Москва. Домовая церковь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " при бывшей Общине сестёр " Утоли моя печали " . /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: " Утоли моя печали " иконы Божией Матери Год постройки:Между 1872 и 1875. Архитектор: М.Д. Быковский Адрес: Россия, г. Москва, Госпитальная пл., д. 2 корп. 2 Координаты: 55.7669, 37.70123 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Александровская община сестер милосердия " Утоли моя печали " В 1865 г. княгиня Н.Б. Шаховская, работавшая в Никольской общине, переселилась с тридцатью сестрами в отдельный дом на Покровской улице, основав общину " Утоли моя печали " . Княгиня Шаховская – младшая дочь князя Б.А. Святополк-Четвертинского и супруга предводителя дворянства Серпуховского уезда – блистала в свете своей красотой, умом и смелостью. В 1863 г. Наталия Борисовна овдовела, после чего всецело отдала себя служению ближним, переселившись в одну из палат Полицейской больницы. Постепенно вокруг нее собирались другие сестры. В 1865 г. княгиня Шаховская с тридцатью сестрами переселилась в отдельный дом, а в 1868 г. была официально назначена начальницей новой общины. Ее ближайшей помощницей и заместительницей долгие годы была вдова статского советника Елизавета Григорьевна Бушман. В 1872 г. община переехала в Лефортово (Госпитальная площадь, 2), где постепенно открылся целый ряд благотворительных учреждений: детский приют, женское училище, больница, амбулатория, аптека и, наконец, убежище для престарелых сестер милосердия. В начале своего существования община " Утоли моя печали " подчинялась Российскому Обществу Красного Креста. С 1881 г. она стала самостоятельным учреждением, получив Высочайшее покровительство и наименование «Александровская». В 1906 г., после смерти княгини Н.Б. Шаховской, община перешла в ведение Московской Городской Думы. Сестры милосердия общины " Утоли моя печали " оказывали помощь раненым воинам на фронтах сербо-турецкой, русско-турецкой, балканской и I Мировой войн. В мирное время они помогали населению всех российских губерний, страдавших от неурожаев и эпидемий, несли служение в якутской колонии для прокаженных.

http://sobory.ru/article/?object=05237

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Утоли Моя Печали Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Образ Богородицы " УТОЛИ БОЛЕЗНИ " . Вторая половина XIXb. Представленная икона – достаточно редко встречающийся образ, почитавшийся как целительный. Композиционно схожий с иконой «Утоли моя печали», этот извод получил название, основанное на поэтической строке молитвы: " Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли " . Файл 12628.jpg:   Размер: 667x800, 0.53 MPix, 403 Kb. Дата: 2011-05-25, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (331) , (19) . Описание: Икона в окладе " Утоли болезни " . ТЕХНИКА, МАТЕРИАЛЫ: Дерево, левкас, сусальное серебро, темпера, творёное серебро и золото. Оклад-серебро, чеканка, гравировка. Оклад сборный - средник и венец Марии подлинные, басма - подбор из элементов XVIIb., венец Христа - новодел. РАЗМЕР: 36Х30,5. РЕГИОН: Провинция, возможно район Вологды. ДАТИРОВКА: Середина XVIIIb. Интересно, что на ризе выдавленно неверное название " Блаженное Чрево " . Файл 12631.jpg:   Размер: 858x1000, 0.86 MPix, 223 Kb. Дата: 2011-05-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (229) , (13) . Описание: УТОЛИ БОЛЕЗНИ с приписными свв. Ириной и Евдокией Россия, юго-западные регионы, втор. пол. XIX в. Дерево, левкас, сусальное серебро, темпера. 22x136x31 см. Частное собрание Файл 12632.jpg:   Размер: 1155x1328, 1.53 MPix, 329 Kb. Дата: 2011-05-25, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (302) , (20) . Описание: Икона Божией Матери, именуемая " Утоли моя печали " Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря, прославилась в Москве многими чудесами со второй половины XVIII века, а особенно во время чумы в 1771 году. Икона принесена в Москву казаками в 1640 году в царствование Михаила Феодоровича (1613 - 1645) и помещена в храме святителя Николая на Пупышах в Садовниках. Одно время, вероятно, вследствие пожара и неоднократных перестроек храма об иконе забыли, она была заброшена и находилась на колокольне в велико[...]

