того, что Петр хотел навсегда остаться на Фаворе. Господи, добро есть нам зде быти ( Мф. 17:4 ), воскликнул он от радости. Для чего преобразился Иисус? Для того, как выражает св. Церковь в своей песни, да егда узрят Его распинаема, страдание убо уразумеют вольное; для того, дабы и мы, по слову Апостола, взирая откровенным лицем на славу Господа нашего, старались преображаться Духом Божиим в тойже образ, от силы в силу, от славы в славу ( 2Кор. 3:18 ). Вникнем в эту цель. За восемь дней до Фаворского события свет небесного откровения о Божественном достоинстве Иисуса Христа просиял в мыслях Его учеников. Так, когда Иисус Христос, по случаю разногласия о Нем народных мнений, спросил Своих учеников: вы же кого мя глаголете быти: Апостол Петр отвечал прямо и ясно: Ты еси Христос, Сын Бога живаго ( Мф. 16:15–16 ). Но сей свет исповедания Петрова еще не мог открывать их земному чувству величие и славу крестной смерти их Учителя. Так, когда Иисус Христос стал предсказывать им о Своих страданиях; тот же Петр начал пререкать Ему, говоря: не имать быти Тебе сие ( Мф. 16:22 ). Сколь удобно было уму учеников убедиться в Божестве Иисуса Христа, при виде Его необыкновенных чудес, столь напротив трудно было их сердцу уверовать в будущую славу Его крестной смерти. Свет откровения боролся в учениках со тьмою их плотских чувствований. Она всегда боится и отвращается скорбей и страданий. Она любит жить весело, спокойно, прохладно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010