Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПАРХИАЛЬНЫЙ СОВЕТ постоянно действующий коллегиальный орган епархиального управления , выполняющий в соответствии с действующим «Уставом Русской Православной Церкви» исполнительные и распорядительные функции. В епархиях , где не образованы епархиальные суды, Е. с. исполняют также судебные функции (Положение о церк. суде, 2008. Ст. 23. 2). Е. с. были введены вместе с епархиальными собраниями как регулярный церковный институт Поместным Собором 1917-1918 гг. Прообразом епархиальных собраний совета до известной степени являлся древний пресвитериум. Помощниками епископа в текущем управлении епархией были пресвитеры, к-рые служили в кафедральном храме. В IV-V вв. обязанности отдельных членов пресвитериума находят свое закрепление в канонических правилах (Гангр. 7, 8; Феоф. 10; IV Всел. 2, 3, 23, 25, 26). Особенно часто в этих правилах упоминается должность эконома . Как институт наиболее полное развитие пресвитериум получил в К-польской Церкви, по примеру к-рой устраивались пресвитерские советы и в др. Церквах Византии. Как и в греч. епархиях визант. эпохи, на Руси постоянными помощниками архиерея являлись клирики (крылошане) соборной церкви. Для ведения судебных и адм. дел епископ привлекал и светских чиновников: бояр, дворян, дьяков, подьячих. Е. с. предшествовали духовные консистории , к-рые стали учреждаться в отдельных епархиях Русской Церкви в эпоху имп. Петра I Алексеевича , а указом Святейшего Синода от 9 июля 1744 г. были введены повсеместно. Поместный Собор 1917-1918 гг. «Определением об епархиальном управлении» от 9 (22) февр. 1918 г. предусмотрел образование в каждой епархии вместо духовной консистории Е. с. в качестве «непрерывно-действующего административно-исполнительного учреждения, состоящего из выборных членов, при содействии которого епархиальным архиереем производится управление епархией» (Собор, 1918. Определения. Вып. 1. С. 25). В соответствии с Определением Собора Е. с. состоял из 5 штатных членов, из к-рых 3 должны были быть в пресвитерском сане, а другие могли быть как клириками, так и мирянами. Члены Е. с. избирались епархиальным собранием сроком на 6 лет. При необходимости могли также избираться сверхштатные члены. «На случай же непредвиденного уменьшения числа членов,- говорилось в Определении Собора,- для безостановочного действия Епархиального Совета, избираются кандидаты в члены» (Там же. С. 26). Председатель Е. с. избирался самим советом из числа его членов в пресвитерском сане и утверждался правящим архиереем. На заседаниях совета мог по своему усмотрению председательствовать и правящий архиерей. Весь состав Е. с., включая сверхштатных членов, по представлению правящего архиерея должен был утверждаться высшей церковной властью. Членами Е. с. могли быть избраны лица в возрасте не моложе 30 лет с образованием не ниже среднего, «известные своей религиозной настроенностью и преданностью Св. Церкви» (Там же).

