По окончании академического курса в том же 1841 г., в августе этого же года иером. Феофан был определён ректором Киево-Софийского духовного училища, при чём ему было поручено и преподавание латинского языка в высшем классе этого училища. В Киеве, однако, Феофан оставался недолго. В декабре 1842 г. он был переведён на должность инспектора и профессора философских наук в новгородскую семинарию, а через два года отсюда, в декабре 1844 года, был назначен бакалавром С.-Петербургской духовной академии по кафедре нравственного и пастырского богословия, а затем исполнял и должность помощника инспектора. В 1847 г., в августе, иеромонах Феофан с разрешения св. Синода оставил учебную службу и отправился в Иерусалим для поклонения св. местам, в качестве члена, отправлявшегося в Иерусалим духовного посольства, во главе с известным учёным археологом архим. Порфирием, для ознакомления с положением православия на востоке. Миссия, живя большею частью в Иерусалиме, посетила все свящ. места Палестины, Египта, Сирии. Иером. Феофан, исполняя свои обязанности, мог в то же время вполне удовлетворить и свои нравственные и научные потребности. Он изучал памятники жизни и писания древних подвижников; собрал много рукописей святоотеческой литературы. Вращаясь несколько лет среди православных греков, отчасти евреев и арабов, он хорошо изучил греческий язык и познакомился с еврейским и арабским. Посольство возвратилось на родину в 1855 г., при чём по случаю войны России с Турцией пришлось ехать через Европу. Здесь, по пути Феофан с интересом знакомился с художественными произведениями Италии, с немецкой богословской учёностью в Германии. По возвращении в Россию Феофан 12 апр. 1855 г. был определён снова в Спб. дух. академию бакалавром по церковному законоведению. Скоро он был возведён в сан архимандрита и в сентябре того же года назначен ректором Олонецкой семинарии. Отсюда в мае 1856 г. его перевели в настоятели посольской русской церкви в Константинополе, а через год, 13-го июня 1857 г., его опять назначили в Петербургскую академию уже ректором и профессором догматического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава третья. Преподавательская деятельность. Принятие монашества В биографии Владыки Феофана, составленной Архиепископом Аверкием (Высокопреосвященный Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский. К столетию со дня рождения: 1872–1972гг. Джорданвилль, 1974г.), есть некоторая неточность. Там указывается, что Архиепископ Феофан родился 1-го января 1872 года. Эта дата ошибочна. Да и сам биограф не уверен в ней. В другой работе Архиепископ Аверкий указывает иной год рождения Архиепископа Феофана, а именно, 1873 год. Но и обе эти даты ошибочны. В данном случае несомненной нужно считать ту дату, которую сообщает сам Архиепископ Феофан. А это прежде всего свидетельство официального документа, нансеновского паспорта, по которому он жил за границей. В его нансеновском паспорте, выданном в Софии, стояла дата рождения: 31 декабря 1874 года (по старому стилю). Переехав во Францию и переменив нансеновский паспорт на новый, выданный в Париже, Архиепископ Феофан снова указывает прежнюю дату своего рождения. Эту же дату подтверждает и мэрия Лимерэ-Амбуаз (Франция), где похоронен Архиепископ Феофан. Кроме того, на его гранитном надгробии стоят годы его жизни: 1874–1940. Помимо этого, сам Архиепископ как-то упоминал, что он окончил духовную семинарию в семнадцать (неполных) лет, перешагнув через три класса, о чем было уже сказано прежде. Как известно, он поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию в 1891 году, а окончил ее в 1895, на двадцать первом году жизни. Так Владыка Архиепископ и говорил: «В год моего окончания Академии, в возрасте двадцати одного года (в это время ему было 20 лет и 8 месяцев), я начал преподавать в той же самой Академии... » В 1896 году Василий Димитриевич назначается доцентом С.