Особо следует сказать о фасадах собора. Дело в том, что к нему примыкало здание Казенной палаты и практически полностью закрывало собор с востока. Апсиды, которые вы видите сейчас, вырублены в толще восточной стены этой палаты уже в XVIII веке. Так вот в процессе их реставрации мы обнаружили следы примыкания Казенной палаты, обнаружили следы лестницы, которая шла под кровлю палаты, следы сводов помещений этой палаты... Все они выявлены на фасаде для того, чтобы зритель смог увидеть место нахождения исчезнувшего комплекса Казенного двора. Мы установили, что все пространство между Архангельским и Благовещенским соборами было занято Казенным двором. Мы обнаружили и отреставрировали остатки этого исчезнувшего строения. Так грозненский этап истории этого памятника предстал перед нами. — Иными словами, собор получил новую экспозицию? — Помимо научного исследования у реставрации была еще одна цель: не только выявить следы, которые свидетельствуют о разных периодах в истории собора, но и сделать их видимыми. Это принятая в мире практика. — Что дальше? — Планомерная реставрация ансамбля Московского Кремля только началась, мы в начале борьбы с равнодушием и нежеланием узнать больше о самих себе. И пока нам удается отвоевывать у прошлого непрочитанные страницы и скрытые под толщей веков камни. Мы полностью изучили Благовещенский собор и реконструировали его историю. На том же пути находимся в отношении Архангельского собора. Надеемся начать планомерную реставрацию Успенского собора — она тоже предполагает массу открытий. Продолжаем реставрацию Патриаршего дворца — сложную структуру палат Патриарха Никона . Беседовала Анастасия Литовченко «Российская газета», федеральный выпуск (116) от 1 июня 2011 г. за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1507837...

Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.  На сугубой ектении были вознесены особые прошения. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о Святой Руси.  Проповедь перед причастием произнес архимандрит Августин (Пиданов), настоятель Патриаршего подворья при храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы.  Депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Патриаршего Успенского собора Н.Ю. Чаплин, заместитель директора музеев Московского Кремля по научной работе А.Л. Баталов и ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля протоиерей Вячеслав Шестаков в алтаре собора представили Его Святейшеству проект пелены и покрова для раки с мощами святителя Петра, Митрополита Киевского, Московского и всея Руси.  По завершении Литургии было совершено славление у мощей святителя Петра. Святейший Патриарх Кирилл прочитал у раки с мощами молитву святому.  Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, посвященную особой исторической роли служения святителя Петра Московского.  Затем Святейший Владыка приветствовал посетившую богослужение делегацию Маланкарской Ортодоксальной Сирийской Церкви Индии во главе с ее Предстоятелем:  «Сегодня мы имеем честь и радость приветствовать Его Святейшество Василия Мар Фому Матфея III, Католикоса всего Востока, Патриарха Маланкарского, а также сопровождающих его лиц. Ваше Блаженство! Вы представляете древнюю Маланкарскую Церковь Индии, которая была основана в I веке апостолом Фомой. На протяжении тысячелетий Маланкарская Церковь несла служение на индийской земле и сумела сохранить свою подлинность, идентичность и верность апостольской традиции. Вы находились и находитесь в окружении нехристианского большинства, и потому требуется особая мудрость и одновременно особое благочестие, взирая на которое, ваши нехристианские сограждане проникались бы уважением к Вам, Ваше Блаженство, епископату и ко всей Церкви Маланкарской. В этом смысле Вы несете очень важное свидетельство Православия в одной из самых многонаселенных стран мира, в которых христианство не является религией большинства. 

http://mospat.ru/ru/news/90709/

В мае 2009 года региональное общественное движение «Народный собор» и Женское православно-патриотическое общество, объединившие более 250 общественных организаций из разных регионов страны, выступили с инициативой постановки памятника Святейшему Патриарху Ермогену – великому патриоту и защитнику Отечества к 400-летию со дня его мученической кончины и к 100-летию прославления в лике святых. Для решения этой задачи был создан Региональный общественный фонд содействия инициативе общественных организаций по постановке памятника Патриарху Ермогену. Деятельность Фонда получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Хроника наиболее значимых событий современного этапа осуществления исторического проекта по постановке памятника Патриарху Ермогену: 16 июля 2011 года в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по просьбе Фонда освятил у мощей святителя Гермогена икону, написанную в преддверии юбилейных торжеств, посвященных 400-летию мученической кончины (2012) и 100-летию прославления Патриарха Ермогена в лике святых (2013) и благословил крестный ход по пути народного ополчения Минина и Пожарского. В период с 21 по 23 сентября 2011 года состоялся крестный ход из Нижнего Новгорода в Москву, с новонаписанной иконой священномученика Ермогена, который прошел по территории пяти областей и завершился на Красной площади в Москве. 1 марта 2012 года, в день 400-летия со дня мученической кончины святителя Ермогена, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь священномученика Ермогена в районе Крылатское Западного административного округа города Москвы. 3 марта 2012 года, в день памяти священномученика Ермогена у стен Московского Кремля, в Александровском саду, Святейший Патриарх Кирилл возглавил освящение закладного камня в основание памятника святителю Ермогену – инициатору освобождения страны от иноземцев в 1612 году, замученному интервентами в Чудовом монастыре. Перед этим была совершена Божественная литургия в Успенском соборе Кремля, где покоятся его святые мощи. Там же Святейший Патриарх Кирилл объявил конкурс на создание памятника. «Надеюсь, что народ наш соберет средства, найдутся умельцы, которые воплотят глубинный смысл подвига великого патриота и Патриарха земли Русской», – сказал Предстоятель Церкви.

