20-25, аллилуиарий со стихом из Пс 98, Лк 4. 22b - 30) и причастен (Пс 111. 6b; см.: Пентковский. Типикон. С. 303; ср. с последованием, выписанным в древнерус. студийских Минеях: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 37, 87; РГАДА. ф. 381. 97. Л. 96-103 об.). В Евергетидском Типиконе кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 341-342) служба в этот день также имеет много праздничных черт: поется «Бог Господь» на утрене, последование Д. имеет самогласен и светилен Ο ορανν τος στροις (    ) и др.; на литургии указаны иные чтения (прокимен из Пс 67, аллилуиарий со стихом из Пс 33, причастен Пс 32. 1, Апостол и Евангелие - только дня). Кроме того, приведены устав для случая совпадения этого дня с неделей св. праотцов перед Рождеством Христовым и указания о порядке исполнения 7-й библейской песни (т. е. песни вавилонских отроков из Дан) на утрене, если 17 дек. попадает на будний день. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 70-71) устав службы в целом тот же; указаны литургийные Апостол и Евангелие (Евр 11. 33-40, Лк 11. 47 - 12. 1). Различные редакции Иерусалимского устава и соответствующие им Минеи содержат в целом тот же устав службы, что и студийские памятники. В слав. списках Типикона и Минеи последование Д. включает 3 стихиры-подобна на «Господи, воззвах», 2 самогласна, канон, седален, кондак с икосом и светилен; на литургии - те же чтения, что и в Мессинском Типиконе; др. элементов последования Д. в слав. списках нет. Со 2-й пол. XVI в. в Типиконах при этом дне появился знак - 3 точки в полукружии - (см. ст. Знаки праздников месяцеслова). В печатных изданиях Типикона (М., 1610, 1641) на литургии на блаженнах назначается пение 3-й песни канона Д. и 6-й - канона 3 отроков; глава о совпадении 17 дек. с воскресеньем (с Неделей св. праотцов) в этих изданиях предваряется фразой, подчеркивающей особенное значение этого праздника:                          (Устав. М., 1610. Л. 459 об.). В исправленном Типиконе 1682 г. и в последующих изданиях, включая совр., на    на «Господи, воззвах» вместо богородична назначается стихира предпразднства Рождества Христова, что акцентирует праздничный статус памяти Д.