-Петербургской Духовной Академии по кафедре библейской истории и принимает монашество с именем Феофан, в честь преподобного отца нашего Феофана Исповедника , Епископа Сигрианского, и в благоговейную память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского . В том же году он полагается в сан иеродиакона и иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Святые Отцы о молитве и трезвении «Святые Отцы о молитве и трезвении. (Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу) — антология святоотеческих текстов о молитве, составленная Феофаном Затворником. В предисловии Феофан Затворник пишет о сборнике «Святые Отцы о молитве и трезвени»: «[в сборнике]все говорится о духе молитвенном. […] При всем том нельзя однако ж не дивиться, как так бывает, что целый век молимся, а молиться, как должно, все же не умеем. Предлагаемый сборник напомнит об этом, изображая достодолжную молитву, а кто возжелает достигнуть совершенства в ней, чтоб она и в его душе была достодолжною, того научит, как в сем успеть. Венец сборника составлять толкование молитвы Господней. […] По сознанию бессилия хорошо своим умом и словом сделать это, предположено собрать под каждое слово молитвы, что говорили о нем св. отцы, и предложить вниманию христолюбивых молитвенников. И предлагается. Так произошли две половины сборника.» В том же предисловии к «Святым Отцам о молитве и трезвении» Феофан Затворник пишет о несистематичности своего труда: » Иной, может быть, пожалеет, что сборнику не дана какая-нибудь система. — Об этом была мысль. Но спрошен был один из великих молитвенников, Святитель Божий теперь уже блаженной памяти, — не лучше ли дать систему сборнику? Ответ получен такой: не идет к сему делу система. Система производится такими силами, который находятся совсем в другой области, нежели в какой действуется молитва. Потому это будет смешение не сродных стихий. Сборник составляется для назидания, а не для умствования. Ищущему же назидания не система нужна, а указание дела. У него свой в сердце созидается молитвенный строй, — и всякое вычитанное указание тотчас в сердце, а не в голове, находит свое место. Система будет ему только мешать, — и даже охлаждать дело молитвы.» Святитель Феофан Затворник Сборник " Святые Отцы о молитве и трезвении " Предисловие к сборнику Феофана Затворника Предлагаемый сборник обязан своим происхождением следующему случаю. Некто из боголюбцев, любящих внимать себе и с Богом молитвенно беседовать, рассказывал о себе, что он, бывая вынужден иногда хлопотать много по хозяйству и по должности, всегда ослабевает во внимании и охлаждается в молитве. Как, говорит, ни скорбно это, но сладить с собою не бываю я в силах. Но потом, как только улучу свободное время, запираюсь в своей комнате и, положив конец всем делам и хлопотам, только молюсь, читаю и размышляю о Боге и вещах божественных. Милостив Бог, — прежнее настроение мирное опять возвращается. Читаю я в это время все только о молитве, то в одной, то в другой книге. Сказав это, он выразил желание, что хорошо было бы когда бы все это собрано было в одну небольшую книжку. Тогда не для чего было бы рыться в разных книгах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

§11. Характеристика преосв. Феофана Лице разумно мужа премудра. Притч. 17, 24 . Муж разумный едва тихо осклабится. Сирах. 21, 23 . «Во всем – мера». Преосв. Феофан, Мысли на каждый день года. «Любезный и привлекательный характер тем более располагает к себе, чем менее обнаруживает самоуверенности. Застенчивость в таком умаляет, может быть, широту влияния, но не силу его». Преосв. Феофан, там же. «С характерами рождаются; а иные характеры вырабатываются течением жизни. Последние, если окажется нужным, может изменить благоразумие; первые же изменяет одно лишь благодатное перерождение». Преосв. Феофан, там же. Происходя от родителей, из коих отец обладал и отличался преимущественно сильным умом, а мать, – особенно, – нежно любящим сердцем, преосв. Феофан унаследовал то и другое в высшей степени, а со стороны внешнего вида унаследовал, по свидетельству его ближайших сродников 553 , преимущественно черты матери, ее облик, цвет лица и волос, манеры, голос и проч. Но эти, унаследованные от природы, характеристические черты, частью под влиянием условий времени, обстоятельств и личной настойчивости самого преосв. Феофана, а главным образом благодатной силой, в значительной мере изменились у него впоследствии. Прежняя излишняя живость заменилась сдержанностью, шутливость – серьезностью и т.д. Об этих то, внешних и внутренних чертах характера преосв. Феофана, также, как и о характеристических особенностях его, как писателя, мы и скажем теперь несколько слов, прежде нежели заключить наш настоящий биографический очерк описанием последнего времени жизни, кончины и погребения святителя-затворника. В преосв. Феофане, по устроению Господню, обилиие даров духовных соединялось и с обилиием внешних, телесных добрых качеств. «Внешний вид его, – пишет один из его близких сродников, – был приятный и красивый: роста небольшаго, темно-русые жидкие волосы скромно лежали на голове, борода длинная полуокладистая, лицо чистое, взгляд веселый и улыбающийся, особенно в разговоре, брови нависшие. В общем представлял приятное впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

