Владимир Русак Скачать epub pdf Епархиальное управление В 1721 году, при открытии Синода, в Русской Церкви было 18 епархий. С переделами губерний число епархий увеличивалось. Епархиальные архиереи подчинялись Синоду, как раньше патриарху. Московская епархия, как уже было сказано, до 1742 года оставалась в ведении Синода, без собственного архипастыря. В 1753 году в ведении Синода было 30 епархий. Штатами 1764 года назначены были: 3 первоклассных епархии, т. е. митрополии; 8 второклассных (архиепископий); 15 епископий. В эти штаты не были включены 3 малороссийские епархии и одна белорусская. В 1775 году была открыта славянская епархия, с состав которой вошли поселения сербов на юге. С присоединением новых областей в 1785 году число епархий еще более умножилось. В 1787 году последовало разграничение епархий по пределам губерний. Штатами 1799 года предусматривалось наличие: 4 митрополитов, 12 архиепископов, 12 епископов. В это число не входил грузинский экзархат с 13 епархиями, присоединенный к синодальному управлению в 1783 году. Замещение архиерейских вакансий производилось Синодом, который представлял избранных кандидатов (вначале двоих, а с 1822 года – троих) для Высочайшего утверждения одного из них к поставлению. В пределах своей епархии епископ был совершенно самостоятельным, главой всех епархиальных учреждений и всего духовенства. Органы епархиального управления долгое время оставались прежними. Коллегиальная система, данная Петром I высшему церковному управлению, была перенесена на епархии только в 1744 году. Вместо архиерейских приказов велено было учредить Консистории, существовавшие раньше только в южнорусских епархиях. Консистории представляли собой как бы канцелярию епископа. В 1883 году Консистории получили новый устав. Согласно ему, “духовная Консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемой епархией”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОМСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Омской епархии, разрешенное 30 нояб. 1897 г. указом Синода 6711 по ходатайству первого еп. Омского и Семипалатинского Григория (Полетаева). «О. е. в.» выпускались в Омске с янв. 1898 по дек. 1915 г.- 2 раза в месяц, с янв. 1916 по июнь 1917 г.- еженедельно (в 1917 вышло 26 номеров). Журнал имел раздельную пагинацию по номерам; в 1898 г. официальная и неофициальная части каждого номера выходили с раздельной, а с 1899 г.- с общей пагинацией. «О. е. в.» всегда подписывал один редактор: свящ. Климент Скальский (1898-1901), свящ. Николай Александров (1901-1906), прот. Василий Пляскин (1906-1917); отдельные номера редактировал прот. Ксенофонт Попов (1911-1916). По представленной в Синод программе (1898. 1. Отд. офиц. С. 1-2) в офиц. части должны были печататься правительственные распоряжения по духовному ведомству, указы Синода, резолюции епархиального архиерея и постановления Омской духовной консистории, имеющие общий характер, а также отчеты епархиального училищного совета, попечительства о бедных духовного звания, Омского отд-ния Православного миссионерского об-ва и Епархиального братства ревнителей Православия, самодержавия, русской народности и христианской благотворительности; извещения о награждениях, назначениях, перемещениях, увольнениях с должности служащих, сообщения об умерших, объявления о вакансиях. Сверх заявленной программы в офиц. части помещались расписания проповедей в кафедральном соборе и внебогослужебных собеседований в храмах Омска, списки личного состава служащих и разрядные списки учеников Ишимского ДУ и открытого в 1906 г. Омского епархиального жен. училища, извещения и разрядные списки Тобольской ДС, Барнаульского ДУ и Томского епархиального женского училища; отчеты наблюдателя о состоянии церковноприходских школ и школ грамоты, о состоянии Киргизской миссии, о состоянии сектантства и раскола и о деятельности миссионеров; отчеты Общества для распространения Священного Писания в России; устав, отчеты и журналы Омского об-ва хоругвеносцев; извещения и устав похоронной кассы при Омском епархиальном попечительстве; другие хроникальные заметки, как правило в рубрике «Епархиальные известия». Из нерегулярных публикаций можно отметить «Журнал междуведомственного совещания… по вопросу о мерах борьбы в Степном крае с сектантскою, преимущественно баптистскою, пропагандою» (1910. 12. С. 5-17).

