Адриана на осляти 37 . Только после смерти матери, Наталии Кирилловны, когда немецкая слобода захватила ум и сердце молодого царя, обряд этот был отменен, как унизительный для царской власти. Духовная власть в лице Адриана получала большее оскорбление, чем то, какое нанес Ромодановский патриарху Никону , сказав ему от имени царя: «Царь гневается на тебя за присвоение титула великого Государя и больше почитать тебя не будет». За унижение духовной власти уничтожение обряда было понято не только самим патриархом и духовенством, но и народом, который в лице стрельцов высказал свой протест против порушения традиционной церковной церемонии. Стрельцы одним из главных мотивов бунта против Петра в 1698 г. выставляли уничтожение обряда Ваий и хотели немецкую слободу разорить, немцев побить за то, что благочестие от тех закоснело: прекратились ходы на богоявление и цветную неделю» 38 . Когда был отменен обряд неизвестно: во всяком случае между 1694 и 1696 годами. Вскоре самолюбие патриарха еще более пострадало, когда он не мог не узнать, как царь Петр учредил необычный, вакханальный «всеплутейший, сумасброднейший и всепьянейший собор князя Иоаникиты, патриарха Презбургского, Яусского, и всего Кукуя». При нем был «Конклав» из 12 «кардиналов», отъявленных пьяниц и обжор, со штатом епископов, архимандритов и т. д., носивших прозвища, которые, по замечанию проф. Ключевского, никогда не появятся в печати при каком бы то ни было цензурном уставе. Петр был протодьяконом в этом соборе. Устав этого собора был сочинен Петром после, в 1709 г., накануне Полтавской битвы 39 . Когда была учреждена всешутейшая компания, пародия на папу и патриарха, неизвестно. Во всяком случае «всеплутейший собор» существовал еще при жизни патр. Адриана. Из письма Стрешнева царю под Азов, относящегося к 1695 г., видно, что уже в это время на пирах главою компании, в борьбе с иностранцем Бахусом и с своим доморощенным Ивашкою Хмельницким – был «Всешутейший отец Иоаникит (Никита Зотов), Презбургский, Кокуйский и Всеяузский патриарх» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вероятно, если бы верность «филаретовым заветам» не только декларировалась, но и осуществлялась в нашей сегодняшней церковной жизни, б о льшую часть современных Акафистников не заполняли бы тексты, «скудные по содержанию и изобилующие общими местами»... Впрочем, деятельность московского святителя не ограничивалась лишь практическим применением цензурного механизма. Интересно взглянуть на его замечания на проект цензурного устава, подготовленного в начале 1820-х гг. митрополитом Новгородским Михаилом. В частности, именно по его инициативе в раздел «О предметах цензурных комитетов» был добавлен пункт 20: «Предполагаемые к гравированию или литографированию при книгах духовного содержания изображения предметов, относящихся до веры, христианского богослужения и священной истории, также подлежат рассмотрению духовной цензуры, которая не должна допускать в оных ничего неприличного» [xiv] . Другие замечания свт. Филарета касались усиления контроля над цензорами со стороны правящего архиерея той епархии, на территории которой находится цензурный комитет. При этом рассмотрение учебных пособий вменялось в обязанность всей коллегии цензурного комитета, а «рассмотрение всех других духовных сочинений и переводов, предназначаемых для общественного употребления, комитет представляет своим определением или одному из членов своих, или всем членам» (Устав духовной цензуры, п. 37). Иными словами, во всех вопросах, кроме учебников, полагались на добросовестность самих цензоров. К чему это приводило, можно видеть на примере прот. Ф. Голубинского, на протяжении четверти века бывшего членом цензурного комитета при МДА. Вся его цензурная деятельность и, так сказать, «пропускная способность» для цензурировавшихся им изданий зависели от его мировоззренческих предпочтений. Одной из традиций, оказавших влияние на мысль Голубинского, стал тот вариант соединённого с мистицизмом оригенизма, который являлся мировоззренческой основой различного рода российских обществ, сект и лож, появившихся в александровскую эпоху и тайно продолжавших свою деятельность в николаевское царствование.

