Е. Кустовский, Н. Потемкина Содержание Предисловие Основные принципы распевания богослужебных текстов в современном осмогласном обиходе Условные обозначения, принятые в данной публикации Библиография Труды по музыкальной медиевистике и исследования по русскому церковному пению Список нотных публикаций, содержащих обиход гласов     Предисловие Создание учебного пособия по осмогласию – дело непростое. Во-первых, фиксируя осмогласие как систему, претендующую на полноту и объективность, постоянно следует иметь в виду, что эта фиксация действительна только для конкретного исторического периода, точнее говоря – для нашего поколения клиросных церковнослужителей. Во-вторых, свод гласовых напевов, реально бытующих в современном московском обиходе, гораздо полнее и разнообразнее приведенных в публикации вариантов. Обиход осмогласия имеет гораздо более протяженную и извилистую историческую стезю, чем авторская церковная музыка. Он является основным музыкальным языком церковного служения. Само понятие гласа в его наиболее развитой форме включало в себя множество характеристик, утраченных в современности. Глас подразумевал не только единство мелодических интонаций, но и высотность звучания, характер пения, и даже (и это главное!) обладал определенными духовно-значимыми характеристиками. Полнота осмогласия являлась выражением всей полноты жизни человека в церковном богослужении. Высота подвига преподобного Иоанна Дамаскина , завершившего, по сути, становление осмогласия, заключается прежде всего не в гимнографической и музыкальной гениальности, но главное – в личном примере жизни по осмогласию , т. е. в полном растворении себя как личности в полноте церковнослужения. Так было в Византии. Так было в России в эпоху знаменного пения, о чем свидетельствуют многочисленные исследования по этому периоду. Однако задачей этого предисловия является более внимательное рассмотрение жизни гласового обихода в русской церковной музыке с конца XVIII века. Глас до XVIII века воспринимался как система попевок – мелодических формул. Каждому гласу была свойственна своя сумма попевок. Некоторые попевки могли встречаться в нескольких гласах, другие – только в одном из гласов. С конца XVIII века термин «глас» стал обозначать набор мелодий для пения песнопений разных жанров. Такое понимание сохранилось до настоящего времени. Существуют напевы для стихир, тропарей, кондаков, ирмосов, прокименов каждого из восьми гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ЦВ 24 (421) декабрь 2009 / 24 декабря 2009 г. Наталья Зяблицына За годы свободного существования в Русской Церкви произошло много изменений. Эти процессы затронули все стороны жизни Церкви, в том числе очень важную — клиросное пение. На вопросы о прошлом, настоящем и будущем клироса отвечает регент хора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Татьяна Королева. — Татьяна Ивановна, какие принципы исполнения богослужебных песнопений вы считаете наиболее важными в своей работе? — Хор ПСТГУ — это учебный хор. Мы знакомим студентов с проблемами современного клироса, показываем в исторической последовательности, каким было богослужение в разные эпохи, глубоко и внимательно осваиваем церковно-певческое наследие. У нас есть определенные принципы исполнения, которые в процессе обучения мы хотим привить нашим студентам. Первое. Центром музыкальной традиции, которая соответствует духу богослужения и должна передаваться из поколения в поколение, является обиход, понимаемый нами как свод традиционных, постоянно и широко употребляющихся в церковном богослужении роспевов1. Он включает в себя довольно много пластов: фрагменты древнерусского одноголосия, ранние формы многоголосия, некоторые поздние напевы в многоголосном изложении, а также обиход отдельных монастырей с богатым духовным и певческим наследием и обиход поместных Церквей (Греческой, Грузинской и др.). Иногда приходиться слышать от профессиональных светских музыкантов, что так понимаемый обиход слишком примитивен по сравнению с концертной музыкой. Например, Старосимоновская Херувимская в обиходном изложении звучит примитивнее Старосимоновской А.Д. Кастальского. Но богослужение не должно превращаться в концерт. В храме самое главное — молитва, и пение церковного хора должно помогать молитве, а не отвлекать от нее. Это очень похоже на икону. Древние иконы, например, Владимирская, Казанская и другие замечательные, хотя и простые, святые иконы, учат молиться, помогают молитве. А более поздние иконы, где слишком много внимания уделялось внешним моментам: цвету, орнаменту, пропорциям и т.п., могут быть очень красивыми, но молитве они не помогают. Подобно этому красота фактуры, сложная полифония, великолепные сольные партии и другие музыкальные достоинства концерта могут не помогать молиться, а отвлекать человека от молитвы. Духовные концерты — это очень интересно, это целый пласт нашей музыкальной культуры. Но пусть он занимает свое место, а не заменяет собой службу, церковное богослужебное пение, которое должно быть простым, для всех доходчивым, бесстрастным, возвышающим душу к молитве, а не изображающим разные душевно-эмоциональные состояния, когда пение то затихает, то изображает драматическое волнение, то — вопли отчаяния. Так ведь никто не молится, потому что так невозможно молиться.

http://e-vestnik.ru/church/bogoslovie_st...

митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) Содержание Вступление I. Учебные программы Священное Писание Догматическое богословие Мистическое богословие Аскетика Патрология Философия Литургика Гомилетика Сравнительное богословие Мировые религии Древние и новые языки Некоторые другие учебные дисциплины II. Учебный процесс Лекция, семинар, спецкурс, экзамен Самостоятельная работа Специализация. Магистратура и докторантура Обмен студентами. Обучение заграницей Физическое воспитание Дисциплина. Отношение преподавателей к студентам Монашеское присутствие в духовной школе Благочестие Заключение Информация о первоисточнике Вступление Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры! Для меня большая честь и огромная радость выступать перед вами, ректорами, профессорами и студентами православных богословских учебных заведений. В моей жизни многое связано с духовным образованием. В разное время мне пришлось преподавать Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие, гомилетику, патрологию и древнегреческий язык в различных духовных и светских учебных заведениях в России и за ее пределами. Однако, в отличие от большинства из присутствующих, я не представляю на этой консультации никакую духовную школу. " Привилегированное " положение частного лица дает мне возможность высказать открыто и прямо, не боясь задеть чье-либо достоинство или чьи-либо интересы, то, что я думаю о сегодняшних проблемах богословского образования и возможных путях их решения. Я буду исходить прежде всего из российского контекста, хотя то, что я скажу, может иметь отношение и к некоторым учебным заведениям вне России. Мне представляется необходимой радикальная реформа российской православной духовной школы. Такая реформа нужна прежде всего потому, что научно-богословский уровень наших духовных семинарий и академий соответствует сегодня стандартам 2-й половины XIX (хотя в чем-то и им уступает). Традиция богословского образования прервалась в России после революции 1917 года. Она, правда, продолжалась на Западе и дала миру замечательных православных богословов, таких как протоиереи Сергий Булгаков, Георгий Флоровский, Александр Шмеман, Иоанн Мейендорф, архимандрит Киприан (Керн), профессора А.В. Карташев, В.Н. Лосский, и многие другие. Однако их книги, по которым Запад узнает о Православии, пока еще не вошли в учебный обиход российских духовных школ: более того, немалое число преподавателей духовных школ относится к этим книгам с недоверием, усматривая в них " неправославные взгляды " . Достижения современного западного богословия тоже практически игнорируются в наших духовных школах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1301...

игумен Ростислав (Колупаев) Содержание Глава 1. Анализ русского присутствия в науке, культуре и образовании Часть 2. Образование Сеть учебных заведений Дополнительное образование и воспитание Церковь и дети Специальная подготовка Часть 3. Культура Творчество Икона Глава 2. Русские воинские традиции в Африке Русские кадровые офицеры на службе в Легионе Легион в Северной Африке Связь легионеров с церковью и русской общиной в Марокко Зиновий Пешков (Свердлов) Испанский Иностранный легион Часть 2. За Родину Глава 3 Часть 2. Совгражданки Часть 3. Будни прихода Заключение. С любовью к Отчизне ХРАМЫ Глава 1. Анализ русского присутствия в науке, культуре и образовании Часть 1. Русские ученые и наука Целью данного раздела является попытка дать освещение того вклада, который оставили русские по происхождению, культуре и воспитанию люди, в государствах Северной Африки. Национально-политическая катастрофа начала XX века, разразившаяся в Российской империи привела к массовому бегству и насильственному переселению миллионов россиян за пределы своего отечества. Многие талантливые русские люди продолжали жить, трудиться и созидать, пополнять мировую сокровищницу, в тех землях и странах, которые их приютили и обеспечили приемлемыми, часто весьма примитивными условиями существования. Как известно среди эмигрантов первой волны из России ушел цвет интеллектуальных сил. О положении русской науки и ученых за рубежом в первые годы эмигрантского существования, писал бывший ректор Московского университета профессор М.М. Новиков: " Русские ученые… тотчас же начали изыскивать новые возможности для продолжения научной работы. Конечно, лишь в исключительных случаях им удалось восстановить приблизительно такую же обстановку работы, какой они располагали дома. Большинство русских эмигрантских ученых было принуждено или довольствоваться скромным положением в иностранных научных учреждениях или организовывать свои русские учреждения, которые естественно располагали для работы лишь минимальными материальными средствами… Однако, ни катастрофа, сломавшая весь жизненный и научный обиход ученых, ни тяжелые условия зарубежного существования не угасили духа научного искания и в настоящее время на пространстве всего почти земного шара русские ученые успешно шествуют по путям исследовательской работы… "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/401/...

