СЛУШАЛИ: Прошение архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия и доклад Председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения о преобразовании Ивановского Духовного училища в Духовную семинарию. ПОСТАНОВИЛИ: Ивановское Духовное училище оставить в прежнем статусе. СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Рязанского и Касимовского Симона и доклад Председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения о преобразовании Рязанского Духовного училища в Духовную семинарию. ПОСТАНОВИЛИ: Рязанское Духовное училище оставить в прежнем статусе. СЛУШАЛИ: Прошение епископа Барнаульского и Алтайского Антония (ныне покойного) и доклад Председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения о преобразовании Барнаульского Духовного училища в Духовную семинарию. ПОСТАНОВИЛИ: Барнаульское Духовное училище оставить в прежнем статусе. СЛУШАЛИ: Прошение архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима (ныне покойного) и доклад Председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения об открытии Пензенского Духовного училища. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Пензенского Духовного училища с двухгодичным сроком обучения. СЛУШАЛИ: Прошение архиепископа Астанайского и Алма-Атинского Алексия и доклад Председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения о продлении срока обучения в Алма-Атинском Духовном училище с трех до четырех лет. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить продление срока обучения в Алма-Атинском Духовном училище с трех до четырех лет. СЛУШАЛИ: Прошение архиепископа Ярославского и Ростовского Михея и доклад Председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения о продлении срока обучения в Ярославском Духовном училище с трех до четырех лет. ПОСТАНОВИЛИ: Ярославское Духовное училище оставить в прежнем статусе. СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы и доклад Председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения о продлении срока обучения в Чебоксарском Духовном училище с двух до четырех лет.

http://patriarchia.ru/db/text/4896107.ht...

