На Литургии присутствовал губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. Ранее в одной из иконописных мастерских Москвы был написан образ преподобной Арсении. К церемонии прославления были составлены тропарь, кондак и величание святой Арсении Усть-Медведицкой, прозвучавшие в исполнении мужского хора Киево-Печерской лавры и хора Сионского собора Тбилиси. В связи с наплывом паломников на прилегающей к монастырю территории была организована полевая кухня, где верующим было предложено бесплатное горячее питание. Участники торжеств, которым не хватило места в Казанском и Арсеньевском храмах, наблюдали за ходом богослужения на больших экранах, установленных на территории и за оградой монастыря. Подготовка к приему гостей в обители началась сразу после принятия решения Священным Синодом о причислении к лику святых пятой и самой известной в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря игумении Арсении (Себряковой). Анна Михайловна Серебрякова родилась 3 июля 1833 года в богатой и знатной семье помещика Донской области. В возрасте трех лет с ней произошло необычное событие. Родители взяли Анну на богомолье в Воронеж, где в то время правящим архиереем был архиепископ Антоний (Смирницкий), многими почитаемый за свою строгую святую жизнь и прозорливость. Родители были с ним знакомы и посетили владыку. Анна, увидев его, быстро вырвалась из рук державшей ее няни, побежала к святителю и поклонилась в ноги. Архиепископ благословил ее и, обращаясь к изумленным родителям, сказал: «Это будет великая жена». С детства Анна любила Священное Писание. «Меня так поражало в детстве дивное, высокое учение Спасителя, — рассказывала она потом, — а мысль, что мы не исполняем Его святые заповеди, глубоко возмущала мою душу». Когда Анне шел шестнадцатый год, отец решил подыскать ей жениха. Однако она ответила родителю, что любит только Господа и желает ради Него оставить мир. Отец не стал ей препятствовать. Она ежедневно посещала церковные службы, проводя остальное время в молитве, чтении и душеспасительных беседах с отцом, а также обучаясь иконописи.

http://patriarchia.ru/db/text/4667707.ht...

Настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря  г. Москвы игумения Викторина (Перминова) в своем докладе «Важность периода послушнического искуса и формирование у послушников осознанного отношения к монашеской жизни» рассказала, на что необходимо обращать внимание духовному руководителю при приеме в монастырь и воспитании желающих вступить в братство. В настоящее время в обители часто приходят люди, не имеющие базовых представлений о монашестве, и игумен должен понять, с какой целью человек стремится к иночеству и как решает для себя вопросы послушания, отношения к богослужению, духовной брани и пр. Тщательный искус, по мнению иг. Викторины, должен продолжаться не менее двух лет. Доклад архимандрита Елисея, игумена монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон), «Игумен (настоятель) монастыря: как сочетать духовное водительство и отношения с внешним миром» зачитал эконом монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии, подворья монастыря Симонопетра архимандрит Серапион. Предметом исследования архимандрита Елисея стала личность игумена, качества, необходимые для несения им духовных обязанностей и выполнения административных функций. В заключение первого дня конференции выступила игумения Георгия, настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря ( Волгоградская митрополия ). Тему своего доклада «Послушание и доверие к игумении как основа духовного преуспеяния сестер» матушка Георгия раскрыла на примере духовного наследия игумении Арсении (Себряковой), воспитанницы схимонахини Ардалионы (Игнатовой). Подвижницы прошлого, наставлениям которых ныне следует обитель, считали, что незаменимым качеством духовного руководителя является долготерпение в любви и смирении, что «игумения должна словно бы переболеть страстями сестер, претерпевая их, пока они откроют ей свои сердца, чтобы она могла бережно, с любовью и многими молитвами вести их ко Христу». В ходе конференции монашествующие имели возможность задавать вопросы докладчикам и обсуждать насущные проблемы монастырской жизни.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Игумения Арсения стремилась неформально познавать Бога. Ее жизнь не всегда входила в рамки современников монашеской жизни, иночества, многие не понимали ее, как не понимали старицу Ардалиону, но она была ведома не буйным упрямством своего эго — она тонко чувствовала голос Божий в себе, в своем сердце, голос совести, который направлял ее на путь спасения. Она духовно близка к святителю Игнатию Брянчанинову, духовному аскету, подвижнику, духовному писателю, молитвеннику… Мы сегодня прославляем не только нашу дорогую святую — преподобную игумению Арсению, но и матушку игумению Георгию, потому что она явила пример послушания. Она является истинным чадом Церкви и чадом послушания, потому что делает не то, что хочется, а то, что благословляется. И вот за святое послушание и благословление мы видим плоды трудов, соработничество Богу. Эти труды высоко оценил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, к этой знаменательной юбилейной дате он удостоил игумению Георгию Патриаршей награды — ордена Святой Православной Церкви святой равноапостольной княгини Ольги III степени. Мы понимаем, что все это благолепие — восстановленный храм, сестринские корпуса, коровник, золотошвейная мастерская, иконописная мастерская и многое, многое другое было бы невозможно без других соработников, без помощников матушки игумении, которые явились в лице государственной власти. Очень приятно осознавать, что сегодня государственная власть поддерживает институт Церкви, понимая его не только духовное, историческое, духовно-нравственное и культурное значение. Мы благодарим руководителя нашего региона губернатора Волгоградской области Андрея Ивановича Бочарова и Александра Ивановича Блошкина, председателя Волгоградской областной Думы. В знак благодарности за участие и труды по возрождению этой святой обители награждаем Волгоградской епархиальной медалью священномученика Николая Попова II степени». От имени губернатора и депутатов Волгоградской областной Думы А.И. Блошкин поздравил собравшихся с юбилейными датами и днем памяти игумении Арсении. В благодарность за понесенные труды по поручению главы Волгоградского региона он вручил матушке Георгии медаль за заслуги перед Волгоградской областью и пожелал всем крепкого здоровья, добра, мира и благополучия.