http://pravenc.ru/text/190003.html

Наше духовное законодательство составляет особую и отдельную часть от общего свода законов Российской Империи. Духовный регламент основанием для действий Духовной Коллегии в управлении подлежащими ее ведению делами указывает «Закон Божий в Священном Писании предложенный, також каноны или правила соборныя святых отец и уставы гражданские, слову Божию согласные». Указывая эти источники, Регламент замечает, что содержащиеся в них постановления, «собственные себе книги требуют, а здесь не вмещаются». Оставляя таким образом на обязанности самой Коллегии находить нужные для ее целей законоположения. Регламент и не представляет свода сих законов. Равным образом и Устав духовных консисторий, изданный спустя 120 лет после Духовного регламента, только исчисляет руководственные источники духовного законодательства, для действий епархиального управления и суда, но не представляет свода сего законодательства, возлагая на обязанность консисторий извлекать нужные для их судебной и административной практики законы. Устав духовных консисторий буквально гласит: «основания епархиального управления и суда суть: а) Закон Божий, в Священном Писании предложенный; б) каноны, или правила святых апостолов, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отецов в) Духовный регламент и последовавшие за ним Высочайшие указы и определения Святейшего Правительствующего Синода и г) действующие в государстве узаконения. Приведенная статья Устава духовных консисторий в перечислении источников духовного законодательства предполагают осложнение их тем, что называют новые, о которых не упоминал Духовный регламент, как наприм. Высочайшие указы и определения Святейшего Правительствующего Синода. Поименованные и Духовным регламентом, и Уставом духовных консисторий руководственные источники духовного законодательства представляются сколько разнообразными по их существу, столько же и разнохарактерными по содержанию заключающихся в них постановлений. Прежде всего следует заметить, что поименованные источники содержат законоположения различного авторитета, смотря по их происхождению.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Приход в Русской Православной Церкви Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Приходы в досинодальную эпоху. В Русской Православной Церкви, с самого начала ее истории, когда она еще составляла митрополию Константинопольского Патриархата, ввиду обширности ее епархий, существовали приходы. Внутреннее устройство приходов, их связь с епархиальным архиереем мало чем отличались от византийских. Однако из-за многочисленности приходов в каждой епархии епархиальному архиерею почти невозможно было хорошо знать всех клириков епархии, поэтому в Русской Церкви, как и в христианскую древность, миряне оказывали значительно большее влияние на доставление приходских священников, чем в Византии. Обычно на вакантное церковное место кандидат либо избирался прихожанами, либо назначался князем или боярином, если храм находился на земле вотчинника; после этого ставленник отправлялся в епархиальный город к архиерею рукополагаться. Окончательное же решение при поставлении клирика принадлежало епископу, но на практике в большинстве случаев архиерей доверял мнению прихожан. Приходы в синодальную эпоху. В синодальную эпоху положение радикальным образом меняется. Значение выборного начала при замещении вакантных церковных мест постоянно снижалось на протяжении XVIII столетия, и концу века практически сошло на нет, было сведено к выяснению мнения «лучших прихожан» о нравственных качествах ставленника, его добропорядочности. Выбор же ставленника, чаще всего из числа выпускников духовных школ, принадлежал самому епископу. В XIX веке устройство приходов было урегулировано Уставом Духовных Консисторий, изданным в 1841 году (переиздан с дополнениями и изменениями в 1883 г.), а также такими документами, как Инструкция благочинным церквей, в редакции митрополита Платона, исправленной Синодом в 1857 г; Инструкция церковным старостам 1888 г., переизданная в 1890 г; Инструкция настоятелям церквей, утвержденная Синодом в 1901 г.; и рядом отдельных Указов Синода. Согласно этим законоположениям, учреждение и закрытие приходов являлось в Россия прерогативой Святейшего Синода, но право установления границ между приходами предоставлялось епархиальному архиерею. Приходской притч обязан был вести списки наличных прихожан. В приходах велись метрические книги, в которые вносились записи о рождении, бракосочетании и смерти прихожан. За исключением случаев крайней необходимости, каждый прихожанин обязан был обращаться за совершением треб к своему приходскому священнику.

http://sedmitza.ru/lib/text/432440/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРУЖИНИН Алексей Иванович (1866, с. Макарово Макарьевского у. Костромской губ.- после 1933), прот., патролог, педагог. Род. в семье священника, окончил Костромскую ДС (1888), КазДА (1892) действительным студентом. В соответствии с уставом 1884 г. звания кандидата удостоен в 1894 г. после 2 лет службы по духовно-учебному ведомству за соч. на тему: «Нравоучительная часть Послания ап. Павла к Евреям (Х. 19 - XIII)» (НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1632). С 9 сент. 1892 г. Д. служил в канцелярии Казанской духовной консистории. С 3 дек. 1892 г. был надзирателем Казанского ДУ, с 21 окт. 1893 г.- учителем образцовой начальной школы при Казанской ДС, с 25 авг. 1895 по 24 янв. 1897 г.- наблюдателем церковноприходских школ Казанской епархии, с 1 авг. 1897 по май 1902 г.- одновременно законоучителем и настоятелем церкви Казанского учительского ин-та. С 13 сент. 1896 г. исполнял должность доцента КазДА на кафедре педагогики. В 1897-1917 гг. был членом епархиального училищного совета. 4 нояб. 1900 г. удостоен ученой степени магистра богословия. В 1901-1902 гг. находился в командировке в Германии с целью изучения методики преподавания педагогики в высших духовных и светских учебных заведениях. С 5 апр. 1904 г. экстраординарный профессор кафедры педагогики КазДА. В 1905-1906 гг. состоял членом Казанской духовной консистории. 18 окт. 1895 г. архиеп. Казанским и Свияжским Владимиром (Петровым) Д. был рукоположен во иерея. С 11 окт. 1902 г. клирик кафедрального Благовещенского собора в Казани, со 2 мая 1903 г. настоятель Николо-Низской ц. в Казани (в наст. время кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца). 6 мая 1909 г. возведен в сан протоиерея. В нач. сент. 1918 г. Д. оставил Казань с отступавшими белочехами и Народной армией Комуча. Ок. 1920 г. вернулся и был назначен настоятелем Троицкой ц. с. Усады (ныне в Высокогорском р-не Татарстана). 25 марта 1933 г. арестован по обвинению в принадлежности к нелегальному братству свт. Гурия. 10 окт. освобожден с подпиской о невыезде. Позднее дело было прекращено. Дальнейшая судьба Д. неизвестна. Его сын Александр (род. в 1895) преподавал в Казанском медицинском ин-те, был расстрелян 20 янв. 1941 г. в Казани.

