Реформатор иконописания. Симон Ушаков – через реформы к традиции (ВИДЕОэкскурсия) 18 ноября, 2015. Левон Нерсесян Экскурсия по выставке Симона Ушакова в Третьяковской галерее До 10 января в стенах Государственной Третьяковской галереи проходит выставка икон Симона Ушакова (1626-1686) – самого известного русского иконописца XVII века, реформатора, основоположника нового стиля, получившего широкое распространение в творчестве мастеров московской Оружейной палаты, а затем и далеко за пределами столицы. Сегодня на «Правмире» экскурсия по выставке, которую специально для читателей портала провел Левон Нерсесян – искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи. Конечно, выставку надо увидеть своими глазами, иначе как вы сможете понять, чем самое маленькое из семи изображений Спаса Нерукотворного, представленных на выставке, отличается от других, и почему именно оно является самым ярким и наиболее сохранным образцом «живоподобного» стиля иконописца. И только своими глазами вы сможете увидеть удивительную находку на самой первой ушаковской иконе Спаса Нерукотворного – фрагменты оригинальной авторской надписи с датой «1661 год», – обнаруженную совсем недавно, во время реставрации иконы к выставке. До этого все энциклопедии твердили одно – Спас Нерукотворный написан для церкви Троицы в Никитниках в 1658 году, поскольку именно эта дата фигурировала на поздней надписи на нижнем поле иконы. В общем, выставку надо посетить обязательно, а пока – видео и текст экскурсии. «Писал Симон Ушаков, государев иконописец» Симон Ушаков был человеком своего времени, отразившим в своих произведениях важнейшие исторические и культурные процессы XVII столетия. С другой стороны, именно в творчестве Ушакова, благодаря его индивидуальным художественным поискам, возник и утвердился в 60-70-е годы XVII столетия новый стиль русского иконописания, который усвоили сначала мастера Оружейной палаты и столичные художники, а вслед за ними, уже в конце XVII столетия – практически все русские иконописцы в большинстве существовавших тогда художественных центров.

http://pravmir.ru/reformator-ikonopisani...

В выставочном зале ЖМП 12 декабрь 2015 /  30 декабря 2015 г. 11:55 Светотень живоподобия В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 390 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И 330 - СО ДНЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ ЗНАМЕНИТОГО ЦАРСКОГО ИКОНОПИСЦА СИМОНА УШАКОВА Не дожидаясь наступления юбилейных дат, Государственная ­Третьяковская галерея (ГТГ) открыла первую в истории монографическую выставку «Симон Ушаков — царский изограф». Сотню икон для нее предоставили семнадцать российских музеев (включая Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Русский музей, Центральный музей древнерусской культуры и искусства) и четыре частных коллекционера. Об огромном труде организаторов красноречиво свидетельствует такой факт: от первых разговоров о необходимости выставки до воплощения идеи в жизнь минуло тридцать лет. Тайны «Древа» из Никитников Общеизвестно: в отличие от подавляющего большинства коллег-современников, Симон Ушаков предпочитал подписывать свои иконы. До нас дошло сравнительно немного его работ, и в основном они оказались рассредоточены по разным музейным собраниям и коллекциям. В Третьяковской галерее, признается заведующая отделом древнерусского искусства ГТГ Наталья Шередега, удалось собрать почти все ныне известные иконы мастера, за исключением разве что хранящихся в Пермской и в Иркутской государственных картинных галереях: везти на такое большое расстояние заслуженно считающиеся шедеврами иконописи ушаковские творения оказалось слишком дорого. В экспозиции несколько памятников, публичная демонстрация которых достойна отдельного рассказа. В первую очередь это касается икон с драгоценными окладами. Мерную икону третьего сына царя Алексея Михайловича Федора Алексеевича (1661) предоставил Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» (после смерти царевича в 1682 году образ великомученика Феодора Стратилата перенесли в Архангельский собор и установили над государевой гробницей). А вот для иконы Василия Исповедника, исполненной по заказу стольника Василия Волынского, Третьяковская галерея — родной дом. Но на выставке впервые после очень долгого перерыва она предстает в первозданном позолоченном окладе. В фондах он давным-давно хранился отдельно, но теперь соединен с иконой.

http://e-vestnik.ru/culture/vystavka_sim...

