Периодизация истории святоотеческой письменности I. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода Раздел I. Мужи апостольские Святой Климент епископ Римский Житие Творения Учение Святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский Житие Творения Богословие Святой Поликарп, епископ Смирнский Житие Творения Учение. Послание святого Поликарпа имеет главным «Учение двенадцати апостолов» («Дидахи») Содержание и учение Послание Варнавы Учение «Пастырь» Ерма Нравственное и догматическое учение Общие замечания о памятниках послеапостольского периода Раздел II. Апологеты Апология Аристида Афинагор Сочинения Богословие Святой Милитон, епископ Сардийский Творения Святой мученик Иустин Философ Житие Творения Богословские взгляды Татиан Сочинения Святой Феофил, епископ Антиохийский Творения Учение О Ермии Философе Минуций Феликс Учение Общие замечания о рассмотренных сочинениях Раздел III. Борьба Церкви с гностицизмом Святой Ириней, епископ Лионский Житие Творения Богословие Святой Ипполит, епископ Римский Житие Творения Богословие Раздел IV. Возникновение научного богословия А. Североафриканская школа Тертуллиан Жизнеописание Сочинения Богословие Святой Киприан, епископ Карфагенский Житие Творения Догматическое учение Христианская наука (III в.) Александрийская и Антиохийская школы богословия Б. Александрийская школа О Пантене Климент Александрийский Жизнеописание Сочинения Воззрения Богословие Ориген Жизнеописание Сочинения Учение Святой Дионисий Александрийский Житие Творения и учение Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Житие Творения и богословие Святой Мефодий Патарский Творения и богословие Развитие святоотеческой мысли в первые три века II. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая половина V вв.) Общая характеристика посленикейского периода Восточные святые Отцы Святой Афанасий Великий Житие Творения Богословие Отцы-каппадокийцы – святые Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский Святой Василий Великий Житие Творения Святой Григорий Богослов Житие Творения Учение Святой Григорий Нисский Житие Творения Догматическое учение Святой Кирилл Иерусалимский Житие Творения Учение О Святой Троице Святой Иоанн Златоуст Житие Творения Богословие Западные святые Отцы Святой Амвросий Медиоланский Житие Творения Богословие Блаженный Иероним Стридонский Житие Творения и богословие Блаженный Августин Иппонский Житие Творения Догматико-апологетические произведения против язычников и иудеев Учение Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин – отец востока и запада Житие Творения Богословие Золотой век святоотеческой письменности Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Античная философия и формирование тринитарной доктрины в латинской патристике Содержание Введение 1. Постановка проблемы и предмет исследования 2. История изучения вопроса в отечественной и зарубежной литературе 3. Цели и задачи исследования 4. Актуальность и новизна исследования 5. Источники и методы исследования 6. Основные результаты исследования и тезисы, выносимые на защиту 7. Апробация и научно-практическая значимость исследования 8. Структура работы Глава I. Предпосылки возникновения тринитарной доктрины в библейской, иудео – эллинистической и раннехристианской религиозно – философской мысли 1. Библейское учение о Боге (Ветхий Завет) 2. Учение о Божественной Премудрости и Логосе в эллинистическом иудаизме III в. до н. э. – I в. н. э 2.1. Александрийская иудейская религиозная философия 2.2. Филон Александрийский и его учение о Боге 2.3. Учение Филона о Логосе 3. Учение о Троице в Новом Завете 4. Тринитарное учение «мужей апостольских» и греческих апологетов 4.1. «Мужи апостольские» 4.2. Греческие апологеты 4.3. Ириней Лионский Глава II. Возникновение тринитарной доктрины в доникейский период латинской патристики (150–325 гг.) 1. Тринитарная доктрина Тертуллиана 1.1. Введение 1.2. Генетическая сторона: происхождение Лиц Троицы и Их особые свойства 1.3. Онтологическая сторона: соотношение в Боге единой сущности и трех Лиц 1.3.1. Категориальный подход 1.3.2. Учение о Божественной монархии 1.4. Выводы 2. Соотношение тринитарного учения Тертуллиана и Ипполита Римского 3. Римская тринитарная доктрина в III веке: пресвитер Новациан 3.1. Монархианские тенденции в римской теологии III века 3.2. Тринитарное учение Новациана 3.2.1. Бог Отец, Божественная сущность и ее атрибуты 3.2.2. Сын Божий и Его отношение к Богу Отцу 3.2.3. Святой Дух 3.2.4. Выводы 4. Тринитарный спор между Дионисием Римским и Дионисием Александрийским 5. Тринитарная доктрина последних латинских апологетов: Арнобий и Лактанций 5.1. Арнобий и его иерархия божественных существ 5.2. Лактанций и его бинитарное учение 5.2.