Макарий, митрополит Московский и Коломенский (Булгаков Михаил Петрович) Родился 19 сентября 1816 года в селе Суркове Новооскольского уезда Курской губернии в простой, бедной, но вместе с тем благочестивой семье сельского священника. Семи лет Михаил лишился отца, мать осталась вдовой с шестью малолетними детьми, поэтому детские годы Михаила проходили среди горькой нужды, бедности и лишений. Но несмотря на это разумная и благочестивая мать старалась дать своим детям образование. Первоначальное обучение Михаил проходил в домашней школе своего крестного отца, затем, когда ему исполнилось 9 лет, он был определен в Корочанское приходское духовное училище. Проучившись здесь два года, он в 1827 году был переведен в Белгородское уездное духовное училище при Курской духовной семинарии. В первые годы своего обучения и в приходском и в уездном училищах Михаил не отличался никакими особыми дарованиями, был очень болезненным, постоянно страдал золотухой, но в то же время отличался исключительным трудолюбием. Ко времени учебы Михаила Булгакова в уездном училище относится замечательный случай, предание о котором долго сохранялось в Курской епархии. Рассказывали, что будущий митрополит как-то готовил уроки, уединившись в дровяном сарае, в то время как рядом мальчики играли в камни. Нечаянно брошенный камень рассек ему голову, произошло кровоизлияние. Все ожидали, что после этого случая его болезненность усилится. Но случилось обратное: вместе с заживлением раны у мальчика прошла болезнь. Тогда открылись у Михаила необычайные способности, и вскоре Михаил стал одним из лучших воспитанников училища. В 1831 году он блестяще окончил училище и за отличные успехи был переведен в Курскую духовную семинарию. За шесть лет учебы в духовной семинарии Михаил проявил себя даровитым учеником «благородного и отлично ревностного поведения» (из ведомости о поведении учеников Курской духовной семинарии). В последние два года учебы в духовной семинарии Михаил Булгаков уже читал лекции на низшем отделении духовной семинарии, обнаруживая при этом такие обширные сведения во всех областях науки, что с успехом мог преподавать любой предмет семинарского курса.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

 Он родился в окрестностях Низибии 333 от бедных родителей. «От предков я получил наставление о Христе, говорит сам Ефрем: родившие меня по плоти внушили мне страх Господень.... Предки мои исповедали Христа пред Судиею; я родственник мученикам» 334 . Лета юности не прошли для Ефрема без некоторых преткновений. От природы пламенный, он был, как говорит сам, раздражителен; «за маловажные дела вступал в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям.... Юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни происходит случайно. Но Промысл Божий вразумил пылкую молодость». Ефрема обвинили в покраже овец и бросили в темницу; вслед за ним посажены были два других и также невинно как Ефрем. «Проведя семь дней, в восьмой вижу во сне, говорит Ефрем, что кто-то говорит мне: будь благочестив и уразумеешь Промысл; перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал, и по себе дознаешь, что эти люди страждут не несправедливо, но не избегут наказания и виновные». Все это и увидел Ефрем, как рассказывает он подробно 335 . Эти события так поразили Ефрема, что он скоро оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником св. Иакова, впоследствии великого святителя Низибийского 336 . Св. Иаков брал его с собою на Вселенский Никейский Собор 337 . Под руководством Иакова Ефрем упражнялся подвигах благочестия, изучал слово Божие и учил других в училище 338 . Очищенный молитвою и трудами дух Ефрема участвовал в чудесной защите Низибии от Шапура 339 . Когда по смерти св. Иакова Низибия в 363 г. предана была во власть Персов, разрушивших в ней училище, и многие из христиан оставили Низибию: св. Ефрем удалился в Эдессу; в городе, который, как говорит он, «благословен был живыми устами Спасите чрез ученика Его»; первым делом его было здесь поклониться мощам апостола Фаддея 340 и Нерукотворному лику Спасителя 341 . Для пропитания своего он нанялся трудиться у содержателя бани и употреблял свободное время для проповеди слова Божия язычникам; потом по совету св. старца Иулиана, удалился в пустынную эдесскую гору для подвигов: вскоре видение открыло старцу в Ефреме мужа, которому одному из современных соотечественников вручена была книга для вразумления людей 342 . Ефрем начал писать толкование на Пятикнижие 343 . Этот первый опыт толкования Писания на сирском языке привлек к Ефрему многих эдессян, и Ефрем хотел убежать от людей. «Ефрем! куда бежишь ты?» спросил явившийся Ангел. «Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщений света», отвечал Ефрем. Ангел сказал: «Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодой корове, которая хочет освободить шею от ярма». Ефрем возвратился к званию, к которому призван 344 . С сего времени он начал устно и на письме поучать вере и благочестию. Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого в последствии вышли знаменитые учители Сирской Церкви 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Двадцать второй день. Поучение 1-е. Преп. Феодор Сикеот. (О нужде и пользе для детей доброго примера родительского и старших в доме родственников). I. Ныне прославляемый в церковных песнопениях и чтениях препод. Феодор Сикеот родился в VI веке от благочестивых родителей. Когда ему исполнилось шесть лет, мать его хотела записать его в военное звание и стала готовить ему воинские вещи: золотой пояс и драгоценные одежды. Но во сне явился ей св. великомученик Георгий и сказал ей: «не трудись напрасно, потому что Царь небесный требует Себе сына твоего». Проснувшись мать заплакала, думая, что сын ее скоро умрет. Между тем отрок рос и укреплялся. Восьми " лет он был отдан в училище, где отлично успевал. Замечательно: никогда он не ссорился с товарищами, но всегда старался примирить ссорившихся. В семействе Феодора жил благочестивый старец Стефан, который держал строгий пост, молился беспрестанно; и мальчик Феодор полюбил его, стал часто приходить к нему, беседовать с ним и старался подражать делам его. Видя его чрезмерное пощение в великий пост, Феодор стал подражать ему и поститься до вечера. Когда отрок возвращался из училища в обеденное время, мать заставляла его есть, но он отказывался от пищи. Отрок наконец не стал приходить к обеду, но целый день оставался в училище, и вечером со Стефаном ходил в церковь св. великомученика Георгия, стоявшую близ селения на высокой горе, и уже поздно приходил домой и вкушал хлеба с водой. Мать думала, что он все это время проводит за уроками, стала бояться, чтоб это не повредило его здоровью, и просила учителя отпускать его домой поранее; но св. Феодор спешил из училища прямо в церковь , и потом в назначенный чась вновь приходил в училище с прочими детьми. Вскоре мать заметила, что Феодор иногда встает по ночам и уходит в церковь. Она строго наказала его, потому что боялась за его здоровье, и стала привязывать его к кровати; но во сне ей опять явился великомученик Георгий с мечем и гневно сказал, что он накажет ее, если она будет отклонять своего сына от Бога. Когда у Феодора спросили, как он не боится проходить ночью по пустынным местам, где на него могут напасть волки и другие звери, мальчик отвечал, что он ходит не один, а что его будит на молитву светлый юноша и водит его за руку в храм. Все домашние поняли, что отрока охраняет великомученик Георгий, и с этих пор уже не останавливали его, говоря: «да будет воля Божия!».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней мученик Евфимий   Мученик Евфимий     Св. новый преподобномученик Евфимий               Отечество этого нового подвижника Христова, Св. преподобномученика Евфимия, было селение Димитцани в Пелопонессе. Он происходил от благочестивых родителей Панагиота и Марии. Кроме Евфимия у Панагиота было еще три сына: Георгий, Христ и Иоанн, и одна дочь - Екатерина; из них Евфимий был младший и во Св. крещении назван был Елевферием. Когда Елевферий достиг возраста, способного понимать книжную грамоту, тогда родители отдали его учиться в начальное сельское училище. Обладая от природы прекрасными дарованиями и при неослабном прилежании он в короткое время выучился начальной грамоте, потом оттуда перешел в высшее эллинское училище, где уже учился вместе с родным своим братом Иоанном грамматике и другим преподаваемым здесь предметам. Пробыв в этом учебном заведении определенное время, они оба перешли в Константинополь, в училище Куручешме. Окончив курс здесь, они оставили Константинополь и отправились в Яссы к своему отцу, находившемуся там по торговым делам со старшими двумя их братьями. После двухлетнего пребывания в Яссах в душе Елевферия родилась благая мысль - отправиться на Св. Афонскую Гору и сделаться монахом; вследствие этого, скрывшись от отца и братьев, он как птица быстро полетел из суетного мира в тихое пристанище подвижников Христовых, пребывающих на Святой Горе. Но прежде чем он достиг желанной цели, Богу угодно было испытать его терпение большими затруднениями. Так, желая пройти на Святую Гору через Константинополь, он встретил на этом пути непредвиденные препятствия по случаю войны между Россией и Турцией, а потому отправился в Одессу в надежде пробраться оттуда как-нибудь на Афон. Но и тут он встретил препятствие и со скорбью возвратился в Бухарест. Здесь он сделался известным французскому консулу и некоему русскому чиновнику, при которых оставался полтора года, пользуясь их покровительством. Были в то время в Бухаресте со стороны Турции посланники для переговоров о мире с Россией; явившись к ним, Елевферий пристал к одному из этих турок. Это сделал он потому, что надеялся с турком достигнуть Константинополя.