http://sedmitza.ru/text/1739683.html

239 б. Троице-Сергиевой Лавры XV в. (См. Мансветов, Ц. Устав стр. 275 и 284), 242 Тр.-С. Лавры (по описанию Арсения, первой половины XVI в. См. Мансветов, Ц. Устав стр. 280, 286), 244 Тр.-С. Лавры (второй половины XVI в. См. Арсений, Описание ч. П, стр. 24, 26; Мансветов, Ц. Устав, стр. 281) 9 библиотеки Моск. Дух. Академии Невоструевского собрания (XVIb). Кроме того, мы пользовались одним грузинским списком – Шио-Мгвинского монастыря – половины XIII века в подробном описании прот. Кекелидзе (См. Литургические грузинские памятники, стр. 315–347 Тифлис 1908) и печатными славянскими изданиями 1610, 1633, 1634, 1641, 1682, 1692 и 1838 г.; последнее издание мы цитуем в настоящей главе как ныне действующий «Современный Устав», но о нем и о других печатных изданиях славянской редакции Иерусалимского Устава в России мы должны вести речь особо, во II выпуске нашего исследования. 748 Об особенностях литургического строя Иерусалимского Устава в их отношении к Алексефвскому и Евергетидскому Уставам см. в книге прот. Лисицина о Перв. сл.-русск. Типиконе, в отделе о Дечанском Уставе (стр. 320–330), который автор здесь ошибочно считает ктиторским сербским, но после, в ответе на возражение проф. Ска­баллановича (см. Труды Киев. д. Академии 1912 г. «Несколько поправок к кн. прот. Лисицина), признал (см. Труды Киев. д. Акад. 1913, январь» – Ответ на рецензию проф. Скабаллановича) принадлежащим к семье иерусалимских. 749 328, и 270 и об.; 456, л. 132 об. Παρ. Τυπ. л. 99: νγνωσις ες τς πτ καθολικς πιστολς. ‘Απ γρ τατης τς κυριακς ρχμεθα ατν κα τν ιδ’. πιστολν το γου ποστλον σν τ ποκαλωσιν το ‘Ιωννου, περ κα ναγινσκομεν ν τας γρνπναις κατ τν νγνωσιν μχρι τς κυριακς το Πσχα. Τ δε Πεντηκοστ λη, ναγινσκομεν ες τς Πρξεις τν γων ποστλων, ς προδεδλωται. 750 328, л. 254 об.; 459, л. 124 об. Π. Т. л. 9): Δε εδναι, τι π πσης τς κυριακς μχρι τν γων Πντων πρτην νγνωσιν ες Πρξεις τν γων ποστλων ποιομεν. Κα ταν πληρθσι, πλιν ρχμεθα ατν. 1458, л. 167 поясняет: в неелю же вс стхъ посла иковл сьборно , а в вводной части, согласно греч. 491 л. 6, имеет еще общее пра­вило о чтениях из апостола на агрипниях (л. 12 об. –13).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Однако неприязнь Патриарха Филарета к Типикону 1610 года была обусловлена не только его личными пристрастиями. При всей кажущейся консервативности подхода Логгина эта богослужебная книга была принципиально новым явлением. Уставов такого объема ранее не писали (средний объем рукописного Ока XVI века в три раза меньше, чем Ока 1610 года), а компилирование имело свои границы. Типикон 1610 года был не просто уникальным сводом уставных материалов, он должен был стать удобным практическим пособием. Он не очень похож на рукописные Типиконы XVI века, но сочетает в себе традиционный Типикон, к которому добавлено нечто вроде современных " Богослужебных указаний " , а также множество других материалов. Автором некоторых глав был, вероятно, сам Логгин. Отметим, что от предпечатной подготовки Ока 1610 года не сохранилось никаких корректурных рукописей или материалов. Вопрос об источниках этого первопечатного славянского устава остается открытым и ждет своего исследователя. Типикон 1610 года отразил живую русскую богослужебную практику начала XVII века. Кроме того, он стал своеобразным " слепком " богослужебно-литургического мировоззрения книжников и ревнителей того времени. Парадоксальным образом Логгин, а вместе с ним и " заказчик " книги Патриарх Гермоген предстают вовсе не как консерваторы, а как новаторы, создавшие принципиально новый тип богослужебной книги, который можно назвать " большим Типиконом " (согласно Алексею Дмитриевскому, тип монастырские и соборные Обиходники оказали значительно влияние на " большие Типиконы " [xxix] ). И консерватор Филарет восстал против этого новшества, впоследствии издав свой Типикон (М. 1633) [xxx] , который был перепечатан с " типового " рукописного Устава XVI века [xxxi] и имел вдвое меньший объем. Но Логгин не зря трудился, и труд его был использован последующими издателями. При Патриархе Иоасафе, в 1641 году, настало время очередного издания Типикона. И издатели, по словам Ивана Мансветова, сделали " поворот к уставу 1610 года " [xxxii] . Этот тип Устава был признан самым удобным в практическом использовании. Типикон 1610 года лег в основу Типикона 1641 года, которым до сих пор пользуются старообрядцы. Следует отметить, что этот Типикон в использовании много удобнее современного новообрядческого Типикона (прообразом которого послужило издание 1695 года) [xxxiii] .

http://e-vestnik.ru/history/knizhnaya_sp...

Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда//ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 542. Д. 3. Л. 2. Устав общества трезвости при Христорождественской, села Рождествена-Шарапова, церкви Московского уезда//ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 548. Д. 7. Л. 5. Устав общества трезвости при Христорождественской, села Рождествена-Шарапова, церкви Московского уезда. Л. 5; Устав Серпуховского общества трезвости и трудовой жизни. Л. 7; Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда. Л. 2; Устав общества трезвости при Покровской, села Покрова-Разницы, церкви Подольского уезда//ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 543. Д. 3. Л. 2 об. Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда. Л. 2. Устав общества трезвости при Покровской, села Покрова-Разницы, церкви Подольского уезда. Л. 2. Устав общества трезвости при Христорождественской, села Рождествена-Шарапова, церкви Московского уезда. Л. 5; Устав Серпуховского общества трезвости и трудовой жизни. Л. 7 об.; Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда. Л. 3; Устав общества трезвости при Покровской, села Покрова-Разницы, церкви Подольского уезда. Л. 2 об. – 3. Устав общества трезвости при Христорождественской, села Рождествена-Шарапова, церкви Московского уезда. Л. 5; Устав Серпуховского общества трезвости и трудовой жизни. Л. 9 об.; Устав общества трезвости при Богородице-Рождественской, села Васильевского, церкви Можайского уезда. Л. 3; Устав общества трезвости при Покровской, села Покрова-Разницы, церкви Подольского уезда. Л. 3. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 30 апреля 2017, 13:35 Хорошая статья, спасибо. но ссылка 35 не соответствует действительности, Цитата,видимо, из другого источника. Хотелось бы получить настоящую. Сергий Николаевич Горбенко, Киев 19 февраля 2013, 03:00 Огромное спасибо за шикарный труд!!!! Ну если предки деревенские были такие умные неужели мы хуже!!Теперь за дело пора в школах, в армии, военных училищах и высших учебных заведениях и предприятиях и конечно приходах открывать уголки трезвости где учить не только против пьянства, блуда, сигарет, наркоты, игровой зависимости,..