§12. Последнее время жизни, кончина и погребение святителя Феофана Честна пред Господем смерть преподобных Его. Псал. 115, 6 . «Не тот блажен, кто начал благое житие, но кто пребудет в нем до конца». Преосв. Феофан, Сборник аскет. пис. «Кому страшна смерть? – Тому, у кого она отнимает все и провожает на тот свет ни с чем. Кто успел запастись нетленным богатством, того надежда утешает в час исхода». Преосв. Феофан, Мысли на каждый день года. «В час смерти, в сознании чередою проходят деяния жизни, отражая в очах и лице умирающаго или утешение, или сокрушение, соответственно представляющимся делам. Живущим, пока живут, хорошо приводить это почаще на память». Преосв. Феофан, там же. «Вот о. Серафим, – читаем у преосвящ. Феофана в его Письмах о христианской жизни, 584 – всю жизнь стоял пред Господом, и горел как свечка. Так и другие». Так, между прочим и святитель Феофан, который всю жизнь свою стоял пред Господом и как свеча горел пред Ним, пламенея горячей любовию к Нему и к ближним, непрестанной молитвой славословия, благодарения и прошения о себе и о людях, богомыслием и доброделанием, светя и все вокруг себя освещая своим богомудрым учением и любодобродетельной, истинно-христианской жизнью и согревая наполнявшей в преизобилии его собствннное сердце любовью и благодеяниями вещественными и особенно духовными. И эта свеча догорела, светильник угас; пламень потух: очи, в которых светилось так много добра, любви и ума, смежились; сердце, горевшее любовью и молитвой и невольно вызывавшее к себе взаимную любовь и доверие, перестало биться. Не непредвиденна была кончина святителя-затворника и не неожиданна для него самого. Тихо догорала свеча жизни его земной, и он уже давно готовился и хорошо приготовился к смерти, не страшась ее, а ожидая ее как дорогую гостью, как разрешительницу от уз многострастной плоти для вожделенного соединения со Христом, для блаженного богообщения. Ибо кому страшна смерть? – Тому, у кого она отнимает все и провожает на тот свет ни с чем. Кто успел запастись нетленным богатством, того надежда утешает в час исхода».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

10.05.2011 Издание творений святителя Феофана Затворника – это начало большой работы по изданию наследия отцов Русской Церкви Игумен Евфимий (Моисеев): " Хотелось бы, чтобы издание творений святителя Феофана положило начало работе над подготовкой изданий и других отцов Русской Церкви, чтобы все интересующиеся святоотеческим наследием получили в свое распоряжение качественные, подготовленные на современном научном уровне тексты " . В 2010 году в Издательском Совете Русской Православной Церкви была начата работа по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Данный проект не имеет аналогов в церковно-издательской практике последних лет. О причинах, которые обусловили появление проекта, о сложностях, сопровождающих работу над ним, и о перспективах его развития – беседа с заместителем Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви игуменом Евфимием (Моисеевым). Отец Евфимий, расскажите, пожалуйста, почему именно к святителю Феофану было обращено внимание Издательского Совета? Хотелось бы выделить две черты, которые наиболее ярко характеризуют святителя Феофана как личность и как духовного писателя. Уникальность его личности заключалась в том, что, будучи великолепным богословом и иерархом, который имел богатый опыт церковно-дипломатической, учебной и административной работы, он принял на себя подвиг затвора, в котором провел более 20 последних лет своей жизни и где создал большую часть своих произведений. Как писатель святитель Феофан универсален: его творчество охватывает огромное количество жанров и видов церковной письменности:это и догматические, и аскетические, и экзегетические, и духовно-нравственные, и гомилетические сочинения, не говоря уже о переводах и богатейшем эпистолярном наследии. Когда был составлен план издания, мы были поражены: этот план на настоящий момент насчитывает порядка 40 томов – их окончательное число еще будет уточняться. По объему своего наследия святитель Феофан занимает второе место в русской литературе после Льва Толстого, а среди русских духовных писателей по масштабам своего духовного и богословского творчества он занимает первое место.