http://pravicon.com/icon-341-photo

25. Понедельник. Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского. Сщмч. Владимира, митр. Киевского. Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали». Свт. Моисея, архиеп. Новгородского. Сщмч. Петра, архиеп. Воронежского . Прп. Анатолия Оптинского, Старшего . Совершается полиелейная или бденная служба свт. Григория Богослова (А). Приводим также схему соединения службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой свт. Григория Богослова (Б). Примечание. Типикон не предусматривает совершения двух бденных или полиелейных служб, и в нем нет уставной главы, которая излагала бы подобное соединение. В старинных же русских монастырских Обиходниках и в соборных Чиновниках (местные Уставы) встречается указание на соединение служб Богородицы и полиелейного святого. Так, в Чиновнике Новгородского Софийского собора изложены указания по соединению служб Покрова Пресвятой Богородицы и прп. Саввы Вишерского, который относился в Новгороде к полиелейным святым . Схема соединения службы свт. Григория Богослова со службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», приводится с учетом этих указаний. Данным уставом можно руководствоваться и при соединении службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой сщмч. Владимира, митр. Киевского. Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Григория Богослова в соединении со славословной службой сщмч. Владимира, митр. Киевского (В), и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Владимира, митр. Киевского (Г). А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й – 8 (первая и четвертая стихира – дважды) . «Слава» – святителя, глас 8-й: «Бодрый язык твой…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 4-й. «Слава» – святителя, глас тот же: «Божественными деяньми…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-07/