Книги певчие Книги певчие в русской церкви уже в XI-XII в. представляли собою полный круг и сохранились до нашего времени в достаточном количестве. Так, от XI-XIV в. известно более 30 рукописей с нотными (крюковыми) знаками; они хранятся в различных библиотеках Москвы (Типографская, Синодальная) и Петербурга (Императорская Публичная, Академии Наук, Духовной Академии и др.). Это были – ирмологи, кондакари, стихирари, минеи, триоди постная и цветные. XIV и XV вв. представлены несколько беднее, но XVI и особенно XVII в. обогатили церковное пение такими типами нотных книг, которые в своей совокупности исчерпывают собою все содержание богослужебного пения. Отсутствовавший (не сохранившийся?) в первом периоде существования русской церкви певчий Октоих становится теперь наряду с стихирарями и ирмологами наиболее употребительной книгой; появляется еще более необходимая книга – Обиход, с подразделением на великий, малый и постный; затем в 1549 г. являются Трезвоны, т. е. службы святым на целый год, увеличивается содержание Триодей постных и цветных. Наконец, в XVII в. являются Праздники и общие Минеи, а также разнообразные и многочисленные сборники. Все это книги крюкового знаменного (исключая кондакарей) письма. Состав певчих книг значительно изменяется при переходе от одноголосного знаменного пения к хоровому с нотно-линейной системой. Хоровые певчие книги – это: Октоих, Праздники, Трезвоны, Триоди, затем Службы Божии, т. е. Литургии, сборники концертов, отчасти Обиходы. В церкви южнорусской выработался к XVII в. особый тип единственной нотной церковной книги, обнимавшей все церковные службы, т. наз. Ирмологион великий, начинавшийся обычно обиходом (или октоихом) и, кроме того, содержавший имологий и праздники. Первой печатной нотной книгой является Ирмологион, изданный львовским Ставропигиальным Братством в 1700 г. еще отчасти с хомовым и Иосифовским текстом. В Москве певчие книги были напечатаны только в 1772 г. в Синодальной типографии, именно: Обиход, Ирмологий, Октоих и Праздники. В 1778 г. к ним присоединен был Сокращенный Обиход нотного церковного пения, замененный в 1887 г. Учебным Обиходом. Триодь певчая особою книгой издается только с 1891 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУХАВИН Иван Петрович (29.05.1866, С.-Петербург - после 1917), регент, учитель церковного пения. Родился в семье придворного служащего (гардеробного помощника). В 70-х гг. XIX в. окончил курс с.-петербургского Исаакиевского ДУ, в 1886 г.- регентский класс Придворной певческой капеллы с аттестатом 2-го разряда и званием регента. В годы учебы был помощником регента Исаакиевского собора. С 1886 г. жил в Тамбове, преподавал пение и музыку в Екатерининском учительском ин-те (с 20 сент. 1886 по окт. 1904). В 1890-1893 гг. хор ин-та часто исполнял на народных чтениях произведения духовного содержания, понятные и знакомые слушателям. Д. обучал церковному пению воспитанниц Александрийского ин-та благородных девиц (с 31 окт. 1892) и жен. гимназии (с 1 янв. 1889). Д. внимательно относился к вопросу религиозно-нравственного воспитания через хоровое пение, поэтому настоял на том, чтобы в Александрийском ин-те благородных девиц церковный хор посещали не только старшекурсницы, но и учащиеся 2-го и 3-го классов и на предмет «церковное пение» было увеличено количество часов. В 90-х гг. Д. разработал собственную программу занятий для проведения уроков пения в объединенных классах (1-й со 2-м; 3-й с 4-м; 5-й с 6, 7 и 8-м). Д. обучил пению более 500 народных учителей. Ему поручали управление соединенными хорами муж. и жен. гимназий, реального уч-ща и Екатерининского ин-та (200 чел.). Д. составил «Обиход церковного пения» для учебных заведений и «Учебник пения» (в рукописях), которые использовали в педагогической деятельности тамбовские учителя пения. Современники называли его «талантливым регентом», «недюжинным педагогом» (Местная хроника. С. 3). Осенью 1904 г. Д. переехал в С.-Петербург, где получил место помощника регента хора Исаакиевского собора (с 8 окт. 1904). Продолжил педагогическую деятельность учителя пения в гимназии при Имп. историко-филологическом ин-те и в Елизаветинском ин-те благородных девиц, а также в гимназии Человеколюбивого общества. С 1908 г. преподавал в 5-й муж. гимназии, в 1913-1917 гг.- в Смольном институте (церковное пение).