http://pravenc.ru/text/180488.html

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству освятил храм в честь Собора Архангела Михаила в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни 17 марта 2014 г. 15:18 16 марта 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , совершил великое освящение нижней церкви в честь Собора Архангела Михаила храма святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского в Иоанно-Предтеченском скиту Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь . По окончании богослужения архиепископ Феогност обратился к собравшимся: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, священноархимандрит Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, просил меня передать свое благословение и благодарность наместнику Свято-Введенского монастыря Оптина пустынь архимандриту Венедикту, братии и трудникам, паломникам за святые молитвы и просил и впредь не забывать Святейшего Патриарха в ваших святых молитвах. Ибо, только нося тяготы друг друга, мы исполняем закон Христов. Когда мы перестаем молиться друг за друга, тогда входит диавол между нами и разрушает все, что существует на его пути. Всех благодарю за святые молитвы и поздравляю с великим освящением храма в честь Архистратига Божиего Михаила и всех прочих Честных Небесных Сил Бесплотных. Верим, что их предстательством, предстательством Архистратига Божиего Михаила, старцев Оптинских вновь возгорится свеча Оптинская, свеча Оптинских старцев и восстановится подвижническая молитвенная связь с теми, кто молился за всех до наступления смутного XX столетия. И свершится это по Промыслу Божиему тогда, когда сам Господь определит». В конце XIX века первоначально планировалось построить каменную пристройку к скитскому храму в честь Собора Иоанна Предтечи. Однако этот проект не был утвержден Калужской духовной консисторией «ввиду того, что подобные пристройки не разрешаются строительным уставом».

http://patriarchia.ru/db/text/3607884.ht...