IV. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 6 сентября за 5997: «По утвержденному Г. Исполняющим обязанности Обер-Прокурора Св. Синода 27 августа 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Афанасий Грановский определен на должность помощника инспектора в Полтавскую духовную Семинарию». б) от 10 сентября за 6064: «По утвержденному Г. Исполняющим обязанности Обер-Прокурора Св. Синода 2 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Александр Заозерский определен на должность преподавателя всеобщей и русской гражданской истории в Архангельскую духовную Семинарию». в) от 15 сентября за 6108: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 12 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Алексей Смирнов определен на должность помощника инспектора в Благовещенскую духовную Семинарию». г) от 16 сентября за 6135: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 12 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Николай Нардеков определен на должность учителя русского и церковно-славянского языков в старшие классы Озургетского духовного училища». —331— д) от 16 сентября за 6140. «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 12 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Алексей Литкевич, состоявший доселе надзирателем в Харьковской духовной Семинарии, определен на должность учителя греческого языка в Сумское духовное училище». е) от 23 сентября за 6263: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 16 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Константин Старокотлицкий определен на должность учителя русского и церковно-славянского языков в старшие классы Ишимского духовного училища, а назначенный 12 августа на эту вакансию кандидат Московской духовной Академии Николай Державин, согласно прошению, освобожден от данного ему назначения».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примечание 1-е. Исчисленные по сему штату расходы на содержание Учебного Комитета производятся из процентов с состоящего в распоряжении святейшего Синода духовного капитала. Примечание 2-е. Двухпроцентный вычет из жалованья должностных лиц Учебного комитета поступает в духовный капитал, на счет которого производятся означенным в сем штате лицам пенсии по общим гражданским правам.(14-го Мая 1867 г. ВЫСОЧАЙШЕ утвержденный штат П.С.З. 570.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 25 Мая 1871 г. определению Святейшего Синода в Учебном Комитете при Святейшем Синоде утверждены две должности Членов, посылаемых на ревизию духовно-учебных заведений, с назначением определенного по штату содержания, а именно: жалованья по 1000 р. И столовых по 1000 же рублей, итого по 2000 руб. в год на каждого, из духовно-учебного капитала, с установленным 2 % вычетом на пенсии в тот же капитал и с присвоением прочих служебных прав, наравне с другими Членами Комитета. (25 Мая 1871 г. П.С.З. 49657.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 8 Мая 1876 г. определению Святейшего Синода в Учебном Комитете при святейшем Синоде учреждена новая должность постоянно присутствующего члена, с назначением лицу, могущему занять эту должность, жалованья по одной тысяче руб. в год из духовно-учебного капитала, с установленным 2% вычетом на пенсии в тот же капитал и с присвоением ему прочих служебных прав наравне с другими членами Комитета. (8 Мая 1876 г. П.С.З. 55,921.) В 1873 г. 31 Марта с ВЫСОЧАЙШЕГО соизволения учреждена в Учебном Комитете при Святейшем Синоде новая должность помощника правителя дел, с назначением ему в содержание: жалованья 667 руб. и столовых 333 руб., итого по 1000 руб. в год из духовно-учебного капитала, с установленным 2% вычетом на пенсии в тот же духовно-учебный капитал и с присвоением прочих служебных прав, применительно к должности младшего столоначальника Канцелярии Обер-прокурора, или Хозяйственного Управления. (31 Марта 1873 г. П.С.З. 52081.) По ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению 1873 г. 31 Марта содержание Председателю Учебного Комитета при Святейшем Синоде производится по 6000 руб. в год и Правителю дел, вместо 1500 р., по 1750 р. в год с тем, чтобы по обоим должностям оклады содержания разделялись на 2/3 жалованья и 1/3 столовых. (31 Марта 1873 г. П.С.З. 52080.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В феврале 1951г. (до 1 апреля 1952 г.) в состав Учебного Комитета был введен профессор ЛДА А.И. Макаровский. 1 апреля 1952 г. решением Патриарха Алексия I состав Учебного комитета вновь был изменен. В состав Учебного комитета с 1 апреля 1952 г. входили: председатель митрополит Григорий, заместитель председателя прот. Н.Ф.Колчицкий, члены – ректор МДА проф. прот. К.И. Ружицкий, проф. прот. С.В. Савинский 19 августа 1954 г.), проф. Савич [viii] и член-секретарь П.В. Корнилов. В июле 1953 г. П.В. Корнилова на должности секретаря сменил доц. МДА В.И. Талызин. 1 ноября 1953 г. В.И. Талызин был освобожден от секретарства, делопроизводителем Учебного Комитета был назначен игумен Павел Голышев, а секретариат вернулся в северную столицу. 2 октября 1954 г. и.о. секретаря митрополит Григорий назначил Л.Н. Парийского, а о. игумен Павел был переведен на другую работу [ix] . Первое заседание Учебного Комитета состоялось в Москве 6 мая 1946 г.; митрополит Григорий писал в дневнике: «4 мая 1946 г. (в Москве). Беседовал с Колчицким. [x] Наметили заседание Уч[ебного]К[омите]та в понедельник после обеда (ок[оло] 5 час[ов] вечера). Между прочим он сообщил, что предполагается открыть 3 дух[овные] Академии – в Москве, Ленинграде и Киеве. Надо собрать сведения обо всех имеющихся в живых кандидатах и магистрах богословия, как необходимых кадрах для преподавания. 5 мая. Вчера беседовали с Патриархом о делах. [...] Дерюгина [xi] предполагают взять в Патриархию, а Чепурина [xii] в Бог[ословский] Институт. [...] С Карповым поговорить о Митроп[оличьем] доме с Крестовой церковью и Ал[ександро]-Невском соборе. 7 мая. Вчера представил Патриарху на утверждение прот.И.Богоявленского ректором Б[огословско] П[астырских] Курсов (в Ленинграде – прим. Л.А.) с 1 июня. У Карпова буду сегодня в 1 ч[ас] дня. В 5 ч[асов] дня было первое заседание Уч[ебного] К[омите]та. Заслушали «Положение о К[омите]те», назначили состав. Постановили собрать сведения о существующих богословских школах (Москва, Лен[инград], Луцк, Житомир и Одесса), – также о времени и условиях открытия прочих разрешенных и предполагаемых (как и о краткосрочных для повышения квалификации); выявлять преосвященным всех окончивших Академии и желающих поступить на дух[овно]-уч[ебную] службу, и – о рекомендации студентов в Московский Бог[ословский] Ин[ститу]т» [xiii] .