http://isihazm.ru/?id=576

Житие святого Димитрия Ростовского Святитель и чудотворец Димитрий, митрополит ростовский, родился в 1651 году, в декабре месяце; родиной его был небольшой и мало известный город Макаров, теперь местечко, отстоящее от Киева в 8 верстах, вверх по Днепру. Об отце св. Димитрия, Савве, известно, что он служил сотником в малороссийском войске и что он и жена его Мария отличались большим благочестием. В своем «Диариуме», т. е. дневнике, святитель отметил о родителях своих следующее: «Родители мои, Савва Григорьевич и Мария Михайловна, законным браком сопряженные, христиане благочестивые». Кроме этого есть отметки о времени кончины их, из которых можно заключить, что конец жизни своей эти благочестивые христиане провели в Киевском Кирилловском монастыре. Так, читаем: «Марта 29 дня в Святой великий пяток мать моя Мария Михайловна преставися в девятый час дне. Имела лет от рождения своего больше седмидесяти... Скончалася с хорошим расположением духа, памятью и речью. Апреля 3 дня, в среду Светлыя Воскресения Христова седмицы, сотворили мы погребение в монастыре Кирилловском». Это значится под 1689 годом. Отец же св. Димитрия скончался через четыре года, именно в 1703 г. «Января 6-го, в третий час дне Богоявления Господня преставися отец мой Савва Григорьевич и погребен в монастыре Кирилловском Киевском». Таковы скудные сведения о жизни родителей св. Димитрия; но о первом детстве самого святителя их еще меньше. Известно лишь, что при крещении новорожденному дано было имя Даниил, и что воспитывался он в страхе Божьем и заповедях Господних, «растяше леты и разумом, и добродетельмы, аки лествицею, от силы в силу грядущи». Когда же Даниил подрос и научился читать и писать, то родители отдали его в училище, бывшее в Киевском Богоявленском монастыре. Благодаря своим способностям и редкому прилежанию, Даниил скоро выказал большие успехи во всех предметах, преподававшихся в училище, а через некоторое время отличился также даром стихосложения и красноречия. Но не одним этим, а и вообще Даниил резко выделялся из круга своих школьных товарищей. В свободное от занятий время Даниил не увлекался вместе со своими сверстниками различными играми, а обыкновенно уединялся и всецело отдавался чтению божественных книг, или уходил в церковь и там с большим усердием молился. Таким образом, живши еще в мире, Даниил проявлял уже в себе зачатки иноческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Афонский Гоголь: Иеросхимонах Сергий (Веснин). День памяти — 30 декабря Писатель-святогорец: Иеросхимонах Сергий (Веснин). День памяти — 30 декабря Вся братия дивилась неутомимости, трудолюбию и деятельности отца Сергия Веснина . Присутствуя неопустительно при всех продолжительных монастырских богослужениях, он как будто не чувствовал усталости, пренебрегал необходимым отдыхом и находил время вести обширную переписку с братьями и друзьями в России, писать и переводить с греческого различные статьи о чудесах и замечательных событиях на Афоне. Иеросхимонах Сергий родился 27 августа 1814 года в многочисленной семье Авдия Веснина, дьячка церкви села Пищальского Орловского уезда Вятской губернии. При крещении он был назван Симеоном. Мальчик стал любимцем не только отца и матери, но и шести братьев и двух сестер своих. Особенно же любил его старший брат Дмитрий. Эта любовь, соединившаяся впоследствии с самой искренней дружбой, всегда тесно связывала двух братьев. Неутомимый труженик по хозяйству, дьячок Авдий находил время учить своих детей грамоте и сам, без посторонней помощи, готовил их для поступления в духовное училище. Но главным предметом его занятий с детьми было вселить в них твердую веру в Бога, страх Божий и воспитать нелицемерное благочестие. Патриархальный быт родительского дома, глубокое благочестие отца и матери, частые беседы по вечерам о предметах исключительно духовных, чтение вслух Священного Писания и житий святых оказывали огромное влияние на развитие Симеона. И можно утверждать, что настроение ума и сердца его к жизни созерцательной, аскетической образовалось в нем с самых ранних лет детства. «Еще в детстве, — говорил отец Сергий впоследствии, — занимала меня мысль о путешествии по святым местам. Помню, как я нередко, особенно по вечерам, со слезами молил Бога перенести меня к святыням, а ночью мне снилось, будто в каком-то чудном, неведомом для меня месте ласкают меня святые». На одиннадцатом году жизни Симеона отправили в Вятку учиться в духовном училище, и, несмотря на то, что он с большим трудом почти два года привыкал к новым условиям жизни, все же наконец освоившись, стал одним из лучших учеников. На третий год пребывания в училище Симеона поразило страшное горе: в продолжение нескольких месяцев он лишился одного за другим отца, брата и горячо и нежно любимой им матери!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=279...