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Беседа XXXVII. О третьем члене символа веры. О значении учения о жизни Иисуса Христа для спасения людей Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. В прошедшей беседе мы говорили с вами братие, что Господь Иисус Христос учил нас вере в Бога и заповедям Божьим. Этим учением, говорили мы, Он совершил, между прочим, наше спасение. Как важно учение Его в деле нашего спасения, – это видно из того, что Господь сравнивает его с семенем. Однажды Он предложил своим слушателям такую притчу (рассказ): «вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге; и налетели птицы, и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где не много было земли; и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его. Иное упало на добрую землю, и принесло плод: одно в сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать». В этой притче Господь под сеятелем разумел Самого Себя, под семенем – Слово Божие, учение Свое, под землею – сердце человеческое. Под семенем, упавшем при дороге, разумеются люди легкомысленные, в уме и сердце которых не пускает корней учение Христово. Под семенем, упавшим на каменистую почву, разумеются люди, окрепшие в других привычках, которые вначале увлекаются учением Христовым, но затем, при гонениях, прельщениях и вообще неблагоприятных условиях, отказываются от него, потому что оно не пустило в них глубоких корней. Под семенем, упавшим в терние разумеются люди, которые слушают учение Христово, но вследствие привязанности к земной жизни подавляются житейскими заботами и забывают это учение, так что оно не приносит в них плода. Наконец под семенем, упавшим на добрую землю, разумеются люди, которые слушают учение Христово, принимают его, живут по нему, так что оно дает добрые плоды. – Из этой притчи, братие, мы видим, что учение Христово приносит в нас плод и доставляет спасение нам в том только случае, когда мы принимаем его всем сердцем и поступаем по нему. Как семя есть начало жизни растения, так учение Христово, усердно приемлемое Христианами, становится в них семенем новой, святой и бессмертной жизни. Христиане, по словам апостола Петра, «возрождены не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего во век» ( 1Пет.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Глава III. Учение Св. Предания Отдел 1. Мнимые свидетельства за второбрачие До сих пор мы выясняли учение Св. Писания о второбрачии священнослужителей исключительно на основании самого же Св. Писания, не касаясь Св. Предания. Это было необходимо потому, что защитники второбрачия, признавая, что св. Предание в общем отрицательно относится ко второбрачию, видят в этом факте лишь позднейшее узаконение церковного учения от откровенного учения Св. Писания под влиянием еретических течений, в особенности энкратизма. Поэтому все святоотеческие свидетельства в пользу выясненного нами содержания священнобрачной формулы с точки зрения защитников второбрачия не говорили бы ничего, так как о всех них сказали бы, что они явились под влиянием энкратизма, гностицизма, манихейства, монтанизма, современных обстоятельств и т. п. Так, например, поступает епископ Никодим в своем нашумевшем труде 99 . Но, как мы видели, понимание апостольской формулы в смысле запрещения второбрачия требуется уже самим Св. Писанием и, следовательно, основная точка зрения защитников второбрачия неправильна. То, что они выдают за результат еретических влияний, на самом деле есть истинное церковное предание, «с Св. Писанием и Божественным откровением согласное и, следовательно, столь же обязательное для христиан, как и само Свящ. Писание. Таком образом, выяснив учение Св. Писания