http://bogoslov.ru/article/4888315

Архиепископ Евгений выделил ряд вопросов, стоящих перед духовным образованием сегодня. В ближайшее время необходимо создать Высшую Церковную Аттестационную Комиссию, в задачи которой входит рассмотрение результатов защит диссертаций, а также ходатайства ученых советов о присвоении ученых званий. Председатель Учебного Комитета особо остановился на идее Академии, объединяющей в едином целом научный и образовательный центр, что представляется «весьма разумным и эффективным с точки зрения подготовки научно-педагогических кадров, поскольку позволяет готовить специалистов в рамках реальной исследовательской деятельности научной школы». Согласно утвержденной Концепции духовного образования, Академии как научно-богословские центры должны реализовывать свою деятельность в двух направлениях — исследовательско-теоретическом и научно-практическом. Однако Председатель Учебного комитета отметил, что поставленная задача является весьма сложной, поскольку сегодня Академии по преимуществу являют собой именно учебные заведения, а научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава не оплачивается. В связи с этим представляется целесообразным создание Фонда научных исследований Учебного комитета, который выделял бы на конкурсной основе гранты для осуществления различных видов научной деятельности. Председатель Учебного комитета подчеркнул, что в случае успешной реализации Концепции высшего Духовного образования Русской Православной Церкви система духовного образования «сможет стать по настоящему действенной и эффективной, сочетающей в себе укорененность в богатейшем духовном Предании Церкви с нацеленностью на подготовку добрых пастырей Церкви Христовой, способных самоотверженно и мудро нести Православное Свидетельство современному миру». Следующий докладчик, председатель Учебного Комитета Украинской Православной Церкви епископ Бориспольский Антоний, отметил, что в духовных учебных заведениях Украинской Православной Церкви также происходит реформа духовного образования. В настоящее время система духовного образования Украинской Православной Церкви включает в себя 1 Духовную Академию, 7 Семинарий, 10 Духовных училищ и 2 богословских института. В настоящее время обучение на дневных отделениях проходят свыше 1560 и 2409 человек обучаются заочно.

http://sedmitza.ru/text/415058.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 УЧЕБНЫЙ КОМИТЕТ ПРИ СВЯТЕЙШЕМ СИНОДЕ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Учебный комитет при Святейшем Синоде - третье в преемственном порядке после Комиссии духовных училищ (1808-1839 гг.) и Духовно-Учебного Управления (1839-1867 гг.) центральное учреждение для высшего заведования духовно-учебными заведениями в России. В 1866 г. граф Д.А. Толстой ходатайствовал об отпуске из Государственного Казначейства ежегодного пособия в 1,5 миллиона руб. на улучшение духовно-учебных заведений. Граф Толстой предложил Святейшему Синоду образовать особый Комитет для выработки учебных уставов. Этот комитет, состоящий под представительством митрополита Киевского Арсения , но большей частью руководимый епископом Нижегородским Нектарием , пересмотрел многочисленные подготовительные материалы, между прочим, труды особого комитета 1860-1862 гг. по тем же вопросам реформы и в конце 1866 г. представил Св. Синоду проекты новых уставов духовных семинарий и училищ. Эти уставы были представлены графом Толстым на Высочайшее утверждение, которое получили 14 мая 1867 г. Толстой также испрашивал Высочайшего соизволения упразднить Духовно-Учебное Управление и вместо него открыть при Св. Синоде Учебный комитет на основании особого о нем положения, которое и было утверждено 14 мая 1867 г. Учебный комитет был устроен на коллегиальных началах. В состав его входили председатель (лицо духовного сана), 9 членов - частью из духовных, частью из светских лиц, из них 6 - постоянно присутствующих в комитете и 3 - посылаемые на ревизии духовно-учебных заведений, а также правитель дел для делопроизводства. Все дела должны решаться общим голосом членов, а при несогласии - большинством голосов. Решения комитета нигде не имели самостоятельной силы. Учебный комитет все свои мнения и заключения должен был представлять через обер-прокурора на утверждение Св. Синода.