http://bogoslov.ru/article/305703

156. (Ст. 262) По магометанским приходам, Оренбургскому духовному собранию подведомственным, построение мечетей, независимо от требуемого предшедшею (155) статьею для сооружения оных числа прихожан, допускается в таком только случае, если от построения мечети не может произойти соблазна в вере для живущих вместе с магометанами христиан и новокрещеных татар. 157. (Ст. 263) Таврическое губернское начальство в зависящем от него позволении строить мечети наблюдает, чтобы при сем были сохраняемы общие о публичных зданиях правила, и когда в том же месте находятся христианские церкви, то предварительно сносится о сем с епархиальным архиереем. Том XIV. Свод уставов о цензуре (по изд. 1857 г.) Введение 3. Произведения словесности, наук и искусств подвергаются запрещению цензуры на основании правил сего Устава: а) Когда в оных содержится что либо клонящееся к поколебанию учения Православной Церкви, ее преданий и обрядов, или вообще истин и догматов Христианской веры... 4. Цензура учреждается при Министерстве Народного Просвещения и разделяется на внутреннюю и иностранную. Первая рассматривает произведения словесности, наук и искусств, назначаемые к изданию внутри государства. Вторая дозволяет или запрещает продажу книг, эстампов и т.п., привозимых из-за границы. Глава I. О ЦЕНЗУРЕ ВНУТРЕННЕЙ 37. Книги собственно духовного содержания, то есть заключающие в себе изложение догматов веры, толкования Священного Писания, проповеди и т.п. на Славянском и Русском языках, рассматриваются и одобряются духовною цензурою, состоящею в ведении Святейшего Синода. 38. Книги, относящияся к нравственности вообще, даже и те, в коих рассуждения будут подкрепляемы ссылкою на Священное Писание или приведением слов из оного, как на Русском языке, так и на иностранном, подлежат рассмотрению светской цензуры. Если же в сочинении нравственном встретятся места совершенно духовного содержания, относящияся или к догматам веры или к Священной Истории, то светская цензура передает оные, отдельно от прочего, на уважение духовной цензуры и поступает сообразно ее заключению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда//ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 542. Д. 3. Л. 2. Устав общества трезвости при Христорождественской, села Рождествена-Шарапова, церкви Московского уезда//ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 548. Д. 7. Л. 5. Устав общества трезвости при Христорождественской, села Рождествена-Шарапова, церкви Московского уезда. Л. 5; Устав Серпуховского общества трезвости и трудовой жизни. Л. 7; Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда. Л. 2; Устав общества трезвости при Покровской, села Покрова-Разницы, церкви Подольского уезда//ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 543. Д. 3. Л. 2 об. Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда. Л. 2. Устав общества трезвости при Покровской, села Покрова-Разницы, церкви Подольского уезда. Л. 2. Устав общества трезвости при Христорождественской, села Рождествена-Шарапова, церкви Московского уезда. Л. 5; Устав Серпуховского общества трезвости и трудовой жизни. Л. 7 об.; Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда. Л. 3; Устав общества трезвости при Покровской, села Покрова-Разницы, церкви Подольского уезда. Л. 2 об. – 3. Устав общества трезвости при Христорождественской, села Рождествена-Шарапова, церкви Московского уезда. Л. 5; Устав Серпуховского общества трезвости и трудовой жизни. Л. 9 об.; Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда. Л. 3; Устав общества трезвости при Покровской, села Покрова-Разницы, церкви Подольского уезда. Л. 3. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 30 апреля 2017, 13:35 Хорошая статья, спасибо. но ссылка 35 не соответствует действительности, Цитата,видимо, из другого источника. Хотелось бы получить настоящую. Сергий Николаевич Горбенко, Киев 19 февраля 2013, 03:00 Огромное спасибо за шикарный труд!!!! Ну если предки деревенские были такие умные неужели мы хуже!!Теперь за дело пора в школах, в армии, военных училищах и высших учебных заведениях и предприятиях и конечно приходах открывать уголки трезвости где учить не только против пьянства, блуда, сигарет, наркоты, игровой зависимости,..