на основании самого же Св. Писания, мы в противовес защитникам второбрачия установили обязательность другой точки зрения и на учение Св. Предания. Но если Св. Писание дает нам исходную точку зрения на вопрос, то Св. Предание, в свою очередь, эту точку зрения авторитетно подтверждает и всесторонне выясняет. « Церковь получила Свящ. Писания и знает их точно в качестве своего собственного достояния – по аналогии с тем, как и у нас содержание всякого частнаго письма ближе всего известно его непосредственному адресату. Ей, значит, принадлежит и исключительно безошибочное разумение» 101 . Кроме того, «в предметах, которые не в круге опытов настоящей земной жизни, не надежно полагаться на собственный философствующий разум, а надобно следовать Божественному Откровению, с объяснениям онаго данных людьми, которые более нас молились, подвязались, очищали свою внутреннюю и внешнюю жизнь, в которых потому более прояснился образ Божий и открылось чистое созерцание, которых дух и на земли ближе нашего граничил с раем» и потому нужно «поверять свое мнение с учением вселенской Церкви и в научения странна и различна не прелагаться» 102 . Но, конечно, церковное учение о второбрачии только тогда получит непререкаемый, общеобязательный авторитет, когда будет доказано, что оно есть в действительности учение церковное, т. е. не мнение лишь некоторых, быть может, даже многих и авторитетных церковных писателей, а учение, исповедуемое «semper, ubiqae et ab omnibus».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Катехизис часть 1 Приидите, чада! послушайте Мене, страху Господню научу вас. Сыне! аще приим глагол Моея заповеди, скрыеши в себе, послушает премудрости твоея ухо, и приложиши сердце твое к разуму приложиши е в наказание свое; аще премудрость призовеши, и разуму дашь глас твой; и аще взыщеши ея, яко сребра, и, якоже сокровища, испытаеши ю: тогда уразумеети страх Господень, и познание Божие стяжеши, и благодать Его обрящеши. ( Пс. 35:12 ; Притч. 2:1–5; 3:3 ). Вступление в Катехизическое учение Возлюблении во Христе братия! Как земледелец прежде, нежели начнет сеять семена, изыскивает место, где бы способнее посеять, и приуготовляет землю, которой бы вручить семена с пользою, с надеждою плодоношения и с ожиданием награждения за труды свои: так и я, слабый делатель на поле Христовом, последний сеятель семени Слова Божия, имея, по возложенной на меня должности от высшего Священноначальника нашего, проходить нынешний год Катехизическое учение, непременно должен сперва промышлять о земле, которой бы вручить духовные семена, да плод принесет, ежели не сто, ежели не шестьдесят, ежели не тридесять 1 то по крайней мере, десять, дабы не вотще и не без пользы трудиться, но в славу Божию и в истинное назидание ближнего; что есть единая цель и единая награда всех трудов моих. Где ж есть земля для семени Слова Божия? где есть место; на котором бы удобностию можно было посеять оные? Вы, Христиане, составляете духовное поле! в вас есть место для Слова Божия! Сердца ваши суть земля, способная для сеяния Божественных семен. Почему, чистосердечно благодаря тех, которые удостоивали всегда благосклонного внимания поучительные Слова мои, искренно прошу, что бы также и Катехизическое учение не лишено было оного присудствия и внимания; тем паче, что сим вы не только труд мой наградите, что не вотще я буду трудиться, не без пользы буду сеять Божественные семена, но что и сами пользу получите, духовную лихву обрящете и Христианскую должность свою исполните. Ибо как вы обязаны питать телесною пищею наружного человека: так точно должны питать внутреннего своего человека духовными брашном, которое есть Слово Божие, Христианское учение. – Преподавать же буду оное Катехизическое учение во всякий Воскресный, яко от обыкновенных работ и житейских попечений свободный, на единое Богослужение и на Божественное учение, по намерению и благоволению Божию, посвященный день. A время на сие определяю по обыкновенном к Литургии звоне, пред самым началом Литургии, подражая обыкновению первенствующей Церкви, в которой всегда сперва, по установлению Апостольскому, предлагалось учение, a потом уже совершалось Священнодействие; что можно ясно видеть из