Прихожане Троицкого храма препятствуют изъятию из храма старинного иконостаса Москва, 20 июня 2006 г . С 8:30 утра во вторник у храма Троицы в Никитниках продолжается молитвенное стояние верующих с целью не допустить изъятия из храма старинного иконостаса, передает РИА Новости. " Мы хотим выразить мнение нашего прихода по поводу того, что бывшие хозяева, то есть Государственный Исторический музей, хотят забрать иконостас. Эти иконы стоят в храме 300 лет " , – сказал настоятель храма протоиерей Арсений Тотев. По его словам, во вторник должны приехать " реставраторы, которым поручено забрать иконы " . " Пока мы оформляем права на храм, который передается приходу (Московскому Патриархату), они посчитали, что могут забрать иконы, чтобы хранить их в музее " , – пояснил священнослужитель. Он убежден, что иконы, перед которыми сотни лет молились предки, должны оставаться именно в храме. Приход готов взять на себя ответственность за сохранность святынь и заключить соответствующий договор. У храма на акцию протеста собралось несколько десятков человек с плакатами: " Уважаемые искусствоведы, где ваша совесть! " , " Сейчас не 1917 год " , " Разоряя храм, разоряем Россию " . В Государственном Историческом музее пообещали прокомментировать ситуацию позже. Троицкий храм в Никитниках построен на средства Георгия Никитникова из Ярославля в 1631-34 годах. Храм расписывали лучшие царские иконописцы 17-го века: Симон Ушаков, Яков Казанец, Григорий Кондратьев. В церкви хранится список чудотворной иконы Богородицы " Грузинская " , от чего храм получил второе название – " Грузинской Божией Матери на Варварке " . В советское время храм был закрыт, богослужения в нем возобновились в 1999 году. Сейчас приход насчитывает около 400 верующих. Справка : Позолоченный деревянный иконостас главного престола в Троицком храме в Никитниках выполнен московскими и ярославскими резчиками по росписи интерьеров в 1640-х годах. В иконостасе есть иконы строгановского письма, многие иконы местного ряда выполнены иконописцами Оружейной палаты. Для этой церкви в 1659 году иконописцы Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону " Благовещение с акафистом " , а иконы " Великий архиерей " , " Богоматерь Владимирская " или " Насаждение древа Государства Российского " принадлежат кисти Симона Ушакова.

http://pravoslavie.ru/17771.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская икона в нерусской Полтаве 08.04.2011 476 О том, что в Полтаве готовится выставка русской домовой иконы, шли разговоры уже давно, и вот 5 апреля эта выставка открылась. Ее создатель – полтавский коллекционер Сергей Козлов, известный в городе своей неожиданной (для околомазепинского бомонда) выставкой наград солдат и нижних офицерских чинов Русской Императорской армии с 1831 по 1918 год. Нынешняя выставка называлась «Русская и украинская домовая икона XVIII – начала XX веков» проводится в музее имени И.П. Котляревского. Однако ожидаемое настроение было несколько оттенено форматом презентации, где главную роль сыграли свидомые граждане с русофобским душком. На презентации выставки выступил функционер организации гражданина Денисенко под названием «УПЦ-КаПе», так называемый «владыка Полтавский и Кременчугский Федир», - по всей видимости, признанный знаток в области иконографии и церковного письма. По какой-то причине, представителей канонической Церкви на презентации не было. Не удивительно, что после такой «закваски» общий тон последующих, довольно нудных выступлений стал меняться от искусствоведческого в сторону этно-эмоционального. Выступавший искусствовед Ким Скалацкий, прочитавший лекцию об истории икон, для чего-то акцентировать внимание на том, что чтимая в России икона Владимирской Божией Матери, на самом деле есть иконой Вышгородской Божией матери, якобы украденной Андреем Боголюбским во время киевского погрома , и вывезенной им во Владимир, где и «превратилась во Владимирскую». До сих пор кажущийся «общественно-нейтральным» искусствовед вдруг ударился в размышления об уходе в примитивизм русской иконографии после исчезновения Киевской Руси, намекая, что Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий – иконописцы исконно украинские, а к примеру, русский иконописец Симон Ушаков есть «типичное проявление упадка». Но все же, прежде всего, были иконы. Сергей Козлов, представляя свои находки и приобретения, подолгу останавливался на каждой, пересказывая историю иконы и историю их появлений у него.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/08/ru...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Владимирская Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Владимирская икона Божией Матери. Праздники из ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в Вологде. 1549 г. (ВГИАХМЗ). Часто в интернете эту икону неверно называют Флорищевской иконой. Файл 362.jpg:   Размер: 1241x1754, 2.18 MPix, 658 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (697) , (35) . Описание: Владимирская «Оптинская-Новодивеевская» икона Божией Матери. Иером. Даниил (Болотов)? 50-70-е гг. XIX в. (Новодивеевский мон-рь, Спринг-Валли. США) Файл 12254.jpg:   Размер: 323x400, 0.13 MPix, 48 Kb. Дата: 2011-04-13, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (261) , (8) . Описание: Икона Божией Матери «Владимирская» с предстоящими ювелир: Ахапкина Светлана художник: Соколова Елена скань, расписная эмаль, роспись по эмали. Файл 12647.jpg:   Размер: 450x555, 0.25 MPix, 458 Kb. Дата: 2011-05-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (267) , (11) . Описание: Икона в окладе " Богоматерь Владимирская " . Дерево, масло; оклад - серебро. Россия, Москва, мастер Тихонов Афанасий, пробирный мастер Дубровин Н.Д., 1838г. Файл 13558.jpg:   Размер: 525x700, 0.37 MPix, 165 Kb. Дата: 2011-09-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (217) , (8) . Описание: Икона «Богоматерь Умиление Владимирская». Первая треть XV века (1410-е) Из Успенского собора Московского Кремля. ГММК (Успенский собор) Файл 18002.jpg:   Размер: 900x1373, 1.24 MPix, 171 Kb. Дата: 2012-06-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (228) , (9) . Описание: Богоматерь Владимирская «Насаждение древа...» Ушаков Симон Федорович (1626–1686) 1668 г. 104 × 61 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Файл 19031.jpg:   Размер: 2415x3990, 9.64 MPix, 2291 Kb. Дата: 2012-08-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (208) , (4) . Описание: Была загружена кем-то как " Межетская чудотворная икона Божией Матери " , не соответствует общепринятой иконографии Мещетской иконы.