http://pravenc.ru/text/2578405.html

поиск:   разделы   рассылка Николаева Татьяна Леонидовна К вопросу о практическом осуществлении церковного страхования в начале XX века Источник:  Богослов. ру После отмены крепостного права в Российской империи быстрое развитие и широкое распространение получило взаимное страхование имущества, в первую очередь страхование от огня. В конце XIX века Святейшим Синодом был поднят вопрос об обязательном страховании церквей и причтовых построек. Публикация Татьяны Леонидовны Николаевой посвящена описанию процесса формирования и функционирования новообразованной системы страхования церковных строений. После отмены крепостного права быстрое развитие и широкое распространение получает взаимное страхование имущества, в первую очередь страхование от огня. В январе 1864 г. было высочайше утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях, в котором впервые были определены вопросы управления делами взаимного страхования имуществ. В апреле того же года правительство выработало и ввело " Положение о взаимном земском страховании " . С учреждением взаимного земского страхования Святейший Синод поднял вопрос об обязательном страховании церквей и причтовых построек посредством учреждения самостоятельного взаимного страхования в самом духовном ведомстве. Первый опыт взаимного страхования церковных строений встречаем в истории Киевской епархии. На общеепархиальном съезде 1887 г. был выработан соответствующий устав, причем предполагалось на взносы церквей и прихожан образовать особый пожарный капитал. Этот устав был утвержден Святейшим Синодом и введен в действие в 1893 г. Согласно уставу для образования фонда каждый причт уплачивал по 1 руб., а церковь – по 8 руб. в год для того, чтобы в случае уничтожения пожаром церковь получила 10000 руб., а причт – 2000 руб. страхового вознаграждения. 6 июня 1904 г. Святейшим Синодом было утверждено " Положение о взаимном страховании от огня строений духовного ведомства " . Определение же срока и порядка введения в действие положения о страховании строений духовного ведомства было предоставлено усмотрению самого Синода. В связи с необходимостью проведения подготовительных работ вышеуказанное " Положение " планировалось ввести в действие не ранее 1 января 1906 года. Однако далее Святейший Синод постановил " Положение " ввести в действие не ранее, чем с 1 января 1907 roдa[iv]. Такая мера была обусловлена тем, что " для введения взаимного страхования от огня строений духовнаго ведомства требуется от причтов в течение продолжительнаго времени значительный труд по составлению описей и оценке строений " [v]. Общее заведование делами взаимного страхования было возложено на учрежденное еще в 1839 году Хозяйственное управление при Святейшем Синоде, в составе которого были образованы Страховой отдел и Общее страховое присутствие. Местными органами по вопросам страхования являлись епархиальные архиереи, духовные консистории и благочинные.

http://religare.ru/2_101323.html

1839 1 января. Резолюция на рапорте кафедрального протоиерея Архангельского собора об избрании церковного старосты к этому собору (Резолюции. Т. 4. C. 1. 9067). Резолюция на консисторском определении о мерах ко взысканию с диакона долга за дом (Резолюции. Т. 4. С. 1. 9068). Резолюция на отношении преосвященного епископа Полоцкого и Витебского Исидора (Никольского) о дозволении священнику, избранному раскольниками, желающими присоединиться к единоверию – устроить церковь и совершить служение в Московской единоверческой церкви (Резолюции. Т. 4. С. 79. 9229). Письмо архиепископу Парфению (Черткову) 1 : «Если инспектор ваш нравственно болен, надобно или лечить не медля, или не медля переменить. Место сие требует достойнаго, а многолюдство вашей семинарии – бдительнаго» (ПО. 1872. Кн. 2/3. 9. С. 40. 25). 3 января. Письмо архиепископу Гавриилу (Городкову) : «Благословен Безлетный, родившийся во спасение наше, обновляющий нам не только лето, или лета, но и вечность! Да будет он и Вашим обновлением в духе и теле, в силе и действии, к распространению благословения и благодати Его на множайшия души и сонм душ, Им искупленных» (ЧОИДР. 1868. Кн. 2. С. 46). Письмо архиепископу Смарагду (Крыжановскому): «Донос о частом служении во время обозрения епархии принес вам пользу, а не вред, справедливо быв обращен в похвалу Вашему действованию» (ЧОЛДПр. 1870. Кн. 12. С. 35. – Материалы). Письмо архиепископу Игнатию (Семёнову): «Прилично сподобившимся служения пастырскаго собираться и встречаться у смиренных яслей Божественнаго Пастыреначальника своего и соединяться в прославлении Его, в любви к Нему и в братолюбном друг с другом общении во имя Его. Так понимаю Вашу со мною в сии дни беседу, и с утешением духовным оную приемлю, и искренним сердцем ответствую» (ЧОЛДПр. 1871. Кн. 4. С. 44. – Материалы). • Письмо архиепископу Кириллу (Богословскому-Платонову): «На устав Консистории замечания представлять лучше без промедления. И я замедлил. Но Св. Синод напоминает всем нам, и справедливо. Лучше исподволь осматриваться, нежели вдруг быть задавлену грудою замечаний при сроке дела. Но что одно прежде, а другое после заметите, в том беды не будет. Мне говорили некоторые из наших собратий, что некоторыя правила устава обременительны. Я отвечал: представляйте о сем; если большая часть архиереев представят, должно надеяться, что представление будет уважено; а если большая часть по человекоугодию промолчат, то повредят представлению правдолюбивых» (ДЧ. 1888. Ч. 3. 12. С. 439–440).      ,