http://pravoslavie.ru/jurnal/59515.htm

До среды навечерия Вознесению Христову на небеса. Таже екзапсалмы» (л. 20 об.). Здесь, как видите, прямого указания на чтение ктиторских псалмов нет, и все, что сказано, скорее может быть принято в отмену этого чтения. Контекст речи яснее, чем в нашем Типиконе – начальный возглас «Христос воскресе» и сразу шестопсалмие. В Типиконе изд[ания] 1641 г. дословно приводится опять сказанное в Типиконе 1610 г. Итак, получается ощущение какой-то неустойчивости уставных указаний. Если уставы 1610 и 1641 гг. говорят в пользу чтения ктиторских псалмов, то устав 1633 г. скорее за отмену их. Но есть интересная заметка в «Треодионе», когда-то принадлежавшем Успенскому собору в Москве. Здесь говорится: «187 (1679) году в понедельник Фоминой недели указал Патриарх петь полунощницы, а утрени начинать священнику в алтаре, покадя престол и алтарь весь, став пред престолом глаголет: Слава святей и единосущней... весь стих, псаломщик: Аминь. Христос воскресе трижды, Слава в вышних Богу, по сему указал быти во всю пятидесятницу, а дву псалмов в пятидесятнице говорить не указал» (Ист[орическая] Вивл[иофика] IX, 118 стр.). Эта запись объясняет все. В Москве до XVII в. ктиторские псалмы после Пасхи читали как в обычное время года, что отражено в Типиконе 1610 г. В тридцатых годах появилась практика – опускать эти псалмы, и это получило отражение в Типиконе 1633 г. В 1641 г. было новое его исправление и, как говорит проф. Мансветов в своей докторской диссертации «Церковный устав...» 775 , справщики держались больше первого издания, чем второго. Поэтому в Типиконе появилось вновь указание о чтении псалмов, дословно заимствованное из устава 1610 г. Но и устав 1641 г. оказался не вполне удачным. И в отношении ктиторских псалмов существовала двойная практика, когда одни их читали, а другие опускали (разумеется, в период пятидесятницы). Это заставило патр[иарха] Иоакима навести порядок в смысле единообразия практики, и он дал прямое указание ктиторские псалмы в течение пятидесятницы опускать. Справщики Типикона 1682 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В ответных посланиях Лжедмитрий I уклонялся от определенных обещаний и высказываний на эту тему. 158 И тако злый убиенъ бысть и огнем сожженъ... – Лжедмитрий был убит 17 мая 1606 г. в ходе мятежа, поднятого против него Василием Шуйским; тело Самозванца после трехдневного надругательства над ним было сожжено в «аде», который он построил сам себе на потеху. Этот «ад» был «потешной» передвижной крепостью, которую Лжедмитрий хотел использовать в войне с татарами. 159 Царъствова же годищное время неполно... – Лжедмитрий царствовал с 21 июля 1605 г. по 17мая 1606 г. 160 ...боляринъ князъ Василей Иоаннович Шуйской и нареченъ быстъ царемъ... – Василий Иванович Шуйский был избран на царство 19 мая, а венчался на царство 25 мая 1606 г. 161 ...понеже мнози начаша называтися тм же царъскимъ именованиемъ... – Имеются в виду появившиеся после Лжедмитрия I многочисленные самозванцы: Лжедмитрий II (Тушинский вор), Лжедмитрий III (Матюшка), «царевич» Петр и др. 163 Патриарх Гермоген – Партриарх всея Руси Гермоген ( кир (греч.) – государь, господин ) родился около 1530 г. – умер 17 февраля 1612 г.; последние годы жизни (с конца 1610 г.) приобрел среди современников популярность главы («столпа») патриотического движения, хотя фактическим организатором его не являлся. Ставший патриархом при Василии Шуйском и преданно служивший царю до последнего часа его правления, Гермоген после свержения Шуйского первоначально выступил как сторонник русской кандидатуры на престол и даже установил молебны об избрании царя «от корене российского рода». Вынужденный под нажимом «Семибоярщины» признать кандидатуру польского королевича, настаивал на принятии Владиславом православия и добился включения в августовский договор 1610 г. обещания охраны православия. В конце 1610 г., после получения им тайных грамот от «Великого посольства» из-под Смоленска (посланных В. В. Голицыным и Филаретом 30 октября 1610 г.), в которых сообщалось о нарушении Сигизмундом III условий августовского договора и его собственных претензиях на русский престол, о возобновлении им осады Смоленской крепости и особенно после попытки 30 ноября 1610 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