http://pravoslavie.ru/jurnal/59515.htm

Сл.4,96,16–20; SC 309,242=1.106. 393 1 Пет.2:13–17. 394 Рим.13:1–5. 395 Рим.13:1. 396 1 Тим.2:2. 397 Апология 33. 398 Лк.2:1–5. 399 Слова обращены к Юлиану. 400 Ср. Мф.17:24–27. 401 Сл.19,12–13; PG 35,1057–1060=1.295–296. 402 Сл.17,6–10; PG 35,972–977=1.258–260. 403 Сл.19,13; PG 35,1060=1.296. 404 Мф.19:8. 405 Мф.19:4. 406 Ср. Быт.2:16–17. 407 Сл.14,25–26; PG 35,892=1.221. 408 PG 37,938=2.229. 409 PG 37,853=2.233. 410 Мф.19:21. 411 Ср. Мф.16:24. 412 Сл.14,17–18; PG 35,877–880=1.214–215. 413 PG 37,602–603=2.158. 414 PG 37,884–885=2.242–243. Ср. Knecht. Frauen. 415 PG 37,903–904=2.249. 416 Сл.37,8,15–20; SC 318,288=1.514. 417 Гал.3:28. 418 Исх.10:12. 419 Рим.1:3. 420 Ср. Мф.1:23. 421 Быт.2:24. 422 Еф.5:32. 423 Еф.5:33. 424 Сл.37,6,4–7,20; SC 318,282–286=1.513–514. 425 Ср. Mango. Byzantium, 225–227. 426 PG 37,661=2.221. 427 Ср. Ин.3:3. 428 Сл.20,12,4–7; SC 270,80–82=1.305. 429 О девстве в ветхозаветной традиции (в частности, о ессеях и о " " терапевтах " " Филона) см. Guillaumont. Origines, 13–37. Ср. Леон–Дюфур. Словарь, 261–262. 430 Ср. Мф. 19, 10–12; 1 Кор.7, 7; 7, 24–25; Откр. 14, 4. 431 Об историческом контексте этого Собора см. Gribomont. Basile I, 26–33. 432 См. прав. 1, 9, 10 и 14. О недопустимости гнушения браком говорил во II в. Климент Александрийский (см. Строматы 3, 18). 433 Пир десяти дев, Феофила 1; SC 97, 70. 434 Феофила 5; SC 97, 80. 435 Быт. 2:21. 436 Феофила 2; SC 97, 70–72. 437 PG 35, 530=2.135. 438 PG 37, 539–540=2.138. 439 PG 37, 545–546=2.140. 440 PG 37, 547=2.141. 441 Ср. Быт. 2:24. 442 PG 37, 542–544=2.129. 443 PG 37, 550=2.142. 444 PG 37, 553=2.142. 445 PG 37, 567=2.147. 446 Ср. Brakke. Asceticism, 53. 447 PG 37, 563=2.146. 448 PG 37, 564=2.146. 449 Сл. 40, 18, 13–15; SC 358, 236=1.554. 450 Ср. Ин. 2:9. 451 Письмо 232; ed. Gallay, 166=2.531. 452 Сл. 40, 18, 15–16; SC 358, 236=1.554. 453 Сл. 37, 17–20; SC 318, 290=1.515. 454 PG 37, 1548=2.253. 455 PG 37,572=2.148. 456 Сл. 37, 8, 7–8; SC 318, 286=1.514. 457 Иеромонах Софроний. Об основах, 22. 458

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

5. -слушали предложенный, за 259, Господином Товарищем Синодального Обер-Прокурора отзыв Управлявшего Министерством Внутренних Дел по вопросу, каким порядком и в какой форме должны быть представляемы священнослужителями, являющимися на избирательные съезды, доверенности от приходских причтов. И, по справке, Приказали: Святейший Синод, вследствие недоразумений, возникших во Владимирском Уездном Земском Собрании по поводу избрания представителей от церквей, по определению 3/24 Июля 1874 г., между прочим, заключил: 1) от причта той церкви, при коей числится земли, в количестве удовлетворяющем цензу, должен являться на избирательные съезды настоятель церкви, как уполномоченный по закону ограждать интересы церкви, а если настоятель, по каким либо уважительным и законным причинам, не может прибыть на съезд, то в качестве уполномоченного от этой церкви должен явиться на съезд один из членов причта, по избранию прочих членов этого причта, и в первом случае настоятель представляет на съезд удостоверение местного благочинного, что он действительно настоятель той церкви, от членов коей является уполномоченным, во втором же случае уполномоченный от причта должен представить на съезд акт об избрании, подписанный всеми членами причта, представителем которых он является на съезд, и удостоверенный также подписью местного благочинного. 2) Причты же церквей, удовлетворяющих цензу лишь в совокупности владеемых ими земель, обязаны предварительно избрать из среды своей нужное число уполномоченных, сообразно числу участков земель сих церквей, удовлетворяющих цензу, и снабдить этих уполномоченных таким же документом, как выше указано. Имея в виду, что Министерство Внутренних Дел таковое мнение Святейшего Синода, собственно о порядке представления уполномочий для участия в избирательных съездах, согласно пун. д. ст. 28 и 24 Земского положения, разделяет вполне, Святейший Синод определяет: объявить об изъяснённом, к надлежащему руководству, печатными указами по духовному ведомству. Февраля 24 дня 1875 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Правительствующий Синод слушали предложенный г. товарищем Синодального Обер-Прокурора отзыв Управляющая Министерством Внутренних Дел по вопросу: каким порядком и в какой форме должны быть представляемы священнослужителями, являющимися на избирательные