http://drevo-info.ru/articles/15970.html

5 . Штатному профессору по достижении возраста 75 лет присуждается почетное звание «заслуженный профессор». Решение о присуждении почетных званий принимает Ученый совет духовного учебного заведения по представлению ректора, согласованному с епархиальным архиереем, и утверждает Номинационная комиссия Учебного комитета. Заслуженные профессора не имеют права участвовать в конкурсах на замещение штатных должностей профессора. Заслуженный профессор имеет право входить в состав Ученого совета и Диссертационного совета учебного заведения и продолжать преподавать с заключением договора на основе почасовой оплаты. Кроме того, в Духовных академиях существуют почетные звания: «Почетный доктор Академии (honoris causa)» за совокупность научных заслуг, и «Почетный член Академии» за особые заслуги. Эти почетные звания присуждаются решением Ученого совета и не несут в себе никаких преимуществ в отношении преподавания или занятия штатной должности для их обладателя. III. Рассмотрение аттестационных дел соискателей ученых званий в Номинационной комиссии Учебного комитета Русской Православной Церкви 1 . Номинационной комиссией Учебного комитета Русской Православной Церкви осуществляется проверка комплектности документов, представляемых для рассмотрения вопроса о присвоении соискателю ученого звания, а также правильность их оформления при поступлении аттестационного дела соискателя ученого звания в Номинационную комиссию. При выявлении некомплектности документов или неправильного их оформления аттестационное дело соискателя ученого звания возвращается в представившую его организацию с обоснованием причины возврата для устранения выявленных недостатков. После исправлений недостатков согласно замечаниям аттестационное дело соискателя вновь подаётся в Номинационную комиссию. 2 . Номинационная комиссия Учебного комитета Русской Православной Церкви по результатам проверки аттестационного дела принимает решение: а) о присвоении ученого звания; б) об отказе в присвоении ученого звания (с обоснованием такого отказа и указанием его причины).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