http://pravicon.com/icon-58-photo

Киржач. Благовещенский женский монастырь. Церковь Спаса Всемилостливого. Происхождения честных древ Креста Господня церковь под колокольней Карта и ближайшие объекты «В заштатном городе Киржаче, в упразднённом Благовещенском монастыре на стене каменной церкви Происхождения Честных высечена надпись: «В лето при державе Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и малыя и белыя России самодержца и при его Государеве сыне Благородном Государе Царевиче и Великом Князе Алексее Алексеевиче в сей обители строил сию церковь Всемилостливого Спаса во всякою церковною утварью Боярин Иван Андреевич Милославский своею казною над родителями своими и по своей душе в вечный поминок и погребён он под сею церковью». Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. - Москва 1857г. (стр. 49) Прим. О.Щ.: - Видимо один из престолов храма - 7164=1656 г. от Р.Х. - Текст из книги приводится в современной транскрипции. Каменная холодная Спасская церковь построена в 1656 г. боярином Иваном Андреевичем Милославским. О времени построения свидетельствует надпись на стене церкви: «в лето 7164 при державе государя и царя вел. князя Алексея Михайловича... в сей обители строил сию церковь Всемилостивого Спаса со всякою церковною утварью боярин Иван Андреевич Милославский своею казною над родителями своими и по своей душе вечный поминок». Церковь двухэтажная, с шатровым верхом; над куполом храма под шатром устроена звонница, где и висели все колокола до устройства новой колокольни. Церковь находится собственно на втором этаже; престол в ней один – во имя происхождения честных древ креста Господня. Алтарь полукруглый без разделений. Иконостас прямой с тяблами в три яруса; иконы в нем древнего письма, с серебряными вызолоченными по краям окладами. Из св. икон особого внимания заслуживает икона Господа Вседержителя; на ней вырезана подпись: «в лето 1569 г. писал сей образ Государев иконописец Симон Федоров сын Ушаков». В нижнем этаже храма находится усыпальница бояр Милославских. Над местом их погребения находятся надгробные камни с надписями на них.