http://new.izdatsovet.ru/news/izdanie-tv...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «За что потерпели они сию мучительность? За исполнение долга» Слова святителя Феофана Затворника о погибших на броненосце «Русалка» моряках применимы и к российским подводникам, погибшим 1 июля в Баренцевом море 04.07.2019 1020 В 1893 году в Финском заливе во время учений затонул броненосец «Русалка», напоминает сайт « Благодатный Огонь ». Известие о гибели корабля и всей его команды в составе 177 человек в мирное время глубоко взволновало русское общество. Поиски затонувшего корабля длились около года и результатов не дали. Святитель Феофан Затворник писал о погибших при исполнении воинского долга как о мучениках. Он напоминал о том, что военный долг установлен Богом, и потому воины, положившие свои жизни во время исполнения своего долга, не могут не быть вознаграждены Им. Предсмертные страдания моряков святитель Феофан сравнивает со страданиями мучеников, считая, что погибшие воины должны быть причислены к их лику. «Невольно напрашивается параллель с гибелью российских моряков-подводников в Баренцевом море 1 июля 2019 года. Воинский подвиг всегда высоко ценился в русском народе, ибо жертвенность воина оправдана словами Господа нашего Иисуса Христа: " Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих " (Ин. 15, 13). К героической гибели русских воинов-подводников применимы слова утешения святителя Феофана», - отмечается в комментарии на сайте «Благодатного Огня». «Вас поразила участь Русалки и бывших на ней... Кого же она не поразила?! Все поражены, – и больше всех Государь... Но не имеем ли мы возможности найти утешение в обетованиях христианских? Кажется, имеем. Не погибель корабля ужасает, а участь бывших на нем. Станем мерить сию участь в отношении к участи вечной. Это главное. В каком положении были все эти лица? В положении исполняющих долг свой. Военный долг стоит ли в ряду Божиих, Богом определенных и Богом награжденных? Да! Морское воинствование не одинаково ли с воинствованием сухопутным? Да! И думается, его надо поставить немного впереди и выше...» - пишет святитель Феофан Затворник в «Слове», написанном в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/04/za...

Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько Скачать epub pdf Глава 11. Христианское учение о добродетелях § 1. Что такое добродетель Добродетельная жизнь человека ведет его к единению с Богом. Добродетели – это подражание божественным совершенствам. Учение о святости, богоподобии как воспроизведении личностью божественных совершенств – добродетелей – проходит красной нитью через все святоотеческое учение, пишет С.М. Зарин [Зарин. 1996]. В реальном общении с Богом, удаляясь от растления похотью, христианин не имеет предела на пути религиозно-нравственного развития, ибо у «добродетели один предел совершенства – не иметь предела» [там же, с.23]. Св. Феофан Затворник определяет добродетель, которая как состояние или настроение духа, есть ревность и сила пребывать в порядке христианской нравственной жизни. Смирение, терпение, кротость, бескорыстие, послушание называются добродетелями, но они не суть определенные дела, замечает св. Феофан, а нечто сокрытое в соответственных им делах, – лежащее в основании их, постоянно пребывающее в сердце расположение, любовь к сим делам. Не тот безгневен, кто не бранит обидчика, но тот, кто в сердце имеет к нему незлобие [ Феофан Затворник . 2003]. Добродетели естественны для человеческой природы (человек ведь создан по Образу Божьему), тягостных душевных ощущений добродетели не вызывают. Искаженные добродетели, как результат падшести человека и искажения его природы, и есть страсти (извращения) – самолюбие, сластолюбие, сладострастие вместо любви к Богу и ближним [Тихон (Софийчук). 1999]. В нравственном богословии под добродетелью понимаются «проявления человеческой воли, согласные с нравственным законом или божественною волею и проистекающие из любви к Богу и ближним [Олесницкий. 1907, с. 83]. Слово «добродетель» равносильно со словом «нравственность», а слово «грех» – «безнравственность». Так как добродетели христианина исходят из нравственного закона, человек вступает в своей жизни в троякие отношения: к верху – к Богу; ко вне – к ближним и ко внутрь – к самому себе. Таким образом, все эти обязанности христианина можно разделить на три разряда: на обязанности к Богу, ближним и к самому себе [там же].