25. Среда. Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского. Сщмч. Владимира, митр. Киевского. Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали». Свт. Моисея, архиеп. Новгородского. Сщмч. Петра, архиеп. Воронежского . Прп. Анатолия Оптинского, Старшего . Совершается полиелейная или бденная служба свт. Григория Богослова (А) . Приводим также схему соединения службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой свт. Григория Богослова (Б) . Примечание. Типикон не предусматривает совершения двух бденных или полиелейных служб, и в нем нет уставной главы, которая излагала бы подобное соединение. В старинных же русских монастырских Обиходниках и в соборных Чиновниках (местные Уставы) встречается указание на соединение служб Богородицы и полиелейного святого. Так, в Чиновнике Новгородского Софийского собора изложены указания по соединению служб Покрова Пресвятой Богородицы и прп. Саввы Вишерского, который относился в Новгороде к полиелейным святым . Схема соединения службы свт. Григория Богослова со службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», приводится с учетом этих указаний. Данным уставом можно руководствоваться и при соединении службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой сщмч. Владимира, митр. Киевского. Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Григория Богослова в соединении со славословной службой сщмч. Владимира, митр. Киевского (В) , и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Владимира, митр. Киевского (Г) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й – 8 (первая и четвертая стихира – дважды) . «Слава» – святителя, глас 8-й: «Бодрый язык твой...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 4-й. «Слава» – святителя, глас тот же: «Божественными деяньми...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-07/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 7 февраля 2024 года 25. Среда. Свт. Григория Богослова , архиеп. Константинопольского. Сщмч. Владимира, митр. Киевского. Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали». Свт. Моисея, архиеп. Новгородского. Сщмч. Петра, архиеп. Воронежского . Прп. Анатолия Оптинского , Старшего . Совершается полиелейная или бденная служба свт. Григория Богослова (А) . Приводим также схему соединения службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой свт. Григория Богослова (Б) . Примечание. Типикон не предусматривает совершения двух бденных или полиелейных служб, и в нем нет уставной главы, которая излагала бы подобное соединение. В старинных же русских монастырских Обиходниках и в соборных Чиновниках (местные Уставы) встречается указание на соединение служб Богородицы и полиелейного святого. Так, в Чиновнике Новгородского Софийского собора изложены указания по соединению служб Покрова Пресвятой Богородицы и прп. Саввы Вишерского, который относился в Новгороде к полиелейным святым . Схема соединения службы свт. Григория Богослова со службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», приводится с учетом этих указаний. Данным уставом можно руководствоваться и при соединении службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой сщмч. Владимира, митр. Киевского. Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Григория Богослова в соединении со славословной службой сщмч. Владимира, митр. Киевского (В) , и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Владимира, митр. Киевского (Г) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 1й и глас 2й – 8 (первая и четвертая стихира – дважды) . «Слава» – святителя, глас 8й: «Бодрый язык твой…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 4й. «Слава» – святителя, глас тот же: «Божественными деяньми…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Марфинская шарашка», или «Утоли моя печали» 24.03.2024 159 Время на чтение 6 минут Фото: Здание приюта с храмом иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» Есть такой на Северо-Востоке столицы район - Марфино. Почему Марфино? Скорее всего, предполагают историки, по имени жены первого владельца этого села – Марии. Вельяминов Василий Васильевич и его жена, Мария, в 1373 году приняли монашество. Мария стала Марфой. Она и передала это село во владение московского Богоявленского монастыря (есть мнение, что это могли сделать ее дети). Надо сказать, что село называлось сначала Вельяминово, затем Владыкино, а Марфино – часть этого владения. Позже, в 1885 году, Богоявленский монастырь, владевший сначала всем селом Марфино, а потом частью его, построил в этом селе приют, который стал именоваться Александро-Мариинским. Почему Александро-Мариинским? Александр - это имя Императора Российского Александра III, а Мариинский – по имени императрицы Марии Федоровны, жены императора, которая продолжила традиционную благотворительную деятельность русских императриц. В России много было Александро-Мариинских заведений – и приютов, и больниц, и учебных заведений. Всем этим благотворительным организациям и Александро-Мариинскому приюту «для детей-сирот из семей духовного звания» финансово помогала императорская семья. В Марфино дети-сироты, числом около сорока, обрели место, где их кормили, о них заботились, их учили – и столярному делу, и пению, и даже игре на скрипке. Но тогда в России никакое воспитание не могло быть отдельно от веры, от церкви. И в здании приюта выстроили храм с двумя приделами. Верхний – в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» и нижний – вмч. Пантелеимона (на фото – полукруглый выступ). Во время Первой мировой войны в этом приюте содержались и дети погибших солдат. Обслуживать детей помогали сестры Марфо-Мариинской обители. Сюда, в Марфино, приезжала святая – прпмч. великая княгиня Елисавета Федоровна. Революция уничтожила и монастырь, и приют. Некоторое время там был детский сад, а потом, уже в 1948 году, была образована «Марфинская шарашка» - под таким именем и в историю нашей страны и в литературу вошло «оборонное предприятие «Лаборатория где работали заключенные – специалисты: инженеры, переводчики, в т.ч. и пленные немецкие специалисты. В числе заключенных был Александр Солженицын, поведавший миру в книге «В круге первом» об этой «Марфинской шарашке» и его коллега по работе, а потом литературовед, переводчик и писатель Лев Копелев. Среди специалистов, работавших в разные годы на предприятии - авторы первых шифровальных машин (Петерсон А.П., Калачев К.Ф., Нейман И.С.); разработчики средств спецсвязи - академики Котельников В.А. и Минц А.Л. За все время существования предприятия 38 сотрудников института были награждены Ленинскими и Государственными премиями.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/22/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О гонениях внутри Церкви. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Священномученика Владимира. Святителя Григория Богослова 21.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Иконы Божией Матери " Утоли моя печали " , Святителя Григория Богослова , священномученика Владимира Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с праздником! Сегодня праздник иконы Божией Матери «Утоли моя печали», память священномученика Владимира — первомученика среди новых мучеников Российских, и память святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Вчера мы говорили с вами о том, что печаль, поражающая наши души страданием Христовым и печалью Божией Матери, Которой оружие прошло Душу, обращается, как исповедует Святая Церковь, нам в радость. Этих печалей избежать невозможно, потому что мир, который ненавидит Господа, по слову Христову, ненавидит и нас. Но они могут проистекать и из-за нашей собственной греховности, из-за нашей причастности миру, и из-за того, что мир все более вторгается в самую Церковь. С самого начала истории христианства были гонения на Церковь со стороны мира, иудейского и языческого. В течение почти трехсот лет не прекращались попытки сокрушить, уничтожить Церковь Христову, так чтобы и следа ее не осталось на земле. Были и попытки разрушить Церковь изнутри путем вторжения в нее самого мира. И всякий раз тот, кто должен был сохранить верность Христу, призван был, на самом деле, заплатить за эту верность своею жизнью, как Христос до конца заплатил за нас всею Своею жизнью и Своею любовью. Так и мы всей нашей жизнью и верностью Христу должны засвидетельствовать, что причастны Христовой любви и отвечаем на эту любовь. После того, как мир был сокрушен верностью тех, кто Христовы (то есть силою Христовой), и Церковь восторжествовала над иудейским и языческим миром, этот мир, проникнув в Церковь, не переставал совершать вражду, смятение, разделение и гонение на тех, кто Христовы истинно, а не только по имени христиане.