http://sobory.ru/article/?object=04332

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля. Род. в с. Павлове (Павлов Перевоз) Нижегородского у. (ныне г. Павлово Нижегородской обл.), сын павловского иконописца Ивана Ерофеева. Человек кн. Я. К. Черкасского, после смерти к-рого в 1668 г. П., очевидно, в зрелом возрасте, зачислен в штат иконописной мастерской Оружейной палаты и переведен в Москву «на вечное житие». Поступлению художника на государеву службу, вероятно, способствовал Симон Ушаков , ранее активно работавший по заказам семьи Черкасских. П. жил в Москве в Садовой слободе в Замоскворечье. Был известен прежде всего как мастер, писавший небольшие иконы для царской семьи. Сохранившиеся произведения П. такого типа отличаются тонкостью и рафинированностью письма, что делало их особенно привлекательными для двора («Минея на июнь, июль и август» в составе т. н. Каппониановых досок («Воскресение Христово, с евангельскими сюжетами» и 4 иконы годовой минеи работы неск. мастеров Оружейной палаты) (1676 (?), Пинакотека, Ватикан); «Богоявление» (1674, ГТГ); «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» (1671, ГРМ); «Мученик Уар и праведный Артемий Веркольский» (70-е XVII в., ГТГ) и др.). В творчестве П. очевиден интерес к новой иконографии Божией Матери. В его произведениях впервые в рус. иконописи встречаются неск. изводов зап. происхождения: «Богоматерь Вертоград заключенный» (ок. 1670, ГТГ); «Явление иконы Богоматери Жировичской» (1669, СПГИАХМЗ). В 1673 г. П. была написана икона «Богоматерь Живоносный Источник» (не сохр.), сюжет которой приобрел актуальность благодаря греческому церковному влиянию. Наряду с другими жалованными мастерами П. принимал участие и в создании икон для ряда храмов по заказу царя и его ближайшего окружения. В 1674-1676 гг. вместе с Симоном Ушаковым писал иконы для Тихвинской ц. в подмосковном с. Алексеевском, в 1675 г. в составе большой бригады мастеров выполнил стенопись и иконостас для дворцовой ц. Спаса Нерукотворного, в 1676 г.- иконы для Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря («Деисус», ГТГ). Писал иконы для храмов в подмосковных усадьбах Богдана Матвеевича Хитрово: Покрова в Братцеве («Воскрешение Лазаря» из праздничного ряда иконостаса, 1673, ГТГ), Св. Троицы в Ознобишине («Св. Троица», совместно с Симоном Ушаковым, 1677, МГОМЗ). В 1676 г. написал икону «Вмч. Феодор Стратилат» для ц. Спаса на Сетуни в усадьбе Артамона Сергеевича Матвеева.

http://pravenc.ru/text/2578612.html

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Ознобишине. Карта и ближайшие объекты Село Ознобишино, находящееся примерно в 8 километрах от центра г. Подольска, имеет довольно древнюю историю. Судя по археологическим данным, поселение в этом месте могло существовать уже в начале XIII века. Наиболее ранние из имеющихся письменных свидетельств относятся к первой половине XVII века. Так в 1629 г. в селе уже была деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая. В 1676 г. царь Федор Алексеевич разрешил купить село Ознобишино своему приближенному боярину Богдану Хитрово; и уже в 1677 году им была построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте с каменной колокольней. Иконы для нее, по заказу Хитрово, написали иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков с Никитой Павловцом - икону " Троица Ветхозаветная " (1677), а " жалованный иконописец " Федор Зубов, выходец из Великого Устюга, - икону " Никола Мирликийский " . В настоящее время иконы находятся в музее " Коломенское " . Эта деревянная церковь действовала до 1937 г., когда ее разобрали на бревна, часть которых растащили, а часть сожгли. Сохранившаяся же доныне каменная церковь была построена рядом с деревянной в середине 60-х годов XIX века " тщанием " местного священника Алексия Беляева. К постройке готовились долго и всем миром - копили деньги, запасались белым камнем и кирпичом. Благочинный Подольского уезда священник Симеон Середенский сообщал в Консисторию о " готовности прихожан жертвовать по одному рублю серебром с души в продолжение постройки до совершенного ее окончания " . В феврале 1863 г. о. Алексий с причтом и старостой направляют к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) прошение о дозволении начать строительные работы. Соответственная грамота была митрополитом Филаретом подписана 17 июля и 11 августа закладка каменной церкви была осуществлена. Автором проекта является архитектор Николай Финисов. В 1908-1911 гг. к храму был пристроен притвор с высокой колокольней, по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского. Большое участие в строительстве принял местный купец Лапшин.