http://pravoslavie.ru/61754.html

За богослужением молились: Патриарший экзарх Африки, сопредседатель Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью митрополит Клинский Леонид; секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов); сотрудник секретариата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеродиакон Петр (Ахматханов).  Богослужение в Успенском соборе Кремля посетили Предстоятель Маланкарской Ортодоксальной Сирийской Церкви Индии Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III, находящийся в России с официальным визитом, и сопровождающие Святейшего Католикоса члены делегации Маланкарской Церкви: сопредседатель Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью митрополит Нью-Йоркский Захария Мар Николовос; секретарь Священного Синода митрополит Ниранамский Юханон Мар Хризостомос; председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Делийский Юханон Мар Деметриос; митрополит епархии Великобритании, Европы и Африки Абрахам Мар Стефанос; викарий Собора Пресвятой Богородицы в г. Куала-Лумпур хорепископ Филипп Томас; глава Секретариата Маланкарского Католикоса священник Абрахам Джонс; сотрудник Секретариата Маланкарского Католикоса священник Саджи Варугезе; исполнительный директор ОВЦС священник Ашвин Фернандис; личный секретарь Маланкарского Католикоса священник Джонсон Байджу; руководитель Церковной Ассоциации Б. Оомен; член Церковного Совета Маланкарской Церкви Д. Мэтью; руководитель программ по международным делам Маланкарской Церкви К.Д. Коши и представитель индийской диаспоры России Ч. Ипен.  На богослужении также присутствовали: депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, староста Патриаршего Успенского собора в Кремле Н.Ю. Чаплин; заместитель генерального директора музеев Московского Кремля по научной работе А.Л. Баталов.  Богослужебные песнопения исполнил хор храма великомученика Дмитрия Солунского — Патриаршего подворья в селе Дмитровское Красногорского района Московской области под управлением А.М. Харьковой. 

http://mospat.ru/ru/news/90709/

23 мая в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре прошли переговоры Блаженнейшего Патриарха Феофила и Святейшего Патриарха Кирилла, в ходе которых обсуждались вопросы, касающиеся двусторонних отношений между Иерусалимской и Русской Православными Церквами, а также  темы общеправославного характера. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил был награжден орденом святого равноапостольного великого князя Владимира (I степени). Также церковные награды были вручены членам делегации Иерусалимской Церкви. 24 мая, в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, Предстоятели Иерусалимской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, приняли участие в Крестном ходе из Кремля к памятнику Кириллу и Мефодию на Славянской площади и совершили молебен у памятника. Блаженнейший Патриарх Феофил и Святейший Патриарх Кирилл также совершили Божественную литургию в Никольском Морском соборе Кронштадта. В ходе визита Блаженнейший Патриарх Феофил принял участие в освящении памятника священномученику Ермогену у стен Московского Кремля, посетил Троице-Сергиеву Лавру, Иерусалимское подворье в Москве и художественно-производственное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино». Главы Иерусалимской и Русской Православных Церквей встретились с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в его резиденции в Сочи. Предстоятель Иерусалимской Церкви также побывал на острове Валаам, где молился за Божественной литургией в главном соборе Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря и осмотрел его многочисленные скиты, и в Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге Его Блаженство посетил Казанский кафедральный собор, собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови), Исаакиевский собор и Троицкий собор Александро-Невской Лавры. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за дарованную радость сослужения и братского общения Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всей Палестины Феофила и Предстоятеля Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3102900...