403 ...тезоименитый гугнивому... – Имеется в виду Петр гугнивый – персонаж ряда древнерусских литературных произведений (в том числе «Повести временных лет»), в которых говорится об искажении веры в Риме. 404 ...гетманъ Сапга... – Ян-Петр-Павел Сапега (1569–1611), правитель ряда подвластных Литве земель и городов, двоюродный брат литовского канцлера Льва Сапеги, прибыл с семитысячным отрядом в августе 1608 г. в Тушино на помощь Лжедмитрию II, получил от того еще пятнадцать тысяч воинов, но скоро начал действовать самостоятельно; наряду с Лисовским – один из активнейших деятелей польско-литовской интервенции. 405 ...патриархе Ермогене... – Партриарх всея Руси Гермоген ( кир (греч.) – государь, господин ) родился около 1530 г. – умер 17 февраля 1612 г.; последние годы жизни (с конца 1610 г.) приобрел среди современников популярность главы («столпа») патриотического движения, хотя фактическим организатором его не являлся. Ставший патриархом при Василии Шуйском и преданно служивший царю до последнего часа его правления, Гермоген после свержения Шуйского первоначально выступил как сторонник русской кандидатуры на престол и даже установил молебны об избрании царя «от корене российского рода». Вынужденный под нажимом «Семибоярщины» признать кандидатуру польского королевича, настаивал на принятии Владиславом православия и добился включения в августовский договор 1610 г. обещания охраны православия. В конце 1610 г., после получения им тайных грамот от «Великого посольства» из-под Смоленска (посланных В. В. Голицыным и Филаретом 30 октября 1610 г.), в которых сообщалось о нарушении Сигизмундом III условий августовского договора и его собственных претензиях на русский престол, о возобновлении им осады Смоленской крепости и особенно после попытки 30 ноября 1610 г. членов боярского правительства склонить Гермогена к принятию присяги Сигизмунду, патриарх перешел к открытым действиям против оккупантов и всенародно выступил в Успенском кремлевском соборе с призывом «королю креста не целовать».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под натиском страшной силы второго Лжедмитрия Шуйский сначала заключил временное перемирие с Польшей в июле 1608 года, а затем обратился за военной помощью к Швеции, отказавшись взамен от своих прав на Ливонию. Договор был подписан в феврале 1609 года, и король Карл IX послал в Россию войско под предводительством Иакова Делагарди. Во главе объединенного войска встал царский племянник, молодой талантливый полководец М.В.Скопин-Шуйский. Выступив из Великого Новгорода, он подошел к Москве и разбил тушинцев, самозванец же успел бежать задолго до того. Отбросив Лжедмитрия II от Москвы, войско Скопина и Делагарди в марте 1610 года триумфально вошло в Москву. Однако договор России со шведами, находившихся в состоянии войны с Польшей, дал повод польскому королю Сигизмунду отклонить перемирие и начать войну с Россией. Уже в сентябре того же 1609 года войско гетмана Сапеги подошло к Смоленску, туда прибыл король Сигизмунд — и отправил в Москву и в Смоленск свои грамоты, где извещал, что идет навести порядок в России по просьбе самих москвитян ради сохранения православной веры. А тушинцев, уже брошенных самозванцем, призвал присоединиться к нему. В ответ в начале января 1610 года тушинцы предложили королю возвести на русский трон его малолетнего сына Владислава. И в феврале подписали под Смоленском договор о передачи русского престола королевичу Владиславу под условием принятия им православия. Конец тушинскому лагерю принес Скопин-Шуйский в марте 1610 года, но в апреле полководец внезапно умер. Народ счел виновным в его смерти самого царя Василия Шуйского, узревшего в популярном племяннике сильного политического конкурента. Говорили, что героя отравила из своих рук дочь Малюты Скуратова, которая приводилась ему кумой: Ох, ты гой еси, матушка моя родимая, Сколько я по пирам не езжал, А таков еще пьян не бывал: Съела меня кума крестовая, Дочь Малюты Скуратова. Полководца похоронили с высшими почестями — в Архангельском соборе. А брат царя Дмитрий Шуйский, тем же летом 1610 года «осрамился» в позорной битве у деревни Клушино, проиграв бой польскому гетману Жолкевскому — польский король Сигизмунд уже направил весной 1610 года войска Жолкевского и Сапеги окружить Москву, что они и сделали. После чего московским боярам очередное письмо с предложением возвести на русский престол королевича Владислава, который примет православную веру. Тем более, что после поражения русских под Клушином Лжедмитрий II воспользовался ситуацией и занял Коломенское.