http://moral.ru/о-гонениях-внутри-церкви...

Санкт-Петербург. Церковь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " на Царскосельском Братском кладбище героев Первой мировой войны. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: " Утоли моя печали " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1915. Год утраты:1938 Архитектор:С.Ю. Сидорчук Адрес: Санкт-Петербург, Пушкинский район Координаты: 59.696617, 30.389445 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первое Братское кладбище героев мировой войны было основано в сентябре 1914 г. по инициативе императрицы Александры Федоровны. Оно занимало участок у Казанского кладбища и находилось под особым попечительством государыни. Территория была обнесена оградой, вначале деревянной и замененной впоследствии ажурной металлической, с крестами на столбах и зеленой изгородью из елей. От ворот начиналась аллея, обсаженная рядами вечнозеленой туи, по сторонам которой шли ровные ряды могильных холмиков, выложенных дерном и летом обсаженных цветами. Братское кладбище содержалось на средства Ее Величества и находилось в ведении Царскосельского особого эвакуационного пункта, его обслуживала команда солдат. Здесь хоронили офицеров и нижних чинов, погибших на полях сражений и умерших в военных лазаретах Царского Села. Впоследствии было разрешено хоронить также тех, кто служил в лазаретах Царскосельского особого эвакуационного пункта и был известен своим особым попечением о раненых. К октябрю 1917 г. на кладбище было более 1000 индивидуальных могил с резными деревянными крестами. На кладбище находилась небольшая деревянная церковь, проект которой, одобренный императрицей 3 июля 1915 г., составил арх. С.Ю. Сидорчук в традициях северного русского зодчества. Материалом для строительства послужили деревья, весной 1914 г. поваленные ураганом в Царскосельских парках. Храм соорудили в кратчайшие сроки: 18 августа состоялась закладка, а 4 октября 1915 г. – освящение во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в присутствии императрицы с великими княжнами.