Триодь постная – училище благочестия Чтение, предложенное в публичном собрании Киевского религиозно-просветительского общества 2 февраля 1904 г. Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856–1929), доктор церковной истории, профессор и заведующий кафедрой литургики и церковной археологии Казанской Духовной Академии, член-корреспондент Академии наук, в 1906–1917 гг. состоял секретарем Императорского Православного Палестинского Общества. Этому выдающемуся ученому принадлежат такие труды, как «Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Часть 1, «Служба круга годичного и седмичного». Казань, 1884; «Современное богослужение на православном Востоке». Вып. 1. Казань, 1891; «Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в св. Иерусалиме по Уставу IX–X вв.». Казань, 1894; «Древнейшие патриаршие Типиконы Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви». Киев, 1907; «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока». Т. 1. Типики. Киев, 1895 и СПб. 1917; Т. 2. Евхологии. Киев, 1901. Эти исследования были основаны на результатах кропотливого изучения древних рукописей в монастырских библиотеках Афона, Синая, Патмоса и Иерусалима. А. А. Дмитриевский также опубликовал множество статей в журнале «Руководство для сельских пастырей», в которых разбирал сложные вопросы современной богослужебной практики. Ему принадлежат также очерки о богослужебных книгах Русской Православной Церкви: Требнике, Служебнике, Триоди Постной и Цветной. Публикуемый в сокращении очерк А. А. Дмитриевского впервые увидел свет в «Трудах Киевской Духовной Академии» в 1904 г. Работа выдающегося литургиста о посте, как представляется, весьма актуальна и представляет интерес для современного православного читателя. Хочется надеяться, что придет время издания полного собрания сочинений этого подвижника церковной науки, о котором Н. Н. Глубоковский писал так: «Это – лучший и наиболее компетентный в России литургист, заслуженно снискавший имя «русского Гоара» колоссальными, прекрасно комментированными изданиями и известный многими другими капитальными сочинениями» (Н. Н. Глубоковский. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 108).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский (+ 1867) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 30 апр. в день преставления Святитель Игнатий (в миру Димитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 февраля 1807 г. в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Отец его принадлежал к старинной дворянской фамилии, родоначальником которой был боярин Михаил Бренко, оруженосец св. благоверного вел. князя Димитрия Донского. Родители св. Игнатия были верными чадами Православной Церкви и усердными прихожанами выстроенного отцом святителя храма в селе Покровском. Димитрий рано научился читать, и его любимой книгой было «Училище благочестия», простым языком рассказывавшее о жизни и подвигах святых. Образование будущий святитель продолжил в Петербурге в Главном Инженерном училище, хотя не скрывал от родных своего желания стать монахом. В годы ученичества Димитрий Брянчанинов был желанным гостем многих великосветских домов благодаря родственным связям и недюжинным способностям. В доме президента Академии художеств Алексея Оленина он был чтецом и декламатором, а своими литературными дарованиями приобрел благосклонное внимание А С. Пушкина, И. А Крылова, К. Н. Батюшкова. Но не мирскими развлечениями, а молитвой, посещением храма Божия и изучением наук были заняты ум и сердце пытливого юноши. Когда перед его взором открылась панорама эмпирических знаний (а он изучал химию, физику, философию, географию, геодезию, языкознание и многие другие науки), то перед ним встал вопрос: «А что науки дают человеку?» Он вопрошал: «Покажите мне вечную собственность, которую я мог бы взять за пределы гроба! В это время искатель истины познакомился с монахами Валаамского подворья и Александро-Невской лавры. Под руководством иноков он обращается к творениям отцов Церкви. Взрослеющего Димитрия влекло к жизни в монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/437123/