http://pravoslavie.ru/arhiv/5307.htm

 См. московские издания «Ока церковного» 1610 года (л. 396), 1633 года (л. 256 об.) и 1641 года (л. 259 об.).  «Око…» 1610 г.: л. 402 об.; 1633 г.: л. 259 об.; 1641 г.: л. 264 об.  «Око…» 1610 г.: л. 79 об.; 1633 г.: 43–43 об.; 1641 г.: л. 73.  «Око…» 1610 г.: л. 85 об.; 1633 г.: отсутствует; 1641 г.: л. 77.  «Око…» 1610 г.: л. 88 об.; 1633 г.: отсутствует; 1641 г.: л. 78 об.  Познакомиться с ней можно, например, здесь:  . скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Вадим К. 30 ноября 2017, 09:37 Можно и утром и вечером как положено молиться и все же не любить ближнего. Однако это не означает, что и молиться тогда не надо. Поститься и молиться легче, чем по-христиански любить ближнего. Для того и другого нужно напрячь волю, а любить - этому требуется всю жизнь трудиться, ведь то внешняя добродетель, а это - внутренняя. Правда, что нет пользы ни от поста,ни от молитвы, если внутреннее при этом не исправляется, но правда и то, что без них оно и не может исправиться. Пост и молитва заповеданы Спасителем, Он только порицал тех, кто им придает самоценность. Думается,что и посты установлены были после того, как христиане сами стали ими пренебрегать, до того он был у них наготове всегда. Иулиания 29 ноября 2017, 22:57 В мегаполисе поститься крайне тяжело. Монах пришел в трапезную - постная еда на столе. А я приползла с работы и должна еще чего-то придумать из каких-то продуктов. Поэтому максимально себя ограничиваю от скоромного на работе, но исключить полностью такие ингредиенты не получается. Юрий 29 ноября 2017, 14:55 Поскольку Типикон монашеский, то обсуждается только еда, но для семейного человека пост это и иное ограничение. И при этом ограничении он остается в постоянном общении в лицами противоположного пола (с одним в очень даже близком). А если учесть и особые профессии, вроде тренера или массажиста, то проблема усугубляется. И послаблений никаких в течении всего поста нет. Конечно, чем больше поста тем лучше ;-), но для новоначальных это может быть непосильным бременем. Хорошо бы тут иметь авторитетное мнение. Да, конечно, есть апостол Павел, но он вряд ли думал о 40-дневных постах.

http://pravoslavie.ru/put/108588.htm

Балякин Илья (упом. 1769), иконописец из Палеха 168, 310 Баранов Павел Дмитриевич (упом. 1873), иконописец из Холуя 183, 184 Барсков Я. Л. 90, 96, 108, 356, 459 Барсов Елпидифор Васильевич (1836–1917), фольклорист, историк литературы 72, 88, 122, 124, 148, 460 Барсуков С.Г. 96, 320, 407, 460 Бассано Якопо (ок. 1517–1529), итальянский художник 305 Баталов А. 460, 471 Батас Ф. (XVI в.) греческий иконописец 305 Бахрушин Алексей Александрович (1865–1929), театральный деятель, коллекционер 439 Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) литературовед, теоретик искусства 330, 459 Безмин Иван, живописец Оружейной палаты 365 Безобразов Владимир Павлович (1828–1889), экономист, публицист 19, 24, 32, 160, 166, 176, 193, 194, 206, 208, 211, 212, 236, 295, 449, 459 Бек Г. 7, 461 Бекенева Н.Г. 458 Белоброва О. А. 93, 461 Белоусов Василий Васильевич, иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Василий Евграфович (середина-вторая половина XIX в.), иконописец из Палеха, владелец мастерской 184, 249, 251 Белоусов Иван Васильевич (вторая половина XIX в.). иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Николай Фещорович (конец XIX – начало ХХ в.), иконописец из Палеха 300 Белусовых иконописная мастерская, в Палехе 168, 172, 175, 248 Беляев (XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Бендеманн Эдуард (1811–1889), немецкий художник 295 Бенуа Александр Николаевич (1870–1960), художник, историк искусства 236, 350, 443, 459 Бердяев Николай Александрович (1874–1948), религиозный философ 237, 239, 459 Бессонов И., историк искусства 278, 279, 417, 423, 460 Бимингтон Дж. 31, 454, 460 Благовещенский Николай Александрович (1837–1889), писатель 460 Блинничев Михаил Викторович (начало ХХ в.), иконописец из Холуя 256, 443 Богатырев П.Г. 193, 208, 212. 292, 293, 433, 460 Богданов Д.И. (начало ХХ в.), иконописец, реставратор 270 Богомолов П.Г., художник 409 Богоявленский Сергей Константинович (1872–1947), историк, архивист 203, 214, 460 Божков А. 29, 460 Большаков Сергей Тихонович (1842–1906) торговец рукописями, старопечатными книгами и иконами, собиратель 38, 134, 136, 137, 141, 145, 283, 284, 460

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010