http://patriarchia.ru/db/text/5948946.ht...

«Интересны духовные связи, которые мы прослеживаем в исторической ретроспективе, — эта обитель тесно связана с православным воинством — многие игумении были или вдовами, или дочерьми русских военноначальников, как и сама игумения Арсения. Сегодня мы видим, как всечестное казачество активно поддерживает духовную жизнь в этом духовном роднике. Здесь утверждалось старчество, очень важно влияние школы преподобного Паисия Величковского, которое дало потенциал для развития старчества. Именно в этой благодатной среде вырос благодатный цветок духовного феномена игумении Арсении. И в современной истории, уже при игумении Георгии, также от Лаврентия Черниговского и от Глинских старцев воспринято духовное преемство, что очень важно для Апостольской Православной Церкви. Монастырь всегда выступал как центр просвещения не только для детей окрестных сел, но и для городских жителей, для отпрысков дворян и видных горожан. Очень важно, что сегодня сюда приезжают не только со всей области, но и из других регионов, чувствуя, что могут здесь утолить духовную жажду и просветиться небесным светом, который невидимо сияет в этом духовном оазисе. Некогда в этой обители подвизалось 360 сестер. Сейчас это, наверное, сложно представить, а тогда жизнь здесь кипела. Игумения Арсения пришла не в заброшенный монастырь, но тем не менее она предприняла все усилия для того, чтобы эта обитель возрастала и укреплялась. Игумения Георгия, подобно своей святой предшественнице, активно взялась за дело восстановления порушенных святынь. Кроме этих исторических связей и исторических вех, есть еще нечто, что делает эту обитель особо привлекательной, делает ее духовным магнитом для каждого верующего человека. Эта особая святыня — камень, на котором молилась Пресвятая Богородица и который неизреченным образом запечатлел на себе следы Ее молитвенного поклона — от Ее пречистых рук и колен. Мы можем наблюдать, как физическое естество камня стало подобно воску под благодатными руками Царицы Небесной и запечатлело все их очертания. Эта святыня делает монастырь тем благодатным местом, где мы особо можем прибегать к духовному заступлению и помощи Царицы Небесной.

http://patriarchia.ru/db/text/5948946.ht...