http://sobory.ru/article/?object=05119

Общественное и национальное самосознание в расколотой России Парсуна " Древо государства Московского " . Симон Ушаков. 1668 г. Ты просвещением свой разум осветил, Ты правды чистый лик увидел, И нежно чуждые народы возлюбил, И мудро свой возненавидел, … Ты руки потирал от наших неудач, С лукавым смехом слушал вести, Когда разбитые полки бежали вскачь, И гибло знамя нашей чести. А.С. Пушкин о российском либерале Задачи самосохранения России в новом переделе мира и Евразии, необходимость противодействовать неизбежно усиливающемуся давлению требует от нее как национального сообщества одновременного внимания к нескольким важнейшим факторам ее развития. На первом месте стоит демографическая катастрофа, ибо без возобновления устойчивого демографического роста не избежать геополитического передела огромной территории. На фоне стремительной общей депопуляции России вымирают, прежде всего, русские - основатель и стержень российского государства. Через пятьдесят лет можно будет говорить о полном перерождении культурно-исторического типа государства, что будет иметь особенно драматическое развитие из-за очевидного межцивилизационного соперничества. Не менее важно и восстановление единства национального мировоззрения, без чего невозможно ни осознание национальных интересов, ни достижение общенационального консенсуса. Наконец, оба эти фактора не будут работать без единства такого понимания у власти и общества. Только такое общее концептуальное единство и осознанная поддержка профессиональной элиты и политического класса способны привести к консолидации политической воли руководства. Все эти факторы, среди которых первый – физического характера, остальные из области духа, сознания и воли, теснейшим образом связаны между собой. Если наше общество не восстановит себя как нацию с духовным стержнем и волей к историческому бытию, то и государство по имени Россия окончательно утратит исполненную смысла национальную идею и разрушится на глазах, став объектом передела со стороны иных мировых динамично развивающихся духовных и материальных сил. Общественное сознание в информационном обществе является фактором национальной безопасности, а манипуляция общественным сознанием в век демократии и единого информационного пространства – один из главнейших рычагов политики.

http://pravoslavie.ru/5131.html

Москва. Кремль. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Воскресения Словущего входит в комплекс Теремных церквей. Церкви принадлежат пять глав с северной стороны комплекса. Теремные церкви закрыты для посещения.  Церковь «Воскресения Словущего» построена в XVII в. Главный вход в нее находится этажом ниже, в так называемом Чугунном коридоре, расположенном с северной стороны Верхоспасской площадки. В этой небольшой церкви примечателен деревянный резной позолоченный и расписанный красками иконостас, выполненный в начале XVIII в. Декоративная обработка хоров также относится к этому времени. Перед иконостасом висит старинное паникадило с часами — дар шведского короля Карла XI царю Алексею Михайловичу. Храм входит в так называемый " комплекс кремлевских теремных церквей " . Находится на третьем ярусе восточной части Теремного дворца. В Смутное время деревянные постройки Кремля сильно пострадали, поэтому царь Михаил Федорович в 1630-е – 1640-е гг. построил для своих детей каменный Теремной дворец, сохранившийся до наших дней. Уже на плане " Кремлеград " , сделанном в начале 1600-х годов, на этом месте изображен храм, а с 1620-х годов упоминаются почти все церкви восточной части теремов. Из них каменной была только церковь святой Екатерины, построенная в 1627 г. на месте сгоревшей деревянной. В середине XVII века над ней надстроили церковь преподобной Евдокии, названной так в честь святой покровительницы матери царя Алексея Михайловича, Евдокии Лукьяновны Стрешневой. Трапезная церкви святой Екатерины имела два придела: преподобного Онуфрия, в память о дне рождения Евдокии Лукьяновны, и преподобной Евдокии. Над украшением церкви трудились художники Иван Владимиров, Иван и Владимир Феофилактовы, расписавшие стены. В церкви работали живописцы Симон Ушаков, Федор Елизаров, Федор Тимофеев, Осип Владимиров и позолотчик Тимофей Чертенок. Храм поновлялся в 1677 г., стенная живопись была забелена. В 1678 г. мастера " Сенька да Левка Ивановы, Андрюшка да Прошка Федоровы и Митька Герасимов " создали новый иконостас. Симон Ушаков и Исайя Ананьин пишут для него новые иконы и поновляют старые. Вместе с ними работают известные позолотчики Федор Евтихеев и Иван Салтанов. Этот выдающийся иконостас, представляющий собой удивительное сочетание вычурной резьбы, позолоты, серебрения и переливающихся ярких красок, оставлял ощущение, что он сделан из фарфора или перламутра. Иконостас, расписанный " золотом, сребром, и разными красками " , украшают изображения цветов, вьющихся лоз и яблок. Иконостас и резные хоры сохранились до наших дней. Основная тема резьбы у декора хор та же, что и у иконостаса: архитектурный ордер, колонны которого обвиты виноградной лозой.

http://sobory.ru/article/?object=23550

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010