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

А.В. Шадрина Глава 1. Юридический статус и правовое положение духовенства на Дону 1. Духовное сословие Российской империи и изменение его юридического статуса во второй половине XIX в. Понятие «духовенство» появилось на Руси еще при княгине Ольге 83 . Под «духовенством» понимались священнослужители (священники, диаконы) и церковнослужители (лица, служившие в церкви, но не имевшие священного сана – дьячки, пономари). Духовенство делилось на белое (состоявшее в браке) и черное (монашествующее). Вплоть до XVIII в. оно не было обременено особыми обязанностями по отношению к государству и подчинялось административно только духовному правлению. Известный дореволюционный историк церкви П. Знаменский писал: «Древняя Русь не успела выработать ни сословных стеснений в выборе известного (священнического и церковнослужительского – А.Ш.) рода жизни и занятий, ни особенно стеснительных требований для поступления в клир относительно специальной подготовки к церковному служению; незазорная нравственность и книжность, понимаемая в самом скромном смысле уменья читать и отчасти петь, – вот все, чего требовали наши старинные святители от своих ставленников» 84 . Понятие «духовное сословие» появилось в эпоху Петра I одновременно с вхождением русского духовенства в государственную систему 85 . Его формирование было подчинено проводимой Петром I реорганизации общества на основе сословий (состояний). Следствием этой тенденции и стало появление духовного сословия, оформившегося из приходского духовенства и его детей. Согласно «Духовному регламенту» 1721 г. Церковь получила статус «коллегии», а духовенство стало осознаваться как сословие, состоящее на государственной службе 86 . Признаком объединения и закрепления духовенства в сословие стала отмена выборности и наследования приходских должностей 87 . Окончательную черту подвел принятый в 1841 г. и утвержденный на государственном уровне Устав духовных консисторий, согласно которому рукоположение священников и замещение должностей в приходских церквах отныне относилось исключительно к компетенции епархиального архиерея 88 , что окончательно упраздняло принцип выборности духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иваново. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь Карта и ближайшие объекты В конце 1899 года купеческая дочь Е.Г.Корина и её тетка Н.И.Щербакова предложили организовать в Иваново-Вознесенске женский монастырь. Новую обитель они предлагали посвятить Владимирской Божьей Матери, так как эта икона издавна хранилась у них как семейная реликвия. Для обсуждения этой идеи в доме Н.И.Щербаковой стали собираться сочувствующие лица. В 1900 году С.И.Жохова, жена владельца небольшого меднолитейного завода, пожертвовала участок земли на окраине города, где братья Константиновы возвели деревянный флигель и хозяйственные постройки. На следующий год она обратилась во Владимирскую духовную консисторию с предложением об организации на этом месте Алексеевской женской богадельни с церковью. " Возымела я искреннее желание на собственные средства с помощью благотворителей устроить на окраине города Иваново-Вознесенска богадельню и при ней храм божий, " - писала она архиепископу Сергию. - " Если же обстоятельствами и временем впоследствии будет вызываться возможность и потребность обратить богадельню в женскую общину, а затем в женский монастырь, то это признаю допустимым со своей стороны и желательным " . Богадельня была рассчитана на " пять лиц женского пола " , которые должны были находиться на полном обеспечении, и начала функционировать с 1901 года. В одной из комнат богадельни проходили богослужения, которые посещали и жители близлежащих улиц. Устав богадельни Синод утвердил в следующем году, она перешла в ведение еперхиального управления, а С.И.Жохова стала попечительницей. Согласно уставу, здесь жили и другие женщины для обслуживания престарелых и ухода за ними. На обязанности " тружениц " лежала также работа в хозяйстве, занятия рукоделием: шитьём, вязанием, вышиванием. В 1902 году здесь был заложен небольшой храм. По первоначальному проекту Петра Густавовича Бегена предполагалось строительство кирпичного двухэтажного корпуса богадельни с примыкающей к нему домовой церковью.