Литургии первого Архиерея Иерусалимского; Святого Апостола Иакова, брата Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Первохристианство Глава I. Апокрифическая Литература Апокрифические Евангелия Апокрифические Деяния Апокрифические Послания Апокрифические Апокалипсисы Глава II. Литература Двух Путей Учение двенадцати апостолов Библиография Открытие памятника Внешний вид памятника Источники, влияния, автор и место написания Содержание памятника Мужи Апостольские Библиография Глава III. Святой Климент Римский Первое Послание к Коринфянам История памятника Автор Время написания Повод послания Особенности стиля послания Содержание послания Так называемое Второе Послание Климента Автор Богословские идеи памятника Текстуальные особенности памятника «Псевдо-Климентины». Глава IV. Послание Псевдо-Варнавы История памятника Автор Место написания Время написания Содержание Глава V. Пастырь Ерма История памятника Автор и время написания Место написания этого произведения определяется достаточно твердо. Общее содержание памятника Постройка башни (Видение III). Это наиболее замечательное место из всего памятника. Богословско-философская ценность книги Глава VI. Святой Игнатий Богоносец Автор Послания св. Игнатия Учение св. Игнатия Отношение к Ветхому Завету Православие св. Игнатия Богоносца Глава VII. Святой Поликарп Смирнский Личность Послание к Филиппийцам Содержание и характеристика послания Папий Иерапольский Апологеты. Глава VIII. Общие замечания Иудаизм Язычество Философия Государственная власть Квадрат Аристид Анализ содержания Апологии Другие произведения Аристида Аристон Пелльский Глава IX. Святой Мученик Иустин Философ Личность Жизнь Творения Учение святого Иустина Философа Отношение св. Иустина к Священному Писанию Богословие св. Иустина Философа Бог – Отец Учение о Логосе Учение о Святом Духе Христология Ангелология и демонология Антропология Эсхатология Учение о таинствах Глава X. Татиан Ассириец Жизнь и значение Содержание Речи против Эллинов и богословские взгляды Diatessaron Потерянные произведения Татиана Ермий Философ Личность Содержание его произведения Милт и ад Аполлинарий Иерапольский Глава XI. Афинагор Творения Мелитон Сардийский Творения Письмо к Диогнету Содержание памятника Святой Феофил Антиохийский Личность Творения Три книги к Автолику Глава XII. Африканская Литература Общие сведения Глава XIII. Марк Минуций Феликс Автор Октавиан и его содержание Глава XIV. Тертуллиан Личность и жизнь Творения Учение Тертуллиана Тертуллиан – апологет и догматист. Богословские воззрения вообще. Бытие Божие Единство Божие защищается Тертуллианом против: De praescriptione haereticorum О существе Божием Тринитарное учение вообще Исхождение из Сына Антропология Монтанизм Тертуллиана Введение Понятие и объем науки

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

Глава восемнадцатая 1. Определение Софии: имя Божие. Учение об имени Божием о.о. Булгакова, Флоренского и афонских имябожников. Отношение к сему учению греческой и русской Церквей В книге прот. Булгакова «Свет невечерний» мы находим такие слова: «Имя Божие, – говорит он, – которое есть постоянно совершающееся действие силы Божией, энергия Божества, есть Бог» 821 . В таком же смысле и, в частности об имени «Иисус», рассуждает в своей книге и священник о. Флоренский, ссылаясь для доказательства на дневник о. Иоанна Кронштадтского : «Моя жизнь во Христе» 822 . Но в той же книге своей «Свет невечерний» о. Булгаков определяет Софию, как имя Божие, говоря, что София «своим ликом, обращенным к Богу, есть Его Образ, Идея, Имя» 823 . Таким образом, чтобы утвердить свое учение о Софии, как о Боге, прот. Булгаков подводит под него основу, которая представляет из себя учение имябожников, что имя Божие есть энергия Божие и, следовательно, есть Сам Бог. Вне всякого сомнения, эта основа кажется о. Булгакову незыблемой. Но мы с этим согласиться не можем. Посмотрим, насколько имябожническое учение может быть основою для его софийного учения. Как известно, вопрос, выдвинутый русскими афонскими имябожниками сильно взволновал нашу русскую Церковь и, к сожалению, не успел получить для себя окончательного разрешения. Поэтому мы не считаем излишним с особенным