14) Иеромонах Моисей 63 , (в мире Михаил Федорович Красильников), из купеческого сословия г. Болхова. Орловской губернии. Первоначально поступил в Козельскую Оптину пустынь, и определен в число братства указом от 14 февраля, 1839 г. Пострижен в монашество 17 ноября 1846 года, во иеродиакона рукоположен 17 апреля 1847 года преосвященным Николаем, епископом калужским; в иеромонаха рукоположен в 1855 года июня 19, преосвященным Григорием. По предложению преосвященного Григория, данному Калужской Духовной консистории, в 1858 году определен в Тихонову пустынь строителем; 22 августа того же года, награжден темно бронзовым наперстным крестом, на Владимирской ленте, в память войны 1853–1854 года. В 1862 году, июня 19, за примерную жизнь и неутомимые труды, о благе вверенной его строению обители, возведен в сан игумена, и тогда же награжден набедренником. В 1865 г., декабря 16 определен благочинным монастырей Калужской епархии. В 1867 г., мая 14, за отлично усердную службу, при доброхвальном поведении, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожалован золотым наперстным крестом, с выдачею о сем свидетельства из Калужской Духовной консистории. В 1868 г. декабря 12 указом за подчинена его благочинническому надзору основанная с BЫCOЧAЙIIIEГO утверждения, в имении г-жи Белокопытовой, Мосальского уезда, Калужской губ., Казанская Боголюбивая женская община. По указу Св. Синода, от 23 марта 1871 г., изложенному в указе Дух. консистории от 15 апр., за возведен в сан архимандрита. 21 апреля того же года, кроме требуемого уставом посещения монастырей и частных поручений, отдельно каждому монастырю. В 1871 г. по указу Духовной консистории назначен председателем комиссии и учреждения для произведения и возобновления построек на подворье Пафнутьева Боровского монастыря в Москве, каковое поручение возобновлено указом, от 20 декабря 1873 г., за 6021, и постройки окончены в ноябре месяце 1874 года. В 1874 г. по указу от 23 апр., за 1206, таковое же поручение возложено на него, по устройству Козельской Введенской Оптиной пустыни, больницы с церковью при ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Духовная консистория прислушалась к мнению Иакова и сменила руководство скита. Обязанности новой игуменьи возложили на монахиню Ксению. Из обители выдворили всех неблагонравных послушниц, и монастырская жизнь была налажена в строгом соответствии с уставом. Через несколько лет авторитет Свято-Георгиевского монастыря был восстановлен и его вновь стали посещать многочисленные паломники и простые верующие. После прихода на полуостров Крым советской власти киновия прекратила свое существование. Катерлезский монастырь закрыли самым первым из всех скитов Крыма. Сначала, в 1921 г. новая власть Керчи приняла постановление о закрытии святого места и создании на его месте трудовой колонии. Послушницы, не желающие отказываться от монашеского обета, перебрались в Космо-Дамиановскую обитель. Больше половины монахинь не хотели уезжать. Они остались, но им пришлосьдокументально подтвердить свой отказ от монашества. Женщины занимались разведением скота и трудились на виноградниках в колонии. Вскоре на территории бывшего монастыря начал работать детский дом. Православные христиане села Катерлез обратились к властям с просьбой о передаче им монастырской церкви Св. Георгия. В ответ они получили отказ. В 1924 г. Районный исполнительный комитет Керчи принял решение о ликвидации монастырского комплекса и дома для сирот. За несколько месяцев почти все здания разобрали. Пригодные материалы отвезли на стройку. Сооружения, с трудом поддающиеся демонтажу, взрывали. Взрывчатку заложили и под камень, на вершине которого, согласно легенде, произошло явление святого всадника Георгия Победоносца. Ценный артефакт разлетелся на осколки. Сохранился лишь каменный фрагмент с отпечатком конского копыта. Возрождение одной из главных святынь и достопримечательностей Керчи началось в первой половине 1990-х гг. В двух полуразрушенных корпусах Свято-Георгиевского монастырского комплекса поселилось несколько монахинь. Ими руководила игуменья Анилина. Женщины своими руками сделали в корпусах печи, как могли, отремонтировали здания и расчистили площадку под строительство уничтоженного большевиками храма.