http://pravenc.ru/text/Духавина.html

От составителей Настоящее учебное пособие адресовано учащимся первого и второго курсов Санкт-Петербургской православной духовной семинарии, клирикам и певчим храмов Санкт-Петербургской епархии РПЦ, а также широкому кругу лиц, интересующихся современным пением Русской Православной Церкви. Пособие составлено в соответствии с принятой в СПбПДАиС программой обучения церковному пению и ориентировано прежде всего на будущих диаконов и священников. В связи с этим расположения голосов в представленных песнопениях диктуется в основном традициями т.н. «алтарного пения»: мужское трех- или четырехголосие с мелодией в терцовом удвоении у теноров (партия первого тенора как правило не превышает ноты соль первой октавы). Кроме того, часть песнопений (гласовые распевы, прокимны вечерни дневные, ирмосы заупокойных канонов) приведены в фактуре смешанного четырехголосия (мелодия в партии сопрано). Также все гласовые распевы предваряются одноголосным изложением основной мелодии, которую нужно знать независимо от хоровой партии певчего. Необходимость составления учебного пособия по церковному пению возникла в связи с тем, что в практике клиросного и алтарного пения храмов и монастырей Санкт-Петербургской епархии укоренились определенные традиции исполнения гласовых и обиходных песнопений. В рамках этих традиций неизбежно возникают варианты и разночтения, которые с одной стороны могут украшать музыкальный стиль службы, а с другой — приводить к существенным отклонениям от мелодий-первоисточников. Реальность сегодняшнего дня такова, что степень музыкальной «свободы» в манере исполнения гласовых и обиходных песнопений регулируется исключительно музыкальным вкусом и слуховыми привычками настоятелей храмов (монастырей) или регентов. Именно в семинариях и духовных академиях во многом формируются музыкальные вкусы будущих священнослужителей, поэтому в рамках учебной практики необходимо наиболее выверено подходить к вопросу точности гласовых и обиходных мелодий и качества их многоголосного изложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

...С детства я пытался понять, почему о тугодумах говорят: «Эх, ты, деревня!»... И никогда в этой связи не говорят «село»?... Почему собственно «деревня»? Скачать (FLV файл. Продолжительность 28 мин. Размер 123.3 Mb ) скрыть способы оплаты Комментарии ISI 16 июля 2012, 18:00 В свое время также был очень интересный чтец, автор, писатель и исследователь Ираклий Андронников. Вот как то эти передачи созвучны! Сергей 21 марта 2012, 14:32 Действительно, книга потрясающая! Читая такие книги, хочется и самому быть более достойным звания носителя русского языка, хочется быть лучше и гордиться тем, что православный. Ведь автор практически моими словами писал о многих вещах. В частности, о совершенно идиотском и неприемлимым дословным переводом с английского(к сожалению, вошедшего в речевой обиход не слишком умных соотечественников) " заниматься любовью " . Довелось в юности жить на Кавказе, а именно, В Абхазии, и потому хорошо знаком кавказский менталитет. Знал, что " хач " по-армянски - " крест " , и потому многим говорил, что называть " хачиками " кавказцев - оскорблять собственное вероисповедание (умышленно воздерживаюсь от слова " вера " ). Но вот что " азер " - по-азербайджански - " пламенный " - это удивительно. Побольше бы таких " азеров " - защитников русской словестности среди самих русских и русскоязычных! Не просто снимаю перед Автором шляпу, - низкий православный поклон ему! До какой же степени принижен русский язык в обществе! Всеобщая безграмотность не только поражает, но и вводит в уныние: эти нелепые ударения с экрана, эти объявления в официальных государственных учреждениях с орфографическими и пунктуационными ошибками; да что уж там, - косноязычные учителя... Очень бы хотелось узнать, не собирается ли уважаемый о. Василий в Питер. С удовольствием сходил бы на встречу с ним. Ольга Бабаева 5 января 2012, 17:38 Василий Ирзабеков давно живет в Москве. Он создал и возглавил Православный центр во имя святителя Луки, а так же является помощником настоятеля храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, участвует и организовывает духовно-просветительские конференции, в том числе и международные, читает лекции в школах, светских и духовных учебных заведениях. Недавно я встретила Василия Ирзабекова на концерте Макарских в ММДМ, удивительный человек, в нем столько тепла и света! Дай Бог ему долгих лет !!!