http://sobory.ru/article/?object=12106

Коротыч. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровский храм Карта и ближайшие объекты Свято-Покровский храм (Коротич) Согласно церковной ведомости уездного села Коротич Покровская церковь была построена в 1697 году «кем неизвестно». Строение было деревянным с отдельно стоящей колокольней, располагалось на 3 десятинах земли. Та церковь не сохранилась, но в настоящее время в Коротиче действует Свято-Покровский храм. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005. Существовавшая в селе Коротич (Коротыч) Покровская церковь построена в 1845 г. на средства помещицы Стефаниды Базилевской, каменная, однопрестольная. Прихожан муж. пола 987 душ, жен. пола 1008 душ. Капитал причта 300 руб., капитал церкви 100 руб. Причта по штату положено: священник и псаломщик; жалование священнику 294 руб., псаломщику 98 руб. Помещение для священника церковное, у псаломщика собственное. Имеется школа земская, приходского попечительства нет. Протоиерей Порфирий Шокотов, на настоящем месте с 1886 г., состоит законоучителем земской школы и духовником 2 округа, последняя награда – сан протоиерея в 1901 г. Псаломщик Иоанн Краснокутский, псаломщик с 1852 г., на настоящем месте с 1867 г. Церковный староста крестянин Савва Темченко с 1896 г. «Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика,  Николаевская ул. дом 1904 г. Первый храм Покрова Пресвятой Богородицы был деревянный, кем он был построен, неизвестно. В 1845 г. на деньги, завещанные помещицею Степанидой Базилевской, был построен каменный храм, размером 5х6 саженей, 10 окон, в едином здании со звонницей. Храм небольшой, но хорошей компактности. Зодчий неизвестен. Место расположения – на площадке уступа крутого берега реки от родника Короткого, который разделяет нынешнее село на 2 части; по левой стороне дороги с Харькова на Буды. Притеснения храма начались после революции. В марте 1922 г. были отобраны ключи от храма у священника и старосты. До 1924 г. храм был закрыт. 2 апреля 1924 г. состоялось собрание верующих, на котором были избраны: голова церковной Рады, секретаря, кладовщика. Настоятелем храма стал Е. Попов. Был создан Устав общины и направление религиозного течения – промосковское, восточное, «тихоновское».

http://sobory.ru/article/?object=04214

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУМИЛЕВСКИЙ Александр Васильевич (13.08.1830, с. Рождествено Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 20.05.1869, С.-Петербург), свящ., духовный публицист, организатор церковной благотворительности. Род. в семье диакона, после смерти отца воспитывался дядей, пономарем. Обучался в Александро-Невском ДУ, Петропавловском ДУ, в 1851 г. окончил СПбДС, в 1855 г.- СПбДА (со степенью магистра богословия), был однокурсником прав. Иоанна Кронштадтского . С 16 нояб. 1855 по 26 нояб. 1856 г. Г. преподавал словесность и библиологию в СПбДС. 26 мая 1856 г. был рукоположен во иерея, служил 3-м священником в ц. Рождества Христова на Песках в С.-Петербурге. С 25 янв. 1856 г. принимал участие в работе С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета, в 1859-1866 гг. был его секретарем. Составил новую программу для сбора сведений о мон-рях и приходах, разбирал в консистории архивные дела 1724-1778 гг., готовил описание церквей Царскосельского у. Трудами Г. было начато издание «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии» (СПб., 1869-1885). В 1861 г. избран членом имп. Археологического об-ва. Свящ. А. В. Гумилевский. Литография. 1870 г. (ГПИБ) Свящ. А. В. Гумилевский. Литография. 1870 г. (ГПИБ) Г. занимался организацией церковной благотворительности. Создал при своем приходе общину «служительниц милосердия» для ухода за немощными, пытался возродить древний институт диаконисс. В 1860-1863 гг. Г. по просьбе вел. кнг. Елены Павловны возглавлял основанную ею во время Крымской войны Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Составил устав общины, в к-ром развил идею о жен. церковном служении путем «деловой молитвы», т. е. помощи страждущим без отречения от мира. Разработал строгую иерархичность общины, во главе к-рой стоял сам в качестве «пресвитера диаконисс» и духовника. 7 апр. 1863 г. при ц. Рождества Христова на Песках открыл Христорождественское братство.