вниманием остановиться на имябожническом учении. Сущность последнего определяет сам прот. Булгаков своими вышеприведенными словами. Так в своей сущности определяется это учение и самими имябожниками. В их «Ответе на грамоты святейших вселенских патриархов» мы читаем: «Всякое имя Божие есть действие Божие и имени Божиему, как действию Божию, принадлежит Божественное достоинство по существу, а не по благодати и потому мы именуем имя Божие Богом» 824 . Самый главный защитник имябожнического учение иеросхимонах Антоний Булатович в своей «Апологии» говорит: «всякая вообще Истина Богооткровенная, возвещенная людям Духом Святым чрез пророков и апостолов и Богоносных мужей, а также изреченная воплощенным Богом и Словом, также и всякая Богодвижимая молитва и молитвы церковные, кои внушил Церкви Дух Святый, – суть Бог, ибо суть словесное действие Бога. Следовательно, и всякое Имя Божие, как истина Богооткровенная – есть Сам Бог, и Бог в них пребывает всем существом Своим, по неотделимости существа Его от действие Его» 825 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Часть II. О учении раскольническом По рассмотрении первого плода раскольнического Брынского сада, и подлинном розыске веры их неправоверной, предлежит нам другой их плод, яко другое Содомское яблоко, ко испытанию, учение их, еже они, врази суще церкве Христовы, исходяще от Брынских сатанинских гнезд, сеют между правоверными по градах и весях отай, яко плевелы посреде пшеницы. Сказуют Брыняне учение свое душеполезно быти. Да положится убо Розыску сему основание сицевое: То учение душеполезно есть, в котором несть лжи, ни еретичества, ни хуления на святые вещи. Аще же в коем учении обрящется ложь, и еретичество и хуление на святые вещи; то учение несть душеполезное, но душевредное. Розыщем убо подлинно о учении раскольническом Брынском сие трое: 1) Есть ли учение их не ложно? 2) Есть ли учение их не еретическо? 3) Несть ли во учении их хулы на святые вещ Первая статия Глава 1. Учению подобает быти от учителя неложного Учение неложное есть то, еже происходить от уст учителя не ложного, но истинного. Учитель же неложный есть той, иже не сам собою восхищает на ся сан учительский, но от церкви Божией благодатию Духа Святого поставляемый, и на проповедь посылаемый бывает, якоже во дни Апостольские учители посылаемы от церкве бываху Духом Святым, еже видети есть от Деяний Апостольских, от главы 15, идеже пишется сице: служащим им Господеви, и постящимся, рече Дух Святый: отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня, отпустиша их. Сия убо послана бывша от Духа Свята, снидоста в Селевкию 83 . И паки в главе 15 пишется: изволися нам (церкви Иерусалимской) собравшимся единодушно, избранныя мужи послати к вам, (к церкви Антиохийской) с возлюбленныма нашима Варнавою и Павлом, человекома предавшема души своя о имени Господа нашего Иисуса Христа: послахом убо Иуду и Силу, и тех словом сказующих таяжде. Изволися бо Святому Духу и нам 84 , и прочая тамо писанная. По святых же Апостолах, учительское место приемлют архиереи, и иереи и прочии, елицы суть освященного церковного чина. Приемлют же по изволению Духа Святого, понеже приемлют по правильному избранию и освящению.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1-е послание св. Ап. Павла к Тимофею, сравнительно со всеми другими апостольскими посланиями, имеет особое содержание, а потому и особое значение 1 . В этом послании раскрывается, по преимуществу, учение об устройстве Христовой Церкви; во всех же других посланиях изъясняются отдельные христианские догматические и нравственные истины. Хотя в Священном Новозаветном Писании Церковь нередко определяется, как общество истинно верующих, но здесь внутренний строй Церкви не означается в том, точно определенном виде, как в первом послании к Тимофею. Поэтому, можно сказать, что задача первого послания к Тимофею состоит в изложении учения об устройстве христианской Церкви. Таковой задачи, исключительно, не имеет ни одна из других книг Священного Писания . Первое послание к Тимофею, именно, есть памятник заботы великого Апостола языков об устройстве христианского общества на началах Евангелия. Высочайшее и святейшее учение, возвещенное