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько Скачать epub pdf Глава 8. Память § 1. Святоотеческое учение о памяти «Память есть удержание отпечатлений ума, – как объяснял св. Григорий Богослов , – или сохранение воспринятого» [Кашменский. 2002, с.70]. «Памятование есть представление, оставленное как каким-либо чувством, так и каким-либо мышлением, обнаруживающимся через действие; или: сохранение вещи, воспринятой и чувством, и мышлением... Душа сохраняет образы тех вещей, которые постигла и представлением, и мышлением. Тогда говорят, что она помнит... Способность же помнить служит и причиной, и хранилищем памяти и припоминания», – так говорил св. Иоанн Дамаскин [Иоанн Дамаскин. 1998, с.92]. Святые отцы различали два действия памяти: памятование и воспоминание. Воспоминание есть отложение забвения, или возвращение памятования, потерянного через забвение. Забвение – это утрата памяти, памятования. Памяти святые отцы придавали «инструментальный» характер, рассматривали ее как «инструмент» ума: «Что зрачок для глаза и произношение слова для языка – то же память для ума» [Кашменский. 2002, с.70]. Св. Феофан Затворник воображение и память называл низшими способностями души: «Они действуют почти совместно, и сделанное одною тотчас принимается другою. Что увидел глаз, образ того сейчас снимается воображением и слагается в память, как в какой архив... Они составляют как бы вход во внутреннюю нашу храмину, а потому в области знания имеют значительную цену, и не только в области знания, но и во всей деятельности человека» [ Феофан Затворник . 2003, с. 343]. Составленные воображением и хранящиеся в памяти образы, – далее развивает свою мысль св. Феофан, – употребляются или в том виде, как они приобретены – это называет он воспоминанием, или в виде измененном – это он называет фантазией. В обоих случаях действуют совместно и память, и воображение, но каждая своим особым образом [там же]. В воспоминании память свидетельствует, что это тот же образ, который познан прежде и который был сокрыт в глубине. Причина воспоминания – ассоциация идей. Разные виды этих ассоциативных связей дали бытие разным законам воспоминания: закон сосуществования и доследования, сходства и противоположности, целого и частей, причины и следствия, средства и цели, материи и формы.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Протоиерей Павел Хондзинский – доктор богословия, доцент, декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В статье выдвигается и рассматривается предположение о том, что в своих толкованиях на апостольские послания святитель Феофан Затворник дал критику не только современной ему западной библеистики, но и важнейших экклесиологических идей А.С.Хомякова. Сопоставление последних с положениями основанной на толковании апостольских текстов экклесиологии святителя Феофана приводит к выводу об очевидной альтернативности предлагаемых святителем подходов, что позволяет в конечном счете высказаться в пользу предложенной в начале гипотезы. Ключевые слова: святитель Феофан Затворник , А.С.Хомяков, «беседовательные толкования», экклесиология, соборность, кафоличность, община, иерархия, Пятидесятница. Толкования апостольских посланий – предпоследний (предшествующий «Добротолюбию») монументальный труд святителя Феофана Затворника . Толкования выходили в свет с 1872 по 1882 гг. Неоконченным осталось только толкование послания к Евреям. В известном письме к протоиерею В. П.Нечаеву святитель писал: «Прошлый раз я забыл сказать вам, почему толкование называю беседовательным. Потому что вношу многое, что не ожидается от толкования, а скорее от беседы. А это затем, чтоб чем-нибудь размочить неизбежную в толковании сухость. Зачем нет филологических заметок? – Дело вкуса. Пересматриваю все немецкие знаменитости, – и их хлам учености до того опротивел, что не хочется даже греческого слова внести в текст. К тому же ученые не станут нас читать; некогда, и сами все знают. А для неученых греческие каракульки только досаду возбуждать будут» 1 . Упоминание в тексте письма «неученых» дает, кажется, повод для того, чтобы считать толкования святителя Феофана предназначенными для простого народа, но так ли это на самом деле? Во-первых, хотя, может быть, и не так часто, но «филологические заметки» и «греческие каракульки» появляются в тексте толкований. Во-вторых, если толкования адресованы «неученым», то, чтобы понять, кого мог разуметь под ними святитель Феофан, надо сначала понять, кто для него являлся ученым?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010