В общей сложности в торжественном богослужении участвовало около 80 представителей духовенства Волгоградской митрополии и епархий России, Грузии, Греции и Украины. На литургии присутствовал губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. К торжествам в иконописной мастерской Москвы по заказу монастыря был написан образ преподобной Арсении. К церемонии прославления составлены тропарь, кондак и величание святой Арсении Усть-Медведицкой, которые прозвучали в исполнении мужского хора Киево-Печерской лавры. Также в праздничном богослужении участвовал хор Сионского собора Тбилиси. Участники торжеств, которым не хватило места в Казанском и Арсеньевском храмах, наблюдали ход богослужения на больших плазменных экранах, установленных на территории и за оградой монастыря. Подготовка к приему гостей в обители началась сразу после того, как было получено известие о решении Священного Синода, 21 октября высший церковный орган постановил причислить к лику святых пятую и самую известную в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря игуменью Асению (Себрякову). Игуменья Арсения (1833-1905) происходила из знатной семьи штабс-ротмистра, казначея Войска Донского Михаила Васильевича Себрякова. В возрасте 17 лет по собственному желанию Анна Михайловна поступила в Усть-Медведицкий монастырь. В годы ее игуменства — с 1864 и до самой кончины, обитель достигла наивысшего расцвета. Кроме просветительской и благотворительной деятельности главными плодами трудов преподобной Арсении стал Казанский собор, который возводился с 1785 по 1885 год, и знаменитые пещеры, вырытые по образу Киево-Печерских. Сегодня в них находится святыня монастыря — чудотворный камень (каменная плита) с отпечатанными руками и коленями коленопреклоненной молитвенницы. Цитаты преп. Арсении: — Невозможно стяжать чистой, непарительной молитвы, если ей не будет предшествовать самоотверженная деятельность. Но и ежедневно надо полагать в сердце или утверждать в нем произволение, отвергать всякое дело, слово, чувство, мысль — неугодные Господу, направлять же всякое дело по заповедям Божиим, всякое чувство словом Его воспитывать, всякую мысль истиною Его наполнять. При такой деятельности или хотя при цели такой деятельности всякое входящее в душу чуждое чувство или мысль усматривается и молитвою отвергается от души. При таком произволении души Имя Иисусово самовластно действует в ней и отсекает всякий помысл, противный Себе, поборяет всякое чувство, неугодное Себе, просвещает душу к познанию воли Своей, водворяет в ней мир сердечный и тишину помыслов;

http://pravoslavie.ru/98599.html

Дубовки Волгоградской епархии; игумения Георгия (Боровик), настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря г. Серафимовича Урюпинской епархии ; игумения Серафима (Каштанова), настоятельница Гусевского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Ахтырской» Урюпинской епархии; игумен Герасим (Александров), настоятель храма вмч. Георгия Победоносца и женской монашеской общины с. Безымянки Урюпинской епархии; игумен Савин (Аганин), настоятель Кременского Вознесенского мужского монастыря Калачевской епархии ; игумен Петр (Ковалев), благочинный Свято-Троицкого Белогорского Каменнобродского мужского монастыря Урюпинской епархии; ведущие преподаватели Центра подготовки церковных специалистов Волгоградской епархии, которые будут вести занятия со слушателями курсов, — протоиерей Алексий Маслов, кандидат богословия, кандидат исторических наук иерей Александр Пржегорлинский, кандидат богословия иерей Владимир Аврамов, иерей Илия Неклюдов, М.А. Кириленко, А.О. Путило и другие специалисты центра. На встрече обсуждались вопросы организации курсов, учебного процесса, методики преподавания всех предметов для монашествующих. Особое внимание было уделено беседе с игуменами и игумениями монастырей Волгоградской митрополии о целях и задачах богословского образования всех монашествующих. Сотрудники Центра подготовки церковных специалистов Волгоградской митрополии ознакомили членов комиссии с документацией курсов, материально-техническим обеспечением основной учебной площадки, ее техническим оснащением для осуществления учебного процесса в дистанционном формате. В библиотеке Центра подготовки церковных специалистов была представлена вся необходимая литература в достаточном количестве для каждой обители. После совещания в Центре подготовки церковных специалистов состоялась встреча членов комиссии с митрополитом Волгоградским и Камышинским Феодором . Члены выездной комиссии поделились своими предложениями по улучшению организации работы курсов в митрополии и опытом работы в этом направлении.

http://patriarchia.ru/db/text/5840324.ht...