съезды, доверенности от приходских. причтов? И, по справке, приказали: Святейший Синод, вследствие недоразумений, возникших во Владимирском уездном земском собрании по поводу избрания представителей от церквей, по определению 3-го (24-го) июля 1874 года, между прочим заключил: 1) от причта той церкви, при коей числится земли в количестве, удовлетворяющем цензу, должен являться на избирательные съезды настоятель церкви, как уполномоченный по закону ограждать интересы церкви; а если настоятель по каким-либо уважительным и законным причинам не может прибыть на съезд, то в качестве уполномоченного от этой церкви должен явиться на съезд один из членов причта, по избранию прочих членов этого причта, и в первом случае настоятель представляет на съезд удостоверение местного благочинного, что он действительно настоятель той церкви, от членов коей является уполномоченным во втором же случае уполномоченный от причта должен представить на съезд акт об избрании, подписанный всеми членами причта, представителем которых он является на съезд, и удостоверенный также подписью местного благочинного; 2) причты же церквей, удовлетворяющих цензу лишь в совокупности владеемых ими земель, обязаны предварительно избрать из среды своей нужное число уполномоченных, сообразно числу участков земель сих церквей, удовлетворяющих цензу, и снабдить этих уполномоченных таким же документом, как выше указано. Имея в виду, что Министерство Внутренних Дел таковое мнение Святейшего Синода, собственно о порядке представления уполномочий для участия в избирательных съездах, согласно пункту д ст. 23 и 24 земского положения, разделяет вполне, Святейший Синод определяет: объявить об изъясненном к надлежащему руководству печатными указами по духовному ведомству. 24-го февраля 1875 года 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введенные теперь по новому закону для городов прямые выборы, то есть когда кандидат указывается прямо, без новых выборов из среды выборщиков, дают социальному строю страны, то есть сословиям и отдельным социально-бытовым группам, большие преимущества. Нет сомнения, что ими широко воспользуются все отдельные корпорации. Духовенство в этом отношении не должно бы отстать от других, но, как корпорация более сильная и в интеллектуальном, и в нравственном отношениях, естественно объединенные идеей своего служения и однообразным положением в обществе, должна бы стать впереди других. Мы уже видели солидное число голосов, которым оно обладает, например, в Москве. Присоедините сюда еще одно соображение. В каждом приходе, вне всякого сомнения, найдется не одно, а несколько таких лиц, которые, будучи вне партий и не состоя в объединенных социально-бытовых группах, захотят спросить у своего пастыря указания того лица, которое, по его мнению, как человек вообще, по своим умственным и нравственным качествам, достоин избрания в Государственную Думу, в число «лучших людей» земли. И если духовенство, объединившись, действительно от себя, как от корпорации, наметит такое именно лицо, то сверх бюллетеней своих, духовенство увидит не одну сотню и даже тысячу голосов, поданных за того же избранника прихожанами, по рекомендации и указанию приходских священников. При прямых выборах от Москвы придется послать в Государственную Думу четырех человек, причем избирать надобно только двух, от двух разрядов избирателей по два от каждого. Естественно, при наименовании этих двух, особенно от второго, самого многочисленного разряда, к которому будет отнесено и духовенство, получится бесконечное разделение голосов между многочисленными кандидатами. В этом случае и будет иметь огромное значение единодушие всего городского духовенства в деле избрания двух представителей в Государственную Думу. Эти избранники сразу выделятся абсолютным количеством поданных за них голосов. Нужно при этом иметь в виду, что по сенатскому разъяснению, духовные лица теперь могут осуществлять, свои права выборщиков не только по цензу домохозяев, квартиронанимателей или занимающих не менее года церковные дома, но и как служащие в государственных или общественных учреждениях. Для этого необходимо только взять в городской думе особую карту и, вписав туда все обозначенные в ней сведения, представить тут же на карте засвидетельствование своего начальства о состоянии на службе в течение более года при известной церкви. Таким образом, те из духовных лиц, которые по цензу домохозяев или квартиронанимателей могли почему-либо быть исключены из списков выборщиков, могут быть внесены в них по цензу служебному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