http://pravenc.ru/text/168313.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии), находится в г. Павловский Посад Московской обл. Традиц. название - Покрово-Васильевский мон-рь. История Основан в 1894 г. как жен. община. Ее устроение связано с именами фабриканта и мецената, старосты Воскресенского собора Я. И. Лабзина и его шурина, прав. Василия Грязнова , который пользовался расположением митрополита Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) . Святитель намеревался создать близ Павловского Посада «в противоборство расколу» мужскую и женскую обители и опирался в этом на помощь прав. Василия, к-рый предоставил ему списки лиц, пожелавших вступить в число насельников буд. мон-рей. В 60-х гг. XIX в. при фабрике Лабзина было основано муж. общежитие, прав. Василий (по др. версии, сам свт. Филарет) составил устав для него. Во владениях Лабзина был выстроен 2-этажный дом, в котором проживали 11 чел. братии. В окт. 1868 г. Лабзин и прав. Василий подали прошение в Московскую духовную консисторию о дозволении устроить на свои средства муж. мон-рь на 15 чел. с каменной 3-престольной церковью (РГИА. Ф. 2127. Оп. 1. Л. 13). 8 нояб. последовал отказ из-за недостатка выделяемых средств и неудачного расположения - среди фабричных зданий. В янв. 1869 г. хлопоты возобновили, но 17 февр. 1869 г., на следующий день после кончины прав. Василия, был получен очередной отказ. В то же время Лабзин решил воздвигнуть храм над могилами своей жены, Акилины, и ее брата, прав. Василия. 2 июля 1860 г. он получил разрешение построить на новом городском кладбище 2-этажный каменный храм с 4 престолами (3 вверху и 1 внизу). В 1874 г. строительство Покровско-Васильевской ц. было закончено, 16 июля епископ Можайский Игнатий (Рождественский) освятил нижний престол во имя прп. Василия Исповедника, Лабзин был назначен попечителем и старостой храма. По штату церковь считалась приписной к Воскресенскому собору г. Павловского Посада (1703) (Указ Московской духовной консистории//РГИА. Ф. 2127. Оп. 1. Д. 16; Клировая ведомость Воскресенского собора за 1887 г.//РГИА. Ф. 707. Оп. 1. Д. 947).

http://pravenc.ru/text/2578616.html

«Управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемом епархией, производится чрез духовную консисторию, под непосредственным начальством епархиального архиерея, порядком, определенным в уставе духовных консисторий. При составлении означенного устава, ведомство епархиального суда и порядок судопроизводства были определены соответственно правилами, содержавшимся в своде законов 1832 года. Между тем, этот свод с течение времени подвергался разным изменениям и имел два новых издания: в 1842 и 1857 годах; напротив, устав духовных консисторий, по отношению к порядку производства суда, до настоящего времени остается в первоначальном его виде, без изменения. Посему естественно произошло несогласие между некоторыми постановлениями с одной стороны свода законов, с другой-устава духовных консисторий, а вследствие сего не редко стали встречаться недоразумения и пререкания между судом духовным и светским, притом не только по маловажным обстоятельствам, но и по предметам первой важности. Если при действии свода законов, по которому порядок судопроизводства был установлен на тех же началах, как и в уставе духовных консисторий, встречались недоразумения между судами духовным и светским, то эти недоразумения естественно должны быть еще чаще между тем же духовным судом и новым светским, учрежденными на основании Высочайше утвержденных 20 ноября 1864 г. судебных уставов, которыми судебная часть по гражданскому ведомству преобразована совершенно на новых началах. И действительно, с самого введения в действие означенных уставов начали возникать в значительном числе пререкания о подсудности разных дел. Эти пререкания все более и более умножаются, по мере открытия в разных местностях новых судов, и приводят к убеждению в необходимости приступить к пересмотру и переработке устава духовных консисторий, с целью согласования его с судебными уставами 20 ноября 1864 н., так как до того времени, пока устав духовных консисторий не будет согласован с новыми судебными уставами, пререкания-к обременению и духовных и светских судов и к отягощению самих подсудимых духовных лиц-не прекратятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010