миру Христом Спасителем и проповеданное Его Апостолами, есть не только истина, но и средство для единения людей в духе, истине и любви. Принимая евангельское учение умом, сердцем и волей, человек делается истинным храмом Духа Божия. Со времени усвоения христианских истин, человек пребывает в Боге и Бог в человеке. Все люди, усвоившие христианское учение, сделавшиеся сосудом Божиим, нравственно соединившиеся с Самим Богом, должны составить единое целое. Все они, поскольку каждый из них есть храм Божий, составляют единую святую Церковь . Прежде всего, все они представляют из себя единство в религиозном отношении, единство в вере, в учении. Но единство христиан не обнимается одним религиозным единством. Христиане составляют единую Церковь не только потому, что все они имеют единое учение, но и потому, что все они возрождены, все вошли в нравственное единение с Богом, все они – единый храм Божий. Христиане имеют одно учение, один ум, одно сердце и одну волю. Другими словами, христиане соединены всеми сторонами своей жизни, своей природы. Поэтому, единение христиан простирается и на практическую жизнь, – христиане составляют единый союз и с внешней стороны. Что все это так, можно видеть и из назначения христианства. Вследствие грехопадения, человек стал грубым, чувственным. Со времени грехопадения деятельность человека уже не сосредоточивается на развитии его духовной природы, а выражается и в чувственности. Да и самая жизнь движется не стремлением к истинному развитию, а, большей частью, чувственными побуждениями и низшими страстями – гордостью, самомнением и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В.В. Акимов Монархианские движения конца II–III века. Ориген и Тертуллиан Алоги Христианские апологеты первыми попытались сформулировать учение о Логосе. В конце II века это учение не могло не вызвать в христианской среде некоторое смущение и недоумение. В учении о Божественном Логосе, отличном от Отца, начали усматривать нарушение единобожия. В Малой Азии противодействие этому учению оформилось в движение алогов. Алоги, αλογοι – это противники учения о Логосе, отрицающие Логоса, не-разумники, бес-словесники. Исторически алоги возникли в связи с критикой монтанизма. Монтанисты опирались на учение об Утешителе, обещанном Христом согласно Евангелию от Иоанна. Алоги, противостоя монтанистам, начали отрицать четвертое Евангелие, включая и имеющиеся в этом Евангелии обетование Утешителя и учение о предвечном Божественном Логосе. Алоги отвергли это учение как неизвестное апостолам. Они утверждали, что Логос не имел предвечного существования, а Христос стал Сыном возлюбленным только при крещении на Иордане. Об алогах Епифаний Кипрский писал в своей книге «Ереси» в главе «Против ереси, не принимающей Евангелия от Иоанна и его Апокалипсиса, тридцать первой и пятьдесят первой ереси»: «Этой ересью называется та, которая отвергает книги Иоанновы. Посему, так как они не принимают Слова, проповеданного Иоанном, то и будут названы алогами. Итак, они, как совсем чуждые истинной проповеди, отрекаются от чистоты проповеди и не принимают ни Евангелия Иоанна, ни его Апокалипсиса» (Ереси, LI) 139 . Богословский характер оппозиция учению о Логосе, о Христе как предвечном Сыне Божием приобрела в монархианских движениях. Монархиане были сторонниками строгого монотеизма. Наименование «монархиане» ввел в употребление их критик Тертуллиан , для которого четвертое Евангелие имело особую значимость, поскольку Тертуллиан перешел в монтанизм. Позднее монархиан стали называть антитринитариями. Отрицание учения о Логосе у монархиан могло иметь двоякую форму. Во-первых, строгий монотеизм, учение о Едином Боге можно было утвердить через отрицание Божества Логоса и Иисуса Христа. Во-вторых, единобожие можно было восстановить через провозглашение тождества Отца и Сына (Логоса). В соответствии с этим монархиане делились на два направления – динамисты и модалисты. Динамистическое направление было связано с устойчивым восточным представлением о присутствии Бога в истории. Представители модалистического направления прибегали к философии стоиков. Монархиане динамисты (адопциане)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010