6/19 января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Христа Спасителя. После богослужения возглавил крестный ход к Москве – реке, где совершил освящение вод. 7/20 января. Служил литургию в храме Николая Чудотворца Новоспасского монастыря. 9/22 января. Служил литургию в Успенском соборе Кремля. 12/25 января. Служил литургию в храме Ермолая на Садовой («на Козьем болоте»). 13/26 января. Служил литургию в храме Николая Чудотворца лицея цесаревича Николая на Остоженке. После богослужения присутствовал на торжественном собрании, посвященном 50 – летию основания лицея. 14/28 января. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Воробьине на Воронцовом поле («на Гостиной горке»), где произнес проповедь «Россия в проказе». («Эти мучительные переживания прокаженных невольно напоминают собою то ужасное состояние, в котором находится ныне наша дорогая родина, страдалица Россия. Все тело ее покрыто язвами и струпами, чахнет она от голода, истекает кровью от междоусобной брани. И как у прокаженного отпадают части ее – Малороссия, Польша, Литва, Финляндия, и скоро от великой и могучей России останется только одна тень, жалкое имя».) 19 января/1 февраля. Патриаршее послание об анафематствовании гонителей Церкви и сеятелей братоубийственной брани. 20 января/2 февраля. Председательствовал в заседании возобновленного после перерыва Церковного Собора. В этот день Совет народных комиссаров принял «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах». 21 января/3 февраля. Служил литургию в храме Воздвижения Креста Господня Алексеевского монастыря. После богослужения произнес поучение. 22 января/4 февраля. Председательствовал на заседании Церковного Собора. Принял депутацию от Братства Петроградских приходских советов. 23 января/5 февраля. Служил литургию в Успенском соборе Кремля и возглавил крестный ход вокруг Кремля. 24 января/6 февраля. Председательствовал на заседании Церковного Собора, где было рассказано о попытке большевиков захватить Александро – Невскую лавру и убийстве при этом протоиерея Петра Скипетрова.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Поставлены у живоначальные Троицы над пророки» 983 . К началу XVII в. в старом иконостасе Успенского собора Московского Кремля над пророческим рядом стоял 21 праотеческий образ 984 . Т. В. Толстая 985 , В. А. Плугин 986 и Г. В. Попов 987 полагают, что этот ярус иконостас Успенского собора получил, вероятно, во второй половине XVI в. Гораздо больше сведений существует о праотеческих рядах в иконостасах первой половины XVII в. По описи 1601 г. в иконостасе придельной церкви чудотворца Кирилла Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря над двенадцатью пророками «праотцы поясные. Венцы и оклад серебрян золочен басмян» 988 . Опись 1614 г. Свияжского Богородичного монастыря называет 17 икон праотцев в рост с «Отечеством» в центре ряда 989 . В фонде живописи Музея «Московский Кремль» сохранились 13 икон праотцев в рост с «Отечеством» в центре ряда 1628 г. из собора Чудо в Хонех Чудова монастыря. В 1630 г. для иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря были написаны 25 праотеческих образов 990 . Опись 1632 г Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря отмечает 28 икон праотцев в рост 991 . В 1634 г. в кремлевском Благовещенском соборе в главном иконостасе над пророками опись отмечает праотцев по сторонам Спаса Нерукотворного: «В третьем тяблъ: Образ Пресвятыя Богородицы и Пророки на семнадцати дскахъ. Па тьх же дскахъ, на верху, образ Спасовъ Перукотворенный, по сторонами Праотцы. Оклады и вънцы серебряные, сканые жъ, золочены, съ финифты» 992 . Опись 1641 г Софийского Успенского собора в Вологде фиксирует 25 икон, причем образы пророка и праотца располагались на одной доске 993 . Опись 1652 г. Троицкого собора Костромского Ипатьевского монастыря приводит 20 икон с «Отечеством» в центре ряда 994 . В описи 1595 г. этого же собора праотеческий ряд еще отсутствует 995 . К середине века сложился тот тип пятиярусного иконостаса. какой сохранился в кафедральном Успенском соборе Московского Кремля. Он включал в себя праздничный и полнофигурные деисусный, пророческий и праотеческий рады.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Собор стал местом многолюдного и неиссякаемого паломничества к «святоцелительному гробу» святого Василия. В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора — «Храм св. Василия Блаженного». Возле храма «на Рву» был погребен, согласно его завещанию, и другой юродивый — Иоанн, по прозвищу Большой Колпак (3 июля 1589 г. — преставление, 12 июня 1672 г. — обретение мощей). Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти». На протяжении четырех с половиной столетий Покровский собор был свидетелем всех значительных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные процессии и торжественные крестные ходы, объявлялись государственные указы и составлялись прошения, вокруг него кипела городская жизнь. В 1913-1918 гг. должность протоиерея Покровского собора занимал священномученик Иоанн Восторгов. Как памятник национального и мирового значения Покровский собор стал одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 года. В конце 1919 года в Покровском соборе службы были прекращены, но в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1928 года. В 1923 году открылся историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 года — филиал Государственного Исторического музея). Церковная жизнь вернулась в Покровский собор в 1990 году, в престольный праздник, когда 13 октября, после 70 лет перерыва, отслужили всенощную, а 14 октября Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры Российской Федерации и Московской Патриархией в ноябре 1992 года было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве», обязательства по которому неукоснительно выполняются всеми сторонами и участниками соглашения — Минкультуры России, Московской Патриархией, Музеями Московского Кремля и Государственным Историческим музеем.

http://patriarchia.ru/db/text/1559602.ht...