http://pravoslavie.ru/47286.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. И. Бахметев Николай Иванович (1807, имение Бахметевка Аткарского у. Саратовской губ.- 31.08.1891, С.-Петербург), рус. композитор и скрипач. Воспитывался в Пажеском корпусе. Брал уроки игры на скрипке у Ф. Бема. До 1842 г. находился на военной службе, вышел в отставку в чине полковника, впосл. получил чин генерал-майора. В 1842-1861 гг. жил в своем родовом имении в Саратовской губ., дважды (по др. источникам - четырежды) избирался предводителем губ. дворянства. Из крепостных музыкантов Б. составил хор и оркестр, в репертуар к-рых входили выдающиеся произведения западноевроп. классики (напр., оратория Й. Гайдна «Сотворение мира», Девятая симфония Л. Бетховена и др.). Б.- типичный представитель «помещичьей культуры» нач. XIX в., для достижения высокого качества исполнения применял и физическое наказание крепостных музыкантов. В 1848-1851 гг. устраивал в Саратове силами крепостных артистов концерты, оказавшие влияние на развитие муз. жизни города, выступал в них как солист-скрипач. В 1861-1883 гг. директор Придворной певческой капеллы в С.-Петербурге. В 1869 г. под редакцией Б. был издан «Обиход нотного церковного пения», послуживший основой для всех проч. певч. сборников, выпущенных Капеллой при Б. Церковные напевы подверглись в нем значительным сокращениям и изменениям, получили несвойственную им гармоническую обработку с использованием диссонансов и хроматизмов. Архиеп. Новгородский Арсений (Стадницкий) назвал «Обиход» Б. «непоправимым злом» для напевов Православной Церкви (2-й съезд учителей пения духовно-учебных заведений в г. Новгороде//Гусельки Яровчаты. 1913. 78. С. 6). Усложненный гармонический стиль отличает и собственные сочинения Б., для к-рых характерно также обилие имитаций, затрудняющих восприятие текста. В цикле «29 причастных стихов» Б. поставил себе цель «дать каждому стиху свое музыкальное значение». В предисловии к изданию он писал о том, что стремится исправить недостаток единообразного пения причастных стихов на один напев. Но муз. решение, основанное на светских жанрах (марш, ариозо и т. п.), противоречило содержанию церковных текстов, о чем весьма резко высказался в ж. «Домашняя беседа» анонимный критик (возможно, В. Ф. Одоевский ).

http://pravenc.ru/text/77706.html

Сортировать по Исключить новости Теоретический курс привязан к практике церковного служения и рассчитан на один учебный год 31 января. ПРАВМИР. В Москве открылась школа для желающих стать певчими, регентами и церковнослужителями. Певчих, регентов, алтарников и чтецов будут обучать при храме Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке. Преподаватель — иеродиакон Давид (Печников), служит регентом уже 29 лет, закончил дирижерско-хоровое отделение Музыкального училища имени Гнесиных, Московскую Духовную Семинарию. Учащимся предлагается пройти общий курс Литургического предания, освоить Богослужебный устав, изучить певческий обиход московской традиции и искусство управления церковным хором. Также обучение предполагает профессиональную постановку голоса для церковных чтецов. Теоретический курс привязан к практике церковного служения и рассчитан на один учебный год. Занятия проводятся в небольших группах, возможны и индивидуальные. К каждому ученику будет применяться индивидуальный подход в соответствии с его подготовкой и задачами обучения. Занятия будут проходить раз в неделю в помещениях при храме по адресу Хохловский пер., д. 14, стр. 5. Запись по телефону 8 926 880 02 53. В расписании учтут пожелания учащихся, а также годовой богослужебный круг. Занятия проводятся за пожертвования, минимальная сумма которых определяется настоятелем и преподавателем. Возможно участие в будничных богослужениях. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 12 января, 2015 20 февраля, 2015 20 июня, 2016 23 июля, 2023 30 октября, 2022 11 сентября, 2022 25 января, 2022 5 октября, 2021 18 марта, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях

http://pravmir.ru/v-moskve-otkryilas-shk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010