В 1928 году монастырь был закрыт, часть монахинь репрессировали. По воспоминаниям учительницы из Котово Тамары Владимировны Поляковой, часть монашек организовало " коммуну " . Приобрели добротный домик где молились и зарабатывали на пропитание. Во Вторую Мировую Войну эти монашки попали к немцам, были увезены в Ростовскую область. После войны некоторые вернулись в родные места. В 1992 году по благословению архиепископа Германа (Тимофеева), вступившего в управление Волгоградской епархией, начинается восстановление монастыря. В августе 2001 году монастырь был преобразован в женский. 9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря. Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет. Храм Преображения Господня с тридцатью тремя куполами строился заботами игумении Георгии в течение 10 лет и был освящён в 2014 году. Этот храм был задуман как монашеский. В 2014 году была построена часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского. Храмы [ править править код ] Храм Казанской иконы Божией Матери на территории монастыря строился с 1874 года по 1885 год под руководством настоятельницы Арсении. Проектировал храм профессор Санкт-Петербургской академии художеств академик И.И.Горностаев. Матушка Арсения была дочерью предводителя Войска Донского, знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова, который тоже жертвовал деньги на храм. Когда храм был построен и освящен, Арсения вместе с тремя сёстрами-монашками стала рыть пещеры под ним. По замыслу матушки лабиринт отобразил историю последних дней Христа: Страстную неделю, предательство Иуды и казнь Иисуса. Пещеры идут по двум путям: один символизирует путь Христа, а другой — Богоматери. Образуя круг, они ведут к Голгофе. В 1905 году Арсения преставилась на 72 году жизни. Похоронили её в склепе нижней церкви монастыря. С приходом советской власти монастырь был закрыт, храм разграблен , гроб игуменьи Арсении был вскрыт, тело ее оказалось нетленным. Наутро гроб с телом исчез и не найден до сих пор.

http://azbyka.ru/palomnik/Усть-Медведицк...

Храм Преображения в Усть-Медведицком монастыре. Фото: Екатерина Ландина/«Русская планета» Со времен матушки Арсении, в свое время уважаемой далеко за пределами области Войска Донского и соседней Царицынской губернии, до наших дней дошел уникальный исторический памятник, восстановленный в период новейшей истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. По сути, это трехуровневый храмовый комплекс. Верхний уровень — храм Казанской иконы Божией Матери, который возводился при игуменье Арсении с 1875 по 1885 год и чудом уцелел во время ожесточенных боев Великой Отечественной войны на берегу Дона. В советские годы на территории монастыря располагались детская колония, электростанция, склад зерна и пионерлагерь. Все это время храм оставался заброшенным, а уникальные колонны из итальянского мрамора, доставленные в XIX веке из Италии, были осквернены надписями. Во время реставрации их почистили, но царапины и следы въевшейся краски видны и сегодня. Сейчас в светлом и просторном храме, вновь освященном в сентябре 2012 года, проходят праздничные богослужения. Прямо под Казанским собором находится храм преподобного Арсения Великого 1888 года постройки, восстановленный в 2002 году. Он расположен в цокольном этаже здания и почти не имеет естественного освещения, в полумраке здесь проходят постовые службы. Именно в этом храме находился склеп игуменьи Арсении, когда в 1905 году гроб с ее телом доставили из Сарова. Настоятельница скончалась на 73-м году жизни во время паломничества на торжество прославления преподобного Серафима Саровского. По свидетельству сестер разоренного монастыря, работники электростанции, которая располагалась здесь с 1936 года, хотели разграбить могилу игуменьи. Известно, что она была похоронена со всеми реликвиями, среди них были кресты с драгоценными украшениями: от императора — за вклад в развитие монастыря, а также преподнесенный послушницами по случаю 35-летнего юбилея управления обителью. Но рабочим не удалось исполнить свои намерения, а мощи игуменьи забрали и укрыли монахини, жившие в то время в городе Серафимовиче. Последняя из свидетельниц тех событий скончалась в 1981 году. Где теперь находятся мощи матушки Арсении, неизвестно. Несколько раз насельницы современной обители пытались разыскать ее захоронение на территории монастыря, но все они оказались безуспешными.