2613. Дмитриев В. В. Инженерно-геологические проблемы реставрации: Тез. докл.//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 185–186. 2614. Клокова Г. С. Проблемы сохранения церковных ценностей в действующих храмах//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 196–199. 2615. Коновалов И. В. Российские колокола в послереволюционный период: Колокола Московского Кремля//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 148–160. 2616. Кудрявцева Т. Н. Возрождение русского высокого иконостаса: Тез. докл.//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 176–177. 2617. Маслов К. И. Академик Ф. Г. Солнцев художник-археолог, реставратор, церковный живописец//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 209–219. 2618. Михайлов Б., свящ. Возвращение святынь Русской Православной Церкви и современные принципы их хранения в действующих храмах//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 200–205. 2619. Панова Т. Д. Археологические древности московского Кремля: Церковная культура русского средневековья//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 50–67. 2620. Панова Т. Д. Данные археологии об атрибутике русского монашества периода средневековья (XI-XVI вв.)//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 144–151. 2621. Пока в Москве строили храм Христа Спасителя/Д. А.//АиО. 1997. 3(14). С. 396. О разрушающейся Богоявленской церкви в Лядинах (близ гор. Каргополя, XVIII в.) и необходимости ее реставрации. 2622. Рындина А. В. К вопросу о реликвиях св. Димитрия Солунского в Успенском соборе Московского Кремля//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 28–41. Попытка атрибуции «гробной доски» XI в., иконы и скульптурного образа. 2623. Филиппенко Р. И. Е. К. Редин – исследователь религиозных памятников искусства Харьковской губернии//BiP. 2000. 1. С. 224–228. См. также 767, 1366. Проблемы реставрации 2624. Головкова Д. С. Владимир Борисович Постернак. 1947–1997: (Некролог)//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 260. В. Б. Постернак – преподаватель кафедры реставрации ПСТБИ. 2625. Данилина Г. Я. Николай Андреевич Баранов (По материалам архива, собранного В. В. Барановым)//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 342–348. Н. А. Баранов – реставратор икон прп. Андрея Рублева (Звенигород, ТСЛ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Два года назад участники " Народного Собора " развернули кампанию за возвращение знаменитой чудотворной иконы на ее прежнее место – Спасскую башню Московского Кремля с целью возвращения главной башне страны первоначального исторического облика. В мае 2009 года иконописцем Дмитрием Винокуровым по заказу " Народного Собора " был сделан список знаменитой иконы по сохранившейся старинной литографии. Этот список был освящен в ночь с 23 на 24 мая 2009 года на Патриаршем подворье храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках игуменом Иоанном (Ермаковым). А уже утром 24 мая в праздник Святых Равноапостольных Мефодия и Кирилла участники " Народного Собора " пронесли эту икону крестным ходом до ворот Спасской башни Московского Кремля, где она встречала крестный ход из Успенского собора во главе с Патриархом Кириллом. Причем икона прошла до Спасской башни во главе всего крестного хода. После этого было принято решение привезти этот список чудотворной иконы в Вятку, откуда он прибыл боле 350 лет назад в столицу и пронести его Великорецким крестным ходом. К этому решению участников " Народного Собора " сподвигнул удивительный факт. Несколько лет назад, когда только возник " Народный Собор " , на Патриаршем подворье в Сокольниках, для защиты которого от рейдеров и сплотилось это общественное движение, произошло обновление иконы Николая Чудотворца. Эта совершенно черная икона, подаренная кем-то из прихожан, в течение года совершенно обновилась и приобрела яркий цвет. Примерно в то же время в Вятке в Спасском соборе (он построен на месте Троицкой церкви, в которой находился знаменитый чудотворный образ Спасителя, давший название главной башне Московского Кремля) произошло другое чудесное событие. Здесь также полностью обновилась совершенно потемневшая икона Спаса Нерукотворного, подаренная прихожанином. Прибыв в Вятку, которая до сих пор все еще называется Кировым, участники " Народного Собора " принесли список чудотворной иконы в Спасский собор. Настоятель храма отец Александр Перминов радостно встретил икону и благословил прибывших на крестный ход участников " Народного Собора " .

http://pravoslavie.ru/30744.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010