В текущем 1909 г. учебные иконописные мастерские во Владимирской губернии были г. Георгиевским посещены два раза – в Марте и Сентябре месяцах и Борисовская мастерская осмотрена в Июле сего года. Учебно-иконописные мастерские продолжали свое дело в том же направлении, какое было положено в начале при их открытии. Они оставались под руководством тех же лиц, как и в предшествующий год. В составе учащих школ Комитета произошла лишь смена законоучителей в сл. Борисовке и Мстере. Преподаватель Закона Божия, иконографии и церковной археологии в Мстере, кандидат Киевской Духовной Академии Н. А. Скворцов в Январе сего года перешел на службу в канцелярию Учебного Комитета при Св. Синоде и в Мстеру переведен, согласно прошению, из Ворисовки кандидат Академии Л. Д. Никольский, а на место последнего временно допущен к преподаванию священник сл. Ворисовки, студент Семинарии Павел Чефранов. Всего обучалось в учебно-иконописных мастерских Комитета 70 учеников и продолжали усовершенствоваться в иконописи, работая в учебных мастерских Комитета по окончании 4-х годичного курса, 23 человека. Таким образом обучалось во всех мастерских Комитета 93 человека. По мастерским Комитета эти учащиеся распределялись так: в Мстерской учебной мастерской – 20 учеников и 4 мастера, а всего 24 человека; в Холуйской – 24 учен, и 6 окончивших – всего 30 человек; в Палехе – 12 учеников и 8 окончивших ранее – всего 20 человек и в Борисовке – 5 уч. и ранее окончивших 19 человек, а всего 24 человека. В текущем году несколько учеников и притом лучшие из окончивших курс были переведены в Московскую Иконописную Палату, учрежденную художником И. Степановым, нарочито приезжавшим в мастерские Комитета для набора учеников в свою Палату, в которой дается ученикам бесплатная квартира и полное содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 2 Февраля 1876 г. определению Святейшего Синода назначенное по штату членам ревизорам Учебного Комитета содержание 2000 руб. увеличено до 3000 р. каждому – в том числе 2000 р. жалованья и 1000 р. столовых из духовно-учебного капитала с установленным 2% вычетом в тот же капитал.(2 Февраля 1876 г. П.С.З. 55.536 Ц.В. 10.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 9 Августа 1879 г. определению Святейшего Синода Сумма, назначенная по штату на жалованье чиновникам Учебного Комитета (1200 р.), увеличена на 400 р. т.е. назначено 1600 р. в год, и Оклад содержания по должности помощника правителя дел Учебного Комитета, вместо 1000 р., приравнен к окладу содержания младших столоначальников Канцелярии Обер-прокурора и Хозяйственного Управления, т.е. определен в 1200 р. в год, из которых 2/3 в жалованье и 1/3 столовых, и Самый же расход на увеличение суммы на жалованье канцелярским чиновникам 400 р. и на возвышение содержания помощнику правителя дел 200 р., а всего шестьсот руб. производится из духовно-учебного капитала, с установленным вычетом на пенсии в тот же капитал.(Собр. Узак. 115 ст.736.) Глава 5. О Хозяйственном Управлении при Святейшем Синоде Хозяйственное Управление при Святейшем Синоде непосредственно заведывает всеми суммами и имуществами, в особом ведении Святейшего Синода состоящими, и хозяйственными по ним распоряжениями, также суммами из государственного казначейства на духовное ведомство отпускаемыми.(1 Марта 1839 г. ВЫСОЧАЙШЕ утвержденное Полож. о Хозяйственном Управлении при Святейшем Синоде П. С. 3. 12071.) В непосредственном ведении Святейшего Синода находятся следующие отдельные капиталы: духовно-учебный, типографский, капитал духовенства западного края, капитал на производство епархиальным преосвященным добавочного жалованья, капитал на выдачу единовременных пособий городскому и сельскому духовенству, капитал на усиление средств городского и сельского духовенства и запасный строительный капитал духовенства западных епархий. В именном ВЫСОЧАЙШЕМ указе Святейшему Синоду об упразднении Комиссии духовных училищ и об учреждении при Святейшем Синоде управлений – Духовно-Учебного и Хозяйственного п. 3 положено: Капиталам Комиссии духовных училищ 12 именоваться отныне духовно-учебными капиталами и быть им по-прежнему отдельными от прочих сумм духовного ведомства и в непосредственном заведывании духовно-учебного управления. (Указ 14 Марта 1839 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Нынешний год для Учебного комитета Русской Православной Церкви юбилейный: этому синодальному учреждению исполняется ровно полтора века. Первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал, почему иногда духовные школы просят проинспектировать их вне очереди, когда новоиспеченные регенты превратятся в бакалавров и в каких семинариях можно претендовать на диплом государственного образца (интервью опубликовано в сентябрьском номере). Бакалаврам — новые стандарты — Ваше Высокопреподобие, 150 лет для любой общецерковной структуры — срок солидный. На его протяжении в различные исторические эпохи деятельность комитета наверняка складывалась по-разному. Обозначьте, пожалуйста, основные вехи развития вашего комитета за полтора века. — Действительно, создание Учебного комитета связано с александровскими реформами, отчасти коснувшимися и Церкви — прежде всего ее административного управления. Первый, дореволюционный, период оказался для комитета очень важным. Именно в ту эпоху впервые сложилось единое образовательное поле Русской Православной Церкви, а уровень образования в духовных академиях достиг университетского, по крайней мере в профильных дисциплинах. Выпускник любой семинарии с полным правом мог претендовать на обучение в академиях. Если же он не имел склонности к принятию священного сана, то с легкостью становился преподавателем семинарии, учительствовал в системе народного образования или поступал на другую службу в светские учреждения. В Московской, Санкт-Петербургской, Казанской и Киевской академиях, в свою очередь, трудились многие видные ученые того времени (особенно это касается библеистики, патрологии, церковной истории). Именно в это время сформирован корпус переводов святоотеческого наследия на русский язык, в чем главная заслуга принадлежит именно академической профессуре.

http://pravoslavie.ru/106789.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010