http://pravoslavie.ru/87737.html

Благотворителям и потрудившимся в деле возрождения монастыря были вручены почетные грамоты губернатора Волгоградской области и Волгоградской областной Думы. Изначально Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь был основан как мужской, однако в 1785 году был преобразован в женский. Войсковой атаман генерал-поручик А.И. Иловайский ходатайствовал перед правящим архиереем о преобразовании Усть-Медведицкого мужского монастыря в женский по причине того, что «между жилищами того войска состоят три монастыря и есть мужские, женского ни одного», а женщин, желающих принять монашество, было много. При игумении Арсении (Себряковой; 1833-1905) при монастыре открылось училище, в которое направляли молодых послушниц, которые впоследствии становились преподавателями в училище. Преподавали игумения Арсения и клирики монастыря. Был построен Казанский собор с нижней церковью в честь преподобного Арсения Великого (освящен 8 сентября 1885 года). При игумении Арсении были выстроены двухэтажные крытые железом корпуса для монахинь, отдельные дома для священнослужителей, устроено монастырское подворье в станице Урюпинской. Под руководством игумении был заново отделан старый Преображенский храм, к нему пристроили теплый придел в честь Владимирской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, чудотворца. В советское время монастырь был закрыт. Возрождение обители началось в 1991 году. 30 августа 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия II определил: «Благословить открытие Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря в Волгоградской епархии». 17 июля 2002 года на заседании Священного Синода было принято решение о преобразовании Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря в женский монастырь, во главе женской общины, приехавшей сюда с Украины, стояла монахиня Георгия (Боровик), ныне игумения монастыря. 21 октября 2016 года решением Священного Синода настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря игумения Арсения (Себрякова) была прославлена в лике местночтимых святых Волгоградской митрополии ( журнал 95 ).

http://patriarchia.ru/db/text/5948946.ht...

5. «Император, который знал свою судьбу» - 55 мин. Фильм рассказывает малоизвестные факты биографии царя Hukoлaя-II. Возможно, он был единственным в истории Императором, который знал свою судьбу и год своей гибели. Авторы фильма последовательно и подробно, на документальных фактах. Рассказывают об этих удивительных пророчествах, о трагических попытках последнего русского царя преодолеть их. (реж.Роман Ершов, Санкт-Петербург) 12-00 - 15-00 Посещение Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. 15-00 - 16-00 Обед 16-00 - 20-00 Продолжение кинофестивал. Обсуждение фильмов. Показ фильмов: 6. «Жемчужина Донского края» - 1 час 30 мин. В фильме, созданном сестрами Спасо-Преображенского Усть-Медведицкого женского монастыря, вы познакомитесь с богатой историей древнейшей обители, увидите чудотворную святыню монастыря, услышите песнопения сестер.(сестры Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, Волгоградская область, при содействии студии «Хоругвь», Москва). 7. «Первосвятители» - 52 мин В наш век - век тотальной рекламы и агрессивного видеоряда - этот спокойный и вдумчивый рассказ, повествующий о жизни и судьбе Первосвятителей Русской Православной Церкви, как будто вводит современного человека в другое измерение. Здесь главное - не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа. Вам предлагают взглянуть на нашу недавнюю и далекую историю через судьбы людей, достигших святости и благодарности потомков. Это чудотворцы Московские - митрополиты Пётр, Алексий, Иона, Макарий, Филипп, патриархи Ермоген, Тихон, святители Московские - патриархи Сергий, Алексий, Пимен, Алексий Второй... (Реж. Петр Солдатенков, Санкт-Петербург) 8. Валерий Гаврилин «Весело на душе» - 52 мин. Валерий Гаврилин родился в сердце Северной Фиваиды на берегу Кубенского озера, здесь прошло его детство и до последних дней он возвращался на родину за духовной поддержкой. В фильме, сделанном в необычной форме - хоровой симфонии - детства «Перезвоны»(так построено самое знаменитое произведение В. Гаврилина, - три героя - Василий Шукшин, которому посвещены «Перезвоны», Николай Рубцов, которого В. Гаврилин очень любил и хотел создать музыку на его стихи, и сам В.А. Гаврилин - еще не познанный и недооцененный русский композитор II половины XX века. В центре детства - судьба одного из блудных русских сыновей, гениально воплощенный Шукшиным в «Калине красной».

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/10/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010