http://sobory.ru/article/?object=36180

Саратов. Церковь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " . Карта и ближайшие объекты Церковь-часовня при Архиерейском доме саратовских владык была построена по благословению священномученика Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского. Ее проект в 1903 (по другим данным, в 1904) году сделал саратовский архитектор Петр Митрофанович Зыбин. Вскоре началось строительство, закончившееся в 1906 году. Храм удачно вписался в застройку архиерейской усадьбы, и в архитектурный ансамбль центра Саратова. Престол в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». По преданию, храмовая икона была заказана владыкой Гермогеном на Святой Горе Афон и представляла собой точную копию с чудотворного афонского первообраза. В народе церковь называли еще «Утоли моя печали». В годы Советской власти здание сохранилось практически в первозданном виде, однако не использовалось по назначению — здесь был открыт Саратовский планетарий. В 1990 году храм передали епархии. После возвращения его Православной Церкви в боковой пристройке был устроен придел, освященный в том же году во имя преподобного Сергия Радонежского. На престоле положен антиминс, спасенный из уничтоженного богоборцами семинарского храма во имя преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, подписанный Архиепископом Саратовским и Волгоградским Палладием (Шерстенниковым). В первой половине 1993 года Владыка Пимен, Архиепископ Саратовский и Вольский, освятил основной престол храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Богослужения в храме-часовне совершались ежедневно монашеской братией из Архиерейского дома. В начале XX века в составе братии было 16 иноков и 13 послушников. Постановлением Президиума Нижне-Волжского Краевого Исполкома Советов РК и К депутатов от 28 января 1930 года церковь-часовня была закрыта с переоборудованием ее здания под клуб Дома матери и ребенка. Затем в здании располагались различные организации, последней из которых был планетарий. Здание сохранилось почти в первозданном виде.

http://sobory.ru/article/?object=07134

Одрино. Николо-Одрин женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца (утраченная). Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1707. Год утраты:1930 (разобран основной объём, колокольня снесена в конце 1940-х) Адрес: Россия, Брянская область, Карачевский район, с. Одрино Изменить описание объекта Фотографий пока нет Официально Николо-Одрин монастырь утвержден в 1697 году, по благословению Святейшего Патриарха Адриана. До революции 1917 года в обители были собор святителя Николая с пятью куполами и пятью приделами: во имя святителя Николая, во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных», во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали», во имя Воздвижения Креста Господня, во имя иконы Божией Матери «Знамение» с колокольней (1707), на которой в 1898 году был повешен большой колокол весом в 368 пудов. Главным храмом обители являлся Николаевский собор. В 1703 г. было получено разрешение на его строительство, к 1710 г. оно было завершено, в дек. состоялось освящение главного престола, в преддверии которого, 1 дек., иером. Харалампий получил антиминс для него (Холмогоров. 2010. С. 381). С XVIII в. в соборе существовал придел во имя митр. Московского свт. Алексия. 20 июня 1755 г. собор пострадал от сильного пожара (РГИА. Ф. 796. Оп. 38. Д. 427. Л. 1), но вскоре был восстановлен. В 1765 г. в трапезную собора был перенесен из надвратной ц. во имя мч. Иоанна Воина престол во имя прп. Сергия Радонежского (Пясецкий. 1894. 24. С. 764), в кон. XVIII в. там же устроен придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Во 2-й пол. XVIII или нач. XIX в. к трапезной собора была пристроена 2-ярусная колокольня. В 1815 г. собор был расписан на средства Рогозиной (Кизимова, Зубова. 1999. С. 125). В 1852 г. престол во имя прп. Сергия Радонежского был перенесен во вновь построенную приходскую ц. свт. Николая Чудотворца в с. Одрине. К 60-м гг. XIX в. трапезная собора обветшала и была перестроена в 1867-1868 гг. Еп. Макарием в 1868 г. были освящены 2 престола: в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (11 сент.) и в честь иконы Божией Матери «Знамение» (12 сент.; престол перенесен из церкви, располагавшейся под колокольней) (Орловские ЕВ. 1868. 20. Отд неофиц. С. 1559-1567). Одновременно с перестройкой трапезной было принято решение о перестройке и расширении самого собора, при этом в проекте была несколько изменена его ориентация (Гурьянов. 2005. С. 13). Работы начались с закладки стен нового собора 25 июля 1874 г. (Слово и Речь. 1874. С. 1104-1106). Ставший 5-главым собор по своему облику приблизился к «типовым» проектам К. А. Тона. Перестроенный собор был освящен в 1879 г. еп. Орловским Ювеналием (Карюковым) и имел 3 престола: главный - во имя свт. Николая Чудотворца, в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» и в честь Воздвижения Честного Креста Господня.

http://sobory.ru/article/?object=57120

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010