Антоний (Соколов Иаков Григорьевич), еп.Черниговский и Нежинский Родился 9 окт.1850 года в Рязанской области, в семье сельского священника. Семья, среди которой он рос, была самая скромная, простая. Родители воспитывали его в духе христианского благочестия, по старинным русским обычаям: с детства приучали ходить всегда в храм Божий, стоять в нем благоговейно, читать и петь в церкви, дома свято исполнять все благочестивые обычаи, соблюдать строго посты Православной Церкви и вообще, все то, что сохранилось от благочестивой русской старины. Восьми лет он был отдан в духовное училище, находясь, однако под благодетельным влиянием своих родителей. В 1864 он поступил в Рязанскую духовную семинарию и обучался в ней до 1870 года. Время, в которое проходил он курс учения в семинарии, было неспокойным и опасным в том отношении, что, вследствие великого брожения в обществе и литературе, юношество увлекалось разными мечтательными теориями и сбивалось с прямого пути. Но и в такое время он сохранил в себе неповрежденную веру в Промысл Божий и святое Евангелие. Благочестивые обычаи, внедренные в его сердце родителями, он старался соблюдать, хотя и не всегда в надлежащей строгости. К русскому, родному питал самые горячие чувства и ненавидел все противное. К иноземному и иноверческому не лежала его душа. Модные и либеральные идеи он не только не воспринимал, но и всячески противился им. 20 дек. 1870 года поступил на службу по духовно-учебному ведомству в Касимовское духовное училище. И здесь, как и в семинарии, он жил уединенно, избегал всяких светских развлечений и удовольствий. Правда, он питал некоторое влечение к семейной жизни, но оно не могло заглушить в нем того высшего стремления, которое он имел в своем сердце. Богу угодно было устранить его от мирского ига и поставить на путь иночества. В 1875 году он поступил в Московскую духовную академию, которую и окончил в 1879 году со степенью кандидата богословия. Жизнь в стенах академии под покровом преп.Сергия укрепила в нем окончательно религиозные и политические убеждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Богучарский протоиерей Александр Иванович Бунин (Память 30 августа). Протоиерей Александр Иванович Бунин родился в 1792 году в селе Верхнем Карачане, Новохоперского уезда, Воронежской губернии. Родители его были: священник Космо-Дамианской церкви того же села Иоанн Нестеров, происходивший из духовного сословия, а мать – Евдокия Зотовна. Мало сохранилось сведений о родителях Бунина. Родители его глубоко верующие люди, были по тому времени вполне грамотные и любившие науку. Первые годы своей жизни Александр Бунин провел под благодетельным влиянием своих родителей; по крайней мере, покойный протоиерей в задушевных беседах о своей семье всегда с особенною любовью останавливался на воспоминаниях своего детства, на личности своих родителей, безгранично им любимых, от коих он бесспорно усвоил искреннее благочестие, любовь к семье и ближним, христианскую простоту в обращении с людьми всех сословий и простоту в образе жизни. Первоначальное образование Александр Бунин получил в Воронежском духовном училище и затем в семинарии, которые в то время, впрочем, составляли одно совместное учебное заведение. О школьной жизни его в духовном училище и первых низших классах семинарии не сохранилось особых сведений. При переводе в среднее отделение семинарии он лишился отца – кормильца многочисленной семьи, оставшейся без всяких средств к жизни. Оставаясь на собственном коште (содержании) в семинарии, молодой Бунин должен был собственными трудами зарабатывать себе на содержание. Отлично успевая сам в науках, усиленно стал он вести занятие с учениками низших классов, получая за это ничтожную плату, все-таки достаточную для своего содержания. В таком труде его не мало поддерживала чистая юношеская молитва. В высших классах семинарии личность Бунина настолько уже обрисовалась своим нравственным превосходством над товарищами, дарования его так выделялись, что семинарское начальство почтило его необычайным доверием, возложив на него еще на ученической скамье преподавание французского языка ученикам семинарии. По окончании же семинарского курса, студент Бунин был оставлен учителем заправного класса духовного училища и, в то же время, в низших классах семинарии преподавал математику под руководством знаменитого профессора семинарии Ивана Яковлевича Зацепина, особо благоволившего к молодому Бунину. В духовную академию Бунину не пришлось ехать лишь потому, что он от природы был слабого здоровья.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010