5) Необходимо пересмотреть церковный устав. Эта священная книга, предназначенная регулировать формы и порядок церковного богослужения, не подвергается никаким изменениям с 1682 года и за этот продолжительный срок неподвижности успела приобрести в глазах ревнителей благочестия характер чего-то вечного, догматически неизменного; но именно вследствие этого устав перестаёт быть регулятором церковной жизни: церковная практика развивается помимо устава; даже церковной властью допускаются сокращения служб, перемены во времени совершения богослужения; не только в приходских церквах, но и в монастырях и соборных храмах уставная служба сделалась редкостью. Устав мало-помалу превращается в исторический памятник, а богослужебная практика, теряя под собой почву, постепенно вступает на шаткий и опасный путь произвола; но произвола в церковной жизни быть не должно: всё в Церкви, и особенно богослужение, должно совершаться по известному порядку, авторизованному высшей властью Церкви. Поэтому если церковный устав устарел, если некоторые его требования уже не исполняются, если уставный строй рассчитан на монастырскую жизнь, то необходимо реформировать устав и приспособить его к законным запросам верующего мирянина, чтобы устав сделался понятным и удобоисполнимым и в современных условиях жизни. Тогда устав может сделаться снова жизненным руководителем церковной жизни; требования духовного начальства следовать уставу будут не пустым звуком, а совершенно жизненными и удобоисполнимыми; а церковно-богослужебная практика, несомненно, приобретёт устойчивость и однообразие. Реформа устава находится в полном согласии с предыдущей деятельностью Церкви в этом направлении. Начиная со св. Харитона Исповедника, составившего устав (III в.), и до самого конца XVII столетия устав изменялся, дополнялся, совершенствовался; и в нашей Церкви до XVI века господствовал Студийский устав, во многом и даже существенном отличающийся от настоящего устава. Нужно думать, что на ожидаемом Всероссийском Соборе будут возбуждаемы разные меры, относящиеся к урегулированию отношений православной Церкви к расколу и сектантству. В сем отношении мы ограничимся следующими замечаниями:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие Григория (Vita Gregorii) было написано Григорием–иереем в VII веке. Из современных биографий наиболее важной остается книга П. Галлэ: см. Gallay. Vie. Ср. Devolver-Gallay. Gregoire. Не потеряла своего значения и работа Э. Флери: см. Fleury. Gregoire. Здесь и далее, ссылаясь на литературу, мы даем имя автора и название книги в сокращении. Расшифровку сокращений см. в Библиографии. 2 Минея месячная, 25 декабря. Служба св. Григорию Богослову. Икос на утрени. 3 Житие Григория (Vita Gregorii) было написано Григорием–иереем в VII веке. Из современных биографий наиболее важной остается книга П. Галлэ: см. Gallay. Vie. Ср. Devolver-Gallay. Gregoire. Не потеряла своего значения и работа Э. Флери: см. Fleury. Gregoire. Здесь и далее, ссылаясь на литературу, мы даем имя автора и название книги в сокращении. Расшифровку сокращений см. в Библиографии. 4 Минея месячная, 25 декабря. Служба св. Григорию Богослову. Икос на утрени. 5 Сл.18, 5; PG 35, 989–992=1.264. Цифры после знака равенства означают номер тома и страницу русского перевода сочинений св. Григория (изд. Сойкина, в 2–х томах). 6 Сл. 18, 12; PG 35, 1000=1.268. 7 Сл. 18, 27; PG 35, 1017=1.277. 8 Сл. 18,8–10; PG 35, 993–996=1.265–266. 9 PG 37, 979–980=2.55. Ср. PG 37, 1033–1034=2.351. 10 PG 37,1001–1003=2.61–62. Ср. PG 37, 1034–1035=2.351–352. 11 PG 37, 1036=2.352. 12 PG 37, 1367=2.71. 13 PG 37, 1369–1371=2.72. 14 PG 37,984–987=2.56. 15 PG 37, 1006=2.63. 16 PG 37, 992=2.59. 17 Сл. 7, 6, 1–2; SC 405, 190=1.162. 18 Сл. 43, 13; SC 384, 142–144=1.610. 19 Сл. 7, 6, 7–8; SC 405, 192=1.162. 20 PG 37, 1038=2.353. Ср. Gallay. Vie, 33–35. 21 Сл. 7, 6, 10–11; SC 405, 192=1.162. 22 См. Mango. Byzantium, 125–128. 23 PG 37, 1115=2.337. 24 PG 37, 1037–1038=2.352. 25 Литературная форма повествования близка к описанию бури в " " Одиссее " " . 26 PG 37, 1038–1040=2.353. 27 PG 37, 1041=2.353. 28 PG 37, 1041=2.353–354. 29 PG 37, 1043=2.354. 30 Сл. 43, 21, 21–22; SC 384, 168=1.617. 31 Сократ. Церк. ист. 4, 26. Ср. Созомен. Церк. ист. 6, 17. 32

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010