http://sobory.ru/article/?object=26595

Кажется, не было уголка в церковной жизни, куда бы не заглянул святитель и где бы не проявил своего отеческого и пастырского внимания. Он был строг и требователен, ибо великую тяжесть ответственности за спасение душ человеческих возлагает Господь на плечи архипастыря вместе с епископским омофором. Из инструкции священникам (не ссориться, достойно вести себя в алтаре, не совершать незаконных браков, не отлучаться без разрешения на ярмарки, совершать литургии Преждеосвященных Даров Великим постом 481 , не пьянствовать по шинкам, содержать храмы в чистоте, под страхом строгого наказания благоговейно относиться к Святым Тайнам 482 , употреблять для Евхаристии свежее, а не прокисшее вино...) – ясно рисуется печальная картина нравов Воронежского духовенства. Консистория своими порядками также доставляла немало забот святителю. Не раз штрафовал он членов консистории и секретаря за неправедные решения: запретил применять телесные наказания к священникам и грубо обращаться с ними. Чтобы повысить образовательный ценз духовенства, святитель открыл два духовных училища в Острогожске и Ельце и семинарию в Воронеже со строгим уставом преподавания. В инструкции для семинарии он внушает воспитанникам, чтобы они смотрели на будущее служение не как на средство к жизни, а как на подвиг ради Бога и ближних. В Воронежской епархии было 13 монастырей. Святитель приказал всем монахам иметь Новый Завет , по понедельникам читать чин пострижения, чтобы не забыть обеты монашеские; запретил братии ходить на поминки, если они устраивались вне монастыря. Отлучки из монастыря не были разрешены даже настоятелям. «В монашество постригать не спешите, – писал святитель, – черная риза не спасет. Кто и в белой ризе, да послушание, смирение, да чистоту имеет, есть непостриженный монах» 483 . Кто из монахов плохо себя вел в храме, святитель приказал того штрафовать на один рубль, который должен был опускаться в железный ящик, прикованный специально для этой цели на видном месте. Много потрудился святитель и над воспитанием своей паствы из мирян. Велел священникам каждый праздник обязательно произносить проповеди – толкование на Евангелие или псалмы, а за неисполнение подвергал их штрафам. По церквам были разосланы наставления:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как действительное положение церкви настоящего времени, так и прошлого ее показывают, что содержание полномочий ее властных органов весьма разнообразно и по временам испытывало значительное изменение и количественное, и качественное. В настоящее время в русской церкви объем полномочий церковной власти много уже, теснее, чем-то было в древней русской церкви патриаршего и митрополитского периода. Равным образом и качество полномочий церковной власти настоящего времени далеко не так разнообразно, как то было в древности. Стоит сравнить только полномочие судебной власти по древним регламентам напр. уставам Владимира, Ярослава, духовному регламенту Петра Великого с действующим в настоящее время уставом духовных консисторий, чтобы ясно увидеть весьма большую разность полномочий власти русской церкви за древнее и новое время. Такая же разность открывается и из сравнения между собою отдельных поместных церквей. Конечно, это разнообразие между отдельными поместными церквами и даже отдельными периодами в жизни одной и той же церкви никогда не заходит так далеко, чтобы исключало единство и общность: ибо в противном случае не могло бы быть и речи о церковной власти вообще, как особом виде власти. Действительность именно показывает, что при большем или меньшем разнообразии в объектах, на которых действует церковная власть, в органах, чрез которых она действует и в частных формах применения ее, в каждый момент времени каждая поместная церковь удерживает единые и общие всем им начала во всех сих отношениях. Дабы удобнее рассмотреть в целой массе полномочий церковной власти общее и разнообразное представим попытку научной их классификации. Почин в этом деде принадлежит средневековой науке. В своей „Summa theologiae» Фома Аквинский говорит: „ церковная власть – двух родов: таинственная и правительственная. Таинственная власть есть та, которая сообщается чрез какое-либо посвящение, а власть правительственная есть та, которая сообщается простым человеческим уполномочием“ 4 . Что в основе этой классификации лежит метко схваченная черта, различающая действительно один род полномочий церковной власти от другого – это совершенно верно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

По указу Святейшего синода в 1859 г. возведена в сан игуменьи Преосвященным Игнатием. игуменьей Серафимой в Иоанно-Мариинском монастыре были установлены порядки в соответствии с уставом Афонских монастырей. Жизнь протекала в постах и молитвах. «Во все посты, установленные церковью, не только монахини, но и послушницы, все без изъятия, очищают совесть свою покаянием и приступают к чаше Христовой. В Рождественский же пост и пост Святой четырехдесятницы старшие послушницы говеют по дважды, а монахини даже по три раза, проводя, таким образом, все церковные посты в строгом пощении». В 1862 г. игуменья Серафима награждена Нагрудным Крестом за благоустройство монастыря, нравственное направление сестер, «за усердное старание и труды в устроении храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы». Уже к 1876 г. при монастыре начинает действовать Первоначальная бесплатная школа для мальчиков и девочек. Располагалась она в каменном монастырском доме, обучением детей занимался дьякон Иоанн Курдюмов, он же преподавал Закон Божий. Во времена русско-турецкой войны 1877-1878 гг. послушницы монастыря изготавливали для военных лазаретов различные вещи. Монахини в качестве медсестер ухаживали за ранеными и больными воинами. В «Кавказских епархиальных ведомостях» за 1880 г. имеется свидетельство о том, что послушницы монастыря: Евдокия Прядкина, Прасковея Белова и Евдокия Криволапова приняли предложение Ставропольского Дамского Комитета Красного Креста заниматься уходом за больными от действующей в городе Ставрополе и Ставропольской губернии эпидемии дифтерита. Таким образом, в начале XX века Ставропольский Иоанно-Мариинский монастырь уже входил в число крупнейших монастырей на Юге России (около тысяч монахинь и послушниц). Вот что пишет в своем рапорте в Ставропольскую Духовную консисторию от 17 февраля 1918 г. настоятельница монастыря Игуменья Нина: «монастырю принадлежит 24 десятин леса, 200 десятин пахотной и сенокосной земли, а также хутор, находящийся на реке Ташле, пожертвованный отставным надворным советником Василием Иноземцевым, с принадлежащими к нему в 8 десятин 1780 квадратных сажень земли».

http://sobory.ru/article/?object=21079

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010